Трамвай был необходим для съемок сериала. Он появляется в 1 и 2 сериях: во время трагического инцидента с Берлиозом и во время путешествия кота Бомота. Трамвай № 2424, который использовался в фильме, до сих пор можно увидеть на улицах Санкт-Петербурга.
Мастер и Маргарита: существует ли проклятие?
Фильм «Мастер и Маргарита», поставленный режиссером Владимиром Бортко, в этом году отметил свое 15-летие. Некоторое время назад режиссеру не позволили взяться за эту пьесу: Считается, что экранизировать великий роман Булгакова невозможно. Сериал давно вошел в историю отечественного кинематографа, и споры о «проклятии дьявола» не утихают. В конце концов, столько актеров умерло.
Многие режиссеры хотели превратить этот роман в фильм. Эльдар Рязанов и Элем Климов разработали планы по снятию «Мастера и Маргариты» (каждый в своей версии) в конце 1980-х годов. По разным причинам этого не произошло. Александр Алов и Владимир Наумов также решили отредактировать роман после успеха булгаковского фильма «Побег». И они тоже сдались.
— Однажды ночью мне приснился сон. Вдова Булгакова стояла в квартире и сказала мне: «Михаил просил передать, чтобы вы не трогали «Мастера и Маргариту». Я вскочил, застрял на улице и ударился коленом о прикроватную тумбочку. А вдова стоит у лифта и добавляет в конце: «И не позволяйте никому прикасаться к ним». Я просыпаюсь утром и удивляюсь, что за странный сон мне приснился. Я посмотрел на свое колено, там был огромный синяк. В общем, мы с Сашей отошли от картины.
Под руководством Юрия Кары он не только приступил к съемкам «Мастера и Маргариты», но и снял фильм.
Это только для того, чтобы увидеть результат за многие годы, никто не смог. Этот фильм в целом не понравился с самого начала. Во время съемок с операторами всегда происходила пародия: они уходили по личным причинам, а потом просто исчезали. Во время работы над фильмом было заменено шесть человек.
Уже отснятый фильм пролежал на полке 14 лет, ожидая своего часа — все эти годы шли разборки между режиссером и продюсером. Только в 2006 году фильм «Мастер и Маргарита» был представлен на кинофестивале. До премьеры не дожили актеры Борислав Брондуков (Варенуха), Спартак Мишулин (Арчибальд Арчибальдович), Виктор Павлов (Бегемот) и композитор Альфред Шнитке. Фильм не вызвал интереса у зрителей. Тех, кто видел эту киноверсию, можно пересчитать по пальцам одной руки. И они говорят, что фильм настолько слаб, что его вообще не стоило показывать в кинотеатрах.
ТАИНСТВЕННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ
Владимир Бортко вообще не верил в мистику. Поэтому неудачи других режиссеров, пытавшихся показать «Мастера и Маргариту», не принимаются во внимание. Однако сначала его постигла неудача: когда в 2000 году он приступил к съемкам и даже снял фильм «Пилот», выяснилось, что права на роман перешли к наследникам Булгакова.
В течение пяти лет директор ждал решения этого вопроса. Когда вопрос с правами был решен и Бортко собирался вернуться, произошло нечто странное.
— В тот день я был на Патриарших озерах. Один человек, проходивший мимо, вдруг сказал мне: «Ты все равно ничего не получишь», — и ушел», — рассказывает режиссер.
Кто был этот человек, Бортко не знает; больше он его не видел. Но съемки прошли гладко, как уверяет нас режиссер. Более того, по словам Владимира Бортко, ему еще и повезло. Погода, например, которая часто разочаровывает съемочные группы и с которой, конечно, можно не соглашаться, «вела себя» как послушный актер: ни одна съемка не была отменена из-за его капризов.
ОТКАЗ ЯНКОВСКОГО
Если Бортко не верил в «проклятие романа», то некоторые из актеров, которым он предложил роли в своем фильме, были настроены иначе. Кто-то отказался сниматься сразу и безоговорочно, кто-то — задумался. По этой причине в фильме не появились Александр Калягин (он предназначался на роль Берлиоза), а также Владимир Машков и Евгений Миронов (оба могли бы сыграть Мастера).
Александр Панкратов-Черный, которому Бортко предложил роль Варенухи, сначала отказался от участия, но сыграл Степу Лиходеева.
По замыслу Бортко, роль Воланда должен был сыграть Олег Янковский. Актер долго думал над этим. Но потом он извинился за свой отказ.
— Я не знаю, как играть с Воландом. С каким костюмом он должен быть. В книге его одежда описана подробно, но это литература. И когда он появляется на экране: Почему он такой, а не такой? — Олег Иванович объяснил позже. — И, как ни странно, это слабая роль. Все происходит не с Воландом, а вокруг него. Я не хочу просто моргать, чтобы казаться убедительным. Но главная причина: я верю, что играть дьявола можно не больше, чем Господа Бога. Вы можете играть Иисуса Христа, он был реальным человеком.
И это не должно быть тронуто. Не во всем романе Булгакова — в Воланде.
Это парадокс судьбы: Олег Басилашвили, сыгравший Воланда, еще жив, а Олег Янковский умер в 2009 году.
Однако справедливости ради стоит сказать, что на съемках с Басилашвили произошла странная история, которой нет объяснения. Во время монолога актер Воланд внезапно задыхается, а затем теряет голос. Врачи, которые немедленно доставили Олега Валашвили, обнаружили кровотечение в правых голосовых связках и рекомендовали актеру некоторое время сохранять полное молчание.
Но в последнее время Басилашвили хорошо работает со связями. Комментируя свое участие в фильме, он сказал о персонаже, которого он играет:
— Воланд — не сатана, который соблазняет людей на грех. Его компания приехала в Москву, чтобы установить некоторые стандарты. Он совершает добрые дела и в некотором смысле является союзником Иешуа. Да, он жестоко наказывает атеиста Берлиоза, сеющего неверие в сердцах горожан, негодяя, который становится обличителем барона Майгеля. И в то же время Воланд делает все возможное, чтобы заставить поэта Бездомного задуматься о жизни и превратить его в ученого, историка или философа. А мастер, пророк и гений любви Маргарита отворачивается от общества и идет навстречу смерти. Не случайно эпиграф романа гласит: «Я — часть той силы, которая вечно желает зла и вечно осуществляет добро».
В сцене, где кот выносит из огня рукопись Бегемота, на титульном листе есть надпись: автор — Николай Афанасьевич Максудов, название рукописи «Понтий Пилат» и год издания — 1934.
Олег Басилашвили (1934)
Сериал «Мастер и Маргарита»: актер Олег Басилашвили в роли Воланда тогда и сейчас
Актер Олег Басилашвили взял на себя роль модернизированного Мефистофеля, который приехал в шумную столицу, чтобы посмотреть на жителей и исполнить настоящий танец Сатаны. По мнению критиков, Воланд был не так уж хорош — гораздо лучше Князя Тьмы изобразил Валентин Гафт, снявшийся в киноверсии 1994 года.
Сегодня мастер реинкарнации больше не появляется в фильмах. Талантливый художник полностью посвящает себя политике.
Анна Ковальчук (1977)
Сериал «Мастер и Маргарита»: актриса Анна Ковальчук в роли Маргариты — тогда и сейчас
Работа актрисы Анны Ковальчук порадовала критиков. Актриса сыграла в фильме роль Маргариты. Ковальчук удалось максимально приблизить свою героиню к литературной модели.
После премьеры фильма «Мастер и Маргарита» талантливая актриса пополнила свою фильмографию новыми работами. Сегодня Ковальчук работает в Театре имени Ленсовета. Совсем недавно, в 2016 году, она снялась в фильме «Ура! Праздники!
Александр Галибин (1955)
Сериал «Мастер и Маргарита»: актер Александр Галибин в роли Мастера — тогда и сейчас.
Актеру Александру Галибину досталась роль интеллигентного Мастера, которого по совету завистников упекли в психиатрическую лечебницу. Персонаж, которого в итоге воплотил Сергей Безруков, был рассмотрен актером со всех сторон.
После премьеры фильма Галибин снялся в ряде других проектов, самыми востребованными из которых стали сериалы «Свой — чужой», «Морозова» и полноценные картины «Судьба государева» и «Возмездие».
На съемках Анны ей пришлось менять совершенно неожиданные картины. Из любящей жены богача она превратилась в свободную и величественную королеву. Ковальчук был снят обнаженным и в «металлическом» костюме для обнажения.
БОРИС ХМЕЛЬНИЦКИЙ
Хотя Хмельницкий и Смехов играли эту роль в одном театре, Воланд оказался совсем не похож на первого. И, кстати, многие зрители требовали именно Хмельницкого, когда Театр на Таганке выезжал с этим спектаклем на гастроли.
Но эта роль оказала очень негативное влияние на карьеру актера. Любимов сначала включил Бориса в основной состав, а потом выгнал без объяснения причин. Когда Хмельницкий узнал, что режиссер ожидает от него «спуска на землю» за эту роль, он написал заявление об уходе из театра.
Многие друзья Хмельницкого связывают роль Воланда с другими несчастьями в его личной жизни — скорым разводом с Марианной Вертинской и даже смертельной болезнью.
ВИКТОР АВИЛОВ
Пожалуй, самым колоритным Воландом был Виктор Авилов, сыгравший его в Юго-Западном театре. Мистика образа была ощутима для зрителей.
Утверждалось, что сам актер обладал гипнотическими способностями и мог даже исцелять людей. Но этот факт, как и роль Воланда, привнес в его жизнь только негатив. Он умер от рака в возрасте 51 года.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКРАНИЗАЦИИ
Удивительно, но «Мастер и Маргарита» стал первым фильмом, который был адаптирован иностранцами. Первая очень либеральная интерпретация была сделана итальянцами в 1972 году — здесь Воланда сыграл Ален Кюни.
А в 1988 году поляки с Густавом Холоубеком в этой роли. Эта адаптация была ближе к классической интерпретации и даже понравилась многим.
Оба актера прожили долгую жизнь, и влияние Воланда на них может быть только совпадением.