Для съемок сериала был необходим трамвай, который появляется в первой и второй сериях: во время трагического инцидента с персонажем Берлиозом, а также во время необычного путешествия кота Бомота. Трамвай № 2424, использованный в фильме, до сих пор можно увидеть на улицах Санкт-Петербурга.
Мастер и Маргарита: существует ли проклятие?
Фильм «Мастер и Маргарита», срежиссированный Владимиром Бортко, в этом году отметил свой 15-летний юбилей. В прошлом режиссеру долгое время отказывали в возможности адаптировать для экрана этот выдающийся роман Михаила Булгакова, поскольку многие считали, что экранизировать его невозможно. Сериал уже давно вошел в историю российского кинематографа, что привело к постоянным спорам о существовании так называемого «проклятия дьявола», учитывая, что множество актеров, принявших участие в производстве, скончались в трагических обстоятельствах.
Многочисленные режиссеры на протяжении времени хотели превратить этот значимый роман в фильм. Так, Эльдар Рязанов и Элем Климов разработали собственные планы по экранизации «Мастера и Маргариты» в конце 1980-х годов. Однако по различным причинам их проекты так и не были реализованы. Александру Алову и Владимиру Наумову тоже не удалось снять фильм на основе этого шедевра после их успеха с экранизацией другого произведения Булгакова, «Побег». И они также отказались от задуманного.
— Я однажды ночью увидел сон. Вдова Булгакова вошла в мою квартиру и сказала: «Михаил просил передать, чтобы вы не прикасались к «Мастеру и Маргарите». Я тут же проснулся, ощущая, как сильно я ударился коленом о прикроватную тумбочку, когда вскочил. Вдова добавила у лифта: «И не позволяйте никому с ними работать». Утром я удивлялся этому странному сну, а на колене вообще образовался большой синяк. В итоге мы с Сашей решили отойти от этой картины.
Тем не менее, Юрий Кара приступил к производству «Мастера и Маргариты» и снял фильм.
Однако никто не увидел результаты этой трудоемкой работы на протяжении многих лет, и фильм оказался под запретом. С самого начала он не пользовался популярностью, и создание картины стало настоящей комедией ошибок: операторы уходили с проекта по личным причинам, а многие просто исчезали. В итоге, на протяжении съемок фильм сменил около шести операторов.
Фильм, уже отснятый, пролежал на полке целых 14 лет, ожидая своего часа, в то время как между режиссером и продюсером шли затяжные разборки. Лишь в 2006 году фильм «Мастер и Маргарита» был представлен на кинофестивале. Увы, до его премьеры не дожили такие актеры, как Борислав Брондуков (Варенуха), Спартак Мишулин (Арчибальд Арчибальдович), Виктор Павлов (Бегемот) и композитор Альфред Шнитке. Этот фильм не вызвал интереса у зрителей: людей, увидевших эту киноверсию, можно пересчитать по пальцам одной руки. Многие из них говорят, что фильм оказался столь слабым, что его вообще не следовало показывать в кинотеатрах.
ТАИНСТВЕННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ
Владимир Бортко изначально не верил в мистику, поэтому не считал неудачи других режиссеров, которые пытались экранизировать «Мастера и Маргариту», чем-то значимым. Однако в начале его пути также произошла неудача: когда он в 2000 году начал съемки и даже отснял фильм «Пилот», выяснилось, что права на роман уже перешли к наследникам Булгакова.
В течение пяти лет продюсер ждал решения этого вопроса. Когда, наконец, права были решены и Бортко собирался возобновить работу, произошло нечто странное.
— В тот день я находился на Патриарших озерах. Один человек, проходивший мимо, вдруг сказал мне: «Ты все равно ничего не получишь» и ушел, — рассказывает режиссер.
Кто был этот странный человек, Бортко так и не узнал; с тех пор он его больше не встречал. Однако съемки все же прошли без накладок, как уверяет сам режиссер. Более того, ему повезло с погодой, что бывает довольно редко и часто разочаровывает съемочные группы: ни одна съемка не была отменена из-за ее капризов, и это стало настоящим везением.
ОТКАЗ ЯНКОВСКОГО
Если Бортко не верил в «проклятие романа», то некоторые актеры, которым он предложил роли в своем фильме, относились к этому иначе. Одни сразу отказались, а другие задумались над предложением. В конечном итоге в фильме не оказалось Александра Калягина (который был предназначен для роли Берлиоза), а также Владимира Машкова и Евгения Миронова, которые могли бы сыграть Мастера.
Александр Панкратов-Черный, которому Бортко изначально предложил роль Варенухи, сначала отклонил участие, но в итоге сыграл Степу Лиходеева.
По замыслу Бортко роль Воланда должен был исполнять Олег Янковский. Актер долго размышлял над этим предложением, но в конечном итоге извинился за свой отказ.
— Я действительно не знаю, как должен выглядеть Воланд, — пояснил Олег Иванович. — В книге его одежда описана очень подробно, однако это текст. На экране он может выглядеть совершенно иначе: хочется понять, почему он такой, а не другой. И, как ни странно, я не вижу в этой роли ничего выдающегося. Все события происходят не с самим Воландом, а вокруг него. Я не хочу просто моргать и делать вид, что играю. Но основная причина в том, что я считаю, что играть дьявола так же сложно, как играть Господа Бога. Разве можно сыграть Иисуса Христа? Он был реальным человеком.
И это должно оставаться вне всякого сомнения. Не вся книга Булгакова рисует Воланда таким образом.
Примечательно, что Олег Басилашвили, который в итоге сыграл Воланда, продолжает оставаться жив до сих пор, тогда как Олег Янковский покинул этот мир в 2009 году.
Однако необходимо признать, что на съемках с Басилашвили произошла загадочная ситуация, которая по сути осталась без объяснения. Во время одного из монологов актер, исполняющий роль Воланда, вдруг стал задыхаться и потерял голос. Врачи, которые экстренно доставили Олега Басилашвили, выявили у него кровотечение в правых голосовых связках и рекомендовали ему некоторое время сохранять молчание для восстановления.
Тем не менее, в недавние годы Басилашвили успешно работал над своей речью. Комментируя свое участие в фильме, актер с гордостью отметил о персонаже, которого он воплотил:
— Воланд — это не Сатана, который соблазняет людей на грех. Его компания приехала в Москву, чтобы установить определенные стандарты. Он может совершать добрые поступки и выступает некоторым образом союзником Иешуа, подчеркивая противопоставление добра и зла. Да, он жестоко карает атеиста Берлиоза, который сеет неверие в сердцах москвичей, и с милой легкостью избавляется от негодяя, обличающего барона Майгеля. В то же время Воланд старается заставить поэта Бездомного задуматься о жизни и пересмотреть свои взгляды, стремясь, возможно, превратить его в мудрого ученого, историка или философа. А сам мастер, подобно пророку и гению любви, оказывает влияние на Маргариту, которая, отвергнув общество, направляется навстречу своей судьбе. Не случайно эпиграф романа звучит: «Я — часть той силы, которая вечно желает зла и вечно осуществляет добро».
В сцене, где кот выносит рукопись из огня Бегемота, на титульном листе можно заметить надпись: автор — Николай Афанасьевич Максудов, название рукописи «Понтий Пилат», издана в 1934 году.
Олег Басилашвили (1934)
Сериал «Мастер и Маргарита»: актер Олег Басилашвили в роли Воланда тогда и сейчас.
Олег Басилашвили сыграл роль модернизированного Мефистофеля, который пришел в многолюдную столицу, чтобы патетически осмотреть столицу и исполнить настоящий танец Сатаны. Критики отмечают, что изображенный Воланд оказался не таким удачным, как Князь Тьмы, сыгранный Валентином Гафтом в адаптации 1994 года.
На сегодняшний день Олегу Басилашвили не удалось снова появиться в фильмах, талантливый актер полностью отдал себя политической деятельности.
Анна Ковальчук (1977)
Сериал «Мастер и Маргарита»: актриса Анна Ковальчук в роли Маргариты — тогда и сейчас.
Работа Анны Ковальчук на экране была высоко оценена критиками. Она сыграла роль Маргариты, и ее удача в этом образе позволила ей максимально приблизить свою героиню к литературной трактовке Булгакова.
После премьеры фильма «Мастер и Маргарита» эта талантливая актриса продолжила обогащать свою фильмографию новыми работами. На сегодняшний день Ковальчук играет в Театре имени Ленсовета, и в недавно вышедшем фильме «Ура! Праздники!» в 2016 году она снова продемонстрировала свои актерские способности.
Александр Галибин (1955)
Сериал «Мастер и Маргарита»: актер Александр Галибин в роли Мастера — тогда и сейчас.
Александру Галибину выпала честь воплотить образ интеллигентного Мастера, которого по злой воле завистников поместили в психиатрическую больницу. Персонаж, который в итоге был сыгран Сергеем Безруковым, был изучен актером со всех сторон.
После премьеры фильма Галибин снялся во множестве других проектов, среди которых наиболее популярными стали такие сериалы, как «Свой — чужой», «Морозова», а также полнометражные картины «Судьба государева» и «Возмездие».
На съемках женщине приходилось меняться совершенно неожиданными образом: из любящей жены богатого человека она превращалась в свободную и величественную королеву. Ковальчук принимала участие в съемках, где была снята обнаженной и в «металлическом» костюме.
БОРИС ХМЕЛЬНИЦКИЙ
Хотя Хмельницкий и Смехов играли эту роль в одном театре, Воланд оказался совершенно непохож на первого. И, кстати, многие зрители требовали именно Хмельницкого, когда Театр на Таганке выезжал с гастролями со своим спектаклем.
Однако эта роль оказала крайне негативное влияние на карьеру актера. Сперва Любимов включил Бориса в основной состав, а затем исключил из театра без объяснения причин. Узнав о том, что режиссер ожидает от него «падения на землю» за эту роль, Хмельницкий написал заявление об уходе.
Множество друзей Хмельницкого связывают его роль Воланда с другими несчастьями, происходившими в его личной жизни, такими как скорый развод с Марианной Вертинской и даже диагностирование опасной болезни.
ВИКТОР АВИЛОВ
Возможно, наиболее колоритным исполнителем роли Воланда стал Виктор Авилов, который играл его в Юго-Западном театре. Мистика, заключенная в его образе, была ощутима для зрителей.
Утверждалось, что сам актер обладал гипнотическими способностями и даже мог исцелять людей. Тем не менее, этот факт и сама роль Воланда принесли в его жизнь больше негативного, чем позитивного. Он ушел из жизни от рака в возрасте 51 года.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКРАНИЗАЦИИ
Удивительно заметить, что «Мастер и Маргарита» стал первым произведением, которое было адаптировано зарубежными режиссерами. Первую довольно либеральную интерпретацию создали итальянцы в 1972 году, где роль Воланда исполнил актёр Ален Кюни.
Затем в 1988 году поляки адаптировали роман с Густавом Холоубеком в роли Воланда. Эта версия была ближе к классической интерпретации и даже пришлась по вкусу многим зрителям.
Стоит отметить, что оба актёра, сыгравшие Воланда, прожили долгую жизнь, и влияние их роли на них может быть рассмотрено как случайность.