Синявская не только выступала в операх в Европе, США и Австралии, но и гастролировала в Японии и Корее. Она исполняла произведения Вагнера, Прокофьева и Чайковского, а за ее арию из «Евгения Онегина» Сергей Лемешев назвал артистку единственной и неповторимой пушкинской Ольгой.
Тамара Синявская
Драматическим меццо-сопрано Тамары Синявской восхищалась оперная звезда Мария Каллас. Звезда художника стремительно взошла. Певица, пришедшая в Большой театр без специальной подготовки, через 18 лет стала народной артисткой СССР и, как ее называла пресса, национальным достоянием. В честь певицы даже была названа малая планета в Солнечной системе.
Тамара Ильинична — москвичка, родилась 6 июля 1943 года. О ее отце нет никакой информации. Кумиром девочки была ее мать Мария, обладавшая от природы красивым голосом — контральто. Конечно, любимым занятием детства Тани было пение, для которого она выбирала парадные комнаты старых московских домов с хорошей акустикой. Позже актриса призналась в интервью, что, уже став знаменитой, она хотела «спокойно проверить свой голос», выбрав неизвестное исполнение.
Молодая москвичка почувствовала холодок в душе, когда отдавала свой голос, словно в храме. За один день будущей звезде сцены удалось обойти все подъезды на Родовой улице Мархлевского (ныне Милютинский переулок). Арии» в исполнении Синявской длились до тех пор, пока девушку не прерывали поклонники или возмущенные жильцы. Однажды они посоветовали матери отвести дочь в Дом пионеров, где с ней будут заниматься профессиональные педагоги.
Так в шесть лет Тамара оказалась в танцевальной студии детского ансамбля песни и танца под руководством Владимира Сергеевича Локтева. Но девушку не интересовала хореография, она продолжала давать концерты вне студии, но не в парадных комнатах и дворах своего дома. В возрасте 10 лет Синявская окончательно записалась в хор, где приобрела музыкальный и сценический опыт. Знаменитый ансамбль принимал участие в правительственных концертах, и артист чувствовал себя на сцене как дома. Впервые в жизни она отправилась на гастроли за границу: ансамбль Владимира Локтева гастролировал в Чехословакии.
Студент также увлекался кинематографом. Желание стать актрисой возникло еще в подростковом возрасте, когда она бегала с подругами в кино на фильмы «Казаки Кубы» и «Дом, в котором я живу». Синявская выучила песни из фильмов и пела их снова и снова. А когда она увидела на большом экране аргентинскую певицу и актрису Лолиту Торрес, она мечтала о такой же карьере.
На последнем курсе школы Тамара решила учиться в театральном институте. Но Владимир Локтев, который внимательно следил за артисткой группы, посоветовал ей поступить в музыкальную школу при консерватории имени Петра Чайковского. Синявская послушалась и ни разу не пожалела об этом. Там она встретила талантливых педагогов, которые довели вокальное мастерство певицы до совершенства.
В школе Тамара подрабатывала в хоре Малого театра и получала за выступление хора 5 рублей — денег хватало, чтобы купить килограмм селедки в образцовом Елисеевском гастрономе. В Малом театре москвичка выходила на сцену вместе с режиссерами, имена которых в Советском Союзе знал каждый.
Музыка
Тамара училась днем и выступала по вечерам. Ее дебют с Цыганским хором состоялся в постановке «Живой труп», где певица продемонстрировала свои вокальные способности и получила сольные партии в кантатах «Александр Невский» и «Москва». Актриса очень серьезно относилась к своей работе: чтобы не повредить голос, она отказалась от лыж и коньков, которые очень любила, а мороженое старалась есть только летом, когда в театре было сезонное затишье.
Тамара Синявская в молодости / @muslim_tamara
В 1964 году Синявская получила диплом музыкальной школы, так как сдала экзамены с отличием, что было редкостью в этом учебном заведении. Профессора рекомендовали выпускнику поступить в Большой театр, который в то время набирал группу стажеров.
Приемная комиссия Большого театра, куда пришла Тамара, единогласно приняла 20-летнюю актрису, хотя девушка не имела консерваторского образования и была еще очень молода, ее внешность напоминала подростка. Но выдающиеся музыканты Борис Покровский, Галина Вишневская и Евгений Светланов поняли, что имеют дело с необыкновенным талантом.
Дирижеры театра не видели конкуренции в молодой, симпатичной артистке и не думали с ней соревноваться: у Синявской захватывало дух, когда она в молодости выходила на сцену с Ириной Архиповой, Александром Огнивцевым и Зурабом Анджапаридзе.
Через год Тамара присоединилась к основному актерскому составу, но певица поняла, что не может остановиться: Она поступила в ГИТИС, где познакомилась с известным педагогом по вокалу Дорой Белявской. Тогда Синявская впервые услышала, что у нее есть работа. Дора Борисовна сделала из бриллианта бриллиант.
В театре актриса внимательно наблюдала за ведущей дамой и стеснялась. Режиссер Борис Покровский помог ей преодолеть неуверенность в себе, дав молодой певице роль пажа в опере Джузеппе Верди «Риголетто». Москвичка успешно справилась с мужской ролью, и театр был убежден, что она может справиться и с женскими, и с водевильными ролями.
Тамара, работница сцены, почувствовала себя хозяйкой сцены, когда основной состав отправился на гастроли в Милан. В то время в Большом театре ставили «Евгения Онегина», и молодую актрису пригласили на роль Ольги. Синявская блестяще справилась с заданием и получила высокую оценку коллег. Наивысшей похвалы удостоился Сергей Лемешев, известный арией Владимира Ленского, который отметил, что певица соединила идеи Александра Пушкина и Петра Чайковского в блестящем исполнении.
За 40 лет на сцене Большого театра Синявская стала примадонной, спев все великие оперные партии своим бархатным голосом меццо, и считалась неподражаемой Азученой, Кармен и Мариной Мнишек. За свой вокальный диапазон и мастерство певица была признана лучшей русской певицей итальянской школы. Армию поклонников Тамары пополнили российские и зарубежные ценители оперы.
Елена Образцова и Тамара Синявская / @muslim_tamara
В репертуаре Синявской была французская и итальянская музыка, и певица комфортно чувствовала себя в русских оперных партиях. Русскую душу оперной дивы отметили поклонники, услышавшие партию Любаши в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». И профессионалы, и музыкальные критики назвали этот альбом лучшим в ее карьере. Она также исполняла композиции из оперетт, в частности, арию Сильвы.
Личная жизнь
Первый брак Тамары Ильиничны продлился недолго. Певицу выбрал артистичный человек, артист балета. В интервью Дмитрию Гордону в 2011 году певица призналась, что не испытывает сильных чувств к мужу, но испытывает уважение и благодарность. В то время у Синявской умерла мама, и мужчина помог знаменитости пережить смерть близкого человека, «окружив заботой, теплом и любовью». Певица сохранила эту благодарность и в последующие годы.
После расставания мужья больше не общались друг с другом, но когда Муслим Магомаев умер, первый муж певицы снова предложил свою помощь. В телесериале «Магомаев» первый муж Синявской получил фамилию Бережной, поскольку часто считается, что это танцовщик Ленинградского Кировского (ныне Мариинского) театра Сергей Бережной, чья жена Татьяна Терехова была партнершей по сцене.
Брак с Муслимом Магомаевым
Но настоящее счастье в личной жизни она обрела в браке с мусульманином Магомедовичем. Еще до встречи с ним Синявская влюбилась в удивительный тембр певца. Будущие супруги познакомились за кулисами еще до того, как встретились официально. Однако впервые в 1965 году Муслим Магомедович просто похвалил ее прекрасное пение. «В настоящий, третий раз», — сказал певец, они встретились 2 октября 1972 года на Всероссийской декаде литературы и искусства.
Роберт Рождественский познакомил их друг с другом. Когда Муслима представили, Тамара заметила, что в таком популярном артисте нет необходимости. Говорили, что Леонид Брежнев помнит ее прежде всего как жену Магомаева. Между ними вспыхнул роман, но оперная певица не спешила расставаться с мужем.
Муслим Магомаев и Тамара Синявская / @muslim_tamara
Вскоре Тамара, которая была еще в первом браке, уехала на стажировку в Италию, и раз в неделю она получала букет роз от мусульманина. Они часами разговаривали по телефону. Однажды художница заметила, что международная связь — удовольствие не из дешевых, и в ответ услышала просьбу никогда больше не касаться темы денег.
Синявская и Магомаев поженились в ноябре 1974 года, и друг-художник принес паспорта пары в ЗАГС. Свадьбу праздновали дважды — в ресторане «Баку» в Москве и в родном городе мусульманина. Гейдар Алиев, первый секретарь Коммунистической партии Азербайджана, организовал свадьбу в своем загородном доме.
За 34 года совместной жизни супругов случалось всякое. Две звезды боролись и разошлись, но их магнитом притягивало друг к другу. После такого разрыва казалось, что отношения невозможно сохранить. Александра Пахмутова и Николай Добронравов рассказали ведущей программы «Сегодня вечером» Юлии Меньшовой, что песню «Прощай, любовь моя!» они написали одновременно. Как только композиция была показана в эфире, наступило примирение.
Певцам не удалось стать родителями, Тамара Ильинична всю свою любовь и внимание посвятила мужу. После смерти Магомаева в 2008 году Синявская изолировала себя на три года и появилась на публике только через семь лет. Жители Азербайджана называют певицу гяллин — любимая невестка. Она пользуется большим уважением, потому что разрешила похоронить мидийца не в Москве, а в Баку, на проспекте Почета, рядом с его дедом.