Изображение, словно сделанное непосредственно с помощью камеры, отражает жизнь британского монарха Георга VI, уделяя внимание одному из значительных аспектов его существования: сложностям в речи. Король Англии во время Второй мировой войны, а также отец нынешней королевы Елизаветы II, серьезно страдал от ранней форме заикания, которое становилось еще более pronounced в моменты напряжение и стресса.
Сыграла Наташу Ростову, привезла в СССР первую статуэтку «Оскар» и покорила сердца американцев: Людмиле Савельевой – 80
24 января известная актриса Людмила Савельева отмечает свой 80-летний юбилей. Она прославилась благодаря роли Наташи Ростовой в культовом фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Эта выдающаяся артистка пришла в мир кино, порхая в пуантах — став балериной, и её магнетический образ завоевал сердца зрителей по всему миру. Она также лично привезла первую статуэтку «Оскар» в историю советского кино из Соединенных Штатов и блистала в экранизациях великих литературных произведений, от «Чайки» до «Анны Карениной». Как признался её муж, актер Александр Збруев, «Моя Люси великолепна! Она общалась с истинными режиссерами и работала с отличной драматургией. Никогда не хотел опускаться до простой вспышки на экране» — данное замечание подчёркивает качество и уровень её работы. В честь юбилея этой харизматичной актрисы мы собрали информацию о её жизни, творчестве и любви.
Людмила Савельева появилась на свет 24 января 1942 года в блокадном Ленинграде, в условиях страшного голода и разрушений военной эпохи. Время войны застало её мать с трехлетней дочерью Валей, когда они находились в гостях у бабушки и дедушки под Смоленском. Она еле добралась до Ленинграда, чтобы успеть проводить своего мужа на фронт. Со временем отец ушел защищать город, а мать осталась в Ленинграде. В первый год самой ужасной блокады она неожиданно поняла, что ждёт ребёнка. Мать Людмилы, рассказывая о голоде, почти ничего не упоминала о том, как смогла перенести испытания и родить абсолютно здоровую дочь посреди блокады. Они пытались выживать, варя столярный клей, угощая себя хлебом, что можно было раздобыть, порой с трудом. В единственном действующем роддоме города роженицы и их младенцы находились в одной комнате, и кровати были установлены в плотную. Окна, выбитые во время обстрелов, были забиты матрасами, что не давало возможности получить доступ к свежему воздуху. Всё молоко, которое до них доходило, собирали в котел, разбавляли горячей водой и пытались кормить новорожденных с сосками. Несмотря на это, мать Людмилы не обращалась в больницу. У неё не было возможности оставить свою маленькую дочку Валю с кем-то. Вместе с соседкой они изо всех сил старались поддерживать тепло в коммунальной квартире. Так, именно на этой кухне, с множеством невзгод вокруг, и появилась на свет маленькая, почти невидимая девочка Люда.
Родная мама показала соседям, которые были оперными певцами, свою новорожденную девочку, завернутую в пеленки и одеяла. Оба соседа были очень слабыми и почти не вставали с кроватей. Один из них подарил юной девочке гранатовое сердце и сказал, что, когда она вырастет, обязательно станет актрисой.
Маме удалось выжить в блокаду и спасти обеих дочерей, но сама она чуть не умерла от истощения: в 1944 году её положили в больницу с тяжелой дистрофией, и она могла лишь молить о спасении.
После войны, её детство запомнилось яркими, хотя и не безоблачными моментами. Сейчас трудно представить, как Ленинград, восстановленный после обстрелов, начинал заново удивлять жителей светом мирной жизни. В семье, снова собравшейся вместе после войны, родилась еще одна дочь — Олечка, которая появилась на свет всего через год после возвращения отца с фронта.
Людмила заявила родителям о своей мечте стать танцовщицей, когда ей исполнилось 10 лет. В это время она познакомилась с настоящей взрослой балериной, которая приходила к ней домой, обладала завораживающей красотой и грациозностью, и была обвена невероятной балетной походкой. Девочка начала заниматься балетом у себя дома: прыгала, наклонялась и пыталась подражать движениям этой балерины. В хореографическое училище, куда привела её бабушка, был колоссальный конкурс, но её приняли в труппу — не столько за подготовленность, сколько за искренний интерес и желание стать балериной.
В школе, помимо учебной программы, посвящённой балету и общеобразовательным предметам, ученики проходили курс музыкальной школы. В программу входили также такие изучаемые дисциплины, как история драматического театра, балета, а также основы живописи. В обширной библиотеке школы Людмила проводила много свободного времени, увлечённо читая как русскую, так и иностранную классику.
Из Мариинки – на первый бал Наташи Ростовой
После завершения учебного заведения в 1962 году Людмила была принята в солистки Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне известного как Мариинский театр).
В те годы её жизнь была полностью посвящена балету! Она была очень романтичной и впечатлительной девушкой, и каждое событие на сцене вызывало у неё бурю эмоций. Так, судьба Жизель всегда вызывала у неё слезы — в самых трогательных местах спектакля, когда была на сцене, она не могла сдержать слезы, так как сильно сопереживала главной героине.
Ей предсказывали блестящую балетную карьеру. Всего через два года после окончания университета Людмила Савельева снялась в фильме-балете «Спящая красавица», что стало её первым опытом в кинематографе. Однако по-настоящему судьбоносные события в её жизни произошли позже.
Когда ей исполнилось 18 лет, в театр пришёл помощник режиссёра Сергей Бондарчук, который пригласил юную актрису попробовать себя на роли Наташи Ростовой. Сначала она колебалась и была не уверена, хотела ли принять это приглашение. Однако впоследствии подумала: а почему бы и нет? Заранее она решила, что в крайнем случае просто посетит Москву на пробы. Но уже на первых испытаниях её так захватил процесс, что желание получить роль и сыграть Наташу стало преобладать.
На эту роль пробовались такие именитые актрисы, как Валентина Малявина, Людмила Гурченко, Лариса Голубкина, Людмила Марченко и Наталья Кустинская. Однако именно Людмиле Савельевой удалось превзойти всех своих соперниц благодаря своей юной свежести, хрупкости, живости характера и подлинной, искренней невинности.
Съемочный процесс затянулся на несколько лет. В это время юная балерина пыталась совмещать работу в кино и свою балетную карьеру: она часто ездила в Ленинград, чтобы выступать на сцене. Однако вскоре её здоровье дало сбой, она столкнулась с проблемами со сном и стремительно теряла вес, став фактически прозрачной. Осознав, что ведёт совершенно непродуктивную жизнь, Людмила столкнулась с необходимостью сделать выбор между кино и танцами. Но жизнь сама сделала выбор за неё: её увлечение съёмками стало настолько глубоким, что обратного пути уже не существовало, и она покинула мир балета.
Ещё позже актриса говорила, что сделала правильный выбор, ведь карьера балерины, как правило, очень кратковременна. А вот актрисы могут работать намного дольше и в более обширных диапазонах. И вернуться к балету уже не удалось: как только завершились съёмки, её роли на сцене театра уже исполняли другие танцоры. Людмила была готова к новым путешествиям — чтобы презентовать фильм, она отправилась в обширный рекламный тур по миру.
Действие фильма происходит в 1280 году. Национальный герой Шотландии Уильям Уоллес сражается с коварными англичанами, убившими его отца, а затем и невесту.
Кабаре / Cabaret (1972)
10 номинаций, 8 Оскаров.
Невозможно назвать слишком много мюзиклов, которые можно было бы признать поистине гениальными, но фильм «Кабаре» безусловно попадает в этот список. На блестящее исполнение юной Лайзы Миннелли, которая доказала, что она — не просто дочь Джуди Гарланд, а полноценная звезда самого высокого уровня, было приятно смотреть. За свой выдающийся талант актриса получила золотую статуэтку.
Великолепная картина повествует о жизни американской певицы Салли Боулз, работающей в одном из берлинских кабаре. С внешней стороны царит праздник, а внутри — люди пытаются выжить в условиях хаоса, где нацисты осуществляют бесчинства и, как ни странно, происходят еврейские погромы. На таком фоне завязывается любовный треугольник.
Отныне и во веки веков / From Here to Eternity (1953)
13 номинаций, 8 Оскаров.
Режиссёр Фред Циннеман собрал замечательный актёрский состав, куда вошли такие звёзды, как Фрэнк Синатра, Берт Ланкастер и Дебора Керр. Фильм рассказывает о событиях во время битвы при Перл-Харборе, произошедшей в 1941 году. В разгар военных действий жизни рядового Прюитта ни в карьере, ни в личном жанре не удаются. Он сталкивается с запретной страстью и борьбой за власть на фоне жестоких реалий войны.
Из восьми наград номинаций фильм забрал три — в частности, режиссёр и сценарист, а также Фрэнк Синатра за роль второго плана, вернувшись домой с золотыми статуэтками в руках.
Фильм о руководителе группы шахтеров, который находится в Ираке, получил шесть наград из девяти номинаций. Он стал первым видео, созданным женщиной, удостоенным номинаций на BAFTA и Оскар.
Титаник (Titanic)
14 номинаций, 11 Оскаров.
Год выхода: 1997. Режиссёр: Джеймс Кэмерон | Актеры: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет
Фильм о величественной и печально известной истории любви и катастрофе пассажирского лайнера в Атлантическом океане стал настоящим шедевром от гениального режиссера, который сам спустился на дно океана, чтобы посмотреть на останки затонувшего «Титаника». Это произведение искусства не только обладает рекордым количествами номинаций и Оскаров, но и входит в тройку самых высокодоходных фильмов в истории, собрав более двух миллиардов долларов в прокате.
Властелин колец: Возвращение короля (The Lord of the Rings: The Return of the King)
11 номинаций, 11 Оскаров.
Год выхода: 2003. Режиссёр: Питер Джексон | Актеры: Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен, Шон Эстин
Финал трилогии «Властелин колец» стал настоящим эпосом: он повторил рекорд «Оскара», выбив все одиннадцать номинаций, собрав миллиарды долларов и заняв первые места в самых лучших фильмах в истории «Оскара». Братство Кольца продолжает свой путь к цели: Фродо и Сэм, вместе со своим подозрительным союзником Голлумом, приближаются к Ородруину, а армия Теодена уже готовится к сражению с огромной армией Мордора, возглавляемой Ведьмой-королём Ангмара…
Невероятная история о взрослении темнокожего мальчика Хирона, который сталкивается с наркозависимостью матери, осознанием своей сексуальной ориентации и переживанием предательства друга.
1968: самая короткая речь Альфреда Хичкока
Альфред Хичкок, в отличие от многих других, однажды решился на максимально краткое выступление. Мастер саспенса шесть раз номинировался на «Оскар», но победу одержал только в 1968 году, и то не в официальной категории. Он был удостоен Мемориальной премии Ирвинга Г. Тальберга, что можно расценивать как своего рода награду за достижения жизни. Не раздумывая, он, явно недовольный ситуацией, вымолвил речь из одного единственного слова: «Спасибо».
Беттманн / Getty Images
1969: Барбра Стрейзанд и Кэтрин Хепберн разделили «Лучшую женскую роль»
В истории «Оскара» имелись шесть случаев, когда одна награда шла на двоих, а приза приходилось делить. Самый громкий момент такого рода произошел в 1969 году, когда Барбра Стрейзанд за фильм «Веселая девчонка» и Кэтрин Хепберн за «Лев зимой» одновременно получили награды за лучшую женскую роль. Обе актрисы в итоге получили по 3030 голосов членов жюри. Кэтрин Хепберн не присутствовала на церемонии, поэтому Стрейзанд, получившую награду, с улыбкой вручили статуэтку с веселыми словами «Привет, красавица!» («Hello, gorgeous!»), которые стали символом того исторического момента.
Беттманн / Getty Images
«Возвращение короля» сейчас считается рекордсменом по количеству номинаций на «Оскар» — их у фильма 13, что больше, чем у «Крестного отца» и «Звездных войн». Это стало первым случаем, когда главную награду вручали фантастическому фильму.
«Молчание ягнят», 1991 год
Фильм, созданный по мотивации одноимённого романа американского писателя Томаса Харриса, принес автору головокружительную славу. Именно ту, о которой он мечтал, но не хотел быть знаменитым. Режиссёр Джонатан Демме, до «Молчания ягнят» тоже не был особенно известен.
Джуди Фостер не нужно было изображать страха, который она испытывала рядом с Энтони Хопкинсом, сыгравшим чрезвычайно запоминающегося Ганнибала Лектера. Сам актер специально для роли вжился в образ душевнобольного, имитируя невозмутимость. Фильм стал настоящим образцом необычности: его тяжело было причислить к какому-либо одному жанру, он сочетал элементы психологического триллера, драмы и ужасов. Это третий и пока последний фильм в истории кинематографа, удостоившийся пяти «Оскаров».
Список Шиндлера, 1993 год
Кинематографическая история о том, как немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер, несмотря на все опасности, смог спасти тысячи польских евреев от неминуемой гибели во время Холокоста, представляет собой настоящую душевную дуэль для любого зрителя. Фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы всё время помнить о том, куда ведет национализм и фанатизм и о том, что на нашей планете всегда будут люди, которые не безразличны к важным событиям вокруг них.
Инициатором создания фильма стал Полдек Пфефферберг, один из евреев, спасенных Шиндлером. Для него стало навязчивой идеей рассказать миру об этом человеке.
В 1982 году, когда началась работа с Пфеффербергом, роман «Ковчег Шиндлера» был написан сценаристом и писателем Томасом Кенелли. После того, как книга была доработана, её сценарий привлек интерес Стивена Спилберга, который купил права на экранизацию. Продолжительные съемки картины стартовали лишь спустя десять лет. Главный девиз фильма стал известный афоризм из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
Оскар 2018 запомнился не только громкими высказываниями «Какая охуенная форма воды!» Это стало жёстким протестом фанатов режиссера Гильермо дель Торо, который тогда стал победителем в номинации «Лучший фильм года». Его картина выиграла четыре из 13 номинаций.
2000-2009
Драма о жизни элитного отряда по разминированию вошла в историю как первый фильм, снятый женщиной, который удостоился награды за лучшую режиссуру. Кэтрин Бигелоу соперничала за эту награду со своим экс-супругом Джеймсом Кэмероном, представлявшим «Аватар». Критики высоко оценили проект, хотя ветераны войны указали на множество фактических ошибок.
Миллионер из трущоб (2008, режиссеры Дэнни Бойл, Лавлин Тандан)
18-летний индийский сирота принимает участие в местной версии шоу «Кто хочет стать миллионером?». Он отвечает практически на каждый вопрос, что привлекает внимание полиции. Чтобы доказать свою невиновность, Джамал начинает рассказывать свою историю о том, как выживал среди бедности в трущобах Мумбаи.
Дмитрий Дибров озвучил ведущего шоу в русской версии.
Старикам здесь не место (2007, режиссеры Итан Коэн, Джоэл Коэн)
Что бы вы сделали, если бы столкнулись с умирающим человеком, у которого обнаружилось два миллиона долларов наличными? Сварщик Ллевеллин Мосс решает взять деньги, но вскоре начинает глубоко сожалеть об этом: за ним начинает охоту безжалостный убийца по имени Антон Чигурх, роль которого блестяще исполнил Хавьер Бардем. Актер же долго колебался, прежде чем согласиться на участие, так как насилие не вызывает у него симпатии.
Режиссером данной ленты стал Мартин Скорсезе, поэтому сюжет обязательно включает деньжата, мафию и разбитые мечты. В центре находимся два блестящих выпускника полицейской академии, которые выбрали совершенно разные пути: один становится шпионом среди мафии, второй — «кротом» в органах правопорядка. Этот фильм стал первым проектом Скорсезе, вновь удостоившимся Оскара за лучшую режиссуру.
Фильм представляет собой вдохновляющую историю о восьми персонажах, и зритель не только следует за развитием их судеб, но и меняет свое восприятие героев на протяжении ленты.
В лейтмотиве фильма поднята знакомая всем тема расизма, однако многие критики сочли, что победа ленты не была заслуженной. Так, элита Голливуда хранила молчание по поводу объявления победителя. Главным фаворитом в преддверии премии считался «Горбатая гора
».
Нереализованный фанат бокса Фрэнк Данн не желает брать к себе 30-летнюю официантку Мэгги Фитцджеральд в ученицы лишь по тому, что она женщин. Тем не менее, настойчивость героини берёт верх: они начинают долгий путь к успеху.
Хилари Суонк тренируется у чемпиона мира по боксу и кикбоксингу, готовясь к этой роли, и благодаря этому она снискала «Оскар» за лучшее женское выступление.
История о смелом кольце, отважных хоббитах и героических персонажах близится к завершению.
«Возвращение короля» стало настоящим рекордсменом по количеству номинаций на «Оскар» — у этого фильма их целых 13, что выше, чем у образцовых «Крестного отца» и «Звёздных войн». Фантастические фильмы впервые удостоились главной награды в истории премии.
Каждый шаг начинался с «Мулен Руж» База Лурмана! Романтика музыкального жанра, полностью состоявшая из ярких персонажей, вылилась для «Чикаго» в завоевание главного приза. В центре события две певицы: одна — звезда водевиля, другая — мечтающая ею стать.
Многие критики не были согласны с победой этого мюзикла. Среди вероятных других победителей рассматривались «Пианист», «Часы» и «Властелин колец: Две башни».
Драма, основанная на жизни американского математика и лауреата Нобелевской премии по экономике Джона Форбса Нэша, описывает борьбу с параноидальной шизофренией, в силу которой ему приходилось справляться с множеством галлюцинаций.
Несмотря на это, многие эпизоды из жизни Нэша были скорректированы или опущены для более логичного художественного образа.
1990-1999
Обсуждения вокруг дебютного фильма режиссера до сих пор продолжаются. Одни комментаторы называют его гением, в то время как другие включают его в свои списки «самых переоцененных» фильмов. Несмотря на то, что в процессе съемок концовка была полностью изменена, в целом творческое видение остаётся невероятным.
История вокруг мужчины, проходящего через кризис среднего возраста, однако, довольно необычно передана через сюжетные повороты 90-х.
Влюблённый Шекспир (1998, режиссер Джон Мэдден)
Принято считать, что Академия не блещет к светским комедиям и стремится дать предпочтение тяжелым драмам. Поэтому в 1998 году зрители считали, что главный приз одержит историзм военной ленты Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Тем не менее, современный взгляд явно изменился, и выбор пал на живописный образ любви.
gigantic ocean liner, hastily dubbed unsinkable by the press and its makers, sinks on her maiden voyage. Against the backdrop of this real-life tragedy, the drama unfolds focusing on two fictional characters from vastly different social classes.
This film not only became one of the most expensive in the box office history but also won an Oscar, taking 11 out of 14 nominations with it.
The English Patient (1996, directed by Anthony Minghella)
The closing days of World War II set the stage for an exploration of love and tragedy as a noble nurse cares for a dying pilot. War ravaged their lives, yet the scars of women remained hidden. Choosing to stay with her despairing patient amidst the ruins of Italy meant she turned down evacuation.
Gendered narratives are common in cinema, yet the slow-paced, atmospheric storytelling bested dynamic films like «Jerry Maguire» and «Fargo» that year.
Braveheart (1995, directed by Mel Gibson)
Set in 1280, the film tells the story of Scottish national hero William Wallace who fights against the treacherous Englishmen responsible for his father’s murder and that of his bride.
Artistic liberties were taken with historical facts for narrative impetus, yet the film adeptly encapsulated the revolutionary spirit of Scotland’s quest for independence, amplified through Mel Gibson’s portrayal.
A simpleton named Forrest leads a full and optimistic life. Despite his physical limitations, he experiences friendship, success, and even love. The narrative intertwines his growth with that of a changing America.
This film contrasts sharply with its original source; for instance, in Winston Groom’s novel, the character notes, «Being an idiot is not like a box of chocolates.» The motion picture overshadowed competitors such as «The Shawshank Redemption» and «Pulp Fiction» comfortably.
Basing on real events, the film tells the narrative of Nazi businessman Oskar Schindler, who risked his life to save around 1200 Jews, employing them in his factory to evade their systematic extermination.
All of the director’s earnings went toward establishing a foundation to preserve the written testimonies of Holocaust victims.
In the harsh America of the 1880s, following a brutal assault on a prostitute by cowboys, the local sheriff forces the criminals to compensate the brothel owner. Lacking justice, her friends take matters into their own hands and hire a hitman.
Eastwood dedicated the film to Sergio Leone and Don Siegel, auteurs whose works expedited his rise to fame.
Lauded as a true horror film, though modestly classified as a thriller, the plot revolves around intense intellectual dialogues between young FBI agent Clarice Starling and the dangerous criminal Hannibal Lecter.
Viewing this film will provide insight into why Keanu Reeves rose to a peak of stardom. The first installment of the «Matrix» trilogy garnered 4 Oscars.
«Форма воды»
Оскар 2018, запомнившийся твитами «Какой замечательный фильм «Форма воды!» стал своеобразным протестом против решений жюри, сочтя, что победа Гильермо дель Торо в номинации «Лучший фильм года» была преждевременной. Его фильм выиграл четыре из тринадцати номинаций.
Среди других номинантов в 2018 году были «Дюнкерк», который выиграл три из восьми номинаций, «Самые темные времена», ставший обладателем двух статуэток из шести, и «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», который получил две статуэтки из семи. В то же время, картина вошла в историю как одна из самых недооцененных драм.
«Зеленая книга»
Оскар 2019 запомнится зрителям тем, что большинство победителей получили положительные отклики, но особенно выделяются семь номинаций «Черной пантеры». Это стало ответом на критику отсутствия разнообразия в выборках. Тогда дорогостоящая картина, не отличавшаяся высокими художественными качествами, выиграла три из пяти номинаций.
Тем не менее, Киноакадемия продолжает создавать фильмы на тематику расовых отношений, которые остаются важными в оценке. Фильм о дружбе итальянского вратаря и чернокожего музыканта Дона Ширли выиграл три из своих пяти номинаций.
Помимо этого на «Оскар» претендовали такие фильмы, как «Богемская рапсодия», выигравшая четыре номинации из пяти, и «Рома», получившая три награды из десяти номинаций.
Выбирая фильмы для просмотра, зрители должны обратить внимание на произведения, удостоенные «Оскаров». В 21 веке Академия продолжающая отмечать большое число фильмов, достойных не только наград, но и зрительского внимания.