Он сыграл более двухсот ролей как в кино, так и на сцене театра, поставил десятки знаменитых пьес и остался в памяти своих преданных поклонников как улыбчивый, умный, неугомонный и невероятно талантливый человек.
Олег Ефремов
Олег Ефремов однажды заявил, что если бы жизнь сложилась иначе и он не стал актером, то его путь был бы полон трудностей и, возможно, неблагополучия. В каждом своем перевоплощении он создавал гипнотическую атмосферу, заставляя зрителей полностью погружаться в происходящее, избегая всяческих намеков на фальшь и искусственность. Как режиссер, он изменил лицо театра, привнес в него глубокую психологическую насыщенность, которая ранее была недоступна.
Ефремов обладал многообразием характера: он мог быть добрым и чувствительным в намерениях, а в нужный момент проявлять жесткость и категоричность, не принимая во внимание мнение окружающих. Даже его личная жизнь и отношения в семье подчинялись его театральным амбициям, что зачастую становилось причиной разногласий. Тем не менее, все, кто имел счастье встретиться с Олегом Николаевичем, будь то в личной жизни или в профессиональной сфере, говорили о нем с благоговением и восхищением, признавая его величие и талант.
Детство и юность
Олег Ефремов появился на свет в Москве в октябре 1927 года в семье, идентифицирующей себя как русская, однако его еврейские корни всегда вызывали споры и обсуждения среди окружающих.
Сергей Юрский, размышляя о пылком поиске еврейских корней среди выдающихся личностей, выразил мнение, что «поиск евреев, или, по крайней мере, чего-то ‘еврейского’ в заметных людях, характерен для России». Указание на то, что интеллигент и еврей, хоть и не совершенно идентичные понятия, имеют много общего, позволяет понять, почему известные личности необоснованно становились объектом подозрений.
Родители Олега, Анна Дмитриевна и Николай Иванович, придерживались скромного образа жизни. Знаменитый актер, режиссер, педагог и основатель театра «Современник» провел свое детство в переполненной коммунальной квартире на Арбате. Его лучшими друзьями были Александр Калужский, внук известного советского актера Василия Калужского, и Сергей Шиловский, приемный сын писателя Михаила Булгакова. Дружба с ними обогатила его детство и помогла сформировать его взгляды на искусство.
Ефремов часто бывал в доме Булгаковых на улице Нащокинского, где стремительно впитывал творческую и интеллектуальную атмосферу, не догадываясь о величии писателя того времени. На тот момент юный Олег еще не успел прочитать ни одной книги Булгакова, но с годами он наверстал упущенное и стал ставить не одну пьесу этого автора, обнаруживая в его работах глубокие смысловые пласты.
Школьные годы Олега проходили в Воркуте, где его отец работал бухгалтером в ГУЛАГе. Этот опыт позволил ему взглянуть на реалии жизни, которые были далеки от идеализированных представлений. На севере России он столкнулся с темными сторонами человеческой натуры и завел опасные знакомства, что чуть не привело его к преступной деятельности. В одной из драк он получил тяжелую травму глаза, после которой зрение так и не удалось восстановить. Когда его отец заметил, что состояние сына вызывает тревогу, он принял решение вернуть семью обратно в Москву, чтобы предоставить сыну более безопасные условия.
Олег Ефремов в детстве / ВКонтакте
Сразу после окончания войны, в которой он внимательно наблюдал за происходящим вокруг, Олег успешно сдал вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ. Его желание поступить на актерский факультет было настолько сильно, что, несмотря на отсутствие яркой внешности, юноша сумел убедить приемную комиссию в своем таланте и пройти отбор с первого раза. Удача улыбнулась ему, когда он оказался в классе Михаила Хедрова, выдающегося театрального режиссера и лауреата четырех Сталинских премий, а также Василия Топоркова, известного актера и режиссера, лауреата двух Сталинских премий.
С юности Олег был пылким поклонником метода Станиславского, посвятив много времени изучению его техник и подходов. Он и его друзья даже поклялись друг другу в вечной преданности этому методу, ставя свою клятву подземным образом, капая кровь на записях, что подчеркивало их серьезность намерений. Ефремов остался верен этой клятве до самой смерти, продолжая активно применять полученные знания на практике.
Молодой актёр задался целью стать частью великого МХАТа. В своем дневнике он писал, что однажды ему предстоит занять пост главного режиссера этого театра, однако, после окончания обучения, его тщетные попытки устроиться даже на роль статиста не увенчались успехом — это было тяжелое разочарование для молодого человека. Тем не менее, он не потерял надежду и вскоре поступил в Центральный детский театр, который стал важным этапом на его пути.
Театр
В Центральном детском театре Олегу сразу же дали главную роль. Он дебютировал на сцене в образе Володи Чернышева в спектакле Виктора Розова «Их друзья». С первого же представления Ефремов завоевал симпатии зрителей, играя настолько искренне, что публика не могла представить, что на сцене находится некий актер, а просто живой, привычный студент — несмотря на то, что его рост был значительно выше, чем у большинства его сверстников — 180 см.
Вскоре Центральный детский театр стал одной из самых популярных театральных площадок в Москве. Олег сыграл более двадцати ролей, и его актерская игра в каждой из них была отмечена яркостью и эмоциональной насыщенностью. Он блестяще перевоплощался как в Самозванца в «Борисе Годунове», так и в Иванушку-дурачка в пьесе «Конек-Горбунок». В 1955 году, уже став хорошо известным актером, Олег Ефремов дебютировал в роли режиссера, поставив музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростилева «Димка-невидимка». Этот проект оказался крайне успешным и стал важным шагом в его карьере.
Олег Ефремов в театре / @history__ru
Метод Станиславского, которому Ефремов после стольких лет обучения оставался предан, начал набирать популярность в театральных кругах, и в его время он смог найти единомышленников в Московской школе театрального искусства. После завершения обучения он остался на этой базе в качестве преподавателя, чем завоевал огромную любовь со стороны своих студентов. Он стал инициатором создания первой труппы будущего театра «Современник», который открыл новые горизонты в театральном искусстве.
Театр «Современник» оправдал свое название, оставаясь на пульсе современности. В числе его основателей, помимо Ефремова, были такие выдающиеся личности, как Галина Волчек, Игорь Кваша и Евгений Евстигнеев. В театре ставились пьесы, поднимающие актуальные социальные вопросы, адаптированные по произведениям современных писателей, таких как Александр Галич, Василий Аксенов и талантливый, но опальный автор Александр Солженицын. Такое честное и живое взаимодействие с аудиторией создавало уникальную атмосферу. В «Современнике» и вовсе не было занавеса, что подчеркивало открытость его миссии.
В роли директора «Современника», оставаясь актёром, Ефремов задавал тон театру и определял его стиль, а остальные актеры нередко брали его манеру за образец. В 1970 году Олега Николаевича пригласили занять должность художественного руководителя МХАТа. Исполнив свою давнюю мечту, о которой он ранее писал в юношеском дневнике, он стал полноправным хозяином одного из самых известных театров в стране. Существуют слухи о том, что ему удалось занять эту должность благодаря протекции Екатерины Фурцевой, министра культуры, которая была известна за свою непреклонную порядочность и влиятельность в партийных кругах.
Екатерина Алексеевна, небезосновательно получившая титул «железной леди СССР», проявила свою силу и преданность, когда лично поручилась за человека, попавшего в бедственное положение, замешанного в злоупотреблении алкоголем. По воспоминаниям Олега Табакова, поддержку и спасение Ефремова от многих несчастий можно было бы отнести к помощи Екатерины, которую он не раз упоминал в своих рассказах.
На самом деле, реальность того момент была значительно более сложной, чем можно было бы ожидать. Ефремова пригласили в разрушающийся МХАТ в роли кризис-менеджера, и его основной задачей на тот момент стало восстановление театра. Он предложил всей труппе «Современника» перейти на новую сцену, однако согласиться на это предложение решился лишь Евгений Евстигнеев. С течением времени Олегу Николаевичу удалось вернуть театру его былую славу, привлечь к работе таких выдающихся артистов, как Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина, которые стали важными фигурами новой труппы.
Галина Волчек и Олег Ефремов / @Fitzroymag
Со временем труппа Московского Художественного театра во многом разрослась, и на всех актеров просто не хватало подходящих ролей. Для решения данной ситуации Олег Николаевич предложил разделить театр на две части, что поставило его на пост директора Московского Художественного театра имени Чехова, что стало его следующим значительным этапом в карьере.
Смерть Иннокентия Смоктуновского, его близкого друга, стала тяжелым ударом для Олега Ефремова. Это событие оставило глубокий след в его душе, после чего он поставил всего лишь один спектакль в МХАТе — «Три сестры». Прошло шесть лет, прежде чем Олег сменил Смоктуновского на посту художественного руководителя. Театр в тот момент находился за тысячи километров от Москвы, гастролируя в Тайване. На прощание поклонники великого актера и режиссера несли столько цветов, что к зданию МХТ в Камергерском переулке стало невозможно пройти.