Роман Бориса Васильева «А зори здесь тихие», вышедший в печать в 1969 году в журнале «Юность», мгновенно завоевал популярность как произведение, посвященное теме войны. Спустя год его адаптировали для сценического исполнения в Москве в Театре на Таганке, а еще через год состоялась премьера экранизации, режиссером которой стал Станислав Ростоцкий.
Откровенно и правдоподобно: пять неожиданных фактов о культовом фильме «А зори здесь тихие»
В 1969 году Борис Васильев представил свою пьесу «А зори здесь тихие» на страницах журнала «Юность», что привлекло внимание широкой аудитории и привело к ее последующему выходу на экран. Вскоре, в 1972 году, состоялась премьера одноимённого фильма под режиссурой Станислава Ростоцкого, который сам прошел через фронтовые испытания и стремился создать максимально правдивую интерпретацию событий. Фильм вскоре был продемонстрирован на Венецианском кинофестивале и стал номинантом на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», хотя премия досталась другому французскому фильму — «Скромное обаяние буржуазии». В советских кинотеатрах фильм пробыл в прокате на протяжении месяца и достиг рекордных кассовых сборов в 1972 году.
Не пропустите показ фильма «Утро здесь тихое» в субботу, 11 сентября, в 10:10 на телеканале «МИР».
Группу девушек-добровольцев направляют под командование сержанта Федота Васкова, который изначально не в восторге от этой идеи и проявляет недовольство по поводу поведения своих подчиненных, многие из которых только что завершили учебу в школе. Тем не менее, со временем он привязывается к девушкам и старается их защищать. Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич готовятся к перехвату фашистов, и когда из леса выходят 16 диверсантов, начинается неравный бой.
«На фронте ничего существенного не произошло. »
Станислав Ростоцкий, сам прошедший через тяжёлые испытания на фронте и лишившийся ноги, признался, что именно благодаря медсестре, оказавшей ему помощь, он почувствовал необходимость экранизировать произведение. «Фильм — это дань уважения ей и всем женщинам, которые испытали войну на своей судьбе», — отметил режиссер в одном из своих интервью.
Несмотря на значительный успех и признание фильма, далеко не все зрители полноценно поняли центральную концепцию, над которой работал Ростоцкий.
«Когда фильм вышел на экраны, многие зрители не заметили основной идеи: «Ничего важного на этом фронте не произошло». Это было важное послание, — утверждал Ростоцкий.
Эта фраза часто звучала по радио на фоне событий войны и приобрела особое значение. Ростоцкий указывает на то, что, хотя на уровне большой войны это утверждение могло показаться правдой, за ним стояли человеческие судьбы и настоящие потери — были уничтожены эскадрильи, а судьбы людей, в их числе и солдат, трагически изменялись.
На изображении: кадр из фильма «А зори здесь тихие». Режиссер Станислав Ростоцкий. Произведено кинокомпанией им. Горького, 1972.
«Какой из него старшина?»
Изначально роль сержанта Федота предполагалось отдать Вячеславу Тихонову, однако из-за его занятости в фильме «Семнадцать мгновений весны» в выборах актеров произошли изменения, что вынудило организаторов обратиться к менее известным, но талантливым исполнителям. На главную мужскую роль был выбран Андрей Мартынов, которому на тот момент было лишь 26 лет, в то время как его персонаж Федот Васков должен был выглядеть как сорокалетний. Когда Мартынов впервые пришёл на съемочную площадку, Ростоцкий выразил недовольство — «Он выглядит слишком молодо и очень худо», — возмутился режиссер, имея в виду, что образ поручика не соответствовал стандартам. К тому же, между актёром и автором пьесы Борисом Васильевым сложились не самые лучшие отношения.
«Я открыл рукопись и был поражён её содержанием, до слёз», — вспоминает Мартынов. «Когда я поднял глаза, и увидел, что Ростоцкий тоже плачет от прочитанного.» Затем мы провели несколько прослушиваний с различными актрисами, и я ужасно волновался, так как никогда не был в студии и не знал, как вести себя перед камерой», — делится актёр своими воспоминаниями.
Среди экспертов, присутствовавших на собраниях, состоялось анонимное голосование, итогом которого единогласно стали предпочтения в сторону Мартынова. В результате актёру пришлось заняться физической трансформацией: он отрастил усы, пробовал выдерживать определённый стиль общения и использовал подкладки, чтобы скрыть свою худобу.
Тем не менее, съемочный процесс шёл довольно напряжённо: Ростоцкий постоянно беспокоился о том, будет ли фильм успешен, и даже порой не разговаривал с некоторыми актёрами.
«Несколько лет назад Ростоцкий снял фильм «Герой нашего времени», где попытался сделать ставку на звезду, но проект не оправдал ожиданий и провалился в прокате. Это оставило глубокий след в его восприятии и мотивации — он боялся повторить эту ошибку и перестал доверять своему инстинкту», — поведал о переживаниях Ростоцкого Мартынов.
Через некоторое время после старта очередной операции сержант услышал потусторонний звук крика. Как опытный боец, он мог догадаться, что это значит. Вместе с Женей они пошли на звук и обнаружили тело Сони, которой нанесли два смертельных удара ножом в грудь.
От героев былых времен
В то время военные фильмы начали получать широкую популярность, но программа «А зори здесь тихие» в особенном свете выделялась на фоне множества других. Это произошло благодаря тому, что в создание сценария активно включились фронтовики, включая самого Бориса Васильева, который в своих произведениях стал вносить реальные воспоминания и личную боль.
Васильев обладал уникальным талантом рассказывать о войне так, чтобы никто не оставался равнодушным. Его персонажи изображались не идеализированными, а ближе к реальным переживаниям, показывая, что среди солдат были обычные люди, такие как молодое поколение, юноши и девушки, которые оставляли свою обыденную жизнь и вступали в битву, и это запечатлелось в их судьбах.
Режиссёр Станислав Ростоцкий также пережил войну, и его стремление экранизировать повесть Васильева был как раз связано с желанием показать роли женщин в военных действиях. Он взял с собой медсестру Аню Чегунову из своей фронтовой жизни, которая позднее стала известной как Бекетова. Ростоцкий искал своего спасителя, в конечном итоге узнав, что она переехала в Берлин, вышла замуж и родила красивых детей. К сожалению, к моменту завершения съёмок Анна уже ослепла и находилась в преддверии своей смерти от рака мозга. Однако Ростоцкий нашел способ объяснить ей все ключевые моменты фильма.
В команде большие усилия по правдивому изображению событий вложили ключевые участники — оператор Вячеслав Шумский, художник-постановщик Сергей Серебренников, гример Алексей Смирнов, а также помощник художника по костюмам Валентина Галкина и оператор Григорий Рималис. Можно сказать, что фильм стал настоящей частью истории, в которой не было места неаккуратности.
Старшина Васков – Андрей Мартынов
Подбор актеров для ролей оказался непростой задачей, поскольку необходим была правдоподобность. Вячеслав Тихонов изначально был избран для роли сержанта Васкова, а также Борис Васильев считал, что идеальной кандидатурой на роль офицера-фронтовика был Георгий Юматов. Однако поиск подходящих исполнителей затягивался. Ассистент отметил, что на церемонии вручения дипломов он увидел 26-летнего актёра Мартынова.
Андрей Леонидович Мартынов родился в городе Иваново и с юности проявлял интерес к театральному искусству. Тем не менее, его персонаж был старше не только на шесть лет, но также представлял собой характер с деревенскими корнями и не получал полноценного гражданского образования, что в сюжете подчеркивалось, словно каждое его слово было значимо.
Начальные пробы оказались неудовлетворительными. Однако Ростоцкий, судя по всему, нашел в Мартынове то, что искал — типаж и настойчивость, поэтому в конечном счете именно он стал исполнителем роли Васкова. Зрители полюбили его за эмоции и было очевидно, что он сумел сделать образ задумчивого сержанта таким, каким он и должен быть. В одном из самых запоминающихся моментов фильма Мартынов блестяще изобразил финальную сцену, где, став уже седым и одноруким, он вместе со своим приемным сыном устанавливает скромное надгробие в честь погибших девушек.
Кроме того, актёру также досталась одна из ключевых ролей в знаменитом телесериале «Вечный зов». Мартынов продолжал успешно работать как в кинематографе, так и в театре, сыграв роли в более чем 120 зарубежных фильмах, среди которых «Крестный отец» и «Список Шиндлера».
Личная жизнь актёра была также полна интересных моментов — его супругой стала гражданка Германии, с которой он познакомился на кинематографическом фестивале. Франциска свободно говорила по-русски и у них родился сын по имени Саша. Тем не менее, Андрей не смог адаптироваться к жизни в Германии, и с течением времени их союз распался, так как его жена не желала переезжать в Советский Союз.
Рита Осянина – Ирина Шевчук
Рита, одна из главных героинь, оказалась замужем, но вскоре овдовела в самом начале войны. Она и её мать остались на поле боя с маленьким ребенком, который впоследствии оказался под опекой Васкова.
Личная драма, с которой столкнулась героиня Ирины Шевчук, усилила её сложные отношения с актером Талгатом Нигматулиным, известным по фильму «Пираты XX века». Однако вздох счастья материнства Ирина испытала только спустя многолетие, когда в 1981 году родила дочь, впоследствии ставшую актрисой Александрой Афанасьевой-Шевчук (отцом которой был композитор Александр Афанасьев).
Ирина Борисовна невероятно успешно совмещала свои общественные обязанности с актерской карьерой и в 2016 году сыграла в фильме «Украденное счастье». Кроме того, Ирина является вице-президентом одного из значимых кинофестивалей в России под названием «Киношок».
Соня Гуревич была активно увлечена поэзией, и её мечтой было воссоединение с многочисленными членами семьи. Однако во время одной из разведывательных операций ей не повезло — она была убита немцем в результате двух ножевых ударов в грудь.
Кирьянова
Она была старшей из подруг Риты. До начала своей службы на границе девушка на собственном опыте участвует в Финской войне. Вместе с Ритой, Женей Комельковой и Галей Четвертак, Кирьянова была направлена в 171-ю дивизию.
Несмотря на то что она скрывалась вместе с сыном и матерью во время службы у Васкова, Рита, зная о её ситуации, не предала её, и в тот рискованный день, когда они столкнулись с немцами в лесу, сделала всё возможное, чтобы защитить своего боевого товарища.
Некоторое время спустя после войны один из туристов, писавший другу, описывал красоту тихих окрестностей двух озёр, кроме того, в письме упоминался также пожилой мужчина без руки, который пришел с сыном Альбертом Федотычем, капитаном ракеты. Этот турист вместе с молодыми спутниками установил мраморную плиту с именами павших женщин-зенитчиц.
История о женском героизме во время Великой Отечественной войны останется в наших сердцах надолго. В своих произведениях автор подчеркивает, насколько противоестественно участие женщин в военных конфликтах, и что ответственность за это несут те, кто развязал войны.
Эта история была экранизирована в 1972 году режиссером Станиславом Ростоцким, который посвятил её медсестре, оказавшей ему помощь в бою, что спасло ему жизнь.
Коммандос вели преследование противника и вскоре насчитали 16 человек в противостоящей диверсионной группе. Численное преимущество было явно на стороне фашистов — против пяти молодых девушек. Понимая, что с такими силами помочь им будет сложно, Федот послал на помощь Лизу Бричкину. Однако девочка не успеет дойти до перекрестка — она утонет в болоте.
Личная трагедия против статистики
По словам Ростоцкого, когда фильм только появился на экранах, многие люди не до конца осознали ключевую идею, что «На этом фронте не произошло ничего важного». Фраза, которую часто слышали советские граждане во время войны по радио, согласно мнениям, не была воспринята всерьез многими.
В одном из своих интервью режиссер уточнил, что старался избежать того, как обычно трактуют большие цифры, подсчитывая потери во время Великой Отечественной войны. Действительно, можно было бы сказать, что в контексте всей войны ничего значительного не произошло, но сколько именно эскадрилий было потеряно? Смерть каждой из девушек — это не просто статистика, а невосполнимая утрата для их родственников и знакомых.
«…А утро здесь тихое» — это всего лишь маленький эпизод в масштабах огромной войны, который освещает жертвоприношение и триумф, блестяще раскрывая как боевые действия, так и те судьбы, которые были потеряны», — резюмировал Ростоцкий. Эта трогательная история требует нового взгляда на войну, которую пережили не только погибшие, но и все, кто остался вне её пределами, ради дня, который может наступить.
И еще две ленты
Кроме фильма Станислава Ростоцкого, создано еще две интерпретации «А зори здесь тихие…». В 2005 году в Китае была выпущена 19-серийная адаптация о подвигах пяти девушек с участием российских актрис. Генеральный продюсер сериала Вэй Пин в интервью отметил: «Мы стремились, чтобы китайская молодежь знала, какую жертву принесли русские для достижения этой победы».
В 2016 году на большие экраны вышла еще одна версия под названием «Рассветы здесь тихие». Режиссер Ренат Давлетьяров подчеркивал, что его фильм является новой адаптацией оригинального произведения, а не ремейком. Интересно, что Борис Васильев в названии своей книги ставит точку в конце фразы — «А зори здесь тихие…», а Ростоцкий — в начале.
Премьера нового фильма «Рассветы здесь тихие» состоялась в августе 1972 года, и зрители, выходя из зала, аплодировали стоя в течение нескольких минут, очевидно, будучи под впечатлением от увиденного.
| Дарья ПОТАПЕНКО, газета «7 дней», кадры из фильма «А зори здесь тихие».
Выйдя на берег, вся группа могла расслабиться, постирать свою грязную форму и немного перекусить. Прежде чем продолжить свою миссию, Васков создал для Гали цунами из бересты. И только к вечеру они наконец достигли нужной точки, где следовало организовать засаду.
Соня Гуревич – еврейская фамилия и Ирина Долганова
Актриса Ирина Долганова, обладая российским происхождением, исполнила роль одной из отличниц — Сони Гуревич. Творческое произведение среднего жанра варьируется между романом и рассказом и описывает естественный ход жизни Сони, чей образ стал привычным как в России, так и за пределами, имея в себе скромную, но глубокую выразительность в её лице и голосе.
Поскольку исходный жанр функционален для восприятия, в нем присутствует уникальная связь со всеми процессами и эмоциями, именно благодаря чему герои, такие как Ирина, стали живыми и запоминающимися для зрителей. Однако на съемках девушка переживала некоторые трудности, так как плотный график и грим доходили до состояния, близкого к истощению.
Ирина Долганова на съемках фильма, а также сам фильм — это творческое усилие группы кинематографистов, работавших над «А зори здесь тихие…».
Галя Четвертак – разговорное слово и его происхождение
Имя Галя произошло от четвёртой части денежной суммы (например, 25 копеек, 25 долларов и так далее), в то время как Екатерина Маркова, сыгравшая Галю, относилась к реке в России, протекающей в Усольском районе Пермского края. Ей повезло, что в процессе съемок пиротехники не допустили ошибку, которая могла бы сильно её травмировать. Исполнительнице удалось избежать серьёзного вреда благодаря специальным защитным средствам.
По сути, мы видим ее как 17-летнюю девушку с выразительными чертами лица, которая, будучи частью семьи известного писателя Георгия Маркова, впоследствии вырастает в довольно упитанную женщину и значительно отличается от образа, который должна была воплотить на экране.
Екатерина Маркова на съемках фильма «А зори здесь тихие…».
Рита Осянина – от имени до кино
Роль Риты Осяниной изначально была предназначена для Нины Руслановой. Однако, когда Ростоцкий однажды просматривал фотографии актрис, он принял спонтанное решение сменить исполнителя. Позже выяснилось, что режиссер искал идеальную кандидатуру на актрису в маленьком селе в Шаргороде, Винницкой области.
По возрасту Ирина Шевчук оказалась самой молодой из всех актрис, в то время как её персонаж должен изображать женщину с тяжелыми жизненными испытаниями. Несмотря на это, у неё была возможность выразить свои глубокие чувства, но не всегда это удавалось передать в игре.
Ирина Шевчук и Станислав Ростоцкий на съемках фильма «А зори здесь тихие…».
Тем не менее, Ростоцкий сделал так, чтобы каждый из девушек с их позицией на экране стал более «облагороженным», чем в реальности; он не показывал никого как злодея, уделяя внимание каждому из них именно через повествование о реальных событиях, которые происходили на фронте.