Дункан Айседора Айседора Дункан (Дункан) (27.5.1878, Сан-Франциско, — 14.9.1927, Ницца), американская танцовщица; первая современница, которая противопоставила классической балетной школе свободный пластический танец. Она стала одной из первых танцоров своего времени. В 1903 году она впервые выступила в … … Большая советская энциклопедия.
Дункан, Айседора
Айседора Дункан, также известная как Дункан (настоящее имя Дора Анджела Дункан), родилась 26 мая 1877 года в Сан-Франциско и трагически погибла 14 сентября 1927 года в Ницце. Она была выдающейся американской танцовщицей, новатором в области танца и основательницей свободного танца, который впоследствии оказал огромное влияние на развитие танцевального искусства. Ее подход включал в себя элементы древнегреческого танца, что стало ярким контрастом к установленным канонам классического балета. Дункан также была замужем за известным русским поэтом Сергеем Есениным с 1922 по 1924 год, что добавляет еще одну грань к ее яркой, но трагической судьбе.
Семья Дункан была неблагополучной — ее отец, Джозеф Дункан, потерял все свои средства, оставив супругу и четырех детей в бедности. Исидора, стараясь скрыть свой истинный возраст, начала обучение в художественной школе с раннего возраста, но вскоре, в 13 лет, бросила ее, посчитав ее бесполезной. В вместо этого, она сосредоточилась на музыке и танцах, что впоследствии и стало основой ее карьеры.
Когда Дункан исполнилось 18 лет, она переехала в Чикаго, где начала выступать в ночных клубах. Она произвела фурор среди публики, представив свои экзотические танцы, которые включали босоножный стиль исполнения под греческие мелодии, что было необычно для того времени.
В 1903 году Дункан и ее семья совершили путешествие в Грецию, которое стало важным этапом в ее жизни и карьере. Именно там она начала строительство храма для занятий танцами на холме Копанос (ныне — Центр танца Исидоры и Раймонда Дункан). Ее выступления в этом храме сопровождались хором из десяти мальчиков-певцов, которые выступали вместе с ней на концертах, проводившихся в Вене, Мюнхене и Берлине начиная с 1904 года.
В 1904 году Дункан встретила и начала тесную дружбу с театральным режиссером Эдвардом Гордоном Крейгом, с которым провела много творческих вечеров. В начале 1905 года она дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве, где познакомилась с великим актером Константиным Станиславским. В январе 1913 года Дункан снова посетила Россию, завоевав множество поклонников и последователей, которые также начали создавать свои танцевальные студии, ориентируясь на ее стиль. В 1921 году комиссар просвещения СССР Анатолий Луначарский предложил ей открыть танцевальную школу в Москве и пообещал финансовую помощь. В октябре 1921 года она встретила Сергея Есенина, и в 1922 году пара официально сочеталась браком, но уже в 1924 году их союз распался. В этом браке была как эротическая, так и скандальная подоплека, однако между ними существовали и творчество, и взаимодействие.
К сожалению, Исидора Дункан погибла трагически, когда ее шарф зацепился за колесную ось автомобиля, в котором она ехала. Она задохнулась, и её последние слова были полны чувств.
Танец
Дункан была не только артисткой и танцовщицей — ее амбиции простирались далеко за пределы совершенствования её танцевальных навыков. Она стремилась создавать новое поколение танцоров, которые, как и она, были бы в состоянии передать свою искренность через искусство. Философские идеи Фридриха Ницше оказали значительное влияние на ее взгляды. Дункан написала о своей концепции в книге «Танец будущего танца», где описывала людей как пророков нового движения, предсказывающих будущее искусства.
В своей книге она утверждала, что молодые женщины способны достигать новых интеллектуальных и физических высот. Она подчеркивала, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, которое отражает эмоции и индивидуальность исполнителя. Главной движущей силой танцевального проявления Дункан считала «язык души», который должен был переплетаться с движениями тела.
Я бежал от искусства, плотно связанного с коммерцией Европы. Избегал кокетливых движений и милых, хотя и трогательных жестов, свойственных обычным женщинам. Я полагала, что расцвела внутренними идеями, хотя иногда предпочитала движения более скромных существ. Ни одно движение, ни поза не может быть прекрасным сама по себе. Красота движения достигается только тогда, когда оно является искренним и передает истинную мысль и чувство. Фраза «красота линии» — это особая категория. Линия обретает красоту только тогда, когда она ведет к благородной цели.
Дункан не только развивала собственные таланты, но и заботилась о своих детях:
- дочь Дердри (1906—1913), от режиссера Г. Крейга;
- сын Патрик (1910—1913), от бизнесмена Париса Зингера.
Оба ребенка погибли — Дердри и Патрик ушли из жизни в результате автокатастрофы. В 1914 году Исидора родила мертвого ребенка, что стало еще одной тяжелой потерей для нее.
Адрес в Петрограде
В начале 1922 года Исидора остановилась в гостинице «Англетейл», расположенной на Вознесенском проспекте, 10, во время своего пребывания в Петрограде.
- Айседора Дункан. Моя исповедь. Издательство: Лиесма, 1991 г. Мягкая обложка, 288 стр. ISBN 5-410-00982-7
- Айседора Дункан. Моя жизнь — М.: Контракт-ТМТ, 1992. — 192 с.: ил. ISBN 5-85058-009-3
- Дункан А. Моя жизнь; Шнейдер И. Встречи с Есениным: Воспоминания. — Киев: Мистецтво, 1989. — 349 с.: ил. ISBN 5-7715-0195-6
- Дункан Ирма, Макдугалл Алан Росс. Русские дни Айседоры Дункан и ее последние годы во Франции / Пер. с англ. Вступ. ст., комментарий Г. Лахути. — М.: Моск. рабочий, 1995. — 271 с. ISBN 5-239-01848-0
- Блэйер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы / Перевод с англ. Е. Гусевой. — Смоленск: Русич, 1997. — 560 с. — («Женщина-миф»). ISBN 5-88590-642-4
- Курт П. Айседора. Неистовый танец жизни. Isadora. A Sensational Life — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 768 с., илл. ISBN 5-699-00762-8
- Каталог выставки «Античный профиль танца» Василий Ватагин, Матвей Добров, Николай Чернышев (Айседоре Дункан посвящается), 24 августа — 20 октября 2006, Москва: Изд-во Музей графики. ISBN 5-900395-16-2
- Стефанида Руднева. Воспоминания счастливого человека. — М.: Главархив, 2007. — 856 с.: ил. ISBN 978-5-7728-0152-9, ISBN 978-5-8330-0249-0
- Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. В. Царьковой. — СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2000. — 320 с. ISBN 5-93762-003-8
- Наталья Аляшева. Айседора Дункан. Документальные свидетельства и фантазии. Издательство: Урал ЛТД. 2000. Твердый переплет, 442 стр. ISBN 5-8029-0139-X
- Есенин и Айседора Дункан. Серия: Любовные истории великих (Сост. Т. И. Маршкова). Издательство: Алгоритм, — М., 2007 г. Твердый переплет, 288 стр. ISBN 978-5-9265-0330-9
- Айседора Дункан и Сергей Есенин. Их жизнь, творчество, судьба (ред.-сост., вступ. ст., пер. Краснов И. М). Издательство: Терра (2005). ISBN 5-275-01262-4
- Нонна Голикова. Сергей и Айседора. — М.: Вагриус, 2005. — 256 с.: ил. ISBN 5-9697-0003-7
- Ирина Сироткина. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 319 с.
- Levien, Julia. Duncan Dance: a guide for young people ages six to sixteen / Julia Levien. With illustrations by the author from life and memory. «A Dance Horizons book.» 1994. ISBN 0-87127-198-2
- Maria Theresa. Divine Being, Guided by a Higher Power by Pamela de Fina. The Adopted Daughter of Isadora Duncan, 2003. Dorrance Publishing Co., Inc. Pittsburgh, Pennsylvania 15222. ISBN 0-8059-4960-7
- Anna Duncan: In the footsteps of Isadora. I Isadoras fotspar. Dansmuseet, 1995. ISBN 91-630-3782-3
- Frank-Manuel Peter (Hrsg./Ed.). Isadora & Elizabeth Duncan in Deutschland, in Germany. Deutsches Tanzarchiv Koln, 2000. ISBN 3-87909-645-7
- The Technique of Isadora Duncan by Irma Duncan. Illustrated. Photographs by Hans V. Briesex. Posed by Isadora, Irma and the Duncan pupils. Printed in Austria by Karl Piller, Wien VIII. ISBN 0-87127-028-5
- The Art of the Dance. Isadora Duncan / pref. by Sheldon Cheney. – New-York: Theater Arts, 1928.- 147 p. Edited, with an introduction by Sheldon Cheney. ISBN 0-87830-005-8
- Life Into Art. Isadora Duncan and Her World. (1993) Edited By Doraee Duncan, Carol Pratl, and Cynthia Splatt; Foreword By Agnes De Mille; Text By Cynthia Splatt. Hardcover: 199 pages. Publisher: W. W. Norton & Company; 1st edition (November 1993). ISBN 0-393-03507-7
- Duncan Isadora. Isadora Speaks. Ed. Franklin Rosemont. San Francisco, 1981.
- Сидоров А. А. Современный танец. М., 1923.
- Белый Андрей. Луг зелёный. Книга статей. М., 1910.
- Морис Левер. Айседора Дункан. Серия ЖЗЛ. М., 2006.
- Isadora Duncan «My Life» Москва. «Центрполиграф» 2005.
Печальная история американки не осталась незамеченной в кинематографе. Российские и европейские режиссеры пытались адаптировать биографии основателей современного танца. Самым известным стал фильм «Танцовщица», главную роль в котором сыграла Лили-Роуз Депп. Затем, в 2022 году, Клим Шипнко представил фильм «Декабрь для Есенина», где Исандру сыграла Кристина Асмос.
Несчастья с детьми
Скоро в жизни Айседоры произошла ужасная трагедия. Она и ее дети находились в Париже, когда произошел инцидент, который изменил ее жизнь навсегда. Дети и их няня путешествовали на автомобиле по живописному берегу Сены, когда водитель, потерявший контроль, не справился с управлением, и машина упала в реку. Это ужасное происшествие унесло жизни трех человек, включая двух детей Исидоры. На следующее утро об этой трагедии писали в газетах по всему миру, шокируя общественность. Фото: commons.wikimedia.org/ das intessante blatt 1913, № 18.
Актриса пережила тяжелое нервное потрясение, и в результате этого горя она начала слышать голоса, видеть видения и утверждать, что общалась со своими умершими детьми. Чтобы заполнить образовавшуюся духовную пустоту, Дункан решила родить еще одного ребенка, при этом у неё была молодая итальянская любовница.
Однако новорожденный мальчик прожил всего несколько дней, что стало еще одной тяжелой утратой. Опустошенная горем Исидора поняла, что её жизни не хватает творчества и смысла, и решила вернуться на сцену. В 1921 году она отправилась в Москву, где открыла школу танцев для девочек, что стало для нее новой вехой и способом занять свой ум.
В этом городе она встретила Сергея Есенина, который, как и она, был творческой личностью, и вскоре между ними разгорелся бурный роман.
И любил, и бил, и пил
Хотя их роман начался с искры, отношения Исидоры и Есенина были обречены на сложности. Разница в возрасте (Дункан была старше Есенина на 18 лет) и языковой барьер, так как поэт не говорил по-английски и не стал изучать язык, потом сами себе создали трудности. Айседора же в свою очередь владела лишь небольшим количеством русских слов.
Исидора и Сергей прожили вместе чуть более года. Для Есенина это было столкновение с женственностью, которая была готовая разрушить его феминистские убеждения, ведь он стал «мужем великой танцовщицы». Но брак не приносил счастья. Сергей Александрович не смог отказаться от своих пристрастий к алкоголю, что приводило к частым скандалам в семье. Танцовщица не была готова терпеть такие унижения.
В США, куда пара переехала, Есенин чувствовал себя чужим и невостребованным, ведь на родине его знали как гениального поэта, а здесь он представлял собой лишь «русского мужа прекрасной Исидоры Дункан». Его страсть к алкоголю и всплески гнева приводили к тому, что он нередко поднимал руку на свою жену.
В 1923 году Есенин обратился к Дункан с просьбой о расставании и вскоре вернулся на родину. Два года спустя он покончил с собой, повесившись в гостинице в Ленинграде. Айседора горько оплакивала поэта, несмотря на все унижения, которые она перенесла будучи его женой. Она была вынуждена пережить ужасные предсказания, ведь она похоронила всех, кого по-настоящему любила.
Алый шарф
Исидора прожила со своим любовником всего два года. 14 сентября 1927 года она отправилась на прогулку с несколькими приятелями, и для этого случая обмотала вокруг шеи ярко-малиновый шарф.
К сожалению, этот шарф стал причиной ее трагической гибели. Концы шарфа зацепились за заднюю ось автомобиля, и, затянувшись, он нанес смертельный удар по ее горлу.
Как позже сказали ее последователи, равная Исидора даже покинула этот мир в стиле своего танца — с грацией и драмой.
Я всегда считала себя очень счастливой, вероятно, самой счастливой женщиной на свете. Искусство, успех, богатство, любовь — и, прежде всего, замечательные дети, — писала она.
Любовные романы
После трагедии с Есениным Исидора встретила актера Оскара Берези в Будапеште. Их отношения развивались столь же быстро, как и закончились.
Однако более серьезные отношения ожидали ее в Берлине, где она встретила британского театрального режиссера Гордона Крейга. От их союза родилась дочь Дэйрдре, однако вскоре Крейг увидел в Айседоре не творческую музу, а обыкновенную домохозяйку. Удивленная такой ситуацией, Дункан приняла решение разорвать отношения.
И тогда она поняла, что хочет открыть собственную школу танцев для детей, воплотив свою мечту о передаче танцевального искусства следующему поколению, но это потребовало значительных финансовых расходов. Параллельно с этим она познакомилась с Евгением Сегером, чья помощь оказалась решающей для реализации ее планов.
Евгений и Исидора подружились, их отношения переросли в роман, в результате которого у них родился сын Патрик. В этот момент Исидора почувствовала, что наконец-то стала по-настоящему счастливой: ее талант был признан, а в ее доме царила любовь и гармония.
Трагедия всей жизни Айседоры Дункан
К сожалению, этот роман также не продлился долго. Однажды Дункан осталась в Париже по делам и решила отвезти детей в Версаль. По дороге возникли проблемы — машина остановилась, а водитель вышел, чтобы выяснить, в чем дело.
Это стало кульминацией несчастий: дети погибли в автокатастрофе, и Исидора была потрясена до глубины души. Осознав масштабы своей утраты, она нашла силы продолжать жизнь, благодаря помощи юной танцовщицы, которая помогла ей избежать необдуманного поступка.
Официальный брак
С течением времени мир вокруг менялся — началась Первая мировая война. Несмотря на все странности судьбы, Исидора Дункан была официально замужем всего один раз — за поэтом Сергеем Есениным.
Этот брак оказался недолговечным — Есенин вскоре покинул Дункан ради другой женщины.
Айседора Дункан была американской танцовщицей и основательницей свободного танца. Она завоевала популярность в Европе, восхищая зрителей своей грацией, пластикой и естественностью движений. Однако в России она известна широкой публике в первую очередь как жена Сергея Есенина.
Брак с Есениным
В 1921 году, находясь в состоянии психологического и эмоционального истощения, Исидора встретила свою настоящую любовь — русского поэта Сергея Есенина. Их роман начался с мгновенной связи, и она была потрясена его талантом, несмотря на то, что между ними была значительная разница в возрасте в 18 лет.
В 1922 году они поженились, и их отношения придавали жизни яркие краски и новые ощущения — это была первая задокументированная связь Дункан в ее жизни.
Сергей безумно любил ее и не скрывал своего восторга — они вместе путешествовали по Европе и Америке, и наслаждались счастьем, но, к сожалению, этот период оказался недолгим. Неумолимая языковая барьер, в дополнение к проблемам восприятия Есенина в его новой жизни за границей, негативно повлияли на их отношения.
На родине Есенина признавали как выдающегося поэта, тогда как за пределами России он часто воспринимался лишь как муж великой танцовщицы. Со временем страсть угасла, и в 1924 году Есенин вернулся на родину, оставив Дункан в горечи.
Прах Айседоры Дункан был кремирован, а ее останки захоронены на кладбище Пер Лашез в Париже, что стало вдобавок трагичной вишенкой на торте ее непростой жизни.
Ссылки
Если вы обнаружили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите конкретный текст, нажмите на выделенный текст и сообщите нам.
В России Айседора Дункан известна как одна из жен Сергея Есенина, однако в мировой культуре начала XX века она была гораздо более знаменитой, чем ее супруг. Её считают основоположницей свободного эротического танца. На сцене она часто выступала босиком и без нижнего белья, накрывшись лишь полупрозрачным халатом.
Смерть
В ночь на 14 сентября 1927 года в Ницце Айседора покинула свою подругу Мэри Дести и села в машину «Амилькар» с Бенуа Фаршеттом, франко-итальянским механиком, с которым, как полагалось, у нее были романтические отношения.
Когда машина неожиданно дернулась, ветер подхватил конец длинного шелкового платка с ручной росписью, который носила танцовщица, и тот быстро запутался в колесах автомобиля. Исидора ушла из жизни мгновенно, сломав шею.
Ее тело кремировали, а урну с прахом поместили в гроб на кладбище Пер Лашез в Париже. Позже автомобиль, в котором она погибла, был продан за беспрецедентную сумму в 200 000 франков, что подчеркивает не только трагичность ее гибели, но и величие ее жизни и наследия.
Память
Образ Дункан на протяжении многих десятилетий использовался в литературе и искусстве. Ее современник, известный оккультист Алейстер Кроули, писал о ней в своих произведениях и сделал ее героиней книги «Лунный ребенок». Также не остался в стороне известный русский писатель Михаил Булгаков, упоминающий танцовщицу в своем рассказе «Собачье сердце».
Хотя прямого посвящения Исидоре в поэзии Есенина нет, неподдельный образ танцовщицы можно проследить в его поэме «Черный человек». Стихотворение «Пусть другие напьются», официально адресовано театральной актрисе Августе Миклашевской, ведь Дункан утверждала, что эти стихи были написаны именно для неё.
Музыканты разных эпох тоже отдали должное Айседоре Дункан. Композиции Александра Марина на слова Михаила Танича стали популярными в России, укрепляя её память в музыкальном наследии страны.
Печальная история Айседоры не осталась незамеченной в кинематографе: российские и европейские режиссеры стремились адаптировать ее жизнь для больших экранов. Наиболее известным стал фильм «Танцовщица» с Лили-Роуз Депп в главной роли. В 2022 году Клим Шипенко также представил фильм «Декабрь для Есенина», где роль Исидоры сыграла актриса Кристина Асмос.