Когда в молодой семье родился ребенок, мама Ксении изначально планировала назвать ее Натальей. Однако отец и бабушка девочки настояли на прекрасном имени Алиса. Получив это имя, девочка, несмотря на немецкие корни отца, обрела русское имя, что символически демонстрировало взаимодействие культур.
Алиса Фрейндлих
Алиса Фрейндлих — прославленная актриса советской и российской сцены, народная артистка СССР, чья карьера охватывает несколько десятилетий. Интересно, что Фрейндлих не пересматривает фильмы с собственным участием, считая себя истинной театральной актрисой. Она считает, что кино, попадающее в руки редакторов, может подвергаться edit-тингу, а даже лучший актер может быть вырезан из кадра, если режиссер увидит лучший вариант или необходимость внести коррективы.
Алиса Бруновна Фрейндлих появилась на свет в декабре 1934 года в городе Ленинграде, под знаком Стрельца. Мать, Ксения Федоровна, провела свою молодость в Пскове, а затем перебралась в северную столицу, где начала знакомиться с театральным миром. В Театре рабочей молодежи она встретила Бруно Фрейндлиха, актера с немецкими корнями, что повлияло на формирование их семьи и имя дочери.
Семья отца Фрейндлих эмигрировала в Россию во времена правления императрицы Екатерины Великой, зарекомендовав себя как талантливые стеклоделы. Отец Бруно Артур, испытав неудачи в стремлении продолжать семейный бизнес, нашел работу в обувной мастерской, обеспечивавшей императорский двор. После его неожиданной смерти, его мечты по открытию собственного магазина остались нереализованными.
На фотографии: Алиса Фрейндлих в молодости, кадр из фильма «Город зажигает».
Семья Фрейндлих проживала в доме на Исаакиевской площади, и 8 декабря 1934 года у супругов произошла радость — на свет появилась дочь. Хотя Ксения Федоровна первоначально хотела назвать ребенка Наташей, старшие члены семьи, включая отца и бабушку, настоятельно настаивали на выборе имени Алиса, которое приобрело свою популярность. За Алису было закреплено российское гражданство, что стало важным шагом на пути культурной интеграции.
С раннего возраста будущая актриса проявляла тягу к музыке и театральному искусству. В возрасте трех лет она стала свидетелем церемонии вручения дипломов родственникам, что оставило на девочке неизгладимое впечатление. Она не только напевала услышанные мелодии три дня подряд, но и играла в театр, тайком примеряя платье своей матери.
Перед началом Второй мировой войны отец Алисы отправился в Ташкент с театральной труппой, и вскоре семья приняла решение о разводе. Алиса осталась с матерью и бабушкой, в то время как родственники по отцовской линии подверглись репрессиям. Брат Бруно и его супруга были арестованы и расстреляны, что добавило еще больше страха и нестабильности в жизнь девочки.
В 1941 году Алиса пошла в первый класс, но вскоре началась блокада Ленинграда — ужасные времена, которые Фрейндлих впоследствии называла как «самыми трудными, но при этом самыми яркими» в своей жизни. Она отчетливо помнит каждую деталь тех days, которые впоследствии стали частью её не только личной истории, но и истории всей страны. Выживание в это время стало возможным благодаря строгой диете бабушки, которая делила с ними свой хлеб.
К сожалению, здоровье как Алисы, так и ее матери оставляло желать лучшего, что было следствием не только нехватки пищи, но и психологического давления из-за общественных предрассудков, связанных с немецкими корнями. Ксения работала бухгалтером, чтобы обеспечить свою семью. После войны мать и дочь переехали в Таллинн, где актрисе удалось продолжить учебу в пятом классе, прежде чем они вернулись обратно в Ленинград.
К тому времени, как Алиса снова вернулась в родной город, ее отец также обрел новую семью и переехал в северную столицу. Несмотря на его желание восстановить связь с дочерью, новая жена Бруно была против этого общения, и даже его сводная сестра не знала о существовании Алисы.
Театр
Алиса Фрейндлих успешно окончила театральный институт и вскоре получила приглашение в Ленинградский драматический театр имени Комиссаржевской. В своих воспоминаниях актрисы можно обнаружить, что она прошла через «огонь, воду и медные трубы» в своем становлении как артистки. Особенно, в начале ее карьеры, она была вынуждена отказываться от ролей, которые могли бы затмить популярность других актрис, таких как Эмма Попова. Этот период был тяжелым, но она бесконечно благодарна за школу актерского мастерства, которая привила ей навыки, необходимые на сцене. В данном театре она сыграла более десяти разнообразных ролей.
В 1961 году Алиса Фрейндлих перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, куда ее талант многократно оценили. Фрейндлих вскоре стала истинной примадонной театра, и главный режиссер Игорь Владимиров сумел распознать её уникальные способности. Он сосредоточил внимание на ее индивидуальности при выборе репертуара.
На этой фотографии: Алиса Фрейндлих и ее первый муж, Игорь Владимиров, кадры из фильма «Старомодная комедия».
В 1980-х годах актрису также можно было увидеть на сцене Большого театра имени Таустоногова в Ленинграде, где она исполнила множество партий как в классических, так и в современных театральных постановках, включая Уильяма Шекспира и Антона Чехова.
В 1983 году Фрейндлих стала частью Большого драматического театра имени Максима Горького, где её дебют состоялся в спектакле «Киноистория с антрактом». Со временем она получала главные роли во множестве церемоний.
В 2019 году в БДТ состоялась долгожданная премьера оперы «Волнение», написанной специально для Алисы Фрейндлих. Режиссер на пресс-конференции поделился, что работал над этим проектом с «глубоким уважением и благодарностью к ее творческой натуре». В этом спектакле Фрейндлих предстала в образе американского писателя польского происхождения, что открывало новые горизонты ее актерского потенциала. Этот спектакль стал знаковым, поскольку ознаменовал 35-летие её деятельности в театровой среде.
В 2020 году звезда вновь вышла на сцену Драматического театра имени Георгия Товстоногова в постановке «Лето одного года». Несмотря на то что она продолжала выступать в возрасте, когда многие актрисы уже завершили свои карьеры, зрительская преданность и любовь к её игре позволили ей оставаться востребованной. Также Алиса Фрейндлих принимала участие в различных других спектаклях Большого театра.
Алиса Фрейндлих известна не только своими запоминающимися ролями, но и способностью к чутким декламациям. Чтение стихов всегда рассматривалось как один из показателей актерского мастерства, и не случайно этот экзамен принимается у абитуриентов театральных училищ. С помощью рифмованных произведений Фрейндлих продемонстрировала разнообразие своего дарования. Особенно её артистичный голос вызывает воспоминания о сказке «Щелкунчик».
В сети легко найти аудио- и видеофайлы, на которых актриса читает стихотворения таких выдающихся представительниц Серебряного века, как Анна Ахматова и Марина Цветаева. Однако особенно популярным остается «Женский монолог» Роберта Рождественского, в котором Фрейндлих исполняет свои строчки так выразительно, что среди почитателей искусства возникло недоразумение — многие стали ошибочно полагать, что автор этих стихов — сама звезда.
Творческий успех Фрейндлих был оценен как на официальном уровне, так и среди зрителей. В 1981 году она удостоилась звания народной артистки СССР и получила множество наград, включая пять почетных медалей за вклад в искусство и более двадцати престижных государственных наград. Не говоря уже о множестве призов, которые были вручены ей на различных кино- и театральных фестивалях и конкурсах.
Фильмы
Несмотря на то, что в 1960-х годах Фрейндлих уже считалась известной актрисой в театральной среде, ее карьера в кино не складывалась в тот момент удачно. Она редко получала главные роли, и в своем дебютном фильме «Неоконченная повесть» Алиса Бруновна даже не указана в титрах. Актриса сыграла несколько эпизодических ролей — школьницу в «Бессмертной песне», буфетчицу в «Полосатом рейсе» и Эллочку-людоедку в телевизионном сериале «12 стульев». Исключение составила лишь комедия «Приключения дантиста», где её игра выделялась на фоне других персонажей.
Судьба улыбнулась Алисе Фрейндлих в 1974 году, когда она снялась в нескольких очень популярных картинах. В мелодраме «Анна и Командор» она предстала перед зрителями в роли героини Иннокентия Смоктуновского, который делится своими воспоминаниями о покойном муже, сыгранном Василием Лановым. Это был переходящий роль для обоих актеров.
Иннокентий Михайлович также исполнил главную роль в мелодраме «Опасный сезон», рассказывающей о парфюмере, потерявшем способность различать запахи. В паре с Фрейндлих он снялся в детском фильме «Принцесса и горошина», основанном на известных сказках Ганса Христиана Андерсена. Она также участвовала в другой экранизации произведения датского писателя — «Тайна Снежной королевы», что сделало её имя известным и среди детской аудитории.
На изображении: Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков в сцене из фильма «Служебный роман».
Драма Элема Климова «Агония» пыталась выйти на экран с четвертой попытки — она не выдержала обрушившихся на неё советских цензоров. Несмотря на это, Фрейндлих привнесла в образ придворной дамы, которая была преданным поклонником Григория Распутина, неповторимую оригинальность.
В музыкальной комедии «Соломенная шляпка» она сыграла легкомысленную баронессу, за лаской и вниманием которой боролись такие талантливые актеры, как Михаил Козаков и Михаил Боярский.
В процессе экранизации романа Бориса и Аркадия Стругацких «Пикник на обочине» Андрей Тарковский задумал, что главную роль сыграет его жена Лариса. Однако по совету оператора, он пригласил на пробы как Марину Неелову, так и Алису Фрейндлих. В итоге, сыграв жену актера Александра Кайдановского, она сожалела о том, что в дальнейшем судьба не свела её с Тарковским. В 2015 году Фрейндлих была удостоена специального приза на фестивале «Зеркало», который носит имя Тарковского, за вклад в развитие кинематографии.
Любовь к народу внутри Фрейндлих пробудилась после прочтения романа «Служебный роман» в 1977 году, после чего сам режиссер Эльдар Рязанов сразу выбрал её на роль Людмилы Кулагиной. Тем не менее, Игорь Владимиров, её тогдашний муж, не одобрял её участие в съемках, так как полагал, что это могло бы повредить её театральной карьере. Дирекция проекта была вынуждена убедить его в необходимости роли для ее дальнейшего_successа.
Актриса, проявляя невероятную трудолюбие, репетировала роль Кулагиной по ночам, и её растраченные силы оказались не напрасными: после выхода фильма она стала звездой всесоюзного масштаба. Фрейндлих сама подыскала подходящий костюм для своего образа, а её походка и манера общения были заимствованы от современных деловых женщин, которые часто принимали участие в предпринимательских шутках 70-х. Одним из ярких моментов в «Служебном романе» стали две песни, которые она исполнила и которые впоследствии стали хитами: «У природы нет повадок» и «Душа моя не отдыхает». В самой картине ей пришлось играть двух героинь в одной: серьезную и «бронированную» в начале сюжета, а затем преобразиться в красоту, излучающую уверенность и юность.
Роль Анатолия Новосельцева, возлюбленного Кулагиной, исполнил Андрей Мягков, богатый на свои собственные отличные характеристики, а антагониста Юрия Самохвалова сыграл Олег Басилашвили. Замечательные актеры, такие как Светлана Немоляева и Лия Ахеджакова, также внесли значимый вклад в развитие персонажей, проявляя непревзойденный уровень мастерства.
Когда в семье молодых родителей родился ребенок, мама Ксении хотела дать ему имя Наталья, однако бабушка и отец настояли на более красивом имени — Алиса.
Олег Басилашвили
На момент съемок фильма актеру исполнилось 43 года, однако его персонаж Самохвалов выглядит значительно старше, примерно на 50 лет. Дорогие ткани его костюма, мягкие седые волосы и самодовольные манеры придают ему уверенности и старательности. В сюжете он – обаятельный, утонченный, но довольно циничный карьерист, который использует флирт с начальницей, чтобы продвигаться вверх по служебной лесенке. Такие интриги делают его персонажа антипатичным, вызывая ненависть аудитории к «отрицательным» героям фильма.
Людмила Иванова
Актриса, сыгравшая активистку по имени Шурочка, на момент съемок была 40 лет. Она так погрузилась в общественную жизнь, что её образ в сером, бесформенном одеянии и без макияжа служит доказательством того, что отсутствие ухоженности зачастую прибавляет года. Ее исполнение роли стало очень убедительным, поскольку в то время актриса возглавляла местный комитет театра «Современник», и именно этот характер стал её «визитной карточкой» в фильме.
Светлана Немоляева
Ее персонаж, женщина средних лет с несчастливой судьбой, появляется в связке с Новосельцевым и Самохваловым. Появление нового сотрудника, которого исполняет Олег Басилашвили, пробуждает в ней воспоминания о девичьей любви, прокладывая дополнительную лирическую линию в кино. В то время актрисе было 40 лет, хотя слишком яркий макияж и осветленные волосы придавали ей вид, который можно было бы ошибочно принять за более зрелый.
Затем Алиса Фрейндлих сыграла в двух совершенно разных комедиях с характерным названием.
Фрейндлих, Алиса Бруновна
Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Она была советской и российской актрисой театра и кино, а также певицей. Фрейндлих была удостоена звания народной артистки СССР в 1981 году, а также награждена четырьмя Государственными премиями Российской Федерации (1976, 1996, 2001, 2008).
С 1983 года она является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова. За годы своей карьеры фильмы с участием Алисы Фрейндлих вошли в «Золотой фонд» отечественного кино.
Наибольшую известность Алиса Фрейндлих приобрела благодаря таким фильмам, как «Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984) и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие домой» (2009).
Алиса Фрейндлих была удостоена двух национальных театральных премий «Золотая маска» (2001, 2006) и двух премий Российской академии кинематографии «Ника» (1994, 2005).
Содержание
Рождение и первые годы жизни
Для Алисы Фрейндлих, воспоминания о детстве всегда опутаны важными моментами. Она помнит, как её отец, возвращаясь с репетиций, всегда устал, и не мог дождаться, чтобы лечь спать днем, что считалось для него необходимостью, подобно молитве «Отче наш» — это помогало создать иллюзию нового дня. Эта привычка передалась и ей. Однажды, когда она осталась одна с отцом, пока бабушка была занята, а мама на работе, она непокорно пыталась его разбудить, игриво тыкая его карандашом в глаза. За это она подверглась наказанию и была отправлена «за печку» в углу, что всегда было в её памяти как детская шалость, оставившая след в их отношениях.
Мать Алисы, Ксения Федоровна Фрейндлих (в девичестве Федорова; ?-1971), провела свои молодые годы в Пскове, активно занимаясь художественной самодеятельностью, прежде чем перебраться в Ленинград. Она познакомилась с актером немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом (1909-2002) в Театре рабочей молодежи, где вместе обучались актерскому мастерству. Его мать была немкой по имени Шарлотта, а отец Артур Фрейндлих. Оба рода провели значительную часть своей истории, начиная с 18 века, в России, основав династию стеклоделов, что предопределило сложные судьбы потомков.
Семейный бизнес не стал успешным: Артур Фрейндлих пытался возродить стекольное дело, но судьба не благоприятствовала им — из-за слабого здоровья второго сына планы не сбылись. Подавшись стремлению обеспечить семью, Артур нашел работу на обувной фабрике, снабжающей императорский двор, и, спустя некоторое время, он открывает небольшую магазин «Freindlich elegant shoes», но его мечты были разрушены, когда в 1917 году он внезапно ушел из жизни.
Несмотря на это, первой мечтой Ксении было, чтобы ее дочка носила имя Наташа. Однако называть ее именем Алиса настаивал отец, который был поддержан бабушкой, смеющейся над путаницей: «Наталья Бруновна Фрейндлих» — это казалась странной комбинацией. Мать же была твёрдо уверена в том, что она была русской. Сразу после ее рождения семья стала жить в общей квартире на улице Гривцова, окна которой смотрели на Исаакиевский собор, предоставляя приятное вид на архитектурные достопримечательности.
Алиса стала проявлять свои актерские наклонности с раннего возраста. В три года она посетила выпускной спектакль сестры матери и зятя, и даже на несколько дней оставила свои впечатления о непревзойденных мелодиях, напевая их и разыгрывая сценки, переодеваясь в наряды матери.
Ситуация в семье стала критической незадолго до начала войны, когда родители Алисы развелись. Отец уехал на гастроли, а она осталась с матерью. Бруно Фрейндлих успел покинуть Ленинград до начала эвакуации. Воспоминая те дни, Фрейндлих часто говорит о том, что ее бабушка и другие родственники страдали от ненависти и предвзятости, и как семейные трагедии отразились на её свете. Брат ее отца и его жена были арестованы и вскоре расстреляны, что яшчэ больше усиливало стресс.
Великая Отечественная война и блокада Ленинграда
Алиса пошла в первый класс в 1941 году, учреждение находилось в центре города, в районе, подвергшемся интенсивным бомбардировкам. Спустя считанные дни началась блокада Ленинграда, и обучение в специальной школе оказались невозможным. Учителя старались поддерживать моральные силы, обходя важные темы. Позже, рассказывая о труде, Фрейндлих подтверждает, что несмотря на трудности, именно эта время оставила в ее сердце тепло и яркость.
‘Возраст Калугиной визуально увеличивался её высокомерными манерами, старомодной одеждой и неактуальной прической. Но когда секретарша Верочка, сыгранная Лией Ахеджаковой, показала ей, как быть женщиной, что-то начало меняться.’
«Иван Васильевич меняет профессию»
Наталье Крачковской было ровно 35 лет, когда она исполнила роль Ульяны Андреевны, жены инспектора Бунши, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». На экране она, однако, выглядела старше своих лет, что могло быть связано с её внешностью и характером. Тем не менее, её образ стал гламурным и желанным, благодаря чему Наталья сменила три килограмма париков за время съемок.
Взгляд актрисы, как отмечается в комментариях, в этом фильме был дополнен яркой прической и высоким стилем.»
На самом деле, волосы приходилось прятать под непривычную шапочку, которая причиняла серьезный дискомфорт. Но Крачковская упорно трудилась над своей ролью и не сдавалась.
Однако имелись и противоположные примеры, когда персонажи, которых играли актеры, выглядели значительно моложе своих лет. Например, Надежда Румянцева в роли Тоси в фильме «Девчата», она снималась, будучи 32-летней, но это явно не повлияло на ее популярность среди зрителей.
Кадр из фильма «Золушка».
«Золушка»
Противоположный пример – актриса Янина Жеймо, которая сыграла молодую Золушку, несмотря на свои 37 лет. Янина отказывалась от роли, боясь, что ее возраст будет помехой. Однако сценарист Евгений Шварц настоял на ее кандидатуре, что послужило хорошим решением, так как она полностью воплотила образ искренней девушки, верящей в чудеса, любовь и дружбу, несмотря на тяжелые испытания и отключения от жизненных неудобств.
На протяжении всей своей карьеры, актрисы часто подвергались давлению со стороны общества относительно их возраста. Даже сейчас, когда косметология значительно продвинулась вперед, талант и способность актрисы к воплощению образа имеют важнейшее значение, переходя за рамки возрастных рамок.
«Жизнь начинается только в 40 лет. Я это точно знаю», — заявляет героиня фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Тем не менее, актрисе Вере Алентовой было всего 37 лет в момент исполнения этой роли.
Ольга Петровна Рыжова
В одной из линий, когда Ольга вновь встречается на рабочем месте с Юрием Самохваловым, он заметно комментирует: «Оля, ты совсем не изменилась». Тем не менее, это утверждение было нелепым, так как они не виделись много лет, и от той трогательной Оленьки, с которой Юрий когда-то встречался, почти ничего не осталось. Ольга оставила уже четверть века за спиной. В её любовном письме к Самохвалову, которое секретарша Вера читает в конце первого акта, прорывается намек на возраст: «Женщины, которым за сорок, часто делают глупости», — тем самым подчеркивая нешуточные чувства к Юрию.
Анатолий Ефремович Новосельцев
После конфликта с Новосельцевым в доме Самохвалова, Калугина, чувствуя недостаток информации, вызывает секретаря Веру на «допрос». Вера, менее чем за минуты, рассказывает все, что знает о Анатолии Новосельцеве: «Неуклюжий холостяк с двумя детьми. Помните Лизу Леонтьеву из строительного отдела? Она светловолосая и с косичками, но больше не работает у нас. Она была его женой, родила ему двоих детей и затем снова забеременела». Возраст Новосельцева не указывался, но, по косвенным данным, ему было также за сорок.
Роман «Служебный роман» был опубликован в 1977 году. Лии Ахеджаковой, стремившейся к реализации образа Веры, на тот момент было 39 лет, а в пьесе «Коллеги по работе» секретарю Людмиле Прокофьевне было всего 23 года.
На съемках роль секретарши Верочки была особенной; вся страна распознала ее и полюбила за тонкое перевоплощение, что получило хвалебные отзывы зрителей и критиков.