Во-первых, стоит отметить, что Александр Дюма создал своего главного персонажа, Д’Артаньяна, основываясь на реальной исторической фигуре, и это подтверждается в прологе его произведения. Со временем, однако, стало известно, что мемуары, которые придавали живость этому персонажу, были частично выдуманы Гатьеном Куртильсом де Сандра — человеком, чья жизнь и творчество оставили значимый след в истории.
Скандалы из-за кастинга, суды и прослушка КГБ: как снимали фильм «Д’Артаньян и три мушкетера»
Спустя сорок лет после релиза фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» немыслимо представить его без звёздного актерского состава, увлекательной акробатики, захватывающих погонь и напряженных дуэлей, не говоря уже о 24 песнях, которые органично вписались в 249 минут экранного времени. Этот проект, сложившийся из трех частей, стал настоящим шедевром, однако его создание сопровождалось множеством скандалов и конфликтов, которые могли привести к совсем иному исходу для бедного гасконца и его друзей.
Поскольку фильм находился под контролем советского Гостелерадио, на выбор актеров оказывали свое влияние высокопоставленные чиновники. Так, проба, проведенная для роли Констанции, Евгенией Симоновой, была немедленно отклонена, поскольку руководство предпочло остальных кандидатов, среди которых были Смирницкий, Табаков и Гриндрик. В результате этого кастинга была утверждена Ирина Алферова, которую, в свою очередь, нужно было заменить на роль Букингема. Примечательно, что эту работу также отвергнул Игорь Костолевский, что внесло свои коррективы в процесс подбора актеров.
Изначально планировалось, что роль Д’Артаньяна исполнит Александр Абдулов. На кастингах он показал одни из лучших результатов, однако среди претендентов было множество молодых актеров. Однажды в студию пришел Майкл Боярский, и когда он надел соответствующий костюм, стало очевидно, что именно он будет важнейшим персонажем в истории о прославленном телохранителе. Более того, Боярский имел музыкальное образование и великолепный голос, что предполагало много вокальных номеров в его исполнении.
Кроме этого, Боярский предложил Светлану Пенкину на роль Миледи, но тогда режиссер Георгий Юнгвард-Киркевич сам мог рассчитывать на эту роль. Он не представлял себе никого иного, кроме Маргариты Тереховой, которая полностью соответствовала его замыслам для этой героини.
Съемки
Во время съемок актеры постоянно сталкивались с различными трудностями, но это не помешало им соблюдать строгий график. На каждую серию было выделено целых двадцать два съемочных дня. Во время одной из сцен, изображающих осаду Сен-Жермена, у Смирницкого произошёл сердечный приступ. В этот критический момент Боярский бросился к нему на помощь, стараясь массажировать сердце, настолько сильно, что чуть не навредил своему партнеру. К счастью, скорая помощь вовремя приехала и доставила его в больницу — Портела удалось спасти.
Несколько позже Боярскому самой понадобилась медицинская помощь. Во время съемок «Марлезонского балета» актёр Борис Клюев с огромным удовольствием исполнял роль Рошфора, но во время одной из сцен случайно задел Д’Артаньяна ножом в мягкую часть неба. Это причинило серьёзный вред, и врач позже удивлялся: если бы рана была чуть глубже, она могла бы привести к катастрофическим последствиям для его мозга.
Актёр Евгений Данчевский получил производственную травму в сцене, происходящей в рыбацком приюте, где Миледи отдает приказ убить Букингема. В процессе актёр, вживаясь в свою роль, прощался со своим «братом» и непроизвольно покусывал свою нижнюю губу. Позже он признавался, что это было довольно болезненно, хотя рана на тот момент уже зажила.
Сцены
Совсем другой характер имела одна из самых трогательных сцен фильма — сцена смерти Констанс. Юнгвальд-Хилькевич изначально планировал, что Д’Артаньян должен будет отпеть свою возлюбленную на её могиле. Эта сцена действительно подразумевала, что телохранитель сам будет на её похоронах. Однако оператор Александр Полинников, увидев это, пришёл в ярость и заявил, что подобная пошлость в сценарий больше не вернётся. Он был недоволен идеей Д’Артаньяна, заклиная имя Констанции вновь и вновь.
У оператора же была своя концепция — снять небо и наложить на него изображение Ирины Алферовой, что создало бы иллюзию того, что душа героини покидает материальный мир. В конечном итоге было решено следовать этой идее, и результат стал запоминающимся для всей аудитории.
Все участники проекта согласны с тем, что имело место определённое недоразумение. И все тогдашние члены актёрского состава подтвердили факт кражи, но в этой ситуации все обвинения были адресованы Георгию Мартиросяну, который уже стал известным актёром. «Клерк был занят и унес коробку. Однако он заменил рыбу. Но я не украл, а одолжил. Я извинился и вернул деньги», – признался Боярский, освещая инцидент.
Как Боярский стал Д’Артаньяном
Боярский и Хилькевич: погружаются в работу над ролью
Сначала Михаил Боярский собирался сыграть роль графа Рошфора. Однако однажды, опоздав на репетицию, он внезапно ворвался на площадку. Перед режиссером предстал такой поразительный образ, что Георгий Юнгвальд-Хилькевич сразу же счел его идеальным кандидатом для главной роли в фильме.
В итоге Боярский сначала получил предложение сыграть Атоса или Арамиса, так как на роль Д’Артаньяна уже утвердили Александра Абдулова. Однако после некоторых раздумий между ними возникло недопонимание, поскольку Абдулов не смог сразу справиться с музыкальной частью и, следовательно, эта роль досталась Боярскому.
Интересным фактом является то, что в сцене «Менге» женщину, бросающую тесто охранникам, сыграла Елена Мерентьева, мать Михаила Боярского.
Несостоявшийся Атос стал Холмсом
Вениамин Смехов, взявшийся за роль Атоса, сделал это лишь после долгих уговоров со стороны режиссера.
На роль Афонского горы рассматривался и Василий Ливанов, который появлялся в Одессе на пробах дважды. По словам режиссера, он был красив, но не слишком умел в своей игре. В какой-то момент Ливанов решил перевоплотиться в образ Холмса и покинуть проект. В итоге после долгих убеждений Вениамин Смехов согласился на роль Афонского горы.
Леди Винтер оказалась в положении
Маргарита Терехова в своем амплуа на съемочной площадке оказалась вне конкуренции.
Изначально на роль Леди Винтер была утверждена Елена Соловей, но вскоре её вынуждены были заменить на Маргариту Терехову. Сценарий этого фильма в какой-то момент потребовал шифоновые блузки и отсутствие лифчика, что является знаковым моментом в советском кино: впервые женская грудь была продемонстрирована в кадре. Этот эпизод не стал неловким, потому что он в определённой степени был натуральным.
На доме на углу улиц Quai Voltaire и rue du Bac висит табличка, которая утверждает, что в этом доме проживал Шарль де Бац-Кастельмор-Д’Артаньян.
Локация 2 — Дом ученых — дворец Кардинала Ришелье
Дом ученых, улица Лист Чиноу, 6.
Наверное, одно из самых известных мест, показанных в фильме. Сцены, проходящие во дворце кардинала в начале фильма, где Миледи и Рошфор поют о кардинале, и в сцене, где Д’Артаньян играет в шахматы с Ришелье в конце первой серии, были сняты в Доме Эуда. К сожалению, зачастую эти эпизоды выглядели слишком мрачными. Тем не менее, в кадре четко видны электрические фонари.
Дом ученых в реальной жизни и в кино.
Локация 3 — Церковь Святого Юра — вход в штаб мушкетеров
Церковь Айос-Иулас, площадь Айос-Иулас 5.
Д’Артаньян прибывает в штаб-квартиру телохранителей, чтобы встретиться с де Тревилем. Там он проходит обучение на молекулярного телохранителя через забор (в него стреляли во дворце Потоки). После тренировки он проходит через ворота, и телохранители говорят о лестнице, которая действительно существовала и могла быть направлена в сторону церкви Агиос Йорас. Хотя в некоторых статьях утверждается, что лестница находится в другом месте, это не соответствует действительности, так как на плане четко видна желтая стена греко-католической митрополии в Сватойрской Горе.
Вход в кино и в жизнь находится за желтыми стенами.
К сожалению, лестница не попала в церковь Святого Георгия в 2019 году, и потому фотография сделана в 2015 году.
Локация 4 — дворец Потоцких — штаб Мушкетеров и Лувр
Дворец Потоцких, улица Коперника, 15.
Когда возле дворца Потоцких тренируются телохранители, д’Артаньян подглядывает за ними через перила ворот церкви Агиос Иолас. Это решение оказалось истинной находкой кинематографа. В этом месте Тревиль верхом на лошади проезжает мимо и поет о том, как Париж узнал о гасконце Тревиле.
На террасе дворца Потоцких Тревиль на лошади исполнял свою песню.
Дворец также использовался для создания сцен, изображающих Лувр, в том числе момент, где король Людовик и королева Анна засветились в первой линии.
Так, пока возле дворца Потоцких тренируются телохранители, д’Артаньян наблюдает за ними через перила ворот церкви Агиос Иолас. Кинематограф творит чудеса. Тревиль на лошади поет о том, как Париж узнал о гасконце Тревиле.
Д’Артаньян и три мушкетера
Главным персонажем фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» является амбициозный и гордый молодой человек из небогатой, но знатной семьи по имени Д’Артаньян (в исполнении Михаила Боярского). Он покинул родную Гасконь в поисках военнослужащей карьеры и вскоре становится королевским телохранителем.
На пути к столице, в гостинице «Менгиу,» он встречает Рошфора (Борис Краев) и Миледи (Маргарита Терехова) — своих будущих заклятых врагов, а также, поочередно, Атоса (Вениамин Смехов) и Арамиса (Игорь Старрыгин), которые становятся его верными друзьями и товарищами. Так начинается история четырех отважных мужчин, которым предстоит много увлекательных и опасных приключений.
История создания фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»
Премьера фильма «Д’Артаньян и три мушкетера,» разделённого на три части: «Атос, Пондар и Арамис и Д’Артаньян,» «Почта королевы» и «Приключения продолжаются,» состоялась на Центральном телевидении с 25 по 27 декабря 1979 года.
История создания этой значимой ленты началась задолго до её появления на экранах, в октябре 1974 года, когда Московский молодежный театр поставил музыкальный спектакль, созданный благодаря усилиям Марка Лозовского и Юрия Ряшенцева, с музыкой Максима Дунаевского, под названием «Три телохранителя». Спектакль получил хорошие отзывы и стал очень популярным, но вскоре его сняли с репертуара театра из-за влияния нежелательных политических подтекстов в песнях.
С течением времени возникла идея возродить мюзикл, но реализовать её в формате телевизионного фильма.
Режиссер Георгий Юнгвард-Киркевич, будучи фанатом романов о телохранителях, начат работу над фильмом в Одессе в апреле 1978 года.
Съемочный процесс проходил с 1 апреля по 9 августа того же года, события снимались на базе в Одессе, ЛВВ и Каменец-Подольске, где установили сцены осады крепости Ла-Рошель.
Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» быстро завоевал популярность после своего выхода и до сих пор вызывает теплые воспоминания у зрителей, несмотря на значительный временной промежуток.
В создании мини-сериала принимала участие замечательная команда актеров, таких как Маргарита Терехова, Михаил Боярский, Валентин Смирницкий, Вениамин Смехов, Игорь Старыйгин, Лев Дуров, Олег Табаков, Алиса Фрейндлих, Елена Цеплок и многие другие. Их участие оказалось знаковым для успеха картины. Удачно выбранный стиль и великолепная романтика, присущая литературным источникам, обогатила сценарий, в котором гармонично сочетались элементы любовной истории, приключения, исторические костюмы и музицирование, композиций Максима Дунаевского и текстах Юрия Ряшенцева, которые тут же стали хитами во всей стране. Эти песни были популярны и продолжают бытовать в сердцах поклонников и до сегодняшнего дня.
Однако у Игоря Старыйгина также были свои размышления по поводу успеха фильма. «Мы настолько вжились в роли мушкетеров, что часто не понимали, где начинается съемочный процесс и где заканчивается — в гостиничном номере или на площадке. Возможно, именно эта высокая степень погруженности сделала фильм настолько знаковым,» — объяснял он.
Уже в 1990-х годах были выпущены два продолжения: «20 лет спустя телохранитель» (1992) и «30 лет спустя королева Анна или тайна телохранителя» (1993). Более того, 5 февраля 2009 года в российских кинотеатрах зрители смогли увидеть ещё одно продолжение — «Сокровища кардинала Мазарино» или «Возвращение телохранителей,» в котором главные роли сыграли легендарные персонажи: Атос, Порто, Арамис и Д’Артаньян, уже в совершенно новом качестве, передавая факел своему следующему поколению. Все три фильма были под руководством одного и того же режиссера, Георгия Юнгвальд-Хилькевича.
Интересные факты о фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»
— Режиссёром фильма стал Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который сделал небольшое появление в эпизоде, где Д’Артаньян приплывает в Англию с капитаном.
— Михаил Боярский первоначально претендовал на роль Рошфора, однако, опоздав на репетицию, он стромительно вошел в помещение и под влиянием момента представил такой эффектный образ, что режиссер тут же решил доверить ему главную роль.
— Тем не менее, изначально роль досталась Александру Абдулову, который также замечательно вписался бы в историю. Но определенные сложности с вокальными номерами перенесли эту роль на Боярского.
— Роль графа Афонского должен был сыграть Василий Ливанов, а на роль Портоса было множество претендентов, включая Юрия Наумцева и Георгия Мартиросяна. Первоначально на роль Миледи отводилась Елена Соловей, Констанция Бонасье должна была исполнять Евгения Симонова, а Букингемом предстояло стать Игорю Костолевскому.
— Премьера фильма планировалась на декабрь 1978 года, однако выход затянулся на год из-за разбирательств, связанных с правами на текст песен, написанных Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым.
— Роль Арамиса исполнял Игорь Старыйгин, но голос за кадром принадлежал Игорю Ясловичу; Констанция (Ирина Алферова) разговаривала голосом Анастасии Вертинской, а у кор Cardinal Ришелье (Александр Трофимов) был голос Михаила Козакова. Специальные появления Лии Ахеджаковой (в роли Констанции, настоятельницы монастыря, где скрывалась Валентина Клименко) и Георгия Вицин (в роли судьи) тоже уславили выдающийся кинокартину.
В роли главного героя Д’Артаньяна и трёх мушкетеров режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, сценарий написан Марком Лозовским по произведению Александра Дюма. В главных ролях: Михаил Боярский, Вениамин Смирнитский, Игорь Старыгин, Валентин Смирницкий, Ирина Алферова, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова, Олег Табаков, Лев Дуров, Александр Трофимов и другие. Фотография: Александр Полинников. Музыка: Максим Дунаевский.
Премьера фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» состоялась 25 декабря 1979 года на Центральном телевидении СССР.
В интервью «Российской газете» Ряшенцев делится: «В поэме я не пытался притворяться французом. Это была всего лишь интерпретация, возможно, в некотором роде даже стиль игры».
Игорь Старыгин (1946—2009)
Игорь Старыгин был исполнителем роли Арамиса, и эта роль оказалась для него знаковой в карьере. После выхода фильма он продолжил свою актерскую деятельность, сочетая выступления в театре с работой на телевидении и ведением авторского новостного шоу «Территория выживания» на канале НТВ.
К сожалению, Игорь Старыгин ушёл из жизни в 2009 году из-за инсульта.
Маргарита Терехова (1942)
Маргарита Терехова сыграла роль злой соблазнительницы Миледи Винтер, укравшей сердца многих зрителей. Она была активна в кино и театре и заслужила множество наград за свою работу. В последние годы она сняла документальный фильм «Гал,» а также попробовала себя в качестве режиссера и сценариста.
К сожалению, постепенно болезнь Альцгеймера лишила её возможности сниматься в фильмах.
Ирина Алферова (1951)
Ирина Алферова прославилась благодаря своей роли в фильме «Хождение по мукам.» Её персонаж, Констанция Бонасье, стал её вторым заметным достижением в карьере. На её кандидатуру на эту роль настаивало Госкино, поскольку режиссёр чувствовал, что у неё очень славянская внешность, что не ложится в фрейм традиционных французских стандартов. В итоге Ирина всё же была утверждена на роль.
Несмотря на это, фильм показал её в новом свете и резко повысил её популярность. Актрису начали активно приглашать в другие фильмы, и это не прекращается по сей день. Ирина продолжает выступать как в кино, так и в театре.
Маргарита Терехова, примеряя образ злой соблазнительницы Миледи Винтер, часто получала всю долю внимания за свои успешные выступления. Она невероятно креативна и разностороння, попробовав себя как в кино, так и театре. К сожалению, её карьера была затруднена из-за болезни Альцгеймера, что не позволило ей появляться на экране в последние годы.
Как враг мушкетеров «протащил» в картину мушкетерский знак
В фильме мушкетеры не раз были замечены за демонстрацией жеста из двух сложенных пальцев — это приветствие, которое символизировало их единство и сплоченность. В финальной сцене фильма этот жест неожиданно делает их непримиримый враг де Жюссак. Зрители с восторгом оценили этот момент – как же зрелая находка! Однако на самом деле Георгий Юнгвальд-Киркевич был сильно взволнован, увидев этот жест.
Де Жюссака в фильме сыграл Владимир Барон, который ранее был чемпионом по фехтованию на шпагах. Он также был вовлечён в создание фехтовальных сцен. Барон подружился с Боярским, Смирницким, Смеховым и Старостином, что дало возможность значительно расширить роль его персонажа, хотя в оригинальной версии «Дюма» де Жюссак появляется лишь в одной сцене.
Согласно сценарию, де Жюсак должен был появляться только с неумелой злостью, но, зная о нехватке времени и пленки, он взял инициативу в свои руки. Когда он и «Рошфор» как бы встретились в финале, Барон поднял пальцы в приветствии.
На это Юнгвальд-Киркевич воскликнул: «Что вы наделали?» Актер, фехтовальщик и каскадер с лёгкостью ответил: «Теперь решайте сами: оставить или удалить?» В результате, этот ход оставил такой отпечаток в фильме, что де Жюсак продолжал оставаться злодеем во всех следующих продолжениях.