О чём «Анна Каренина» на самом деле? — неочевидное объяснение Владимира Набокова. Кто такая анна каренина

Кстати, примерно в это же время, чуть позже, Левин оказывается на грани самоубийства, что связано с его глубокими внутренними переживаниями. Маленький сын, которому он старается уделять внимание, никак не может стать для него опорой. Главной причиной его угнетения становится та самая женщина — Анна, образ которой не покидает его сознания. Безразличие и отсутствие смысла жизни пронзают его мысли, делая существование безжизненным и пустым.

Содержание

«Здесь лежит подлинная Анна Каренина»: история гибели Анны Пироговой — прототипа героини Льва Толстого

В издательстве АСТ вышла книга литературного критика Павла Басинского, получившая название «Подлинная история Анны Карениной». Как сообщает автор в предисловии, он много лет подряд перечитывал роман, и у него возникало ощущение, что он все время открывает для себя другой, новый роман, что заставляло его записывать свои впечатления от прочитанного. В процессе своего исследования Басинский ознакомился с одной удивительной историей, связанной с Анной Пироговой, соседкой и любовницей Льва Толстого. Ее судьба, трагически завершившаяся самоубийством под поездом, стала вдохновением для создания образа Анны Карениной.

В церковном дворе села Котки, расположенного совсем близко от Ясной Поляны, покоятся многие члены семьи Толстого, среди которых дед, мать, отец, брат Дмитрий и жена Софья Андреевна. Здесь же находится и могила самой Анны Пироговой — женщины, ставшей реальным прототипом знаменитой литературы.

На ее надгробии установлен скромный камень из известняка, который, тем не менее, содержит важную информацию о покойной.

Под этим камнем покоится Анна Стефановна Пирогова, дочь Накеу, которая прожила 32 года и умерла 4 января 1872 года. Ее печальная могила была устроена матерью и сестрой, словно напоминанием о несбывшихся надеждах и трагической судьбе.

В надписи присутствует фраза «тело прикреплено», что может вызвать недоумение. Больше подходящей фразой было бы «прах покоится». При этом слова о том, что «тело покоится», звучат более религиозно и философски. Это подчеркивает не только физическую смерть, но и забвение, плохую память о ее жизни.

Посетители кладбища Кочаков, особенно новички, могут быть шокированы тем, что здесь покоится несчастная женщина, которая покончила с собой, бросившись под товарный поезд. Этот акт отчаяния был вызван желанием восстановить справедливость собой и своим любовником и соседом, Н. Бибиковым, с которым у нее была романтическая связь. Бибиков, в свою очередь, лишь использовал ее как домработницу, и её безвыходное положение может сбивать с толку, ведь в современном понимании ее поведение трудно назвать безупречно чистым. Однако следует помнить, что это происходило в XIX веке, когда общественные нормы были совершенно другими, и Анна не состояла в браке, что придавало особую коннотацию её статусу.

Кстати, могила Анны Пироговой опровергает популярное мнение о том, что самоубийц не хоронят на православных кладбищах. В действительности в истории существовали исключения, таких как правила св. Тимофея, епископа Александрии, которые позволяли проводить погребение, если самоубийство произошло в состоянии аффекта или при душевном расстройстве.

Несмотря на то что многие наблюдатели воспринимали случившееся как несчастный случай, все прекрасно понимали истинные причины этого акта отчаяния.

2

Лично я прихожу к выводу, что многие читатели «Анны Карениной» никогда не слышали об Анне Стефановне Пироговой, или немногие из них осознают степень ее влияния на создание персонажа романа. К тому же есть вероятность, что они не могут связать этого персонажа с реальной историей, либо просто впадают в депрессию при описании ее жизни.

Это интересно:  Футбольные звезды за решеткой. Кто из футболистов сидел в тюрьме.

На протяжении всей истории Анна Пирогова предстает как одна из самых значимых и сильных женщин, мотивировавшая Льва Толстого на создание незабываемой сцены, которую в будущем захотят воспроизвести все великие актрисы. И действительно, образ Анны завораживает: от Греты Гарбо до Вивьен Ли, от Софи Марко до Киры Найтли, до Татьяны Саморивы и Елизаветы Боярской; каждая актриса пыталась передать свой уникальный взгляд на трагедию Анны, стремясь достичь максимально возможного воздействия на зрителя. Сцена, в которой Анна бросается перед поездом, символизирует не только вывод о том, что жизнь она «существует», или же «не существует» — это отражение внутренней борьбы ее души.

Представляется маловероятным, что Толстой сам мог бы придумать такую сцену: бросить молодую женщину под колеса товарного поезда. В русской литературе чаще встречались героини, которые замирали на краю воды, словно распуская свои чувства и смертные муки — такие, как Лиза из произведений Карамзина, или Катерина из «Грозы» Островского, или Катарина Измайлова из «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова.

Все три произведения были написаны еще до появления «Анны Карениной». Интересно, что в черновом варианте романа образ Анны также изначально предполагался в контексте, связанном с речью, на берегу Невы, но этот эпизод в финальной версии был заменен на более вдохновляющий и жестокий — «железнодорожный». Поезд, ставшей символом, вводит в мировой литературе совершенно новый элемент — он не просто средство передвижения, а реинкарнация судьбы Анны. В отличие от рек или яда, используемых в произведении Гюстава Флобера «Мадам Бовари», поезд становится явным и материальным воплощением неумолимого конца.

Если бы Анна Каренина умерла от болезни или по другой причине, не так трагической, как самоубийство, это было бы прямолинейное завершение ее любовной истории. Каждое из этих исходов как бы размывает грань между жизнью и смертью! Драматическая сцена, в которой молодая, красивая женщина раздавлена могучим поездом, становится метафорой всей ее непростой и противоречивой жизни.

В киноверсии 1948 года, где Анну сыграла Вивьен Ли, её образ был интерпретирован как нечто загадочное и величественное. В этой интерпретации Анна не опускает головы — она стоит, гордо подняв голову, и с широко раскрытыми глазами смотрит на приближающийся локомотив.

Тем не менее, сам Толстой не рассматривал такой радикальный подход к формированию конечной сцены истории, но, возможно, именно память об Анне Пироговой натолкнула его на эту идею. Прежде в его произведениях можно встречать другие женские персонажи, такие как Татьяна или Анастасия. И именно этот трагический финал с новой силой привнес в его творчество новые оттенки, звуки и смыслы.

Как следствие, частная история, которая в 1872 году привлекла внимание лишь одной тульской газеты и выглядела как местная находка, оказалась важнейшим элементом в произведении мировой литературы. И даже бедная, грустная девушка, чья могила стоит вблизи семьи Толстого, фактически подарила вечную жизнь героине Толстого. Без поезда не было бы и самого сюжета «Анны Карениной», а поезд стал признаваемым символом судьбы, которая преследует героиню на протяжении всей ее жизни.

Когда я привожу своих друзей на кладбище в Кочаках, я всегда показываю им этот надгробие и с патетическим выражением говорю: «Здесь лежит подлинная Анна Каренина».

Краткая заметка Софьи Андреевны, жены Толстого, содержит немного информации о судьбе Пироговой, однако она все же открывает множество нюансов.

У нас около 50 бедных, необразованных мужчин, бибиковцев. Весь дом и он был его хозяйкой, и предполагалось дать ей руку и сердце, но её бывшая любовница, которую звали Анна Стефановна, оставила его, как только встретилась с матерью, и, завязав обувь на ближайшей станции Ясенки (современное название — Сесин), попала под незамедлительный коммерческий поезд. Ее анатомия… Лев Николаевич обнажил ее череп и сам отправился в казарму Ясенки, чтобы взглянуть на неё. Впечатления были сильными и глубокими, ведь Анна Стефановна была высокой, полной женщиной, с деревенским лицом и характером, брюнетка с серыми глазами, не красавица, но очень приятная.

Так как в заметке упоминается, что у Анны Карениной не было других детей, можно заметить про длинную цензурную реплику, после которой Дарья Александровна возмущается: «Но это же неэтично!». Интересно, что именно считается неэтичным в данной ситуации?

Это интересно:  Отель Элеон. Где снимали отель элеон

Автор

О чем говорит Анна Каренина? - неясное объяснение Владимира Набокова.

Лев Толстой (1828-1910) — это не просто русский писатель, а настоящая звезда литературного мира. Его творчество, включающее публицистику и общественную деятельность, оставило незабвенный след в культуре. Толстой стал классиком, признанным даже за пределами России, а его произведения были переведены на множество языков уже при его жизни.

История создания

Его роман «Анна Каренина» (1873-1877) сначала был выпущен в журнале «Русский вестник» и вызвал колоссальный успех — читатели ждали продолжения с захватывающим любопытством.

О чем говорит Анна Каренина? - неясное объяснение Владимира Набокова.

Существуют различные версии о том, как именно Толстой пришел к идее романа «Анна Каренина». Первая из них заключается в том, что он решил написать книгу, затрагивающую судьбы женщин в высшем обществе, но заметил потери их индивидуальности. Второй источник вдохновения связан с произведениями Пушкина «Гость приехал на дачу» и «Уголок маленькой площади», в которых затрагиваются темы жизни и быта замужних женщин. Третья версия говорит о том, что сам писатель увидел во сне образ прекрасной аристократки в вечернем платье.

Содержание

Роман «Анна Каренина» представляет собой трагическую историю любви замужней женщины и офицера Алексея Вронского на фоне благополучного брака Константина Левина и Китти Шатабакски. На страницах произведения Толстой поднимает множество психологических и философских вопросов, превращая частную семейную драму в величественную эпопею, исследующую вечные проблемы и жизненные вопросы, которые находят резонирование и в современные дни.

О чем говорит Анна Каренина? - неясное объяснение Владимира Набокова.

В своей лекции по русской литературе Набоков заметил: «Вы читаете Тургенева, потому что это Тургенев. Вы читаете Толстого не в силу его известности, а потому что его влияние невозможно игнорировать. В других странах вы не найдете подобного, как Толстой, который, возможно, значительно больше, чем Пруст или Джойс.»

Записка Софьи Андреевны задает вопрос: «Почему именно Анна Каренина натолкнула на мысль о самоубийстве?». Этот вопрос появляется после публикации «Анны Карениной» в «Русском вестнике» и других изданиях. Имя Анна было подчеркнуто Софьей Андреевной, тем самым не оставляя сомнений, что под ним скрывается целый набор ассоциаций, включая судьбу Анны Пироговой, ставшей реальным прообразом героини.

Лев Толстой

Роман «Анна Каренина» продолжает оставаться актуальным и сегодня, на основе его сюжета снято более 30 фильмов на различных языках. Это одно из самых известных литературных произведений, оказывающее влияние на поколения читателей.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

На сайте levelvan.ru/plus представлены еще 500 курсов по 15 различным направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии.

3

Доктор филологических наук, глава образовательной программы «Открытая кафедра» в Новосибирске предлагает обсудить роман «Анна Каренина», начав разговор с контекста творческого процесса писателя. Каково было психологическое состояние Льва Толстого, преисполненного волнений и сомнений, в который раз его натолкнули на работу над этим романом, как развивалась публикация произведения и какие психологические приемы были использованы в процессе.

Успех эпопеи «Война и мир» не принесли Толстому спокойствия и уверенности. 1870-е годы были временем глубоких внутренних конфликтов и кризиса. Темы страха, мучительных сомнений и потери веры пронизывают его письма и черновики, создавая мощный эмоциональный эффект.

Однажды ночью, находясь в Алзаме осенью 1869 года, Толстой переживает состояние, которое впоследствии он назовет «алзамаским ужасом», что оставляет на нем неизгладимый след. С этого момента автор начинает концентрироваться на вопросах жизни и смерти, самих себя и высоких моральных ценностей, заменяя историографические фирмы рассказами о частной жизни.

Как и «Война и мир», роман «Анна Каренина» сначала был напечатан в «Русском вестнике» в 1875-1877 годах. Он отличился более скептическим взглядом Толстого на балканские войны и что касается вопроса «Славянского вопроса».

В 1878 году Толстой опубликовал авторскую версию романа. Основной сюжет «Анны Карениной» удивил читателей Толстого — он мог показаться банальным или поверхностным на фоне уже известных тем. Повествование о любовных связях и семейных проблемах давно обсуждались — Тем не менее, «Анна Каренина» сумела преодолеть традиционные жанровые нормы, подобно тому, как «Война и мир» не вписывается в рамки исторического языка.

Это новый роман изменил не только тематику, но и общие принципы. Структура «Анны Карениной» кардинально отличается от «Войны и мира». В одном романе переплетаются две параллельные линии. Несмотря на название, Константин Левин, второстепенный персонаж, получает столько же внимания, как и главная героиня.

Это интересно:  Звезда сериала «Деффчонки» лечит коронавирус дома: «Я не ощущала запах зерен кофе! Чеснок, мандарин, духи – ничего не чувствовала! ». Галина боб и марина повар почему расстались.

Общее между «Войной и миром» состоит в том, что все персонажи органично интегрированы в более широкий контекст — сложные семейные связи, реальные политические отношения, общественные событийности и внеочередные роли, такие как случайные встречей в поезде.

Психологические приемы в прозе здесь используются более активно и мощно. В «Войне и мире» Толстой непосредственно показывает внутреннюю жизнь только тех персонажей, которые находятся на пути самоопределения; в противоположности этому абсолютно механичные фикции, как Кваразин и Наполеон, остаются без изменений.

В «Анне Карениной» всё гораздо сложнее и менее очевидно: даже такие внешне поверхностные персонажи, как Стива Облонский, испытывают насыщенный спектр эмоций, от комических ситуаций до значительных мук.

Телеграм-канал Level One

Вдохновляющие посты, новые релизы и подарки только для подписчиков.

4

Разберем мысли Анны Карениной, которые возникают в предыдущих эпизодах, и обнаружим, какие художественные методы использует Толстой, чтобы показать нарастающее состояние саморазрушения.

Финальный эпизод с Анной в главе 7 — один из самых мощных и загадочных моментов в литературе. Вместо глубоких размышлений о собственном будущем, вместо принятия решений, это скорее серия незначительных моментов, служащих отражением распадающегося, блуждающего сознания Анны.

Посмотрите, как Толстой связывает обыденные детали внешнего мира (шум станции, жесты и реплики окружающих) с нарастающими реакциями Анны, которая словно в поисках подтверждения своего уже принятого ужасного решения, бессознательно начинает воспринимать всё происходящее вокруг.

После второго звонка она слышит шум, голоса, смех. Ни одно из этих звуков не радует ее, и этот смех только добавляет ей страданий, и ей становится тяжело. Наконец звучит третий звонок, свисток, и локомотив заскользил вперед. Анна думает: «Цепь порвалась. Его роспись — это был как раз того в этот момент».

В этот момент она забывает о соседке, сидящей в вагоне, и в лёгкой дрожи маршрута, дыша свежим воздухом, вновь начинает думать. Она задает себе вопрос: «Где я была?». Эмоции подводят к пониманию, что жизнь полна страха, где каждый из нас знай за свою мучитель клиентуры и думает, что всё внутреннее — лишь самообман. «Но когда ты видишь правду, что делать тогда?» Эти вопросы звучат в её сознании как бы в ответ на её собственное состояние. «Убери то, что мучает тебя,» — повторяет она сама себе.

Слова «подумал» и «начал думать» подчеркивают, что у Анны на самом деле немногословные размышления, а её состояние приближено к распаду сознания. Этот эпизод часто рассматривается как предшественник метода «потока сознания», но в данном случае Толстой использует его для картинки саморазрушения, а не осознания.

Для Толстого эта идея была новой: до появления Анны все моменты отклонения от рационального мышления у его героев воспринимались скорее положительно, как приближающие к гармонии с внешним миром. В «Анне Карениной», однако, распад, возможно, отсылает к воспоминаниям о том страшном состоянии Альзама, представляя опасную сторону бессознательной противоположности.

Обсудите окончание романа и роль фигуры Константина Левина в произведении.

Самоубийство главного героя — это смелый шаг, ведь оно не завершает роман самой яркой сценой, что делает линии Анны как бы вплетенными в линии Константина Левина, глубоко отличающегося от неё как главного героя.

Левин, по сути, является автобиографическим персонажем. Автор подчеркивает родство, произнося фамилию Левин, ведь в кругу семьи имя Толстого звучало как «Лев». На самом деле, в первых публикациях его фамилия не писалась с буквой «е», и, возможно, это было непринципиально.

Более того, Константин Дмитриевич повторяет внутренний путь Толстого в 1970-е годы, и его путь можно проследить по сочетанию сомнений, размышлений о самоубийстве и стремлению к гармонии, а также страха её потери. Как и автор, Левин выбирает другие ценности, отказываясь от мещанского образа жизни исключительно ради работы на ферме. История любви Левина и Китти в какой-то мере отражает более идеализированную версию отношений Толстого с Софьей Андреевной.

Лев Николаевич, написавший «Анну Каренину», в полной мере передал качества романа Константина с любимой девушкой: их история напоминает историю автора с супругой.

Оцените статью
Женский форум