После выхода фильма «Человек-амфибия» на Владимира Коренева обратили внимание различные режиссеры, и он проявлял большую активность в 60-е и 70-е годы. Тем не менее, ни одна из ролей, сыгранных им позже, так и не смогла затмить известность Ихтиандра — персонажа, который принес ему всесоюзную славу.
Человек-амфибия (фильм, 1961)
В сюжете фильма «Человек-амфибия» моряки и ловцы жемчуга Буэнос-Айреса напуганы из-за появления загадочного существа, получившего название «морской дьявол». Однако бизнесмен Педро Зурита, являющийся владельцем ассоциации по ловле жемчуга, решает поймать это загадочное создание и использовать его для своих коммерческих целей. Он начинает патрулировать бухту, надеясь поймать «дьявола». Загадочным объектом оказывается молодой человек по имени Ихтиандр, обладающий двумя способами дыхания: легкими и жабрами акулы. Он стал результатом необычных экспериментов доктора Сальваторе, который проводил операции по пересадке органов. Ихтиандр воспитывался в изоляции на родине своего отца, а его единственными друзьями были дельфины. Однажды, став свидетелем того, как девушка едва не утонула, Ихтиандр бросается ей на помощь, что кардинально меняет его жизнь. Вернувшись в город, он встречает прекрасную Гуттиэре, которая не знает, кто на самом деле её спаситель, и между ними развивается бурный роман. Однако Бальтасар, отец Гуттиэре, требует от неё замужества после свадьбы, с чем Гуттиэре не согласна.
После ряда попыток Зурите удаётся поймать «морского дьявола» и заключить его в бочку с водой. Тем не менее, Гуттиэре помогает Ихтиандру сбежать. К сожалению, длительное время, проведенное в замкнутом пространстве, подрывает здоровье Ихтиандра, и он уже не может избавиться от условий, которые его навязывают.
История создания
Главный оператор фильма, Эдуард Розовский, делится воспоминаниями: «Мы сидели на скале с захватывающим видом на ущелье Гизельдон-2 в Северной Осетии, на высоте почти трех тысяч метров. В голубом небе вились орлы, словно черные точки, наносяшие боль глазам. Дно каньона оставалось скрытым под белой пеленой облаков, создавая ощущение полной изоляции. Среди бесконечных гор у нас были только друг друга: режиссер Владимир Чеботарев и я. Ностальгия охватывает, когда финал фильма близок, и ты прощаешься с героями и местом.» Затем, наконец, завораживающие слова «Внимание! Действуйте!» прерывают тишину. Розовский для меня открыл мечту: «Мы давно хотели перенести на экран события известного романа Александра Беляева «Человек-амфибия». Может, в следующий раз звучание команды будет в «Мире тишины»? Но прежде нам необходимо доказать возможность съемок на морском дне…».
До того момента сценарий «Человека-амфибии» оставался на студии «Ленфильм» без изменений более десяти лет. Несмотря на то, что многие читали его, удовлетворения экранизацией никто не желал из-за технических сложностей. В конце 1940-х годов даже Голливуд рассматривал возможность создания фильма по роману, но отказался, поскольку в то время отсутствовал опыт работы с большими подводными съемками в открытом море. В 1958 году ситуация не изменилась. Тем не менее, у Владимира Чеботарева, который имел некоторый опыт в создании научно-популярных фильмов, возникла идея разделить съемки на короткие эпизоды: актеры могли бы перекатываться через одно- или двухминутные перерывы, чтобы восстановиться, дыша воздухом из аквалангов. Но идея генерировать это как проект — задача более сложная, чем казалось на первый взгляд. Прежде чем приступить к съемкам, он и оператор Эдуард Розовский проконсультировались с водолазами, включая известного мастера подводного плавания СССР Рэма Стукалова, и другие специалисты подтвердили — хотя снять фильм будет очень трудно, это возможно. Заявка была подана, но утвердить сценарий оказалось крайне сложно; многие на студии считали проект слишком рискованным. Американцы также столкнулись со смехом, когда новость о проекте дошла до них. В газете New York Times появилась статья, высмеивающая начинающих кинематографистов и называющая их «полными неудачниками». Упоминалось, что «даже сам Уолт Дисней отказался экранизировать роман Беляева из-за сложностей подводных съемок, а русские, работая на архаичном оборудовании, решились бросить вызов судьбе».
Для проведения съемок была выбрана бухта Ласпи на Крымском полуострове, известная своими чистыми водами. Команда купила старую рыбацкую шхуну и организовала дельфинью ферму. Съемки производились также в поселке Кастрополь на Крыму и под подножием скалы Ифигения. Сцены, изображающие портовый город за границей, были сняты в Баку, который в произведении именуется Буэнос-Айресом. Позднее в этом районе Баку были сняты сцены другого портового города, Стамбула, для знаменитой кинокомедии «Бриллиантовая рука».
В ролях
- Ихтиандр (роль озвучивает Юрий Родионов)
- Гуттиэре (голосом Нина Гуляева)
- Педро Зурита
- доктор Сальватор
- Бальтазар
- журналист Ольсен
- А. Антонян — эпизод
- Нина Большакова — певица кафе, исполняющая песню в стиле буги-вуги «Эй, моряк!»
- Нонна Суханова
- А. Захаров — камео
- Анатолий Иванов — замена Ихтиандра в самых сложных подводных съемках
- В. Кудряшов — матрос (камео)
- Михаил Медведев — боцман, рыботорговец
- Анна Никритина — мать Зуриты
- И. Орлик — камео
- Анатолий Шагинян — эпизод — начальник тюремной охраны, распространитель газет, тюремный охранник
После завершения обучения в ГИТИСе он начал свою карьеру в Московском театре имени Станиславского, стал профессором, преподавал театральное искусство и продолжал работать в кино. За свою карьеру он занимал 48 должностей и обладал несколькими почетными званиями. Последней его ролью стала роль Немировича-Данченко в многосерийной российской драме «Орлова и Александр».
Детские годы
Коренев Владимир Борисович родился 20 июня 1940 года, за год до начала Великой Отечественной войны. Его отец служил в военно-морском флоте, имел звание первого лейтенанта и был высокообразованным человеком, знающим множество иностранных языков. Семья Кореневых часто переезжала, и после окончания войны они обосновались в Измаиле, небольшом украинском городке недалеко от Одессы. Именно здесь Володя начал ходить в школу, где учился несколько лет, и в это время освоил как украинский, так и русский языки.
После Измаила семья Кореневых переехала в Таллин, где Владимир завершил учебу в школе. Здесь Виктор был обучаем учителем русской литературы, увлекшим его театром и литературой. Впоследствии Коренев неоднократно подчеркивал, что Таллин был театральным городом, и не удивительно, что, проживая там, он хотел записаться в театральный кружок и, в конечном итоге, решил стать актером.
Руководителем кружка, в который входил Владимир, стал актер Иван Росомахин, который стал первым наставником многих известных актеров, таких как И. Ясулович, В. Коняев и Лариса Лужина. В двадцатилетнем возрасте Коренев поступил в ГИТИС на курс Андровского. После пятилетнего обучения он получил диплом и стал профессиональным актером.
Работа в театре
Коренев никогда не скрывал, что считает себя прежде всего театральным актером. Театр всегда манил его больше, чем кино, так как актеры театра имеют возможность регулярно взаимодействовать со зрителями и постоянно совершенствоваться, демонстрируя, что способны на большее.
После завершения своего обучения в институте в 1969 году Коренев начал работу в Театре имени Станиславского. Первые его роли здесь включали персонажей Кирпатий из «Дней Турбиных» и Булгакова, нищего Филача из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта. Заметной стала его роль Робин Гуда в одноименной пьесе Екатерины Еланской, поставленной в театре в 1968 году.
Коренев оставался в этом театре более пяти с половиной десятилетий и по-прежнему участвует в современных постановках, выступая на сцене вместе с молодыми артистами. За свою карьеру он исполнил множество ролей в популярных пьесах театра, таких как «Филистерский дворянин», «Коварство и любовь», «Талант и поклонник».
Могут быть знакомы
В своей актёрской карьере Владимир Борисович исполнил множество ролей в известных фильмах, таких как «Дети Дон Кихота», «Свет далекой звезды» и многих других. Он также снялся в телевизионных сериалах, включая «Освобождение».
Актерская деятельность Коренева не ограничивалась лишь советским кино. Он продолжал активно сниматься в фильмах российских режиссеров. За последние полтора десятилетия он снялся в таких телесериалах, как «Последняя исповедь», «Слепая», «Дети Арбата», «Убийство-5» и других.
За свою карьеру Владимир Коренев снялся в сорока пяти фильмах, хотя главные роли, которые он исполнил, не отличаются большой протяженностью. Это свидетельствует о том, что его актерское амплуа в большей степени не соответствовало ролям начальников в советском производстве. Часто сам Коренев отказывался от предложений, поскольку не находил эти роли себе подходящими.
В своей карьере Владимир принимал участие в проектах режиссеров различных направлений, таких как Владимир Мирзоев, Александр Товстоногов, Михаил Яншин, Екатерина Еланская и другие.
В 1998 году Коренев получил звание народного артиста, а в 2011 году он пробовал себя в театральной режиссуре, поставив спектакль «Опасные связи» в Архангельском театре драмы.
Известно, что актерам трудно совместить материальные и творческие аспекты в одной семье. Тем не менее, Владимир и его жена, также актриса, прожили вместе более 50 лет. По словам Коренева, их профессиональная деятельность никак не влияет на семейную жизнь.
История создания фильма «Человек-амфибия»
Фильм «Человек-амфибия» стал результатом не только романа Александра Беляева, написанного в 1927 году, но и его сценарий, который оставался без внимания в «Ленфильме» около 10 лет. Причиной, по которой эта известная книга не была экранизирована, стала значительная сложность подводных съемок: в то время единственным крупным подводным оператором был Жак-Ив Кусто, который работал только над документальными фильмами.
Создание фильма «Человек-амфибия» стало возможным благодаря инноваторскому подходу режиссера Эдварда Розовского, который разработал собственный метод подводных съемок с использованием оборудования, неподобного тому, что применялось в Голливуде. В океанских сценах фильма активно использовалась рыба, плавающая в трубке, находящейся перед объективом камеры.
Прежде чем приступить к съемкам, Коренев и Вертинская прошли обучение по плаванию в Ленинградском институте физкультуры имени П. М. Лесгафта. При этом главные роли выполнялись дублерами: у Анастасии Вертинской это была Галина Шурепова, первой советской ныряльщицы, а у Коренева — мастера подводного плавания Рэм Стукалов и Анатолий Иванов.
В 1962 году «Человек-амфибия» стал хитом — более 65 миллионов зрителей посмотрели его, и он стал самой кассовой лентой в советском прокате, что привлекло к Кореневу и Вертинской огромное количество поклонников. Коренев обладал такой популярностью, что его дом был оклеен письмами и признаниями в любви, а на стенах появились следы губной помады; ему не раз приходилось делать ремонт.
К сожалению, 80-летний Владимир Коренев, один из самых привлекательных актеров Советского Союза, ушел из жизни 2 января 2021 года из-за коронавирусной инфекции, лишь за год до 60-летнего юбилея знаменитого фильма. 76-летняя Анастасия Вертинская, также известная как одна из самых красивых актрис Советского Союза, долгое время не появлялась на сцене или в кино. Она проводит свои последние годы в кругу семьи, радуясь общению с четырьмя внуками и двумя правнуками.
Где и как снимали фильм «Человек-амфибия»
Режиссеры мечтали о создании съемок прямо в водах Атлантического океана, но бюджет проекта этого не позволял. Таким образом, «Черное море» стало заменителем Атлантики. Съемочная команда выбрала живописную Ласпинскую бухту на южном побережье Крыма, где в 30-х годах снимали «Остров сокровищ». Экзотические элементы оформления, такие как коралловые полипы и гигантские морские звезды, были сделаны по эскизам художников. Все эти подводные красоты освещались мощными прожекторами, предоставленными Министерством обороны.
«Буэнос-Айрес» — это историческая часть Баку, где позднее были сняты фильмы «Бриллиантовая рука» и «Тегеран-43». Благодаря техническим и творческим достижениям съемочной группы в начале 60-х годов советский зритель смог увидеть научно-фантастическое кино, настолько завораживающее, что «Человека-амфибию» охотно пересматривали.
…и еще пять фактов о «Человеке-амфибии»
1. Знаменитый серебряный костюм Ихтиандра был выполнен вручную: на эластичную ткань были пришиты мелкие фольгированные пластинки, лакированные перламутром. Костюм Коренева сегодня экспонируется в музее «Ленфильма».
2. Несмотря на невероятный успех фильма в советском прокате, многие рецензии на «Человека-амфибию» были весьма критическими. Например, «Новгородская правда» писала в марте 1962 года: «Фильм лишается глубокого раскрытия героических образов и серьезного разоблачения социальных противоречий капиталистического мира, что не слишком-то виной актеров, сколько их невезением — им почти нет о чем играть.»
3. В 2004 году вышел мини-сериал Александра Атанесяна «Человек-амфибия. Морской дьявол», где роль Ихтиандра исполнил Саид Дашук-Нигматулин. Восприятие этой телевизионной программы среди зрителей было неоднозначным.
4. В начале 2018 года Indie Cinema опубликовала негативную рецензию на фильм Гильермо дель Торо «Форма воды», в которой также провели сравнение с «советским фильмом, представляющим собой красивую романтическую историю о двух людях в жестоком мире» (фильм «Форма воды», известный тем, что получил четыре «Оскара», включая лучший фильм).
5. Ленинградский композитор Андрей Петров начал свою карьеру в театре в 50-е годы, а его первым крупным саундтреком стала музыка к фильму «Человек-амфибия». Это известная «декадентская» песня «Эй, моряк!» была написана Соломоном Фогельсоном.
Есть интересный факт, что известная актриса Маргарита Назарова, сыгравшая официантку Марину в комедии «Полосатый рейс», могла стать женой Владимира Коренева, однако их отношения не сложились, и они быстро завершились.
«Извини, что не голый»
Премьера фильма «Человек-амфибия» состоялась 28 декабря 1961 года. На следующий день поклонники начали проявлять безумный интерес к Владимиру Кореневу, следуя за ним повсюду — от театра до его дома, требуя каждый раз автограф.
Стены подъезда, где жил артист, были украшены признаниями в любви и сердцами, пронзенными стрелами, до шестого этажа. Коренев отмечал, что ему даже приходилось делать ремонт из-за беспокойного внимания поклонников.
Письма, адресованные Ихтиандру, поступали в студию в мешках каждый день. Коренев, разумеется, не мог прочитать такое множество, поэтому неразобранные конверты аккуратно собирались в коробке, пока последний не заполнялся до краев и не отвозился для утилизации.
Однажды среди самодельных конвертов, расписанных цветами и бабочками, он обнаружил необычное послание.
«Товарищ Коренев, я знаю, что вы не читаете писем, но вы прочтете именно мои. Их будет ровно десять. Меня сфотографировали голой, и фотографию разрезали на десять частей; я буду присылать вам по части в каждом письме», — гласило содержание письма.
Коренев оценил оригинальность и остроумие поклонницы, отправив ей свою фотографию с автографом, в которой тоже была записка:
Кино – это как любовь по телефону
После выхода «Человека-амфибии» другие режиссеры обратили внимание на Коренева, и он с удовольствием участвовал в съемках в 60-е и 70-е годы. Тем не менее, ни одна из последующих ролей не смогла затмить славу его персонажа Ихтиандра.
С течением времени количество сценариев, приходящих к нему, стало значительно уменьшаться, в результате чего Владимир вновь часто отказывался от предложений.
«Иногда, когда моя жена уговаривала меня, я соглашался и в итоге получал незаслуженно плохую репутацию. К сожалению, не удалось поработать с великими режиссерами,» — делится мнением Коренев.
Тем не менее, Владимир Борисович не испытывал сожалений по поводу своего неудачного пути в кино и подчеркивал свою принадлежность к театру.
«Кино — это как любовь по телефону. А в театре зритель находится в зале, и это сложнее. В театре нужно каждую ночь показывать, что ты способен на большее,» — говорит он.
Тем не менее, в последние годы Владимир Коренев продолжает появляется на экранах. Одним из последних его проектов стал профессор Золотаревский в четырехсерийной ленте Игоря Мужухина «Если ты не со мной».
Однако Владимир Борисович по-прежнему склонен отказываться от большинства сценариев, даже если им предлагает хорошие деньги.
«Да, я отказываюсь, даже если мне предлагают достойную оплату. У меня нет желания пытаться, потому что мне не нужно, я не голодный, а жизнь не принуждает меня выходить на улицу. Как же я могу сниматься в кино, если каждый день играю в театре?»
Мне захотелось попробовать что-то новое
Коренев пришел в Театр Станиславского в 1961 году, сразу после окончания своего обучения, и продолжает работать там до настоящего времени. На протяжении многих лет он оставался одним из ведущих артистов театра. В большинстве произведений он имел главные роли, чаще всего играя самого себя, а не второстепенные персонажи. В прошлом году Борисович решился попробовать себя в роли режиссера, и в апреле состоялась премьера спектакля «Подручные с бульвара Сансет» по пьесе Жана Жене.
«Я хотел испытать что-то новое. Когда ты в роли режиссера, ты, по сути, играешь за всех актеров и проверяешь сюжет на себе. Всё зависит от вашей индивидуальности — чем больше вы отходите от стандарта, тем интереснее это для окружающих,» — отметил Коренев в одном из интервью.
[…]
Фильмы
[…]
[…]
[…] […] […]
[…] […] […]
[…]
[…] […]
[…]
В 2011 году состоялась премьера «Опасных связей» Содерло де Лаклю в Ломоносовском театре в Архангельске.
Продолжение карьеры
После успеха «Человека-амфибии» предложения о сотрудничестве с Владимиром Кореневым посыпались, как из осиного гнезда. Однако он никогда не гнался за высокими гонорарами и всегда внимательно изучал сценарии, выбирая только те, которые действительно его зацепили.
На данный момент творческое наследие Владимира Коренева составляет более 45 ролей в картинах различных жанров. Перечислить их все невозможно, поэтому выделим самые значимые и успешные работы:
- «Дети Дон Кихота» (1965) — Художник,
- «Освобождение» (1971) — капитан Неустроев,
- «Криминальный талант» (1988) — заведующий овощным складом,
- «Встреть меня на Таити» (1991) — водитель такси,
- «Дети Арбата» (2004) — отец Юрия Шарока,
- «Последняя исповедь» (2006) — немецкий генерал,
- «Метод Лавровой» (2012) — Асеев,
- «Орлова и Александров» (2015) — Немирович-Данченко.
Владимир Коренев стал известен в первую очередь благодаря своим театральным ролям. Его дебютирование на сцене состоялось в 1960 году, когда он сыграл в драме «Жизнь кончена».
Сложностей не возникло с тем, чтобы стать популярным, так как уже вторая его роль сделала его известным. Коренев воплотил образ главного героя в научно-фантастической драме «Человек-амфибия», где стал Ихтиандром — существом, которое не может выжить без воды. Этот замечательный персонаж был создан доктором Сальваторе через операцию по пересадке жабр акулы мальчику, намереваясь спасти его от неминуемой гибели. Взрослый Ихтиандр мечтает о нормальной человеческой жизни, влюбляется в прекрасную дочерь бедного водолаза, роль которой исполняет актриса Анастасия Вертинская. Однако на пути влюбленных возникают непреодолимые преграды.
Драма «Человек-амфибия» достигла колоссальной популярности как в Советском Союзе, так и за его пределами. Коренев собрал миллионы поклонников, которые зачастую осыпали его комплиментами. Стиль Ихтиандра имел огромный отклик среди молодежи — мужчины начали подражать костюму главного героя, предпочитая белые наряды и длинные стрижки. Кроме того, Коренев получил возможность понять красоту подводного мира.