Хотя мир становится все более либеральным с каждым годом, практика бача-пош в Афганистане продолжает расти, и правительство страны не вводит запреты против этой традиции. Не исключено, что даже лица, поддерживающие правительство, могут использовать подобные методы, что связано с глубокой ролью общественного мнения в восточной культуре.
БАЧА-ПОШ И БАЧА-БАЗИ: АНТИГУМАННЫЕ СЕКС-ТРАДИЦИИ АФГАНИСТАНА
Афганистан — это исламская республика, которая на протяжении долгого времени была известна как одна из самых религиозных стран в мире, где как мужчины, так и женщины должны следовать строгим канонам ислама. Однако за внешней привлекательностью этого образа жизни скрываются мрачные секреты, которые правительство пытается тщательно маскировать. В этой статье мы подробно рассмотрим, что же на самом деле представляют собой «бача-пош» и «бача-бази».
По данным исследований ООН, Афганистан является местом с наихудшими условиями для рождения девочек. Женщины в этой стране практически лишены прав и возможностей: они не могут получать образование, заниматься хобби, работать и находятся в полной зависимости от мужчин. В обществе присутствует осуждение по отношению к девочкам, а тем более к тем, кто рождает девочек. Если в семье отсутствуют сыновья, семье угрожает насмешка окружающих. Именно поэтому в Афганистане и возник обычай бача-пош, который находит широкую поддержку среди населения, поскольку он помогает улучшить социальный статус семьи.
Кто такие бача-пош?
Слово «бача-пош» переводится как «одетый как мальчик», но в этом понятии скрывается значительно больше, чем простое переодевание. Девочка, становясь бача-пош, фактически принимает на себя мужскую идентичность; ей обрезают волосы, делают короткую стрижку, отправляют в школу, позволяют общаться с мальчиками и, что удивительно, к ней относятся с большим уважением, чем к другим девочкам. Бача-пош может чувствовать себя в безопасности среди своих сверстников, а окружающие зачастую не подозревают о ее истинной идентичности.
Кадр из фильма «Зеркала Кабула».
Для чего нужны сыновья?
Во многих афганских семьях принято считать, что превращение дочери в мальчика увеличивает шансы женщины в будущем родить сына. Наличие наследника в мусульманской культуре считается настоящим божьим даром. В этом контексте мужчина наследует семью и имущество, тогда как вышедшие замуж женщины не имеют прав на наследство, даже если они единственные дети в семье.
Женщина, способная родить сына, обладает общественным уважением и считается успешной. В то же время, рождение девочки нередко воспринимается как настоящая трагедия и позор для семьи. Если мужчина недоволен рождением девочки, он может проявлять агрессию по отношению к своей жене, что, к сожалению, рассматривается как нормальная практика. Общество также настоятельно напоминает мужчинам о том, что их жизнь не может считаться полноценной без наличия сына. Социальное давление, присутствующее в афганском обществе, объясняет, почему практика бача-пош распространена почти в каждой третьей семье.
Несмотря на глобальные тенденции к либерализации, число бача-пош в Афганистане продолжает возрастать, и правительство не принимает мер для налаживания запрета на эту практику. Вероятно, подобные подходы также могут использоваться проправительственными ставками, учитывая, что общественное мнение и традиции играют значимую роль на Востоке.
Почему в Афганистане мальчики ценятся больше, чем девочки
В афганском обществе, как и во многих других восточных культурах, рождение мальчика считается истинным даром от Бога. Мальчики, вырастая, становятся наследниками фамилии и имущества отца, что создает определенные привилегии. Девочки же, напротив, после замужества теряют свою фамилию и лишаются прав на наследство, даже если они являются единственными детьми в семье. Кроме этого, девушки не могут заниматься профессиональной деятельностью и воспринимаются как обуза для семьи.
В обществе существует устойчивая традиция отмечать появление на свет сына, известная как «нашрах». На этом праздновании молодая мать получает разнообразные подарки, такие как двенадцать цыплят или другие продукты, чтобы она могла обеспечить родившегося ребенка. Это событие обычно сопровождается торжеством с музыкой, танцами и последующими похвалами новой матери, что, в свою очередь, подчеркивает ее успешность в глазах окружающих.
К сожалению, в некоторых регионах страны, где традиции более строго соблюдаются, рождение девочки воспринимается как горечь и беда. В таких случаях мать может столкнуться с физическим насилием, лишением еды или воды, а иногда и с изгнанием из дома, если отец сильно разочарован. Мужчинам, у которых есть только дочки, часто присваивается уничижительное прозвище «мада пошт», что в дословном переводе означает «мужчина, жена которого рожает только девочек». Такая нелестная характеристика создает сильное давление, и поэтому почти в каждой семье, где нет сыновей, строго следуют этому обычаю.
Как афганские девочки становятся мальчиками
Точные корни традиции, связанной с переименованием девочек и их переводом в мужские роли, до сих пор остались неясными. Важно отметить, что, в отличие от практики хиджр в Индии, где проводятся операции, касающиеся половой идентификации, афганские девочки остаются биологическими женщинами. Женщины, исполняющие мужские роли в обществе, известны с XVII века в Афганистане. Например, мать вождя одного из племен принимала активное участие в военных действиях, что демонстрирует возможность существования женщин в мужских ролях. Однако такие случаи всегда были скорее исключением, чем правилом.
С другой стороны, практика переодевания девочек в мальчиков воспринимается как нормальная социальная конструкция, и в наши дни почти каждая третья семья ее придерживается. Тем не менее, обсуждение этой практики в обществе остается табуированной темой.
В стране, как и в соседнем Пакистане, девочки имеют крайне ограниченные права. Им запрещено заниматься спортом и получать высшее образование. В большинстве регионов Афганистана традиции являются достаточно жесткими, и лишь немногим удается получить доступ к высшему образованию. Женщины также не имеют права на трудовую деятельность вне семьи — их основные обязанности заключаются в уходе за мужем и рождении детей, причем предпочтительно, чтобы это были именно сыновья. Если в семье имеются только дочери, старшая из них, как правило, назначается на роль домохозяйки.
С ранних лет девочкам приписывается мужская внешность — они носят мужскую одежду и имеют короткие волосы. В отличие от остальных женщин, они не имеют возможности покрывать голову или лицо. С новым мужским именем девочка получает привилегии, которые обычно приписываются мужчинам, включая освобождение от домашней работы, такой как уборка и готовка. По достижении одного года ей позволяют ходить в школу, заниматься спортивными активностями с мальчиками и зарабатывать, продавая мелкие товары на рынке.
Из-за такого образа жизни девочки становятся неотличимыми от мальчишек. На практике, группу сверстников сложно убедить в том, что среди них находится замаскированная девушка. Однако длительное пребывание в роли мальчика, возможно, оказывает значительное влияние на ее личность и дальнейшую жизнь.
Как традиция влияет на девочек
Девочка, ставшая бача-пош, не остается ею навсегда. Обычно как только семья нарожает сына, она снова превращается в девочку, с чем связаны и все негативные последствия, которые это влечет за собой. Иногда мальчик может так и не появиться, но статус девочки также теряется в возрасте наступления совершеннолетия, когда приходит время основать новую семью.
Если девушку выдают замуж, она становится следующей старшей дочерью, но многие из них, ощутив вкус свободы, обретаемый ролью мальчика, отказываются расставаться с мужской одеждой и своей идентичностью.
Девочки, которые на протяжении всей юности играли роли мальчиков, быстро привыкают к этому образу, однако не все могут адаптироваться. Жизнь в рамках новых норм может оказывать серьезное влияние на их психику, не позволяя освоить традиционные женские навыки. Это может привести к тому, что они не становятся хорошими супругами, не корректно ведут себя в своем новом статусе и могут даже проявлять непокорность по отношению к мужьям.
Некоторые из этих девушек начинают утверждать свое мужество, участвуя в конфликтах и иногда даже поднимая руку на своих мужей. Это становится возможным благодаря свободе, которую они испытают на своей «мужской» стороне. Например, афганская женщина по имени Элаха, которая в течение 20 лет была замужем и по необходимости носила женскую одежду только для получения образования, в интервью одному журналу заявила:
Если мои родители решат выдать меня замуж сейчас, я сделаю всё возможное, чтобы отомстить за страдания, причиненные женщинам в Афганистане. Я буду бить своего мужа так сильно, что ему придется каждый день тянуть меня в суд.
Небольшое число женщин, переставших быть девушками, сталкиваются с трудностями при принятии своих новых ролей. Они ощущают, что потеряли важнейшую часть своей жизни, и до конца не понимают, как действовать дальше. Многие психологи, занимающиеся проблемами самосознания, считают, что эта сегрегация приносит женщинам больше страданий, чем пользы. Однако не только афганские девочки испытывают последствия кроссдрессинга — существует также настойчивая и не менее бесчеловечная традиция переодевания мальчиков в девочек.