Русский шансон ассоциируется с мощными мужскими голосами и жесткими, порой грубыми текстами. Женщина, исполняющая шансон, может считаться скорее исключением из этого правила. Одной из немногих артисток, заслуживших истинную любовь определенной аудитории, является Катя Огонек.
Смерть Кати Огонек стала следствием жадности окружающих её людей
Песни, такие как «Белая тайга», «Ваш конвой», «Свеча Уркагана», знакомы всем, кто хоть немного интересуется миром криминальной культуры. Эти композиции были исполнены уникальными голосами, полными эмоций, и фактически перевернули представления о музыке в среде преступного мира. Они представляли собой своеобразный отклик тех, кто проживал в другом социуме, среди воров с татуировками, имеющими свои понятия о чести и достоинстве. К примеру, однажды к Кате Огонек пришел незнакомый ей человек, который, забыв о воровских «приличиях», предложил ей «руку и сердце». Это лишь одна из многих трогательных и вместе с тем печальных историй о ее жизни — жизни, полной светлых, но быстро уходящих мгновений, становящейся легендой.
Существует воспоминание о том, как после одного из её концертов поклонник, сумевший каким-то образом пробраться за кулисы, неожиданно подошел к певице и попытался обняться с ней. Искренность и дружелюбие артистов к их фанатам известны многим, а этот молодой человек, отмеченный татуировками, явно понимал, что повел себя неуместно. Он предложил Кате: «Пойдем, Бикси, погуляем, я покажу тебе бриллиантовый рай». Однако певица, не задумываясь, сделала жест, который остановил спешащих на помощь охранников, и коротко, но очень убедительно объяснила «синему», кто он есть и куда ему следует отправиться в данный момент. Потрясенный «крикун» даже отступил назад, а она уважительно произнесла: «Будь я проклята, если вы не один из ‘нас'». И в тот момент она ушла, даже забыв вложить в его руку букет, предназначенный для неё.
Кристина Пенхасова, также известная как Кристина Пожарская-Богданова, Маша Ша и, конечно же, Катя Огонек, — это не просто имена или клички. Это ориентиры, по которым певица смогла завоевать сердца слушателей. Сама Катя родом из черноморского поселка и, вероятно, могла бы стать «балериной», но появилась на сцене словно из небытия. Она запела с уже знакомым поклонникам хрипловатым, проникновенным тембром, исполняя песни, такие как «Белая тайга» и «Трудный конвой» — произведения, ставшие знаковыми для исполнителей в 90-е годы. В то время общество стремилось к настоящему — для полноты впечатлений такую музыку должна исполнять девушка, будто вырвавшаяся из реальной жизни, а не формальная выпускница хореографического училища. В 1989 году, когда её карьера только начиналась, её стиль и манера были далеки от понимания массовой публики, но в дальнейшем всё изменилось.
«Королева воров»?
Когда Катя Огонек добилась известности, журналисты стали внимательно следить за её жизнью, и весь мир почитателей шансона услышал важные слова, которые она хотела произнести. «Да, я отсидела в тюрьме. Я была молода и сделала глупость — трудно вспомнить, как вдруг оказался в таком месте, когда у меня были свои планы». Зрители принимали её честность, ведь даже несмотря на то, что никто точно не знал, за что именно и на какой срок её посадили, ошибки из прошлого лишь укрепляли её образ. Одни утверждали, что она сбила человека, другие говорили о краже моторной лодки, а третьи «знали», что она лишь превысила пределы самообороны, однако правда оставалась загадкой.
Имя «Огонек» было придумано известным российским певцом, который в жанре шансона создал новое произведение и увидел в нем душевные глубины. С его подачи добросердечная легенда о певице стремительно распространялась. Успех её дебютного альбома «Белая тайга» оказался настолько значительным, что Катя стала ассоциироваться с образом заключенной, чьи песни словно пришли «прямо из тюрьмы». В то время, когда Александр Новиков, выходец из тюремной среды, стал самой яркой звездой страны, Катя выступала как его антипод — девушка, которая имела другой взгляд на жизнь. В обществе, где немало людей проходили через тюремные испытания, её история была особенно актуальной и способствовала популярности.
Оборотная сторона «легенды»
Тем не менее, миф о прекрасных преступниках едва не обернулся неудачей как для продюсеров, так и для самой певицы. В интервью, в письмах и на концертах вопрос, который задавали чаще других, звучал так: «Так была она в тюрьме или нет?» Поскольку недалеко от сцены находились места, где сидели обычные любители шансона, среди её поклонников нередко оказывались бывшие заключенные, многие из которых имели долгие тюремные сроки. Бывалые уголовники быстро поняли, что Катя не пахнет той «кислой вонью» тюремного барака — её образ был слишком далеким от реальности.
Были ситуации, когда криминальные авторитеты «инструктировали» продюсеров вопросом: «Вы думаете, мы глупцы? Катя не сидела в тюрьме, это заметно невооруженным глазом! Почему вы это делаете?» Ситуация, казалось, приобретала опасный оборот, когда «братья» могли бы задать вопросы о «правилах». Продюсерам пришлось открыто объяснить: Катя просто исполняла роль, позволяя своей жизни и разнообразным переживаниям звучать в сценическом образе. Она очень органично вошла в этот имидж, который стал её второй натурой. Скорее, не человек жил в легенде, а сама легенда обретала жизнь через Катю.
Катя ушла из жизни незадолго до концертов, и слава о её творчестве спасла её мужа, режиссера, от нежелательных последствий. В противном случае, помимо положенных по контракту средств, ему пришлось бы понести весьма серьезные убытки. Проще говоря, она не «зарабатывала деньги» на память о своей утрате.
Однажды она даже не мечтала стать артистом, но настойчивые просьбы родителей привели её на сцену, где она неожиданно нашла своё истинное призвание и место в жизни. Катя Огонек быстро завоевала популярность как певица шансона. Она прожила недолгую, но яркую жизнь, оставив после себя небольшой, но ценный репертуар. Её имя навсегда останется в сердцах благодарных слушателей. Родные и поклонники знали её не только как талантливую исполнительницу, но и как доброго, отзывчивого человека, который всегда готов был прийти на помощь.
Кристина Пенхасова (Катя Огонек — её сценический псевдоним) появилась на свет 17 мая 1977 года в маленьком поселке Джугба, расположенном в Краснодарском крае, на побережье Черного моря. В её семье царила атмосфера творчества: мать, Тамара Пенхасова, была профессиональной танцовщицей, когда-то выступавшей в известном украинском ансамбле имени Вирского. Со временем она прекратила гастроли, чтобы уделять внимание семье. Отец, Евгений Пенхасов, был музыкантом и писал песни для различных коллективов, включая знаменитую группу «Самоцветы».
В 1983 году семья переехала в Кисловодск, где шестилетняя Кристина вскоре пошла в первый класс. Она одновременно начала посещать музыкальную и танцевальную школы. Необходимо заметить, что у Кристины не проявлялось особого желания учиться: учителя часто жаловались на её оценки и поведение, замечая, что она могла легко быть исключенной после одного или двух проступков. Несмотря на это, педагогический состав не хотел расставаться с такой интересной ученицей, ведь Кристина была постоянной участницей всех местных праздников. Она действительно могла бы стать исключительной артисткой.
По просьбе отца её друг, известный автор песен Александр Шаганов, создал композицию специально для молоденькой Кристины и отвез её записывать на местной студии.
Этот опыт не стал для неё мгновением славы, но стал отправной точкой для дальнейшей карьеры.
Закончив 9 классов, Кристина решает переехать в столицу России, где в это время под руководством продюсера Александра Кальянова и поэта Александра Шаганова формировалась группа 10-А, и она была приглашена занять место вокалистки. Вскоре Кристина приняла псевдоним Пожарская и завоевала популярность именно под этим именем. После этого певица сотрудничала, например, с группой «Лесоповал», где также выступала как солистка.
Музыка
В 1995 году продюсерская студия «Союз» провела конкурс по поиску новых талантов для исполнения песен в жанре русского шансона. Кристина решает попробовать свои силы в этом отборе и, что удивительно, становится его обладательницей. В это время, находясь под псевдонимом Маша Ша, она выпустила два альбома, которые появились на свет в 1998 году. Эти работы принесли ей признание как исполнительнице спокойных, мелодичных песен, тексты которых были написаны Михаилом Шелегом. С выходом этих альбомов она вдруг изменила свой репертуар и взяла новый псевдоним — Катя Огонек.
Слушайте «Белая тайга» — Катя Огонек на Яндекс.Музыке
В 1997 году она познакомилась с композитором и продюсером Вячеславом Клименковым, с которым в результате они выпустили диск «Белая тайга». Данный альбом был представлен публике в 1998 году, и на следующий год артистка выпустила его продолжение — «Белая тайга-2». Этот альбом стал ярким представителем русского шансона и определил её творческую идентичность.
Тематика этого жанра традиционно охватывает такие темы, как тюрьма и криминал, и в её альбомах много соответствующих песен. Хотя и наряду с композициями, посвящёнными другим важным темам — одиночеству, любви и угрожающей разлуке. Оба альбома быстро завоевали популярность среди слушателей.
Катрин уникальна в данном жанре, поскольку до её появления шансон исполняли в основном мужчины, часто уже достаточно взрослых. И вот вдруг выходит молодая, привлекательная певица с выдающимися вокальными данными. Она сразу выделялась среди множества исполнителей.
В 2000 году Катя представила два новых альбома: «Сквозь годы» и «Звонок из зоны». Также она подготовила сборники своих любимых песен. С 2001 по 2006 год она выпустила по одному альбому каждый год, последний из которых «С днем рождения, товарищ» вышел в 2006 году, уже после её смерти.
Имя Кати Огонек стало популярным не только в России и странах постсоветского пространства. У неё появилось немало поклонников далеко за пределами её родины, и во время турне её охотно приглашали в страны, где проживала диаспора бывших советских граждан. Она уже посетила Германию, Израиль и США, но так и не смогла поехать в Америку из-за чрезмерной бюрократии. В 2007 году артистка начала работать над новым материалом, но не успела выпустить его при жизни. Новый диск под названием «In My Heart» был издан в 2008 году, став посмертным воспоминанием о талантливой певице, оставившей неизгладимый след в сердцах слушателей.