— Интерес к этой теме в Беларуси существует давно, но в последнее время она стала особенно актуальной, поскольку мир находится на рубеже времен года», — поясняет А. Дудчик. Во многих странах и регионах мира люди задаются вопросом, что такое национальная идея, что отличает одну нацию от другой и как это можно понять на глубоком философском уровне.
Евгений Крылатов
Евгений Крылатов — выдающийся советский и российский композитор, чьи музыкальные произведения известны и любимы слушателями всех возрастов. За свою творческую карьеру он написал более ста мелодий, которые стали популярными как в художественных фильмах, так и в мультфильмах, положив тем самым начало долгой и плодотворной музыкальной истории, оставив заметный след в культуре и искусстве России.
Евгений Павлович родился 23 февраля 1934 года в небольшом городке Лысьва, расположенном в Пермской области. Вскоре после его рождения семья переехала в Мотовилиху, рабочий район Перми, где оба родителя Евгения трудились на заводе. Несмотря на то что они были простыми рабочими, в их доме всегда ценилось музыкальное искусство.
Прадед будущего композитора пел в церковном хоре, что может свидетельствовать о глубокой семейной привязанности к музыке. Отец Евгения, также увлеченный музыкой, был самоучкой, освоившим сложные музыкальные инструменты, такие как скрипка. Его любовь к классической музыке, а также коллекция пластинок с произведениями великих композиторов способствовали формированию музыкального вкуса в семье. Мать, в свою очередь, часто пела народные песни своему маленькому сыну, что также способствовало его музыкальному развитию.
Уже в раннем детстве проявились способности Крылатова к музыке. Он с восторгом реагировал на каждое звучание, слыша музыку из громкоговорителя, он радостно вставал перед ним и начинал «дирижировать». Чтобы поддержать музыкальные увлечения сына, мать привела его в фортепианный кружок, организованный при местном Доме пионеров, что являлось первым шагом в его музыкальной карьере.
На следующий год одаренный мальчик был зачислен в музыкальную школу. В силу тяжелых жизненных обстоятельств, связанных с бедностью его семьи, Евгений долгое время обучался без музыкального инструмента и практиковался, используя стол как замену пианино. Он даже создал самодельную клавиатуру, вырезанную из книги, что говорит о его настойчивости и любви к музыке. Позже местное управление культуры предоставило его семье массивный черный рояль, что значительно облегчило его занятия.
Несмотря на ограниченные условия, юный композитор проявлял невероятный талант, создав свои первые музыкальные произведения. Завершив обучение в музыкальной школе, он поступил к известному педагогу Ирины Гладковой, которая славилась своим профессионализмом и относилась к своим ученикам с большой заботой.
После окончания консерватории Крылатов отправился в Москву, где поступил в Московскую консерваторию. Он обучался одновременно на двух факультетах — игре на фортепиано под руководством Владимира Натансона и композиций под руководством Михаила Чулаки. Эти педагоги оказали заметное влияние на его творческий процесс и помогали ему не только с учебой, но и в повседневной жизни, иногда даже предоставляя материальную помощь.
В Московской консерватории Крылатов написал балет под названием «Цветок с семью лепестками», который в дальнейшем был поставлен на сцене Большого театра. Его другой дипломной работой стал фортепианный концерт «Каприччио де Памир». Получив диплом в 1959 году, композитор прославился лишь через несколько деталей через несколько лет, когда его произведения начали активно исполнять в театрах и кино.
Музыка
После выхода из консерватории, Крылатов начал свою карьеру, создавая музыку для драматических спектаклей. Его творческая деятельность особенно связана с Малым театром, для которого он сочинил мелодии для таких постановок, как «Недоросль» и «Горе от ума». Он также сотрудничал с Московским молодежным театром, осуществив успешные музыкальные вставки для мюзикла «Ромео и Джульетта», что усилило его репутацию как композитора.
Евгений Крылатов в молодости / ВКонтакте
Крылатов начал писать музыку к фильмам в середине 1950-х годов. В сотрудничестве со своим другом Александром Зацепиным он создал композиции для советского фильма «Мы здесь живем». Однако это сотрудничество не принесло ожидаемого успеха, который Крылатов обрел позже. В 1969 году свет увидел анимационный фильм «Умка», который стал значимой вехой в его карьере. В одном из интервью Крылатов позже указал на песню «Колыбельная медведицы» как на свою первую настоящую работу, с которой, по его словам, и начался его творческий путь. Путь на киностудию «Союзмультфильм» привел его друг Зацепин.
Вскоре композитор получил ряд предложений работать над фильмами, которые принесли ему известность, что произошли одновременно с его работой в анимации. Это были такие фильмы, как «Достояние республики», «Про любовь» и «Ох, уж эта Настя!», среди которых особенно популярной стала песня «Лесной олень», исполненная Аидой Ведищевой. Эта песня оказалась долгожданным хитом, несмотря на то что исполнителя немалую часть времени преследовали политические репрессии.
Не менее интересны истории создания других произведений Крылатова. Например, песня «Если б не было зимы», написанная для мультфильма «Зима в Простоквашино», прошла через ряд изменений: изначально ей было четыре текста, но впоследствии создатели решили уменьшить их количество до двух, даже убрав упоминание исполнительницы Валентины Толкуновой из титров. Справедливость была восстановлена, когда певица исполнила полную версию на концерте композитора.
В 1980 году в рамках детского музыкального фильма «Приключения Электроника» состоялась премьера песни «Крылатые качели». Первоначально режиссер Константин Бромберг выражал сомнения по поводу этой композиции, полагая, что она не вызовет эмоций и не запомнится. Однако, впоследствии, эта мелодия стала известной не только в Советском Союзе, но и за его пределами.
Григорий Гладков, Евгений Крылатов и Юрий Энтин / ВКонтакте
Крылатов продолжал сотрудничать с известными режиссерами и композиторами. Следующим совместным кинематографическим успехом стал фильм «Волшебники», для которого он создал песню «Три белых коня», исполнившуюся Ларисой Долиной. Композитор даже убедил Александра Абдулова спеть в фильме, хотя изначально предполагалось, что это сделает профессиональный актер.
В середине 1980-х годов вышел культовый фильм Павла Арсенова «Гостья из будущего». Композитор вспоминал, что как только прочитал слова Юрия Энтина к песне «Прекрасное далеко», он сразу понял, что это будет настоящая жемчужина. Работа с этим автором стала для него привычным делом, ведь вместе они создали множество популярных хитов, включая сотрудничество с такими выдающимися поэтами, как Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский.
Личная жизнь
Композитор на протяжении всей своей жизни оставался верным одной женщине, на которой женился в молодом возрасте. Его спутницей жизни стала студентка юридического факультета Севиль Сабитовна, с которой его познакомил двоюродный брат и близкий друг Алемдара Караманова. Их брак состоялся в 1957 году, и они провели вместе почти шестьдесят лет, прежде чем жена ушла из жизни, что стало тяжелейшим ударом для Крылатова.
У супругов подрастали двое детей. Старший сын Павел выбрал карьеру сценариста и подарил отцу внучку. Младшая дочь Мария так и не создала семью, но посвятила себя музыке, завершив учебу в консерватории и став пианисткой. К сожалению, она ушла из жизни в 2020 году, что также оказало серьезное влияние на Евгения Павловича.
— Интерес к этой теме в Беларуси существует давно, но в последнее время она стала особенно актуальной, поскольку мир находится на рубеже времен года», — сообщает А. Дудчик. Во многих странах и регионах мира люди задаются вопросом, что такое национальная идея, что отличает одну нацию от другой и как это можно понять на философском уровне.
«Занудно и несовременно». А в итоге «Крылатые качели» стали хитом
Советские дети впервые узнали об Электронике в 1964 году, когда писатель Евгений Велтистов представил свой роман с очень современными темами о роботах. Главным героем стал мальчик-робот по имени Электроник, которого создал студент Сергей Сыроежкин.
В конце 1970-х годов режиссер Константин Бромберг решил создать фильм о приключениях Электроника и Сыроежкина. Он пригласил Велтистова стать сценаристом. В сценарии был использован только основной сюжет про электронного мальчика, созданного профессором, который сбегает и встречает своего прототипа. В книге действия происходят в будущем, где уже были изобретены видеофоны, плоские экраны, настенные экраны и вертолетные такси — все это было фантазией для 1960-х годов. Электроник был увлеченным технарем, не имеющим особого отношения к искусству — хотя он умел рисовать и петь на пленке, но всегда чувствовал силу своей личности. Тем не менее, отрицательные персонажи, такие как Урри, в фильме были сильно изменены; Урри, описанный в повести, оказался не обаятельным байкером, а пожилым водителем лимузина, в то время как веселый главарь банды Пень стал страшным ученым-зоологом.
Фильм стал одним из самых обсуждаемых среди зрителей, а советские дети влюбились в него не только за увлекательный сюжет, но и за запоминающиеся песни, которые остаются в сердцах детей и внуков первых зрителей до сих пор.
Согласился не сразу
Когда Константин Бромберг обратился к композитору Евгению Крылатову с просьбой написать музыку для своего фильма, композитор долго сопротивлялся. Он стыдился самого слова «электроника», заявляя: «Я не электронный композитор». Однако режиссер ответил, что ему не нужна только электронная музыка, он предлагает полное творческое сотрудничество.
Одним из желаний Бромберга было создать песню о детстве в духе тогда популярного хита Александра Зацепина «Детство ушло с тобой», исполненного Аллой Пугачевой. Об этом Крылатов и поэт Юрий Энтин, приглашенные в соавторы, справились с задачей на «отлично». Однако в более позднем хите «Крылатые качели» Энтин неохотно писал слова, так как считал, что тексты не являются его сильной стороной. «Я с детства был послушным ребенком Скрофа…,» — пожаловался он Крылатову. Тем не менее, Крылатов в свою очередь убедил поэта, что тот недооценивает свои возможности.
Голос Лоретти
Касаясь исполнения песни «Крылатые качели», сам Электроник отметил, что исполнил её с «голосом Робертино Лоретти». Но на самом деле, за пределами сцены эту песню исполняла молодая певица Елена Шуенкова, которая на момент записи была всего 17 лет. Во втором (хоровом) исполнении «Качели», в фильме символизирующей силу коллективизма и поддержку друг друга (к примеру, вспомним Гусева: «Я тоже умею петь!») — принимал участие Большой детский хор под руководством Попова. Следует отметить, что эта композиция стала настоящей жемчужиной для любых детских коллективов и активно звучала по радио и телевидению.
Однако, как и часто бывает, авторы не могли изначально предугадать судьбу своего творения и не поручили перепевать эту песню другим исполнителям. На последней записи «Swing» режиссер неожиданно стал недоволен и пробурчал: «А песня-то — полная ерунда! Я ожидал чего угодно, только не этого геронтологического бреда!» По его мнению, песня показалась скучной и, что более важно, устаревшей.
К счастью, времени на что-либо пересматривать не было, и как оказалось, мнения Бромберга оказалось ошибочным. Он сам признался в своей ошибке спустя несколько лет и даже позвонил Крылатову, чтобы извиниться, после чего они помирились. «Бромберг сказал, что мечтал о такой мощной песне, чтобы её пели в каждом ресторане страны,» — вспоминает композитор. «Прошло двадцать лет, и потом, я регулярно звонил ему из армянского ресторана, из грузинского, и заставлял его слушать, как поет страна в ресторанах, в ‘режиме live’, так сказать.»
В Московской консерватории композитор написал балет «Цветок с семью лепестками», который в итоге был поставлен в Большом театре. Другой его дипломной работой был фортепианный концерт «Каприччио де Памир». Евгений Павлович получил диплом в 1959 году, но прославился только через несколько лет.
Музыка
Первое сотрудничество Крылатова с кинематографом не увенчалось успехом. В начале 1960-х годов вышли фильмы «Васька в тайге» и «Жизнь сначала» с музыкой композитора. Однако затем последовал десятилетний перерыв, и Крылатов не смог увеличить свою славу до 1969 года. Тем не менее, в том же году на экраны вышли анимационные фильмы «Умка» и «Дед Мороз и лето», где прозвучали его композиции «Колыбельная медведицы» и «Это наше лето». В 1970 году он также написал музыку для таких проектов, как «Достояние республики» и «О любви».
На протяжении 1970-х Крылатов уже был известным композитором, который снялся во множестве ток-шоу и фильмов. Постепенно его мелодии завоевали сердца зрителей, и такие записи, как «Обещай мне любовь» из фильма «Акванавты» и «Ожидание» из «И это всё о нём», стали вехами в музыкальном наследии композитора.
Постепенно золотая шкатулка детской музыки пополнилась шедеврами Крылатова, появившимися в фильмах «Приключение Электроника» и «Гости из будущего». Песни из этих фильмов, такие как «Что сделала прогресс», «Качели с крыльями», «Полет» и «Прекрасное далеко», стали частью репертуара детских хоров, обретая популярность у нескольких поколений зрителей.
Однако с распадом советской киносистемы в 1990-е годы Крылатов прекратил сотрудничество с такими студиями, как «Мосфильм», имени Горького и студией Довженко. В 1993 году он выпустил свой первый компакт-диск под названием «Лесной олень», на который вошли его лучшие музыкальные композиции. В 1994 году вышел еще один сборник, получивший название «Лесные олени». В 1996 году композитор порадовал своих поклонников еще одним альбомом под названием «Я люблю тебя». Следующий год стал моментом, когда композиция «Детская молитва», сочиненная в содружестве с Юрием Энтиным, была представлена во время благотворительного мероприятия «Уроки для взрослых — с Верой, Надеждой и Любовью».
Вскоре после смерти своего отца, Евгений принял решение перевезти мать в столицу, чтобы защитить ее от одиночества и неудовлетворенности. Тщательно заботясь о своей матери, он обеспечил ее всем необходимым. Подр