Темы литературных произведений Виктории Токаревой отличаются многообразием, но прежде всего, она исследует психологию женской жизни в больших мегаполисах, связь между личной жизнью и профессиональной деятельностью, а также мимолетный мир фантазий, который зачастую остается незаинтересованным в сравнении с обыденной, порой скучной реальностью. В своих произведениях она ярко и глубоко отражает мечты и грезы женской половины человечества.
Виктория Токарева
Виктория Токарева — современная и выдающаяся писательница, которая представляет собой яркий пример так называемой женской прозы. Однако утверждение о том, что ее работы нацелены исключительно на женскую аудиторию, по меньшей мере, является ошибочным, поскольку ее творчество затрагивает универсальные темы, интересующие людей различных возрастов и полов.
Книги Виктории Токаревой представляют собой глубокое отражение ее личных переживаний и жизненного опыта. Таким образом, поклонникам ее творчества не составит труда, изучив ее биографию, узнать о том, кто скрывается за более чем двадцатью написанными ею произведениями, а также сценариями к известным советским и российским фильмам. Ее работы многогранны и глубокие, что вызывает интерес как у читателей, так и у исследователей ее творчества.
Виктория (в девичестве — Зильберштейн) появилась на свет в 1937 году. Ее литературный путь начался в детстве и продолжался на протяжении всей ее жизни. В настоящее время писательница проживает в Подмосковье, продолжая создавать новые произведения. Каждое ее произведение наполнено глубоким смыслом, и, хотя автор придерживается реалистического направления в своем творчестве, ей иногда удается мастерски вплетать мистические элементы в свои истории, создавая необычайно увлекательные повествования.
Детство и юность, семья
Виктория родилась в Ленинграде, в семье, пережившей множество трудностей. Ее отец, Самуил Зильберштейн, был местным жителем этой северной столицы и трагически погиб во время Великой Отечественной войны. В связи с этим у Виктории осталось мало воспоминаний о нем. Ее мать, столкнувшаяся с непростыми реалиями жизни, воспитывала двух дочерей в одиночку. Чтобы обеспечить семью, мать работала вышивальщицей на фабрике и часто зарабатывала дополнительно, беря трудоемкую работу домой. На протяжении всей жизни она посвящала себя воспитанию дочерей и так никогда и не вышла замуж после смерти мужа.
Образ матери остается доминирующим элементом в творчестве Токаревой. Особенно это заметно в рассказе «Ужас любви», который во многом является автобиографичным. Концепция «ужаса любви» была разработана Викторией и активно применяется в других ее произведениях. Этот термин особенно резонирует с теми читателями, которые когда-либо испытывали сложные и порой нелогичные отношения с собственными матерями, осознавая истинную ценность этих связи лишь спустя время.
Личная жизнь
Детали личной жизни знаменитой писательницы остаются окутанными тайной. О ее муже, Викторе Токареве, известно немного — он инженер, и предпочитает не выступать на публике. Виктория Самойловна с осторожностью обсуждает его жизнь и творчество. Интересно, что книга «Дерево на крыше» считается одним из самых автобиографичных произведений Токаревой. В этом произведении описываются ее отношения с известным кинорежиссером Георгием Данелия, а персонажи с вымышленными именами ярко отражают реальные лица.
В своих произведениях Токарева воссоздает вымышленные образы, но по мере чтения становится очевидным, что под образами Александра и Веры скрываются реальные люди — Георгий Данелия и известная актриса Любовь Соколова, также он вплетает элементы реальной жизни в свои истории. Тем не менее, даже в этой автобиографичной работе образ мужа остается слегка в тени, незримо присутствуя в сюжете. У этого персонажа почти нет характеристик и глубины, он просто муж известной писательницы.
Виктория Самойловна имеет четкое представление о браке и семейных отношениях. Она уверена, что новый супруг никогда не сможет заменить родного отца, и поэтому женщины не имеют права лишать своих детей отцовской любви, независимо от обстоятельств. Возможно, столь определенное мнение Токаревой о семье связано как с собственными депрессивными детскими воспоминаниями, так и с ее пониманием образа отца, который любил ее безмерно и был значимой фигурой в ее жизни.
Перед вступлением в брак Виктория завершила обучение в Ленинградской консерватории, изучая музыку. В первые годы своей жизни в Москве она работала учителем музыки, хотя в то время уже начала создавать короткие литературные произведения. Преподавание оказалось для Токаревой не таким уж и увлекательным занятием, о чем свидетельствует один из ее ранних рассказов, посвященных этому аспекту жизни.
Однажды, на одном из творческих вечеров в школе, Виктория познакомилась с известным поэтом Сергеем Михалковым. Мнения о нем бывают разными и порой противоречивыми, но Токарева отзывалась о нем как о добром и бескорыстном человеке. Благодаря поддержке Михалкова, который был приглашен в школу как гость, Виктория смогла поступить на сценарный факультет ВГИКа, что в дальнейшем определило ее карьеру и творчество.
Для нас важна актуальность и надежность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter.
События биографии
- В 1954 году Виктория попыталась поступить в медицинский институт, но эта попытка оказалась неудачной. Причиной ее неудачи было то, что вместо подготовки к экзаменам она написала роман в последний год обучения. В результате она приняла решение сосредоточиться на изучении музыки и поступила в музыкальный колледж.
- В 1958 году Токарева закончила музыкальную школу и поступила в Ленинградскую консерваторию. На тот момент она уже была замужем и переехала в Москву, чтобы быть рядом с мужем. В Москве она нашла работу в школе на окраине города и здесь стала свидетелем эмоциональных и профессиональных трудностей, связанных с ее работой. Однако судьба благоприятно улыбнулась ей, когда она встретила поэта Сергея Михалкова, который однажды пришел в её школу в качестве гостя. Эта случайная встреча сыграла важную роль в ее дальнейшем творческом пути. Вскоре она начала работать на киностудии «Мосфильм» в качестве редактора.
- С 1962 по 1967 год Токарева, с помощью Сергея Михалкова, стала студенткой ВГИКа, где изучала сценарное мастерство. Ее первой работой в кино стал сценарий для сатирической новостной программы «Фитиль».
- В 1964 году она начала свою писательскую карьеру, получив поддержку от писателя В. Войновича. Ее первый рассказ «День, когда нет лжи» был опубликован, после чего последовали другие произведения в журналах «Юность» и «Новый мир», которые принесли ей известность.
- В 1969 году вышла в свет первая книга Виктории Токаревой «О том, чего не было». Она состояла из ранее написанных рассказов и небольших романов. В этом произведении уже заметен авторский стиль Токаревой, который отражает комедийный подход. При этом, для нее комедия — это своего рода смешная трагедия, пронизанная иронией и тонким юмором, что стало основной чертой ее повествования, где мастерство в деталях является узнаваемым элементом.
- В 1971 году Виктория Токарева была принята в Союз писателей СССР. В тот период была установлена очередность выхода книг, позволяя публиковать только одну книгу каждые пять лет. Таким образом, с 1969 по 1991 год ей удалось издать всего четыре книги.
- В 1990-х годах, с учетом новых экономических реалий, произошли качественные изменения в издательском деле. Теперь талантливые авторы могли легче выйти к читателям. Иногда в год у Токаревой появлялось до трех новых книг. После распада Советского Союза международные издатели также заинтересовались ее работами. Например, одним из них стал данью Кейн из Швейцарии. Чтение Токаревой породило интерес за рубежом, и в 1990-2000-е годы вышли книги, которые принесли ей широкую известность, такие как:
- 1990-е годы: «Римские каникулы», «Сколько стоит килограмм славы», «Антон, надень сапоги!», «Счастливый конец», «Вместо меня», «Лошади с крыльями», «Можно и нельзя», «Этот лучший из миров».
- Первое десятилетие 2000-х: «Мужская верность», «Моя правда», «Счастливая птица», «Все хорошо, все хорошо», «Террор любовью», «Елка на крыше».
- 2012 — 2019: «Тихая музыка за стеной», «Короткие тонны», «Так же плохо, как сегодня», «Сволочей тоже жалко», «Муля, кого ты привела?», «Мои люди», «Маленький незнакомец», «Кругом лжецы», «Дома длиннее людей», «Дом за деревней», «Жена поэта».
Работа в кинематографе
Впервые Викторию Самойловну пригласили в мир кино в 1964 году с предложением написать сценарий для своей первой пьесы «День без вранья». Режиссер «Мосфильма» Алексей Коренев использовал сценарий для создания комедийного фильма «Урок литературы». Однако этот фильм впоследствии был классифицирован как «вражеская пропаганда» из-за «несоветского поведения» главного героя и из-за этого не демонстрировался до 1968 года.
На протяжении 1970-х и 1980-х годов Токарева активно сотрудничала с кинематографом, создавая разнообразные произведения: художественные фильмы, короткометражные ленты, а также анимационные проекты. В одном тандеме с режиссером Георгием Данелия они создали такие культовые комедии, как «Джентльмены удачи» (1971) и «Мимино» (1977), которые стали настоящими хитами проката. Последняя работа была дополнена художественной интерпретацией, предложенной Р. Габриадзе.
Всего Виктория является автором сценариев к более чем тридцати фильмам, созданным в разных периодах — от советских времен до современных условий. Каждый из этих фильмов отличается исключительным талантом, глубоким пониманием человеческой природы, любовью к жизни и добрым, тонким юмором. В ее работах отсутствует лицемерное отношение к морали, как и стремление к проповеди. Эти картины всегда создают атмосферу встречи с истинным искусством. Наиболее известные и любимые среди зрителей:
- «Литературный час», 1968 год.
- «Джентльмены удачи», 1971 год.
- «Потерянный человек», 1973 год.
- «Сто грамм для храбрости», 1976 г.
- «Мимино», 1977 год.
- «Перед экзаменом», 1977 год.
- «По роялю ходила собака», 1978 г.
- «Шляпа», 1981 год.
- «Талисман», 1983 год.
- «Шанс», 1987 год.
- «Ты…», 1993 год.
- «Вместо меня», 2000 год.
- «Простая история», 2006 год.
Личная жизнь
Виктория Самойловна считает себя удачливой женщиной. Её успехи проявляются как в творческой деятельности, так и в семье. Виктория вышла замуж в возрасте 18 лет, и её ранний брак с Виктором Токаревым, который на семь лет старше её, оказался достаточно крепким, хотя она не раз сталкивалась с жизненными невзгодами.
Творческое сотрудничество часто соединяет людей, и наиболее сильные чувства возникли за время 15-летней совместной жизни с режиссером Георгием Данелией. В процессе совместной работы над сценариями к фильмам «Джентльмены удачи» и «Мимино» у них сложились глубокие и гармоничные взаимоотношения. Виктория также отразила эти чувства в своей книге «Дерево на крыше» (2009) и фильм Данелии «Осенний марафон».
Мудрость и понимание мужа, имеющего технический склад ума и являющегося инженером, способствовали сохранению их семейного счастья. У них есть дочь Наталья, родившаяся в 1965 году, которая также выбрала путь сценариста. Натальина работа, в свою очередь, легла в основу ряда известных сериалов, включая «Каменскую».
На этом снимке Виктория изображена с дочерью Натальей и внучкой.
К сожалению, в 2019 году ее супруг Виктор ушел из жизни.
Сегодня Виктория Токарева гордится тремя внуками и двумя правнуками. Она проводит значительное количество времени на даче в Подмосковье, где построила дом своей мечты на средства, вырученные от продажи своих книг. Это идеальное место для творчества и семейных встреч. У Виктории множество друзей и коллег, с которыми она поддерживает близкие отношения.