Тем не менее, ее увлечение искусством во многом предопределило облик ее дальнейшей биографии. Ирина Александровна поступила на факультет философии, литературы и истории. Однако спустя год этот институт был закрыт (как интересно, он функционировал всего 7 лет), и факультеты были присоединены к Московскому государственному университету.
Золотое сечение: Ирина Антонова несла людям высокую культуру
20 марта 1922 года на свет появилась Ирина Александровна Антонова — замечательный искусствовед, который на протяжении более полувека занимал пост директора, а затем и президента Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Однако дело, безусловно, заключается не только в ее участии в создании и развитии выставок и каталогов. Совсем очевидно, что именно Ирина Антонова на протяжении многих десятилетий определяла культурную атмосферу нашей страны, оставаясь при этом образцом интеллигентности, которая не имела привкуса снобизма или саморекламы. В качестве директора музея она стала важнейшим «инструментом» в настройке культурной среды. Газета «Известия» в день своего рождения вспоминает о памятной значимости Ирины Александровны, которая являлась истинным другом издания.
Своё раннее детство Ирина провела в знаменитом здании, расположенном на месте бывшей гостиницы «Дрезден», прямо напротив красного здания Моссовета. Одно из её самых ранних воспоминаний связано с катанием на санях вокруг Обелиска Свободы, где ныне расположена бронзовая статуя Юрия Долгорукого. В то время, будучи студенткой, Антонова занималась различными видами спорта, такими как катание на коньках, плавание и гимнастика.
На иллюстрации Ирина Антонова произносит речь на открытии выставки итальянского художника Эрнесто Треккани.
После этого её отец провёл три года, работая на советской почте в Берлине, до тех пор пока к власти не пришли нацисты. Ирина Антонова обучалась в престижном Институте философии, литературы и истории (ИФЛИ) и овладела несколькими иностранными языками. В конце 1941 года ИФЛИ объединился с Московским государственным университетом, где она и завершила своё образование. Однако на пути её обучения и защитой диссертации к ней вмешалась война. Чтобы внести свой вклад в борьбу с врагом, студентка Антонова окончила курсы медсестёр и в звании сержанта работала в госпиталях на Красной Пресне и Бауманской. Днём она с увлечением изучала книги, слушала лекции и сдавала экзамены, а ночью накладывала повязки раненым бойцам и помогала врачам. «Я не была на фронте, но через мальчика, который приходил ко мне в госпиталь, ощущала весь ужас войны. После ампутации он лежал на койке и умолял: ‘Сестра, прогоните муху, уберите муху…’. Хотя мух действительно не было, я притворилась, что их прогоняю», — с горечью вспоминает Ирина Александровна.
Это неопубликованное интервью с Ириной Антоновой, президентом Пушкинского музея, затрагивает темы старости, семейных обязанностей и взглядов знаменитого театрального режиссёра Константина Сергеевича Станиславского.
Ученица Виппера
Среди учителей Ирины Антоновой особое место занимал Борис Робертович Виппер. Являясь потомственным учёным и сыном выдающегося историка, он, по сути, стал основателем советской школы западноевропейского искусствознания, которая на протяжении многих лет вдохновляла Ирину Антонову. Виппер преподавал в ИФЛИ и Московском государственном университете, а также возглавлял научный отдел Пушкинского музея. Такие профессора стали связующим звеном между российской научной традицией Серебряного века и «военным» студенческим поколением, к которому принадлежала Антонова. Она даже смогла овладеть «стилем Виппера» — так, чтобы каждая её мысль имела многослойный смысл, сохраняя при этом четкость и логику. Искусство — это великая тайна, и говорить о нём необходимо ясно, а не запутанно. Хотя ни Виппер, ни Антонова никогда этого не упоминали, сегодня очевидно, что, следуя за великими художниками, они смогли почувствовать и распознать закон золотого сечения. Эти знания помогли им не только в их научных изысканиях, но и в повседневной жизни.
В тот период, когда Ирина Александровна занималась написанием своей диссертации, перед ней стоял важный выбор: между работой в Обществе культурных связей с зарубежными странами и предложением о должности в Музее на Волхонке. Первое предлагало более заметное имя, однако Виппер пригласил её работать в музей… В апреле 1945 года Антонова официально стала научным сотрудником Западного отдела (сейчас это Отдел старых мастеров). С 1949 по 1953 год музей функционировал в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе была собрана выставка «подарков Сталину», поступивших из разных уголков мира в связи с 70-летием «лучшего друга музейщиков».
На фото Борис Робертович Виппер.
В тот же период в музей возвращались экспонаты, которые были эвакуированы, а также картины из Дрезденской галереи, спасенные от уничтожения во время бомбежек города. В 1955 году Советский Союз вернул все шедевры из Дрезденской галереи, среди которых находились «Сикстинская мадонна» Рафаэля, а также произведения Веласкеса, Рубенса и Рембрандта. Ирина Александровна всегда помнила о том, что многие годы в Дрезденской галерее висел знак благодарности Красной Армии за спасение ценных коллеций, однако он, к сожалению, исчез.
Ирина Александровна также была вовлечена в подготовку выставки работ Пабло Пикассо в 1956 году, когда писатель Илья Эренбург успокоил многотысячную толпу почти неожиданным восклицанием: «Товарищи, вы ждали этой выставки 25 лет, теперь подождите 25 минут спокойно».
Спасенные витражи
Антонова интересовала только культура и научная деятельность. Но в феврале 1961 года Борис Робертович Виппер предложил ей занять пост директора Пушкинского музея. Затем на Волхонке началась эпоха Антоновой. Она занималась не только выставками, составлением каталогов и научными исследованиями, но и вопросами ремонта. Быть директором означало не просто иметь высокий пост, но и успешно коммуницировать с людьми. Ирина Александровна обладала даром дипломатии: ей удавалось находить нужный тон в переговорах со столь занятыми людьми страны. Она не считала себя «небесной персоной», а «они» — просто бездушными функциями. «У меня не было печенья в кармане, я никогда не принимала его с самого начала,» — откровенно делилась она.
На фотографии — Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в 1947 году.
После войны крыша музея с витражами оставалась в крайне печальном состоянии. «Утечки» — это слово, звучавшее в кабинете Антоновой. Однажды она сделала шаг и написала письменно председателю Кабинета Министров Алексею Косыгину: «Необходимо спасать музей!». И как ни странно, она получила быстрый отклик — он незамедлительно инициировал детальный ремонт витражей, разработанных Шуховым. В результате в музее стало теплее и светлее, а самое главное — исчезли пары, которые ранее представляли опасность как для экспонатов, так и для уникальных интерьерных решений.
В 1974 году, по настоянию директора музея, была проведена ревизия всех запасников музея, в результате которой изъяты все картины зарубежных художников, которые находились ранее в частных коллекциях Ивана Морозова и Шухова. Эти замечательные произведения искусства длительное время были забыты в запасниках, и только благодаря активности Антоновой они были выставлены в отремонтированных залах на втором этаже музея.
Академические звания и степени
- Является действительным членом Российской академии художеств по отделению образования и культуры (с 1989 года),
- С 2001 года — действительный член Российской академии художеств (член-корреспондент с 1997 года),
- Член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания),
- Почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета.
Награды
Ирина Антонова — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (является одной из трех женщин, наряду с Майей Плисецкой и Галиной Вишневской):
- Орден I степени (6 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие музейной тематики, сохранение и популяризацию национального и мирового культурного наследия;
- Орден II степени (20 марта 2002 года) — за выдающийся вклад в развитие национальной культуры;
- Орден III степени (17 марта 1997 года) — за значительные заслуги перед государством и большой личный вклад в сохранение национального культурного наследия России;
- Орден IV степени (28 февраля 2012 года) — за большой вклад в развитие национальной культуры и многолетнюю общественную деятельность;
- Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995 год) (Франция).
- Командор Ордена искусств и литературы (Франция);
- Бригадный генерал ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (7 декабря 2000 года);
- Победитель общественной премии «Сокровище Отечества»;
- Награждена Национальной премией общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской академии экономики и предпринимательства в 2001 году.
Владение языками
- Телеканал «Культура». Пятое измерение.
- В честь 100-летия Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Ирина Антонова рассказала о событиях, в которых она принимала участие, в фильме, созданном Леонидом Парфеновым, под названием «Божье око». В некоторых эпизодах этого произведения молодая Антонова играет роль Марины Зудиной.
- Выставка картин Дрезденской галереи: каталог / Составители И. Антонова, А. Замятин — М.: ГМИА, 1955 — 128 стр., 125 000 экземпляров.
- Антонова И. А. «Веронезе: (Паоло Веронезе)» — М.: Искусство, 1957 — 60,30 с., 20 000 экземпляров (изд.).