Биография Ирины Антоновой. Директор пушкинского музея ирина антонова биография.

Тем не менее, ее увлечение искусством во многом предопределило облик ее дальнейшей биографии. Ирина Александровна поступила на факультет философии, литературы и истории. Однако спустя год этот институт был закрыт (как интересно, он функционировал всего 7 лет), и факультеты были присоединены к Московскому государственному университету.

Золотое сечение: Ирина Антонова несла людям высокую культуру

20 марта 1922 года на свет появилась Ирина Александровна Антонова — замечательный искусствовед, который на протяжении более полувека занимал пост директора, а затем и президента Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Однако дело, безусловно, заключается не только в ее участии в создании и развитии выставок и каталогов. Совсем очевидно, что именно Ирина Антонова на протяжении многих десятилетий определяла культурную атмосферу нашей страны, оставаясь при этом образцом интеллигентности, которая не имела привкуса снобизма или саморекламы. В качестве директора музея она стала важнейшим «инструментом» в настройке культурной среды. Газета «Известия» в день своего рождения вспоминает о памятной значимости Ирины Александровны, которая являлась истинным другом издания.

Своё раннее детство Ирина провела в знаменитом здании, расположенном на месте бывшей гостиницы «Дрезден», прямо напротив красного здания Моссовета. Одно из её самых ранних воспоминаний связано с катанием на санях вокруг Обелиска Свободы, где ныне расположена бронзовая статуя Юрия Долгорукого. В то время, будучи студенткой, Антонова занималась различными видами спорта, такими как катание на коньках, плавание и гимнастика.

Ирина Александровна Антонова выступает на открытии выставки итальянского художника Эрнесто Треккани

На иллюстрации Ирина Антонова произносит речь на открытии выставки итальянского художника Эрнесто Треккани.

После этого её отец провёл три года, работая на советской почте в Берлине, до тех пор пока к власти не пришли нацисты. Ирина Антонова обучалась в престижном Институте философии, литературы и истории (ИФЛИ) и овладела несколькими иностранными языками. В конце 1941 года ИФЛИ объединился с Московским государственным университетом, где она и завершила своё образование. Однако на пути её обучения и защитой диссертации к ней вмешалась война. Чтобы внести свой вклад в борьбу с врагом, студентка Антонова окончила курсы медсестёр и в звании сержанта работала в госпиталях на Красной Пресне и Бауманской. Днём она с увлечением изучала книги, слушала лекции и сдавала экзамены, а ночью накладывала повязки раненым бойцам и помогала врачам. «Я не была на фронте, но через мальчика, который приходил ко мне в госпиталь, ощущала весь ужас войны. После ампутации он лежал на койке и умолял: ‘Сестра, прогоните муху, уберите муху…’. Хотя мух действительно не было, я притворилась, что их прогоняю», — с горечью вспоминает Ирина Александровна.

Это интересно:  Лариса Долина. Сколько лет ларисе долиной в 2022

2

Это неопубликованное интервью с Ириной Антоновой, президентом Пушкинского музея, затрагивает темы старости, семейных обязанностей и взглядов знаменитого театрального режиссёра Константина Сергеевича Станиславского.

Ученица Виппера

Среди учителей Ирины Антоновой особое место занимал Борис Робертович Виппер. Являясь потомственным учёным и сыном выдающегося историка, он, по сути, стал основателем советской школы западноевропейского искусствознания, которая на протяжении многих лет вдохновляла Ирину Антонову. Виппер преподавал в ИФЛИ и Московском государственном университете, а также возглавлял научный отдел Пушкинского музея. Такие профессора стали связующим звеном между российской научной традицией Серебряного века и «военным» студенческим поколением, к которому принадлежала Антонова. Она даже смогла овладеть «стилем Виппера» — так, чтобы каждая её мысль имела многослойный смысл, сохраняя при этом четкость и логику. Искусство — это великая тайна, и говорить о нём необходимо ясно, а не запутанно. Хотя ни Виппер, ни Антонова никогда этого не упоминали, сегодня очевидно, что, следуя за великими художниками, они смогли почувствовать и распознать закон золотого сечения. Эти знания помогли им не только в их научных изысканиях, но и в повседневной жизни.

В тот период, когда Ирина Александровна занималась написанием своей диссертации, перед ней стоял важный выбор: между работой в Обществе культурных связей с зарубежными странами и предложением о должности в Музее на Волхонке. Первое предлагало более заметное имя, однако Виппер пригласил её работать в музей… В апреле 1945 года Антонова официально стала научным сотрудником Западного отдела (сейчас это Отдел старых мастеров). С 1949 по 1953 год музей функционировал в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе была собрана выставка «подарков Сталину», поступивших из разных уголков мира в связи с 70-летием «лучшего друга музейщиков».

Это интересно:  О проекте Comedy Woman. Камеди вумен список продуктов

Борис Робертович Виппер

На фото Борис Робертович Виппер.

В тот же период в музей возвращались экспонаты, которые были эвакуированы, а также картины из Дрезденской галереи, спасенные от уничтожения во время бомбежек города. В 1955 году Советский Союз вернул все шедевры из Дрезденской галереи, среди которых находились «Сикстинская мадонна» Рафаэля, а также произведения Веласкеса, Рубенса и Рембрандта. Ирина Александровна всегда помнила о том, что многие годы в Дрезденской галерее висел знак благодарности Красной Армии за спасение ценных коллеций, однако он, к сожалению, исчез.

3

Ирина Александровна также была вовлечена в подготовку выставки работ Пабло Пикассо в 1956 году, когда писатель Илья Эренбург успокоил многотысячную толпу почти неожиданным восклицанием: «Товарищи, вы ждали этой выставки 25 лет, теперь подождите 25 минут спокойно».

Спасенные витражи

Антонова интересовала только культура и научная деятельность. Но в феврале 1961 года Борис Робертович Виппер предложил ей занять пост директора Пушкинского музея. Затем на Волхонке началась эпоха Антоновой. Она занималась не только выставками, составлением каталогов и научными исследованиями, но и вопросами ремонта. Быть директором означало не просто иметь высокий пост, но и успешно коммуницировать с людьми. Ирина Александровна обладала даром дипломатии: ей удавалось находить нужный тон в переговорах со столь занятыми людьми страны. Она не считала себя «небесной персоной», а «они» — просто бездушными функциями. «У меня не было печенья в кармане, я никогда не принимала его с самого начала,» — откровенно делилась она.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. 1947 год

На фотографии — Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в 1947 году.

После войны крыша музея с витражами оставалась в крайне печальном состоянии. «Утечки» — это слово, звучавшее в кабинете Антоновой. Однажды она сделала шаг и написала письменно председателю Кабинета Министров Алексею Косыгину: «Необходимо спасать музей!». И как ни странно, она получила быстрый отклик — он незамедлительно инициировал детальный ремонт витражей, разработанных Шуховым. В результате в музее стало теплее и светлее, а самое главное — исчезли пары, которые ранее представляли опасность как для экспонатов, так и для уникальных интерьерных решений.

4

В 1974 году, по настоянию директора музея, была проведена ревизия всех запасников музея, в результате которой изъяты все картины зарубежных художников, которые находились ранее в частных коллекциях Ивана Морозова и Шухова. Эти замечательные произведения искусства длительное время были забыты в запасниках, и только благодаря активности Антоновой они были выставлены в отремонтированных залах на втором этаже музея.

Академические звания и степени

5

6

  • Является действительным членом Российской академии художеств по отделению образования и культуры (с 1989 года),
  • С 2001 года — действительный член Российской академии художеств (член-корреспондент с 1997 года),
  • Член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания),
  • Почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета.
Это интересно:  Результаты Евровидения 2022: кто выиграл, на каком месте фавориты из Украины и кто как голосовал. Кто победил в евровидении

Награды

Ирина Антонова — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (является одной из трех женщин, наряду с Майей Плисецкой и Галиной Вишневской):

  • Орден I степени (6 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие музейной тематики, сохранение и популяризацию национального и мирового культурного наследия;
  • Орден II степени (20 марта 2002 года) — за выдающийся вклад в развитие национальной культуры;
  • Орден III степени (17 марта 1997 года) — за значительные заслуги перед государством и большой личный вклад в сохранение национального культурного наследия России;
  • Орден IV степени (28 февраля 2012 года) — за большой вклад в развитие национальной культуры и многолетнюю общественную деятельность;
  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995 год) (Франция).
  • Командор Ордена искусств и литературы (Франция);
  • Бригадный генерал ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (7 декабря 2000 года);
  • Победитель общественной премии «Сокровище Отечества»;
  • Награждена Национальной премией общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской академии экономики и предпринимательства в 2001 году.

Владение языками

  • Телеканал «Культура». Пятое измерение.
  • В честь 100-летия Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Ирина Антонова рассказала о событиях, в которых она принимала участие, в фильме, созданном Леонидом Парфеновым, под названием «Божье око». В некоторых эпизодах этого произведения молодая Антонова играет роль Марины Зудиной.
  • Выставка картин Дрезденской галереи: каталог / Составители И. Антонова, А. Замятин — М.: ГМИА, 1955 — 128 стр., 125 000 экземпляров.
  • Антонова И. А. «Веронезе: (Паоло Веронезе)» — М.: Искусство, 1957 — 60,30 с., 20 000 экземпляров (изд.).
Оцените статью
Женский форум