Биография Ирины Антоновой. Директор пушкинского музея ирина антонова биография.

Однако ее увлечение искусством определило ее дальнейшую биографию. Она поступила на факультет философии, литературы и истории. Однако через год институт был закрыт (кстати, он просуществовал всего 7 лет), а факультеты присоединены к МГУ.

Золотое сечение: Ирина Антонова несла людям высокую культуру

20 марта 1922 года родилась Ирина Александровна Антонова, выдающийся искусствовед, более полувека занимавшая пост директора, а затем президента Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Но, конечно, дело не в пластинках. Сегодня становится все более очевидным, что именно Антонова на протяжении десятилетий задавала тон в нашей культурной жизни, оставаясь образцом интеллигентности, не имевшей ложной видимости снобизма или саморекламы. Как директор музея, она стала вилкой для настройки культуры. «Известия» в свой день рождения отмечают память Ирины Александровны, которая была большим другом «Известий».

Раннее детство она провела в знаменитом доме бывшей гостиницы «Дрезден», напротив красного здания Моссовета. Одно из самых ранних воспоминаний Ирины — катание на санях вокруг Обелиска Свободы, где сейчас стоит бронзовая статуя Юрия Долгорукого. Студентка Антонова каталась на коньках, плавала и занималась гимнастикой.

Ирина Александровна Антонова выступает на открытии выставки итальянского художника Эрнесто Треккани

Ирина Антонова выступает на открытии выставки итальянского художника Эрнесто Треккани.

Потом отец три года работал на советской почте в Берлине, до прихода нацистов к власти, и Ирина Антонова училась в престижном ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории) и освоила несколько иностранных языков. В конце 1941 года ИФЛИ объединился с Московским государственным университетом, который она окончила. Но между ее поступлением и защитой диссертации в Веронезе вмешалась война. Студентка Антонова окончила курсы медсестер, в звании сержанта служила в госпиталях — на Красной Пресне, Бауманской. Днем она изучала книги, слушала лекции и сдавала экзамены, а ночью накладывала повязки солдатам и помогала врачам. «Я не был на фронте, но через мальчика я видел войну. После ампутации он лежал на койке и умолял: «Сестра, избавьтесь от мухи, избавьтесь от мухи…». Мух не было. Но я сделала вид, что прогоняю их», — вспоминает Антонова.

Это интересно:  Татьяна Котова. Татьяна котова кто это.

2

Неопубликованное интервью с Ириной Антоновой, президентом Пушкинского музея, о химии старости, семейных обязанностях и взглядах Немировича-Данченко.

Ученица Виппера

Среди учителей Ирины Антоновой особенно важное место занимал Борис Робертович Виппер. Потомственный ученый, сын выдающегося историка, он, по сути, создал советскую школу западноевропейского искусствознания, которая так увлекала Ирину Антонову. Виппер преподавал в ИФЛИ и МГУ, возглавлял научный отдел Пушкинского музея. Такие профессора стали связующим звеном между российской наукой Серебряного века и «военным» студенческим поколением, к которому принадлежала Антонова. Она даже научилась говорить в «стиле Виппера» — так, чтобы каждый тезис содержал много слоев смысла, не нарушая элементарной логики. Искусство — это великая тайна, но говорить о нем нужно ясно, а не туманно. Ни Виппер, ни Антонова никогда в этом не признавались, но сегодня мы можем сказать: следуя за великими художниками, они смогли почувствовать и распознать закон золотой середины. И эти знания помогли им не только в их исследованиях, но и в жизни.

Когда Ирина Александровна писала диссертацию, перед ней стояло решение. Общество культурных связей с зарубежными странами или Музей на Волхонке. Первая была более известной, но ее пригласил в музей Виппер….. В апреле 1945 года Антонова стала научным сотрудником Западного отдела (ныне Отдел старых мастеров). С 1949 по 1953 год музей жил в чрезвычайных условиях. Была организована выставка «подарков Сталину», прибывших со всего мира по случаю 70-летия «лучшего друга музейщиков».

Борис Робертович Виппер

Борис Робертович Виппер

В то же время в музей были возвращены эвакуированные экспонаты, а также картины из Дрезденской галереи, спасенные от гибели в разбомбленном городе. В 1955 году Советский Союз вернул все дрезденские шедевры, включая «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и картины Веласкеса, Рубенса и Рембрандта. Ирина Александровна всегда помнила, что на протяжении многих лет в Дрезденской галерее висела табличка с благодарностью Красной Армии за спасение сокровищ коллекции. Он остался там — и затем исчез.

Это интересно:  Мама может: Тата Бондарчук про дочек, знаменитых родителей и Федора Бондарчука. Тата бондарчук кто это.

3

Ирина Александровна также участвовала в подготовке выставки Пабло Пикассо в 1956 году, когда писатель Илья Эренбург успокоил многотысячную толпу восклицанием: «Товарищи, вы ждали этой выставки 25 лет, теперь подождите 25 минут спокойно».

Спасенные витражи

Антонова интересовали только искусство и научная работа. Но в феврале 1961 года тот же Виппер предложил ей пост директора Пушкинского музея. На Волхонке началась эпоха Антоновой. И, конечно, ей приходилось заниматься не только выставками, каталогами и исследованиями, но и ремонтом. А это означало занять высокий пост. Ирина Александровна обладала дипломатическим талантом: она умела найти нужный тон в разговоре с самыми занятыми людьми в стране. Помогло и то, что Она не воспринимала себя как небесную личность, а «они» — как неодушевленную функцию. «У меня в кармане не было печенья, я не принимала его с самого начала, — призналась Ирина Александровна.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. 1947 год

Государственный музей изобразительных искусств им. 1947.

После войны крыша музея с витражами не была восстановлена в лучшем виде. «Утечки» — это слово часто звучало в кабинете Антоновой. И однажды она осмелилась написать председателю Кабинета Министров Алексею Косыгину: «Надо спасать музей!». Как ни странно это звучит, он откликнулся сразу же — и приступил к детальному ремонту шуховских витражей. В музее стало теплее и светлее, а главное, исчезли испарения, представлявшие опасность для экспонатов и уникальных интерьеров.

4

В 1974 году по настоянию директора музея была проведена ревизия всех запасников музея и изъяты все картины зарубежных художников, ранее находившиеся в частных коллекциях Ивана Морозова и Шухова. Десятки лет они находились в запасниках, и только благодаря Антоновой они были перенесены в отремонтированные залы на втором этаже музея.

Академические звания и степени

5

6

    Действительный член Российской академии художеств по отделению образования и культуры (1989),
  • Действительный член Российской академии художеств (2001, член-корреспондент с 1997),
  • Член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания),
  • Почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета
Это интересно:  Певец, за которого отомстили. Жизнь и смерть Михаила Круга. Когда умер михаил круг

Награды

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из трех женщин, вместе с Майей Плисецкой и Галиной Виснефской):

    I степени (6 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие музейной тематики, сохранение и популяризацию национального и мирового культурного наследия 4
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (20 марта 2002 года) — за выдающийся вклад в развитие национальной культуры 5
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 марта 1997 года) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в сохранение национального культурного наследия России 6.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 февраля 2012 года) — за большой вклад в развитие национальной культуры и многолетнюю общественную деятельность 7.
  • Удостоен Государственной премии Российской Федерации (1995) (Франция).
  • Командор Ордена искусств и литературы (Франция),
  • Бригадный генерал ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (7 декабря 2000 года) 8.
  • Общественная премия «Сокровище Отечества» 9.
  • Награждена Национальной премией общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской академии экономики и предпринимательства 10 в 2001 году.

Владение языками

  • Телеканал «Культура». Пятое измерение.12.
  • По случаю 100-летия Государственного музея изобразительных искусств А.С. Пушкин рассказал о событиях, в которых он участвовал в фильме Леонида Парфенова «Божье око». В эпизодах пьесы Антонова играет в молодости Марину Зудину.
  • Выставка картин Дрезденской галереи: каталог / Составители И. Антонова, А. Замятин — М.: ГМИА, 1955 — 128 с. — 125 000 экземпляров.
  • Антонова И. А. Веронезе: (Паоло Веронезе) — М.: Искусство, 1957 — 60, 30 с. — 20 000 экземпляров (изд.).
Оцените статью