Как научить ребенка читать и когда начинать обучение. Как научить ребенка читать

В процессе обучения у родителей возникает множество вопросов: как начать, какой метод выбрать, как организовать обучение быстро и эффективно. Методы обучения чтению по слогам столь разнообразны, что многие родители оказываются в замешательстве. Давайте попробуем разобраться с этими вопросами последовательно.

Содержание

Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

Научить ребенка складывать буквы в слова и затем составлять из них предложения – задача, безусловно, сложная и требовательная. На этом непростом пути родителям необходимы терпение, внимательность и последовательность. В данной статье мы постараемся ответить на поднимаемые вопросы: как научить ребенка читать по слогам без участия преподавателей и какие упражнения для обучения чтению в домашних условиях считаются наиболее эффективными.

По мнению психологов, оптимальный возраст для начала обучения чтению – это промежуток от 4,5 до 6 лет. На практике же дети обычно проявляют заинтересованность в чтении в возрасте около 5 лет. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и если он не укладывается в стандартные временные рамки, это может значить лишь то, что нужно немного отложить процесс обучения.

Существует несколько факторов, которые могут указать на готовность ребенка к освоению навыка чтения. Вот ключевые признаки:

  • Отсутствие проблем с произношением: у ребенка наблюдается правильная артикуляция и ритм речи, звуки произносятся четко;
  • Работоспособный слух: ребенок не переспрашивает многократно, правильно произносит слова;
  • Достаточное владение речью: у ребенка развитый словарный запас, он умеет формировать предложения и ясно доносить свои мысли;
  • Хорошо развитый фонематический слух: малыш может различать звуки, воспроизводить их, называть первый и последний звук в слове;
  • Способность ориентироваться в пространстве: ребенок четко понимает понятия ‘вправо’/’влево’ и ‘вверх’/’вниз’.

Тщательно наблюдая за поведением ребенка, вы сможете заметить, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Малыш, к примеру, начнёт указывать на знакомые буквы на вывесках в магазинах и, возможно, в один прекрасный момент попробует прочитать их полностью. Конечно, на начальных этапах его попытки могут оказаться не совсем удачными, но это вполне нормально и свидетельствует о том, что его мозг уже готов к новому опыту.

как научить ребенка читать дома

Известные методики обучения детей чтению

Для того чтобы эффективно обучить ребенка чтению, ознакомьтесь с различными методиками, которые помогут вам выбрать подходящий способ. Рассмотрим некоторые из них:

Методология Как это работает
Метод Домана Суть метода Домана заключается в глобальном прочтении, предназначенном для того, чтобы ребенок привыкал к восприятию целых слов. Эта методика опирается на особенности работы мозга: ребенка окружает текст, написанный яркими цветами на картоне или плакатах (например, «стол», «стул»). Механическая память создает у малыша умение запоминать слова. Данный метод можно начинать применять уже в возрасте 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Это традиционный метод, который продолжает оставаться популярным среди родителей, стремящихся научить своего ребенка чтению в домашних условиях. Первоначально ребенок начинает складывать буквы в слоги, а затем в слова. Особенно эффективно этот метод работает с детьми старше 4,5-5 лет, так как материал легко закрепляется в форме игры. Используется в детских садах и школах, что является явным преимуществом.
Метод чтения по складам При использовании этой методики слова делятся на звуки, которые затем группируются, чтобы составить слоги. Например, слово «чашка» может читать как «ча-ш-ка». Этот метод имеет свои плюсы, однако может вызывать трудности в будущем, когда ваше чадо столкнется с обучением в школе, где используется метод чтения по слогам. Ребенок может привыкнуть к разделению слов на звуки, что усложнит их восприятие в целом, а также замедлит процесс чтения.
Кубики Зайцева Эта методика помогает осознать основные принципы чтения через восприятие слогов. Яркие кубики различного цвета с наполнителями активно участвуют в наглядном обучении соединению букв в слоги. Занятия с кубиками Зайцева особенно эффективны в группах (например, в детских садах и развивающих центрах). Эта методика позволяет достичь значительных результатов за небольшой промежуток времени, что важно для детей, которые не могут усидеть на одном месте.

Важно ежедневно повторять таблицы для успешного усвоения материала. Бывает, что взрослый может неверно прочитать слово, в таком случае позвольте ребенку исправить вас. Это поможет развивать его внимание к тексту и поддерживать интерес к чтению. После этого следует выучить гласные: Е, Ё, Ю, Я (с произношением YE, YO, YU, YA).

Содержание статьи

Очень важно подготовить ребенка к школе, научив его читать по слогам и знакомству с буквами. Поэтому родителям стоит позаботиться об этом заранее, занимаясь с ребенком дома, если он не посещает детский сад или развивающие курсы. Прежде всего необходимо понять психологическую и физическую готовность будущего школьника.

Есть несколько признаков, указывающих на готовность к обучению чтению:

  1. Умение строить логические предложения и связи между словами;
  2. Понимание содержания произведений при чтении вслух;
  3. Способность различать звуки в слова с похожим звучанием. Например, он сможет отличать «лай» от «горы», «кошка» от «кода» и объяснять значение этих слов;
  4. Чтение слева направо, понимание направлений;
  5. Отсутствие логопедических проблем: нет задержки в речи, искажений звуков или заикания. В случае наличия дефектов речи следует обратиться к нужным специалистам для начала коррекционной работы;
  6. Интерес к чтению;
  7. Способность сконцентрироваться на одном деле, например, на лепке или рисовании.

Не забывайте об индивидуальных особенностях вашего ребенка. Не стоит предлагать ему учебные материалы, предназначенные для более младших возрастов. В возрасте одного года у детей нет интереса к такой информации. Если они не проявляют интереса, не заставляйте их. Даже если слышали, что некоторые дети уже в два года знают буквы и умеют читать, это не значит, что те же навыки необходимы вашему ребенку.

Следует действовать, опираясь на потребности и желания малыша. Дошкольники, которые посещают детские сады, обучаются под присмотром воспитателей и преподавателей. Однако если ребенок остается дома, придется осваивать чтение с нуля. Оптимальным возрастом для старта является 5 лет. К 6-7 годам ребенок должен уже уметь читать по слогам.

Правила обучения чтению

Следуйте определенным правилам в процессе обучения чтению:

  • Начинайте с простого и постепенно переходите к сложному. Для начала запоминайте буквы, затем учитесь соединять их и составлять слоги. Во время прогулки ищите знакомые знаки на вывесках. Оптимально начать обучение в игровой форме, например, писать буквы на снегу или песке. Предложите ребенку повторить за вами;
  • Научите читать по слогам, следя за четким произношением;
  • Организуйте учебную зону: соответствующее освещение, удобное кресло и стол;
  • В начале держите обучение коротким, до 10 минут, постепенно доведите до 15;
  • После занятия учите ребенка собирать школьные принадлежности;
  • Избегайте начинать тренировки в моменты, когда ребенок болен или находится в плохом настроении;
  • Регулярно повторяйте изученное;
  • Психологи рекомендуют хвалить ребенка за каждое его достижение;
  • Четко и ясно произносите звуки, избегайте их искажения. Говорите медленно и внятно, чтобы малыш успел запомнить материал;
  • Следите за уровнем усталости: если ребенок начинает отвлекаться или зевать, сделайте перерыв;
  • Постепенно создайте библиотеку с его любимыми книгами, обращая внимание на содержание.
Это интересно:  Мать и дочь: как правильно воспитывать девочку. Какой должна быть мама для дочки.

Не забывайте также об игре в подвижные игры — для полноценного развития ребенка необходимо разнообразие. Чаще гуляйте, так как свежий воздух прекрасно влияет на общее самочувствие, эмоциональный фон и способствует усвоению материала.

Почему важно начинать обучение своевременно

С первого дня жизни ребенок начинает активное познание мира. Развитие его способностей проходит по определенным этапам – это естественный процесс, который нельзя обойти. Дети до 5 лет обладают эмоциональным, образным мышлением и лучше воспринимают информацию в виде образов. Однако информация в виде звуков для них может быть трудна для усвоения. Часто, даже когда они вспоминают написанное, это происходит автоматически, без понимания сути.

Начинающее изучение алфавита в слишком раннем возрасте может замедлить развитие образного мышления. За это отвечает правое полушарие мозга, отвечающее также за эмоциональную сферу, восприятие цветов и музыкальный слух. Недоразвитие образного мышления может привести к психологическим расстройствам, ухудшению адекватного восприятия цветов и чувства ритма.

Чрезмерные нагрузки могут вызвать психическое перенапряжение — нервная система не всегда готова к этому. Возможны и проблемы со зрением из-за стрессовых ситуаций.

Именно через игры, сказки, стихи и мультфильмы дети открывают для себя мир. Они начинают осознавать понятия добра и зла, дружбы и взаимопомощи, честности и сопереживания. Это формирует их представление о мире, отношении к себе и окружающим, а также влияет на самооценку. Переоценка умственных способностей может негативно сказаться на эмоциональном развитии, что в дальнейшем приводит к:

  • неуверенности в себе и низкой самооценке;
  • отсутствию способности сопереживать другим;
  • трудностям с самопознанием;
  • комплексам;
  • сложностям в общении и недостаточной способности устанавливать связи с другими.

Существуют и обратные ситуации, когда обучение начинается слишком поздно. Если первоклассник не умеет читать, ему будет сложно воспринимать школьную программу. Неспособность читать затруднит выполнение заданий наравне с другими, что может привести к отставанию в учебе. Умение читать является основополагающим навыком, позволяющим детям сопредставлять информацию и обмениваться ею с окружающими. Ребенок, который не знает букв, будет лишен такой возможности.

Для того чтобы малыш научился быстро и правильно складывать звуки в слоги и слоги в слова, важно пройти предварительный этап подготовки и выбрать наиболее подходящую методику, которая понравится как ребенку, так и его родителям.

Учим различать звуки в словах

Обучение чтению у дошкольников начинается с того, что мы учим их различать гласные и согласные, а также твердые и мягкие согласные звуки. Гласные звуки не имеют преград на пути к их произнесению, они издаются только голосом и могут быть спеты или продлены. Следите за тем, как ведут себя ваши губы и зубы, когда вы произносите звук. Если губы смыкаются или затрудняют произношение, это согласная буква.

Чтобы выделить ударный звук в слове, произнесите его с удивлением или вопросительностью, создав ассоциацию с «звонком» — например: барабан! зонтик? Кот!

Стоит отметить, что особенность восприятия ребенка в возрасте 4-5 лет в том, что ему необходимо всё потрогать, разобрать и собрать обратно, чтобы понять. Поэтому аналогичный подход следует использовать и в процессе изучения звуков.

Воспринимайте слова вместе с ребенком буквально. Используйте красные кубики для гласных звуков и синие — для согласных (без надписей). Стройте дома слов с их помощью. Сначала произнесите слово «сок», потом попросите ребенка произнести его. Предложите ему прислушиваться к звукам, наблюдая за отражением губ и зубов, когда они смыкаются.

Скажите первый звук: это гласный или согласный? Поместите первый кубик. Произнесите второй звук: гласный он или согласный? Поместите второй кубик и «прочитайте» схему. Убедитесь, что все звуки «на месте». Затем произнесите третий звук и добавьте его. «Прочитайте» схему, проверьте, не пропущены ли звуки? При создании словесной схемы из двух слогов обязательно ставьте ударение. Далее вы можете добавлять обозначения твердых и мягких звуков.

Учтите особенность русского языка: написание не всегда соответствует произношению. Поэтому лучше предлагать вначале слова, где каждый звук звучит четко. Для гласных это будет ударная позиция, как, например, в звуке «у». Подойдут односложные слова с непарной согласной на концах или двусложные слова с безударной гласной «у» или с окончанием на «ы»: «сон», «мел», «лес», «ель», «мяч», «стол» и др. Для двусложных: «лиса», «музей», «парусный спорт» и т.д.

После освоения таких слов можно переходить к более длинным: двух- и трехсложным, где написание соответствует произношению: «пила», «нос», «кот», «жираф», «бабушка», «приветствие» и т.д. В слове «нос» в конце вы слышите звук «с» и пишете букву «с», а в слове «дуб» слышен звук «р», но пишем «б».

Только после этого можно предлагать слова, написание и произношение которых расходятся (например «мороз», «семья», «дуб», «вода», «леса»).

Учим ребенка делить слова на слоги

Перед тем, как начать учить ребенка читать и писать, важно научить его делить слова на слоги. Произносите слова, хлопая в ладоши по количеству слогов. В русском языке слогов столько, сколько гласных звуков: са-мо-лет, ка-ран-тир — три слога; у-жи — два гласных, и, соответственно, два слога; спорт — односложное слово и один хлопок.

Попробуйте игру «Закончи слово». Вы бросаете мяч ребенку, произнося первый слог слова, например, «ма». Когда ребенок возвращает мяч, он называет окончание, например, «ша». Произносите слово целиком: Ма-ша. Придумывайте окончания для слов и меняйтесь ролями с ребенком.

Как учить буквы с ребенком

Если у дошкольника сформирован достаточный словарный запас для общения с взрослыми, он грамматически правильно строит предложения и понимает фразеологизмы, это говорит о его готовности к обучению чтению.

Азбука в стихах «Веселый зоопарк»

Изучайте алфавит в игровой форме с помощью животных и веселых стихов о них!

Дидактические игры:

«Кто придумает больше слов на букву А?» (можно называть), «Кузовок» (положить в корзину предметы, начинающиеся с буквы А). Распечатайте гласные буквы на цветном принтере в красном цвете и крупным шрифтом. Во время занятий прикрепите их к предметам быта (А – аквариум) и т.д.

Изучив буквы, мы поем каждый день гласные песенки, то есть не читаем, а напеваем: Е Е.

Затем составляем первые слоги гласных (распечатываем на листе с шрифтом 72) и произносим их нечетко, рисуем первый звук до тех пор, пока ребенок не поймет, что такое второй (занятия не должны превышать 5 минут).

А, У, И, Е и др. первоначально необходимо освоить за 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

(М, В, Б, Ц, Д, Ф, Г, Л, Н, П, Р, С, Т) и составим таблицы быстрого чтения (первые крупным шрифтом, следующие постепенно сокращать). Читаем по методике «Эхо», где вы сначала читаете 5 слогов, а затем ребенок повторяет за вами.

Это интересно:  Какие вопросы можно задать маме. Какие вопросы можно задать маме.

Можем использовать одинаковые слоги, приклеенные к разным коробкам, и играть в прятки. Спрячьте карточки по комнате так, чтобы их было легко найти. Ребенок, находя карточку, должен озвучить слог или слово, что поможет ему запомнить написанное зрительно. Сравните, кто лучше: сначала вы, затем ребенок, это поможет ему поддерживать уверенность в собственных способностях чтения.

ма ша да па ба га жара ра са ля ка ва мама Маша Мара жара сажа каша кама сама Сара дама зовет Лара наш кадр Даша счастлива папа Паша пара комната баба тара Наташа панама гагара (аналогично, порежьте слова на отдельные карточки и расположите их в разных местах).

После освоения медленного чтения перейдите к игре «Финиш». Кто быстрее сможет прочитать. Если у ребенка нет интереса к чтению, используйте игрушки, читайте куклам, мишкам, играйте в школу.

моро бо до поло но сото мода агуа освежение роса коса лотос болото долото борона борода породы погода крышка сорока ворона ворота корова солома ступня горная дорога лопата

Таблица 3

мои мы би бы ви ты гиды ди ки ли лы ни на пи пи ри ры сы сы ты ты жи ши мыло милые мышки мишки побитые налили виселицы гири ноги вода чудеса фильмы лиса липа лыко лошадь их слоны выпили пыль рыба рыси норы сила сыновья сыры кадка паутина малина калина полина мытая выбитая гитара диваны бараны жили сшитые покрышки шило избушки машинки дети кирки животы ножи хорошие лыжи кожаные дорожки пирожки

Таблицы следует повторять ежедневно для лучшего усвоения. Время от времени взрослый может ошибочно прочитать слово. Дайте ребенку возможность исправить вас. Это развивает внимательность к тексту и поддерживает интерес к чтению. Далее можно выучить гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я (с их произношением как YE, YO, YU, YA).

Таблицы 4 и 5

для фа кха ца утро восход зарядка маяк фаза хижина фазана хала халат зыбь девушка чаща роща дача удача домашняя работа чайка чудо

Рано или поздно перед каждым родителем встает вопрос: стоит ли учить ребенка читать самостоятельно дома? Большинство мам и пап делают правильный выбор, обучая своего ребенка читать собственными силами. Таким образом, будущему первокласснику не придется спешно нагонять своих одноклассников, уже знакомых с буквами, в процессе обучения в школе.

Основные популярные методики

Существует множество различных школ и индивидуальных авторских методик. Давайте сосредоточимся на тех, которые действительно могут быть эффективными.

Кубики Зайцева

как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях метод Зайцева

  • В отличие от традиционных букварей, этот метод позволяет осваивать не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, а также использование твердых и мягких знаков. В методике используется 52 кубика.
  • В процессе игры малыш может не только составлять слова, но и понимать, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков выполнены из дерева, а кубики с изображениями звонких звуков – из металла.
  • Дополнительно предусмотрены таблицы с легкими слогами. Главное правило — не читать, а петь.
  • Кубики различает по размеру: большие – с изображениями сочетания и твердых согласных, меньшие – с мягкими согласными.
  • Недостаток методики, по отзывам пользователей, заключается в том, что ребенку может быть сложно в дальнейшем разбирать слово по составу и в школе некоторые дети просто «проглатывают» окончания. Однако детям в игровой форме быстро дается азбука и основы чтения по слогам.

Обучение чтению по Монтессори

как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях метод монтессори

Методика отличается от традиционных подходов: сначала идет работа с письмом, обучаются буквы, а затем слоги. Преимуществом является игровая форма представления материала. Сначала буквы заливаются краской и обводятся, затем начинают учить их произношение. Буквы вырезаются из тебе, что делает их более понятными для детей на ощупь. Недостатком этой методики является необходимость готовить довольно много учебного материала.

Динамические кубики Чаплыгина

как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях метод Чаплыгина

Заключение

Надеюсь, что прочитав эту статью, у вас не останется вопросов о том, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. И вы сможете определить, как организовать процесс обучения вашего сына или дочери. Чтобы вам было проще составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

  • Перед началом обучения убедитесь, что ребенок на самом деле готов. Не стоит заставлять его, старайтесь проводить занятия, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
  • Несмотря на разнообразие методов, прежде всего ребенку нужны счастливые и заботливые родители. Если у вас налажен контакт с малышом, любой метод обучения будет эффективен.
  • Начните с простого, постепенно продвигаясь к сложному. Если вы начали обучение, не останавливайтесь. Так вы сможете добиваться успехов. Если все идет хорошо, помните, что ваш малыш — это всего лишь ребенок, которому бывает нужно поиграть или просто побегать.

Если статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею в своих социальных сетях и напишите в комментариях свое мнение по обсуждаемой теме.

Магазином может быть комбинация согласного и гласного (па-па, ма-ма), отдельного согласного или гласного (дэ-д, ис-ли, а-ле-ша) или сочетание согласного с твердым или мягким знаком (ма-л-чи-к, давай).

Содержание:

как быстро научить ребенка читать по слогам

Стремление развивать малыша в раннем возрасте часто побуждает родителей начинать обучать своих детей буквам чуть ли не с пеленок. Результаты могут быть положительными: некоторые дети успешно повторяют алфавит уже в два года. Однако для овладения чтением по слогам такой ранний старт может оказаться неуместным: буквы и звуки в русском языке имеют разные фонетические свойства, и ребенку будет трудно понять, почему, например, сочетание «эм» и «а» дает «ма», а не «эма».

Большинство детей не готовы к обучению чтению, пока им не исполнится 5 лет. К этому возрасту мозг ребенка может адекватно различать буквы и звуки и осваивать процесс складывания звуков в слоги. Если вы заметили, что ваш пятилетний ребенок с интересом подходит к книгам, хорошо говорит без искажений, то можно начинать заниматься чтением.

Если же пятилетний малыш неуверенно говорит и не проявляет интереса к книгам, обучение чтению лучше отложить до года, который предшествует поступлению в первый класс.

Для легкости и правильности обучения чтению, ребенок должен обладать несколькими необходимыми навыками:

  • четкое произношение всех звуков;
  • отсутствие замены звуков на более удобные, как это часто происходит у детей 4-5 лет (например, «февочка» вместо «девочка», «гарабан» вместо «барабан»);
  • умение вести беседы и отвечать на вопросы развернуто;
  • способность концентрироваться на занятии, как минимум, в течение десяти минут;
  • адекватная ориентация в понятиях ‘вверх’, ‘вниз’, ‘вправо’, ‘влево’. Ребенку, который плохо различает эти понятия, будет трудно понять процесс чтения.

Если у вашего ребенка уже есть необходимые навыки, вы можете начать обучение вне зависимости от его возраста. Достаточно развитый дошкольник будет успешно справляться с новыми заданиями, и задача родителей – понять, как научить ребенка читать по слогам и можно ли сделать это в домашних условиях.

Преимущества и недостатки обучения чтению дома

как научить ребенка читать по слогам

Иногда родители сомневаются в своих силах привить ребенку новый навык без специального образования. Однако при обучении чтению по слогам вам не нужно бояться ошибиться — используя проверенные педагогические методы, вы сможете сделать все правильно.

Как правило, детям трудно освоить чтение дома в двух случаях: когда ребенка учат читать по картинкам и вместо звуков малыш запоминает названия предметов («аист» вместо «а», «банан» вместо «б»), или когда дошкольник сразу обучается буквам, игнорируя звуки. Если избежать этих ошибок, скорее всего, ребенок быстро освоит чтение по слогам — обычно на это уходит от двух до шести месяцев.

Это интересно:  Сколько энергетиков можно пить в день, что произойдёт, если пить энергетики каждый день. Сколько энергетиков можно пить в день

Возможно, если решите отдать ребенка на специальные курсы для дошкольников, обучение чтению будет происходить быстрее. Однако обучение чтению по слогам в домашних условиях имеет ряд преимуществ:

Как научить ребенка читать по слогам: простые эффективные способы

как легко научить ребенка читать по слогам

Для того чтобы научить малыша быстро и успешно складывать звуки в слоги, а слоги в слова, важно провести подготовительный этап и выбрать ту методику, которая будет наиболее интересна как ребенку, так и вам, родителям.

Подготовительный этап

Если хотите, чтобы ваш ребенок научился читать быстрее, важно провести предварительную подготовку. Многие родители заботятся о таком обучении своих детей, даже не осознавая этого: позвольте ребенку играть с детскими музыкальными инструментами, разучивайте с ним песенки и играйте в развивающие словесные игры. Все эти действия развивают фонологический слух вашего маленького.

Развитый фонематический слух – необходимая составляющая для успешного чтения. Это включает в себя способность различать отдельные слоги и слова в общем потоке речи и правильно их воспроизводить.

Некоторые занятия на подготовительном этапе, способствующие развитию фонематического слуха:

  • разучивание коротких стихов и песен;
  • игры со скакалкой и мячом для развития чувства ритма;
  • запоминание различных истинных звуков: шепот, звон, жужжание и т.д.

Учимся читать по слогам

читать по слогам для детей текст

Для успешных и плодотворных занятий выбирайте правильное время: когда ваш ребенок в хорошем настроении, не капризничает. Ограничьте продолжительность уроков до 15-20 минут. Это позволит ребенку не потерять интерес к занятиям и избежать усталости:

  1. Начинайте с изучения алфавита. Существует масса методов и вариантов его запоминания. Подробнее о них мы рассказываем здесь.
  2. Изучайте буквы и звуки не по порядку. Сначала охватывайте гласные: А, О, У, И, Э. Вы можете не только практиковать их произношение, но и петь их.
  3. Затем переходите к более сложным йотированным гласным (И, Е, Ё, Ю) и произношению звуков Ы.
  4. После освоения гласных переходите к изучению согласных следующим образом:
    • звонкие согласные (Л, М, Ч, Р);
    • глухие (все остальные согласные);
    • и, наконец, молчание — Y, b и b.
  5. Научите ребенка соединять гласные звуки и произносить (или петь) их вместе. Например, UA, OU, AU.
  6. Перейдите к слогам, которые содержат сочетания согласных и гласных: MA, PA, DA, BA. Стремитесь произнести первый звук, затем второй: ММММ АААА.
  7. Когда ребенок освоил простейшие слоги (гласно-согласные), переходите к обратным слогам: УМ, АМ, АР.
  8. Попробуйте обучать ребенка простым (односложным) словам. Например: КОШКА, ДОМ, РОТ. Затем переходите к словам из 2 и 4 букв: МАМА, МАРКО, ПАПА, овсянка и т.д. Затем переходите к 3 слогам (РЫНОК, ВРЕМЯ).

После этого переходите к чтению простых текстов и сказок, сюжеты которых повторяются («Репка», «Колобок» и др.).

Разнообразные методики от признанных специалистов и педагогов помогут вам в освоении чтения по слогам. Кроме того, множество простых игровых упражнений. Об этом мы поговорим чуть позже.

Без достаточного запаса грамматики и словарного запаса научиться читать будет особенно сложно. Важно, чтобы ребенок понимал значение слов и выражений, которые он читает; в противном случае обучение будет малопродуктивным. Поэтому, если малыш не уверенно говорит, не спешите с обучением чтению – это не поможет развитию речи, а лишь демотивирует его.

Методики обучения дошкольников чтению

Складовое чтение

Способ обучения ребенка чтению через склады используется в России, но у современных родителей метод чаще ассоциируется с именем филолога Николая Александровича Зайцева.

Зайцев предлагает не заострять внимание на изучении отдельных букв, так как детям бывает сложно понять, как буквы могут соединяться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам также не всегда очевидно: слог может состоять из разных количества (например, свет, рубль), а границы слогов могут не быть очевидными (лунтик или лунтик?). Поэтому в методике Зайцева реализовано использование складов в качестве основной единицы.

Магазином может быть как сочетание согласного и гласного (па-па, ма-ма), так и комбинация отдельного согласного или гласного (дэ-д, ис-ли, а-ле-ша) и согласный с твердым или мягким знаком (ма-л-чи-к, давай).

Чтобы дошкольник смог понять разницу между записью звонких и мягких гласных и согласных, различные виды складов различаются по цвету, размеру и наполняемости кубиков; благодаря этому они издают звуки при встряхивании. Эта методика воздействует сразу на несколько каналов восприятия, учитывая, что склады не только должны произноситься, но и напеваться; таким образом, обучение становится интереснее и эффективнее.

Одним из положительных моментов является то, что дети легко играют с кубиками, превращая процесс обучения в подвижный и активный.

Слоговое чтение

Эта методика была разработана Надеждой Сергеевной Жуковой, логопедом советского и российского периода. Основная единица ее метода – это слог. Автор предлагает переходить к изучению буквосочетаний, когда ребенок усвоил первые гласные: а, о, у. После того, как дошкольник научится сочетать две гласные, можно продолжать изучение согласных.

Благодаря тому, что концепция слогов вводится на раннем этапе, дети быстро и легко учатся читать слоги по слогам. Как и в методе Зайцева, здесь предлагается напевать слоги, а не просто произносить.

На основе силлабической методики Жукова разработан набор учебных материалов: букварь, тетрадь и книга для чтения. Эти материалы помогут научить детей 6-7 лет эффективно читать.

Обе эти методики используются в курсе Skysmart Ready for School. Курс состоит из двух этапов: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет быстро освоить простые слова, а затем изучают слоги. Во время обучения постепенно вводятся более сложные слоговые конструкции, переходя к чтению словосочетаний и предложений.

Упражнения для обучения чтению

Упражнения на запоминание букв

Первый шаг – научить ребенка распознавать буквы. Для этого можно использовать изображения с скрытыми буквами. Такие упражнения применяются при подготовке к школьным урокам в Skysmart.

Упражнение по поиску букв

Попросите ребенка определить, с какой буквы начинается слово, или придумать слова, начинающиеся с определенной буквы.

Упражнение с первой буквой

Следующий этап – тренировка на отличие правильно написанных букв от неправильных. Это важно и для письма: дошкольники часто зеркально отображают буквы или искажают отдельные элементы.

Упражнение, чтобы найти неправильные буквы

Упражнения на гласные и согласные

Научите различать гласные и согласные, используя задания, где нужно определить, с какого звука начинается слово.

Упражнение на определение гласных и согласных

Также полезно запомнить разницу между гласными и согласными, а также найти лишнюю букву в слове.

Упражнение на поиск лишней буквы

Упражнения на составление слов

Когда ребенок научится читать короткие слова, предложите ему самостоятельно составить слово из букв.

Упражнение на составление слов из букв

Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.

Упражнение на образование слов из слогов

Хорошим упражнением считается вставить пропущенную букву в слово. Такие задания выполняются на уроках онлайн-школы Skysmart.

Упражнение на пропущенные буквы

Чтобы получить еще более увлекательные и красочные упражнения для чтения, ознакомьтесь с курсом Skysmart Ready for School. Опытные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и самовыражаться через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для всех время. Попробуйте бесплатно с вводным уроком!

Оцените статью
Женский форум