Как научить ребенка читать и когда начинать обучение. Как научить ребенка читать

Сразу возникает много вопросов: с чего начать, какой метод выбрать, как сделать быстро и эффективно. Способы обучения чтению по слогам настолько разнообразны, что многие мамы и папы просто теряются. Попробуем разобраться в этих проблемах по порядку.

Содержание
  1. Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы
  2. Известные методики обучения детей чтению
  3. Содержание статьи
  4. Правила обучения чтению
  5. Почему важно начинать обучение своевременно
  6. Учим различать звуки в словах
  7. Учим ребенка делить слова на слоги
  8. Азбука в стихах «Веселый зоопарк»
  9. Дидактические игры:
  10. Теперь начинаем изучать согласные
  11. Основные популярные методики
  12. Кубики Зайцева
  13. Обучение чтению по Монтессори
  14. Динамические кубики Чаплыгина
  15. Заключение
  16. Содержание:
  17. Плюсы и минусы обучения чтению дома
  18. Как научить ребёнка читать по слогам: простые эффективные способы
  19. Подготовительный этап
  20. Учимся читать по слогам
  21. Методики обучения дошкольников чтению
  22. Складовое чтение
  23. Слоговое чтение
  24. Упражнения для обучения чтению
  25. Упражнения на запоминание букв
  26. Упражнения на гласные и согласные
  27. Упражнения на составление слов

Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

Научить ребенка складывать буквы в слова и слова в предложения – задача не из легких. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на главные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи учителей и какие упражнения для обучения чтению в домашних условиях наиболее эффективны.

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению — от 4,5 до 6 лет. На практике ребенок стремится научиться читать в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если он не придерживается общепринятых временных рамок, это означает лишь то, что процесс обучения приходится немного отодвигать.

Существует ряд факторов, указывающих на то, готов ли ребенок в данный момент к освоению процесса чтения. Вот самые важные:

  • Проблем с произношением нет – у ребенка правильный ритм и ритм речи, все звуки поставлены;
  • Проблем со слухом нет: ребенок не переспрашивает много раз, не коверкает легко произносимые слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить предложения и понятно излагать свои мысли для окружающих;
  • Развитый фонематический слух: ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук слова;
  • Свободная ориентация в пространстве: ребенок четко знает понятия вправо/влево и вверх/вниз.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Ребенок будет показывать маме и папе знакомые символы на вывесках магазинов, а однажды попытается прочитать их целиком. Конечно, при первых попытках малыш наверняка прочитает слово неправильно, но это не страшно, это говорит о том, что его мозг созрел для обучения новому навыку.

как научить ребенка читать дома

Известные методики обучения детей чтению

Для того, чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление о том, как именно родитель будет это делать. Давайте рассмотрим некоторые известные методики, которые помогут вам определиться с выбором метода тренировок.

Методология Как это работает
Тренировка по методу Домана Глобальное прочтение: такой фразой можно охарактеризовать методологию Домана. Это позволяет научиться читать полными словами и зависит от особенностей мозга ребенка. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка словами, написанными на картоне/плакатах яркими цветами («стол», «стул», «шкаф» и т д.). Механическая память позволяет ребенку запоминать и удерживать накопленный объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже в 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционный метод, который год за годом остается самым популярным среди родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод дает быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот метод обучения используется в детских садах и школах, что, безусловно, является плюсом.
Метод чтения склада В этой технике не слово делится на слоги, а звуки объединяются в запасы. Например, слово «чашка» будет читаться не «чашка», а скорее «ча-ш-ка». Магазин может состоять из одной буквы, согласной и гласной или согласной и сильного/мягкого знака. Хотя методика очень распространена, есть вероятность, что ребенку придется переучиваться в школе; ведь они используют метод чтения по слогам. Привычка делить слова на магазины может укорениться, что впоследствии будет затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайтева Методика помогает освоить основные понятия чтения через восприятие слогов. Разнообразные дощечки, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединению букв в слоги. Занятия с помощью кубиков Зайцева очень эффективны при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития ребенка и т.д.). Рассмотренная методика помогает получить максимальный результат за минимальное время тем детям, которым сложно усидеть на одном месте.

Таблицы необходимо повторять ежедневно для плавного усвоения. Иногда взрослый может неправильно прочитать слово. Пусть ребенок поправит вас. Это развивает внимание к слову и поддерживает интерес читателя. Теперь выучите гласные E, Yo, Yu, Ya (произносится как YE, YO, YU, YA)

Содержание статьи

Ребенок идет в школу уже подготовленным, знает буквы и умеет читать по слогам. Поэтому родители должны позаботиться об этом, заниматься самостоятельно дома, если малыш не посещает детский сад, развивающие курсы. Но прежде необходимо выяснить психологическую и физическую подготовку будущего школьника.

Есть признаки, которые подскажут вам, что он готов научиться читать:

  1. Умеет строить предложения, логически связывая слова и словосочетания;
  2. Когда читаешь вслух, понимаешь смысл произведения;
  3. Различать звуки в похожих по звучанию словах. Например, он отличает «лай» от «горы», «кошку» от «кода», а также может объяснить значение этих слов;
  4. Он умеет читать слева направо, знает, где верх и низ;
  5. Логопедических проблем нет: нет задержки речи, неправильного произношения звуков, заикания. При наличии дефектов речи следует обратиться к логопеду, неврологу, чтобы своевременно начать коррекционную работу;
  6. Проявляет интерес к чтению.
  7. Возможна концентрация только на одном деле (лепка, рисование).

Необходимо учитывать возрастные особенности вашего ребенка, не нужно подсовывать ему учебники, обучающие материалы с возраста «годовалого». В этом возрасте у них нет интереса к такой информации. Если он не проявляет интереса, не заставляйте его. То, что дети знакомых знают все буквы, умеют читать с 2-х лет, учить стихи наизусть, не означает, что это умение нужно вашему малышу.

Поэтому действуйте в соответствии с потребностями и желаниями вашего ребенка. Те дошкольники, которые посещают детский сад, учатся под присмотром воспитателей и учителей. Но если малыш дома, придется учиться читать с нуля. Оптимальный возраст 5 лет. В 6-7 лет он должен уметь читать по слогам.

Правила обучения чтению

В процессе обучения чтению придерживайтесь правил:

  • от простого к сложному. Сначала запоминайте буквы, потом учитесь их соединять, составлять слоги. Идя по улице, ищите знакомые знаки на вывесках. Будет лучше, если вы начнете процесс обучения в игровой форме. Например, написать их на снегу, песке. Вы можете предложить повторить за вами;
  • сначала по слогам, следя за правильным произношением;
  • установить учебную зону. Организуйте соответствующее освещение, выберите удобное кресло, стол;
  • делайте сначала не более 10 минут, постепенно доведите до 15 минут;
  • после занятий научите сына или дочь собирать школьные принадлежности;
  • не начинайте тренировки, когда малыш болен, не в настроении;
  • повторяйте выученное, делайте это регулярно;
  • психологи рекомендуют хвалить маленького человека за каждое достижение;
  • четко произносить звуки, не искажать их. Говорите медленно и четко, чтобы малыш успел запомнить информацию:
  • не переутомляйтесь.Если вы видите, что малыш устал, начал отвлекаться, зевать, сделайте перерыв;
  • постепенно создавайте библиотеку любимых книг вашего малыша, обращая внимание на концепцию книги.

Уделяйте время подвижным играм, для полноценного развития малыша необходимо разнообразие. Гуляйте как можно чаще. Свежий воздух положительно влияет на самочувствие, эмоциональный фон, способствует усвоению информации.

Почему важно начинать обучение своевременно

С первого дня жизни ребенок начинает познавать мир. Развитие способностей малыша происходит поэтапно – это естественно, и изменить этот порядок невозможно. Дети до 5 лет обладают развитым воображением, образным мышлением, воспринимают информацию в виде образов. Но информация в виде звуков им тяжело усваивается. Даже когда они вспоминают написанное, это происходит автоматически, без понимания сути.

Если начать изучение алфавита слишком рано, развитие образного мышления замедляется. За эту функцию отвечает правое полушарие мозга, которое также управляет эмоциональной сферой, цветовосприятием и музыкальным слухом. Так, недоразвитие образного мышления приводит к эмоциональным расстройствам, ухудшению цветовосприятия, чувства ритма.

Могут возникнуть проблемы со здоровьем: дети перенапрягаются умственно, а нервная система физиологически к этому не готова. Также возможны нарушения зрения из-за стресса.

С помощью игр, сказок, стихов, мультфильмов дети познают мир. Через них приходит понимание добра, зла, дружбы, взаимопомощи, честности, сочувствия. Они учатся выражать свои эмоции, мысли, учатся сопереживать. Формируется отношение к миру, к себе и к другим, самооценка. Изменение акцента на умственных способностях приводит к тому, что эмоциональное развитие тормозится. В дальнейшем это становится причиной:

  • неуверенность в себе, низкая самооценка;
  • отсутствие способности сопереживать другим людям;
  • трудности с самопознанием;
  • комплексы;
  • трудности в общении с другими людьми, невозможность наладить контакты в коллективе.

Другая ситуация, когда тренировки начинаются поздно. Если первоклассник не умеет читать, ему может быть сложно освоить школьную программу. Вы не сможете читать и выполнять задания наравне с одноклассниками, начнете отставать. Умение читать – необходимый навык, с помощью которого дети получают информацию и делятся ею с другими. Ребенок, не знающий буквы, будет лишен этой возможности.

Чтобы малыш быстро и плавно научился складывать звуки в слоги, а слоги в слова, важно пройти подготовительный этап и выбрать ту методику, которая больше других понравится ребенку и его родителям.

Учим различать звуки в словах

Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные. Гласные не находят препятствий на своем пути, они образуются только голосом, их можно петь, продлевать. Понаблюдайте, как ведут себя ваши зубы и губы, когда вы произносите звук. Если ставят преграду, то это согласная.

Чтобы услышать в слове ударный звук, нужно произнести его с удивлением или вопросительно, или «позвонить» этим словом — барабан! зонтик? Кот!

Особенность восприятия ребенка 4-5 лет в том, что ему нужно все потрогать, разобрать и собрать обратно, чтобы понять. Такого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.

Воспринимайте слова вместе с ребенком буквально. Пусть гласные звуки будут красными, а согласные — синими кубиками (без надписей). Стройте дома слов с ними. Скажите слово «сок» сами, а затем попросите ребенка произнести его. Прислушивайтесь к звукам, следите за тем, как ведут себя губы и зубы, в какое время они смыкаются.

Скажи первый звук: это гласный или согласный? Поместите первый куб. Произнесите второй звук: гласный это или согласный? Поместите второй куб и «прочитайте» схему. Все ли звуки «выровнены»? Произнесите третий звук и заполните схему. «Прочитать» схему, проверить, все ли звуки на месте? При составлении словесной схемы, состоящей из двух слогов, поставьте ударение. Далее добавляем обозначение твердых и мягких звуков.

При изучении звуков учитывайте особенность русского языка — написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому сначала предлагайте слова, в которых каждый звук находится в сильной позиции, то есть хорошо звучит при произнесении. Для гласных это ударная позиция, гласная «у» всегда хорошо слышна. Подойдут односложные слова (в одном слоге) с непарной согласной на конце или двусложные (в двух слогах) с безударной гласной «у» или окончанием слова «ы». Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парусный спорт и др.

Освоив разложение таких слов на слоги, можно переходить к двух- и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кот, бабушка, приветствие и т д. В слове «нос» на конце слышим звук «с» и пишем букву «ц», в отличие от слова «дуб», при произнесении которого слышим звук «р», но пишем букву » б».

Только потом можно подсказать слова, написание и произношение которых не совпадают: мороз, семья, дуб, вода, леса.

Учим ребенка делить слова на слоги

Прежде чем ребенок начнет учиться читать и писать, научите его делить слова на слоги. Произнесите слова, хлопая в ладоши по количеству слогов. В русском языке слогов в слове столько, сколько гласных: са-мо-лет, ка-ран-тире — 3 гласных, 3 слога; у-жи — 2 гласных, 2 слога; спорт — 1 гласная, 1 слог, 1 хлопок.

Игра «Закончи слово». Вы бросаете мяч ребенку, называя первый слог слова, например, «ма». Ребенок возвращает мяч, называя конец, например, «ша». Произнесите слово целиком: Ма-ша. Придумайте окончания слов, поменяйтесь с ребенком местами.

Как учить буквы с ребенком

Если у дошкольника уже сформирован достаточный словарный запас для общения со взрослыми, если он грамматически правильно строит предложения, понимает и употребляет в речи фразеологизмы, то ребенок готов к обучению чтению.

Азбука в стихах «Веселый зоопарк»

Учим алфавит в игровой форме — с помощью животных и забавных стихов о них!

Дидактические игры:

«Кто придумает больше слов на А?» (можно назвать), «Кузовок» (положить в корзину предметы А). Распечатайте гласные на цветном принтере красным цветом, крупным шрифтом, а пока будете заниматься, наклейте их на предметы быта (А — аквариум) и т.д.

Изучив эти буквы, мы стали каждый день петь гласную песенку, то есть петь, а не читать: Е Е.

Затем составляем первые слоги гласных (распечатываем на листе, шрифт 72) и произносим невнятно, рисуем первый звук до тех пор, пока ребенок не поймет, что такое второй (проводим занятие не более 5 минут).

AU AI AO AY AE UA IA OA YA EA UI OI OY UY до полного усвоения сначала потребуется 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

(MWBCDFGKLNPRST) и составить с ними таблицы быстрого чтения (первые крупным шрифтом, последующие постепенно сокращать). Читаем по методике «Эхо», читаем 5 слогов самостоятельно, ребенок повторяет.

Мы клеили одинаковые слоги на отдельные картонные коробки и играли в прятки. Спрячьте карты по комнате, чтобы их было легко найти. Когда ребенок нашел карточку, он должен прочитать слог или слово, точнее, получается запоминающее повторение, слоги запоминаются зрительно. Посмотрите по очереди, то вы, то ребенок. Это помогает в игре повторять слоги несколько раз и придает ему уверенности в том, что он умеет читать.

ма ша да па ба га жара ра са ля ка ва мама Маша Мара жара сажа каша кама сама Сара дама зовет Лара наш кадр Даша счастлива папа Паша пара комната баба тара Наташа панама гагара (тоже самое порезано на отдельные карты спрятать- и поиск).

После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто быстрее прочитает. Если нет интереса к чтению, подключите игрушки, почитайте куклам, мишкам, поиграйте в школу.

моро бо до поло но сото мода агуа освежение роса коса лотос болото долото борона борода породы погода крышка сорока ворона ворота корова солома ступня горная дорога лопата

Таблица 3

мои мы би бы ви ты гиды ди ки ли лы ни на пи пи ри ры сы сы ты ты жи ши мыло милые мышки мишки побитые налили виселицы гири ноги вода чудеса фильмы лиса липа лыко лошадь их слоны выпили пыль рыба рыси норы сила сыновья сыры кадка паутина малина калина полина мытая выбитая гитара диваны бараны жили сшитые покрышки шило избушки машинки дети кирки животы ножи хорошие лыжи кожаные дорожки пирожки

Таблицы необходимо повторять ежедневно для плавного усвоения. Иногда взрослый может неправильно прочитать слово. Пусть ребенок поправит вас. Это развивает внимание к слову и поддерживает интерес читателя. Теперь выучите гласные E, Yo, Yu, Ya (произносится как YE, YO, YU, YA)

Таблица 4. (У, Ю) (Э, Э) (Э, О) (А, З)

му му бу гу гу ду ду пут ту ту ру рю су сю ню ню мука рука счета гуси сомнение алма дума пума тюря дюна трепка рука порю сумма сумма вот нуга нуня бумажные гильзы супы меню даю пение дичь соль ели эти еноты мэр мел они мол вол нес пол пела тетя дяденька мял ежик ерш Том Тёма Таня Маня

Таблица 5

для фа кха ца утро восход зарядка маяк фаза хижина фазана хала халат зыбь девушка чаща роща дача удача домашняя работа чайка чайка чудо

Рано или поздно перед всеми родителями встает вопрос: стоит ли учить ребенка читать дома самостоятельно? Большинство мам и пап делают правильный выбор и учат ребенка читать самостоятельно. Таким образом, будущему первокласснику не придется спешно осваивать чтение в школе, догоняя уже знакомых с буквами одноклассников.

Основные популярные методики

Существует множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте сосредоточимся на тех, которые действительно способны приносить результаты.

Кубики Зайцева

как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях метод Зайцева

  • В отличие от традиционных букварей, этот метод позволяет освоить не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, отдельные буквы, а также употребление мягких и твердых знаков. Всего 52 кубика.
  • В процессе игры малыш может не только составлять разные слова, но и понимать, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков набиваются кусочками дерева, а кубики с изображениями звонких звуков – кусочками металла.
  • В качестве приложения есть таблицы, в которых тоже есть слоги. Главное правило – не читать, а петь.
  • Кубики разного размера: большие с изображением сочетаний и твердых согласных, меньшие с мягкими согласными.
  • Минус этой методики, судя по отзывам, в том, что уже в школе у ​​ребенка могут возникнуть трудности с разбором слова по составу, к тому же некоторые дети просто «проглатывают» окончания. Ну и плюс: дети быстро и в игровой форме осваивают азбуку и чтение по слогам.

Обучение чтению по Монтессори

как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях метод монтессори

Весь процесс не совсем традиционный: сначала пишем, потом учим буквы, потом слоги. Преимущество метода в том, что все представлено в игровой форме. Сначала буквы заштриховывают и обводят, а потом учат их произношение. Буквы вырезаны из грубой бумаги. Такую же букву можно нарисовать, например, на манке. Недостаток этой методики в том, что для обучения приходится готовить много материала.

Динамические кубики Чаплыгина

как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях метод Чаплыгина

Заключение

Надеюсь, после прочтения статьи вопрос, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, не вызовет у вас недоумения. И вы сами определите, как именно организовать процесс обучения вашего сына или дочери. Чтобы вам было проще составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

  • Прежде чем приступить к обучению, убедитесь, что ребенок действительно к этому готов. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
  • Несмотря на множество методов, в первую очередь ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, любой метод обучения принесет результат.
  • Начните с малого, постепенно продвигаясь к более сложному. Если вы начали учиться, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда вы сможете научиться читать. Даже если все пойдет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь мальчик и иногда ему просто хочется поиграть или побегать.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в своих социальных сетях и напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Магазином может быть сочетание согласного и гласного (па-па, ма-ма), отдельного согласного или гласного (дэ-д, ис-ли, а-ле-ша), а также сочетание согласный с твердым или мягким знаком (ма-л-чи-к, давай).

Содержание:

как быстро научить ребенка читать по слогам

Стремление развивать малыша в самом раннем возрасте часто приводит родителей к желанию обучать сына или дочь буквам чуть ли не с пеленок. Интенсивно тренируя ребенка, можно добиться определенных результатов: некоторые дети энергично повторяют азбуку уже в двухлетнем возрасте. А вот для овладения чтением по слогам такое раннее обучение скорее недостаток: буквы и звуки в русском языке звучат по-разному, и ребенку будет сложно понять, почему, например, сложение буквы «эм» и «а» получается слог «ма», а не «эма».

Большинство детей не готовы научиться читать, пока им не исполнится пять лет. В этом возрасте мозг ребенка уже может понимать разницу между буквами и звуками и усваивать принцип складывания звуков в слоги. Если вы заметили, что ваш пятилетний ребенок хочет поскорее познакомиться с книгами, если ребенок хорошо говорит, не коверкая звуки, то можно приступать к обучению чтению.

Но если пятилетка еще не очень хорошо говорит и вообще не интересуется книгами, овладение навыками чтения лучше отложить до периода, который остается за год до поступления в первый класс.

Для того чтобы процесс обучения чтению был легким и правильным, ребенок должен обладать следующими навыками:

  • четко произносить все звуки;
  • не заменять звуки в словах более удобным произношением, как это часто делают дети 4-5 лет, например, говоря «февочка» вместо «девочка», «гарабан» вместо «барабан»;
  • уметь вести беседу, отвечая на вопросы с помощью развернутых предложений;
  • концентрироваться на одном и том же занятии, например, лепке или рисовании, не менее десяти минут подряд;
  • хорошо ориентироваться в таких понятиях, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Ребенку, плохо различающему эти понятия, будет трудно понять, как работает принцип чтения.

Если у вашего ребенка уже есть эти навыки, вы можете начать обучение независимо от его возраста. Хорошо развитый дошкольник будет безошибочно обрабатывать новую информацию, и задача родителей – решить, как научить ребенка читать по слогам, и можно ли это сделать в домашних условиях.

Плюсы и минусы обучения чтению дома

как научить ребенка читать по слогам

Иногда родители сомневаются, что смогут привить ребенку новый навык без специального образования. А вот в случае чтения по слогам можно не бояться ошибиться – используя проверенные педагогические приемы, вы обязательно все сделаете правильно.

Обычно дети с трудом учатся читать дома в двух случаях: когда ребенка обучают по картинкам и вместо звуков малыш запоминает названия предметов («аист» вместо «а», «банан» вместо «б»), или когда дошкольника сразу обучают буквам, минуя знакомство со звуками.Если он не делает этих ошибок, то ребенок, вероятно, довольно быстро научится читать по слогам: на овладение им в среднем уходит от двух до шести месяцев умение читать дома.

Возможно, если вы решите отдать сына или дочь на специальные курсы для дошкольников, ваш малыш еще быстрее начнет складывать слоги в слова. Но обучение чтению по слогам в домашних условиях имеет неоспоримые преимущества:

Как научить ребёнка читать по слогам: простые эффективные способы

как легко научить ребенка читать по слогам

Чтобы малыш быстро и плавно научился складывать звуки в слоги, а слоги в слова, важно пройти подготовительный этап и выбрать ту методику, которая больше других понравится ребенку и его родителям.

Подготовительный этап

Ребенок научится читать быстрее, если его заранее подготовить. Многие родители проводят такое обучение своих детей, даже не задумываясь об этом: позволяют малышу играть на детских музыкальных инструментах, вместе разучивать песенки и играть в развивающие игры со словами. Этими действиями мамы и папы развивают фонологический слух своих детей.

Развитый фонематический слух является необходимым условием успешного овладения навыками чтения. В понятие фонологический слух входит способность человека распознавать отдельные слоги и слова в общем потоке речи и правильно их воспроизводить.

Занятия для подготовительного этапа, которые помогут развить фонематический слух ребенка:

  • разучивать короткие стихотворения, песни;
  • игры со скакалкой и мячом для развития чувства ритма;
  • запоминание и произношение названий различных услышанных звуков: шепот, звон, жужжание и др

Учимся читать по слогам

читать по слогам для детей текст

Чтобы занятия были успешными и плодотворными, выбирайте правильное время: когда ребенок в хорошем настроении, не капризничает. Ограничьте продолжительность урока 15-20 минутами. Таким образом, сын или дочь не потеряют интерес к процессу и не будет чувства усталости:

  1. Начните с изучения алфавита. Существует множество методов и вариантов запоминания алфавита. Подробнее о них мы говорим здесь.
  2. Не учите буквы/звуки по порядку. Начните с гласных: А, О, У, И, Э. Вы можете не только потренироваться в их произношении, но и в пении.
  3. Затем переходите к более сложным йотизированным гласным (И, Е, Е, Ю) и звуку Ы.
  4. Освоив гласные, приступайте к изучению согласных в следующем порядке:
    • звонкие согласные (Л, М, Ч, Р);
    • звонкий (Б, С, Д, Д, Ф, З);
    • глухие (все остальные согласные);
    • наконец, пусть Y, b и b.
  5. Затем научите ребенка соединять гласные и произносить (или петь) их вместе. Например: UA, OU, AU.
  6. Переходите к слогам, в которых есть сочетание согласных и гласных: MA, PA, DA, BA. Вытяните первый звук и вставьте второй: ММММ АААА.
  7. Когда ребенок усвоил простейшие слоги (гласно-согласные), переходите к обратным слогам: УМ, АМ, АР.
  8. Теперь попробуйте научить ребенка читать простые (односложные) слова. Например: КОШКА, ДОМ, РОТ. Затем переходите к словам из 2 слов и 4 букв. Например: МАМА, МАРКО, ПАПА, овсянка и т.д. Далее — до 3 слогов (РЫНОК, ВРЕМЯ).

После этого можно переходить к чтению простых текстов и сказок, сюжеты которых повторяются («Репка», «Колобок»).

Разнообразные методики от признанных специалистов и преподавателей помогут вам освоить слоговое чтение. Кроме того, есть много простых игровых упражнений. Мы поговорим о них позже.

Без достаточной грамматической базы и словарного запаса научиться читать будет сложно. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок понимал смысл слов и фраз, которые он читает, иначе обучение не будет продуктивным. Поэтому, если малыш еще не очень уверенно говорит, не торопите его читать; это не поможет развитию речи, а только демотивирует его.

Методики обучения дошкольников чтению

Складовое чтение

Способ обучения ребенка чтению через склады использовался в России, но у современных родителей эта методика ассоциируется с именем филолога Николая Александровича Зайцева.

Зайцев предлагает не заострять внимание на изучении отдельных букв, так как учащимся может быть сложно понять, как буквы могут объединяться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда просто: слог может быть достаточно длинным (свет, рубль), а границы слогов не очевидны (лунтик или лунтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.

Магазином может быть сочетание согласного и гласного (па-па, ма-ма), отдельного согласного или гласного (дэ-д, ис-ли, а-ле-ша), а также сочетание согласный с твердым или мягким знаком (ма-л-чи-к, давай).

Для того чтобы дошкольник понял отличия записи звонких и мягких гласных и согласных, разные виды складов имеют свой размер, цвет и наполнение кубиков, благодаря чему кубики звучат при встряхивании. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, причем магазины должны не только произноситься, но и петься; таким образом, по мнению автора методики, обучение проходит интереснее и эффективнее.

Одним из преимуществ методики является то, что дети добровольно играют с кубиками, и процесс обучения чтению становится активным и подвижным.

Слоговое чтение

Эта методика разработана Надеждой Сергеевной Жуковой, советским и российским логопедом. Основной единицей вашей системы является не буква, а слог. Автор методики предлагает переходить к изучению буквосочетаний, как только ребенок освоит первые гласные: а, о, у. Когда дошкольник научился сочетать две гласные, он может продолжить изучение согласных.

Благодаря тому, что понятие о слогах вводится на раннем этапе, быстрее и легче научить ребенка читать слоги по слогам. Кстати, как и в технике Зайцева, предлагается пропевать слоги, а не просто произносить их.

На основе силлабической методики Жукова разработала комплект учебных пособий: букварь, тетрадь и книгу для чтения. Прибыль поможет научить 6- и 7-летних детей правильно читать дома.

Обе эти методики обучения детей дошкольного возраста чтению используются в курсе Skysmart Ready for School. Курс состоит из двух этапов: сначала дети знакомятся с буквами и запасами, что позволяет быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно вводим более сложные слоговые конструкции, переходя к чтению словосочетаний и предложений.

Упражнения для обучения чтению

Упражнения на запоминание букв

Первый шаг — научить ребенка распознавать буквы. Для этого можно использовать изображения со скрытыми буквами. Такие упражнения мы используем при подготовке к школьным урокам в Skysmart.

Упражнение по поиску букв

Попросите ребенка определить, с какой буквы начинается слово, или назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы.

Упражнение с первой буквой

Далее тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркально отображают буквы или искажают отдельные элементы.

Упражнение, чтобы найти неправильные буквы

Упражнения на гласные и согласные

Научиться отличать гласные от согласных помогут задания, где нужно определить, с какого звука начинается слово.

Упражнение на определение гласных и согласных

Также поможет запоминание разницы между гласными и согласными и поиск лишней буквы.

Упражнение на поиск лишней буквы

Упражнения на составление слов

Когда ребенок уже умеет читать короткие слова, предложите ему самостоятельно составить слово из букв.

Упражнение на составление слов из букв

Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.

Упражнение на образование слов из слогов

Еще одно хорошее упражнение — вставить пропущенную букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках онлайн-школы Skysmart.

Упражнение на пропущенные буквы

Чтобы получить более красочные и веселые упражнения для чтения, ознакомьтесь с курсом Skysmart Ready for School. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и самовыражаться через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно с вводным уроком!

Оцените статью