Говоря о детях до семи лет, нужно учитывать их особенные характеристики, которые делают их восприимчивыми к воспитанию. В этом возрасте, как правило, ребенку трудно объяснить все словами, и он не всегда осознает связь между своими действиями и последствиями этих действий, что требует особого подхода со стороны взрослых.
Допустимы ли детские шлепки в воспитании?
Глобально рассматриваемый вопрос о том, уместны ли физические наказания, такие как шлепки, как форма воспитания, становится все более актуальным. Обычно считается, что такие действия допустимы только со стороны ближайших родственников, таких как мать или отец. В то же время, аналогичные действия со стороны воспитателей, нянь или других временных опекунов детей рассматриваются как недопустимые и даже потенциально уголовно наказуемые. Для глубокого понимания влияния на детей таких действий необходимо изучить мнения специалистов в области психологии и педагогики.
Каждый родитель, заботясь о своих детях, старается найти наиболее эффективные методы воспитания и подходящие способы взаимодействия. Многие из них обращаются к рекомендациям детских психологов, чтобы определить, является ли шлепок по ягодицам оправданным средством. К сожалению, результаты этих исследований часто не дают однозначных ответов, и вопрос остается открытым и дискуссионным.
Важное наблюдение заключается в том, что среди детских психологов современности, как в России, так и за ее пределами, нарастает мнение о неприемлемости физического воздействия на детей. Большинство считает, что любое действие, которое можно идентифицировать как «удар» или «избиение», является неподобающим в образовательных целях и должно подлежать осуждению.
Тем не менее, можно утверждать, что в российском обществе до сих пор остаются остатки советского подхода к воспитанию, который временами накладывал резкие телесные наказания в качестве эффективного инструмента контроля и обучения.
Исследования показывают, что практика физического наказания имеет глубокие исторические корни и во многих культурах применялась для коррекции поведения детей. На протяжении многих веков использование различных предметов для наказания, таких как палки или ремни, было нормой в распределении ролей между взрослыми и детьми.
Тем не менее, современные исследования развенчивают миф о том, что телесные наказания обязательно приводят к серьезным психологическим проблемам у детей. На практике это относится лишь к умеренному физическому воздействию, например, шлепкам, которые при правильном применении могут не вызывать серьезных негативных последствий.
Так, в текущий момент социальное мнение предполагает возможность применения шлепков как меры воспитания, однако важно, чтобы такие действия осуществлялись в обоснованных и контролируемых условиях.
Понятие «детский шлепок»
Проблема, затрудняющая реальные оценки жестокого обращения с детьми, заключается в неопределенности самого понятия. С позиции физиологии, действие отца, обладающего большей силой, может восприниматься ребенком, даже если оно не было применено с намерением причинить боль, как сильная физическая травма. Ребенок может не осознавать, за что именно он был наказан, что добавляет сложности к ситуации. Поэтому целесообразно сначала понять, что именно подразумевается под действием, а лишь затем его осуществлять.
Когда родитель решает уйти на крайние меры и наказать ребенка каким-либо предметом, существует высокая вероятность того, что он промахнется — и удар может прийтись не по ягодицам, а по другой части тела, что делает данный поступок недопустимым. Важно помнить, что даже в случае, если родитель считает себя действиями рациональным, его поведение может быть расценено иначе (как агрессивное), что приводит к потенциальным психологическим травмам у ребенка.
Психологи утверждают, что вариант, при котором используется физическое наказание как «инструмент воспитания» устарел. Эмоциональная устойчивость и спокойствие в поведении родителей помогают более эффективно справляться с капризами детей. Эмоционально неустойчивые или раздраженные родители могут прибегнуть к физической агрессии как к простому способу избавления от нежелательного поведения, что неправильно с точки зрения воспитания.
Ошибки родителей, шлепающих детей
Часто родители рассматривают шлепок как единственно возможный ответ на непослушание своих детей. Они могут считать это эффективным методом изменения поведения. Однако такая тактика редко приводит к успешным и устойчивым результатам, так как:
- после первого шлепка ожидаемого результата может не быть, а если он появится, то очень недолговечный;
- родитель может раздражаться, теряя возможность искать другие методы воздействия;
- число шлепков может увеличиться, что не решит, а усложнит ситуацию;
- ребенок может попадать в такое состояние стресса, что перестанет воспринимать запросы взрослых, игнорируя даже простые просьбы;
- появляется эффект замкнутого круга, когда родитель начинает ощущать безысходность и тревогу.
Ребенок может выглядеть как избалованный, не реагирующий на об admonitions, но на самом деле это сигнализирует о том, что он не понимает, что от него требуется, и как себя вести.
Помимо того, что эффекта от шлепка можно не достичь, такая мера становится недействительной с возрастом ребенка, поскольку он быстро растет и его поведение меняется. Родители, которые продолжают наказывать детей в задних местах, рискуют столкнуться с проблемами, когда их дети станут подростками. Если родители не смогут вовремя адаптировать свои методы воспитания, то в будущем контроль над подростком может быть утерян в принципе.
Пока ребенок еще маленький, разница между физическим и психологическим наказанием многим может быть незаметна. Однако это недолговечная ситуация. В результате родители могут потерять контроль над своим ребенком на долгие годы.
Многие детские психологи подчеркивают важность того, чтобы родители не относились к ребенку с безразличием и старались воспринимать его как отдельную личность. Только так можно разработать подходящие механизмы управления его поведением.
Эффективный способ понять себя как родителя — это проанализировать, почему именно вы решились на то, чтобы наказать своего ребенка. Стало ли вам как родителю легче после этого? Вполне вероятно, что ответ на этот вопрос будет отрицательным.
Чувство уникальности, как часть человеческой природы, может со временем угасать. К моменту достижения годовалого возраста ваше дитя уже начинает осознавать, что оно – это отдельная личность, способная выражать свое мнение и действовать отдельно от взрослых. С этого момента формируется множество капризов и недоразумений касаемо поведения детей.
«Шлёпать» — не значит «бить»
Слово «бить» воспринимается в любом контексте по-разному. Некоторые родители имеют физическую силу, другие менее крепкие, и нередко так называемые «легкие шлепки» могут оказаться более травмирующими для ребенка, чем для родителя. Это проявляется в частности тогда, когда ладонь касается не ягодиц, а других более уязвимых частей тела.
Важно осознавать, что существует принципиальное различие между «бить» и «шлепать». Весь процесс избиения — это не воспитательный метод, это применение силы с целью нанести боль, что категорически недопустимо. Таким образом, не следует рассматривать шлепки как допустимую педагогическую технику, если они происходят вне разумных границ.
Шлепок — для ребенка, а не для родителей
Цель наказания — это ясное донесение до ребенка взаимосвязи: «ошибка — наказание — избегать повторения таких ошибок». В некоторых случаях можно обойтись и без физического воздействия, однако чаще всего, перед лицом несогласия с поведением ребенка, родители склонны выбирать самый простой и быстрый путь — применение силы. В таких ситуациях физическое наказание становится не способом коррекции, а способом снять с себя ответственность за ситуацию. Важно задаться вопросом: кто на самом деле разбирается с причин этими проблемами в поведении ребенка?
Физическому наказанию в большинстве случаев можно найти альтернативу. Родители, которые осознают важность воспитания, хорошо это понимают. Однако для того чтобы понять существо проблемы и обсудить её, необходимо больше времени и энергии, чем потратить мгновение на быстрое и эмоциональное решение проблемы.
Насилие порождает насилие
Предположим, ваш ребенок игнорирует ваши слова. В этом случае разъяренный родитель приходит к выводу, что слов недостаточно и планирует наказать ребенка. Но вместо изменения подхода, упрямство приводит к вашей привычке постоянно наказывать, что лишь усугубляет ситуацию и приводит к агрессивным всплескам, как у родителя, так и у ребенка.
Важно помнить, что, если ребенок игнорирует удар, это говорит о том, что физический подход не работает. Вместо того чтобы продолжать использовать физическую силу, стоило бы направить усилия на беседы, объяснения и использование советов детских психологов. Цепь насилия не решает проблему и может только усугубить её.
В 2009 году педиатр Эдвиж Антье предложил законопроект о запрете телесных наказаний, подчеркивая, что даже те, кого мы любим и защищаем, не должны подвергаться жестокости. 80% опрошенных согласились с этой позицией, считая, что в современном обществе нет места физическому насилию.
Моё частное мнение
На сегодняшний день мой опыт как родителя и учителя приводит меня к тому выводу, что физическое насилие по отношению к детям допустимо, только если реальные чувства любви и заботы присутствуют.
Другими словами, если родитель психически здоров и искренне любит своего ребенка, то шлепок не причинит ему серьезного вреда, не оставит эмоциональных шрамов.
Когда ребенок не ощущает истинную любовь и заботу со стороны родителя, даже легкая пощечина может восприниматься им как акт нелюбви и физического насилия, что, несомненно, наносит ему вред.
Следует признать, что не все взрослые способны по-настоящему любить детей. Любовь – это сложный оборот, который требует работы над своим внутренним состоянием. Нередко те, кто сами пережили травмы в детстве, могут быть не в состоянии выражать неподдельные чувства к своим детям, что создает угрозу для их психического состояния.
Кстати, никто из нас не совершенен, каждый находится на спектре между идеальной любовью и ее отсутствием. Поэтому не стоит акцентировать внимание исключительно на физическом наказании, если это можно избежать.
В некоторых обществах, где проявление любви может встречаться редко, подход физического наказания может оставаться привлекательным, однако более прогрессивные взгляды на воспитание светят надежду на будущее.
Цена вопроса
Несомненно, физическая боль, которую человек причиняет близкому, является отрицательной стороной отношений. Тем не менее, иногда приходится делать выбор между меньшими злами.
К примеру, маленькие дети зачастую активно исследуют окружающий мир, включая небезопасные элементы, такие как розетки. Объяснить опасность электричества в таком случае словами сложно, а создать абсолютно безопасное пространство невозможно. Да, родители могут попытаться минимизировать риски в домашних условиях, но в широком мире это сделать трудно.
Таким образом, на некоторых этапах родителям может потребоваться сделать выбор между возможным вредом для здоровья ребенка и необходимостью ввода временных ограничений — например, как шлепок.
Какой выбор следует сделать родителям, которые искренне заботятся о своих детях в таких ситуациях? Дальше, если тактика физического наказания становится приемлемой, как быть с принципиальным подходом к «не бить»? Можно ли привести другие жизненные ситуации для исключений?
Заговор «продвинутых»
Психология и педагогика имеют свои субкультуры — научные сообщества. Многие специалисты опасаются быть исключенными из этого сообщества, если идут против принятой концепции. Эта отсрочка внедряет опасения относительно подхода использования физического наказания как такового, что может казаться отголоском прошлого и относительно консервативных методов воспитания.
Также существует повод для беспокойства, что попытка оспорить традиционные концепции может привести к потерям в карьере и финансах для профессионалов, что стало причиной недостатка честного диалога о допустимости физического наказания, особенно в российских пределах.
Современные детские психологи во всем мире, включая Россию, считают телесные наказания абсолютно недопустимыми. Любой физический контакт, воспринимаемый как «удар», даже если он не классифицируется как «избиение», должен быть отвергнут с точки зрения воспитания.
Почему малыш не слушается
Психологи выделяют несколько причин, обуславливающих непослушание детей. К ним относятся:
- необходимость в самоутверждении;
- стремление привлечь внимание;
- желание протестовать;
- отсутствие уверенности в себе;
- несогласованность в методах воспитания;
- завышенные требования со стороны родителей.
Чувство уникальности, присущее каждому человеку, с течением времени может затмиться. К годовому возрасту ваш малыш осознает себя как отдельное существо со своим мнением и поведенческими реакциями. Несмотря на то, что ребенка воспринимают как малое существо, развивающееся под родительским контролем, он уже начинает формировать и отстаивать свою индивидуальность, что порождает множество капризов и заблуждений о детях.
Когда ребенку не хватает внимания, он начинает искать пути, чтобы достучаться до родителей, даже через непослушание, которое в действительности может быть эффективным способом привлечения внимания. Отрицательное поведение может стать способом дать понять о своей неудовлетворенности родительским вниманием.
Неуверенность ребенка может возникнуть как следствие постоянного нытья и раздражительности со стороны родителей. В этом случае, ребенок, защищая себя, может начать отстраняться от внешнего мира, переставая воспринимать внешний шум.
Часто несогласованное воспитание делает ребенка неуверенным и создает хаос в его жизни. Если за ним следят множество опекунов, и каждый из них имеет свои представления о воспитании, то ребенок просто теряется, не зная, как себя вести: одни хвалят, другие наказывают.
К сожалению, некоторые родители ставят перед детьми завышенные требования, что особенно характерно для авторитарного стиля. Если все происходит только по их правилам, ребенок может чувствовать себя неподходящим и неуверенным в своих силах, что ведет к различным конфликтам.
Знаете ли вы, что круглый год можно делать покупки в Интернете со скидками до 70%? Узнайте, действуют ли сейчас скидки и предложения на детскую одежду и другие детские товары.
Что делать с непослушным малышом?
В японской культуре существует правило, запрещающее применение физической силы к детям младше пяти лет. Этот период считается священным, и любые физические меры считаются недопустимыми. Что же можно сделать, когда ребенок не понимает, что от него ожидается? Рассмотрим возможные пути:
- переключите внимание малыша на что-то другое;
- удалите его из ситуации, где он проявляет неподобающее поведение;
- пробуйте обсудить, что вызвало такое поведение и прийти к компромиссу.
Существуют родители, и даже психологи, которые рассматривают шлепки как средство к улучшению поведения детей. Бывает, что дети на краткий момент после такого воздействия отвлекаются от своих шалостей и начинают лучше усваивать советы. Однако такие «педагогические» методы чаще всего порождают негативные последствия, особенно если рассматриваются как единственно возможный способ воздействия.
Запомните, что только родители имеют право жестко реагировать на поведение ребенка. Если воспитатели в детских садах позволяют себе применять физические меры, это недопустимо. Если ваш ребенок стал жертвой такой ситуации, стоит обращаться к администраторам детского сада с этой проблемой. Ребенок должен чувствовать поддержку от своих родителей.
Как еще можно наказать непослушного малыша? Простое помещение его в угол или в часовую изоляцию в его комнате может дать возможность ребенку осознать, что его поведение было неправильно. Другими мерами могут быть лишение прогулок или воздержание от сладостей.
ВАЖНО: Не пугайте маленьких детей образами детских шоу или исполинов! У некоторых восприимчивых малышей такой страх может вызвать серьезный стресс и негативные переживания.
Послушные дети
Что такое послушный ребенок? Психологи утверждают, что абсолютное послушание не является ествественным состоянием для нормального и здоровье ребенка. Послушные дети могут проявлять такие черты как:
- флегматический характер;
- психические и физические недуги;
- слабое здоровье;
- запуганность обычным наказанием.
Естественное поведение, не создающее проблем для родителей, порой ассоциируется с нормальным здоровьем детей. Однако с такими детьми бывает трудно справиться в обществе, где большинство сверстников лучше адаптированы и проявляют более оптимистичный характер.
Болезненные дети также часто ведут себя послушно, так как у них отсутствует дополнительная энергия для активных игр, что может вызывать разочарование у родителей. Процесс исследования мира становится источником стресса для них. Представьте, как мать кричит: «Убери руки от розетки!» Может ли ребенок правильно понять смысл запрета, когда его любопытство не позволяет ему одуматься?
Ребенок, которому применяли физические наказания, вырастет крайне послушным, однако за такой внешней покорностью может скрываться страх перед наказанием, мешающий ребенку открыто общаться со своими родителями.
Часто такие дети, получившие целый ряд наказаний и обладающие негативным опытом, вырастают, находясь в тени своих сценарием. Они могут проявлять боль и страх, не имея возможности выразить свои желания или опасения. Такой послушный ребенок, будучи идеальным в глазах взрослых, страдает внутренне от хронических шрамов, которые могут в дальнейшем привести к эмоциональным и психологическим расстройствам.