Всеми силами души». Как началась большая охота на ведьм. В каком веке сжигали ведьм

XVI век, когда ему было вынесено множество смертных приговоров, был очень тяжелым для людей. В то время были ужасные бедствия — войны, эпидемии, нехватка урожая и вызванные всем этим голод и напряжение. Власти также подняли цены на все товары, что еще больше осложнило жизнь.

Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы

Кого чаще всего подозревали в колдовстве, как ведьмы обрели власть и почему в России на них не охотились?

5 декабря 1484 года Папа Иннокентий HD издал указ под названием Summis Desiderantes Afectibus («Со всей силой души»), призывающий к жесточайшему преследованию еретиков и ведьм. Хотя это не первая книга на эту тему, она считается источником вдохновения для охоты на ведьм, которая процветала в Европе в течение следующих двух столетий.

По меньшей мере десятки тысяч людей стали жертвами охоты, которая охватила почти все страны Европы. Многие мифы и заблуждения об этих процессах все еще существуют. Например, что самые красивые женщины подвергались преследованиям за колдовство или что жертвами судебных процессов были только женщины. Другой популярный миф гласит, что ведьмы преследовались только инквизицией.

Хотя Россия была гораздо меньше затронута процессами над ведьмами, они проходили и там, хотя восприятие колдовства сильно отличалось от европейского. Лайф нашел реальные истории охоты на ведьм и различия между европейским и российским подходами.

Предыстория

Колдовство известно с давних времен, и наказания за него присутствуют в самом старом из известных сборников государственных законов. Концепция колдовства сильно отличалась от более позднего христианства. Наказанию подвергались только те ведьмы, которые причиняли вред другим.

Средневековая Европа не была так заинтересована в магии, как церковь. Дьявол еще не был центральной фигурой в их мировоззрении, и даже те, кто находился под его влиянием, считались жертвами его коварных замыслов, а не преступниками. В XIII веке в католической церкви произошел кризис, который привел к появлению огромного количества сект, буквально наводнивших Европу. Священные экзамены изначально были созданы для борьбы с этими ересями.

Папа Иоганн XXII, живший в середине XIV века, стал пионером в борьбе с магией. Он был очень активен в европейских политических делах и нажил себе много врагов (например, он был о императором Священной Римской империи и в ответ пытался установить своих врагов на Святом престоле), что делало его очень подозрительным. Было возбуждено дело против одного из епископов, который якобы пытался уничтожить его с помощью магии, и по его поручению инквизиция начала расправляться не только с еретиками, но и с магами. Правда, эти случаи еще не достигли масштабов эпидемии.

Организованная кампания против ведьм началась с депутации Иннокентия VIII, который якобы был вдохновлен двумя судьями, Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, которые расследовали дела о колдовстве в Германии и обнаружили несколько ведьм. Конгресс приказал светским властям оказывать как можно большую поддержку церкви в борьбе за искоренение колдовства.

Фото: ©Flickr /Hans Splinter

Колдовская паника

Кульминация охоты на ведьм пришлась на 16 и 17 века. Это было обусловлено рядом факторов. Старое средневековое традиционное общество умерло, и католицизм постепенно заменил феодализм. В Европе шли опустошительные и бесконечные войны. Католическая церковь трещала по швам, а половина Европы была занята реформами. С этим изменением в 21 веке дьявол вскоре вторгся в повседневную жизнь человека.

Когда-то далекое и абстрактное зло, теперь дьявол и его служанки поджидали жителей деревень на каждом перекрестке в каждом лесу. XVI век был дьявольским прыщом, родившимся на богатой базе средневековой учености. Писатели писали огромные трактаты, в которых подробно описывали характеристики каждого из тысяч демонов и выстраивали сложную иерархию в зависимости от того, какое место каждый из них занимал в одном из 666 легионов Ада.

Это интересно:  Никто не помог. Громкое убийство кемеровчанки всколыхнуло сеть. Что случилось с девушкой в кемерово.

Молот ведьм», написанный Шпренгером и Крамером, стал руководством для всех судей по колдовству на протяжении последующих двух столетий. Книга — в которой содержались обширные ссылки на отцов церкви и богословских авторитетов — показывала очевидную реальность колдовства, советовала, как допрашивать ведьм и отрицать колдовство, объясняла, как ведьмы могут вредить хорошим людям (коровы, у которых могут воровать молоко, накладывать заклятия и болезни на людей и животных, кража детей, принесение их в жертву Сатане, некомпетентность, град, молния и т.д.).

К сожалению, в книге говорится, что все люди могут подвергаться магическим заклинаниям, за исключением тех, кто сражается с ведьмами. Перед лицом этих отважных людей (очевидно, священные экспатрианты имели в виду себя) все магические заклинания бессильны.

Затем было окончательно заявлено, что вся магия является результатом сатанинского договора. И если раньше ведьма была виновна, то теперь преступлением считалось только то, что она причинила кому-то вред, даже сам факт колдовства не мог придать ей эту силу, а только подписание добровольного соглашения с дьяволом. Вскоре после этого это представление было подтверждено знаменитым юридическим джамбодином (который, кстати, считается не только великим гуманистом, но и сторонником самого беспощадного преследования колдовства). Дьявол, который преуспевает в достижении своей цели».

Магическая паника начала свою триумфальную карьеру в Европе. Вопреки распространенному мнению, священный допрос играл важную роль в преследовании ведьм.

Колдовство было более распространено во Франции, Швейцарии и Германии. Там Реформация создала пропасть между католиками, протестантами и ведьмами. В католической Испании количество собственных ведьм было гораздо меньше из-за сильных святых допросов. Охота на ведьм почти не коснулась скандинавских стран и России — по причинам, о которых мы поговорим позже.

2

— Маги-врачи и знахари. Несмотря на то, что в деревне не было лекарств, люди были в долгу у доктора. В то время растениям часто приписывались магические свойства, и в сознании крестьян они, несомненно, ассоциировались с ботаниками и ботаникой.

Колдовство как преступление

Магические упражнения, в совокупности называемые «магией», существуют с самого рассвета человечества. Почти все ранние культуры возникли с той или иной формой стремления людей воздействовать на силы природы с помощью различных ритуалов.

Их отношение к ним часто зависело от результатов их работы и могло меняться от поклонения и уважения до ненависти и стремления к телесным наказаниям.

Когда были основаны первые государства, власти стали рассматривать магов как людей, которые своим влиянием могут подорвать власть своих лидеров.

Знаменитый древний закон царя Хаммурапи определял магическую ответственность. ‘Если обвиненного в колдовстве бросят человеку и он не докажет этого, то обвиненный в колдовстве должен пойти к речному богу и утонуть в реке. Река ловит его, и прокурор может отвезти его домой. Однако если река очистит человека и он сохранит тело, то человек, обвинивший его в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто нырнул в реку, может забрать своего обвинителя домой. ‘Виновные в магии, после того как доказательства убеждали их, временно подвергались смерти.

В Древнем Риме магия наказывалась в зависимости от степени причиненного ею ущерба по так называемому закону Тали. Если человек, признанный виновным в нанесении другому телесных повреждений с помощью магии, не выплачивал компенсацию пострадавшему, он должен был подвергнуться такой же ампутации. Смертельный вызов магии также карался смертью.

Это интересно:  Предменструальный синдром. Почему девушки злые во время месячных.

Горящие ведьмы. Скульптура 16 века.

Опасная ересь катаров

Борьба с магией вышла на новый уровень с приходом в Европу христианства. Чтобы полностью искоренить язычество, богословы объявили языческих богов демонами и запретили контакты с ними, ссылаясь на идолопоклонство. Однако вначале идолопоклонство наказывалось только отступничеством.

3

В то же время христианские богословы первого тысячелетия не были склонны преувеличивать способности ведьм. Буркхардт Буркхардт, например, призвал святых отцов разоблачить ложь о колдунах, которые якобы совершались под аккомпанемент языческих богов.

В начале второго тысячелетия Церковь столкнулась с новой проблемой — появлением христианских ересей, которые отрицали догматы веры и выступали против правления римских священников. Чистые или «добрые христианские» ереси, как они себя называли, были особенно влиятельны.

В чистом виде исповедовался неоманихейский дуализм добра и зла, двух равноправных принципов мироздания, а материальный мир считался плохим.

В 13 веке, исключительно в попытке положить конец растущему влиянию папы Иннокентия III, он санкционировал первый крестовый поход на христианскую территорию. Крестовый поход Креана, или Крестовый поход Альбигойи, начавшийся в 1209 году, продолжался 20 лет и завершился полным поражением пуристов. Однако Римская церковь наделила специальный суд — Святую инквизицию — широкими полномочиями по ликвидации сект, вплоть до физического устранения их членов.

Ян Люйкен. Подготовка к казни в 1544 г. Скульптура XVII века.

«Дьявол» в качестве аргумента

Однако широкая общественность не понимала глубоких теологических конфликтов между различными ветвями христианства. Для многих казалось, что По папскому приказу одни христиане истребляли других.

Чтобы устранить этот позор, Чистых активно обвиняли в колдовстве и бесах. Под пытками еретики признались, что отвергли Христа и поклоняются демоническим силам и самой ночной жизни, которую богословы еще столетия назад называли ложью и бессмыслицей.

В результате, во всей массе ситуация выглядела следующим образом Церковь не боролась против христиан, но были и те, кто под злобой дьявола и его влиянием служил врагам человечества.

Эти обвинения оказались очень эффективным и действенным инструментом, и после окончательного уничтожения пуритан они активно использовались святым дознанием против других врагов Церкви.

Пытки обвиняемых в колдовстве. 1577¡

Генрих Крамер, подписавший латинскую версию Heinrichs Instar и «Ведьмин окорок», утверждал, что он лично отправил в огонь 200 ведьм. Однако сочинения автора стали лишь началом безумия, охватившего Европу.

Бамберг

Горит в огне.jpg.

Преследование немецких ведьм было особенно жестоким в тех областях, где светскими и духовными правителями были епископы: Трир, Страсбург, Бреслау, Вильцберг и Бамберг. Последними двумя гегемонами командовали два кузена, хорошо известные своими зверствами: епископ Филипп Адольф фон Эренберг (1623-1631), который сжег 900 ведьм, и ‘1623-1633) самый консервативный расчет, который сжег 600.

Охота на ведьм началась в Бамберге позже, чем в других землях Германии. Он начал с епископа Иоганна Готфрида фон Ашаузена (1609-1622). Он сжег 300 человек в категории магии. 1617 год был особенно тяжелым, в нем было 102 казни. Однако Иоганн Георг II, «епископ Магисса», с помощью своего главы, епископа Фридриха Фельнера, и светского юридического совета добился лучших результатов. Они возобновили гонения в 1624 и 1627 годах, построили специальные дома Дульденхаус для 30-40 заключенных одновременно и подобные тюрьмы в небольших городах епископства — Цайле, Халльстаде и Кронахе. В период с 1626 по 1630 годы судебные процессы были особенно жестокими, но в них не учитывался закон.

Заместитель канцлера Бамберга, доктор Джордж Хан, смог временно ограничить процессы над ведьмами. Однако его вмешательство в конечном итоге привело к тому, что он сам отказался от симпатии к колдовству. Доктор, его жена и дочь были сожжены в 1628 году — «несмотря на приказ императора восстановить их свободу, поскольку их арест был нарушен неприемлемыми имперскими законами».

Это интересно:  Кто такие хипстеры: история, культура, тренды. Хипстеры кто это такие

Терроризм прекратился летом 1631 года. Она прекратилась частично из-за смерти епископа Фельнера, который в сентябре занял Лейпциг, а частично из-за угрозы шведского короля Густава, которому теперь грозила война. Еще 24 человека были казнены в 1630 году, но в 1631 году других казней не было. Епископ Бабахский умер в 1632 году.

Вюрцбург

бег.jpg

Епархия Вюрцбурга соперничала с охотящейся на ведьм епархией Бамберга. Епископ Филипп Адольф фон Эренберг из Вюрцбурга был особенно хорош в охоте на ведьм. Только в Вюрцбурге он организовал 42 пожара и сжег 209 человек, 25 из которых были детьми в возрасте от 4 до 14 лет.

В Вюрцбурге сохранился список 29 массовых казней, датированный 16 февраля 1629 года и содержащий 157 жертв.

Почти одновременно с этим по обвинению в магии был обезглавлен молодой родич епископа Вюрцбурга. Молодой человек был единственным наследником своего влиятельного родителя-родственника — если бы он выжил, то унаследовал бы важное состояние. Эрнест фон Эренберг был примерным студентом с блестящими перспективами, но внезапно бросил учебу и якобы вступил в связь с более крупной женщиной. Иезуиты допросили его и пришли к выводу, что он был знаком со всеми недостатками, включая просмотр субботы. Эрнесту было предъявлено обвинение, и впоследствии он был осужден за это преступление. Молодой человек был немедленно казнен.

После этой казни с епископом произошла перемена: он учредил церемонию поминовения всех жертв его колдовства и истерии.

Бери-Сент-Эдмундс

В Англии одним из самых известных охотников на ведьм был Мэтью Хопкинс. В 1645 году Хопкинс и еще один строгий пуританин, Джон Стерн, искали «ведьм» в провинциальных штатах и платили информаторам огромные деньги. Согласно сохранившимся записям, они обвинили в колдовстве около 124 мужчин из Саффелка, которых судили в Бэри-Сент-Эдмьюд в августе 1645 года. Большинство заключенных признались, что в них вселился дьявол и что они заключили с ним соглашение. Что у них были карнавальные отношения с дьяволом, что вызвало определенную насмешку со стороны пуританских судей. Кроме того, некоторых ведьм обвиняли в убийстве людей и домашних животных.

Жертв осматривали на предмет признаков дьявола. Демонические знаки были особенно унизительны для женщин. Это связано с тем, что эти признаки обычно обнаруживаются в половых органах. У Штерна было особое предпочтение в поиске демонических знаков.

Самые известные судебные процессы над ведьмами в Швеции состоялись в 1669 году. Взрыв преследования ведьм в Море (Далекарлия) был одним из самых впечатляющих инцидентов в истории колдовства, в результате которого было сожжено 85 человек. Их обвинили в том, что они уговорили 300 детей полететь на блок.

Все началось 5 июля 1668 года, когда викарий Эльфсдейла в Далекарлии сообщил, что 15-летний Эрик Эриксен обвинил 18-летнюю Гертруду Свенсен в краже детей и передаче их дьяволу. Произошла серия аналогичных обвинений.

В мае 1669 года король Карл IA назначил комитет, который должен был привести обвиняемых к покаянию через молитву, без тюремного заключения и пыток. Однако молитва способствовала росту массовой истерии, и когда 13 августа 1669 года состоялось первое заседание королевской комиссии, 3000 человек пришли послушать проповеди и помочь исследователям. На следующий день, выслушав детей, члены комиссии признали 70 ведьм. Двадцать один признался без принуждения. Кроме того, на пожар отправились 15 детей. Еще 36 детей, в возрасте от 9 до 15 лет, были осуждены за более мелкие правонарушения и в качестве наказания должны были пройти через иерархию.

25 августа состоялась массовая казнь заключенных. Все ведьмы должны были признать истинность обвинений, выдвинутых против них детьми, прежде чем их загоняли в огонь.

Оцените статью