Всеми силами души». Как началась большая охота на ведьм. В каком веке сжигали ведьм

XVI век стал особенно сложным временем для людей, и это было связано с множеством социоэкономических и политических потрясений. В этот период произошло множество бедствий, таких как войны, эпидемии и недостаток сельскохозяйственных урожаев. Все эти факторы привели к голоду и общественному напряжению. В дополнение к этому власти поднимали цены на товары и услуги, что еще более усложняло жизнь простых людей, находящихся в зависимости от своих местных экономик.

Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы

Кто был наиболее частыми мишенями для обвинений в колдовстве? Как же ведьмы получили такую власть, и в чем заключаются уникальные аспекты охоты на ведьм в России, где такие случаи не имели такого масштабного характера?

Пятого декабря 1484 года Папа Иннокентий VIII издал указ под названием Summis Desiderantes Afectibus («Со всей силой души»), который призывал к жестокому преследованию еретиков и ведьм. Хотя этот указ не стал первым печатным произведением по данной теме, он вдохновил многочисленные охоты на ведьм, которые разразились по всей Европе на протяжении следующих двух столетий.

К сожалению, десятки тысяч людей стали жертвами этой охоты, охватившей практически все страны Европы. Многие мифы и недоразумения относительно этих процессов все еще активно существуют в обществе. Например, один из наиболее распространенных мифов утверждает, что самой красивой и привлекательной части населения приходилось наибольшее количество обвинений в колдовстве, или что только женщины подвергались судебным преследованиям. Еще одно популярное заблуждение заключается в том, что ведьмы преследовались исключительно инквизицией.

В случае России, хотя процесс охоты на ведьм был не столь массовым, как в Европе, такие случаи все же случались. Однако местное представление о колдовстве во многом отличалось от европейского подхода. Это явление интересно, и мы решили рассмотреть настоящие истории охоты на ведьм и различия в подходах между Европой и Россией.

Предыстория

Колдовство было известно еще с древних времен, о чем свидетельствует наличие наказаний за него в самых старых сборниках государственных законов. Ключевое понимание колдовства в то время отличалось от трактовок, которые представлены на более поздних стадиях христианства. Наказанию подвергались, как правило, лишь те ведьмы, которые причиняли вред другим людям.

Средневековая Европа не проявляла особого интереса к магии, в отличие от церкви, которая играла ведущую роль в духовной жизни общества. Дьявол еще не стал центральной фигурой в философии того времени, и даже те, кто сам попал под его влияние, рассматривались как жертвы, а не как преступники. В XIII веке католическая церковь столкнулась с серьезными проблемами, связанными с многочисленными сектами, массивно проникавшими на европейскую территорию. Первоначально священные экзамены предназначались для борьбы с этими ересями.

Папа Иоганн XXII, который руководил церковными делами в середине XIV века, стал пионером борьбы с магией. Он активно участвовал в европейской политике и заработал много врагов. Например, он конфликтовал с императором Священной Римской империи, стараясь свергнуть его. В результате разгорелось дело против одного из епископов, якобы пытавшегося избавиться от него с помощью колдовства. Инквизиция по поручению Иоганна начала расправу не только с еретиками, но и с магами, однако масштабы таких расстрелов еще были далеки от эпидемии.

Организованная кампания против ведьм началась с указа Иннокентия VIII, который был вдохновлен двумя судьями, Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером. Они вели расследования дел о колдовстве в Германии и столкнулись с несколькими случаями магии, что сподвигло папу призвать светские власти к поддержке церкви в борьбе с колдовством.

Это интересно:  Можно ли шлёпнуть непослушного ребёнка. Как правильно шлепать по попе ребенка

Фото: ©Flickr /Hans Splinter

Колдовская паника

Пик охоты на ведьм пришелся на XVI и XVII века, что можно объяснить рядом значительных факторов. В этот период старое средневековое общество потеряло свою актуальность, и католицизм постепенно стал заменять феодализм. Европа страдала от бесконечных и разрушительных войн, а сама католическая церковь переживала кризис, когда половина континента погрузилась в реформы, вызывая изменения как в социальной структуре, так и в религиозных убеждениях.

Дьявол, который когда-то воспринимался как аллегория зла, теперь стал реальной угрозой, поджидающей жителей деревень на перекрестках и в лесах. XVI век стал временем, когда дьявол не просто вошел в каждодневную жизнь человека, он стал фигурой, которую следовало постоянно иметь в виду. Ученые того времени писали объемные трактаты, в которых подробно описывали характеристики каждого из тысяч демонов и выстраивали сложные иерархии, основываясь на их положении в 666 легионах Ада.

Книга «Молот ведьм», написанная Шпренгером и Крамером, стала настольным пособием для судей и инквизиторов по делам о колдовстве на протяжении двух столетий. Это произведение содержало обширные ссылки на учения отцов церкви и как бы обосновывало реальность колдовства. В книге также даны советы о том, как допрашивать ведьм и как отвергать обвинения в колдовстве. В ней объясняется, как ведьмы могут причинять вред честным людям — например, красть у коров молоко, накладывать заклятия и болезни на людей и животных, похищать детей и приносить их в жертву Сатане.

В книге также утверждается, что магическим заклинаниям могут быть подвергнуты все, за исключением тех, кто борется с ведьмами, с намеком на то, что только священные экспатрианты обладают достаточной силой не поддаваться магии.

Также было окончательно признано, что всякая магия является следствием заключения договора с дьяволом. Ранее, если ведьма была признана виновной, то считалось, что ее преступлением стало причинение вреда другим, однако теперь простое поклонение дьяволу также рассматривалось как преступление. Эта новая концепция была поддержана известными юридическими трактатами, которые обосновывали необходимую репрессии.

На фоне этих событий магическая паника стала растущим явлением по всей Европе. Вопреки распространенному мнению, священные допросы играли важную роль в преследовании ведьм.

В то время как колдовство более всего процветало во Франции, Швейцарии и Германии, где Реформация усилила разногласия между католиками и протестантами, в католической Испании число обвинений в колдовстве было значительно ниже благодаря строгим мерам инквизиции. Данная охота на ведьм практически не затронула страны Скандинавии и Россию, что также будет подробно рассмотрено далее.

2

— Маги-врачи и знахари. В условиях, когда в деревнях не имелось традиционных лекарств, крестьяне нередко обращались к докторам и знахарям. При этом растения зачастую наделялись магическими свойствами, что делало знахарей слугами популярным в сознании крестьян.

Колдовство как преступление

Занятия магией, которые в обобщенном виде называются «магия», имеют глубокие корни, уходящие в историю человечества. Практически все ранние человеческие культуры стремились через определенные ритуалы влиять на силы природы.

Отношение к магии менялось в зависимости от результатов этих воздействий: от священного почитания до ненависти и жажды расправы.

С образованием первых цивилизаций власти начали считать магов опасными, поскольку считали, что они могут подорвать авторитет своих правителей.

Известный древний закон царя Хаммурапи регламентировал магическую ответственность. Согласно этому закону: «Если обвиненного в колдовстве бросят в реку и он выживет, обвинитель должен быть казнен. Если же обвиняемый погибнет, то обвинитель должен возвратиться домой.» Таким образом, исход такого испытания определял судьбу обвиненного в колдовстве.

Это интересно:  Кто зарезал Киру Иванову. Кира иванова за что убили советскую фигуристку.

В Древнем Риме наказание за магию зависело от того, какой вред она нанесла. Согласно закону Тали, если маг был признан виновным в том, что причинил другому телесный вред с помощью магии, и не выплатил компенсацию, он сам должен был подвергнуться аналогичному наказанию. Соответственно, убийство, совершенное с помощью магии, также наказывало казнью.

Горящие ведьмы. Скульптура 16 века.

Опасная ересь катаров

С приходом христианства борьба с магией достигла нового уровня. В частности, для искоренения язычества богословы стали объявлять языческих богов демонами и запрещать любые контакты с ними, ссылаясь при этом на идолопоклонство. Однако на протяжении первого тысячелетия идолопоклонство наказывалось в основном лишь отлучением от церкви.

3

В то же время христианские богословы не склонны были преувеличивать магические способности ведьм. Так, например, видный богослов Буркхардт призывал отцов церкви отклонять мифы о колдунах, как о слугах языческих богов.

В XIV веке Церковь столкнулась с новой угрозой в виде христианских ересей, которые сформулировали свое учение, отрицающее церковные догматы и оспаривающее власть римских священников. Чистые или «добрые христианские» ереси оказали значительное влияние на церкви тех времён.

В выраженной форме в этих учениях звучал неоманихейский дуализм, отделяющий понятия добра и зла, при этом материя считалась порочной.

В XIII веке, на фоне растущего влияния папы Иннокентия III, он санкционировал первый крестовый поход против «еретиков». Крестовый поход Альбигойцев, начавшийся в 1209 году и продолжавшийся 20 лет, привел к полному уничтожению пуристов. После этого Римская церковь дала полномочия Святой инквизиции, наделённой правами проводить расследования и расправы над членами сект, вплоть до физического устранения их.

Ян Люйкен. Подготовка к казни в 1544 г. Скульптура XVII века.

«Дьявол» в качестве аргумента

Однако широкая аудитория плохо понимала глубокие теологические конфликты среди различных христианских общин. Для большей части населения ситуация казалась следующей: под папскими приказыми одни христиане уничтожали других.

Чтобы убрать этот позор, стали активно обвинять противников католицизма в колдовстве. Под пытками еретики признавались в том, что отвергли Христа и поклонялись демоническим силам, что создавало еще больше противоречий. Эти обвинения порой приводили к судебным процессам и казням, которые казались публичной жутью и ставили состояние общества под угрозу.

Таким образом, на фоне растущей напряженности сложилась ситуация, когда Церковь перестала бороться с противостоянием внутри христианства, а начала угнетать тех, кто, по мнению её представителей, служил врагам человечества под злом дьявола и его влиянием.

Эти обвинения, как оказалось, стали действенным инструментом, а после окончательного подавления пуристов их активно использовали против других врагов Церкви.

Пытка обвиняемых в колдовстве. 1577

Генрих Крамер, один из авторов «Ведьминого молота» и активно участвовавший в охоте на ведьм, утверждал, что он сам сжег 200 женщин под обвинениями в колдовстве. Однако его труды стали лишь началом безумия, охватившего Европу.

Бамберг

Горит в огне.jpg.

В Бамберге, как и в других регионах, где епископы контролировали светскую и церковную власть, преследование ведьм достигло особенно жестоких масштабов. Епископ Филипп Адольф фон Эренберг, управлявший в 1623-1631 годах, сжег около 900 людей за колдовство, в то время как его соперник в епископстве также проявил равную жестокость.

Процесс охоты на ведьм в Бамберге начался позже, чем в других регионах. Его инициатором стал епископ Иоганн Готфрид фон Ашаузен, который сжег около 300 человек. Особенно кровавым был 1617 год, когда состоялось 102 казни. В дальнейшем, под руководством епископа Иоганна Георга II и епископа Фридриха Фельнера, гонения возобновились в 1624 и 1627 годах. Они построили специальные тюрьмы для заключенных и организовали массовые казни, жертвами которых становилась многочисленная местная община.

Это интересно:  Как работала шифровальная машина «Энигма» и используется ли она сегодня. Энигма что это означает

Независимо от вмешательства правозащитников, таких как доктор Джордж Хан, ситуация не улучшалась. Его защита действовала только до определённого момента: впоследствии он сам был обвинен и сожжен на костре. Этому способствовали существующие предписания, которые игнорировались.

Террор прекратился летом 1631 года, частично вследствие смерти епископа Фельнера и внешних угроз со стороны шведских войск, которые приближались к Бамбергу. В 1630 году еще 24 человека встретили свою судьбу на костре, однако в 1631 году казней стало значительно меньше.

Вюрцбург

бег.jpg

Епархия Вюрцбурга стала прямым конкурентом кровавой охоты на ведьм, проводимой епархией Бамберга. Епископ Филипп Адольф фон Эренберг из Вюрцбурга стал особенно известен своими действиями: в этом регионе он организовал 42 массовых казни и сжег 209 человек, среди которых 25 были детьми в возрасте от 4 до 14 лет.

В Вюрцбурге сохранился список массовых казней, датированный 16 февраля 1629 года. В этом документе упоминаются 157 жертв, погибших в результате судебных процессов по делу о колдовстве.

Почти одновременно с этими событиями, по обвинению в колдовстве, был казнен молодой родич епископа, который являлся единственным наследником значительного состояния. Эрнест фон Эренберг, будучи примерным студентом, выбрал неверный путь и, по версии иезуитов, стал жертвой магии, что привело к его обвинению и казни.

После казни Эрнеста епископ отметил восстановление правды и устроил поминовение всех жертв своих репрессий, чем пытался привнести хоть какую-то справедливость в этот кровавый период.

Бери-Сент-Эдмундс

В Англии одним из самых известных охотников на ведьм стал Мэтью Хопкинс. В 1645 году он вместе со строгим пуританином Джоном Стерном начал активно искать «ведьм» в провинциях, за что им платили большие суммы денег. Подъём интереса к делам о колдовстве вылился в обвинения более 124 мужчин из Саффолка, которых судили в Бэри-Сент-Эдмюнде в августе 1645 года.

Большинство обвиняемых признались, что в их душах обитает дьявол и что они заключили с ним сделку, что вызывало насмешку со стороны пуританских судей. Более того, некоторые обвинения были направлены на убийства людей и домашних животных, что подчеркивало контекст обвинительных практик и главенствующее место мифов о демонах и колдовстве.

Процессы над ведьмами включали обширные осмотры на предмет наличия «демонических знаков», которые особенно унижали женщин, так как подобные знаки часто связывались с интимными частями женского тела. Заметно, что у Джона Штерна было особое предпочтение именно к обнаружению этих знаков.

Одним из самых примечательных случаев явились процессы в Швеции, произошедшие в 1669 году. В Далекарлии произошла волна обвинений в колдовстве, после чего более 85 человек были сожжены на костре. Людей обвинили в том, что они наводили на 300 детей и «призвали» их на магический блок.

Всё началось 5 июля 1668 года, когда викарий Эльфсдейла в Далекарлии передал информацию о 15-летнем Эрике Эриксене, который обвинил 18-летнюю Гертруду Свенсен в похищении детей и их отдачи дьяволу. Это положило начало череде аналогичных обвинений.

В мае 1669 года король Карл XI назначил комитет, который должен был помочь обвиняемым, приводя их к покаянию через молитвы; однако это только способствовало росту массовой истерии. Первое заседание королевской комиссии состоялось 13 августа 1669 года, на которое пришли около 3000 человек. После этого 70 ведьм были признаны виновными, 21 из которых согласилась с обвинениями без принуждения. Кроме того, 15 детей, пока проходили через иерархию, были также отправлены на сжигание.

Массовая казнь заключенных состоялась 25 августа. Все осуждённые были вынуждены признать истинность обвинений, выдвинутых против них детьми, перед тем как их сожгли.

Оцените статью
Женский форум