В наши дни мир моды привлекает к себе множество внимания, и это не случайно. Темы, как перепроизводство, сексизм, гуманитарные проблемы, неутилизируемые отходы, а также громкие судебные разбирательства в этой сфере создают длинный список актуальных вопросов.
Что такое фешн (fashion)? Мода, фешн-ритейл и фешн-макияж
Сегодня молодые люди все чаще интересуются, что такое мода. Слово «мода» является заимствованием из английского языка и переводится как «fashion». В русском языке это слово применяется в контексте работы модельеров, показов мод и создания стильных образов, указывая на его многогранную природу.
В XXI веке требования к моде значительно повысились. Прежние правила больше не действуют, и тенденции меняются с большой скоростью. Это делает крайне важным для специалистов в данной области быть готовыми к быстрой адаптации и мгновенной реакции на новые веяния.
Мода в XXI веке.
Основным драйвером индустрии моды являются изменения, готовность принимать различные роли и открытость к новому. Например, лучшее представление о тенденциях предоставляют случаи, когда женские гардеробы переплетаются с мужскими, и классические элементы, такие как платья и юбки, уже не так востребованы. В последние годы все чаще можно встретить такие вещи, как футболки, куртки-бомберы, толстовки и брюки, которые становятся основными элементами повседневного гардероба.
Психология моды – это современная наука, рассматривающая влияние одежды на восприятие личности и общество в целом.
Несмотря на все достижения, психология до сих пор не может определить, как личные качества человека отражаются в его выборе одежды.
Психология также не раскрывает полностью механизм формирования внешнего образа. Исследования показывают, что одежда и стиль играют важную роль в повседневной жизни, мужают социальные изменения, влияют на настроение общества и формируют способности к саморазвитию. Последние исследования показывают, что формальная и стильная одежда способствует улучшению абстрактного мышления и повышает экономический статус личности.
Особенности развития фэшн-ритейла
Фэшн-ритейл представляет собой отрасль, отвечающую за эффективные продажи исследуемой модной и стильной одежды. Эта форма торговли помогает людям создавать образ, который отражает их стиль жизни и личные предпочтения. Магазины, занимающиеся фэшн-ритейлом, предоставляют следующие услуги:
- Тактичная и полезная помощь в подборе одежды с учетом пожеланий клиента и понимания его личного стиля.
- Помощь в выборе подходящей одежды, даже если выбор кажется ограниченным.
- Приглашение клиентов в магазин при наличии актуальной для них одежды.
Стилист магазина применяет индивидуальный подход к каждому клиенту, учитывая ключевые элементы их стиля, визуальные корректировки и игру с цветом.
Стилистическое оформление
Особенности фэшн-макияжа
Учитывая тот факт, что модный стиль — это отражение актуального образа, женщины уделяют особое внимание макияжу. Давайте рассмотрим четыре ключевых аспекта, определяющих современные подходы к фэшн-макияжу:
- Использование стойкой косметики. Макияж должен быть устойчивым к воздействиям окружающей среды, одновременно подчеркивая красоту женского лица.
- Соответствие стиля. Макияж, как правило, не должен отвлекать внимание от общего образа, а только акцентировать его достоинства, дополняя одежду, аксессуары и обувь.
- Разнообразие техник. Независимо от выбора техники, особое внимание уделяется тону кожи. Удаление несовершенств, следов усталости и жирного блеска становится приоритетом.
- Открытые детали. Глаза и губы могут подчеркиваться, создавая безупречный стиль и завершая образ.
Каждая женщина должна быть готова «парить» в соответствии с актуальными стандартами красоты, принимая во внимание главные модные тенденции или, наоборот, нарушая их, чтобы выразить свою индивидуальность. И, конечно же, как женщины, так и мужчины выбирают подходящий стиль.
Модный макияж
Особенности фэшн-фотографии
Взаимосвязь между фотографией и модой неоспорима; каждая модная съемка должна следовать этим принципам. В последние годы модная фотография начала выделяться из традиционных жанров художественной фотографии:
- Качество загрузки требует значительных временных затрат на подготовку и размещение материалов. Искусство фотографии требует больших усилий, потому что не все так легко, как это может показаться.
- Каждая деталь на изображении, независимо от ее размера, становится все более важной. Понятие моды в XXI веке приобретает особое значение. Это становится очевидно как в самой моде, так и в макияже, а также в особенностях композиции образа. Безусловно, любая фотография становится более насыщенной с точки зрения смыслов, когда она затрагивает социальные и важные темы. Недопустимо наличие лишних теней или загрязнений на объектах съемки.
- Черты характера и внутренний мир модели находят отражение в фотографии. В связи с этим особое внимание уделяется как образу модели, так и окружающей среде. Смысл и послание фотографии должны быть ясны и доступны для понимания каждому зрителю.
- Одежда, макияж и поза модели приобретают важность. Именно этот уникальный кадр выделяется среди множества других. Провокационные и смелые съемки допустимы, но это не значит, что мода XXI века должна быть именно такой во всех случаях.
- Свет имеет ключевое значение в фотографии. Он создает атмосферу, динамизм и диалог между фотографом и зрителем.
- Фотография должна вызывать ассоциации с определенной эпохой, передавая характерные черты менталитета той эпохи и отражая идеал времени.
- Каждое изображение редактируется в графических редакторах для достижения максимального результата.
Каждый фотограф устанавливает свои правила работы с моделью, однако всегда следует помнить о важности моды для усиления элегантного образа, передающего характер и настроение, и выделяющего актуальные тренды определенной эпохи.
Модная фотография
В современном мире есть несколько ярких трендов в модной фотографии, позволяющих передать определенное эмоциональное состояние или выразить характер модели:
- Размытие линий макияжа. Осознанное использование тех или иных недостатков, например, размазанная светлая помада по щекам или акцент на туши, может привлечь внимание к кадру, подчеркивая атмосферу хаоса и беспорядка.
- Здоровый образ жизни и атлетические формы становятся центром внимания. Эти темы определяют не только мир моды, но и обширные фотосессии. Модель с подтянутым и мускулистым телом может быть сфотографирована в спортивной униформе на стадионе, на детской площадке или даже в школьном спортзале.
- Использование масок. В модельной индустрии акцент на индивидуальности и внутреннем состоянии модели стал устоявшейся традицией. Однако использование масок может закрывать лицо, вызывая протест против излишней индивидуализации модных норм. Маски могут скрывать как лицо, так и волосы, оставляя открытыми лишь определенные участки, что создает интригующий визуальный эффект.
- Мокрые волосы и одеяние. Этот стиль продолжает быть актуальным на протяжении нескольких сезонов. Эффект влажных тканей подчеркивает изгибы тела модели, а влажные волосы контрастируют с традиционными стандартами красоты.
- Сидящие позы на мебели, таких как кресла или диваны. Традиционно модели фотографируются стоя, однако интересные кадры могут быть сделаны и в сидячем положении, когда девушка выразительно сидит и подчеркивает свою независимость.
- Уличная фотография часто осуществляется в неожиданных условиях. Это могут быть старые городские улицы, районы с заброшенными зданиями или мусором, где важно создать правильный образ, подчеркивающий внутреннее настроение модели. Такой подход противопоставляется глянцевым изданиям.
- В наше время акцент на недостатках внешности и силуэта также стал допустимым; родинки, веснушки и неровные черты лица могут быть освещены при желании. Такие фотографии бросают вызов традиционным нормам красоты.
- Тематические съемки с позами куклы или горбуняка могут быть уникальным способом самовыражения. Для этого можно придумать наряд в стиле куклы или использовать необычные изделия. Часто фигура может быть искажена, что подчеркивает значимость каждого конструктивного элемента.
- Пастельные оттенки и минимализм становятся еще одной заметной тенденцией. Глянцевые журналы прежде ассоциировались с ярким разнообразием цветов, но сегодня многие фотографы выбирают приглушенные пастельные тона и минималистичный стиль как для одежды, так и для фона.
Эта профессия в мире моды требует творческого подхода и технических знаний, ведь для разработки дизайна необходимо учитывать такие аспекты, как выбор ткани, прибавки и технологии обработки краев.
Когда не поздно начать карьеру в индустрии моды
Современные реалии позволяют начать карьеру в инновационной сфере моды гораздо проще, чем это было еще несколько десятилетий назад. Начать можно после окончания учебного заведения или даже спустя 10-20-30 лет. В этой индустрии нет «верха карьерной лестницы» и ограничений по возрасту.
Несомненно, молодое поколение может быстрее осваивать и адаптироваться к новым вызовам. Тем не менее, опытные люди в возрасте 40-50 лет обладают уникальными преимуществами, такими как более развитое чувство вкуса и способность отличать ключевые тенденции и инновации от мимолетных увлечений.
Примером может служить Джорджио Армани, который поначалу увлекался медициной, затем работал в универмаге и только в 27 лет начал свою карьеру в моде как ассистент модельера Нино Черутти.
Джорджио Армани
Другим примером может стать дизайнер свадебной моды Вера Вонг, которая занималась фигурным катанием, и в индустрию моды она пришла после того, как не вошла в состав олимпийской команды. Открытие собственного салона произошло только в 41 год, а ее платья стали эталоном свадебной моды по всему миру.
Вера Ванг
Российская модель Валентина Ясень начала свою карьеру уже за 60 лет, когда ее сын Михаил выложил в социальных сетях фото своей матери. Следом за этим на нее стали поступать предложения от модельных агентств, и она стала получать приглашения на фотосессии. Валентина работала с такими брендами как Harper’s Bazaar, Estel Haute Couture, L’Oreal Paris и была номинирована на премию «Модель года Glamour».
Здесь можно привести множество примеров, когда карьерные пути кардинально менялись в любом возрасте. Если у вас есть вдохновляющие истории, оживляющие эту тенденцию, напишите их в комментариях, и мы добавим их.
Таким образом, ответ на вопрос «Когда начинать карьеру в моде?» становится очевидным: никогда не поздно.
Теперь давайте подробнее рассмотрим карьерные возможности в мире моды, а также варьирование условий работы для фрилансеров и постоянных сотрудников.
Что представляет собой индустрия моды
Одежда отвечает за одну из базовых потребностей человека – быть защищенным от цен холодов и чувствовать себя комфортно. Индустрия моды охватывает все аспекты, которые помогают людям достигнуть этой цели. Бренды активно конкурируют между собой, пытаясь расширить клиентскую аудиторию, предлагая ультрамодный дизайн, который соответствует современным требованиям. Для этого музыканты и дизайнеры:
- Запускают новые коллекции.
- Проводят масштабные рекламные акции и показы мод.
- Создают бутики и торговые точки для продажи своих товаров.
В этих процессах задействованы десятки или даже сотни сотрудников, каждый из которых отвечает за свою специализированную задачу, будь то разработка новой модели или оформление витрин в магазинах. Неподдельные черты этих профессий являются:
- Творчество,
- Улучшенное чувство стиля,
- Внимание к деталям,
- Стремление следовать актуальным тенденциям.
Дизайн одежды
Дизайнер
Модельер — это профессионал, который создает эскизы изделий, выбирает ткани и декор, а также контролирует производственный процесс одежды.
Помимо разработки эскизов, модельер также занимается:
- Созданием технической документации.
- Планированием рекламных кампаний в содружестве с маркетологами.
- Представлением новых коллекций на показах мод.
Главная задача модельера заключается в разработке художественно-конструкторского проекта для целой коллекции или отдельного изделия. Для этого специалисту необходимо быть в курсе современных модных тенденций, обладать чувством стиля и быть творческой личностью.
Екатерина Рождественская — яркий пример человека, который смог поменять свою профессию и найти себя в мире моды. В 1979 году она окончила МГИМО по специальности «Международные отношения», а затем начала заниматься переводом английских и французских материалов.
В 1998 году она открыла для себя страсть к фотографии и впоследствии стала известна благодаря своей работе «Частная коллекция» и «Самые красивые люди в мире». В 2011 году ее способность видеть окружающую красоту привела к созданию собственного бренда одежды и аксессуаров под названием ROB-ART by Katya Rozhdestvenskaya, основанного на ее личных фотопроектах.
Художник по костюмам
Эдит Хэд и Грейс Келли
Художник по костюмам — это специалист, отвечающий за разработку костюмов для театра, кино, рекламы и фотосессий. Такой профессионал умело разрабатывает эскизы в соответствии с заданным стилем, подбирает ткани и аксессуары, учитывает цветовые решения и техники шитья.
Данная профессия подходит людям с развитым воображением, так как визуальная составляющая спектакля во многом зависит от них. Они зачастую работают в тандеме с историками моды, которые консультируют по вопросам моды разных эпох.
Эдит Хэд, обладательница восьми премий «Оскар», нашла свое призвание в профессии случайно. Ранее будучи преподавательницей французского языка, она познакомилась с режиссером Сесилом Блаунтом де Миллем, став учителем его детей. Благодаря этому знакомству Эдит попала на съемочную площадку, где и зародилось желание заниматься созданием костюмов для сценических программ.
Позже Эдит получила работу и за свою почти 60-летнюю карьеру создала костюмы для более чем тысяч фильмов, включая работы с такими звездами, как Мэрилин Монро, Грейс Келли, Элизабет Тейлор и Одри Хепберн.
Историк моды — это специалист, который исследует одежду, обувь и аксессуары прошедших эпох. Он умеет выстраивать взаимосвязи между модой и ее социальным контекстом.
«В России люксовые бренды больше нацелены на богатых жен» Татьяна Васильева, Instagram-блогер и инфлюэнсер
В России наблюдается совершенно иная культура потребления для предметов роскоши. Это явление обуславливается отсутствием «класса старых денег», существующего в европе, из-за исторического контекста Советского Союза, когда богатство часто не было зафиксировано в материальном выражении. 1990-е и 2000-е годы стали эпохой «новых денег» и других способов, как люди потребляют дорогие товары. Таким образом, PR-стратегии люксового сегмента в России отличаются от западных подходов. В то время как в западных странах ценятся самодостаточные женщины, которые достигли успеха, в России люксовые бренды ориентируются в первую очередь на светских львиц и жён богатых мужчин. Принимая решение о покупке, люди часто опираются на моду и стиль «Beau Monde».
В отличие от Западной Европы, в России наблюдается сильная поляризация по уровням доходов. Таким образом, даже представители среднего класса не могут позволить себе брендов, которые являются премиум-классом в стране, но считаются «средними» в США или Европе.
Говоря о влиятельных персоналиях, заметно, что в России нет независимых модных блогеров, которых могли бы равнять на западных. У нас есть несколько девушек, попавших на Недели моды, но их путь абсолютно другой. В основном, они отправляются на показы по приглашениям иностранных агентств, таких как итальянские или американские, а не российских. Дело в том, что в России бюджеты на рекламу очень ограничены.
Модель и блогер Елена Перминова демонстрирует новую сумку от Fendi.
Есть еще один интересный аспект: при работе с международными люксовыми брендами я всегда интересуюсь, какую позицию занимает Россия в их глобальных продажах. Например, в бьюти-индустрии мы находимся на первом месте, так как не так много стран, где женщины так трепетно относятся к себе. При этом в сфере моды Россия редко оказывается даже на пятом месте, в то время как первенство занимают Китай, Япония, США, Италия, Франция и Германия. Вот почему бренды предпочитают выделять меньшие суммы на рекламу в стране, где нет высоких объемов продаж.
Сегодня культура потребления моды в России постепенно меняется: старое поколение проходит, а на смену ему приходит новое. Люксовые бренды вроде Louis Vuitton начинают терять свою популярность в стране, поскольку их начали меньше хвалить. Вместо этого на горизонте появляются новые марки, и данная культура будет стремительно развиваться по образцу западных трендов.
Сегодняшняя российская мода уже не является коллективной, как это было раньше, когда люди стремились показать своё богатство.
Являясь свидетелем того, как в Москве люди одеваются стильно, приятно прогуляться по центру и увидеть множество стильных мужчин, что является заслугой социальных сетей. Это контрастирует с другими европейскими столицами, где мужчинам не придаётся столь же большого значения.
«У российской моды все еще впереди» Мадонна Мур, журналист, автор Telegram-канала о моде «Мур»
У меня сложилось впечатление, что понятие «колхоз» больше не актуально в контексте российской моды. К счастью, мы живем в обществе, где вкусы становятся всё более индивидуальными и принимаемыми. Если говорить о самой отрасли, она, конечно, не так развита, как в соседних странах, таких как Грузия и Украина, но, безусловно, демонстрирует прогресс.
Говоря о тех, кто имеет дело с люксовыми брендами, например, Яна Рудковская является другом марки Louis Vuitton, но при этом утверждает, что она выступает как клиент, а не как официальный посол. Однако имеет смысл упомянуть, что Светлана Ходченкова и Маша Миногарова дружат с Bvlgari, в то время как Рената Литвинова является другом Balenciaga.
Высокая мода — это не только тяжелый труд, но и крупные средства, поэтому дело не ограничивается исключительно талантом. К примеру, таким дизайнерам, как Ульяна Сергеенко, Валентин Юдашкин и Александр Терехов, удается создавать заметные работы. Совсем недавно я побывала на Неделе моды Mercedes-Benz, которая предоставляет отличные возможности для дизайнеров показать свои коллекции. Несмотря на имеющиеся вопросы по поводу многих показов, для таких как Рома Уварова, подиум — это лишь начало.
Однако существует проблема: многие уже состоявшиеся российские дизайнеры предпочитают не участвовать в Московской Неделе моды и жаждут представить свои работы в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. Тем не менее, московские показы остаются более ориентированными на начинающих дизайнеров или тех, кто не смог сохранить позиции.
Российская супермодель Наталья Водянова во время показа мод Dior на Красной площади, 9 июля 2013 года.
Фото: Виктор Бойко / GettyImages for Dior
Чтобы Москва смогла претендовать на титул пятой столицы моды, необходима хорошая подготовка дизайнеров, талантливые специалисты и открытость прессы к новаторам. Индустрия моды, к сожалению, часто оказывается закрытой, и newcomers сталкиваются со сложностями в попадании в глянцевую прессу. Когда речь идет о конкуренции, профессиональное управление играет важную роль.
В России отсутствуют фигуры, способные оказывать влияние на моду, ведь социальные сети размыли границы. Мировые авторитеты и дома моды оказывают влияние на все страны, начиная от Билли Айлиш в Америке до Гарри Стайлса в Великобритании.
В нашей стране нет такого налаженного сотрудничества с уровнями моды, как в Грузии. Здесь мы следуем мировым тенденциям, в то время как в Грузии они сами имеют возможность задавать тренды. Однако отрасль стремительно развивается. Джиджи Хадид уже носит костюмы Lesyanebo, а Кендалл Дженнер предпочитает джемперы 12storeez. На российскую моду впереди еще долгий путь.
«За стильной одеждой я бы посоветовал сходить к бабушкам» Николай Вознесенский, дизайнер бренда Chiveskella, стилист
Я полагаю, что индустрия моды в настоящее время развивается на уровне других стран. Современные реалии показывают, что власть марок в интернет-пространстве стала меньше значимой — здесь можно реализовать бренд, если у вас есть желание и хороший вкус. Однако есть некоторые моменты с тканями и аксессуарами: не хватает разнообразия — все приходится заказывать с частными компаниями.
Я убежден, что в России присутствует своя уникальная идентичность, как и в тех странах, где нет всемирно известных модных домов. Это проявляется в выборе местных тканей и материалов. Постсоветская специфика ярко выражается в использовании тканей, в результате чего у нас складывается своеобразная идентичность. В каждой области может развиваться одежда, основанная на традициях и навыках местных мастеров.
Во всех странах, где представлены люксовые бренды, существуют мнения формирователей, оказывающие влияние на идентичность. На Западе они могут выглядеть как артисты, которые пользуются популярностью среди аудитории, входящей на местную моду.
Певцы Тимати и Егор Крид во время выступления на 16-й ежегодной Национальной премии в области народной музыки Муз-ТВ в одежде бренда Gucci, 2018 год.
Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ
Как стилист, я одеваю артистов для съемок, в первую очередь опираясь на стиль исполнения и жанр. В начале мне нужно изучить аккаунты исполнителей в социальных сетях, это позволяет мне получить общее представление о том, как они хотят выглядеть.
Чтобы обсуждать местную моду на международной арене, необходимо развивать энтузиастов, при этом в первую очередь должны помогать иностранные специалисты. Я убежден, что нужно пригласить международный дизайнер, который мог бы предложить обзор нашей модной индустрии. Этот специалист мог бы определить, каковы могут быть наши визуальные образы с учетом существующих местных возможностей и материалов, что приведет к появлению местных дизайнеров, способных представить свою концепцию.
К сожалению, в данной области нам не хватает инвестиций для развития. В странах без крупных домов моды, ситуация аналогична. Безусловно, в России отсутствует тот уровень культурного багажа, который определял бы общественную жизнь из года в год. Например, за последние десять лет мы пытались организовать показы мод в Нью-Йорке, но они не имели значительного успеха.
Москва нуждается не только в финансовой поддержке, но и в культурной основе, которая формировала бы аудиторию. Речь идет о людях, готовых поддержать моду, спонсируя креативные идеи.
Как дизайнер, я не концентрируюсь на Неделях моды, поскольку следую совершенно иному подходу. Я создаю уличную одежду (streetwear), которая выходит в форме коллекций и дропов. При проведении выставки около двух лет назад в Культурхаусе, я также завлекал посетителей из Instagram, а также людей, которые меня знают или являются моими фанатами. Поскольку я не планировал масштабное мероприятие для широкой аудитории, мне показалось нецелесообразным делать что-то большое, так как важнее было бы сохранить непосредственный контакт с интересующимися.