Роль британского актера Чарли Ханнама в телесериале «Сын анархии», который впервые был показан на американском канале FX в 2008 году, стала одной из самых запоминающихся в его карьере. В данном проекте он воплотил образ Джексона Теллера, одного из ключевых персонажей, который сталкивается с множеством моральных dilem и приключений, связанных с байкерским клубом в небольшом городке Калифорнии. Ханнам исполнял эту роль на протяжении шести сезонов, включая финал, который вышел в 2014 году.
«Хулиганы Зеленой улицы» − классика. Его снимала немка, актеры дрались у тренера и пили с фанатами, а британцы разносили фильм за ошибки
Большинство фильмов, посвященных спорту, следуют довольно предсказуемой и устоявшейся схеме. Обычно история начинается с того, что главный герой наслаждается счастливыми моментами: удачи в соревнованиях, любовь и поддержка друзей. Но затем в его жизнь врываются тяжелые испытания — будь то серьезные травмы, потеря близкого человека или столкновения с антагонистом. На фоне этой драмы развивается процесс самосознания и самоулучшения, который в конечном итоге приводит к эпическому финалу, где герой triumphantly возвращается на пьедестал, заслуженно получая признание и уважение толпы.
Однако «Хулиганы с Зеленой улицы» нарушает эту привычную формулу. Этот фильм полон реализма, олицетворяющего настоящие хулиганские происшествия и общественные явления, но, как ни странно, не включает в себя сам спорт. На «Кинопоиске» его рейтинг впечатляет — 8 из 10, что отправляет этот фильм 2005 года на пьедестал лучших драм для зрителей, интересующихся темой футбольных хулиганов.
Существует мнение, что фильм о хулиганах стал таким естественным, поскольку его создавали сами хулиганы. Однако это утверждение не совсем корректно. Режиссером фильма является немка Лекси Александр, родившаяся в семье немецко-палестинского происхождения. В молодые годы она играла в футбольной команде «Мангейм Сити Бойз», представляющей фан-клуб клуба «Валтоф», который выступает в четвертом дивизионе Германии. Тем не менее, многие источники утверждают, что её склонности к фанатскому движению были несколько преувеличены, так как, несмотря на звание чемпиона мира по кикбоксингу среди юниоров, Лекси никогда не посещала матчи своего клуба, и её участие в фанатской культуре ограничивалось лишь случайными встречами с местными жителями. По этой причине она не могла досконально исследовать специфику фанатского движения.
Чтобы минимизировать пробелы в знаниях Лекси, к проекту привлекли Дуги Бримсона, одного из ведущих экспертов по футбольным фанатским движениям, чтобы он помог в написании сценария (при этом Лекси также выступала как один из сценаристов).
Хотя фильм не сумел добиться успеха в Великобритании, его позитивно восприняла зрительная аудитория в США и России. По сути, «Хулиганы с Зеленой улицы» стали классическим произведением, которое превращалось в манифест футбольных хулиганов.
Фильм ругают за все: сценарий не работает, а главный фанат коверкает акцент и носит неправильную одежду
Вместо того чтобы предложить зрителям динамичное и захватывающее начало, как это делают многие успешные спортивные фильмы, дуэт Лекси Александер и Дуги Бримсона создали сюжет, изобилующий структурными ошибками. Как сам сценарий, так и способ его реализации столкнулись с критикой, что в первую очередь связано с несоответствием ожиданий и реальности. Несмотря на то, что Дуги Бримсон хорошо разбирался в предмете, как сценарист он показал себя не самым лучшим образом. Лекси Александер, хотя и была неплохим режиссером, оказалась далека от футбольной культуры.
Одним из первых замечаний касалось того, что трансформация главного героя оказывается совершенно неясной. Персонаж, сыгранный Элайдже Вудом, вступает в жестокую борьбу с местными британскими хулиганами, но получает закономерную победу благодаря своим журналистским навыкам — всё решается посредством записи примирительного разговора на диктофон. Таким образом, он применяет то, что у него было всегда, что поднимает вопрос о том, насколько обосновано изменение персонажа, как необходимость для сюжета.
Конфликт с журналистами также ставит под сомнение правдоподобие сценарной линии. В одном из эпизодов Чарли Ханнам в роли Пита ругает репортеров за то, что они публикуют материал о драке фанатов, а не об самой драке. Сцена длится около 20 минут, и в контексте этого эпизода персонажи начинают гордиться тем, что их потасовка попала на страницы газеты.
У этого конфликта в реальности существуют серьезные причины, однако сценаристы не учли важные исторические аспекты. В 1989 году после трагедии на стадионе Хиллсборо, унесшей жизни 96 человек и оставившей 766 раненых, газета Sun опубликовала статью с провокационным названием «Правда». В ней содержалась ряд обвинений в адрес фанатов клуба «Ливерпуль», включая утверждения о том, что они нападали на полицейских и пожарных, а также мародерствовали и оскверняли тела своих товарищей.
Это обвинение было опровергнуто только в 2012 году, когда отчет независимой комиссии подтвердил невиновность болельщиков. Скандал был настолько значительным, что даже премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон извинился перед семьями жертв трагедии.
Поклонники футбольной культуры проявляют крайне трепетное отношение к каждой детале своего фандома. Именно по этой причине в британском обществе поступило огромное количество жалоб на фильм. В первую очередь, спорный эпизод о футбольном матче был снят на стадионе «Вест Хэма», но вместо игры в Бирмингеме в фильме была упомянута вымышленная игра в Гиллингеме.
Во-вторых, зрители были крайне недовольны исполнением Чарли Ханнама, играющим капитана команды «Вест Хэм» по имени Пит. Ханнам, родом из Ньюкасла, оказался низкоэффективным в попытках воссоздать акцент «кокни», характерный для жителей северного Лондона. Его почти незаметный акцент стал предметом насмешек, и он вошел в списки худших акцентов в кино.
Помимо этого, Чарли также подвергался критике за свои манеры и внешний вид. Его вразвалочная походка, натянутые носки и руки, засовываемые в карманы пальто, были типичными для манчестерских фанатов, вдохновленных образом Лиама Галлахера из группы Oasis. Однако такой стиль поведения был неуместным для настоящих болельщиков «Вест Хэма».
Полной деконструкцией образа становится сцена, изображающая просмотр футбольного матча со студентами, где Пит появляется в спортивном костюме Adidas, созданном в коллаборации с Дэвидом Бекхэмом. Задается вопрос, кто мог придумать такое одеяние для болельщика «Вест Хэма», что ставит под сомнение обоснованность выбора одежды для роли.
Утром – тренировки боев, вечером − пиво с хулиганами
Несмотря на множество критических замечаний, во время съемок и в самом фильме можно было обнаружить много забавных, а главное — правдивых моментов.
К примеру, первоначальное рабочее название фильма было «Янки». Однако позже его переименовали в «Хулиганы с Зеленой улицы», поскольку стадион «Вест Хэма» располагается на Зеленой улице.
Нельзя не поздравить создателей фильма с тем, что им удалось пригласить Касса Пеннанта — главу фанатской организации «Вест Хэм Интерситифирм» 1970-х годов, который тогда был одним из самых известных хулиганов в Англии. Чарли Ханнам сумел близко подружиться с ним и его окружением, что позволило ему перенять значительные элементы характера для своей роли.
После рабочих репетиций актеры и хулиганы отправлялись в ближайший паб, чтобы развеяться за кружкой пива. Исключение составил только Элайджа Вуд, который был освобожден от выпивки, так как его персонаж выполнял роль аутсайдера.
Для того чтобы актеры не утомились во время съемок затяжных сцен драк, Лекси Александр обратилась к мастеру боевых искусств Пэт Джонсон, которая занималась хореографией боевых сцен и играла небольшие роли в множестве фильмов о боевых искусствах, таких как киноверсии «Черепашек-ниндзя», «Карате Кид» и «Том Хорн».
Каждый съемочный день начинался с интенсивной силовой тренировки. Пэт Джонсон проводила с актерами два часа, затем они уходили на обед. После этого наступала пора отработки техник борьбы — ударов, падений и борцовских приемов. Дальше уже начинались съемки сцен драки, и после завершения дублей актеры возвращались в паб для отдыха.
На момент съемок фильм «Вест Хэм» не находился в Премьер-лиге, а вместо этого безнадежно застрял в Лиге чемпионов. Когда голливудские продюсеры обратились к руководству клуба с просьбой о помощи в производстве фильма, боссы «Вест Хэма» незамедлительно согласились.
Однако после завершения съемок клуб оперативно пытался скрыть свое участие в проекте. Вдруг «Вест Хэм» осознал, что фильм будет гораздо менее о футболе и намного больше о хулиганском движении. В начале 2000-х годов клуб только что восстановил свою репутацию, сильно пострадавшую из-за футбольного насилия, и последней вещью, которую он хотел бы, это возвращение хулиганских стереотипов, способных навредить его имиджу.
Несмотря на ужасно испорченный акцент «кокни», были и положительные моменты в фильмe. По словам самих поклонников футбольной культуры, в сленге северного Лондона действительно существуют рифмованные выражения, например, «тестообразные кокосы». Это маленькое, но удачное дополнение стало одним из немногих положительных аспектов работы Александер.
Другой удачный момент фильма — это знаменитая «улыбка» Челси. Это происходит в сцене, когда герой Элайджи Вуда пытается отрезать лицо кредитной картой, и это действительно отражает реальность в Англии. Так называется особое сокращение, используемое против болельщиков команд-соперников. Это название связано с футбольной бандой «Челси» — HeadHunter (отсюда и название).