Скачать книги по финансовому образованию для детей онлайн: Вы найдете полезные примеры и понятные описания, которые помогут вам объяснить ребенку сложную финансовую операцию или ваше собственное обращение с деньгами.
Как научить ребенка копить
В 1960 году в Стэнфордском университете был проведен эксперимент.
Взрослые дали дошкольникам по кусочку конфеты, а затем сказали, что их не будет некоторое время. Дети, которые проявили настойчивость и не съели конфету до возвращения взрослого, были вознаграждены еще одним кусочком. Те, кто ел его, уходили с пустыми руками.
90 % детей съели свой зефир. 10 % устояли перед соблазном.
Исследователи предположили, что дети, которые не ели сладости, смогут лучше контролировать свои желания и достигнут большего успеха.
Гипотеза была подтверждена. Спустя 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто упорствовал и не ел зефир, достигли высоких профессиональных результатов. Остальные были служащими или низкооплачиваемыми работниками.
Эксперимент показал, что самодисциплина была важным фактором успеха детей. Способность отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущего вознаграждения определяет будущее счастье.
У меня двое растущих сыновей, и я хочу, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я знаю, как помочь им достичь этого.
Все, что вы когда-либо хотели знать о детях и деньгах, вы найдете в нашем информационном бюллетене, выходящем два раза в неделю, а также в остальных материалах о деньгах.
Никогда не покупать сразу
Давайте начнем с формирования хороших привычек. Я хочу научить своего ребенка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям.
Большинство покупок детей спонтанны: они видят, хотят, покупают. Дети висят на полках с игрушками и начинают умолять: «Ну, купи!». Такое поведение раздражает, но дети в этом не виноваты.
Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина, гормона, который обеспечивает удовольствие в предвкушении покупки. Одна из функций дофамина — вызывать у людей желание сделать что-то хорошее. Когда одна часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она выделяет дофамин, чтобы передать предстоящую радость остальным частям мозга.
Мозг стимулирует: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Это то, что вам нужно для счастья». Дети испытывают эйфорию в предвкушении покупки. Но после самой покупки эйфория улетучивается.
Функция дофамина заключается лишь в том, чтобы заставить людей желать чего-то хорошего, а остальное пусть делают другие части мозга. Именно поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока коробка не распакована, производитель не собран, все кнопки не нажаты или все функции новой игрушки не изучены. Дофамин — это всегда предвкушение: он использует счастье как приманку, но не отдает его.
Игра, которую вы покупаете, вскоре перестает радовать: не к чему стремиться, все понятно и знакомо. Мозг нуждается в новой дозе дофамина. Частые срочные покупки вызывают психологическую зависимость: ваш мозг постоянно подпитывается.
Давайте обманем мозг: Не покупайте игрушку в тот же день, но поощряйте ребенка внести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин выделяется даже тогда, когда мы планируем или мечтаем о долгожданной покупке. Можно даже предположить, что предвкушение больше, чем сама покупка.
Когда мой шестилетний сын просит меня купить ему новую машину, я предлагаю ему внести ее в мой список желаний. Каждые две недели мы просматриваем список, и мой сын выбирает, какую игрушку он хочет получить больше всего.
Список пожеланий для дошкольниковPDF, 1.1 MB
Дети постарше могут вести такой список:
Список пожеланий для школьниковPDF, 33 КБ
Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и переосмысливать свой выбор. Мозг по-прежнему активизируется в предвкушении покупки, ребенок по-прежнему жаждет новой игрушки, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их сознательной критике.
Постепенно ребенок научится контролировать свои желания и отделять важное от неважного. А пока позвольте ему насладиться дофаминовым бутербродом из предвкушения и самоанализа.
Дать возможность распорядиться деньгами
Мы научили детей вести списки желаний, в которых ребенок должен думать о приоритетах. Следующая задача — ввести еще один уровень свободы: позволить ребенку думать не только о приоритетах, но и о составлении бюджета.
Часто дети тратят свои первые карманные деньги на мелочи: Жевательная резинка, сладости, наклейки. Что они получают, то и тратят. Они еще ничего не знают о планировании и самоконтроле, потому что необходимые для этого части мозга еще недостаточно развиты.
Побудите своего ребенка управлять своим собственным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 250 рублей в неделю в качестве карманных денег, покажите ему, что он может купить, если не потратит деньги сразу.
Что выбираешь?
Ребенок не сможет сразу принимать разумные решения. Не волнуйтесь, со временем он научится. Помогайте ребенку, задавая наводящие вопросы и делая предложения, но не навязывайте ему свое мнение. Критика отбивает у вашего ребенка желание делиться своими мыслями и решениями.
Это поможет вашему ребенку, если вы также будете проявлять сдержанность и способность планировать на долгосрочную перспективу. Мальчику трудно развивать самоконтроль, когда он стоит в очереди с отцом на вручение седьмого айфона. В семьях, где покупки рациональны, дети постепенно учатся контролировать себя и планировать на долгосрочную перспективу.
Изучение учебников и сдача экзаменов зачастую бесполезны, говорит Евгения Блискавка. Чем младше ребенок, тем эффективнее игры и совместное решение проблем. В центре внимания финансового обучения находится собственный опыт, подчеркивает эксперт.
Зачем вообще рассказывать
Все просто — вот ключ к финансовой грамотности, которая является не просто модной тенденцией, а необходимостью. Эксперты отмечают, что финансовая грамотность требует знаний не только о фондовом рынке или криптовалютах, но и о более базовых вещах: как разумно тратить, сохранять, приумножать, какие инструменты для этого существуют и т.д.
ОЭСР объясняет, что финансово грамотный человек может быть описан как тот, кто:
- знает финансовые понятия — деньги, сбережения, инфляция, доход, риск, права покупателя и т.д,
- знает и понимает концепцию финансовых продуктов — кредитные карты, чеки, банковские счета, страхование, пенсии и т.д,
- способны принимать эффективные финансовые решения в различных ситуациях на основе своих знаний.
Дети также уязвимы для мошенничества. Не имея образования, они не знают о рисках и часто не понимают, что их пытаются обмануть.
Когда начинать
Чем раньше, тем лучше, считают эксперты. И важно не только говорить, но и позволять ребенку распоряжаться деньгами. Ключевой вопрос — «когда?». — дело даже не столько в конкретном возрасте, сколько в появлении первого «хочу! купить хорошо», — объясняет Евгения Бликкавка, директор Национального центра финансовой грамотности.
Исследования показывают, что у детей формируется личное поведение в отношении трат и сбережений, начиная с пятилетнего возраста. Поэтому если основы финансовой грамотности не заложены в раннем детстве, у ребенка могут возникнуть проблемы с ней в дальнейшем, а обращаться с деньгами и другими финансовыми инструментами необходимо на протяжении всей жизни.
Подросткам — в возрасте 14-15 лет — следует предоставлять больше финансовой свободы и ответственности, считает Екатерина Лавренова, эксперт Программы финансового образования Министерства финансов. В этом возрасте необходимо создать индивидуальный бюджет для ребенка. И если, например, он потратит все деньги за один день, он должен сам подумать и решить, что делать. Но, конечно, такую ситуацию нужно обсудить, чтобы ребенок понял, что он сделал не так.
Что детям нужно знать
Что такое деньги? А для чего? Откуда он берется в семье? На что родители тратят деньги? Как они могут его сохранить? И почему? По крайней мере, вы можете начать с этих вопросов, советуют эксперты. Стоит также прояснить традиционно довольно неприятные вопросы: Сколько денег зарабатывают родители? Почему так много? И почему меньше, чем кто-то другой? В разговоре о деньгах в семье нет ничего плохого, подчеркивает Владимир Фролов, идеолог первого Фестиваля семейных финансов «PRO Деньги».
Он также отмечает, что важно научить ребенка
- принять взвешенное решение перед покупкой — не торопиться ни с чем, выбрать из нескольких вариантов наиболее выгодный,
- планировать свою финансовую жизнь, рассчитывать, сколько будет стоить важная покупка, сколько времени потребуется, чтобы накопить на нее, и нужна ли она вообще.
Екатерина Лавренова советует учитывать потребности ребенка и обстоятельства семьи. Несколько десятилетий назад, например, детям не нужно было учиться обращаться с электронными деньгами и безопасно совершать покупки в Интернете. Теперь это повседневная реальность.
Кроме того, по его словам, им следует с раннего возраста рассказывать о том, что
- как накопить на вещи, которые хочет ребенок,
- как правильно и безопасно делать покупки — например, элементарное понимание того, что такое «сдача» и как ее считать, и т.д,
- что такое доходы и расходы,
- каков риск при более высоких затратах и т.д.
В целом, темы могут быть практически одинаковыми в любом возрасте, просто со временем они становятся более углубленными. Например, вы можете пройти путь от «просто накопления на игру» до банковских вкладов, а затем до инвестиционных продуктов, краудфандинга и т.д.
Главное, что сложные понятия объясняются простыми словами и на повседневных примерах. Например, Владимир Фролов вспоминает слова спикера на Фестивале семейных финансов: «Лучший способ научить ребенка налогам — это съесть 13% его мороженого».