Финансовая грамотность для детей: учим ребенка обращаться с деньгами. Как научить ребенка обращаться с деньгами.

Скачать книги по финансовому образованию для детей онлайн: Вы найдете полезные примеры и понятные описания, которые помогут вам объяснить ребенку сложную финансовую операцию или ваше собственное обращение с деньгами.

Как научить ребенка копить

В 1960 году в Стэнфордском университете был проведен эксперимент.

Взрослые дали дошкольникам по кусочку конфеты, а затем сказали, что их не будет некоторое время. Дети, которые проявили настойчивость и не съели конфету до возвращения взрослого, были вознаграждены еще одним кусочком. Те, кто ел его, уходили с пустыми руками.

90 % детей съели свой зефир. 10 % устояли перед соблазном.

Исследователи предположили, что дети, которые не ели сладости, смогут лучше контролировать свои желания и достигнут большего успеха.

Гипотеза была подтверждена. Спустя 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто упорствовал и не ел зефир, достигли высоких профессиональных результатов. Остальные были служащими или низкооплачиваемыми работниками.

Эксперимент показал, что самодисциплина была важным фактором успеха детей. Способность отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущего вознаграждения определяет будущее счастье.

У меня двое растущих сыновей, и я хочу, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я знаю, как помочь им достичь этого.

Все, что вы когда-либо хотели знать о детях и деньгах, вы найдете в нашем информационном бюллетене, выходящем два раза в неделю, а также в остальных материалах о деньгах.

Никогда не покупать сразу

Давайте начнем с формирования хороших привычек. Я хочу научить своего ребенка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям.

Большинство покупок детей спонтанны: они видят, хотят, покупают. Дети висят на полках с игрушками и начинают умолять: «Ну, купи!». Такое поведение раздражает, но дети в этом не виноваты.

Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина, гормона, который обеспечивает удовольствие в предвкушении покупки. Одна из функций дофамина — вызывать у людей желание сделать что-то хорошее. Когда одна часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она выделяет дофамин, чтобы передать предстоящую радость остальным частям мозга.

Мозг стимулирует: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Это то, что вам нужно для счастья». Дети испытывают эйфорию в предвкушении покупки. Но после самой покупки эйфория улетучивается.

Это интересно:  Как преодолеть страх перед родами – советы психолога. Как не бояться родов

Функция дофамина заключается лишь в том, чтобы заставить людей желать чего-то хорошего, а остальное пусть делают другие части мозга. Именно поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока коробка не распакована, производитель не собран, все кнопки не нажаты или все функции новой игрушки не изучены. Дофамин — это всегда предвкушение: он использует счастье как приманку, но не отдает его.

Игра, которую вы покупаете, вскоре перестает радовать: не к чему стремиться, все понятно и знакомо. Мозг нуждается в новой дозе дофамина. Частые срочные покупки вызывают психологическую зависимость: ваш мозг постоянно подпитывается.

Давайте обманем мозг: Не покупайте игрушку в тот же день, но поощряйте ребенка внести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин выделяется даже тогда, когда мы планируем или мечтаем о долгожданной покупке. Можно даже предположить, что предвкушение больше, чем сама покупка.

Когда мой шестилетний сын просит меня купить ему новую машину, я предлагаю ему внести ее в мой список желаний. Каждые две недели мы просматриваем список, и мой сын выбирает, какую игрушку он хочет получить больше всего.

Список пожеланий для дошкольниковPDF, 1.1 MB

Дети постарше могут вести такой список:

Список пожеланий для школьниковPDF, 33 КБ

Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и переосмысливать свой выбор. Мозг по-прежнему активизируется в предвкушении покупки, ребенок по-прежнему жаждет новой игрушки, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их сознательной критике.

Постепенно ребенок научится контролировать свои желания и отделять важное от неважного. А пока позвольте ему насладиться дофаминовым бутербродом из предвкушения и самоанализа.

Дать возможность распорядиться деньгами

Мы научили детей вести списки желаний, в которых ребенок должен думать о приоритетах. Следующая задача — ввести еще один уровень свободы: позволить ребенку думать не только о приоритетах, но и о составлении бюджета.

Часто дети тратят свои первые карманные деньги на мелочи: Жевательная резинка, сладости, наклейки. Что они получают, то и тратят. Они еще ничего не знают о планировании и самоконтроле, потому что необходимые для этого части мозга еще недостаточно развиты.

Побудите своего ребенка управлять своим собственным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 250 рублей в неделю в качестве карманных денег, покажите ему, что он может купить, если не потратит деньги сразу.

Это интересно:  О праве усыновленного на доступ к информации о биологических родителях. Как найти родителей усыновленного ребенка.

Что выбираешь?

Ребенок не сможет сразу принимать разумные решения. Не волнуйтесь, со временем он научится. Помогайте ребенку, задавая наводящие вопросы и делая предложения, но не навязывайте ему свое мнение. Критика отбивает у вашего ребенка желание делиться своими мыслями и решениями.

Это поможет вашему ребенку, если вы также будете проявлять сдержанность и способность планировать на долгосрочную перспективу. Мальчику трудно развивать самоконтроль, когда он стоит в очереди с отцом на вручение седьмого айфона. В семьях, где покупки рациональны, дети постепенно учатся контролировать себя и планировать на долгосрочную перспективу.

Изучение учебников и сдача экзаменов зачастую бесполезны, говорит Евгения Блискавка. Чем младше ребенок, тем эффективнее игры и совместное решение проблем. В центре внимания финансового обучения находится собственный опыт, подчеркивает эксперт.

Зачем вообще рассказывать

Все просто — вот ключ к финансовой грамотности, которая является не просто модной тенденцией, а необходимостью. Эксперты отмечают, что финансовая грамотность требует знаний не только о фондовом рынке или криптовалютах, но и о более базовых вещах: как разумно тратить, сохранять, приумножать, какие инструменты для этого существуют и т.д.

ОЭСР объясняет, что финансово грамотный человек может быть описан как тот, кто:

  • знает финансовые понятия — деньги, сбережения, инфляция, доход, риск, права покупателя и т.д,
  • знает и понимает концепцию финансовых продуктов — кредитные карты, чеки, банковские счета, страхование, пенсии и т.д,
  • способны принимать эффективные финансовые решения в различных ситуациях на основе своих знаний.

Дети также уязвимы для мошенничества. Не имея образования, они не знают о рисках и часто не понимают, что их пытаются обмануть.

Когда начинать

Чем раньше, тем лучше, считают эксперты. И важно не только говорить, но и позволять ребенку распоряжаться деньгами. Ключевой вопрос — «когда?». — дело даже не столько в конкретном возрасте, сколько в появлении первого «хочу! купить хорошо», — объясняет Евгения Бликкавка, директор Национального центра финансовой грамотности.

Исследования показывают, что у детей формируется личное поведение в отношении трат и сбережений, начиная с пятилетнего возраста. Поэтому если основы финансовой грамотности не заложены в раннем детстве, у ребенка могут возникнуть проблемы с ней в дальнейшем, а обращаться с деньгами и другими финансовыми инструментами необходимо на протяжении всей жизни.

Это интересно:  Сколько энергетиков можно пить в день, что произойдёт, если пить энергетики каждый день. Сколько энергетиков можно пить в день

Подросткам — в возрасте 14-15 лет — следует предоставлять больше финансовой свободы и ответственности, считает Екатерина Лавренова, эксперт Программы финансового образования Министерства финансов. В этом возрасте необходимо создать индивидуальный бюджет для ребенка. И если, например, он потратит все деньги за один день, он должен сам подумать и решить, что делать. Но, конечно, такую ситуацию нужно обсудить, чтобы ребенок понял, что он сделал не так.

Что детям нужно знать

Что такое деньги? А для чего? Откуда он берется в семье? На что родители тратят деньги? Как они могут его сохранить? И почему? По крайней мере, вы можете начать с этих вопросов, советуют эксперты. Стоит также прояснить традиционно довольно неприятные вопросы: Сколько денег зарабатывают родители? Почему так много? И почему меньше, чем кто-то другой? В разговоре о деньгах в семье нет ничего плохого, подчеркивает Владимир Фролов, идеолог первого Фестиваля семейных финансов «PRO Деньги».

Он также отмечает, что важно научить ребенка

  • принять взвешенное решение перед покупкой — не торопиться ни с чем, выбрать из нескольких вариантов наиболее выгодный,
  • планировать свою финансовую жизнь, рассчитывать, сколько будет стоить важная покупка, сколько времени потребуется, чтобы накопить на нее, и нужна ли она вообще.

Екатерина Лавренова советует учитывать потребности ребенка и обстоятельства семьи. Несколько десятилетий назад, например, детям не нужно было учиться обращаться с электронными деньгами и безопасно совершать покупки в Интернете. Теперь это повседневная реальность.

Кроме того, по его словам, им следует с раннего возраста рассказывать о том, что

  • как накопить на вещи, которые хочет ребенок,
  • как правильно и безопасно делать покупки — например, элементарное понимание того, что такое «сдача» и как ее считать, и т.д,
  • что такое доходы и расходы,
  • каков риск при более высоких затратах и т.д.

В целом, темы могут быть практически одинаковыми в любом возрасте, просто со временем они становятся более углубленными. Например, вы можете пройти путь от «просто накопления на игру» до банковских вкладов, а затем до инвестиционных продуктов, краудфандинга и т.д.

Главное, что сложные понятия объясняются простыми словами и на повседневных примерах. Например, Владимир Фролов вспоминает слова спикера на Фестивале семейных финансов: «Лучший способ научить ребенка налогам — это съесть 13% его мороженого».

Оцените статью