Скачать книги по финансовому образованию для детей онлайн: вы обнаружите множество полезных примеров и ясные объяснения, которые окажут помощь в разъяснении вашему ребенку даже самых сложных финансовых понятий или вашего собственного обращения с деньгами.
Как научить ребенка копить
В 1960 году в стенах Стэнфордского университета был выполнен знаковый эксперимент, ставший основой для анализа детской самодисциплины и ее влияния на будущее.
В рамках исследования взрослые предлагали дошкольникам по кусочку конфеты, но при этом сообщали, что их не будет некоторое время. Дети, проявившие настойчивость и удержавшиеся от поедания сладости до возвращения взрослого, могли получить дополнительный кусочек. В то время как те, кто не смог устоять, уходили ни с чем.
Результаты оказались поразительными: 90% детей съели свой зефир, в то время как лишь 10% смогли устоять перед соблазном.
Исследователи пришли к выводу, что дети, сумевшие отказаться от конфеты, демонстрируют лучшую способность к самообладанию и в будущем могут достигать больших успехов.
Эта гипотеза была подтверждена спустя 50 лет. Повторные встречи с этими детьми показали, что те, кто выдержал, смогли добиться значительных профессиональных успехов. В то время как многие из тех, кто не смог удержать себя от сладости, ограничились работой на низкооплачиваемых позициях или стали служащими.
Этот эксперимент продемонстрировал, что самодисциплина является ключевым фактором успеха ребенка. Умение жертвовать краткосрочным удовольствием ради достижения более крупных, но отложенных наград играет важную роль в обеспечении их будущего счастья.
У меня есть два сына, которые растут, и моё стремление заключается в том, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я обладал знаниями и ресурсами, необходимыми для помощи им в этом.
На нашем информационном портале, который обновляется два раза в неделю, вы найдёте полную информацию о том, что касается детей и денег, а также множество других ценных материалов на эту тему.
Никогда не покупать сразу
Давайте начнем с формирования положительных привычек. Я хочу научить своего ребенка вдумчиво подходить к каждой покупке, не поддаваясь импульсивным желаниям.
Проблема заключается в том, что большинство детских покупок являются спонтанными: они видят что-то, хотят это и тут же требуют купить. Дети, видя полки с игрушками, начинают настойчиво просить: «Ну, купи!». Это поведение может раздражать взрослых, но следует помнить, что дети не виноваты в своих реакциях.
Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина, гормона, связанным с ощущением удовольствия, которое достигается благодаря ожиданию покупки. Одна из важнейших функций дофамина — возбуждать у людей стремление к тому, что воспринимается как положительное. Когда одна часть мозга воспринимает игрушку как нечто желаемое, она выделяет дофамин, чтобы передать чувство радости другим частям мозга.
Мозг подталкивает: «Смотри, какая игрушка! Это ведь прекрасно! Это то, что тебе нужно для счастья.» Поэтому дети испытывают эйфорию на этапе ожидания покупки. Однако после самого акта покупки это чувство счастья быстро уходит.
Дофамин настраивает на ожидания, но не дает истинного удовлетворения. Именно поэтому радость от игрушки завершается, как только коробка распакована, и все кнопки нажаты, и ребенок изучил все функции новой игрушки. Дофамин — это всегда про ожидание, который создает иллюзию счастья, но не может его дать.
Игра, которую вы купили, вскоре теряет свою привлекательность: она становится знакомой, и в ней больше нет элемента неожиданности. Мозг требует новой «дозы» дофамина. Частые импульсивные покупки могут привести к формированию психологической зависимости: ваш мозг постоянно требует нового источника удовлетворения.
Чтобы обмануть этот механизм, давайте попробуем немного изменить подход: не покупайте игрушку сразу, а предложите ребенку добавить ее в список желаемого. Секрет заключается в том, что дофамин выделяется не только во время самой покупки, но и в процессе планирования или мечты о желаемом. Можно даже утверждать, что чувство ожидания порой оказывается более сильным и приятным, чем сама покупка.
Когда мой шестилетний сын просит меня купить ему новую игрушку, я предлагаю внести эту игрушку в наш общий список желаний. Каждые две недели мы совместно просматриваем этот список, и он сам выбирает, какую именно игрушку он желает получить более всего.
Мы также предлагаем существует список пожеланий для детей. Например, дети постарше могут вести такой список:
Данный список желаний обучает ребенка расставлять приоритеты и делать осознанный выбор. Мозг всё еще активизируется в предвкушении покупки, и ребенок продолжает желать новую игрушку, но теперь он уже анализирует свои желания и подвергает их критике.
Постепенно ребенок научится контролировать свои желаемое, осознавая, что необходимо отделять важное от несущественного. На данный момент важно предоставить ему возможность наслаждаться этим «допингом» от ожидаемых покупок и одновременно учиться осмыслению своих желаний.
Дать возможность распорядиться деньгами
Мы уже научили детей составлять списки желаний, в которых им предстоит обдумывать свои приоритеты. Теперь необходимо перейти на следующий уровень свободы: предоставить ребенку возможность не только расставлять приоритеты, но и составлять собственный бюджет.
Обычно дети тратят свои первые карманные деньги на мелкие вещи: жевательную резинку, сладости, наклейки и подобные радости. Они просто берут деньги и тратят их, не задумываясь ни о чем. Они ещё не осознают, что такое планирование, самодисциплина, поскольку соответствующие области их мозга еще не достигли необходимой зрелости.
Постарайтесь мотивировать вашего ребенка управлять своим собственным бюджетом с прицелом на долгосрочные цели. Если вы даете ребенку, к примеру, 250 рублей в неделю в качестве карманных денег, покажите ему, что он может приобрести, если не будет сразу тратить все свои деньги.
Что выбираешь?
Возможно, дети не смогут сразу принимать разумные финансовые решения. Не стоит переживать по этому поводу, ведь со временем они обучатся этому. Важно помогать им, используя наводящие вопросы и предлагая различные варианты выбора, но никоим образом не навязываться со своим мнением. Критика может отбить у ребенка желание делиться своими мыслями и решениями.
Полезным может оказаться, если вы сами будете демонстрировать пример сдержанности и долгосрочного планирования. Например, ребенку сложно развивать самоконтроль, когда он видит, как его отец стоит в очереди, желая приобрести седьмой iPhone. В семьях, где покупки осуществляются с заботой о рациональности, дети постепенно усваивают уроки самодисциплины и начинают мыслить о планировании на более продолжительный срок.
Как сообщает Евгения Блискавка, изучение учебников и сдача экзаменов зачастую оказываются малорезультативными. Чем младше ребенок, тем более эффективными становятся игровые формы и совместное решение практических задач. Обучение финансам должно концентрироваться на личном опыте, подчеркивает эксперт.
Зачем вообще рассказывать
Ответ предельно прост — это необходимо для формирования финансовой грамотности. Эта тема сегодня не является лишь модным увлечением, но становится важной необходимостью. Эксперты утверждают, что финансовая грамотность требует гораздо большего объема знаний, чем просто знакомство с фондовым рынком или криптовалютами, включая базовые навыки: как разумно тратить и экономить, как наращивать свои накопления и какие инструменты для этого доступны.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) описывает финансово грамотного человека как такового, который:
- обладает пониманием финансовых понятий — таких как деньги, сбережения, инфляция, доход, риск, права покупателя и прочие;
- знает и понимает разнообразные финансовые инструменты — кредитные карты, чеки, банковские счета, страхование, пенсии и т.д.;
- умел принимать грамотные финансовые решения в различных ситуациях на основе полученных знаний.
Дети также могут быть уязвимы к мошенническим схемам. Не обладая достаточными знаниями, они могут не распознать присутствие рисков и некоторые могут не в состоянии осознать, что кто-то пытается их обмануть.
Когда начинать
Никогда не рано акцентировать внимание на значимости финансового образования, считают эксперты. Важно не только говорить о деньгах, но еще и предоставлять ребенку возможность самостоятельно распоряжаться деньгами. Ключевой вопрос заключается в том, когда именно начинать? Это вопрос не столько о возрасте, сколько о появлении первого желания: «я хочу купить это!» — объясняет Евгения Блискавка, директор Национального центра финансовой грамотности.
Исследования показывают, что личные финансовые привычки у детей формируются уже в пятилетнем возрасте. Следовательно, если основы финансовой грамотности не будут заложены в раннем детстве, в будущем у ребенка могут возникнуть проблемы с финансовой грамотностью. Важно учить его обращаться с деньгами и другими финансовыми инструментами на протяжении всей жизни.
Подросткам в возрасте 14-15 лет следует предоставлять гораздо больше финансовой свободы и ответственности, считает Екатерина Лавренова, эксперт программы финансового образования Министерства финансов. В этом возрасте важно разработать индивидуальный бюджет для ребенка. Если, к примеру, он потратит все деньги за один день, ему следует самостоятельно размышлять и принимать решение о своих дальнейших действиях. Тем не менее, такие ситуации нужно обязательно обсуждать, чтобы у ребенка была возможность понять, что он сделал не так.
Что детям нужно знать
Первоначальные вопросы, которые важно осветить: Что такое деньги? Для чего они нужны? Откуда они берутся в семье? На что родители их тратят? Как можно сберегать и зачем это делать? Эти и другие темы стоит обсудить с ребенком. Эксперты советуют также прояснить довольно деликатные вопросы, например: Сколько денег зарабатывают родители? Почему у них такая сумма? И почему она меньше, чем у других? В разговоре о деньгах в семье нет ничего постыдного, подчеркивает Владимир Фролов, инициатор первого Фестиваля семейных финансов «PRO Деньги».
Он также делает акцент на важности формирования у ребенка следующих навыков:
- умение принимать взвешенные решения перед покупками — не торопиться, выбирать из несколькихvariантов наиболее приемлемый;
- умение планировать своё финансовое будущее — рассчитывать, сколько будет стоить важная для него покупка, как долго потребуется на её ближайшее достижение, и действительно ли она необходима.
Екатерина Лавренова рекомендует учитывать потребности ребенка и обстоятельства конкретной семьи. Несколько десятилетий назад, к примеру, детям не нужно было обучаться навыкам работы с электронными деньгами или безопасным интернет-покупкам. Теперь это представляет собой обыденную реальность.
Вдобавок, с раннего возраста необходимо обучать детей тому, как:
- накопить на желаемые вещи;
- правильно и безопасно совершать покупки — к примеру, понимать, что такое «сдача» и как её правильно считать;
- осознавать, что такое доходы и расходы;
- осознавать риски, возникающие при больших тратах и т.д.
В целом, основные темы, касающиеся финансового образования, могут оставаться одинаковыми в любом возрасте. Однако со временем они становятся более развернутыми и комплексными. Например, вы можете начать с вопроса «как накапливать на игру», постепенно переходя к банковским вкладам, а затем к инвестиционным продуктам и краудфандингу и т.д.
Главное — это делать сложные понятия доступными для детей с помощью простых формулировок и повседневных примеров. Владимир Фролов вспоминает слова одного из выступающих на Фестивале семейных финансов: «Лучший метод обучить ребенка налогам — это съесть 13% его мороженого».