Фильм «Ночной дозор» (в оригинале на русском — «Ночной Сторож», в английской версии — «Night Watch», а в немецком — «Nachtwache») представляет собой российский сверхъестественный городской фантастический триллер, выпущенный в 2004 году под руководством режиссера Тимура Бекмамбетов. Сценарий к фильму написан Тимуром Бекмамбетовым в сотрудничестве с Лаэтой Калогридис и основан на романе Сергея Лукьяненко «Ночная смена», опубликованном в 1998 году. Этот фильм положил начало серии, к которой в 2006 году был добавлен сиквел — «Дневной дозор».
Ночной Дозор (фильм, 2004)
«Ночной дозор» — это знаковый российский фильм, созданный под руководством Тимура Бекмамбетова в 2004 году, который принадлежит к жанру городского фэнтези. Он основан на одноимённом произведении Сергея Лукьяненко и рассказывает о тайной битве между добрыми и злыми мистическими силами, происходящей на улицах современной Москвы. Сюжет фильма погружает зрителя в реалии, где обычная жизнь переплетается с потусторонними явлениями, а герои вынуждены действовать в условиях непрерывной опасности.
Фильм «Ночной дозор» стал настоящим кассовым хитом, собрав значительные суммы в прокате и установив рекорды, которые с течением времени были перекрыты другими проектами. Он часто воспринимается как первое успешное произведение современного российского кинематографа, который способен конкурировать с западными блокбастерами и по праву называется «первым российским блокбастером». С момента своего выхода этот фильм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие жанра фантастики в России и стал эталоном для последующих созданий в этом новом для страны направлении.
В 2005 году была выпущена адаптированная версия фильма на английском языке, которая включала значительные изменения по сравнению с оригиналом и также была озаглавлена «Ночной дозор». Продолжение истории, фильм «Дневной дозор», появился в 2006 году. Параллельно с этим, различные пародии на «Ночной дозор» начали появляться в различных форматах, включая комиксы, что говорит о широкой культурной значимости и популярности произведения.
Содержание
В 2000 году студия «Полигон» создала фильм «Московский вампир», который опирался на роман Сергея Лукьяненко «Ночной базар». С тех пор внимание к произведениям Лукьяненко значительно возросло. Сам роман «Ночной дозор» стал основополагающим для формирования жанра городского фэнтези в российском кинематографе. Первоначально планировалось создание сериала с небольшим бюджетом, однако после того, как международные рейтинги и кассовые сборы фильма подтвердили его успех, этот проект обрёл новое дыхание.
Сюжет фильма разворачивается в далеком прошлом, где добрые рыцари, известные как воины света, страстно сражались со злыми силами. В результате многочисленных сражений, обе стороны наконец признали, что их силы равны, и решили заключить мирный договор, ограничивающий их противостояние. В результате этого соглашения были созданы две организации: Ночной Дозор, контролирующий действия темных сил, и Дневной Дозор, который был ответственен за охрану света. Однако по прошествии тысяч лет предсказывается, что появится Великий Другой, встанет на сторону зла, что приведёт к катастрофическим последствиям.
Далее действие переносится в Москву 1992 года. Здесь мы знакомимся с молодым человеком по имени Антон Городецкий, который обращается за помощью к ведьме, чтобы вернуть свою жену, покинувшую его ради другого мужчины. Старая ведьма обещает помочь Антону, и когда он узнает, что его жена ожидает ребёнка от её нового партнёра, он решает пойти на крайние меры. Однако к его удивлению появляются сотрудники Ночного Дозора и мешают ведьме совершить задуманное. Они замечают, что Антон может их видеть, что делает его потенциальным Другим — по сути, человеком с особыми способностями.
Прошло двенадцать лет, и Антон становится сотрудником Ночного Дозора, представляя собой «светлого мага с темным прошлым». На протяжении своей службы Антон изучил законы своей структуры, чётко осознавая, что тёмный Иной, к примеру вампир, должен иметь разрешение на убийство. Его повседневная жизнь, к сожалению, довольно обыденна: он регулярно употребляет водку и поддерживает дружеские отношения с соседями вампирами, отцом и сыном Саушкиными. В один из дней ему поручают задание: неизвестные темные существа начали охотиться на подростка Егора, который оказался под их влиянием. Антон получает задачу проследить за Егора и остановить охоту за ним. Для этого он использует свиную кровь, чтобы настроиться на зов вампиров. Он выследил мальчика в метро, однако тот замечает, что за ним следят, и начинает избегать своего преследователя. Несмотря на попытки Антона предотвратить тяжелую участь Егора, тот всё равно оказывается в руках злых вампиров — Андрея и Ларисы. Узнав о критической ситуации, Антон вызывает помощь и направляется с ней на спасение мальчика.
Анюта, умирающий Антон оказывается в опасности, ведь он подвергся нападению самих вампиров, что привело к его серьёзным ранениям. К тому же, Андрей нарушил условия мирного договора, предоставив разрешение своей подруге; вместо этого он выбрал другую жертву – Егора. В результате вмешательства Антона, находящегося на грани жизни и смерти, его разношерстной команде удается спасти мальчика, но по пути они теряют своего члена, что углубляет конфликт между светлыми и тёмными силами. В последних событиях фильма, мудрый Гесер, предводитель Ночного Дозора, берёт на себя ответственность за лечение Антона и помогает ему восстановить силы, одновременно осветив альтернативные пути их противостояния.
В ролях
- Сценарий: Сергей Лукьяненко, Тимур Бекмамбетов, Лаэта Калогридис
- Оператор: Тимур Бекмамбетов
- Оператор-постановщик: Сергей Трофимов
- Композитор: Юрий Потеенко
- Основные производители: Варя Авдюшко, Алексей Кублицкий
- Генеральные продюсеры: Анатолий Максимов, Константин Эрнст
- Художник по техническим эффектам: Валерий Гранков
Критики в России весьма умеренно положительно отчётливо оценили «Ночной дозор». Несомненно, сам факт появления научно-фантастического фильма крупного масштаба воспринимался как положительное событие для отечественного кино. Петр Тюленев, написавший в журнале «Мир научной фантастики», отметил, что «Ночной дозор» примечателен не как сам по себе, а как первый значимый шаг в новом направлении, открывшим тренд на создание качественного научно-фантастического кино в России. Некоторые недостатки картины могут быть прощены, учитывая, что это всего лишь проба пера. Однако в фильме был простор для критики, касающейся, в частности, значительных отклонений от литературного оригинала и чрезмерной эксплуатации продукции. В 2010 году британский журнал Empire включил «Ночной дозор» в список ста лучших неанглоязычных фильмов за всю историю кино, присвоив ему 1009-ое место. Кроме того, фильм получил высокую оценку от Квентина Тарантино, который не раз заявлял, что считает Бекмаметова своим любимым режиссером среди современного российского кино.
Финал фильма оставляет у зрителя множество вопросов, когда главный персонаж принимает решение встать на сторону зла, выбрав Завулона и Алису. В последнее слово Завулона звучит мысль: «Этому мальчику изначально было суждено вырасти, но именно вы сделали Темного Великим. Теперь вы не в силах изменить судьбу».
Тьма – в каждом из нас: неочевидные идеи фильма «Ночной дозор»
Значение фильма:
Страна : Россия
Жанр: Фэнтези, Блокбастер
Год : 2004
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
В ролях : Константин Хабенский, Мария Порошина, Владимир Меньшов, Виктор Вержбицкий
Девиз: «Единственное, что стоит между светом и тьмой, — это ночной дозор».
Награды и номинации: Фильм удостоен Премии «Золотой орел» в категории «Лучший режиссер». В 2010 году он оказался в списке 100 лучших неанглоязычных фильмов в истории кино и по праву занимал там своё место.
Режиссер Тимур Бекмамбетов, адаптируя роман Сергея Лукьяненко для экрана, сумел уловить наиболее значимые идеи автора, превращая их в уникальное произведение. Основная концепция «Ночного дозора» заключается в тайной борьбе между мистическим добром и злом, разворачивающейся на улицах современной Москвы. Этот фильм стал первым настоящим ответом российского кинематографа на голливудские фантазии в жанре фэнтези.
Первый российский блокбастер
После продолжительного периода изоляции в 70-х и 80-х годах, через жесткую реальность 90-х и неопределённость начала 2000-х современные российские кинематографисты подготовили зрителю настоящий сюрприз. «Ночной дозор» стал неожиданным fenomenом, яркой искрой, чем-то совершенно новым и смелым, что никто не мог предсказать. В то время, после выхода данного фильма, российский зритель был ещё не слишком знаком с фантастикой отечественного производства. Придание новизны этому проекту стало его главной «фишкой» и определило его как прорыв в жанре блокбастера в России.
Тимур Бекмамбетов удалось умело сочетать реализм с полностью вымышленным сюжетом, что особенно поразило зрителей комбинацией современных спецэффектов и уникальной графики. Важно отметить, что в то время российские фильмы, как правило, не могли похвастаться качественными эффектами, поэтому сцены, полеты камеры сквозь стены, внезапные воронки и другие приемы вызывали восторг. Многие могли сравнить этот эффект с настоящей феерией.
Кадр из фильма.
Особенно запоминающиеся боевые сцены, разворачивающиеся как в начале, так и в конце фильма, стали настоящими шедеврами отечественного кино, что делает фильм уникальным и добавляет новую грань в российское киноискусство.
Стиль съемок также стал чем-то новым и неожиданным: кадры менялись быстро, имели динамичное ускорение, что стали отличительной чертой. Такой подход ранее использовался в музыкальных клипах, но именно Тимур Бекмамбетов применил его в художественном фильме, создав взрыв эмоций и напряжения, что добавляет фильму множество сильных чувственных моментов. Следовательно, фильм по праву можно считать первым российским блокбастером, которому удалось сплести динамику с запоминающимися образами.
Фильм Тимура Бекмаметова собрал в прокате более 17 миллионов долларов, побив рекорды кассовых сборов, даже опередив «Властелина колец». Ни одно отечественное кино не достигало столь высокого успеха в прокате до сих пор.
Это событие, возможно, стало первым фильмом, основанным на литературном произведении, которое заставило меня четко различить, между тем, что представляет собой фильм и литературное произведение. Особенно в ситуации, когда адаптация опирается на мотивы и передает лишь общий смысл, но не всю историю.
Владимир Меньшов
В возрасте 78 лет Владимир Меньшов исполнил роль предводителя Ночного Дозора – мудрого Гесера.
Стоит отметить, что за год до выхода «Ночного дозора» Владимир Меньшов стал дважды дедом, когда его дочь, актриса и телеведущая Юлия Меньшова, родила второго ребенка, девочку по имени Таисия.
Мария Порошина
В возрасте 44 лет Мария Порошина сыграла роль крестной феи, принеся свой особый шарм в эту историю.
Интересно, что Мария является матерью четырёх дочерей. Первую дочь она родила от своего однокурсника Гоши Куценко, Полине сейчас 22 года. С нынешним мужем, актером Ильей Древновым, Мария воспитывает троих дочерей, младшая из которых появилась на свет в феврале 2016 года. Также стоит отметить, что Мария была беременна во время съемок фильма «Дневной дозор» в 2004 году, и в одной из сцен её заменили на дублёршу, так как она была на четвертом месяце беременности во время любовной сцены с Константином Хабенским.
Галина Тюнина
В возрасте 50 лет Галина Тюнина приняла участие в создании образа ведьмы в теле совы.
Несмотря на то что у актрисы не очень обширная фильмография, Галина Тюнина активно выступает на сцене Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», участвуя в спектаклях, созданных по произведениям великих писателей, таких как Шекспир, Толстой и Островский.