Он также управляет собственным звукозаписывающим лейблом и создал парфюмерную линию, а также активно сотрудничает с известными брендами, такими как Tidal, Yoobi и Mass Appeal. Кроме того, он является совладельцем баскетбольной команды НБА «Кливленд Кавальерс», что подтверждает его успешность и многообразие интересов в бизнесе.
Как и сколько может заработать рэп-исполнитель в России?
Рэп-музыка появилась в странах СНГ и начала набирать популярность с середины до конца 90-х годов. Те, кто был подростком в этот период, с уверенностью могут вспомнить такие группы, как «Многоточие», Bad Balance и «Касту», которые стали первыми яркими представителями российского рэпа, оставившими значимый след в культуре.
На сегодняшний день на российской рэп-сцене существует значительно больше исполнителей, и музыкальные треки стали гораздо более разнообразными по стилю и содержанию. В их числе можно выделить как серьезные, глубокие работы «Омских гротов», так и легкомысленные, веселые композиции группы АК-47. Почти каждый год в рэп-индустрии России появляются новые имена, последним из которых стал Скриптонит, чье творчество также отметили многие слушатели.
Одним из интересных аспектов является вопрос — сколько и в каком объеме зарабатывают рэперы в России? Можно ли превратить этот музыкальный стиль в стабильный источник дохода? IQReview приводит несколько примеров из жизни молодых российских рэп-исполнителей, которые пытаются ответить на эти вопросы.
На чем вообще могут зарабатывать рэперы в России?
Прежде чем углубляться в конкретные истории, необходимо выяснить, каким образом российские рэперы могут зарабатывать деньги.
Вот некоторые из возможных источников их дохода:
Концерты. Это один из главных способов заработка для артистов практически всех уровней популярности. Разница лишь в масштабе мероприятий, на которые могут пригласить исполнителей. Новички могут выступать в небольших клубах или даже подвалах, где число зрителей часто не превышает нескольких десятков, в то время как для именитых артистов, таких как Баста, открываются двери крупных и известных клубов. Концерты, в свою очередь, финансируются за счет продажи билетов, и, будучи известным артистом, именно они становятся важной частью дохода.
Выступления на частных мероприятиях. Этот вариант особенно хорошо подходит для очень успешных артистов, которые могут позволить себе выступать на частных мероприятиях, таких как свадьбы, корпоративы и другие частные события, за что они получают значительно более высокие гонорары.
Написание текстов для других исполнителей (написание на заказ). В России эта практика не слишком распространена. Многие исполнители считают зазорным приобретать чужие тексты, что резко отличается от практик в США, где такой подход является нормой. Однако спрос на качественные тексты существует, и если рэпер обладает писательским талантом, он может зарабатывать исключительно на написании стихотворных произведений, не совершая собственных выступлений. Хотя многие из этих видов деятельности сложно освоить, а спрос на них непостоянен, работа в качестве приглашенного автора больше воспринимается как подработка, чем как основной источник дохода.
Продажа музыки на iTunes. Этот способ заработка становится актуальным, однако в странах СНГ покупка музыкального контента — явление довольно редкое. Как правило, практически каждую песню можно прослушать или скачать бесплатно в день ее выхода. Поэтому многие слушатели предпочитают делать добровольные пожертвования своим любимым артистам, чтобы поддержать их. Этот вариант может приносить как много, так и мало денег, особенно для тех, кто пользуется популярностью и имеет крепкую связь со своей аудиторией. Кроме того, важно отметить, что для успешной продажи необходимо наличие обширной аудитории — например, если у вас есть 100 слушателей и всего 5 из них готовы купить альбом за 150 рублей, общий доход будет незначительным.
Продажа музыкального мерча. Товары с логотипами группы или исполнителя становятся еще одним источником дохода, особенно во время концертов. На крупных мероприятиях такие артисты, как правило, продают мерчи — футболки, кепки и другие атрибуты. Однако вне концертной деятельности такую продукцию чаще всего предлагают только известные исполнители. На данный момент практически у каждой популярной группы или артиста есть специальный раздел на их официальном сайте или в социальных сетях, где можно приобрести мерч.
Реклама в социальных сетях. Платформы, такие как YouTube, «ВКонтакте» и Instagram, могут служить рекламными площадками, если у владельца аккаунта значительная аудитория. Если ваше видео собрало внушительное количество просмотров или если ваш Instagram-аккаунт насчитывает более 10 тысяч подписчиков, у вас появляется шанс получить предложения о размещении рекламы. Для рэперов это, как правило, относится к рекламе одежды, обуви и аксессуаров, но шансы рекламы товаров в условиях большого числа подписчиков могут быть практически любыми.
Несетевое сотрудничество. Этот вариант, как правило, доступен только для известных артистов, и заключается в сотрудничестве с брендами, которые предоставляют свою продукцию для использования в обмен на рекламу. Часто исполнители договариваются с брендами о ношении их одежды или использованию других товаров. Исполнители становятся очень заметными в общественном пространстве, и такая реклама способна принести выгоду как известному артисту, так и продюсеру.
Участие в баттлах. Участие в таких мероприятиях, как Versus Battle, недавно стало платным, и исполнители могут получить от 15 до 50 тысяч рублей за участие, хотя платить за это согласны не все исполнители.
Вкратце об отличиях российской и западной рэп-сцены в плане дохода
На русской рэп-сцене «средний» артист зачастую не может похвастаться высокими доходами. Большие заработки — скорее редкость и доступны лишь самым успешным и заметным исполнителям, таким как Centr, Kasta, Gazgolder или же новым и быстро поднимающимся звездам, как Oksimiron. Для большинства остальных артистов, используя разные методы заработка, зачастую оказывается сложно достичь порога в 100 000 рублей в месяц. Разовые большие успехи возможны, однако стабильность заработка остается сложной задачей.
Никита «Редо», 23 года
Я начал заниматься музыкой 6 лет назад, когда мне было 17, под влиянием таких легендарных исполнителей, как Tech N9ne и Eminem. В один из дней, встречаясь с друзьями, я решил прочитать текст своей песни, который я написал по их просьбе.
На фото участники группы Bad Balance в молодости
Никита учился на факультете химии и физики в университете, однако вскоре для него стало очевидным, что ему не нужно высшее образование для достижения успеха. Учеба и работа в колледже не сложились: через три года он был отчислен. В те годы он погрузился в мир рэп-музыки, что негативно отразилось на его учебе: решить сложные уравнения было сложно, когда мысли были о музыке и текстах. В настоящее время Редо сожалел только о том, что потратил два года, не преувеличивая, вырвавшись раньше из системы образования.
Для того чтобы обеспечить себя, он стал работать барменом — это деятельность, которая в тот момент удовлетворяла его потребности. Он хотел научиться делать коктейли и даже мечтал создать домашний мини-бар для себя и своих друзей. Тем не менее, постоянные конфликты с персоналом не позволили ему задержаться нигде надолго — его работа длилась обычно месяц-два, и приходилось увольняться.
Никита вспоминает момент, когда после рабочего дня он получил анонимное сообщение во «ВКонтакте»: «Рэп тебя больше не кормит?» Это сообщение стало поворотным моментом: он понял, что работа в сфере обслуживания не для него, даже в его родном городе, где у него много знакомых. Вместо этого он решил заняться дизайном, создавая логотипы, занимаясь брендингом и оформлением визиток. Однако конкуренция в данной области была высока, так как в ней уже работали профессиональные дизайнеры. Случалось, что ему удавалось получать интересные заказы — он, к примеру, занимался дизайном для бейсбольного клуба MEPhI. Тем не менее, большую часть времени ему приходилось просто зарабатывать на жизнь, пытаясь специализироваться на дизайне для музыкантов. Предложение на оформление обложек обыкновенно стоило около 300 рублей, а получить такую комиссию было сложно, так как исполнителям требовалось заранее находить клиентов. В итоге, этот опыт стал полезен: теперь Редо сам создает обложки для своих треков.
Фриланс вскоре сменился работой в офисе: Никита устроился на постоянную позицию дизайнера в небольшой компании, где брал на себя создание простых рекламных материалов, таких как визитки и реклама. Тем не менее, это обернулось не самой интересной карьерой. Подробности о его карьере дизайнера и величине его дохода можно прочитать отдельно.
В последние полгода сделать музыку своим основным источником дохода — вот к чему стремился Никита. Хотя его заработок составляет почти 60-70 тысяч рублей, он все равно менее регулярный, чем он надеялся. Тем не менее, главное для него — делать то, что нравится, ведь именно творчество является важной частью его жизни. Этого дохода хватает на минимальные нужды: аренду квартиры в пределах Москвы, покупку одежды и продуктов питания. К положительным моментам можно отнести то, что Никита теперь имеет возможность полностью посвятить себя творчеству, что позволяет проявлять весь его потенциальный креатив.
Основным источником дохода для Никиты стали его выступления: ранее он сотрудничал с «Smena», а теперь трудится с «Grime Ting» и «Four on Four». В среднем он зарабатывает от 5 до 15 тысяч за концерт, выступая 2-3 раза в месяц. Ранее сумма его гонорара была меньше, и пришлось чаще выступать, что обременяло финансово.
Выступления рэп-исполнителей привлекают множество зрителей
Другим ожидаемым источником дохода являются продажи альбомов на iTunes. Альбом Никиты провел на первом месте в списке почти три недели. Кроме того, деньги поступают от продажи товаров; так как у музыканта уже есть определенная известность, его мерч пользуется спросом. В качестве рекламной акции он раздал несколько бесплатных футболок самым преданным слушателям, и это сработало — одежда раскупалась стремительно.
Художник основал креативный мультимедийный коллектив I Am Other как платформу для ведения своего бизнеса и зарабатывает на дизайне одежды, продвижении в YouTube и текстиле. Согласно ресурсу Wealthy Gorilla, его чистая стоимость оценивается примерно в 200 миллионов долларов.
will.i.am (уилл.ай.эм)
Чистая стоимость: 70 миллионов долларов
Как сооснователь группы Black Eyed Peas и актёр, его чистое состояние составляет приблизительно 70 миллионов долларов, согласно данным Celebrity Net Worth, ресурса, который публикует информацию о финансовом положении и состоянии знаменитостей.
Но его доходы поступают не только от музыкальной карьеры, режиссерской деятельности или участия в качестве наставника в британской версии шоу «Голос». В дополнение к этому он также управляет дизайнерской компанией и занимает позицию креативного директора в таких корпорациях, как Intel и 3D Systems.
Kendrick Lamar (Кендрик Ламар)
Чистая стоимость: 75 миллионов долларов
Кендрик Ламар — это рэпер, автор песен и продюсер, известный своей популярностью среди фанатов. Его чистая стоимость составляет 75 миллионов долларов. Он получил 13 премий «Грэмми» при 37 номинациях, 11 наград MTV Video Music Awards, а также Пулитцеровскую премию, номинацию на Оскар и другие престижные награды. Его сделки с такими брендами, как Nike и American Express, также позитивно влияют на его возросший капитал.
Akon (Эйкон)
Чистая стоимость: 80 миллионов долларов
Музыка талантливого рэпера охватывает множество жанров, включая соул, R&B и другие направления. Эйкон, имеющий сенегальские корни, владеет звукозаписывающим лейблом и линией одежды, что также способствует увеличению его состояния, оцениваемого в 80 миллионов долларов.
Кроме музыкальной карьеры, Эйкон активно занимается благотворительностью и не боится вкладывать свою безграничную энергию в важные проекты, такие как обеспечение солнечной энергией 14 стран Африки.