«Делайте все с чувством радости. Негативное мышление — это роскошь, которую мы не можем себе позволить», — утверждает Йоко Оно, и согласиться с этой мыслью действительно трудно.
Оно, Йоко
Йоко Оно Леннон, известная под именем Йоко Оно (яп. 小野 洋子 Ono Yo:ko; 18 февраля 1933 года, Токио, Япония) — это японская художница-авангардистка, певица и артистка, ставшая вдовой Джона Леннона. Она имеет гражданство США и на текущий момент проживает в Нью-Йорке.
Информация в данной статье должна быть обновлена и проверена, иначе она может быть оспорена и удалена. Вы можете улучшить эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Данная информация была опубликована 12 мая 2011 года.
Первые три года жизни Йоко она провела в Токио со своей матерью, Исоко Оно. В то время ее отец, Эйсуке Оно, работал и жил в Сан-Франциско, где занимал высокопоставленную должность в американском отделении Банка Японии. В 1936 году, когда Йоко с матерью переехала к отцу, ей пришлось вернуться в Японию менее чем через год, так как ее отца перевели в нью-йоркское отделение банка. В 1940 году семья воссоединилась, однако лишь на короткий срок. Когда началась Вторая мировая война, Йоко и ее мать решили вернуться в Японию.
С 1943 по 1953 год Йоко училась в знаменитой школе Гакусуин. После этого, в 1953 году, она поступила в американский колледж Сары Лоуренс, где на протяжении нескольких лет изучала литературу и музыку, мечтая стать оперной певицей.
Начало карьеры
В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоши Ичиянаги, талантливого, хотя и бедного композитора, несмотря на неприятие этого союза ее родителями. Спустя несколько лет Тоши был приглашен в качестве репетиционного пианиста для танцевальной труппы Мерси Каннингема, знаменитой фигуры в нью-йоркском авангарде.
В последующие годы Йоко старалась добиться общественного признания, однако ее многочисленные выступления и выставки не получили должного успеха, и критики не воспринимали ее всерьез. Это привело к тому, что она впала в депрессию и неоднократно пыталась покончить с собой; каждый раз ее успокаивал Тоши. В 1962 году ее родители узнали о ее образе жизни и настаивали на том, чтобы она вернулась в Японию, где была помещена в психиатрическую больницу.
Там ее нашел ее будущий муж, Энтони Кокс, который был большим поклонником ее творчества. Узнав о ее проблемах, он немедленно приехал в Японию, чтобы поддержать Йоко. После ее выхода из больницы они вернулись в Нью-Йорк, где Тони начал работать продюсером на проектах Йоко, и их совместная жизнь постепенно налаживалась. 8 августа 1963 года у них родилась дочь, Кёко Оно Кокс.
Знакомство с Джоном Ленноном
В 1966 году Йоко вместе с Тони и дочерью Кёко переехала в Лондон, чтобы продолжить свою карьеру в искусстве. Там она организовала выставку, на которую пришел Джон Леннон, участник группы «Битлз», по рекомендации Пола Маккартни.
Согласно официальной версии, которая позже была повторена как Джоном, так и Кёко, Джон был поражен одним из выставленных предметов — лестницей, находящейся в комнате с белыми стенами и увеличительным стеклом на потолке. Зритель, воспользовавшись увеличительным стеклом, мог прочитать слово «Да», висящее на экране сверху. Сама Леннон позже признавал, что не ожидал такого результата и был счастлив, увидев это слово.
После первой встречи с Джоном, Йоко попыталась привлечь его внимание, проводя время у ворот его дома в Кенвуде в надежде на возможность попасть внутрь. Однажды жена Джона, Синтия, впустила Йоко в дом, чтобы вызвать такси. Позже она утверждала, что забыла у них кольцо и начала беспорядочно отправлять Джону письма с угрозами, требуя денег за его возвращение. Чудесно, что Синтия, уже озадаченная необычным поведением Йоко, была шокирована, когда однажды получила посылку: внутри коробки, покрытой красной краской, находилась разбитая чашка.
После смерти менеджера «Битлз» Брайана Эпштейна в 1967 году Джон был в глубокой печали. Одновременно Йоко была обеспокоена своей безопасностью и безопасностью дочери, поскольку ее муж Тони, настроенный против ее отношений с Ленноном, начал применять силы, чтобы разорвать их связь.
Однако жизненные трудности сблизили Йоко и Джона, и летом 1968 года они начали жить вместе в одной из квартир Ринго Старра на Монтегю-сквер в Лондоне.
Вскоре после этих событий ее родители узнали про проблемы своей дочери и решили действовать. В 1962 году они вновь отправили Йоко Оно в Японию, где она проходила лечение в психиатрической больнице.
Творчество
Прежде чем встретить Джона Леннона, творчество Йоко Оно не получало заслуженного внимания и признания критиков. Она ставила необычные спектакли, такие как «Отрежь кусок», в которых сама сидела неподвижно на полу сцены, в то время как зрители один за другим выходили на сцену, отрезая куски ее одежды, пока она не оставалась обнаженной. Этот перформанс проводился на протяжении нескольких лет, последний из которых состоялся в 2003 году в Париже, когда ее возрасту было уже 70 лет.
Выступление Йоко Оно «Cut a Piece»
Однако ее деятельность не ограничивалась только искусством. В 1964 году она выпустила сборник поэтических миниатюр под названием «Грейпфрут». По ее словам, эта работа кардинально определила направление ее дальнейшего творчества. Эти миниатюры, с течением времени, стали основой для инсталляций, фильмов и перформансов.
Но встреча с Джоном Ленноном оказалась судьбоносной для обоих. Изначально Джон лишь иногда помогал организовывать выставки Йоко, но вскоре пришел к пониманию, что они стали неразлучными частями одного целого. Тем не менее, многие поклонники «Битлз» обвинили ее в распаде группы. В одном из интервью Пол Маккартни отметил, что Йоко не несет вины за это. Он припомнил, что никто не вдохновлял Леннона так, как она, благодаря ей мир увидел такой шедевр, как «Imagine».
Художница всегда отличалась своей экстравагантностью. Одним из самых запоминающихся общественных акций, в которой участвовали Джон и Йоко, был перформанс Bed-In for Peace. В течение недели они лежали в постели в отеле «Хилтон», отвечая на вопросы журналистов и позируя для фотографий, объявляя своей целью мирный протест против войны. Эти события сделали их символами антивоенного движения, и их послания о мире появились на первых страницах газет.
В 1969 году Йоко Оно и Джон Леннон основали свою группу Plastic Ono Band, и вместе они выпустили девять альбомов.
Самым эксцентричным и провокационным из них стал их дебютный альбом под названием Two Virgins. Как утверждал Леннон, этот альбом был записан в спешке посреди ночи и представлял собой не музыку, а набор разнообразных звуков, криков и стонов. Обложка диска была исполнена в шокирующем стиле, показывая их обнаженными.
Одной из самых знаменитых фотографий, сделанных Йоко и Джоном, оказалась работа известного фотографа Энни Лейбовиц для обложки журнала Rolling Stone. На ней изображен обнаженный Джон Леннон, обнимающий и целующий стоящую рядом с ним одетую Йоко Оно. Эта фотография была снята всего за пять часов до его предсказанной трагической гибели.
Йоко Оно и Джон Леннон
После трагической смерти Леннона, Йоко продолжила свою творческую карьеру. В Японии она открыла музей, в центре которого был установлен телефон, позволяющий посетителям экспозиции иметь возможность поговорить с ней. Эта инсталляция символизировала ее постоянную связь с поклонниками и искусством.
Кроме того, она продолжала записывать альбомы, которые становились знаковыми в ее музыкальной карьере, такие как Starpeace и It’s Alright. Она также выпустила незавершенный альбом Джона Леннона «Milk and Honey». В 2007 году художница посетила Москву, где в ЦУМе проходила ее выставка «Одиссея таракана» в рамках второй Московской биеннале.
Личная жизнь
В возрасте 23 лет Йоко Оно вышла замуж за японца Тоши Ичиянаги, несмотря на запреты родителей. Он был талантливым, но бедным композитором, и это произошло во времена, когда Йоко пыталась привлечь внимание общественности и завоевать популярность. Она регулярно организовывала выставки и представления, но их не воспринимали всерьез, что угнетало и вызывало депрессию. Она多раз пыталась покончить жизнь экономия Лабяна раз рабочего Ичиянаги спасал ее от этих шагов. Когда родители Йоко узнали о ее депрессии, они приняли решение поместить ее в психиатрическую больницу.
Первый муж Йоко Оно и Тоси Итиянаги
Американский кинопродюсер Энтони Кокс, который был большим поклонником ее творчества, также узнал о ситуации и решением спешно отправился в Японию, чтобы поддержать Йоко. После её выздоровления он забрал ее с собой в Нью-Йорк и начал продюсировать её работы. Хотя она всё ещё была замужем за Ичиянаги, скоро они развелись, и она вышла замуж за Кокса, с которым у них родилась дочь Кёко.
Энтони Кокс и Йоко Оно с дочерью.
1966 год стал поворотным моментом для Йоко Оно, поскольку именно тогда состоялась ее выставка в художественном салоне «Индика» в Лондоне. На ней она и познакомилась с Джоном Ленноном, который к тому времени уже был женат на Синтии Леннон, а сама Йоко оставалась замужем за Коксом. После этой встречи Джон стал активно добиваться внимания Йоко.
Йоко Оно и Джон Леннон.
Йоко часто сидела у дверей Джона, ожидая возможность попасть внутрь. Однажды она была приглашена к ним, когда Синтия впустила ее и попросила вызвать такси. Позже Йоко утверждала, что забыла у них кольцо, и завалила Джона письмами с угрозами и просьбами о деньгах. В результате Джон и Синтия развелись в ноябре 1968 года, основным поводом для чего стало измена Джона, который был пойман Синтией и Оно в одной постели.
Йоко Оно и ее дети.
После этого Йоко Оно развелась с Энтони Коксом, и 20 марта 1969 года она и Джон зарегистрировали свой брак в Гибралтаре. У них родился сын Шон 9 октября, в день рождения Джона Леннона, который, кстати, также выбрал музыкальную карьеру.
Однако проблемы в их отношениях возникли и до рождения сына. Они на какое-то время расстались, пытаясь найти компромиссы: переехали в Нью-Йорк без возможности получить вид на жительство. Джон был готов вернуться в Лондон, но Йоко была против, так как ее дочь Кёко оставалась с отцом в Америке, и она не хотела терять связь с девочкой.
Йоко Оно и Сэм Хавадтой
Вскоре после трагической гибели Леннона, Йоко вновь вышла замуж за антиквара Сэма Хавадтоя, но этот брак был расторгнут в 2001 году.
Йоко Оно сейчас
В 2016 году 83-летняя Йоко Оно снялась для ежегодного календаря Pixeli. Для фотосессии она надела мини-шорты, короткую куртку и шляпу, что сделало её похожей на танцовщицу кабаре.
Йоко Оно в роли танцовщицы кабаре
В том же году она была госпитализирована в одну из больниц Нью-Йорка с подозрением на инсульт. Однако ее сын Шон опроверг эти слухи, разъяснив, что его мать страдала от гриппа и обезвоживания, что и вызывало состояние усталости.
Йоко продолжает борьбу за свои права, отслеживая использования ее имени и имени Джона. В ноябре 2017 года она выиграла судебное дело против владельца пивной в Гамбурге, которая называлась «Йоко Моно», на основании схожести названия ее имени. Кроме того, она добилась запрета на продажу польского лимонада под брендом «Джон Лемон».
Йоко Оно в 2017 году
На официальном сайте Йоко можно найти актуальные новости о ее творчестве, выставках, фотографии и видео.
Радикально новая музыка (рок-н-ролл), радикально новый танец. В изобразительном искусстве наступает революционное движение — движение, стремящееся двигаться вперед быстрее всего человечества.
5 шиллингов за право быть первым
Если говорить о Йоко Оно, то после встречи с кумиром миллионов, легендой Джоном Ленноном, у нее началась новая глава жизни, включая её творческий путь. Многие источники утверждают, что их первая встреча произошла в галерее Indica в Лондоне.
Это произошло в конце 1966 года и было связано с открытием выставки Йоко, на которую Джон случайно оказался в этот день. В коридоре ее выставки находилась лестница. Он поднялся по лестнице с увеличительным стеклом в руках и попытался прочитать слово, написанное на потолке. Через увеличительное стекло он увидел слово «Да», что, несомненно, пробудило его интерес.
Во время своего пребывания на выставке он заметил обычную доску, рядом с которой лежали молоток и гвозди. Джон хотел забить гвоздь, но Йоко возразила, поскольку открытие выставки было запланировано на следующий день. Она требовала от него 5 шиллингов за право быть первым. Джон, в свою очередь, нашел выход — заявил, что он готов заплатить такую сумму за право сделать «фантастический гвоздь». Эта история породила колкие комментарии поклонников, которые уверяли, что гвоздь будто бы был вбит в гроб «Битлз» и судьба двух семей.
Чаша любви и разбитая чашка
А далее события развивались следующим образом — взгляд музыкального мира заострился на Йоко Оно. Во-первых, она была на семь лет старше Джона. Во-вторых, Йоко проводила долгие часы у его дома, изобретая различные способы привлечь его внимание. Она писала записки, отправляла письма и однажды даже разбила чашку, покрытую красной краской. Для многих такое поведение могло показаться выходкой безумной женщины, однако именно оно сработало, так как Джон стал активно поддерживать её выставки и творчество.
Совместная работа всё больше сближала их, и оба были вынуждены оставить свои семьи и детей ради построения новой жизни. Вскоре Джон пришел к решению покинуть «Битлз» и признался, что без Йоко он не мог бы решиться на такие перемены. Он осознал, что бесконечные поклонницы, длительные гастроли и бесконтрольные траты стали для него утомительными.
Они стали настоящими партнерами, и это событие вдохновило их на новые творческие свершения. Йоко привлекла Джона к авангарду, и в «Белом альбоме» он смог передать это чувство своим фанатам. Вместе они создали группу Plastic Ono Band, которая развивала идеи импровизации, концептуального подхода к текстам и безудержного к экспериментированию. Многие до сих пор помнят фотосессию, в которой Йоко и Джон предстали полностью обнаженными — это была обложка альбома «Two Virgins». Разразился скандал, альбом пытались убрать с прилавков, и только толстая коричневая упаковка спасла его от недоразумений.
Йоко Оно и Джон Леннон.
Даже Пол Маккартни признал, что лучшие произведения Леннона появились после его ухода из группы и новым его подмогу была любовь к Йоко и их сыну Шону, который пришел в этот мир 9 октября 1975 года (в день рождения отца). Хит «Imagine» стал для Джона Леннона настоящим памятником его жизни.
Воссоединение
Однако стоит отметить, что не все в их совместной жизни было безоблачно. Еще до рождения сына они переехали в США, где долгое время пытались получить вид на жительство. Процесс затягивался, и Йоко не могла позволить им возвращаться, ведь её бывший муж и дочь Кёко оставались в Америке, и она стремилась сохранить возможность общаться с дочерью.
В 1973 году их отношения пережили новый виток, не обошлось и без разлуки — Йоко выгнала Джона, отправив его вместе с личным ассистентом Мэй Панг в Лос-Анджелес и сделав их любовниками. Это разлучение длилось полтора года, прежде чем пара вновь воссоединилась и ожидала рождения долгожданного ребёнка.
Леннон стал меньше заниматься творчеством, уделяя больше внимания своему сыну. Со своей стороны, Йоко наслаждалась своей многофункциональной ролью: руководителя проектов, менеджера, продюсера, художника и музыканта. Она прагматично решала основные организационные вопросы, подавала иски по авторскому праву и вела переговоры с юристами.
Так продолжалось вплоть до рокового дня, когда Марк Чепмен выстрелил в спину Леннону.
«Интервью у постели стали первой политической акцией Джона и Йоко. Они не только сделали музыканта одной из самых влиятельных фигур своего времени, но и оставили заметный след как оригинальная форма передачи идей.»
Белые ходят первыми
«Отдайте мне мой залог, играть по правилам!» — звучит голос из одного из залов.
«Это мой памятник, а ты забыл, куда положил свою статую и теперь хочешь взять мою», — отвечает другой. Молодые парень и девушка, лет двадцати пяти, негромко спорят из-за небольшого залога, не замечая никого вокруг.
На импровизированной шахматной доске 32 фигуры, все они белые. Игровое поле также белое, что делает невозможным различие между игроком и противником; каждый может лишь запомнить расположение собственных фигур. «Играйте до тех пор, пока вы помните, кто ваш противник и где вы сами», — говорит Йоко Оно именно про эту работу. «Белые шахматы» — одна из наиболее знаменитых инсталляций художницы, в которой стираются все различия. Нет разделения на черное и белое, правильное и неправильное, зло и добро — остается лишь человек и его бытие. Кроме того, важна память: в конце игры не нужно забывать, где находится ваша фигура и где принадлежит оппоненту.
«Он все еще мой,» — утверждает девушка, — «ты не ходил по этой стороне.»
«Тебе нельзя доверять, ты пытался украсть мою башню,» — отвечает парень. «Шутка, давай начнем заново, но на этот раз запишем все на мобильный, чтобы у нас были доказательства.»
Мир и небо в руках
Военные каски висят с потолка на тонких ниточках, а различные карты стран мира размещены на стенах в отдельном зале выставки, посвященном антивоенным инсталляциям Йоко Оно. Большие марки с надписями «Представь себе мир» и «Представь себе мир» находятся на постаменте около карты, позволяя каждому посетителю ставить печать мира в том месте, где они хотят.
«Моя семья долгое время не могла покинуть Ирак из-за постоянных боевых действий, и это то единственное, что я могу сделать для них,» — грустно говорит Мария, ставя отметку на карте.
«Я просто хочу, чтобы везде был мир. Вот что я собираюсь сделать,» — говорит Эндрю, беря марки и наклеивая их на все страны подряд.
В другой части комнаты, рядом с касками, атмосфера становится тише. Хотя посетителей много, большинство из них проходят мимо шлемов, не обращая большого внимания. Маленький Артем, по настоянию матери, заглядывает внутрь одного из шлемов и извлекает оттуда мозаичный кусочек с изображением неба. Этот фрагмент пазла представляет собой идею о том, что каждый из нас может создать свой мирный рай у себя дома, следуя принципам Йоко.
Человек на костылях тщательно вынимает одну из мозаик неба: «Мне нужно убедиться, что я все еще могу вернуться на небо и открыть эту непокорную парашют,» — объясняет он.
«А мне нужно это, чтобы стать счастливой,» — утверждает Лена, которая вот-вот сдаст экзамен в летной школе. Она достает из шлема два кусочка неба — один для себя, другой для своего младшего брата, который мечтает стать астронавтом.
Вспомнить маму
«Моя мама самая прекрасная», «Самые вкусные шницели и самые добрые глаза», «Я скучаю по тебе, мама. Приходи чаще», «Ваша sonrisa — это произведение искусства, о котором и не мечтал да Винчи» — более 20 белых листов висят на стене, каждый из которых содержит слова, обращенные ко всем матерям. На призыв Йоко Оно записать воспоминания о своих матерях откликнулись многие, включая людей всех возрастов. Они пишут свои воспоминания о своих матерях, стоя у стойки с карандашами и бумагой.
«Я никогда не видел улыбку, как у моей матери,» — с грустью говорит Василий Николаевич. «Но я нашел девушку с такими же глазами, как у моей мамы, и сразу же женился на ней,» — он кивнул в сторону жены.
«Мама была моим лучшим другом и моим строгим учителем,» — вспоминает его супруга. «Я никогда не забуду, как она учила меня печь мой оригинальный торт. Я чуть не сожгла всю кухню, и в наказание мне пришлось сидеть с посудомойкой два месяца.»
Некоторые посетители не стесняются записывать свои воспоминания рядом со столом, другие прикрывают текст руками, третьи пишут прямо на стене, приклеивая к ней листы бумаги.
«Мне нечего стесниться,» — говорит Женя, — «если бы я мог, я бы закричал это на весь музей,» — с улыбкой он пишет «Мамочка, я тебя люблю» своим собственным почерком. «Я хочу такую же жену, как у папы».
Йоко Оно — художник, бизнесмен и спутница одного из самых популярных музыкантов 20 века. Она пережила любовь и ненависть со стороны множества поклонников Джона Леннона, помогла ему найти себя и вписала свое имя в современную историю искусства. Роковая Йоко Оно.
Йоко: Женщина, которая сделала из Леннона феминиста и пацифиста
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
После предсказуемой гибели своего третьего мужа, ставшего легендой, Йоко Оно навсегда осталась в его тени. Несмотря на это, она продолжала свой собственный путь — как музыкант и художник. Для некоторых она стала причиной распада «Битлз», в то время как для других она предстала в роли человека, позволившего Джону Леннону найти себя. Но прежде всего, она просто Йоко.
Настоящая девушка Йоко
Йоко родилась в Японии в 1933 году в семье, которую нельзя было назвать богемной. Ее родители происходили из знатных семей. Она родилась в Токио и жила там с матерью до раннего детства, когда ее father работал в Америке, занимая высокую должность в американском отделении Банка Японии в Сан-Франциско. Мать Йоко дважды пыталась переехать к мужу. В первый раз, менее чем через год, ей пришлось вернуться в Токио из-за перевода мужа в Нью-Йорк, чтобы ему удачно адаптироваться, а во второй раз, после года совместного проживания с отцом, семья вернулась домой из-за начала войны.
Это было правильное решение: в 1941 году США вступили в войну на стороне СССР и Великобритании против не только Германии, но и Японии, а японцы, жившие в США, включая тех, кто имел американское гражданство, были интернированы в специальные лагеря.
В Японии Йоко училась в престижной школе для детей аристократов — её одноклассником был сам наследный принц Японии. Она стала первой девушкой на философском факультете этой учебной заведения, и, тем не менее, её привлекал экзотический мир европейцев, знакомства с которым она имела с раннего детства. Желание учиться в американском колледже приводит её к поступлению в художественный колледж, где она мечтала стать оперной певицей. В целом, в глазах многих Йоко вела себя как как хорошая японская девушка.
Йоко неоднократно посещала уроки игры на фортепиано, которые она так крайне ненавидела, что даже имитировала обмороки, лишь бы не посещать эти занятия.
Молодой бунтарь
Чтобы понять жизнь и творчество молодой Йоко, необходимо учитывать влияние, которое оказала на общество только что завершившаяся война. Раны, которые народы наносили друг другу, были чудовищными. Японцы опустошали восточное побережье Китая, убивая местных жителей по злому умыслу или в рамках жестоких опытов. Американцы же сбросили атомные бомбы на великие города Хиросиму и Нагасаки, оставляя людей в превращенном в пепел состоянии. Никакой из простых людей в Европе не сможет забыть страдания, о которых напоминали горы детской обуви, оставшиеся в освобожденных концентрационных лагерях: где же конец бесчеловечности?
После войны во всех вовлеченных странах сформировались мощные противоборствующие силы. Некоторые хотели вернуть жизнь к «довоенному», консервативному стилю, насыщенному домашним уютом, в то время как другие считали, что человечество испытывает необходимость в резком изменении к лучшему, в мир, свободный от угроз войны. Контрастные идеи продолжали разжигать самые разнообразные споры как в искусстве, так и в общественном устройстве.
В июне 2009 года, будучи 76-летней, Оно в пятый раз возглавила чарты танцевальной/клубной музыки с синглом «I’m Not Getting Enough».
Книги
Самый известный труд Йоко Оно, «Грейпфрут» (A Grapefruit), напрямую связан с карьерой художника и представляет собой сборник инструкций по созданию искусства — как в буквальном, так и в образном смысле для читателя. Опубликованная в 1964 году и ставшая важным примером концептуального искусства первой половины 1960-х годов, книга включает более 150 идей, распределённых на пять категорий: Музыка, живопись, факты, поэзия и предметы. Эта книга пережила множество переизданий и переводов на другие языки и стала источником вдохновения для самой известной песни Леннона «Imagine» — многие «инструкции» начинались именно с этого слова. Например:
Представьте, что на небе находятся одновременно тысяча солнц. Оставьте их сиять на один час, а затем постепенно дайте им растечься по небу. Сделайте себе сэндвич с тунцом и съешьте его.
Или «фрагмент облака»: представьте, что облака опускаются вниз. Выройте яму в своем саду и положите их туда.
Существуют более печальные фрагменты, например, осколок Апокалипсиса: прячьтесь, пока все не разойдутся по домам. Скрывайтесь, пока все не забудут вас. Прячьтесь, пока все не уйдут.
В 2013 году было опубликовано своеобразное продолжение «Грейпфрута» — «Желудь», в котором, помимо инструкций, были представлены лаконичные иллюстрации.
Борьба за мир
Йоко Оно изначально привлекала зрителя к процессу создания своего искусства, но вскоре её активизм распространился на мировую арену, и она стала активно участвовать в движении за мир и права человека. Фактор того, что во время Второй мировой войны художница находилась со своей семьей в Японии, значительно повлиял на её политические взгляды. Она рассказала о том, что ужасные воспоминания о войне, особенно атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, оставили на ее сознание неизгладимый след.
Начав свою борьбу за мир с известных «бесед перед сном» — акций, которые проводили Йоко и Джон сразу после свадьбы, они использовали свою известность для сопротивления войне в Вьетнаме через такие перформансы. Они продолжили распространять свои мирные послания, развешивая плакаты с надписью «ВОЙНА ЗАКОНЧЕНА!» в двенадцати городах мира в канун Рождества 1969 года, располагая гадания: «Если ты этого желаешь, счастливого Рождества от Джона и Йоко.»
В 1990-ые годы художница активно занималась благотворительной деятельностью. В 1997 году она учредила ежегодный приз для молодых музыкантов в память о Джоне Ленноне и его творческом наследии, а в 2002 году создала «Грант Леннона-Оно за мир», который вручается раз в два года отдельным людям, организациям и целым странам. Она также организовывала несколько благотворительных концертов в поддержку жертв терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, а также жертв землетрясения и цунами в Японии и т.д.
Имеет место и поддержка экологических организаций — как одного из ведущих активистов коалиции Artists Against Fracking, она противостоит опасной технологии добычи сланцевого газа.
В празднование Международного дня мира в 2014 году Йоко Оно передала ООН права на свою наиболее известную песню «Imagine», чтобы данная «Песня мира» служила не только идеологическим, но и материальным обязательством отстаивания ценностей, которые представлял её автор.
Но самой важной борьбой Йоко Оно за мир остается формулирование и распространение идеи о том, что бесконфликтное сосуществование людей возможно и необходимо. Размещая свои художественные послания повсюду, начиная от социальных сетей до рекламных щитов в крупнейших городах мира, она побуждает нас мыслить позитивно и вдохновляет верить в себя, чтобы у всех был мирный будущий. «Поверь в себя, и ты изменишь мир»; «Посмейся неделю»; «Подари себя миру» — именно такие простые шаги, которые Йоко Оно предлагает каждому из нас предпринимать непосредственно сейчас. И сегодня, как и каждый день, она утверждает, что каждый из нас может сделать мир лучше. Это послание, которое «самый известный неизвестный художник» передает миру уже более полувека.
Вместе они выпустили семь альбомов, среди которых самыми успешными стали «Double Fantasy» и «Milk and Honey». После распада «Битлз» Джон и Йоко создали свою собственную группу Plastic Ono Band.
Постельные интервью
Тем не менее, именно Леннон запустил карьеру Йоко Оно как художницы. На сегодняшний день наиболее известным ее творческим и политическим акостом остаются знаменитые «разговоры на подушках», когда Джон и Йоко решили использовать свою свадьбу как платформу для пропаганды мира.
Пресса с особым интересом отреагировала на их заявление о том, что они будут давать интервью в постели. «Эти парни толкали друг друга, пытаясь пройти в нашу спальню, потому что они думали, что мы занимаемся сексом у них на глазах, голые, в постели, занимаются любовью,» — вспоминает Джон.
Но репортеры не увидели никакого секса. На встречу им вышли жених и невеста в белоснежной одежде, которые в течение почти 12 часов без перерыва отвечали на вопросы представителей средств массовой информации. Каждый час к знаменитостям присоединялась новая группа репортеров, и это мероприятие даже транслировалось по телевидению.
Во время этих часовых обсуждений родился знаменитый лозунг поколения хиппи «Дайте миру шанс» и заглавная песня «Give Peace a Chance», которая мгновенно стала символом движения за мир.
Интервью у постели стали первыми политическими акциями Джона и Йоко. С их помощью они не только сделали музыканта одним из самых влиятельных людей своего времени, но и оставили свой шлейф как оригинальную форму передачи идей.
Plastic Ono Band
С начала их связи Йоко Оно и Джон Леннон не только влюбились, но и начали работать вместе. Она принимала участие в записи некоторых песен «Битлз» (что вызывало раздражение)^ у других участников коллектива) и активно участвовала в сольных экспериментах Джона.
Их первый совместный альбом получил провокационное название «Two Virgins». Этот полностью экспериментальный альбом состоял исключительно из всевозможных шумов и стоны. Альбом стал известен благодаря своей обложке, на которой изображены Йоко и Джон, полностью обнаженные.
Вместе они выпустили семь альбомов, самыми успешными из которых стали «Double Fantasy» и «Milk and Honey». После распада «Битлз» Джон и Йоко основали свою группу Plastic Ono Band.
В рамках этого проекта был записан один из лучших альбомов Леннона «Imagine». Йоко также выпустила более десяти сольных альбомов, среди которых наиболее успешным оказался Starpeace. Сингл Hell in Paradise из этого альбома достиг 16 места в чартах США.
В последние годы Йоко активно ремикширует свои старые песни, регулярно попадая на верхние строчки танцевальных чартов. Например, в 2009 году, в возрасте 76 лет, она в пятый раз возглавила хиты танцевальной и клубной музыки с синглом «I’m Not Getting Enough».
Бизнес-леди
Йоко всегда выделялась своим неукротимым деловым чутьём и искусством продажи, а также умением поддерживать свою публичность. Тем не менее, только благодаря Леннону она действительно смогла преобразиться как бизнесмен. После распада «Битлз» она стала официальным представителем своего мужа, беря на себя все финансовые и деловые вопросы, пока он проводил время с ребенком.
Йоко разумно инвестировала гонорары Леннона от «Битлз» в недвижимость, произведения искусства и даже в крупный рогатый скот. В одном из интервью Джон признался: «Она была единственной из нас, кто мог вести дела на таком уровне.»
Йоко подчеркивала, что деньги работают лишь тогда, когда они тратятся с любовью: «Я люблю древнеегипетское искусство и стараюсь приобретать эти предметы не за их стоимость, а за их магическую силу. Каждый из этих предметов имеет свою магическую ценность. Так же, как и с домами: Я выбираю их по симпатии, а не из соображений инвестирования.»
Незадолго до трагической гибели Джона Леннона его состояние оценивалось газетой New York Post в 150 миллионов долларов США.
Понравилась ли вам статья? Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов.