Несомненно, жить в роли женщины в нашем современном обществе представляется опасным. Каждый год миллионы девочек становятся жертвами физического или сексуального насилия, что приводит к формированию у них страха и антипатии к противоположному полу. Удивительно, но многие из них начинают перенимать поведение своих обидчиков, отказываясь от своей женственности и познавая мир через призму уязвимости.
Дочкам — машинки, сыновьям — куклы. Просто другие игрушки или что-то большее?
«Я обеспокоена тем, что происходит с моей дочерью. Почти все игрушки, которые она предпочитает, связаны с автомобилями. Она строит гаражи и дорожки из конструктора, рисует дороги и машины. Сегодня целый день наблюдала за гонками Формулы-1 с большим увлечением. В момент, когда она разогревала ужин, произнесла: ‘Пора готовить для Петрова и Шумахера’. У неё нет интереса к ‘девичьим’ занятиям. Как мне реагировать на это?»
— Мария, мать 6-летнего Саши
Нередко родители испытывают тревогу, когда поведение их детей выходит за рамки общепринятых ожиданий. Это может касаться не только шалостей, но и выбора игрушек, хобби и занятий, которые, по привычным стандартам, могут казаться неподходящими для данного пола. Например, дочка играет исключительно с мальчиками, а сын предпочитает кукол. В таких случаях родители начинают волноваться: «Всё ли в порядке с моим ребёнком? Как же вырастить девочку женственной, если ей не нравится типичная одежда? Не станет ли мой сын геем из-за ‘девчачьих’ увлечений? Может, мой ребёнок хочет стать трансгендером?»
Эти опасения вполне понятны, но насколько они оправданы? Давайте углубимся в вопрос, действительно ли ‘неправильные’ игрушки несут угрозу, как формируется ощущение принадлежности к тому или иному полу и какие факторы на это влияют. Кроме того, можем ли мы разобраться, как отсутствие одного из родителей может повлиять на формирование идентичности ребёнка, относящегося к определённому половому типу.
Что такое гендер, и чем он отличается от пола?
Первоначально следует чётко определить используемые термины, чтобы избежать недоразумений. Важно различать ‘пол’, ‘социальный пол’ и ‘гендерную идентичность’.
Пол — это биологический аспект, который охватывает различия на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях. К таким различиям относятся форматы гениталий, размеры тела, возможность воспроизводства и многое другое, что связано с физическими характеристиками.
Социальный пол или гендер же представляет собой социальную интерпретацию пола, то есть включает в себя систему поведенческих черт, отражающих, что значит быть мужчиной или женщиной в контексте конкретного общества. Например, ожидания от девушек могут включать быть спокойными и не подвижными, тогда как от мужчин требуются активность и подвижность. Общественные роли требуют, чтобы женщина любила детей, а мужчина увлекался пивом и футболом. Вы можете легко придумать другие ожидаемые характеристики. В отличие от биологического пола, гендерные роли варьируются в разных культурах и зависят от социальных норм.
Гендерная идентичность — это внутреннее восприятие принадлежности к определённому полу, формируемое как культурными, так и биологическими факторами.
Гендерная идентичность ребёнка: как и когда она формируется
Процесс самоидентификации как мальчика или девочки проходит несколько ключевых этапов.
Первая стадия идентификации происходит в возрасте от 2 до 7 лет. В это время у детей наблюдается заметный интерес к собственным гениталиям; они активно исследуют и наблюдают за ними. К трем годам примерно 2/3 всех детей уже осознают, кто они — мальчик или девочка. Однако интересный факт в том, что они могут верить, что их пол может измениться в зависимости от того, как они изменят свою внешность, например, длину волос или тип одежды. К 6-7 годам представления о гендере значительно расширяются, формируется понимание неизменности собственного пола и пола других людей: дети начинают осознавать, что мужчина, одетый в юбку, может быть шотландцем, а короткие волосы не делают женщину мужчиной.
Исследования показывают, что этот начальный этап формирования гендерной идентичности является одним из самых важных и устойчивых компонентов самосознания.
Обучение гармонии полов
Крайне важно развивать у ребёнка гендерную осведомлённость и уважение к детям противоположного пола. Поэтому старайтесь избегать фраз типа: «Если ты заплачешь, то станешь девочкой». Или «Не драться, ты же не мальчик, мальчики — хулиганы». Подобные выражения могут подрывать уверенность ребёнка в его собственной сексуальности и формировать негативное отношение к противоположному полу. Дебаты и акцентирование различий взрослыми лишь усиливают гендерные стереотипы, что может привести к тому, что дети начинают избегать общения и игр с представителями противоположного пола.
«Когда я была беременна, вся моя семья мечтала о девочке. Мы были в восторге, когда наконец родилась Викуська. Мы постоянно об этом говорили и хвалили её, и, похоже, она начинает рваться к этому идеалу. Отец ненавидит своего сына и воспитывал его так, как будто все мальчики плохие. Она говорит: “Я никогда не стану дружить с ними, и если у меня родится сын, я просто оставлю его на мусорке”. Я объясняю ей, что папа — хороший, но она всё равно считает, что остальные мальчики плохие. У нас уже были конфликты по этому поводу в школе.
— Татьяна, мама 7-летней Вики
Следующий ключевой этап формирования гендерной идентичности — это подростковый возраст или половая зрелость. Эта стадия связана с формированием психосексуальной ориентации, то есть предпочтением отношений с партнерами одного или другого пола. Но развитие на данном этапе не происходит с нуля; оно основывается на уже заложенных социальных правилах и биологических условиях. На этом этапе крайне важно поддерживать детей в их переживаниях: необходимо говорить о том, как происходит и меняется их тело и что ждёт их в будущем. Запреты, подавление или наказание за естественное любопытство могут привести к стыду и неприятию своего пола. Например, девочки могут чувствовать себя грязными и неправыми из-за менструаций, а мальчики могут испытывать неприязнь к себе из-за своих половых проявлений.
Как правило, у детей, которые ведут себя «по гендеру», не возникает проблем с самоидентификацией, поскольку они постоянно получают одобрение от окружающих. Активный мальчик получает подтверждение своей идентичности, слыша, что он мальчик, и его активность в этом контексте нормальна. Девочка, играющая с куклами, также получает положительное восприятие, когда вокруг говорят, что она становится настоящей женщиной и готовится к материнству даже в детском возрасте.
Проблемы начинаются тогда, когда дети начинают вести себя «не как ожидалось». Мальчики вдруг обнаруживают желание танцевать и играть в «семью», а девочки — увлекаются машинками и играми, связанными с конфликтами и борьбой. Когда дети не соответствуют стандартам, родители, естественно, начинают переживать.
Андрогинные девушки имеют выразительные черты лица, их ширина плеч превышает соотношение с бедрами, а тело выглядит хрупким с небольшой грудью. У мальчиков наблюдаются более мягкие черты лица, узкие плечи и менее выраженная мускулатура.
Женский род в ином свете
Если обратиться к феномену, который касается «кожно-зрительных» людей, можно заметить, как представления о гендере повернуты с ног на голову. Это явление наблюдалось даже в далёкие времена. Пока обычные женщины занимались домашними делами, готовили еду и воспитывали детей, женщины с «кожными глазами» бросались на охоту, выдавали замуж, участвовали в боевых действиях в качестве медсестёр.
К сожалению, их поведение нередко воспринималось обществом как непристойное. Эти женщины становились поводом для дуэлей и войн; многие произведения искусства были посвящены им.
Люди с визуальным вектором испытывают сильные эмоции. Только в изменении эмоций заключается смысл их жизни. Чем больше они чувствуют, тем более насыщенной выглядит их жизнь. Но базовая эмоция, присущая древним людям, заключается в страхе перед смертью. В их психике лежит постоянное напряжение: им хочется жить, но они не могут убийством удовлетворить свои потребности — иначе человечество не смогло бы выжить и обеспечить своё существование. Женщина с “кожными глазами” сохранила даже самую малую жизнь, даже маленькую букашку, так как даже её жизнь кажется ей бесценной.
Внешне они могут казаться слабыми. С психологической точки зрения они оказываются не готовыми к материнству, физически их организмы готовы к вынашиванию и рождению детей лишь благодаря достижениям медицины. Таким образом, у них нет инстинкта материнства, единственной составляющей, которая способна обеспечивать женскую скромность.
В конечном счёте, выражая чувства в любви, страх исчезает, а сами они становятся живыми существами, полными чувств.
С помощью острого взгляда, позволяющего различать тончайшие цветовые оттенки, ощущая свою робость, эти «кожные» женщины были первой линией защиты от угроз. Те, кто игнорировал угрозы, просто исчезали, становясь пищей для хищников. Так женщины с «кожными глазами» всё ещё оказываются жертвами преступлений, когда социальные характеристики начинают меняться, отклоняясь от плана развития. В те моменты их главная эмоция — это страх, варьирующий от лёгкого напряжения до паники.
«Все, что тебе нужно, — это любовь!»
Безусловно, «кожные» женщины представляют собой ценный ресурс для любого общества. Они, стоя на равных с мужчинами, достигли этого ещё с древних времён. Благодаря своей чувствительности им удалось завоевать популярность как секс-символы, восторг которых неизменно пугает и восхищает всех. Вряд ли найдётся женщина, которая не желала бы хотя бы на мгновение оказаться на обложке модного журнала.
Их страх перед смертью возвышает жизнь любого существа до высшей ценности. Это стало основой культурных норм, моральных устоев и в итоге всей культуры, включая искусство.
Что касается мальчиков с нарушениями зрения, они столкнулись с ситуацией, когда не успели осознать свою роль в обществе. Первоначально они подвергались жестоким нападу на свою природу, и порой получали ярлык «лишний рот». В более развитых обществах, например, в армии Александра Македонского, они занимали аналогичные роли, что позволяло им выжить.
Лишь в середине двадцатого века светлые представители общественности заметили важность мальчиков с личными особенностями. Все событие проявляется в движении хиппи, воспринимающим идеи мира и любви: им только и нужно было — мир без насилия. Сложно сомневаться, что большинство из них предпочитали выражать свои чувства через нежность и сочувствие, не испробовав свойства агрессии.
Малое количество из них смогло подняться из невзгод и стать актёрами или артистами благодаря правильному воспитанию. В то время как менее удачные искали способы зарабатывать на жизнь, становясь атрибутами туризма и ценою, которую платят за свои чувства, другие искали защиту у сильных теле или душ.
Женственный мужчина — гей или не гей?
Чтобы прояснить ситуацию, необходимо отметить, что как «кожная» девушка, так и «кожный» мальчик не могут полностью соответствовать своей половой идентичности. Полное выражение их гендера не достигается — и это создает вопросы. Окружающим к ним сложно отнести понятие мужской или женский. В итоге: это странно.
Представители андрогинного гендера не способны дать миру потомство и отделяют отношения от традиционных социальных канонов. В то же время «кожные» мужчины и женщины получают возможность дробить свою сущность эмоциональным образом, с одной стороны, и использовать свою сексапильность для выживания, с другой. Таким образом, многие из них не являются гомосексуалистами, а просто ищут успокоение и защиты от сильных личностей.
Открытость к миру преодолена поколениями через страдания и ответственности. Можно увидеть всё множество явлений, когда кто-то с андрогинными особенностями выбирает близость с представителями обоих полов, не имея четкого желания. Эти парни стремятся к защищенности, отказываясь идентифицировать себя в роли половых объектов и претерпевая страх, который был с ними с детства. Ошибка воспитания играет ключевую роль в формировании их идентичности.
В отличие от них, «кожистоглазые» девушки, разумеется, уже прошли путь к пониманию своей природы. Их способности в сфере чувственности сложились через истоки их жизни. В современном обществе женщины смогли достичь накала своих эмоций на беспрецедентной планке. Однако многие мальчики не могут похвастаться подобным успехом. Именно поэтому родители часто не знают, что делать с их гендерной идентичностью.
Возникновение разнообразия во взглядах на жизнь порождает часто задаваемый вопрос о том, что именно человечество делает неправильно, ведь традиционные ценности плавно исчезают.
Почему некоторые становятся «томбоями»?
Интересно, рождаются ли девочки с «томбойскими» наклонностями, или это не что иное, как результат какой-либо причины? Некоторые исследования показывают, что воздействие мужских гормонов на развивающегося ребёнка в утробе матери может оказывать наибольшее влияние и увеличить вероятность того, что будущие девушки вырастут с такими чертами. Но где же правда, а где миф?
Ключевыми факторами формирования подобного поведения и идентичности могут быть следующими:
Если девочка в детстве не находит в своей матери (или других близких родственницах) образца для подражания, вероятно, в дальнейшем она будет игнорировать свою женственность.
Если девочка видит в своей матери жертву, подчинённую строгому отцу, если патриархальный стиль жизни вызывает у неё восхищение своим отцом, то она начинает идентифицировать себя с ним. Это будет способствовать формированию у неё мысли о том, что женственность не имеет ценности, а это приводит к отказу от стереотипно женских ролей.
Девочки, став свидетелями невольного угнетения своих матерей, начинают накапливать неприятие и презрение к традиционным женским обязанностям, прослеживая неравенство во внимании и любви по отношению к мальчикам, что усиливает их стремление отречься от женского начала.
Неудивительно, что быть женщиной небезопасно в нашем мире. Миллионы девочек становятся жертвами жестокости в раннем возрасте и вырастают с противоречивыми чувствами к противоположному полу.
В целом они начинают воспринимать женственность как символ уязвимости, ощущая необходимость противостоять угрозам и небезопасности. Подсознательно формируется установка: «Если я возьму на себя поведение, соответствующее традиционным мужским стандартам, то смогу избежать возможного насилия».
На уровне детской психологии девочки очень рано осознают, что у мужчин имеются свои преимущества. Например, когда они слышат, как знакомые их родителей сожалеют о том, что у них нет сыновей, или когда понимают, что братья и сестры привлекают больше внимания и заботы, это укореняет в них чувство асимметрии.
С раннего возраста девочки становятся свидетелями неписаных норм, по которым мальчики освобождаются от домашних обязанностей, что приводит к формированию у них привилегированной позиции, ведь их моделируют так, чтобы развивать норму за пределами домашнего создания – стремиться к власти, богатству и свободе, в то время как девочки обучаются ведению домашнего хозяйства и заботе о детях.
Например, в таких странах, как Канада, Израиль или Австралия, девочки ведут активный образ жизни, и общество не осуждает их за это, не наклеивая ярлык «томбоя». Они просто открыты и энергичны. В то же время, обратим внимание на ситуацию в Саудовской Аравии, где каждая девушка должна строго соответствовать моральным нормам; если она отходит от традиционных ожиданий, её немедленно начинают называть «сорванцем».
Тем не менее, это поведение можно рассматривать как временную стадию в развитии девочки. Она остаётся активной, стойкой и стремящейся, поскольку эта энергия необходима для того, чтобы получить полноценный опыт жизни — но традиционное общество, как правило, готово навесить на неё ярлык «томбой», не принимая во внимание, что это может быть просто часть её индивидуальности.
История из жизни: «Мальчики для меня — символы свободы»
«С девяти до двадцати лет меня именовали ‘сорванцом’. На самом деле, я просто оставался собой, не задумываясь о ярлыках. Примерно в пять лет во мне начали проявляться интересные черты поведения. Хотя я не помню, как это началось, у меня есть данное ощущение. Я предполагаю, что именно малое количество времени в этот период оказало влияние на мою самоидентификацию.
Когда я был ребенком, мой отец ушел в длительное путешествие на несколько лет. Когда он вернулся, он привёз подарки для меня и моей младшей сестры. Большинство из них были мальчиковыми: сапоги, штаны, футболки, Sega и PS1. Моя младшая сестра была только в восторге от кукол и книжек-раскрасок, а я с удовольствием изучал новую игровую приставку.
Мне было девять. Моя мама запрещала мне и сестре играть в футбол с мальчишками на улице. Хотя во дворе были девочки, их тоже заставляли не участвовать в «грубых» играх. Девочкам разрешалось выходить только для выполнения незначительных обязанностей по дому.
Тем временем мальчики бегали по двору, играли в футбол, катались на велосипедах, и просто дурачились, в то время как мы оставались дома, изолированными.
Третьеклассники тоже не исключение: мальчики катались на скейтборде, а девочки сидели на скамейках с кузовными игрушками. Они не были вдохновлены заниматься физической активностью. Сиденье на качелях становится их главной задачей.
Что касается учителей, то они явно предпочитали мальчиков во всем: соревнованиях, конкурсах и даже в повседневной деятельности. Они могли отвечать: «Как ты позволил девушке обыграть тебя?».
Знаете, для меня мальчики были не просто дружками, а символом свободы. Это было свободное существование. Мальчикам позволяли веселиться, кататься по полу, лазать и пачкаться. Это было то, чего я действительно хотел и чего не могли дать мне взрослые.
С каждым годом я всё более бессознательно становился тем самым «сорванцом». Даже когда я оказался в школе-интернате для девочек на пять лет, это только усилило этот процесс. К концу средней школы я окончательно принял на себя этот образ.
На третьем курсе университета я начала отходить от этого. Когда меня спрашивают, томбой ли я, у меня на это три ответа: «да», «нет» и «отчасти».
Поиски собственного «я» могут быть сложными. Многие сталкиваются с психическим стрессом и непониманием.
Ученые открыли третий пол
Интересно, можно ли рассматривать андрогинность как признак третьего пола? Ученые характеризуют андрогинных людей как «сверхлюдей», находящихся на границе между двумя полами. Наличие вторичных половых признаков у некоторых андрогинных людей также становится предметом изучения.
В результате такой комбинации личность может терять свою идентичность, и это связано с рядом факторов:
- Отсутствие одного из родителей. Это не всегда связано с физическим отсутствием; возможно, родитель просто недостаточно вовлечен в жизнь ребенка.
- Ненависть к себе. У человека может быть неприязнь к своей внешности или желание иметь черты характера, присущие противоположному полу.
- Психологическая травма. Например, травмы, полученные в результате насилия, могут сильно подорвать уверенность в себе.
- Ужесточение родительского контроля над мальчиками. Если мать подавляет его стремление к независимости в детстве, это может сформировать у него поведение, напоминающее поведение неопытных или зависимых девочек.
Потеря уверенности в себе может быть следствием чрезмерного контроля над воспитанием девочек.
Кто виноват?
В некоторых случаях андрогинность может быть патологической и чаще наблюдается у женщин. Это может быть связано с дисбалансом мужских гормонов — андрогенов, которые влияют на функционирование половой системы. Андрогенные гормоны всегда присутствуют в организме женщин, но обычно не влияют на внешний вид. Однако при гормональном нарушении их уровень может возрасти, и это приведёт к андрогинности. Отклонение от нормы может проявляться через следующие симптомы:
- Изменение характера,
- выпадение волос,
- изменение тембра голоса,
- различие в форме груди и волосы на лице,
- аномалии половой системы,
- нарушения менструального цикла,
- повышенное влечение к противоположному полу.
Кроме того, высокие уровни андрогенов могут вызывать у женщин депрессию, и в таком случае им будет показано лечение.
Процесс андрогенизации может быть частью более серьезных состояний, таких как:
- прием гормональных препаратов,
- дисфункция печени,
- недостаток витаминов.
Тактика лечения предполагает сначала устранить причины повышения уровня мужских гормонов, а затем приступать к коррекции самих состояний.
Диагностика
Если у женщины андрогинность кажется патологической, необходимо провести анализ крови. Также будут необходимы тесты на гормоны и уровень сахара в крови, после чего следует УЗИ органов малого таза.
Одной из основательниц концепции андрогинности является Сандра Бем, которая отметила важность андрогинности как средства открытия нашей сознательности. По её мнению, человеку, обладающему исключительно чертами, присущими его полу, будет тяжело приспособиться к жизни. Сандра Бем разработала специальный тест для определения, кем является мужчина по сути. Однако она поняла, что реальность этой идеи может быть более сложной, и андрогинность развивается не только из личных характеристик, но и под воздействием изменений в обществе.
Также следует упомянуть Карла Юнга, который высказывал мысль, что душа каждого человека по своей природе андрогинна. Нормальное развитие характеристик, присущих тому или иному полу, происходит под воздействием воспитания. Оно определяет, какими должны быть мужчины и женщины в глазах общества.
«Я всегда желал быть тем, кем считал себя. Я осознала, что сама являюсь девочкой, и это не зависело от игрушек, кукол, платьев или блесток. Меня интересовали машины и конструкторы. Чувство, что я девочка, всегда оставалось со мной, и ничто не могло меня переубедить.»
Неполная тестикулярная феминизация (синдром Рейфенштейна)
Мы также обсуждали полную форму тестикулярной феминизации, но стоит упомянуть о неполной форме, при которой чувствительность тканей к тестостерону частично сохраняется или их выработка изначально низка. Соответствующий кариотип является мужским, но во многих случаях сложно провести четкое разделение пола на основании стандартных признаков.
Согласно классификации различных форм тестикулярной феминизации, принятой в 1996 году, различные степени проявления имеют свои характеристики. Например, при степени 1 проблемы могут быть выявлены в подростковом возрасте или у более взрослых мужчин, которые ищут медицинскую помощь из-за развития молочных желез и бесплодия.
На стадии 2 наблюдаются аномалии наружных половых органов, такие как гипоспадия — неполное закрытие кончика полового члена крайней плотью и/или расположение уретры в неправильном месте. Половые железы (яички) не вырабатывают достаточного количества гормонов, и, как следствие, пенис может быть слишком маленьким. У таких пациентов наблюдается отсутствие сперматозоидов в эякуляте (азооспермия). Биопсия яичка может показать наличие редких дифференцированных половых клеток, а также развития молочных желез (гинекомастия) и женоподобной формы тела.
При синдроме 3 степень проявления наблюдают пенис, больше похожий на клитор с мошонкой, напоминающей губы. Речь о трудностях в определении пола ребёнка.
У 4 класса признаки более выражены: губы ближе к женским, слияние половых губ и увеличение клитора, и у некоторых может наблюдаться короткое влагалище.
На стадии 5 наблюдаются признаки полной тестикулярной феминизации, которые были описаны ранее.
Зачем удаляют яички при этой болезни?
Яички, находящиеся в брюшной полости, рекомендуют удалять из-за риска развития злокачественных опухолей. У 20-50% узников развиваются такие опухоли, как гонадобластома или дисгерминома. Однако в возрасте до 20 лет это встречается реже, поэтому рекомендуется оставлять яички до периода полового созревания. Удаление производится с помощью разреза на передней брюшной стенке.
Многим пациентам необходимо проходить гормональную заместительную терапию. Лечение с использованием мужских гормонов может двигать пациентов в сторону возможности стать отцом. Врачи советуют заморозить сперму перед удалением яичек.
Проблема выбора пола у ребёнка
Многие пациенты сталкиваются с глубокими психологическими стрессами, когда им сложно принят себя. Им порой трудно понять, что их пол не был определён изначально, и многие из них не имеют способности к родительству.
Когда ребёнку ставится диагноз в раннем возрасте, родителям бывает сложно принять решение о том, какого пола должен быть их ребёнок. Как воспитывать его как девочку или как мальчика? Как объяснить специфику вопроса и мрачные перспективы рождаемости? С родителями работают генетики, эндокринологи, хирурги, психологи и психотерапевты, помимо этого, в идеале осуществляются хирургические коррекции внешних половых органов, чтобы помочь ребенку.
Итак, ваш ребенок ведет себя не так, как ожидалось. Ваш сын хочет играть с куклами и дружить с девочками, а ваша дочь дерется с мальчиками и предпочитает короткие стрижки. Что мне делать?
Примеры «томбоев» в культуре и реальной жизни
Среди известных личностей также можно встретить «сорванцев». Также их можно найти среди персонажей кино и литературы. Вот некоторые популярные девушки и персонажи, которых можно отнести к «сорванцам»:
- Во времена, когда девушки носили исключительно платья и юбки, Одри Хепберн не боялась появляться в классических брюках.
Эту актрису можно считать одной из первых сорванцев, однако вскоре её образ вернулся к общепринятым стандартам — в остальном она оставалась достаточно традиционной и предпочитала длинные волосы.
Длительное время Лаура выдавала себя за «Мигеля», но вскоре её обман был разоблачен беспокойными одноклассниками.
Быть «томбоем» — стыдно или модно?
Большинство современных девочек, за исключением девушек из консервативных арабских стран, можно отнести к категории «сорноц».
Женщины всех возрастов начинают носить брюки, спортивные костюмы, обувь без каблуков и нередко выбирают профессии, ранее считавшиеся исключительно мужскими. Они не боятся изучать новые навыки, а также активно участвуют в мужских видах спорта. Во многих европейских странах женщин принимают в футбольные и баскетбольные клубы.
Традиционная гендерная сегрегация уже не занимает столь важное место в обществе, как это было в прошлом. Ожидания женщин по поводу равенства во всех жизненных сферах и право выражать свою индивидуальность не должны вызывать сомнений.
Тем не менее, девочки — это по-прежнему удивительные создания, и многие из них обладают природным очарованием; было бы глупо прятать эту красоту, наряжаясь в мужскую одежду и подражая привычкам. Быть «сорванцом» — это не порок и не причудливость, а осознанный выбор, сделанный каждой женщиной.
Кроме того, вопрос о том, что человечество делает неправильно, по-прежнему стоит перед нами, ведь традиционные ценности постепенно исчезают.
Андрогинный мужчина — это мужчина, обладающий значительными атрибутами обоих полов, при этом он может понимать и испытывать чувства как мужчин, так и женщин. Большинство из них ведут нормальную жизнь, имеют семью и детей.
Стереотипы в причёске
Некоторые молодые матери в панике рассказывают, как им приходилось стричь красивые кудри своих сыновей, так как их нередко принимали за девочек. С другой стороны, в детстве меня многократно принимали за мальчика, так как меня брили налысо из-за головных вшей. Я также была настоящим «сорванцом», забиралась на деревья, перелезала через заборы, разбивала колени и локти. Моя мама всегда пыталась украсить меня бантиком и наряжала в платья и юбки, но, честно говоря, когда ты прыгаешь и лазишь, всё это показалось неудобным и более грациозным в шортах или брюках.
Иногда родители стремятся акцентировать различия между мальчиками и девочками через стиль и цвет одежды. Они вновь возвращаются к старым клише: мальчики должны носить тёмную одежду, а девочки — светлую. Это влияет даже на роддом, когда родители вселяют своих детей в голубые конверты для мальчиков и розовые для девочек. Когда-то девочки одевались в голубое — символ невинности, а мальчики в розовое и красное, чтобы подчеркнуть свою смелость и храбрость. Я же не следовала этим традициям, выбрав светло-зеленый конверт для сына и голубую пеленку с белыми зайцами для дочки.
Я позволяла своему сыну носить розовое, красное и жёлтое, но его никогда не принимали за девочку, в то время как мою дочь часто принимали за мальчика. Моя дочка обожает повязки, бантики и шапочки, у нее короткие волосы, которые начали расти лишь ближе к двум годам. В основном я одевала её в костюмчики синего и зелёного цветов.
Наш информационный бюллетень предлагает актуальную и полезную информацию для современных родителей, и у нас уже более 50 000 подписчиков!
Стереотипы в игрушках
Ещё один аспект, который привлекает внимание родителей, — это выбор игрушек. И здесь большинство придерживается стереотипов: мальчику предназначены машины и оружие, а девочкам — куклы и ухаживающие игрушки. Тем не менее, детям зачастую интересно абсолютно всё! Мальчики часто любят катать коляски и играть на детской кухне, тогда как девочки могут проявить интерес к машинкам и даже попробуют сломать роботов.
Давление на детей делает лишь хуже. В результате, вырастая, мальчик может избежать обязанностей по дому, а девочка — нервничать, когда придётся обращаться с машинами или инструментами.
Я позволяю своим детям самим делать выбор игрушек. Например, в три года мой сын на самом деле любил плюшевых мишек и наигрывал в коляске, а затем в пять лет, втянувшись в игровую кухню, его увлекло готовить. В то же время его интересовали и «боевые» игрушки, и автомобили. Моя дочка ещё совсем маленькая, ей всего год и девять месяцев, однако уже интересуется как машинками, так и мелкими куклами: любит их кормить и укладывать спать.
Когда я общаюсь с незнакомыми людьми и касается тема детей, я иногда боюсь ошибиться, называя мальчика девочкой или наоборот. Я пытаюсь задавать осторожные вопросы о предпочтениях их детей, чтобы не задеть чувства родителей. Когда они начинают рассказывать о своих детях, используя местоимения «он» или «она», «моя дочка» или «мой сын», я уже не боюсь ни смущения, ни неловкости, продолжая разговор, и не забываю упомянуть интересы их ребёнка.
Стереотипы во внешности
Если мою дочь принимают за мальчика, я с лёгкостью исправляю собеседника. В этом нет ничего ужасного, и нет смысла устраивать трагедию, если кто-то ошибается. Однако иногда встречаются индивидуумы, стремящиеся указать на то, что черты лица девочки обладают «мужскими» нотами, а у мальчика встречаются «излишне красивые» черты. Попытки задеть или унизить могут провоцировать агрессию или активные споры. В таких случаях стоит сохранять спокойствие и просто сказать: «Это девочка» или «Это мальчик», без дополнительных объяснений, ведь подобные отказы вызывают именно такую реакцию
Я считаю, что детей не следует заставлять придерживаться определённых стилей, причесок или игрушек только на основе общепринятых норм. У малышей должно быть больше возможностей для самовыражения и развития своей индивидуальности. В нашем современном обществе женщины могут занимать высокие должности, летать в космос и управлять автомобилем, а мужчины могут заниматься творческими профессиями и вести домашнее хозяйство. Внешность может меняться с возрастом: многие девочки, которые были «сорванцами», в итоге превращаются в настоящих леди, а привлекательные мальчики — в статных мужчин.