Эти книги обладают замечательным качеством: они отличаются высокой умственной нагрузкой, содержат как популярные, так и научные сведения, а художественные иллюстрации оформлены так, что остаются доступными и весьма увлекательными для восприятия. Вдобавок, присутствует весьма разнообразный выбор иллюстративных материалов.
Деформированная реальность художников XX века: как научиться понимать современное искусство
Как научиться распознавать глубинный смысл в двух легких мазках кисти, на грубом холсте или в таком, казалось бы, бесполезном предмете? Дело в том, что современное искусство нарушает традиционные каноны и многовековые нормы, которые были основой искусства в предыдущие эпохи. Более того, что стало причиной растущего интереса к этим спорным произведениям искусства, стоимость которых иногда достигает десятков миллионов долларов? Преподаватель Московского государственного университета, магистр истории искусств Инна Мурашева делится своим мнением о содержании, скрытом за созданием современных произведений искусства, и объясняет, почему они не обязательно должны обладать традиционной красотой.
Магистр истории искусств, преподаватель МГУ
Современное искусство: эмоции и факты
На протяжении долгих веков художники стремились создавать произведения, соответствующие устоявшимся стандартам эстетики и гармонии. Вопрос о красоте всегда оставался одним из важнейших критериев, по которому произведения искусства могли быть признаны ценными. В дальнейшем возникло обсуждение подлинности: стали активно обсуждать, что важнее для искусства — красота или истина. Однако после Первой мировой войны, акцент сместился, поскольку масштабы потерь и разрушений привели к искажению привычного восприятия реальности.
Эта метафизическая боль, которая пронзает искусство XX века, охватывает смысловой контекст: человек становится ничем, он оказывается заключенным в клетке из собственной плоти, деформированным и обессиленным обстоятельствами. Эта концепция существенно противопоставляется идеям Ренессанса, где человек был признан центром Вселенной, венцом творения и полубогом. Наиболее откровенные артикуляции идеи искаженной реальности в течение XX века принадлежали представителям авангардных движений, таких как Лондонская школа (среди которых Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд), дадаисты (включая Ганса Арпа, Марселя Дюшана и Ман Рея) и сюрреалисты (такие как Сальвадор Дали, Рене Магритт и Макс Эрнст). У истоков этой философии можно также обнаружить работы сюрреалиста Иеронима Босха (примерно 1450-1516), который создавал призрачные изображения, выходящие из глубин подсознания.
Тем не менее, термин «современное искусство» — modern art — начал использоваться только в 1970-х годах. Несмотря на расхождения в мнениях теоретиков по этому вопросу, мы можем опираться на авторитет крупнейших аукционных домов, таких как Sotheby’s и Christie’s. Например, Sotheby’s включает произведения искусства, созданные с 1945 по 1970 год, в категорию «раннего модерна», в то время как работы, нарисованные после 1970-го, относятся к «современному искусству». Аналогично, Christie’s использует это же деление, встраивая старые работы 1950-1960-х годов в категорию «искусства двадцатого века».
Излишне делить этот культурный феномен на отдельные направления и течения: такой подход может спровоцировать катастрофу спонтанности и взаимодействия со зрителем — качеств, которые делают современное искусство так притягательным. Оно многослойно и наделено серьезной смысловой подоплекой, но одновременно открыто для эмоционального восприятия любым, независимо от уровня образования, общего кругозора или эстетического опыта.
Поэтому важно добавить, что восприятие современного искусства зависит не от наличия специальных знаний, а от эмоциональной открытости человека.
Фрэнсис Бэкон
Важна концепция, а не объект
«Черный квадрат» стал своеобразным символом нигилистического отрицания культурного наследия — того огромного груза, который было присвоено человечеством», — отмечает Казимир Малевич, автор одноименной картины. Его работа представляла собой нигилистический подход к истории живописи и к концепции супрематизма. В соответствии с идеями Ренессанса, картина должна была стать окном в мир, воспринятым через призму пейзажей, портретов, натюрмортов и изображений повседневной жизни, другими словами, она служила отражением действительности. Однако в 1915 году Малевич зашкаливает это «окно» черной краской. Это событие обозначило конец одной эры и начало совершенно новой в мире искусства. «Я рад, что вырвался из тюрьмы академических допросов», – говорит он, подчеркивая, что настоящим художником становится тот, чьи художественные формы не привязаны к природным реалиям.
«Когда я наткнулся на зачатки реди-мейда, я надеялся завершить всех душераздирающих выступлений, но неодадаисты берут реди-мейды и пытаются найти в них эстетическую правоту. Я ставлю перед ними сушилку для бутылок и писсуар как вызывающий элемент, и они в восторге от их эстетики», — так описывал реакцию общественности на свои экспонаты «Сушилка для бутылок» и «Фонтан» (писсуар с подписью R. Mutt) Марсель Дюшан, современник Малевича.
С тех пор вокруг писсуара Дюшана было сказано немало о том, как это произведение стало переломным моментом в мировой художественной арене и навсегда изменило её. Он воспринимается как одно из самых захватывающих и провокационных творений интеллектуального искусства XX века. Почему? Потому что, на самом деле, таланту и оригинальности в данной работе присуща идея и концепция, а не только форма объекта. Это то, что сделал Дюшан, выдернув обыденный предмет из привычного контекста и объявив, что он тоже может считаться искусством. В своём креативном заявлении он подчеркивает, что искусство может принимать самые разнообразные формы и не стоит относиться к нему слишком серьезно. В этом плане он шагнул дальше, чем Малевич.
Современное искусство — это движение, представляющее собой долгую цепь художников, следующими за Малевичем и Дюшаном, которые постоянно ищут новые формы самовыражения, новейший визуальный язык, стремятся заглянуть в реальную реальность, экспериментируют и вдохновляют других своими замечательными работами. Среди таких имен можно выделить Лучио Фонтана, Жан-Мишель Баския, Кит Харинг и Дэмиен Херст.
Марсель Дюшан
Практически каждое произведение искусства имеет подтекст, который невозможно игнорировать, хотя большинство творений современного искусства можно оценивать без глубокого погружения в его смысл. В конечном счете, первоначальные резы Лучио Фонтана выполнены на высоком уровне, что, безусловно, влияет на эстетическое восприятие.
7 важных книг для тех, кто хочет хорошо разбираться в искусстве
Чтобы не пропустить одну из самых популярных статей, подписывайтесь на нашу рассылку и получайте её в свой почтовый ящик ежедневно. Также присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех новостей.
Культура и искусство представляют собой неотъемлемые составляющие человеческой жизни. Однако простого посещения музеев и выставок зачастую оказывается недостаточно для глубокого и всестороннего понимания искусства. В этом случае на помощь приходят настоящие книги, которые предоставляют возможность ознакомиться с различными направлениями и жанрами художественного творчества. Читая такие произведения, вы ощутите мощный импульс узнать больше о художниках и их величайших работах, а также сможете взглянуть на творчество мастеров совершенно с новой точки зрения.
Филипп Хук, «Завтрак в Сотбис. Мир искусства от А до Я».
Эта книга известного искусствоведа и сотрудника аукционного дома представляет собой увлекательный путеводитель по миру искусства. Подача данной достаточно сложной темы настолько непринужденна, что создается впечатление легкой беседы о великом искусстве между старыми друзьями. Филип Хук детально систематизирует информацию, включая коммерческие аспекты искусства, принципы заказа и формирования цен на произведения мастеров, и обсуждает организацию тендерных сделок. Книга также насыщена множеством интересных историй и курьезов из личного опыта автора.
Витторио Згарби, «Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо».
В этой книге Витторио Згарби знакомит читателей с выдающимися мастерами барокко, используя свой обычный увлекательный стиль повествования. Автор осуществляет захватывающее путешествие по Апеннинскому полуострову, долго останавливаясь в крупных городах, чтобы осветить жизнь и творчество лучших художников Италии. Во время чтения у вас создастся ощущение, что перед вами не просто текст, а настоящая история искусства.
Сэм Филлипс, «. Исмы. Как понять современное искусство»
Это еще один качественный и увлекательный путеводитель по миру искусства, созданный редактором известного британского журнала Frieze. В книге представлен обзор исторических изменений в искусстве, а также возникновения и развития новых стилей и направлений начиная со второй половины XIX века. Для тех, кто стремится освоить различные стили и школы искусства, в книге имеется удобная таблица с хронологическим представлением информации. Несмотря на то, что профессиональные искусствоведы могут не находить эту книгу особенно полезной, для новичков она станет незаменимым источником знаний.
Анастасия Постригай, «Влюбленный в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола».
Анастасия Постригай, блогер, специализирующаяся на культуре, написала книгу, которая адресована всем, ищущим введение в многогранный мир искусства. Здесь не используются сложные термины, а материал о выдающихся художниках излагается ясным и живым языком, с ссылками на фильмы и книги, что поможет читателям глубже понять, каковы были особенности той эпохи, в которой жил и работал каждый художник. Однако следует отметить, что некоторые могут обвинить автора в личных оценочных суждениях о художниках. Тем не менее, в названии своей работы Анастасия Постригай предвещает, что её читатели обязательно влюбятся в искусство.
«Красное» — одно из произведений в впечатляющей серии книг выдающегося французского писателя Мишеля Пастуро. Тем не менее, это уже не арифметика — это глубже, это алгебра искусства, и вы должны быть готовы к этому.»
Нина Дмитриева, «Краткая история искусств»
Книги Нины Дмитриевой недвусмысленно можно считать великолепной отправной точкой для знакомства с искусством. Она охватывает все эпохи и фазы его развития, представляет собой тщательный, но понятный анализ каждой эпохи, погружая читателя в контекст посредством сравнения и сопоставления множества художественных направлений.
Легко писать объемные тексты, полные деталей, но не каждому писателю удается передать суть целой исторической эпохи всего в пяти предложениях. И Нина Дмитриева, безусловно, обладает данным редким и ценным талантом. Благодаря её усилиям читатели узнают, как и почему происходили изменения в искусстве, почему одни произведения стали шедеврами, а другие были забыты навсегда.
Книги Нины Дмитриевой доступны в мобильной библиотеке МТС, где стоимость составляет 25 рублей в день.
Эрнст Гомбрих, «История искусства»
Эрнст Гомбрих освещает искусство с более сложной точки зрения, чем Нина Дмитриева, поскольку убежден, что без терпения невозможно всесторонне понять искусство в его истинном великолепии. Он направляет внимание читателя на отдельные важные детали произведений художников и детально рассматривает их характеристики, исторический период и стиль, чтобы помочь читателю понять, что именно перед ним шедевр и почему он был создан. Читателям, имеющим лишь базовые знания в области истории искусства, рекомендуется начать читать эту книгу, чтобы углубить своё понимание.
Сюзи Ходж, «Почему в искусстве так много голых людей?»
Один из самых сложных вопросов в искусстве не имеет простого ответа, и именно здесь начинается настоящая проблема: не «Что?» или «Как они это делают?», а «Почему?». Это во многом напоминает детский вопрос, не так ли? Но, как известно, детские вопросы являются одними из самых сложных, поскольку они требуют простых, но ясных и правильных ответов. И в данной книге такие ответы представлены.
Несмотря на внешний вид книги и упрощённую подачу материала, это произведение предназначено не только для детей. Страницы книги можно читать даже тем, кто совершенно не знаком с искусством. Но важно отметить, что эта книга поможет вам глубже изучить интересующую тему и даст ответы на множество вопросов.
Кстати, книги Сюзи Ходж на английском языке также доступны в Мобильной библиотеке МТС: Сюзи Ходж. Стоимость составляет 25 рублей в день, и первые три дня — бесплатно.