Как читать и понимать живопись. Как начать разбираться в искусстве.

Эти книги хороши тем, что они удивительно умны, содержат популярную и научную информацию, а художественные иллюстрации понятны, доступны и очень интересны. Также имеется хороший выбор иллюстраций.

Деформированная реальность художников XX века: как научиться понимать современное искусство

Как научиться видеть смысл в двух мазках кисти, на грубом холсте или ненужном предмете, ведь современное искусство нарушает правила и вековые нормы? И почему растет спрос на эти противоречивые произведения искусства, стоимость которых оценивается в десятки миллионов долларов? Преподаватель МГУ, магистр истории искусств Инна Мурашева рассказала о том, что зашифровано в предметах современного искусства и почему они не обязательно должны быть красивыми.

Магистр истории искусств, преподаватель МГУ

Современное искусство: эмоции и факты

На протяжении многих веков художники работали над стандартами эстетики и гармонии. Вопрос красоты уже давно является важнейшим критерием признания художественной ценности произведений искусства. Позже добавился вопрос подлинности: художники и критики начали спорить о первенстве красоты или истины в искусстве. Но после Первой мировой войны — учитывая масштабы потерь и разрушений — реальность стала искаженной.

Эта метафизическая боль ярко отражена во всем искусстве ХХ века: человек — ничто, он заперт в клетке из собственной плоти, деформирован — сломлен, раздавлен обстоятельствами. Эта идея прямо противоположна идеям эпохи Возрождения, в которых человек является центром Вселенной, венцом творения и полубогом. Наиболее яркими выразителями идеи искаженной реальности в ХХ веке стали представители авангардных движений — Лондонской школы (Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд), дадаизма (Ганс Арп, Марсель Янко, Ман Рэй) и сюрреализма (Сальвадор Дали, Рене Магритт, Макс Эрнст): Его предшественником, вероятно, является сюрреалист Иероним Босх (ок. 15 (1450-1516), который рисовал призрачные образы из глубин подсознания.

Однако термин «современное искусство» — modern art — появился только в 1970-х годах. Хотя мнения теоретиков на этот счет расходятся, в данном случае мы можем положиться на авторитет представителей крупнейших аукционных домов. Например, Sotheby’s определяет произведения искусства 1945-1970 годов как «ранний модерн», а после 1970 года — как «современный». Christie’s использует то же определение и относит старые работы 1950-1960-х годов к категории «искусство двадцатого века».

Это интересно:  36 вопросов, чтобы (снова) влюбиться. 36 вопросов чтобы влюбиться

Нет необходимости «расчленять» этот культурный феномен на направления: Такой подход убивает спонтанность и игру со зрителем, которая является привлекательной чертой современного искусства. Она многослойна, имеет серьезную подоплеку и в то же время открыта для эмоционального восприятия людей любого уровня образования, общих знаний и эстетического развития.

Потому что его восприятие зависит не от набора знаний, а от эмоциональной открытости.

2

Фрэнсис Бэкон

Важна концепция, а не объект

«Черный квадрат» стал символом нигилистического отрицания культурного наследия — того груза, который присвоило себе человечество», — сказал Казимир Малевич, создатель одноименной картины, который своей работой нигилировал историю живописи и возникновение супрематизма. Согласно концепции Ренессанса, картина была окном в мир, отраженным в пейзажах, портретах, натюрмортах и изображениях повседневной жизни — другими словами, реальностью. В 1915 году Малевич закрасил это окно черной краской. Это ознаменовало конец предыдущей и начало новой эры в искусстве. «Я рад, что вырвался из тюрьмы академических допросов», — сказал он, утверждая, что художник может быть творческим только в том случае, если формы его картин не имеют ничего общего с природой.

«Когда я обнаружил зачатки реди-мейда, я надеялся положить конец всему этому карнавалу чувственности. Но неодадаисты используют реди-мейды и пытаются найти в них эстетическую ценность. Я ставлю перед ними сушилку и писсуар как вызов, и они в восторге от их эстетической красоты», — так прокомментировал Марсель Дюшан, современник Малевича, реакцию публики на его экспонаты «Сушилка для бутылок» и «Фонтан» (писсуар с подписью R. Mutt).

С тех пор было много сказано о том, как писсуар Дюшана стал ключевым событием на международной художественной сцене и навсегда изменил ее, и как сама «работа» считается одним из самых захватывающих и провокационных произведений интеллектуального искусства 20-го века. Почему? Потому что в данном случае речь идет об идее и концепции, а не об объекте. Это то, что сделал Дюшан, вырвав обычный предмет из его контекста и объявив, что он тоже является искусством. В своем творческом заявлении он заявил, что искусством может быть все что угодно — не стоит относиться к этому слишком серьезно. И он пошел дальше Малевича.

Представители современного искусства — художники, которые идут под знаменем Малевича и Дюшана и продолжают искать новые формы в искусстве, новый визуальный язык, проникают в реальную действительность, экспериментируют и вдохновляют других своими работами. Среди них Лучио Фонтана, Жан-Мишель Баския, Кит Харинг и Дэмиен Херст.

Это интересно:  Тайское мороженое. Тайское мороженое видео как делают.

3

Марсель Дюшан

Как правило, почти все произведения имеют подтекст, смысл, но большинством произведений современного искусства можно наслаждаться, не вникая глубоко в смысл. В конце концов, срезы Лучио Фонтана выполнены безупречно, а значит, влияют на эстетическое восприятие.

7 важных книг для тех, кто хочет хорошо разбираться в искусстве

Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик один раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

4

Культура и искусство являются неотъемлемой частью жизни человека. Однако посещения музеев и выставок зачастую совершенно недостаточно для глубокого понимания предмета. В этом случае вам просто необходимо обратиться к настоящим книгам, которые помогут вам сориентироваться в направлениях и жанрах искусства. Они вызывают желание узнать больше о художниках и их работах и по-новому взглянуть на творчество мастеров.

Филипп Хук, «Завтрак в Сотбис. Мир искусства от А до Я».

Филип Хук, «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я». / Фото: www.knigamir.com

Эта книга известного искусствоведа и сотрудника аукционного дома — увлекательный путеводитель по миру искусства. То, как подается довольно сложная тема, настолько легкомысленно, что создается впечатление непринужденной беседы о великом искусстве между двумя старыми знакомыми. Филип Хук представляет структурированную информацию, включая коммерческие аспекты искусства, принципы заказа и ценообразования на работы мастеров, а также обсуждает организацию тендеров. Книга также содержит множество интересных историй и случаев из личной практики автора.

Витторио Згарби, «Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо».

Витторио Згарби, «Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо». / Фото: www.kultpro.ru

Витторио Згарби знакомит читателя с лучшими представителями барокко в своем обычном увлекательном стиле. Автор совершает увлекательное путешествие по Апеннинскому полуострову, делая длительные остановки в крупных городах, чтобы рассказать о лучших художниках Италии. Читая книгу, возникает ощущение, что перед вами интересное произведение искусства.

Сэм Филлипс, «. Исмы. Как понять современное искусство»

Сэм Филлипс, «. Измы. Как понимать современное искусство». / Фото: www.inlibris.ru

Еще один высококачественный и увлекательный путеводитель по миру искусства, на этот раз от редактора британского журнала Frieze. В ней представлен обзор развития искусства, появления и развития новых стилей и направлений со второй половины XIX в. Те, кто хочет разобраться в различных стилях и школах, могут воспользоваться удобной таблицей, в которой информация представлена в хронологическом порядке. Специалисты по истории искусства, вероятно, не найдут эту книгу полезной, но те, кто только начинает свое знакомство с историей искусства, найдут ее незаменимой.

Анастасия Постригай, «Влюбленный в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола».

Анастасия Постригай, «Влюбиться в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола». / Фото: www.twimg.com

Анастасия Постригай — блогер, пишущая о культуре. Ее книга адресована всем, кто ищет введения в многогранный мир искусства. Здесь нет сложных терминов, но материал о выдающихся личностях представлен ясным и живым языком, дополненным ссылками на фильмы и книги, которые помогут читателю глубже изучить художника или эпоху, в которую он жил и работал. Единственное, в чем можно обвинить автора, так это в его личных оценочных суждениях о художниках. Но уже в названии Анастасия Постригай обещает своим читателям, что они влюбятся в искусство.

«Красное» — одна из целой серии книг замечательного французского писателя Мишеля Пастуро. Но это уже не арифметика, это алгебра искусства, и вы должны быть готовы к этому.

Нина Дмитриева, «Краткая история искусств»

5

Книги Нины Дмитриевой — хорошее место для начала знакомства с искусством. Она пишет обо всех эпохах и фазах развития и дает тщательный, но доступный анализ каждой эпохи, погружая читателя в нее путем сравнения и сопоставления различных художественных направлений.

Это интересно:  Подростковая беременность: кто виноват и что делать. Что делать если беременна в 15.

Легко писать длинно и подробно, но не каждый может передать суть эпохи в пяти предложениях. И Нина Дмитриева обладает этим редким, блестящим талантом. Благодаря ей вы узнаете, как и почему менялось искусство и почему одни картины стали шедеврами, а другие были забыты.

Читайте книги Нины Дмитриевой в мобильной библиотеке МТС, которая стоит 25 девушек в день.

Эрнст Гомбрих, «История искусства»

6

Эрнст Гомбрих говорит об искусстве более сложным образом, чем Дмитриева, поскольку считает, что без терпения невозможно понять искусство. Он фокусируется на отдельных важных частях работ художника и подробно рассматривает особенности картин, периода и стиля, чтобы читатель мог понять, что перед ним шедевр и почему он был создан. Эту книгу лучше всего читать тем, кто уже имеет базовые знания по истории искусства.

Сюзи Ходж, «Почему в искусстве так много голых людей?»

7

Один из самых трудных и сложных вопросов в искусстве — не «Что?» или «Как они это делают?», а «Почему?». Это напоминает детский вопрос, не так ли? Но детские вопросы — самые сложные, потому что требуют простых, но четких и правильных ответов. И в этой книге они есть.

Несмотря на обложку и комиксовое изложение информации, эта книга предназначена не только для детей. Ее можно читать, ничего не зная об искусстве. Но поверьте, эта книга поможет вам глубже погрузиться в тему и получить ответы на многие вопросы.

Кстати, книги Сьюзи Ходж на английском языке можно прочитать в Мобильной библиотеке МТС: Сьюзи Ходж. Стоимость — 25 девушек в день. Первые 3 дня — бесплатно.

Оцените статью