Фигура и фон: это понятие касается соотношения между главными, наиболее важными потребностями клиента и тем, что остается на втором плане, выступая как фон. Нередко фигура и фон меняются местами, когда меняется ключевая человеческая потребность, а также ее восприятие и значимость для индивидуума.
Откуда у вас такие картинки? Полный гид по психотерапии
Начало поисков психотерапевта или психолога может вызвать значительные трудности, так как зачастую возникает вопрос: кого именно стоит искать: психолога или психотерапевта? Определение роли психолога на теоретическом уровне подразумевает, что это специалист с высшим гуманитарным образованием, который осуществляет консультации на темы, связанные с повседневными жизненными проблемами, такими как конфликты в отношениях, переживание жизненных кризисов и другие подобные ситуации.
В отличие от психолога, психотерапевт, согласно действующему законодательству Российской Федерации, представляет собой врача, обладающего высшим медицинским образованием и дополнительной подготовкой в области психотерапии. Этот специалист занимается лечением легких психических расстройств (к примеру, тревожного расстройства, депрессии, социальной фобии) с использованием психотерапевтических методов, в основном разговора. Если психолог в основном работает с психологически здоровыми людьми, то психотерапевт фокусируется на клиентах с выявленными нарушениями и расстройствами.
Тем не менее, на практике границы между психологическим консультированием и психотерапией становятся расплывчатыми. Множество психологов также проходят обучение по психотерапии и предлагают услуги в этой области. Постепенно ситуация усложняется из-за нехватки четких нормативов в России, касающихся определения психотерапии. В результате, психотерапевтом может назвать себя практически любой, кто прошел двух- или трёхлетние курсы, даже если его основное образование в другой области, например, в инженерии или бухгалтерии. По сути, такой специалист может пытаться проводить психотерапию основываясь на том, что успел освоить за это время. Однако в большинстве случаев ему не хватает глубоких теоретических знаний, и он может упустить важные симптомы психического расстройства у клиента.
Психология — неточная наука
К сожалению, важным фактом остается то, что никто не может с уверенностью заявить о точном воздействии психологии на человека и его психическое состояние. Психология, как гуманитарная наука, развилась из философии и до сих пор не пришла к единой теоретической парадигме. С развивающимися технологиями и направлениями неврологии, методы психотерапии становятся все более четкими и эффективными, однако до достижения абсолютной точности в данной области еще далеко. В современном обществе сосуществуют различные психологические школы, каждая из которых по-своему объясняет строение личности, ее внутренние факторы и предлагает уникальные методы психотерапии.
Кроме того, в рамках каждой из этих школ существует множество направлений, существенно отличающихся друг от друга. Это разнообразие связано с тем, что каждая методика была разработана конкретным автором и в большей степени отражает личные философские взгляды автора и дух времени, чем объективную структуру психики.
Это упражнение активно используется в гештальт-терапии для работы над отношениями с различными людьми — как с близкими (семьей, друзьями), так и с коллегами, а также для внутренней работы с различными частями своей личности (плохой-хорошей, хорошей-плохой, красивой-уродливой).
Гештальт-терапия — это
Гештальт-терапия представляет собой одно из направлений психотерапии, которое помогает людям восстанавливать или налаживать контакт с собой, своими эмоциями и потребностями. В различных обстоятельствах мы можем потерять этот контакт и утратить понимание собственных желаний и потребностей. Основная задача гештальт-терапии — добиться достоверности, чтобы после курса терапии клиент лучше понимал себя, более открыто реагировал на происходящие события, а также научился самостоятельно справляться с возникающими трудностями и ставить перед собой цели.
Рассмотрим пример Сергея, который испытывает трудности в отношениях с родителями. Несмотря на его попытки открыть диалог и поделиться своими чувствами, все разговоры заканчиваются взаимными упреками, а совместные ужины приводят к конфликтам. Сергей испытывает постоянный гнев и раздражение, но не знает, как освободиться от этого гнева.
Когда Сергей посещает гештальт-терапевта, они работают вместе над его текущими переживаниями. Терапевт задает вопросы о том, какие эмоции вызывают конфликты с родителями. Сергей сначала акцентирует внимание на гневе, но постепенно начинают появляться и другие чувства — он ощущает потребность в одобрении и поддержке от родителей, что возвращает его к детским переживаниям, когда он испытывал себя как маленького мальчика, который часто слышал от родителей: «Четыре? Почему не пять?» Это оставляет глубокий след, заставляя Сергея чувствовать, что он недостаточно хорош в глазах своих родителей и что он должен бороться за их одобрение.
Основная задача гештальт-терапевта в этом процессе состоит в том, чтобы помочь Сергею вернуть себе ощущение собственного «я» и индивидуальной ценности, независимо от мнения или действий родителей. Он должен осознать, что не обязательно подстраиваться под одобрение родителей, а также не следует тянуть обиду за их предпочтениями и выбором. Важно, чтобы Сергей смог наладить собственные взрослые отношения, основанные на взаимной любви и попытках создать комфортное пространство для взаимодействия.
Хотя испытываемые проблемы могут иметь корни в детстве, решать их необходимо здесь и сейчас.
В качестве одного из эффективных инструментов терапевта может быть предложено упражнение под названием «пустой стул». Например, Сергей садится в свое кресло, ставит перед собой пустой стул и представляет, что на этом стуле сидит его отец. Далее Сергей говорит все, что хотел бы высказать отцу, позволяя своим эмоциям выйти наружу — он говорит откровенно и честно. Затем он пересаживается на стул и «представляет» себя как отца, произнося слова, которые мог бы сказать ему его отец. Хотя снаружи эта техника может показаться странной или даже комичной, она оказывается весьма результативной в процессе работы над отношениями, позволяя человеку понимать другую точку зрения и менять свои внутренние восприятия.
Гештальт-терапия акцентирует внимание на эмоциональной составляющей работы, что отличает её от когнитивно-поведенческой терапии. Более того, в отличие от многих других подходов, этот метод не ориентирован на длительные и глубокие вмешательства с детьми. Причины проблем могут быть в детском опыте, однако важнее адаптироваться к текущей реальности и работать с ней.
Основные положения гештальт-терапии
Гештальт-терапия является продолжением идей гештальт-психологии, разработанной Фрицем Перлзом в 1940-х годах. Перлз начал свой путь как психоаналитик, позже он заинтересовался гештальт-психологией, которая исследовала процессы восприятия. Он пришел к убеждению, что любой образ стремится к завершенности, что и легло в основу его трудов. Слово «гештальт» в переводе с немецкого означает «образ». Давайте подробнее рассмотрим, что оно значит.
Что такое гештальт
Психологи отмечают, что человеческий мозг стремится воспринимать окружающий мир цельно и завершенно. Например, если показать человеку неполный рисунок, состоящий из разрозненных элементов, он инстинктивно попытается увидеть в нем целые фигуры. Этот процесс называется «гештальт».
Вы можете увидеть на первом изображении белый круг, на втором — квадрат, а на третьем — треугольник, хотя на самом деле все эти фигуры являются лишь комбинацией различных форм.
В контексте гештальт-терапии термин «гештальт» обозначает незавершенную ситуацию, которая продолжает оказывать давление на человека. У такого состояния может быть множество причин, например, когда человек не высказал мысли и эмоции, пережитые в ходе события. Даже если физически ситуация завершена (например, отношения закончились), психологически она может продолжать беспокоить и давить на человека, если недовольство остается неоплаченным.
Осознанность, актуальность, ответственность
Когда клиент обсуждает свою ситуацию с терапевтом, происходит важный процесс осознания. В дальнейшем клиент должен стремиться к тому, чтобы осознавать каждое своё действие. Это включает в себя и понимание своих эмоций, и реакций на события, что является ключевым для достижения счастья согласно гештальт-терапии.
В рамках этого метода важно также акцентировать внимание на концепции «здесь и сейчас». Прошлые негативные переживания могут казаться болезненными, но в настоящем они не должны продолжать влиять на нас; мы всегда можем от них освободиться. Это связано с понятием актуальности: терапия фокусируется только на тех событиях и чувствах, которые беспокоят клиента на текущий момент.
Для того чтобы жить по-настоящему свободно, нужно взять на себя ответственность за свои решения. Каждый из нас может изменить свою жизнь, и не следует ждать чьего-либо одобрения или разрешения.
Для того чтобы быть действительно свободным, необходимо научиться принимать ответственность за свои решения.
VEGF (фактор роста эндотелия сосудов) способствует улучшению кровообращения у людей, страдающих от истощения. VEGF инициирует образование новых крвяных сосудов, что может быть неблагоприятным в контексте развития рака, и увеличивает проницаемость мелких сосудов.
Симптомы эмоционального выгорания
Согласно информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эмоциональное выгорание представляет собой явление, связанное с работой, но не является заболеванием. Процесс выгорания или истощения на рабочем месте — это синдром, который возникает в результате хронического стресса, если ему не удается должным образом управлять.
Симптомы выгорания формируются постепенно и могут развиваться на протяжении длительного времени. Устойчивые проявления выгорания могут сохраняться даже в выходные и праздничные дни, что наводит на мысль о том, что человеку не становится лучше.
Как же проявляется это эмоциональное истощение? Хотя формально это состояние не классифицируется как болезнь, его симптомы часто схожи с теми, что наблюдаются при депрессии.
Разберем самые распространенные проявления синдрома:
Эмоциональное истощение. Это один из главных и наиболее ярких признаков выгорания. Человек чувствует крайнюю нехватку энергии — ему трудно даже добраться до места работы, а общее ощущение запустения и усталости становится незаменимым спутником. Чем больше требует времени отдых, тем менее успешно может расслабиться человек, испытывающий это состояние. В дополнение к этому увеличивается чувство подавленности и безнадежности в том, что с задачами и ожиданиями можно справиться.
Снижение работоспособности. Эмоциональная и физическая истощенность неизбежно отражается на уровне профессиональной деятельности. Производительность труда постепенно снижается, концентрация ослабевает, а количество ошибок увеличивается.
Изменение поведения. Одним из частых проявлений эмоционального выгорания является деперсонализация, которая может проявляться в равнодушии и цинизме. Сочувствие и сострадание к окружающим (будь то коллеги, клиенты, друзья или семья) начинают угасать. Человек в этом состоянии становится более требовательным к окружающим и может даже причинять боль другим. Таким образом, отношения с окружающими могут резко ухудшиться.
Психосоматические симптомы. Эмоциональное истощение также может выражаться в физических проявлениях. Обычные симптомы могут включать:
- боли в спине и напряженность в мышцах;
- повышенное кровяное давление;
- проблемы с пищеварением (недержание стула, запоры и тошнота);
Могут также возникнуть сексуальные расстройства. И если человек начинает злоупотреблять алкоголем, кофеином или никотином, это может вызвать дополнительные физические проблемы. Следует заметить, что некоторые из этих симптомов могут встречаться и при других состояниях, таких как синдром хронической усталости.
Другие симптомы эмоционального выгорания. Симптомы могут различаться у мужчин и женщин. Среди распространенных проявлений можно выделить:
- ощущение нехватки времени;
- тревожность и нервозность;
- повышенный риск несчастных случаев;
- чувство беспомощности и растерянности;
- снижение творческих способностей;
- трудности с принятием решений;
- депрессивные состояния, включая короткие депрессивные эпизоды;
- в самых сложных случаях — суицидальные мысли.
Эмоциональное выгорание — это многофакторное состояние. Другими словами, люди, которые могут ощущать один из указанных симптомов, не обязательно страдают именно от выгорания. Однако если множество этих признаков наблюдается одновременно, разумно задуматься о возможных причинах и последствиях.
Учиться онлайн
Антивозрастная медицина
Узнайте все тонкости антивозрастной медицины из любой точки мира. Мы создали обучающую онлайн-площадку Anti-Age Expert — здесь представлены лекции из наших образовательных программ, доступ к которым открыт в круглосуточном режиме. Врачи могут неограниченное количество раз просматривать материалы, задавать вопросы и обсуждать интересные клинические случаи с коллегами в специализированных чатах.
Патогенез эмоционального выгорания
С точки зрения эволюции и физиологии, люди научились адаптироваться к острым стрессовым ситуациям, принимая решения о том, как реагировать, с применением механизма «бегства или борьбы». Это генетический механизм, который помогает человечеству выживать.
Физиологическая реакция на стресс обычно проходит через три этапа:
1. Тревожная фаза. Этот этап активирует гипоталамо-симпато-адреналовую ось, в которой участвуют гипоталамус (область головного мозга), симпатическая (или приводящая в активность) нервная система и медулло-адреналовые железы.
Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) обнаруживают стрессовые факторы и передают информацию в лимбическую систему мозга. В результате гипоталамус получает сигналы о возможной угрозе и запускает ряд реакций, необходимых для того, чтобы организовать «борьбу или бегство». Первая реакция происходит мгновенно и осуществляется автоматически через вегетативную нервную систему. Это финальный автоматический процесс, не требующий нашего сознательного контроля.
В результате активации симпатической нервной системы выделяются норадреналин и другие вещества гормонов, которые подготовляют организм к стрессу. Они увеличивают частоту сердечных сокращений, дыхание, поднимают уровень внимания, а также уровень сахара в крови. Мышцы подготавливаются к действиям, кровяное давление поднимается.
Эти биохимические процессы помогают организму полностью настроиться на реакцию, что знакомо всем под выражением «выброс адреналина» и сопровождается типичными физическими ощущениями.
Кроме того, норадреналин активирует миндалевидное тело и гиппокамп. Миндалевидное тело проводит анализ и оценивает серьезность возникшей ситуации на основании предыдущего опыта, тогда как гиппокамп отвечает за запоминание пережитых эпизодов и фиксацию новой информации.
2. Фаза сопротивления. Эта фаза активируется гипоталамо-гипофизарной системой и волной кортикотропной активности, которая включает в себя гипоталамус, гипофиз и кору надпочечников.
Когда стрессор сохраняется, гипоталамус активирует гипофиз, который начинает вырабатывать кортикотропин-рилизинг-гормон (кортиколиберин). Это приводит к активации коры надпочечников, которая изначально производит кортизол, известный также как гидрокортизон.
Кортизол используется для высвобождения ресурсов организма из жиров и углеводов, чтобы поддерживать мышечную работу. Более того, кортизол также выполняет противовоспалительные функции — человек может продолжать движение и не чувствовать боли в момент травмы.
Этот гормон также будет проникать в мозг, активируя гиппокамп — ту область в мозге, которая отвечает за обучение и запоминание. В физиологических условиях гиппокамп парализует гипоталамус, что обеспечивает отрицательную обратную связь при контроле реакции на стресс.
Во время фазы резистентности уровень кортикотропной активности остается высоким, а уровни кортиколиберина и кортизола продолжают оставаться повышенными. Это явление часто называют «недостаточной адаптацией», когда кортикотропная ось утрачивает свою эффективность.
Повышенные уровни кортизола опасны для функционирования гиппокампа, который со временем теряет способность контролировать гипоталамус и запоминать вновь происходящие события. Это объясняет ухудшение кратковременной памяти и способности к обучению.
Таким образом, норадреналин активирует миндалевидное тело и гиппокамп. Миндалевидное тело оценивает серьезность ситуации, анализируя ее в контексте прошлого опыта, в то время как гиппокамп отвечает за обработку и хранение воспоминаний.
Гештальтпсихология в двух словах
В заключение можно сказать, что гештальт-терапия сосредоточена на клиенте, его интересах, желаниях, уникальных способах восприятия и поведения. Внимание обращается на те элементы, которые мешают ему достичь желаемого, стать самим собой, раскрыть свою сущность и находить гармонию в жизни.
Специалисты, работающие в этом направлении, отмечают высокую эффективность методов гештальт-терапии. Тем не менее, для адекватной оценки эффективности важно понимать, от каких именно трудностей и расстройств клиент хочет избавиться. Если это психологические проблемы или расстройства, одним лишь посещением психотерапевта и применением гештальт-терапии может быть достаточно. Однако для достижения результатов необходимо, чтобы у клиента было сильное желание изменить свою жизнь.
Однако если речь идет о лечении зависимостей, то здесь ситуация более сложная. Вопросы зависимостей, такие как алкоголизм и наркомания, более многогранны. Они не только психосоциальные, но и связаны с физической зависимостью от вещества, абстинентным синдромом и обременительными состояниями здоровья, которые могут возникнуть на фоне употребления наркотических веществ. В таких случаях гештальт-терапия должна рассматриваться как часть комплексной терапии, направленной на восстановление клиента к полноценной жизни.
Гештальт-терапия констатируется не только для пациентов, но и для их близких, поскольку их реакция и взаимодействие могут во многом влиять на результаты терапии. Позитивные изменения, которые могут быть вызваны терапевтическим процессом, могут быть подорваны отрицательными взаимодействиями со стороны друзей и семьи, которые не понимают и не умеют поддержать правильный путь изменений. Поэтому обучение близких часто осуществляется совместно с терапией пациента для лучшего понимания ситуации.
Вернувшись к вопросу о том, что такое гештальт-терапия, следует подчеркнуть, что она ориентирована на широкий спектр трудностей, связанных с подавляемыми эмоциями, отсутствием самосознания, непониманием своих истинных потребностей и желаний, а также на трудностях в взаимодействии с собой. Преимущество в этом подходе заключается в том, что методы, применяемые в гештальт-терапии, сохраняются и после завершения курса. Они становятся инструментами, которые клиент сможет применять в будущем, когда столкнется с подобными проблемами.
Где в Уфе проводят гештальт-терапию?
Говоря о гештальт-психологии, необходимо учитывать, что это направление получило широкое распространение: к нему прибегают не только квалифицированные специалисты, но и недобросовестные люди. Нередко под предлогом гештальт-терапии проводятся различные тренинги и мастер-классы, обещающие мгновенное улучшение жизни, финансовое благосостояние и решение всех проблем одним махом. Однако это не так: гештальт-терапия — это серьезный и сложный психотерапевтический процесс, требующий серьезных усилий со стороны пациента и глубокого профессионализма от терапевта. Специалист должен обладать высоким уровнем образования, опытом и интуицией, умея не только анализировать, но и чувствовать, какие методики подойдут именно этому клиенту.
Если вы хотите попасть к настоящему профессионалу, то в клинике «Честный доктор» представлена качественная гештальт-терапия. В этой клинике работают опытные психологи и психотерапевты с надежным образованием. Каждый желающий может получить квалифицированную консультацию и найти решения своих проблем. Профессионализм и бережное отношение к клиенту гарантируют результат без негативных последствий и неожиданностей.
Поскольку психология представляет собой сложную и часто непредсказуемую область, количество сеансов в терапевтическом процессе определяется индивидуально для каждого клиента. Конкретные рекомендации может дать только опытный специалист и только после тщательной беседы с клиентом.
Преимущества метода: глубокий и детализированный анализ истоков проблемы, возможность погружения в бессознательные процессы, а также осознание внутренних конфликтов и потребностей.
Дополнительное профессиональное образование по гештальт-терапии и практической психологии
Мы стремимся поделиться уникальными знаниями, которые невозможно найти в обычных учебниках.
Институт гештальт-терапии и практической психологии предоставляет возможность практикующим психологам и психотерапевтам повышать свою квалификацию и получать уникальный практический опыт в ходе обучения. Мы сотрудничаем с ведущими вузами и учреждениями дополнительного образования, а также психологическими ассоциациями. Наши выпускники становятся востребованными частными практикующими психологами, готовыми к работе.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 14601 от 16 февраля 2020 года.
Программы и цены
Гештальт-подход в психологическом консультировании
Программа профессионального переподового обучения в области психологии, которая охватывает немедицинское консультирование и психотерапию:
Модуль 1. История развития гештальт-подхода. Основные понятия гештальт-терапии.
Модуль 2. Основные понятия гештальт-терапии. Концепция контакта. Теория поля Курта Левина. Теория парадоксальных изменений А. Бейссера. Понятие перерывов.
Модуль 3. Основные стратегии и инструменты работы гештальт-терапевта.
Модуль 4. Терапевтические отношения, диалогическая модель. Философская модель Бубера. Интерактивный контактный цикл Дж. Зинкера. Концепция переноса и контрпереноса в гештальт-терапии.
Модуль 5. Модуль наблюдения.
Модуль 6. Феномены тела в гештальт-терапии. Работа с телесными ощущениями и эмоциями.
Модуль 7. Клинические аспекты гештальт-терапии. Понятия неврозов и психозов в гештальт-терапии.
Модуль 8. Гештальт-подход в работе с кризисами и травмами.
Модуль 9. Гештальт-подход к работе с группами и групповыми процессами.
Модуль 10. Модуль наблюдения.
Модуль 11. Гештальт-подход в работе с семьями и парами.
Модуль 12. Гештальт-подход в работе с детьми и подростками.
Модуль 13. Гештальт-подход в работе с клиентами, имеющими психосоматические расстройства и соматические заболевания.
Модуль 14. Гештальт-подход в консалтинге организаций.
Модуль 15. Модуль наблюдения.
Модуль 16. Гештальт-терапия как творческий процесс. Формы творческой активности в консультативных сеансах.
Модуль 17. Гештальт-подход к работе с метафорами, образами и снами.
Модуль 18. Гештальт-подход в контексте сексуальных отношений.
Модуль 19. Современная гештальт-терапия: социальные, культурные и исторические особенности работы гештальт-терапевта.
Модуль 20. Модуль наблюдения.
Ректор Института гештальт-терапии и практической психологии.
Опыт в практической психологии — с 2004 года.
Основные специализации:
- семейная психология;
- клиническая психология;
- психология характера и личности.
Образование:
- магистр семейной психологии и семейной ориентации;
- профессиональная переподготовка по программам «Гештальт-подход в психологическом консультировании» и «Клиническая психология, психотерапия»;
- повышение квалификации по направлениям «Работа с парами в гештальт-подходе», «Сексология в психологическом консультировании по гештальт-подходу», «Психология и психотерапия зависимостей», «Супервизия в психологическом консультировании»;
- повышение квалификации по программе «Экзистенциальная психотерапия».
Круг профессиональных интересов:
- психотерапия личности и характера;
- диагностика и терапия механизмов психологической защиты от тревоги;
- терапия невротических расстройств;
- терапия депрессии;
- экзистенциальное содержание психотерапевтического процесса.
Директор ООО «Гештальт-Студия» и Института дополнительного профессионального образования в гештальт-терапии и практической психологии.
В гештальт-терапии, чтобы выявить сбой в удовлетворении потребностей, исследуются механизмы прерыва контакта. Основная задача терапевта — раскрыть эти механизмы и совместно с клиентом заменить их более здоровыми способами реагирования и удовлетворения своих нужд.
Основные понятия гештальт-терапии
Контакт в гештальт-терапии — это энергообмен между индивидом и окружающей средой, в процессе которого необходимые и полезные для человека вещи принимаются извне, а излишнее отпадает.
Также под понятием «фигура и фон» понимается соотношение главных, доминирующих потребностей клиента и того, что остается на втором плане, выступая как фон. Зачастую фигура и фон способны сменять свои роли в зависимости от изменения ключевой человеческой потребности.
Контактная граница — это место, где происходит взаимодействие организма с внешней средой. Пределы контакта в гештальт-терапии служат основой для самого взаимодействия. Условием такой границы может быть, к примеру, кожа человека, которая изолирует тело от окружающего мира и одновременно служит местом для обмена веществ и информацией.
Связь с реальностью: оптимальная связь человека с окружающей средой позволяет верно оценивать происходящее и принимать соответствующие решения. Однако связь может быть нарушена и нуждаться в восстановлении в ходе терапии. Это может происходить из-за непережитых кризисов и травмирующих событий, которые повторяются в судьбе человека.
Осознанность — это важное открытие, которое клиент делает в отношении себя, своих индивидуальных особенностей, а также взаимодействий с окружающим миром и организации своей жизни. Осознанность, в терминах гештальт-терапии, позволяет лучше понять свои желания и жизнь, создавая способ для изменений, если это необходимо.
Сопротивление — это процесс, который препятствует удовлетворению своих потребностей. Например, у студента может возникнуть необходимость подготовиться к контрольной работе, но вместо этого он отвлекается, смотря телевизор или убирая в квартире, при этом осознавая, что ему важно сдать экзамен хорошо.
Целостность личности. В гештальт-терапии считается, что личность с её присущими характеристиками представляется как целостная структура, и задача гештальт-терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту обратить внимание на отвергаемые качества.
Феномен в терминах гештальт-терапии — это уникальный и цельный опыт, который терапевт может заметить в психике клиента или помочь клиенту открыть его через рефлексию.
Основные техники и приёмы в гештальт-терапии
Гештальт-терапия является диалоговой моделью, или её ещё называют терапией вопросов. Хотя техники и методы имеют значение, в процессе терапии более важной является личность терапевта.
Рефлексия: терапевт должен вернуть клиенту те слова, действия, мимику, позы и непроизвольные реакции, которые он заметил. Это означает, что терапевт играет роль своеобразного зеркала, отражающего поведение и слова клиента. Этот процесс способствует лучшей самоидентификации и новым открытием. То, что клиент слышит со стороны, выглядит совершенно иначе и позволяет ему переосмыслить свои действия и чувства: зачем он это делает? Что он ощущает в данный момент? В порядке ли он сейчас?
Эмпатия: способность осознавать эмоциональное состояние другого человека, как положительное, так и отрицательное. Эмпатия позволяет глубже понять другую личность через сопереживание и сочувствие. Гештальт-терапия фокусируется на эмоциях и чувствах, и именно эмпатия помогает терапевту научить клиента распознавать и осознавать собственные переживания.
Работа с фигурой и фоном: фигура в данной модели обозначает главную реальную потребность клиента. Таких фигур может быть несколько. В то же время фон — это всё, что остается на втором плане; это могут быть другие чувства, потребности, состояния, кризисы, травмы и т.д., которые в данный момент менее важны. Таким образом, важно, чтобы гештальт-терапевт смог четко выделить фигуру и детально изучить фон, так как предшествующие факторы также форме такие аспекты, как то, с каким аналитическим подходом терапевту работать с клиентом.
«Челночные челноки»: особые возвратные движения, которые создают связь между различными фигурами (например, фантазия и реальность, прошлое и настоящее, сон и бодрствование). Эти «челноки» помогают восстановить прерванные контакты, а также позволят пережить теле- и эмоциональные ощущения.
Поддержка и фрустрация: фрустрация, в свою очередь, латинское слово, означающее «разрушение планов» и «опыт неудачи». Фрустрация помогает клиенту расти. Тем не менее, психолог в этом процессе выступает как ресурс, поддерживающий клиента на его пути. Задача гештальт-терапии — найти баланс между поддержкой и фрустрацией для клиента.
Основной задачей гештальт-терапии является возвращение клиенту творческой адаптации к окружающей среде, спонтанности и целостности, что позволяет установить контакт с собой и с другими.
Принципы гештальт-терапии
Гештальт-терапия основана на нескольких основополагающих принципах. Вот основные из них:
- «Здесь и сейчас»: в ходе сеанса важно понимать, что происходит с клиентом прямо в данный момент. Терапевт стремится привлечь внимание к любым актуальным событиям, сопутствующим клиенту во время разговора. Этот подход показывает, насколько человек убегает от своей реальности и в каком замешательстве пребывает, перебирая воспоминания о прошлом или мечтая о будущем.
- «Ты и я»: этот принцип отражает важность контакта с другими людьми. Во время сеанса терапевт подталкивает клиента к выражению определенных высказываний касательно конкретных людей. Это можно делать с помощью разыгрывания различных сценариев, связанных с взаимодействием.
- «Субъективизация высказываний»: это принцип вовлеченности клиента во все вокруг и признания своей ответственности за происходящее. Люди часто говорят о чем-то извне, вроде: «Это обстоятельство мешает мне достигнуть своей цели». На терапевтическом сеансе научиться формулировать с позиции: «Это могу сделать только я!”. Этот принцип помогает клиенту увидеть себя активным участником своей жизни.
- «Непрерывность сознания»: это базовое положение гештальт-терапии. Постоянная осведомленность о том, что нас окружает, позволяет быть в курсе происходящего и осознавать, с чем мы имеем дело. Человек постепенно учится работать со своими ощущениями и телесными реакциями, что формирует прочные связи между его «я» и обстановкой.
Где можно освоить гештальт-терапию?
Обучение гештальт-терапевтов проходит в разных институтских центрах по России, например, в Московском Гештальт-Институте, ВЭГИ в Санкт-Петербурге. Обучение включает три этапа, а также практическую супервизию и личную терапию, как в групповой, так и индивидуальной форме. Существуют и курсы повышения квалификации для сертифицированных гештальт-терапевтов, которые также могут проходить онлайн. Для интересующихся специалистами доступны курсы по реализации терапии.
Что может побудить человека обратиться к гештальт-психологу? Чаще всего это стремление к личностным изменениям, а также улучшению качества жизни. Но чаще всего к специалисту обращаются в поисках помощи при решении сложных жизненных проблем. В любом случае, к психологу обращаются, когда человек не удовлетворен текущей ситуацией и понимает, что необходимо устранить возникшие трудности.
Гештальт-терапия является необходимой для практикующих психологов и психотерапевтов, поскольку она помогает создавать стратегию работы с клиентами, решать множество различных задач, работая с незавершенным гештальтом, который может представлять собой нерешенные желания или внезапное прекращение отношений с кем-то без понятной причины.