В эти непростые времена он создал несколько статей и глав, касающихся таких произведений, как «Кавказский пленник», «Борис Годунов», «Граф Нурин», а также написал множество стихотворений, среди которых можно отметить «Зимний завтрак», «Наполеон» и «Песню Олега Бесемского». Кроме того, он работал над рядом статей, посвященных «Евгению Онегину».
Все про дуэль Пушкина и Дантеса. Что было в записке? Почему стреляли оба, но умер один? О каких героях истории мы забыли?
Мы знаем о том, что Александр Пушкин, великий русский поэт, скончался в 1837 году, а Жорж Дантес стал причиной его смерти, убив Пушкина на дуэли.
Однако в этом контексте у нас остаются вопросы: каким образом он погиб? Что стало непосредственной причиной дуэли? Как разворачивались события во время этого критического момента, и какие детали инцидента привели к печальному исходу? Также интересно, кем был Дантес и что с ним произошло впоследствии?
В данной статье мы собрали все известные факты и основные детали, чтобы дать исчерпывающий ответ на все эти вопросы.
Пушкин жил в эпоху расцвета дуэльной культуры России и сам вызывал на дуэли (всего 25 раз!)
Способ разрешения конфликтов при помощи личного оружия возник в Италии примерно в 14 веке. Изначально дуэли проходили в уединенных местах и стали известны как «битвы в кустах». За столетие эта мода распространилась по всей Европе, где дуэли чаще всего проводили представители высшего общества, руководствуясь принципами защиты чести и достоинства.
В то время как русская аристократия, состоящая из бояр, дворян и офицеров, не считала личную честь достаточной причиной для решения споров с помощью оружия, существовали нормы, предписывающие разрешать конфликтные ситуации через суд.
На рубеже 18 и 19 веков общественное восприятие дуэлей в Европе изменилось, и они утратили популярность. В России, наоборот, дуэльная культура достигла своего апогея именно в этот период, что было связано с влиянием европейских и французских традиций на русскую аристократию.
Западные авторы значительно комментировали излишнюю жестокость дуэлей в России и зачастую именовали их «законными убийствами». Обратите внимание, что расстояние для стрельбы в Европе обычно составляло около 25-35 шагов, тогда как в России оно сокращалось до 15-20 шагов. В Европе дуэль часто считалась завершенной, если оба противника были ранены, что восстанавливало их честь. В России такой подход был редким исключением, и дуэль часто заканчивалась лишь в случае гибели одного из участников.
Закон о запрете дуэлей впервые был принят в России в 1715 году в правление Петра I. Это законодательство предусматривало последствия, такие как лишение должности, конфискацию имущества и даже смертную казнь. Однако несмотря на эти строгие меры, дуэли продолжали проводиться.
В первой половине 19 века, когда жил Пушкин, дуэли получили широкое распространение, хотя и оставались незаконными. В это время многие молодые люди, как сам поэт и его друзья, были воспитаны на победах России в Наполеоновских войнах, принимая их как часть своего культурного наследия и следуя европейским традициям защиты личной и семейной чести.
Современники описывали Пушкина как человека с высокими амбициями и мягким нравом, который мог проявить раздражительность. Например, его близкий товарищ Иван Пушкин, с которым они дружили с детства, говорил о своем восхищении талантами брата.
Тем не менее, Пушкин обладал добротой и человечностью, что подтверждается характером его дуэли.
Недолго спустя, в начале 20 века, дуэли стали популярным видом «спорта» во Франции. В них использовали обычные пистолеты с восковыми патронами и без порошка, в то время как участники надевали тяжелые защитные костюмы и металлические шлемы со стеклянными экранами. Это привело к созданию несоответствующих условий: за выигрыш в поединке начислялись очки.
Этот вид спорта даже был представлен на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году, однако позже был признан слишком рискованным и исключен из программы, так как пули могли развивать скорость от 90 до 160 м/с, что делало их опасными даже при наличии защитной экипировки.
Мотивация дуэлянтов: жена, «рогоносец» и мужчина, у которого жил Дантес
В 1830-е годы Пушкин пребывал в Санкт-Петербурге. Хотя он неохотно общался с аристократами, частенько выходил в свет и принимал гостей. В 1834-1835 годах, согласно различным источникам, на одном из таких мероприятий Пушкин познакомился с Жоржем Шарлем Дантесом.
Дантес, прибывший в Россию из Франции в 1834 году, на тот момент был молодым офицером. Современники описывали его как привлекательного, смелого и любителя светской жизни. Офицер Константин Дантес, друг Пушкина и его секундант на последней дуэли, отмечал его выдающийся талант танцовщика.
Танцы играли важную роль в высшем обществе того времени. Одна из объектов его внимания — Наталья Гончарова (в то время еще не Пушкина). Точная информация о характере отношений между Натальей и Дантесом остается неоднозначной: существуют лишь слухи и домыслы. Но абсолютно все источники согласны на том, что между ними существовала какая-то связь, и Дантес не упускал возможности флиртовать с Натальей.
Известный портрет акварелью Александра Брюлова.
Санкт-Петербург того времени буквально бушевал слухами об их отношениях, что крайне волновало Пушкина. В результате этого он перестал общаться с Дантесом и в ноябре 1836 года отправил анонимное письмо. С этого момента между Пушкиным и Дантесом началась острая конфронтация. Записка носила название «Патент на титул Хорна» и содержала довольно уничижительное содержание.
В ней утверждалось:
«Орден I степени, Командор и батальон марионеток, дворяне ордена I степени. После сдачи в большой главе под председательством Достопочтенного Великого Магистра, Превосходный Д.Л. Нарискин был единогласно избран господином. ‘Великий учитель и историк ордена Кукольника’.
Эта записка явилась явным намеком на предполагаемые отношения между Натальей и Дантесом. Существует множество версий и трактовок ситуации, но до сих пор никому не удалось идентифицировать автора записки.
Множественные домыслы также обвивали фигуру Пушкина. Он полагал, что за составление записки мог стоять Людовико Геккерн — голландский дипломат, который был связан с Дантесом (но источник их знакомства остается неясным). Компетентность Геккерна в светской жизни становится очевидной, когда он становится наставником Дантеса, благодаря чему тот успешно вписывается в петербургское общество. В будущем Геккерн получил титул баронета. Исторические источники предлагают три версии их отношений:
- Дантес и Геккерн были дальними родственниками, однако исследователь Щеголев опроверг эту версию, проанализировав их родословные.
- Дантес был внебрачным сыном Геккерна, но также нет подтверждающих сведений.
- Дантес и Геккерн имели романтическую связь между собой, о чем говорят некоторые современники, в числе которых был и друг Дантеса — князь Трубецкой. Пушкин в дневнике записывал: «Я первый узнал о том, что Дантес предается содомскому греху, и с радостью транслировал эту новость общественности».
Пушкин вызывал Дантеса на дуэль, на что последний согласился. Однако через неделю Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой, сестре Натальи. Екатерина, в свою очередь, влюбилась в Дантеса и дала согласие. Пушкин был вынужден отозвать свой вызов.
Тем не менее, Пушкин не питал к Дантесу того же пренебрежения, что к Геккерну, и могли относиться к ним с лёгким юмором. Дантес продолжал проявлять знаки внимания к Наталье, и слухи о их возможных отношениях, казалось, не прекращались.
Ключевым моментом в конфликте стала ситуация на танцах, устроенных графом Воронцовым-Дашковым 23 января 1837 года. Дантес вел себя вызывающе, оскорбляя и дразня своих супругов: Екатерину и Наталью.
26 января 1837 года Пушкин отправил гневное письмо Людовику Геккерну. В этом письме он заявил:
«Я не могу позволить вашему сыну… После его бесстыдного поведения он осмелился заговорить с женщиной, и она, бедная, пела о верности и несчастной любви, в то время как обманщик был рядом». Это было вызвано тем, что Пушкин понимал: чтобы избежать дальнейшего скандала, стоит обратиться за помощью к Геккерну и попытаться положить конец всем интригам.
Во время дуэли Пушкин был ранен в правую сторону живота. Его отвезли домой в санях, запряженных лошадьми, и донесли до его кареты. К тому времени он уже понимал, насколько серьезна его рана.
«НЕ ХОЧУ БЫТЬ ШУТОМ НИЖЕ У ГОСПОДА БОГА»
Дантес, которому на момент дуэли исполнилось 22 года, был корнетом Кавалергардской конституции, незнакомцем, имевшим два имени и три родных города. Он вмешался в мирную и творческую жизнь Пушкина за два с половиной года до роковой трагедии.
Его происхождение французское, а в Россию он прибыл после Июльской революции во Франции. Здесь он был усыновлен голландским посланником в Санкт-Петербурге баронессой Геккерн. Дантес привлекал внимание не только своей внешностью, но и манерами, что способствовало его успешной интеграции в светское общество. Император Николай I лично представил Дантеса офицерам Конституции, отметив, что тот считает большой честью служить в их ряде.
Дантес пришел в Россию как неопытный юноша, но благодаря своим физическим данным быстро завоевал расположение. Несмотря на недостаток образования, он обладал харизмой и жизненным опытом, что создавало вокруг него ореол привлекательности. Однако распространенные слухи о его взаимодействии с Натальей Пушкиной так и не оставили его в покое. Главный секрет их общих встреч заключался в легкомысленности и игривой настроенности самой Натальи, что, вероятно, могло быть непростительным для Пушкина.
Дантес вёл себя вызывающе, открыто флиртуя с женой поэта. Шепотки за спинами знатных дам и Пушкина становились все громче. Несмотря на это, он ни на мгновение не сомневался в верности своей жены и продолжал верить в её невиновность, хотя социальные предостережения становились всё более настойчивыми.
Несмотря на весёлое поведение, Дантес был не так прост, как казалось. Его отец, голландский посланник, всегда поддерживал его. На самом деле, баронесса Геккерн, его усыновительница, была очень хитрой и умной женщиной, что не оставляло шансов рассуждениям о том, что её подопечный неуязвим для соблазнов. Она умело манипулировала общественным мнением, создавая вокруг Дантеса ауру популярности.
Пушкин был в курсе того, как развиваются чувства его жены к Дантесу, он наблюдал за происходящими танцами и вечерними забавами, и хотя с каждым днём всё больше понимал, к каким последствиям это может привести, он продолжал оставаться спокойным и хладнокровным, откладывая решение проблемы до подходящего момента.
Настал этот момент 4 ноября 1836 года, когда стали появляться анонимные письма с оскорблениями, которые Пушкин получил вместе с другими знатными дамами в обществе. Письма, отправленные в основном от тех, кто заботился о чести Пушкина и его жены, не оставили поэту выбора. Каждое из них содержало доводы о взаимодействии Дантеса с его женой, что сильно повлияло на его решение вызвать на дуэль.
После получения письма 5 ноября Пушкин принял решение вызвать Дантеса, считает именно его ответственным за вызванную ему немилость. В тот же день он обратился к самому Геккерну с просьбой отложить дуэль на 24 часа. Однако на следующее утро он пришёл к нему вновь с просьбой о двухнедельной отсрочке. Хоть Пушкин был смущён, он всё же согласился, тронутый искренностью Геккерна.
Тем не менее, буквально на следующий день, ещё до того как дуэль была назначена, стало известно, что Дантес собирался жениться на его сестре, Екатерине Гончаровой. Эта новость стала своего рода дерзостью для Пушкина и Геккерна, ставшей совершенно неожиданной и разрушившей их планы о возможной мирной встрече. Несмотря на все попытки увеличить срок предоставления отсрочки, Пушкин считал такие действия лишь попытками уклониться от неизбежной встречи.
ЗАПИСКА НИКОЛАЯ I
В одном из своих писем Пушкин выразил свои прошения и ставил на должность предпосылки к тому, чтобы стать частью чего-то большего:
«Если судьба не сведет нас в этом мире, прошу тебя, прими мои извинения и последний совет – помни о Христе. Не беспокойся о своих родных, я позабочусь о них».
Он сравнивал людей, вводя в свои мысли свои взгляды на общественные дела:
«Ты, престолонаследник, поработитель свободы, ума и славы! Спрятавшись под сенью закона, перед тобой все подчиняются, а истина молчит. Но есть высшая справедливость».
«Ты — собеседник-подросток, ждущий суда, и знающий неизмеримые мысли. Поэт не должен одевать одежды, способные вытянуть его из реальности. Ждет страшный момент, когда время обернется, заставляя вспомнить, кто ты есть».
«НЕ МОГУ ОТЛУЧИТЬСЯ. ЖДУ ВАС ДО 5 ЧАСОВ»
За несколько месяцев до своей трагической гибели Пушкин потерял мать и похоронил её в Святогорском монастыре, сделав тем самым акцент на своем месте в будущем. Предвидя приближающуюся смерть, поэт не оставил своих намерений: он хотел покоиться рядом с ней.
Другой трогательный момент связан с письмом отца-сироты поэта Сергея Львовича Пушкина к одному из бывших издателей «Совереника», где он заявлял: «Россия знает, что она в долгу перед своим любимым поэтом! Лишь неразумная благодарность превращает вопрос его плодовитости в сочинительство. Но Пушкин пленен красноречивыми строками Жуковского».
26 января 1837 года, в Санкт-Петербурге, поэт записывал свои последние мысли: «Я не могу уйти. Жду вас до пяти часов». Эти слова стали свидетельством последних моментов перед дуэлью.
Полный проект: том 10. Конец 10. Письма. Решено в 1979 году.
Баронесса Луи Хеккерен не имела офицерского диплома и была депортирована из России. То же самое касается и Дантеса. Екатерина Гончарова уехала за ним во Францию, где родила ему четверых детей за шесть лет.
Где похоронен
Могила Александра Пушкина находится в месте, которое поэт сам выбрал еще при жизни. Он многократно высказывал желание быть похороненным на территории своего родового имения в Пушковском Святогорском монастыре, рядом с могилой своих предков. Именно здесь он похоронил свою мать Надежду Осиповну в 1836 году.
В такую трудную для всех ночь, с 3 на 4 февраля, его останки были отправлены в родное село Михайловское Пушковской области, при этом в процессии присутствовали его друг А. Тургенев и главный комендант.
Утром 18 мая процессия достигла места, где тело одного из величайших русских писателей обрело покой на земле предков.
Первоначально на могиле был установлен простой деревянный крест. Через четыре года после похорон его жена, Наталья Николаевна Пушкина, установила мраморный обелиск в память о своем муже.
Дуэль между Пушкиным и Дантесом состоялась 8 февраля 1837 года на окраине Санкт-Петербурга. Смертельный исход стал следствием условий, которые не оставляли никаким участникам шанса на выживание.
- Соперники должны были встать на расстоянии 20 шагов друг от друга и на 5 шагов от промежуточного барьера.
- С пистолетом в руках каждый участник приближался к сопернику и имел право стрелять, при этом пересекать барьер было строго запрещено.
- Тот, кто стрелял первым, оставался на месте, ожидая ответного выстрела.
- После бесплодного обмена выстрелами процедура повторялась.
Дуэль
Исход событий развивался стремительно и драматично:
- Секунданты обозначают границы барьера своими шинелями.
- Противники становятся на позиции, и звучит условный сигнал для начала поединка.
- Пушкин стремительно приближается к границе барьера, встает на изготовку и целится в Дантеса.
- Его тактика заключается в ожидании момента, когда противник остановится, поскольку целиться в неподвижную цель значительно проще.
- Дантес, неожиданно вскидывая руку, стреляет на ходу, не преодолев пару шагов до барьера, благодаря чему оказывается в выигрыше, так как Пушкин, прошедший тактику, оставался неподвижным.
- Пушкин ощущает сильный удар в бок и падает лицом в снег. На мгновение он теряет сознание, но вскоре приходит в себя, прося своего секунданта передать ему пистолет, который выпал из рук. В результате, его жилет и снег под ним пропитываются кровью.
- Пушкин целится, производит выстрел.
- В этот момент Дантес поднимает руку, что в будущем станет его спасением. Пуля, выпущенная из револьвера поэта, была направлена в сердце, однако, пройдя через руку, она ударилась о металлическую пуговицу мундира, немного сместилась и попала в верхнюю часть брюшной стенки.