Вам необходимо воспринимать современных подростков как самостоятельных личностей. Хотя им по-прежнему важна поддержка взрослых, многие родители стараются это не демонстрировать. Ребенок, который достигает подросткового возраста и становится выше вас, все равно нуждается в той же заботе, внимании и поддержке, как и малыш.
Подростки – существа с другой планеты, или почему они другие…
Почему важно принимать своего ребенка таким, какой он есть?
В недавнем прошлом вы чувствовали глубокую связь со своим ребенком, однако с переходом его в подростковый возраст ощущаете растущее непонимание и разрыв. Многие родители стремятся восстановить контакт с подростками, пытаясь наладить взаимопонимание и воспитать их, в то время как другие склонны мириться с враждебностью и занимают выжидательную позицию. Поэтому важно попытаться осознать и понять наших собственных детей.
Что происходит с подростками
Родительство можно сравнить с революцией. Известная формула «максимумы не нужны, минимумы невозможны» напрямую относится к этой ситуации. Подростки не могут продолжать жить так, как раньше, поскольку их жизнь претерпевает значительные изменения, тогда как взрослые не всегда готовы адаптироваться к новым условиям и воспринимать своих детей как равных. Некоторые родители все еще стремятся управлять, не принимая при этом, что уже не могут сохранять за собой позицию лидера.
Причина конфликтов не сводится к отдельным обстоятельствам — это совокупность изменений как в физиологии, так и в психике подростка. Они находятся между детством и взрослой жизнью, не являясь ни теми, ни другими, и совершенно не похожи ни на своих родителей, ни на тех себя, какими были всего год назад.
Физиологические изменения
Подростки зачастую не осознают, что именно происходит в их организме.
1. Внезапная и неравномерная смена развития опорно-двигательного аппарата. Скелет начинает активно развиваться, тогда как мышечная система не успевает за развитием скелета. Это приводит к резкому «удлинению» подростка и изменению его внешности, что происходит порой очень угловато.
Результат: возникает дисгармония в координации движений. Подростки не успевают адаптироваться к новому состоянию своего тела. Простые движения реализуются с различным успехом, и они становятся неуклюжими, часто сталкиваются с предметами, случайно на них натыкаются и приобретают синяки и ссадины, о причинах появления которых зачастую не имеют представления.
2. Различия в развитии сердечно-сосудистой системы. Поскольку тело ускоряется в росте, сердце также увеличивается, но внутренние органы и кровеносные сосуды часто не успевают подстраиваться под такую скорость.
Последствия: подростки могут столкнуться с такими симптомами, как артериальное давление, головокружение, дискомфорт в области сердца и чувства тошноты.
3. Половое созревание. Этот процесс включает в себя внешние изменения (развитие и чувствительность молочных желез, трансформации форм тела) и внутренние (гормональные перестройки и изменения в нервной системе).
Последствия: часто наблюдаются раздражительность, изменчивое настроение, повышенная чувствительность, нарушения сна, активизация интереса к противоположному полу, а также типичные для подростков эмоциональные перепады.
Неуклюжесть и непропорциональность подростков нельзя рассматривать как личную вину; эти трудности — часть их взросления. Они могут испытывать слезы и смех без конкретной причины, проявлять чрезмерную реакцию на различные эмоции, беспокоиться о своем внешнем виде и часто страдать от недомоганий. Их артериальное давление может резко колебаться, может беспокоить сердцебиение, причины которого зачастую остаются неясными, и всего это создает общее ощущение беспокойства.
К пятнадцати годам все чаще молодые люди начинают задаваться вопросами о социальных проблемах, осознанном потреблении, антимилитаризме и гуманитарных ценностях. Более того, среди молодежи наблюдается рост сомнений относительно традиционных гендерных ролей — такие как «домработница» для женщин и «глава семьи» для мужчин.
Рано осознает свой гендер
В СССР, как многие знают, открытых разговоров о сексе не было. Сексуальная жизнь существовала, но она воспринималась как функциональная. Таким образом, были четко определены социальные роли: мужчины выполняли защитные функции, а женщины олицетворяли понятие домашнего уюта. Все мы росли в такой среде, где разница между половыми ролями оставалась достаточно размыта. Даже герои мультфильмов, такие как Карлсон и кот Леопольд, не имели половозрастной идентификации.
Однако в наши дни матери одевают своих годовалых дочерей в платья, стилизованные под маленьких принцесс, а сыновей в футболки с изображением Супермена. К десяти годам дети начинают осознавать принадлежность к своему полу и часто завязывают первые романтические отношения. В подростковом возрасте многие из них начинают отрицать ранее принятые дети представления о гендерной идентичности и стремятся следовать новым модным течениям, таким как унисекс.
Ищет выгоду в дружбе с родителями
Сейчас на смену строгим и консервативным матерям с их неизменным «нельзя» приходят более либеральные и современные. Самые прогрессивные из них основывают свои методы воспитания на принципах новейших психологических пособий. Такие матери могут разрешать детям многое, однако они сами устанавливают условия, позволяя своему ребенку делать выбор лишь в рамках предусмотренных ими вариантов. Примером может служить вопрос «Что будет сегодня на ужин — яблоко или груша?» Хотя такой подход не подразумевает полной свободы выбора, он создает атмосферу, в которой мнение ребенка тоже учитывается.
Подростки не отказываются от своих родителей, поскольку не чувствуют прежде существующего давящещего контроля. Как следствие, формируются не авторитарные, а более дружеские и открытые отношения. Дети с удовольствием находят общий язык с родителями, которые одевают и балуют их новыми гаджетами. Как правило, подростки часто связывают уровень своего удовлетворения с тем, насколько щедрыми могут быть родители в материальном плане.
Увлекается сразу всем, но поверхностно
Мы все помним о типичном советском ребенке, который посещал школу вместе с родителями. Он часто выделялся за счет собственного поведения, и вот такие архетипы, как «первопроходец» или «исследователь», становятся особенными персонажами на нашем горизонте. Тем не менее, чем больше он изучает окружающий мир, тем менее это знание оказывается применимым в реальной жизни.
В современном мире сформировался архетип «Леонардо», который родители мечтают видеть в своих детях: спортивный, умный, вежливый и умеющий постоять за себя. Однако современные подростки зачастую обладают лишь поверхностными знаниями, и это разнообразие является лишь расписанием их интересов. Эти дети задают множество вопросов, но не обладают четкими ответами или направлениями для окончательного решения. Они ищут социальное пространство, как неожиданные герои своих приключений, и обладают лишь общей тенденцией развивает контакт.
Если подросток увлечен одинаково одним делом — например, компьютерами или другими гаджетами — это может характеризовать его как гика, что нередко отпугивает сверстников. В то время как несколько лет назад такое увлечение было в моде, сегодня подростки часто считают себя фанатами музыки, не всегда осознавая, что на самом деле не знают о музыкальной культуре ничего значительного. Их жизнь проходит в соответствии с последними плейлистами, содержащими «100 лучших песен» прошедшего года.
Современные подростки, отстаивая свои права на взрослую жизнь, нередко акцентируют внимание на праве игнорировать свои обязанности и ответственность, переносимую обстоятельствами, часто произнося фразы вроде «Я еще ребенок».
Особенности возрастной психологии
— Можно ли утверждать, что ригидность подростка и его замкнутость не имеют ничего общего с ощущаемым им одиночеством в семье? В современном мире, наполненном быстрым темпом жизни, такое внутреннее одиночество встречается даже в благополучно выглядящих семьях. Родители, стремясь предоставить своим детям качественное образование и возможности, зачастую настолько устает, что не имеют сил общаться с детьми даже в выходные дни, пренебрегая их внутренними переживаниями.
— Это происходит нередко и нельзя считать это явлением лишь нашего времени. Близкие отношения между супругами, родителями и детьми требуют душевных сил и стараний. Люди инстинктивно избегают напряжения, и чем больше усилий затрачивается на взаимодействие, тем чаще они прибегают к избеганию.
Однако, у подростков возникают собственные проблемы — они переживают возрастной кризис, совершают перестройку отношений с друзьями, обществом, собой и родителями. Их поведение может быть неуважительным, непредсказуемым и порой регрессивным. Несмотря на то, что такие проявления кажутся сложными, важно, чтобы родители продолжали оказывать поддержку и находили время для эффективного общения.
Родителям следует помнить, что уход от проблем зачастую усугубляет ситуацию. Ключевым становится обнаружение в себе сил для продолжения взаимодействия. Учитывая, что подросткам свойственно стремление к независимости, нужен баланс, позволяющий вести диалог. В этом возрасте, например, многие подростки больше заинтересованы в общении со сверстниками, чем с родителями. Однако важно признать их право на самостоятельность и оказывать им поддержку в принятии жизненных решений, не забывая, что иногда им не хватает ресурсов для преодоления трудных периодов; поддержка родных действительно необходима. Семья должна установить определенные границы, чтобы создать пространство для взросления подростка.
В начале этого года многие были потрясены новостями о самоубийствах подростков. Родители некоторых детей не подозревали даже о наличии серьезных проблем у своих детей.
По наблюдениям суицидологов, значительного ухудшения ситуации с самоубийствами, как правило, не происходит, но такие трагические случаи, бывают «усилены» общественной паникой и освещением их в СМИ. Это крайне опасно, поскольку подростки могут подражать чужому поведению.
Хотя мы не можем с уверенностью это утверждать, есть предположения, что некоторые подростки могли бы не принять фатального решения, если бы не находились под влиянием информации о чужом самоубийстве в новостях. Помните, самоубийство никогда не является решением, оно всегда связано с различными внутренними противоречиями, которые накапливаются со временем. Психиатры утверждают, что накалившись, такие мысли не исчезают без следа и требуют значительного времени для осмысления.
Поэтому конечно же, вызывает сострадание ситуация, когда после подобных трагедий родители, несмотря на потерю, отмечают, что совершенно не осознали положение своих детей, прежде всего даже не заметив признаков возможного психического кризиса. И такая ситуация может быть очень тяжелой для семьи, так как взаимодействие с взрослыми в школе также может помочь подросткам.
Преодоление психологического кризиса
— Традиция психологической помощи в России только начинает развиваться. Возможно, именно поэтому многие родители, столкнувшись с проблемами своего ребенка, стремятся к помощи психиатров, чтобы решить возникшую трудность как можно быстрее?
— Да, подобные случаи наблюдаются. Родители чувствуют себя беспомощными в аспектах воспитания подростков и стремятся как можно быстрее решить существующие проблемы. Первое, что они хотят сделать в этом случае, это привлечь внешнюю помощь. Для кого-то это может быть психиатр, для других — диагностика, но логика остаётся одинакова: вместо того чтобы наладить диалог, многие сталкиваются с насилием и отсутствием доверия.
Я бы хотела подчеркнуть, что я не против психиатрии. У меня есть собственный ребенок, и я понимаю, что помощь может играть важную роль. Если ребенка интересуют такие вещи, как военизированные игры или строгое выстраивание иерархий, то это возможно будет полезно. Однако я против использования подобных методов как единственного средства воспитания, если они не учитывают интересы и особенности ребенка. Решение проблемы встречается в сознании родителей чаще, чем мысль о посещении психиатра. В отчаянии родители иногда «бросают» ребенка в жесткие структуры, оставляя за собой право диктовать ему правила.
Однако в подростковом возрасте важно пережить опыт партнерства, и подобные акты воспитательного давления могут помешать этому.
Я на личном опыте не видела положительных результатов от таких методов. У меня есть случаи, когда после разговоров со мной и моими коллегами родители решили не отдавать своих детей на переподготовку и находили выходы через диалог и взаимопонимание.
Фото: Лариса Жарко, Photosight.ru.
— Сталкивались ли вы с последствиями психиатрического вмешательства, когда оно не требовалось?
— К сожалению, достаточно часто ребенок, проходя обследование у психиатра по желанию родителей, может быть вынужден принимать препараты, даже если их не требует его состояние. Такие комбинации имеют место не только у детей, но и у взрослых. Если речь идет о легкой форме, то возможныместа и справедливые подходы.
Основная проблема, заключающаяся в обострении психиатрической помощи в нашей стране, заключается в методологии. В большинстве случаев обходится описанием отдельных лекарств после обращения. Безусловно, не стоит упускать, что важнее исследовать ситуацию, которая привела семью к нам за помощью. К сожалению, редко наблюдается, что врач ошибается с выбором медикаментов. На мой взгляд, идеальное решение — это совмещение медикаментозного лечения и поддержки через психотерапию.
Кстати, если родители впервые приводят к нам ребенка, происходит следующее: мы осматриваем ребенка и сможем определить, действительно ли ему требуется медикаментозная помощь, а также в чем нужна помощь семьи. Психологи, обладая достаточной квалификацией, могут рекомендовать родителям обратиться к детскому психиатру, предлагать свои услуги и продолжать работать с родителями. Мы знаем хороших детских психиатров, и мнение о них на основе глаз является важным аспектом. Считаю, что целесообразнее сначала работать с ребенком и психологом, а уже потом обращаться за помощью к медицинским работникам, если нет явных отклонений.
О современных подростках и их родителях
— Митрополит Суруз Антоний заметил, что люди часто строят планы для других, не учитывая их желания. Так, родители порой заранее определяют, как будет чувствовать себя их ребенок. В этом контексте нередки конфликты между поколениями, когда дети не соответствуют родительским ожиданиям.
— У каждого нормального родителя существуют идеи и представления о том, какими должны быть его дети. Невозможно воспитать ребенка без этих представлений; они формируют то, как родители будут относиться к детям в будущем. Однако родителям важно помнить, что все дети уникальны и обладают различными склонностями, возможностями и особенностями нервной системы. Когда ожидания родителей не совпадают с реальностью, это может вызвать конфликты, иногда весьма серьезные.
Важно находить первопричины конфликтов. Они могут возникать не только из-за ребенка, важно осознать ситуации, которые вызывают подобные переживания у родителей. Часто под этим скрываются их собственные амбиции или желания доказать что-то окружающим, а не искреннее стремление к благополучию ребенка.
Помимо этого, следует понимать, что всички подобные проблемы могут быть частью кризиса в родительской паре. Поэтому крайне важно отделить семейные конфликты от вопросов воспитания ребенка, ибо иногда любовь, проявляемая к нему, выше любых обид или амбиций. В этом могут помочь специалисты в области семейной психологии, которые изучают проблемы, возникающие в семьях.
Уж если говорить о неком параллельно актуальном споре между старой и новой школой, то это нельзя обойти стороной. Этот вопрос касался не единого взгляда на воспитание: он, скорее, свидетельствует о сущностных различиях в подходах. К примеру, многие взрослые пытаются следовать старым традициям, другие же обращаются к новым тенденциям. Ключ к принятию заключается в понимании и приоритетах чувств.
— Почему же, будучи сами когда-то подростками, родители не распознают, что многие проблемы их детей связаны с их возрастом? Могут ли эти трения существовать из-за фактора, связанного с Людьми в информационную эру?
— Оба эти фактора могут иметь свое значение. Со временем многое из детства уходит в небытие. Матери, жалующиеся на своих детей, нередко отмечают, что у них в детстве подобного не было, но становятся вовлеченными в те же ситуации, подобно своим родителям. Когда родители начинают вспоминать свою юность, они порой сами удивляются подобным фактам.
Тем не менее, времена меняются. Двести лет назад жизнь людей оставалась почти идентчной из поколения в поколение, тогда как современность предполагает, что культурные изменения могут происходить даже в течение жизни одного поколения. В этом контексте родители и дети могут находиться в разных культурных контекстах, хотя и живут на одной территории. Но все же базовые ценности, такие как питание и способность к путешествиям, остаются актуальными и могут служить мостом для более глубокого взаимопонимания. Для успешной связи между поколениями необходимо прилагать усилия с обеих сторон.