Фредди Крюгер — выдающийся серийный убийца и центральный персонаж культового фильма ужасов «Кошмар на улице Вязов». Роль Крюгера на протяжении всех семи фильмов франшизы, а также в «Фредди против Джейсона», исполнил актер Роберт Энглунд, который создал незабываемый образ. В ремейке «Кошмара на улице Вязов» роль злодея исполнил Джеки Эрл Хейли, что также позволило воплотить в жизнь этот знаковый персонаж для нового поколения зрителей.
30 лет кошмара: Как Фредди Крюгер стал самым узнаваемым злодеем в истории ужасов
9 ноября 2024 года исполняется 30 лет со дня выхода в прокат «Кошмара на улице Вязов», фильма, который стал важной вехой в истории американского хоррора. Этот культовый персонаж Фредди Крюгер пережил не только девять полнометражных фильмов франшизы и 44 эпизода телесериалов, но также стал героем пяти компьютерных игр, включая такие популярные проекты, как Mortal Kombat. На сегодняшний день Фредди остается самым известным маньяком, о котором знают даже те, кто не является поклонником жанра ужасов. Его знаменитая перчатка с лезвиями, характерная шляпа и обожженное лицо знакомы всем, даже тем, кто никогда не смотрел фильмы о Крюгере. Тем не менее, путь к созданию этой иконы ужасов был отнюдь не прост.
Режиссер Уэс Крэйвен, ранее известный своими работами в области ужасов, не всегда занимался созданием фильмов в этом жанре. В 1970-е годы он погрузился в мир классических монстров и не стремился использовать привычные элементы мистики, вместо этого он сосредоточился на реальном ужасе, возникающем из повседневной жизни. Это отражение страха часто соответствовало социальным переменам, включая сексуальные революции и освободительные движения, что в свою очередь повлияло на кинематографическую эстетику того времени.
В это время на экраны выходили такие фильмы, как «Хэллоуин» Джона Карпентера, «Челюсти» Стивена Спилберга и «Техасская резня бензопилой» Тобиа Хупера. Уэс Крэйвен также выпустил «Последний дом слева», который был вдохновлен шведским фильмом «Дочери Балларда Ванго». Эта лента содержала сцены насилия и шокирующие моменты, что привлекло внимание зрителей и обеспечило успех в прокате, положив начало новому этапу в американском ужасе. Помните, что благодаря таким фильмам, как «Глаз с холма» и «Болото», Крэйвен стал важной фигурой в мире кино.
Идея «Кошмара на улице Вязов» пришла к Крэйвену после прочтения статьи в Los Angeles Times, в которой обсуждалось странное явление — смертельные случаи, связанные со сновидениями, среди камбоджийских беженцев. Эти факты вдохновили его создать образ маньяка, который преследует подростков в их снах. Название «Кошмар на улице Вязов» отсылает зрителей к трагическим событиям в истории США, аналогично убийству президента Джона Кеннеди, что подчеркивало «чисто американский» контекст истории и усиливало ее воздействие на зрителя.
Таким образом, в 1981 году сценарий оказался готов, но найти студию для его реализации оказалось сложно. Первоначально Дисней выразил интерес, но только при условии, что фильм будет детским, что не соответствовало задумке Крэйвена. В конечном итоге он встретил студию New Line Cinema, которая на тот момент была почти обанкротившейся. Однако вскоре в обществе разразился скандал, и результаты расследования преступлений против сексуальных меньшинств заставили их отказаться от определенных аспектов сценария, связанных с сексуальной природой Крюгера. Эти изменения были частично восстановлены в ремейке 2010 года.
Фредди Крюгер
Фредди Крюгер стал одним из самых сложных и интересных злодеев 1980-х годов, и это в значительной степени объясняет его успех и популярность. Изначально персонажу угрожала опасность стать типичным немым убийцей, как, например, Майки из «Хэллоуина» или Джейсон из «Пятницы, 13-е». Однако Уэс Крэйвен решил дать Фредди возможность говорить, что добавило глубины и ужасу его образу. Запоминающиеся фразы, такие как «Раз, два, Фредди идет к тебе…», стали визитной карточкой франшизы и запомнились многим зрителям.
Образ Крюгера задумывался как антропоморфное и обаятельное зло — в первом фильме его лицо было скрыто, и его личность оставалась загадкой. Тем не менее, по ходу фильма Крэйвен стремился преодолеть распространенные стереотипы и отдать роль Крюгера актеру Роберту Энглунду, который с большим вниманием подошел к созданию своего персонажа. Энглунд, почувствовав вдохновение от образа Носферату, сыгранного Клаусом Кински в классическом фильме Вернера Херцога, хотел, чтобы его персонаж был не только страшным, но и многослойным.
Грим Фредди — это отдельная история. Обычно персонажи в слэшерах носят маски, что позволяет им скрывать свои эмоции и делать героев более неузнаваемыми. В отличие от этого, деформированное лицо Фредди было частью его сущности — он сам стал жертвой насилия, что создает жуткую связь с миром зрителей. Для создания образа сожженной кожи гримеры под руководством Дэвида Миллера изучали анатомические образцы, что привело к созданию уникальной маски, имитирующей сожженную плоть Крюгера. Миллер создал пять различных масок, которые пользовались успехом и создавали нужный эффект для зрителей.
Каждый день перед съемками на лицо Энглунда накладывали сложный латексный грим, который оставался на нем до окончания рабочего дня, делая его фактически неузнаваемым для участников съемочной группы. Энглунд, находясь в таких условиях, порой завидовал актерам с типичными, «свежими» лицами, таким как Джонни Депп и Хизер Лангенкамп. Тем не менее, человечность Крюгера, сделавшая его более relatable для публики, в какой-то степени привела к тому, что он стал одним из самых сексуальных киногероев 1984 года, и фанаты даже шутливо хотели от него «детей».
Для создания запоминающейся перчатки Крюгера Уэс Крэйвен вдохновлялся своими наблюдениями за домашними животными — он заметил, как его кот разорвал диван, что и привело к мысли о создании уникального оружия для персонажа. Сначала была идея с лезвиями, и Джим Дойл, занимающийся создаваемыми эффектами, долго искал подходящие детали. В конечном итоге они выбрали нож для стейка, обрезанный и прикрепленный к кожаной основе с помощью металлических частей. Создавая этот образ, проектирование осуществлялось при минимальном бюджете, сосредоточенном на эффективном использовании всех средств.
В результате было изготовлено три различные версии перчатки, чтобы защитить оригинал от повреждений — две другие были сделаны из менее прочных материалов, таких как дерево и пластик, что позволяло им использовать разные варианты для съемок. Кроме того, сам костюм Фредди претерпел изменения. По первоначальному сценарию, он должен был быть одет в джемпер в полоску красного и желтого цвета, коричневые брюки и рабочие ботинки. Все же Энглунд предложил другую концепцию, используя сочетание красного и зеленого, символизирующего кровь и грех Крюгера. Шляпа, которую он носил, также была предложена самим Энглундом для создания дополнительного контраста с его обожженным лицом.
Съёмки
Одним из ключевых условий кастинга было желание Уэса Крэйвена evitar использовать известные имена. Более двухсот актеров прошли кастинг на роль Нэнси, включая такие имена, как Деми Мур и Кортни Кокс, но в итоге главную роль сыграла Хизер Лангенкамп. Этот фильм стал знаковым в карьере как актрисы, так и Джонни Деппа, который получил свою первую значительную роль как Гленн. Интересно, что Чарли Шин тоже рассматривался на эту роль, но его запросы по гонорару превысили доступный бюджет.
С бюджетом в 1,5 миллиона долларов съемочный процесс проводился с минимальными затратами на специальные эффекты, и многие сцены выполнились с малым количеством дублей. Наиболее примечательные сцены были записаны в сильно сжатых временных рамках, что сделало их уникальными и оригинальными. В частности, некоторые сцены, такие как убийство Тины, использовали коридор, что создавало особую атмосферу страха и напряженности.
Сцена с удлиненными руками Фредди была снята с использованием технологии, где перчатки были подключены к автомобильным аккумуляторам, что позволяло им стать более угрожающими и активными, когда Крюгер скользил по стене. Съемки в ванной Нэнси были особенно сложными, и команда провела около 12 часов на создании нужной сцены с бездонной ванной, построенной на аквариуме. Актриса должна была правильно расположить свое тело, чтобы реалистично показать эффект затопления.
Самое впечатляющее окружение было создано для сцены убийства Тины и Гленна, где приняли решение использовать не только уникальные конструкции, но и перевернуть камеру. Эти сцены включали элементы, которые выглядели совершенно неожиданными для зрителя, с эффектами крови и движения, создавая атмосферу ужаса. Подготовка к съемкам заняла шесть месяцев, но сам фильм был снят всего за 30 дней. В результате одного из дублей сцена чуть не закончилась трагедией из-за того, что специфическая конструкция без контроля погнулась, и жидкость разливалась в неподходящие места.
Проблемы не закончились на стадии съемок. Оценочная комиссия оказалась против распространения такого рода жестокости в фильме. Трудно было добиться положительного вердикта, и в конечном итоге, Урсак избрал некоторые сцены, которые зашли в окончательную версию фильма, однако после изменения фильма он все равно оказался на 10 месте в прокате и собрал более 25 миллионов долларов в результате.
Единственным источником радости для Фредди было преследование детей в парках и темных переулках. Его любовница Лоретта предположила, что ее муж убивает людей, и в итоге Крюгер задушил её на глазах у её дочери. Когда детективы узнали о произошедшем, они заподозрили его в множестве преступлений, что и привело к его аресту.
Фильмы
Дебют в кино для Роберта Энглунда пришелся на 1974 год, когда он снялся в фильме «Бастер и Билли». В 1977 году он анонсировал свое желание участвовать в съемках фильма «Звездные войны», претендуя на роль Хана Соло, которой в итоге стал Харрисон Форд.
Однако настоящую известность Энглунду принесла работа в популярном мини-сериале «V: The Last Stand», который вышел на экраны в 1984 году и вскоре преобразовался в еженедельный проект. Актер, готовившийся занять известные роли, внезапно оказался в образе противного персонажа с шрамами от ожогов в фильме «Монстр с железными руками». Этот фильм стал знаковым этапом в его карьере и позволил ему запомниться зрителям как Фредди Крюгер.
История о Фредди Крюгере разошлась по миру, и «Кошмар на улице Вязов» стал одной из самых успешных серий фильмов ужасов всех времен. С 1984 по 1989 годы Энглунд несколько раз облачался в полосатый джемпер, сыграв Крюгера в восьми фильмах своей карьеры. Он также стал востребованным актером в других проектах в жанре ужасов и кинокомедиях, но в своей обширной фильмографии, насчитывающей более 200 произведений, не смог найти другую роль, похожую на своего «персонажа-кошмара».
Личная жизнь
Инглунд впервые вступил в брак в молодом возрасте, его первой женой стала Элизабет Гарднер, медсестра, но эта связь завершилась в 1972 году. На протяжении 14 лет он сочетал карьеру и обучение, получая степень бакалавра.
Роберт Энглунд и его жена Нэнси / официальный сайт
Спустя время, в 1986 году актер снова связал себя узами брака с актрисой Роксаной Роджерс, однако этот союз оказался недолговечным. В конечном счете, Энглунд женился на художественном руководителе Нэнси Элленбут 1 октября 1988 года. В одном из интервью он выразил огромное сожаление по поводу того, что у него нет детей.
Роберт Инглунд сейчас
Несмотря на почтенный возраст, актер по-прежнему поддерживает себя в форме и продолжает активно сниматься в фильмах и сериалах. В 2019 году режиссер Александр Ажа заявил о планах на создание ремейка «Кошмара на улице Вязов», который стал его любимым фильмом ужасов в детстве. Энглунд также выразил желание вновь поучаствовать в этой культовой франшизе.
New Line Cinema окончательно собирается вновь запустить сиквел, в котором могут участвовать оригинальные актеры и те, кто работал над фильмом. Последний раз Роберт примерил шляпу Крюгера в 2003 году в фильме «Фредди против Джейсона».
Кроме того, актер активно взаимодействует со своими поклонниками через социальные сети, такие как Twitter и Instagram, где делится новыми фото и событиями из своей жизни, а также своими коллекциями фигурок и концепт-дизайнов на основе образа Фредди Крюгера.