Суровая правда заключается в том, что жестокость, лишенный человечности, по своей природе свойственна исключительно людям. Ни одно живое существо не может сопоставиться с человеком по силе ненависти к своему роду. Почему же человеческая природа может быть столь жестокою? Давайте попробуем разобраться в этом важном вопросе под углом научного анализа.
Почему люди такие злые: основные причины. Как вести себя со злыми людьми
Вы просыпаетесь утром в прекрасном настроении, выходите на улицу с широкой улыбкой и с надеждой ожидаете, что день принесет только положительные переживания и радостные моменты. Но вдруг, на пути к работе, вы встречаете знакомого, который начинает рассказывать вам о своем недовольстве — его жена, по его мнению, — настоящая ведьма, кассир в магазине с недоброжелательной ухмылкой сообщает, что у него нет мелких купюр, а грубый водитель перед вами даже не удосуживается включить поворотник. В результате этого, от вашего прекрасно настроенного начала дня не остается и следа…
Что же лежит в основе такого поведения людей? Почему ваши коллеги по работе открыто сплетничают о женщине, с которой только что мило беседовали? Почему сильные личности унижают более слабых, пытаясь разрушить их моральный дух и выставить их в смешном свете? Почему, в общем, люди способны на такую злость? Сегодня мы попытаемся найти ответы на эти важные и глубокие вопросы.
Почему люди такие злые: основные причины и механизм действия
Поведение людей, которые испытывают хроническую злость и негативные эмоции, специалисты в области психологии определяют как невротическое. Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с кассиром, секретарем, продавцом или инкассатором, которые вели себя нестандартно, порой грубили, голос поднимали и проявляли недоброжелательность. Люди с невротическим поведением зачастую не придают ситуациям того значения, которое они действительно заслуживают. Вместо того чтобы сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, они стремятся продемонстрировать окружающим свою власть и влияние.
Что же подстегивает такое поведение? Психологи указывают на то, что люди с невротическими наклонностями часто в детстве или юности подвергались насилию, унижениям и другим формам психологической травмы. Это приводит к тому, что их стиль общения с окружающими сводится к стратегии «сила или слабость»: либо они подавлены, либо они подавляют других.
Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто начал исследовать и описывать механизмы подобного поведения, что позже стало известно как «проекция». Злость, испытанная ранее, порождает внутреннюю травму, от которой человек не может избавиться. Этот опыт заставляет невротика всегда быть настороже и зачастую нападать первым — ведь он отлично знает, что лучшая защита — это нападение.
Когда рассерженный человек «выпускает пар», это приносит ему временное облегчение и радость. Однако этот эффект кратковременен, так как такой подход никогда не приводит к решению его подлинной проблемы. Вскоре он снова начинает унижать окружающих, демонстрируя свое превосходство и цепляясь за мелочи, используя силу как инструмент мести к тем, кто даже не подозревает о реальных причинах его поведения.
Люди, одержимые злостью, обладающие невротическим поведением, крайне редко обращаются за психотерапевтической помощью. И это вполне объяснимо! Однако если такие люди смогут преодолеть свой страх, исследовать свое прошлое и совместно с психологом решить ту проблему, которая мешает им вести нормальную жизнь, это может стать ключом к положительным изменениям в их судьбе.
Человек — это животное
Вдохновленный ужасами Второй мировой войны, немецкий зоолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц заинтересовался исследованием природы человеческой агрессии. Он, будучи сторонником эволюционной теории, начертил план, согласно которому первым делом сосредоточит свои усилия на изучении агрессивного поведения среди животных. Лоренц пришел к выводу, что все существа имеют механизмы внутривидовой агрессии — врожденную склонность проявлять враждебность к своим сородичам, которая, как он полагал, в конечном итоге служит важным целям сохранения вида.
Внутривидовая агрессия выполняет несколько ключевых биологических функций:
- распределение жизненного пространства, что позволяет животным находить себе пропитание; агрессия прекращается, как только восстановлены границы территории;
- половой отбор: только сильнейший самец имеет возможность оставить свое потомство; в большинстве случаев во время брачных сражений слабые особи не убивают, а лишь прогоняют;
- защита потомства от посягательств как со стороны чужаков, так и со стороны своих; в этом случае родители обычно прогоняют, но не уничтожал;
- иерархическая функция — устанавливает систему власти и подчинения в сообществе, где слабый подчиняется сильному;
- функция партнерства, которая предполагает скоординированные проявления агрессии, например, для изгнания чужака;
- функция питания — проявляется у видов, обитающих в условиях нехватки пищевых ресурсов (к примеру, балхашский окунь прибегает к поеданию своей же молоди).
Среди основных форм внутривидовой агрессии выделяются территориальная, конкурентная и страховая агрессии, а также агрессия, связанная со внешними раздражителями.
Животные добрее людей?
Тем не менее, проведя анализ поведения более пятидесяти видов животных, Конрад Лоренц обнаружил, что животные, обладающие мощными природными средствами защиты в виде рогов, клыков, сильных копыт или острых клювов, в процессе эволюции развили поведенческие механизмы, направленные на установление некоего морального правила. Так, существует инстинктивный запрет на использование своего естественного оружия против особей своего вида, особенно если побежденное существо демонстрирует покорность.
Таким образом, агрессивное поведение животных зачастую сопровождается механизмом автоматического отключения, вызывающим специфические позы, сигнализирующие о подчинении и капитуляции. Например, когда волк сражается за самку, другой волк лишь немножко прижимает его к сонной артерии, но никогда не производит полного укуса. В случае драки оленей, как только один из них ощущает свою слабость, он отходит в сторону и выставляет противнику свой уязвимый бок. Второй олень, даже в самый разгар битвы, лишь слегка касается живота соперника своими рогами и останавливается в последний момент, не нанося окончательного удара. Таким образом, чем сильнее животное, тем более выражен у него эффект «системы стойки».
На противоположном конце спектра, слабовооруженные виды не имеют инстинктивных запретов на смертоносную агрессию в отношении своих сородичей, так как причиненный ими вред обычно оказывается незначительным, и у жертвы имеется всегда шанс на побег. В условиях неволи, когда побежденный противник не может покинуть поле боя, его завершающая судьба, скорее всего, будет роковой. Таким образом, внутривидовая агрессия среди животных, как подчеркивает Конрад Лоренц, имеет единственную цель — протекция и сохранение вида.
Лоренц полагает, что человек по сути своей является слабо вооруженным существом, вследствие чего у него отсутствуют инстинктивные ограничения на причинение вреда своим сородичам. Однако с развитием оружия, например, от каменного орудия до ружья, человек стал наиболее вооруженным видом, но у него отсутствует «естественная мораль», поэтому он способен легко убивать своих сородичей.
Следует отметить. У человека, как ни странно, есть такая особенность, как совесть. Это различие становится основополагающим в объяснении жестокости людей по отношению к другим людям на фоне внутривидовой агрессии среди животных.
Стеснительность у детей, как причина зла в зрелом возрасте
Еще одним важным аспектом для обсуждения стало поведение застенчивых детей. В рамках принятых культурных норм, родители требуют от своих детей безпрекословного послушания, не задумываясь о том, что подобные требования могут привести к нежелательным последствиям. Они полагают, что дети являются эмоционально устойчивыми, и поэтому они обязаны подчиняться воли взрослых.
Неудивительно, что подобные условия часто становятся причиной того, что ребенок замыкается в себе, начинает испытывать тревогу или, наоборот, проявляет злость и реакцию на зло. Далеко не все дети способны самостоятельно справиться с такими переживаниями, так как у них нет достаточного опыта, чтобы преодолеть эти ситуации. Проблема усложняется отсутствием квалифицированных специалистов в детских учреждениях и малообеспеченных школах, где дети могут столкнуться с некомпетентными или грубыми педагогами.
Наша проблема заключается в том, что в обществе наблюдается дефицит терпимости, желания прийти на помощь нуждающимся и уважения к человеческому достоинству. Отсутствие этих важных элементов приводит к росту злобы среди людей, что рождает не только жестокость, но и создание среды домашнего насилия. Это подтверждает то, что многие люди верят в недобрую формулу, согласно которой доброта не приведет ни к чему хорошему.
*На мой взгляд, простая философская мудрость о том, что нам следует относиться к другим так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам, могла бы глобально изменить ситуацию, помочь многим найти счастье. Возможно, даже на улицах стало бы меньше людей с жестокими намерениями.
Почему от плохого воспитания ребенок может превратиться в злого человека?
Детская злость часто является следствием неправильного воспитания. Многие родители либо не прилагают никаких усилий к качественному воспитыванию, ограничиваясь лишь наказаниями, либо позволяют ребенку делать слишком много, превращая его в избалованного. Оба подхода неизбежно приводят к серьезным проблемам в будущем, когда ребенок вырастает и сталкивается с трудностями, к которым он не готов.
В определенном возрасте дети не могут оставаться просто послушными и «удобными» для своих родителей. Их задача — исследовать мир и конструировать собственный опыт. Степень послушания детей также напрямую зависит от терпения и адекватного воспитания со стороны взрослых. Эксперты советуют родителям чаще произносить слово «да», однако если ребенок ведет себя неправильно, то также нужно использовать и «нет». Важнейшим аспектом остается то, чтобы ребенок всегда чувствовал, что его любят, несмотря на его поступки. Условия, в которых проходит детство, должны быть полны счастья и любви.
Проявлять свою любовь к ребенку следует не только тогда, когда его поведение соответствует ожиданиям родителей. Игнорирование его в случае непослушания ведет к тому, что ребенок инстинктивно начинает чувствовать, что его не любят за его ошибки. Такое поведение со стороны родителей является серьезным нарушением основных принципов воспитания.
Если ребенок ведет себя плохо, важно объяснить ему мягко, что такое поведение недопустимо, при этом завершая разговор словами о том, что его все равно любят. Объясните ему, что с взрослением появляются все новые права и новые обязанности. Напоминайте себе и своему ребенку, что реализовать крепкие отношения с окружающими можно лишь через уважение к ним и без нарушения границ личного пространства, которое у каждого человека есть.
Страх и дегуманизация
Садизм — это стремление к извлечению удовольствия от унижений и причинения боли другим. Однако нередко устанавливается связь между жестокостью и дегуманизацией. Потенциальные жертвы часто получают уничижительные наименования, такими как «собаки», «вши» или «таракан», что, по сути, облегчает проявление жестокости.
В этом есть доля правды. Исследования показывают, что наш мозг воспринимает людей, нарушающих социальные нормы, как менее человечных. Таким образом, мы легче наказываем тех, кого считаем менее значимыми. Это порождает иллюзию, что, когда мы видим в кого-то реального человека, мы отказываемся от причинения ему вреда. Тем не менее, такая мысль является крайне опасной. Психолог Пол Блум утверждает, что самая ужасная жестокость возникает, когда нет дегуманизации. Люди способны причинять страдания другим именно потому, что за ними стоит осознание, что это реальные человеческие существа, которые не желают испытывать боль, оскорбления или унижения.
Нацисты, например, практиковали дегуманизацию евреев, именуя их тараканами и вшами. Тем не менее, они унижали, подвергали пыткам и убивали евреев, в первую очередь, потому что рассматривали их как людей, способных переносить страдания.
Умаление добрых дел
Люди иногда наносят вред даже тем, кто приносит им пользу. Рассмотрим финансовую игру, в которой все участники могут инвестировать в совместный фонд. Чем больше средств будет вовлечено, тем больше прибыли получит группа. Фонд же выплачивает дивиденды всем участникам, независимо от их участия в финансах.
Проблема возникает в том, что в конце игры вы можете причинить боль другим игрокам в зависимости от того, сколько они вложили. Это предполагает, что вы жертвуете частью своего выигрыша, чтобы наказать выбранного вами игрока. Одним словом, у вас есть возможность действовать мстительно.
Некоторые участники решают наказывать тех, кто вложил недостаточно или не вложил вовсе. Другие же, напротив, стремятся отомстить тем, кто сделал больше. Порой такие действия выглядят абсурдными. Лишь благодаря щедрым игрокам фонд может приносить больше ресурсов — так зачем же наказывать их?
Данное явление стало известно как «сокращение добрых дел». Оно распространено повсеместно. Сообщества охотников-собирателей зачастую осуждают успешных охотников за избыточные уловы крупных животных, даже если это приносит пользу всем. Менее щедрый участник может усмотреть в большом вложении более щедрого игрока угрозу его позиции в группе. Как выразился Вольтер, «лучшее — враг хорошего».
Тем не менее, у этого явления есть и положительная сторона. Когда мы недооцениваем добрые намерения других, мы становимся открытыми для идей, которые они придерживаются. Одно из исследований показало, что люди, которым было разрешено выражать неприязнь к вегетарианцам, стали потреблять меньше мяса. А если человека расстреливают, распинают или не голосуют за него на выборах, то его послание имеет больше шансов быть услышанным.
Стоит ли бороться с детской стеснительностью?
Если ребенок испытывает неуверенность в своих силах и боится не справиться с каким-либо проектом, он может избегать ответственности и отказываться участвовать в таинственных для него заданиях. Например, если вашему ребенку нужно выступить перед большой аудиторией с песней, но на следующее утро он заявляет, что потерял голос или испытывает ужасную боль в горле — это явно признаки психосоматического расстройства, которые не все родители способны распознать.
Дети испытывают тревожность так же, как и взрослые, и для того чтобы помочь своему ребенку справиться с подобными переживаниями и защитить его от проблем, которые могут возникнуть в будущем, родителям стоит изучать литературу по детской психологии и обращать внимание на эмоциональное состояние своего ребенка.
Уход в болезни как способ избегания реальности — один из худших подходов к минимизации ответственности. Дети, чьи родители не проявили должной внимания к таким сигналам, могут стать злыми или замкнутыми личностями, неспособными радоваться жизни, уважать и любить окружающих.
Почему неправильно воспитанные дети становятся злыми взрослыми?
Множество людей продолжает считать детей второсортными гражданами, но некоторые родители, напротив, чрезмерно обожают своих отпрысков. Однако ни один из этих подходов не будет иметь положительных последствий в долгосрочной перспективе.
По мере взросления ребенка становится ощутимым его рост самосознания, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Интерес и стремление не прекращать познание мира — это основные задачи детей. Только степень послушания ребёнка определяется терпением и мудростью родителей. Психологи советуют чаще говорить детям «да», но в случае неправильного поведения следует использовать «нет». Важно также, чтобы ребенок ежедневно чувствовал любовь родителей, независимо от его поступков. Доброта и забота должны царить в атмосфере его детства.
Не следует проявлять любовь только в тех случаях, когда поведение ребенка соответствует ожиданиям родителей. Если ребенок ведет себя так, как родители не хотят, они могут начинать игнорировать его, обходить стороной, замыкаться в себе и т. д. Ребенок начинает ощущать подобное обращение как отвержение, убеждая себя, что он не любим своим окружением. Таким образом, данное поведение родителей противоречит основным принципам воспитания.
Если поведение ребенка вызывает беспокойство, родителям стоит доходчиво объяснить ему, что такое поведение недопустимо. Но даже при выражении недовольства, важно напоминать о том, что детей любят. Следует также объяснить ребенку, что по мере его взросления у него появляются новые права, которые, в свою очередь, сопровождаются новыми обязанностями.
Взаимоотношения с окружающими зависят от отношения к ним. Каждый человек имеет свое личное пространство, которое нельзя нарушать без его согласия.
Профилактика
Предупреждение агрессивного поведения среди подростков, младших школьников, дошкольников и взрослых становится важной темой в психиатрических и психологических научах. Для снижения вероятности агрессии желательно организовать эмоциональные выплески — посетить концерт, матч футбольной команды или просто устроить праздник. Тем не менее, это не поможет, если люди испытывают серьезное перенапряжение, поэтому важно также обратить внимание на свое физическое состояние.
Детям необходимы времена отдыхать, чтобы «перезагрузиться» после учебы и выполнения домашних заданий. Им следует учиться выражать свой гнев так, чтобы не причинять боли другим. Существуют интересные психологические игры, позволяющие детям справляться с негативными эмоциями, учиться отвлекаться от раздражителей и своевременно справляться с накопленными эмоциями и психоэмоциональным напряжением.
Важно помнить, что агрессия не возникает на пустом месте. Часто преобладающей причиной агрессии становятся межличностные конфликты. Провокации могут стать катализатором негативных вспышек.
Иногда агрессия может возникнуть даже на основании мысли о том, что другой человек таит в себе злые намерения, вне зависимости от того, имеются ли для этого реальные причины.
Социальные причины агрессии
Среди социальных факторов, способствующих агрессии, весомую роль играют наблюдатели и подстрекатели. Многие исследователи подчеркивают, что люди часто поддаются влиянию, когда их публично просят совершить акт наказания против другого. Даже если эти приказы исходят от людей, не обладающих авторитетом и влиянием. Свидетели оказывают значительное воздействие на проявления агрессии, если агрессор представит, что его действиябудут одобрены окружающими. Ношение оружия может являться не только мерой защиты, но также служить толчком для агрессии. СМИ и сцены насилия также могут выступать спусковым крючком для агрессивного поведения.
Внешняя среда как причина агрессии
Высокие температуры окружающей среды способны увеличивать предрасположенность к детской вспыльчивости и агрессивному поведению. Надо также учитывать воздействие шумов и скученности, в которых человек не может найти уединение. Дополнительно, агрессивные реакции усиливаются в условиях загрязненной эстетики, таких как состояние избыточного сигаретного дыма или неприятных запахов.
Личные качества и врожденная склонность к агрессии
Психологические характеристики, способствующие появлению агрессивного поведения, включают:
- раздражительность;
- склонность к восприятию окружающих как враждебных;
- предрасположенность к стыду, а не к чувству вины в различных ситуациях.
Среди людей, склонных к агрессивным реакциям, часто встречаются те, кто придерживается предрассудков, в частности, расовых.
Женская и мужская агрессия
Существуют различия в проявлении агрессии между мужчинами и женщинами. Женщины принимают агрессию как способ выпустить пар и истощить стресс посредством высвобождения своей агрессивной энергии. Мужчины же воспринимают агрессивное поведение как инструмент социальных наград или материальной выгоды.
Действительно, у женщин часто проявляется агрессия в предменструальный период, когда гормональные изменения оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние. Аналогичным образом, гормональные изменения до и после родов, а также в процессе менопаузы или при приеме гормональных препаратов способны вызовет агрессивные отклики.