Сатана не имел разрешения являться Адаму в человеческом обличии. Если бы дьявол явился людям в таком виде, то они могли бы соблазниться его равенством с собой. К примеру, если бы дьявол подошел к первым людям как равный и стал бы искушать их, он мог бы заявить, что уже стал бессмертным, нарушив Божью заповедь, съев плод с дерева познания добра и зла.
Как бороться со змеем-искусителем, чтобы не согрешить как Адам и Ева
Грехопадение занимает центральное место в библейском повествовании Ветхого Завета. Оно стало поворотным моментом в истории человечества, поскольку после изгнания Адама и Евы из Эдемского сада люди утратили свою первоначальную святость и божественную благодать. Самым важным следствием этого изгнания стала утрата человеком ранее присущего величия и, что наиболее трагично, потеря бессмертия. Падение первого человека стало горткой темой среди художников, и множество великих произведений искусства посвятили это событие.
Откуда взялся змей в раю?
Змей, как любое другое живое существо, был создан Богом. Он был наделен уникальной особенностью — мудростью, превосходящей всех остальных созданных существ. В первой главе книги Бытия упоминается, что змей был самым хитрым из всех животных, созданных Богом. После его искушения, змея была лишена былой доблести, что стало символом наказания от Бога, что предопределило его вечные скитания и вражду между ним и людьми. В Откровении Иоанна змея сопоставляется с Сатаной: «И великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и Сатаной, который прельщает всю вселенную, сброшен на землю, и ангелы его сброшены с ним».
Кто обманул Адама: змей или Ева?
Ева и Адам столкнулись с последствиями запрета, когда вкусили плод с дерева познания добра и зла. Искушение змея оказалась сильнее, нежели заповедь, и Ева, взяв плод, попробовала его и дала его своему мужу. Хотя она осознавала запрет и предостережение о неизбежной смерти (Быт. 3), действовала она, основываясь на желании. Змей манипулировал их грехом, но в конечном итоге решение съесть плод было принято ими по собственной воле. Глубокая идея дерева добра и зла заключается в том, что добро соответствует послушанию, в то время как зло — это непослушание. Адам, несмотря на свое знание о последствиях, решил также отведать плод. Ева описала плод как привлекательный и соблазнительный. Она сказала, что этот плод дарует человеку равенство с Богом. Адам же принял плод из рук своей жены и, таким образом, согласился с ее греховными предложениями.
Змей создал образ дерева как нечто яркое и манящее. Адам и Ева смотрели на него глазами желающих: желая вкуса и наслаждения, плодов для еды, а также желая его привлекательности. Вместо продолжительного размышления о Боге, их мысли были затуманены похотливыми желаниями, связанными с запретным плодом.
После вкушения плода, нагота Адама и Евы стала для них стыдной. Они ощутили крайнее смущение, когда попытались предстать перед Богом. Стремление быть ближе к Богу лишило их разума. Они осознали, что любое нарушение запрета согрешит и приведет к наказанию. Непослушание не было наказано тут же, и Господь окончательно изгнал их из Эдемского сада.
Когда сатана искушал Иисуса, он использовал слово. Иисус отвечал ему, и этот диалог запечатлен как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Луки (Матфей 4:1-11, Лука 4:1-13), однако ни один из этих отрывков не объясняет, как именно появился сатана.
Змей (в Торе)
Змей впервые появляется в истории о Адаме и Еве, где он искусил Еву отведать запретный плод дерева познания добра и зла, и в свою очередь она соблазнила Адама на недозволенное. Эдем был местом, где каждый жил в достатке и ни в чем не нуждался. Адам назвал свою жену Хавой, что интерпретируется как «жизнь», но в раввинистическом учении это имя связывают с арамейским «Хеба», который оказался в контексте змея и его искушения.
В качестве наказания за предательство, Бог осудил змея: он должен был ползать на брюхе и питаться прахом, при этом был установлен вечный конфликт между ним и людьми. Библия также говорит о важности лжеслова, сопоставляя его с ядом. В мидраше говорится, что именно сатана послал змея искушать Еву, обладая стремлением ввести ее в грех.
Талмуд приказывает уничтожать ядовитых змей даже в субботу. Однако, учитывая, что ядовитые змеи обычно не нападают первыми, праведники сочли, что их нельзя убивать во время чтения молитв. В некоторых домах людей держали змей как средство избавления от мышей.
Идентификация Змея
Изучая биологию Израиля, можно узнать о 32 видах змей, из которых 18 не ядовиты, а лишь семь из 14 классифицируются как опасные для человека. Библейские упоминания о ядовитых змеях обычно связываются с гадюками. Исходя из Библии, выделяются четыре вида ядовитых змей: Чече (или Цифони), Эффект, Сфинкс и Солнечный ожог. Гадюка является одним из наиболее опасных видов, встречающихся в Израиле, способной отложить яйца. Другие виды гадюк не обладают такой способностью. EFE также описывает гадюку как опасную змею пустыни. Этот вид, как правило, предпочитает оставаться вдали от населенных пунктов и редко когда нападает на людей.
70 человек связывают Сфинкса с Церассовым змеем, который роется в песке и знакомит с его жертвой. Египетская кобра, встречающаяся крайне редко в Израиле, считается самой опасной змеей на территории страны. Библейский текст сообщает, что кобры не всегда покорны своим хозяевам. Черная бабочка (Walterinnesia aegyptia) тоже является ядовитым видом в Иудейской пустыне.
Метаболические исследования упоминают также три вида ядовитых змей — Хаба, Алвад и Ахнаи, однако их трудно классифицировать.
Медный змей
Бронзовый змей (Нехашнехошеф, «Нехуштан») — это символ, созданный по Божественному предписанию и установленный на столбе, когда Моисей вел народ по пустыне после выхода из Египта. Этот знак был предназначен для исцеления людей от ядовитых укусов змей (так как именно такой наказанием был вызван в результате жалоб израильтян на Бога). Существовало поверье, что любой, кто взглянет на бронзового змея, станет живым.
Тем не менее, бронзовый змей не рассматривался как предмет поклонения и, наоборот, царь Езекия (в начале 8 века до нашей эры) распорядился разрушить его, когда совершалась реформация в названии. Очевидно, в тот период бронзовые изображения начали ассоциироваться с идолопоклонством, что вызывало неоднозначные мнения среди людей. Мишна разъясняет, что сам бронзовый змей не предназначен для поклонения, это было лишь средство, указывающее на то, что израильтяне могут исцелиться, если в вере обратятся к Богу.
Факт искушения Евы, вероятно, является первым подобным случаем, зафиксированным в Священном Писании. Змей, обманувший Еву, сказал: «Нет, вы не умрете». Это становится первой задокументированной ложью в Библии, что делает его названием «отца лжи» в этом контексте.
Адам и Ева
Книга Бытие подробно описывает процесс творения мира и, в частности, узнаем о происхождении Адама и Евы. Первые люди жили в Эдеме, где испытывали радость и ни в чем не нуждались. Особенно важно учитывать, что еще до появления Евы, Адаму было дано Божественное предписание не есть определенного плода. Бог проговорил к Адаму, сказав: «От всякого дерева, что в раю, ты будешь есть; только от дерева, познания добра и зла, не ешь, ибо в день, который ты вкусишь от него, непременно умрешь» (Бытие 2:16,17).
Ева родила своего первенца и испытывала колоссальное счастье. Возможно, она видела в ребенке осуществление Божьего повеления «плодитесь и размножайтесь» и воспринимала его как знак божественного прощения и благословения. Имя их первенца — Каин, что в переводе с иврита означает «приобретение». Однако этот первенец, который казался символом удовлетворения, оказался убийцей… Почему так произошло? На этот вопрос искали ответ многие толкователи. Например, святитель Филарет Московский полагал, что яд греха не успел выйти из души Адама и Евы. Сердца первых людей не совершают настоящего покаяния, и поэтому их потомки унаследовали некий дефект.
Тем не менее, в Писании предсказано, что от Евы родится тот, кто сломает голову змея. Так начинается цепь событий.
«…И положу вражду между тобою и между женщиной, и между семени твоим и семенем ее; оно поразит голову твою, а ты поразишь его пяту» (Бытие 3:15).
Когда родился их первенец, Каин, они восприняли это как исполнение пророчества, предполагая, что он такой, что сможет поразить змея и вернуть их назад в рай.
Адам знал свою жену Еву, и она зачала и родила Каина, и сказала: «Я получил человека от Господа» (Бытие 4:1).
Таким образом, имя первенца означает «приобретённый» или «сделанный». Ева, вероятно, надеялась, что данный сын начнет решение их проблем.
Авель
После рождения Каина, Ева родила второго сына Авеля. Имя «Авель» переводится как «дыхание», «пустота», что подразумевает краткость жизни и суету (в смысле быстротечности, как это описано в книге Екклесиаста).
Это, возможно, должно было служить моментом, когда Адам и Ева ожидали покаяния, осознавая свои ошибки, однако, несмотря на все трудности, они продолжали следовать Богу.
Отвергнутое жертвоприношение и братоубийство
Итак, с рождением первого сына понятно, что он стал частью исполнения пророчества, но почему у Адама и Евы появился второй сын? Очевидно, что они выросли, осознавая, что Каин, как старший, был призван для спасения, а Авель же стал катализатором дальнейших событий.
Как мы знаем, первым людям приходилось зарабатывать свой хлеб трудом. Каин стал земледельцем, а Авель — пастырем, пастухом овец.
Тем не менее, жертвоприношение, состоящее из лучших плодов или животных, стало подношением, означающим признание, что все, что человек имеет, в конечном итоге является даром от Бога. Наиболее ценное из того, что они получали, представляло их благодарность Богу.
Известный художник Гюстав Доре также собрал свои мысли в произведении под названием «Убийство Авеля Каином».
Таким образом, когда Каин и Авель принесли свои жертвы, Бог указал, что не примет жертву Каина, которая, в свою очередь, привела его к отцеубийству. Когда это произошло, возможно, предложение Авеля оказалось более искренним, чем жертвоприношение Каина, что и привело к его получению Божьего одобрения.
Ответ Божий породил в сердце Каина новое греховное чувство — зависть к брату. После совместного пребывания в поле, он решает убить его.
Когда Бог проклял убийцу, он также сказал, что будет обитаем среди всех народов. Тем не менее, что важно отметить, Бог не оставил его в полном одиночестве, а предоставил ему знак (комментаторы не единодушны по поводу его содержания), чтобы никто не смог его убить.
«И сказал Господь Каину: ”Кто убьет Каина, тому отомстится в семь крат; и положил Господь знак на Каине, чтобы никто не убивал его”» (Бытие 4:13-15).
Спустя долгое время после изгнания, Каин ушел на восток и обосновался в земле Нод.
Версия первая — зависть
Когда Бог принял жертву Авеля и отверг жертву Каина, зависть охватила Каина, ведь он не был избранным. Тогда он принимает решение пойти по очевидному пути. Если бы не было врагов, у Бога не осталось бы других вариантов, кроме как избрать его в качестве спасителя. Здесь смешиваются множество чувств: зависть, недовольство тем, что не был избран, жажда славы; трудно выделить один мотив. Однако основной причиной стала зависть.
По сути, Каин убил Авеля из ревности, надеясь стать избранным.
Версия вторая (неофициальная)
Согласно другой версии, Авель не заботился о своих овцах, что привело к разрушению посевов Каина, и бурно реагируя на это, Каин задал вопрос своему брату, какую выгоду он принесет своим детям. На что Авель саркастически ответил: «Я не пастух».
Такое обращение с братом стало, вероятно, причиной его мести. Когда же Бог спросил Каина, где Авель, он солгал, как его родители, сказав, что не знает, где его брат.
Это была ужасная недосказанность с обеих сторон.
Каинова печать
Во-первых, согласно Библии, Тот, кто убьет Каина, будет подвержен жестокому возмездию, и помимо этого, когда Господь в отличие от произнесения, послал знак, чтобы никто не убил его. (Бытие 4:15).
Эта ситуация рассматривается святым Иоанном Златоустом как заметка о тяжести Каинова греха. Он (Каин) совершил множество грехов, и за каждый следовало бы суровое наказание.
Если перечислить, первый грех заключался в зависти к брату за то, что Бог принял его жертву. Далее, в процессе этого греха, он преднамеренно идет на убийство; и прежде всего, он обманом скрывает плиту, обрекая на погибель. Поэтому Бог конкретизирует, что тот, кто попытается его убить, будет караем в семикратном размере. Таким образом, не бойся. Замечая, что Я дам тебе знак, чтобы все, кто увидит тебя, узнавали, что тебе нельзя мстить. Тебя сделают предметом ужасных рассказов о твоих грехах — это будет твоей печатью и путеводителем, чтобы напоминать о том, что в следующем мире никто не осмелится поступать так же, как и ты, чтобы избежать такого же сурового наказания».
Эта традиция утверждает, что грех Каина не только затронул его душу, но и проявился внешне. Его черты лица могли стать искаженными, а проклятие, которому он подвергся, вызывало страх как у людей, так и у животных. Таким образом, на лицо Каина легла печать, оставляющая его на все века.
История показывает, что многие последующие поколения изначально принимали имя Каина. Это обстоятельство стало предвестием жестоких событий, таких как Всемирный потоп, приведшего к великой гибели.
Каковы были достижения Каина, что они привели к такому трагичному исходу?
После проклятия Каин с женой обосновался на востоке, где у них родился сын Енок. Именно он основал первый город, назвав его в честь своего сына.
Таким образом, Каин и его потомки действительно вдохновили на развитие, но это развитие привело к созданию символа падения. Ламех, шестой потомок Каина, стал первым в мире, кто вступил в полигамный брак, что идет вразрез с Божьим первоначальным уставом.
Как сказано в Библии: «И оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Бытие 2:24).
Сыновья Ламеха стали изобретателями ремесел и художественного творчества.
— Джаваль стал основателем кочевого образа жизни и стал проводить различия между жизнью в городе и жизни в природе. — Йоваль создал музыкальные инструменты, такие как псалтырь и труба. — Тувал-Каин усовершенствовал металлургию, создав инструменты и оружие. — Сестра Тувала Каина, Ноэма, также известна как покровительница музыки и песен.
Каково значение изогнутого змея на посохе архиепископа, обращенном к нему? Согласно традиционным интерпретациям, они символизируют мудрость пасторской власти. В Евангелии от Матфея (10:16) Иисус, посылая своих учеников, говорит: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков; поэтому будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби».
В философии
Немецкий христианский мистик Якоб Бёме, считающийся отцом западной софорологии, утверждал, что самом акте сексуальной близости есть следы грехопадения. Он объяснял, что женщины были сформированы в первобытном состоянии и созданы для мужчин после их внутреннего разъединения от Мудрости. Этот процесс стал следствием нарушения внутренней гармонии человеческой природы, которое затрагивало, и особенно размышления над отношениями между полами. По мнению Якоба Бёме, женщину создали на стороне Адама в результате уже совершенного греха, что указывает на нарушения первоначального творческого порядка.
Христианский философ Николай Бердяев полагал, что история грехопадения иллюстрирует возникновение сознания, вырывающегося из бессознательного.
Другая точка зрения, принадлежащая религиозному философу Борису Вычеславцеву, указывает на необходимость осознавания смысла грехопадения и спасения. Он утверждает, что понять значение абсолютной свободы — это ключ к пониманию всех религий, включая христианство. Эта свобода поднимает нас до уровня абсолютного божественного начала, позволяя нам делать выбор, непосредственно затрагивающий жизнь и будущее: сказать «да» или «нет», «это так» или «это не так». В этом простом, но глубоком акте выбора между созиданием и разрушением кроется суть человеческого существования — дух творчества, а также риск собственного падения.