— Предположим, что ребенка в детстве не гладили, не любили и не заботились о нем. Откуда ей, будущей матери, взять «подражательное» поведение у своего ребенка? Материнский инстинкт не должен пробуждаться.
Почему женщины все чаще убивают себя и детей
В Череповце едва не произошла еще одна трагедия: Женщина пыталась спрыгнуть с балкона 9-го этажа вместе со своим ребенком. Жители сообщили в полицию, которой удалось спасти двоих. Оказалось, что мать была не только пьяна, но и страдала психическим расстройством.
Женщине грозит штраф в размере до одной тысячи рублей — за публичное появление в пьяном виде, а также штраф в размере до одной тысячи рублей — за «неисполнение родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетних». В общей сложности — максимум две тысячи рублей — выплачивает мать, пытавшаяся покончить с собой и своим ребенком.
Массовые самоубийства матерей с детьми
Между тем, мы все чаще слышим о случаях совместного самоубийства, когда матери решают покинуть мир вместе со своими детьми. Всего две недели назад мир потрясла ужасная новость о том, что молодая блогерша убила двух своих детей, а затем покончила с собой. Ее семья, муж и поклонники никогда не понимали, почему 34-летняя Кристина Тредвей приняла такое ужасное решение; все они считали ее любящей матерью.
Примерно в то же время 31-летняя женщина из Индианы попыталась покончить с собой, ударив себя ножом в шею после разлуки с двумя детьми. Незадолго до этого москвичка покончила с собой аналогичным образом, убив себя и своего сына. В то время бульварные СМИ еще не забыли историю молодой одесситки, которая задушила подушкой свою четырехмесячную дочь, а затем покончила жизнь самоубийством. И число таких историй бесконечно.
Что за этим стоит?
Матери, осмелившиеся совершить такое чудовище, традиционно осуждаются обществом, потому что это, конечно, непостижимо. Между тем, неумолимая статистика говорит, что более половины этих матерей страдают психическими расстройствами, почти 20% из них — алкоголички, 20% родили ребенка в течение года или были беременны на момент отъезда, 25% не смогли справиться с ухудшившимися обстоятельствами после развода, расставания или смерти супруга, и примерно столько же испытали сильное одиночество. Среди других причин — споры с супругом, безработица, бездомность, трудности с законом и домашнее насилие. В некоторых случаях все эти проблемы одновременно ложились на плечи матерей.
Помощь таким матерям, как правило, нигде не оказывается: Волонтерских ресурсов на всех не хватает, а друзья/сестры/матери/другие члены семьи, если таковые имеются, не всегда способны предложить профессиональную помощь и вовремя распознать, что человек рядом с ними находится на грани.
В конце сентября в Чаплыгинском районе (Липецкая область) женщина, раздраженная плачем своей новорожденной дочери, схватила ее за грудь и бросила на диван. Она сломала ребра и бедро. Девочка умерла. Матери грозит тюремное заключение сроком до 10 лет.
Почему матери убивают детей: Новосибирск
Аналогичный случай произошел в январе того же года в Родниковском районе Новосибирска. Хорошая семья из трех человек: муж — активист, военный, жена — скромная домохозяйка, дочь — белокурая третьеклассница. В доме царит мир, не слышно ссор и громких споров соседей за стенами.
«На Новый год мы нарядились Дедом Морозом и Белоснежкой, и мой отец вместе с дочерью пел песню «В лесу стоит елочка». Это было очень трогательно», и таких воспоминаний в семье много.
17 января Александра была найдена полумертвой и полуодетой перед дверью. В прихожей квартиры 29-летней женщины лежала ее убитая дочь. По первой версии, девочка была зарезана, позже следователи назвали другую причину смерти — удушье, кровь вокруг нее была из раны на голове. Мать была госпитализирована. После выписки из больницы она была взята под стражу в качестве меры предосторожности.
«У нее был невроз, что-то вроде затяжного послеродового стресса», — предположил знакомый семьи. Было и другое объяснение: Александра страдала от неизлечимой болезни, и у нее возникли психические проблемы за кулисами.
Почему матери убивают детей: Подмосковье
Когда Петр вернулся домой, он нашел своего маленького сына мертвым в ванной. Его жены в комнатах не было. Алену нашли на следующий день у подмосковного озера: После убийства ребенка она вышла на улицу, выпила большое количество алкоголя и потеряла сознание у воды.
Пара знала о проблемах со здоровьем девочки. Еще до рождения ребенка у Алены был «психотический эпизод» — роды вызвали тревогу и рецидивы. На курсах для беременных не было предупреждений о таких вещах.
«За пять или шесть занятий она узнала, как кормить, как менять подгузники, как говорить о болезнях и как ухаживать за ребенком. И они говорили ей, что роды — это прекрасно, что все будет замечательно, что материнство — это дар. И возможность психических или психологических проблем никогда не обсуждалась», — вспоминал Петр во время допроса.
Когда ребенку пары исполнилось полтора месяца, Алена страдала от страха, что не справится с ролью матери. Психиатр выписал лекарства, но не объяснил, что оставлять мать с ребенком одних по-прежнему опасно. Накануне убийства Алена попросила отвезти ее в больницу. Через два дня она покормила мальчика, поговорила с ним и положила его под воду. «Чтобы никто не страдал», — объяснила она во время допроса.
В мае прошлого года девочку отправили на лечение с диагнозом «полиморфное расстройство личности».
Почему матери убивают детей
«В Казани мать убила ножом своего грудного сына и ранила второго ребенка»; «В Бийске мать ударила младенца об стену и оставила его мертвым в подъезде»; «В Томске мать, убившая месячного ребенка, приговорена к 14 годам лишения свободы»; «В Костроме мать убила ребенка после домашних родов» — такие заголовки с разными городами, именами и подробностями появляются каждый месяц.
Нет точных статистических данных о том, сколько ужасных случаев связано с матерями, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками, и сколько их происходит в благополучных на первый взгляд семьях. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2018 году было зарегистрировано 33 случая убийства матерью детей. По данным Криминологического института Кубанского государственного университета, число реальных случаев может быть в восемь раз больше.
Исследование, проведенное учебным заведением, говорит, что на этот ужасный шаг решаются женщины в возрасте 30-40 лет. Три четверти из них не состоят на учете по психическому здоровью, состоят в браке и уже имеют детей — и послеродовые расстройства.
В большинстве случаев именно роды (включая беременность и менопаузу) вызывают скрытое психическое заболевание, о котором женщина не знала. Шизофрения диагностируется у матерей детородного возраста, второй по распространенности формой является «реактивное послеродовое состояние»: психотическая депрессия, послеродовой психоз. В 15 % случаев, когда нет тяжелых расстройств, ставится диагноз «эмоциональный стресс вследствие травмирующей жизненной ситуации».
Проблема в том, что женщины молчат и игнорируют послеродовую депрессию и дезадаптивное поведение. Но «Каждый может это сделать, и я тоже», «Психотерапевты — это ерунда», «Это пройдет само собой» для уязвимых женщин могут превратиться в «Я думала, так будет лучше для всех» — подходящая фраза для матерей, которых просят объяснить убийство на свидетельском месте.
В качестве превентивной меры эксперты отмечают важность информирования людей о положении женщины после родов, о трудностях, с которыми она может столкнуться, и о поддержке, которую она может получить от своих родственников. Как российские, так и западные эксперты подчеркивают необходимость наблюдения за психическими расстройствами матери.
Как отмечает BBC, самоконтроль можно проводить с помощью Эдинбургской шкалы послеродовой депрессии. Если результат находится в диапазоне от 5 до 11, оцените ситуацию и повторите тест через 2-3 недели. Если показатель выше 12, необходимо проконсультироваться со специалистом. Не психолог, а психотерапевт, который способен распознать патопсихологию, а не просто условно выслушать», — говорит Борис Белкин, директор Клиники постстрессовых состояний. В некоторых случаях требуется прием лекарств — и важно следить за реакцией на них.