Получали жалобы на наложниц, которых султанский гарем выдавал замуж за командующих геницарского корпуса, как будто они в интимной жизни были хуже евнухов. Сестра султана Сулеймана Великолепного даже вступила в брак с кастратом, что было необычным, но не единственным подобным случаем в истории.
Евнухи, которые существовали на самом деле
В сериале «Великолепный век» персонажи евнухов представлены с ноткой юмора и становятся источником веселья даже для самых придирчивых зрителей. Некоторые фразы главного евнуха в этом сериале стали практически фразеологизмами, такими легкими и запоминающимися.
Безусловно, в определенные моменты это было комично. Однако вспомните сцену, когда всем полюбившийся Сумбуль входит в гарем: мои глаза заполнились слезами. Я совершенно уверена, что ни один мужчина не согласился бы добровольно на кастрацию, даже если бы ему пообещали невообразимые богатства в обмен на это решение.
На самом деле, большинство евнухов сталкивались с принудением. Их зачастую подвергали жестоким и мучительным физическим пыткам, заставляя пройти через невероятные страдания. Тем не менее, несмотря на то, что их половые функции были нарушены, у них появлялись возможности для достижения колоссального богатства и влияния, а также возможность войти в анналы истории.
Как становились евнухами
Многочисленные турецкие набеги в прошлом стали обыденностью. Эти вторжения всегда сопровождались грабежами, насилием и похищениями. В плен обычно попадали все, кроме пожилых и больных людей. Судьба пленных была единственной — рабство.
Мальчиков, в возрасте от 8 до 12 лет, отбирали для службы во дворце. Многие из этих будущих евнухов затем продавались на невольничьем рынке, что являлось стандартной практикой в Османской империи.
В течение нескольких лет эти мальчики подвергались обучению для подготовки к службе в гареме. Они учились в специализированной школе, расположенной при дворце Топкапы. По окончании обучения молодые евнухи получали низшие должности, такие как охрана входа во дворец или в гарем. Однако благодаря хорошей службе и усердной работе, они могли продвинуться по служебной лестнице.
Жизнь евнуха в гареме
Евнухи сначала делились на белых и черных. Белые евнухи не имели доступа в гарем и охраняли его только снаружи. Защиту султана также осуществляли именно белые евнухи.
Что касается черных евнухов, которые были темнокожими мужчинами, их допускали в гарем. Главной задачей чернокожих евнухов была забота о воспитании сыновей султана, а также о девочках, впервые попавших в этот замкнутый круг. Кроме того, черные евнухи, в отличие от белых, часто жили в роскоши и комфорте.
Со временем белые евнухи тоже начали входить в состав гарема и получили дополнительные возможности для карьерного роста. Однако так как предложений по назначению было довольно немного, а кандидатов на эти места — много, евнухи вынуждены были конкурировать друг с другом за получение более высоких позиций. Для достижения успеха им нужно было проявлять усердие, хорошо выполнять свои обязанности и часто прибегать к интригам. Они стремились вести себя наилучшим образом и демонстрировали свою преданность и готовность служить.
Поскольку назначений было мало, а слуг много, евнухам приходилось бороться за место под солнцем. Чтобы победить, им приходилось работать, учиться и даже интриговать. Они старались вести себя наилучшим образом и демонстрировали свою преданность и готовность служить.
Личная гигиена и досуг евнухов в султанском дворце
Евнухи были несчастными людьми, лишенными шанса стать родителями. Тем не менее, некоторым из них удавалось построить успешную карьеру во дворце османского султана, где они пользовались относительно комфортными условиями жизни и высокими стандартами личной гигиены, что было крайне важно. В историческом дворце Топкапы, который ныне открыт для туристов, недавно была открыта для посетителей хаммам и туалет, специально предназначенные для чернокожих евнухов.
В отапливаемом помещении евнухи снимали обувь и одежду, аккуратно укладывая свои вещи в специально отведенные места. Обувь помещали в специальные секции на полу, а одежду складывали на полках, расположенных вдоль стен.
Хаммам для евнухов представлял собой настоящий комплекс, включавший собственный бассейн. Хотя он не был большим, бассейн, безусловно, создавал удобные условия для мытья, имея ступеньки для захода.
Обычно бассейн предназначался для группового использования, где можно было принимать теплые ванной; это была общественная зона, куда вмещались 2 или 3 человека одновременно.
Евнухи, среди которых было много тех, кто прибыл из Африки, были поражены такой инфраструктурой и добрым отношением к себе. Однако подобное отношение было частью государственной политики.
По информации управляющих, евнухи должны были поддерживать высокие стандарты гигиены: быть аккуратными, чистыми и опрятными, находясь на уровне ниже султана. Это было особенно важно, так как они находились в непосредственном контакте с высокопоставленными членами султанской семьи, что делало соблюдение личной гигиены необходимым условием.
Бассейн для евнухов
Это общая купальня, оборудованная кранами с горячей и холодной водой, а также специальными местами для ухода за личной гигиеной.
Здесь купались евнухи.
Рядом находился отремонтированный общественный туалет, специально предназначенный для евнухов. Чистота и аккуратность говорить о том, насколько высоки были стандарты гигиены даже среди рабов султана.
Каменный пол туалета имел несколько дренажных отверстий, так как он регулярно и тщательно промывался водой.
Туалет евнухов
Как развлекались евнухи
На первом этаже этой части дворца находилась так называемая Мешк Одаси (музыкальный зал). Это была комната, где изучалась музыка, и где играли на музыкальных инструментах те, кто уже имел определенные навыки. Во дворце даже организовывались музыкальные группы, которые придавали дополнительный колорит жизни во дворе.
Мешк одаса (музыкальный зал)
Жизнь евнухов
Евнухи, особая категория которых состояла исключительно из чернокожих, собирались преимущественно через работорговлю. Обычно это были подростки в возрасте от 12 до 15 лет, немедленно после того, как их ссадины полностью заживали. Им предписывалось занимать специальные должности, и в течение целого года их обучали манерам, официальным обязанностям, религиозным обрядам и, что наиболее важно, безупречному владению турецким языком.
Обучение евнухов проводилось высокопоставленным представителем гарема, известным как кызлар-ага (черный евнух), а также женщинами из руководящего состава гарема. После успешного завершения обучения молодые евнухи могли рассчитывать на службу как в гареме, так и при высоких особах.
При этом возраст евнуха всегда учитывался. Своеобразный выход на пенсию состоял в том, что физические изменения в организме приводили к снижению труда не только подвижности, но и способности выполнять обязанности. К 40 годам многие из евнухов сталкивались с проблемами избыточного веса и потерей активности, что делало их менее полезными в повседневной жизни. Почетная отставка подразумевала отправку евнуха на службу в отдаленную провинцию, обычно в Египет.
Некоторые удачливые евнухи могли рассчитывать на полную свободу, если они служили безупречно; им разрешалось создавать семьи и получали «дотации», позволяющие подготовиться к комфортной старости.
Если вас интересует восточная культура и история, обязательно ставьте ❤ и подписывайтесь на канал Oriental Tales, чтобы не пропустить новые интересные материалы.
Когда евнух достигал преклонного возраста, его ожидало прощание с дворцом. Однако султан не оставлял их на произвол судьбы, всегда обеспечивая достойное существование. Наряду с этим существовали случаи, когда новый султан мог отстранить агу и назначить на его место другого, близкого к нему евнуха.
Как же мужчины становились кастратами?
На кастрацию подвергались пленные мужчины. Обычно они выбирались не только по интеллектуальным критериям, но и по внешности: кастрат должен был быть вполне образованным, но не слишком привлекательным, что влияло на то, насколько удачно его продадут на мусульманском рынке.
Кастрация была крайне болезненной процедурой, которая иногда приводила даже к смерти. Первые дни после процедуры были особенно опасными и мучительными.
После кастрации мужчину закапывали в песок, и только через день ему предлагали помочиться. Если у него это не получалось, это говорило о наличии воспаления и угрозе быстрой смерти.
Как попадали в гарем
На изначальном этапе в гаремы принимались лишь светлые евнухи. Однако вскоре стало очевидно, что чернокожие мужчины легче переносят кастрацию. Это изменило рынок рабов, и таким образом африканцы стали оказываться в османских гаремах.
Кстати, стоит отметить, что кастрация, как и некоторые другие процедуры, запрещена в исламе. Тем не менее, жизнь в гареме требовала мужского внимания и труда, что делало работу евнухов весьма необходимой. Поэтому евнухов стали закупать в странах, где кастрация была обычной практикой и рассматривалась как бизнес.
Несмотря на кастрацию, очевидно, что даже если мужчина утратил половые функции, он по-прежнему оставался мужчиной со всеми свойственными ему желаниями и потребностями.
Интимная жизнь евнухов
Султаны надеялись, что после кастрации евнухи утратят интерес к женщинам, как настаивали работорговцы. Однако на практике всё оказалось не так просто. Кастрированные мужчины продолжали вести сексуальную жизнь, скрывая свое увлечение от окружающих.
В книге украинского журналиста Непомнящего Н.Н. упоминаются конкретные примеры из истории, в частности воспоминания одного из охранников османского гарема. В своих мемуарах он детально описал жизнь евнухов при дворе, удивительным образом подчеркивая, что они не только пользовались услугами проституток, но и создавали свои собственные гаремы.
Также существует много свидетельств о том, что некоторые евнухи вступали в брак и начинали собственные семьи. Их жены не были против этого выбора, так как они были удовлетворены семейной жизнью.
Кроме того, в судебной практике упоминался случай, когда две наложницы, вышедшие замуж за пашу, вскоре подали на развод. Причиной стало то, что их мужья не могли удовлетворить их потребности должным образом. По словам этих женщин, когда они все еще жили в гареме, у них были романы с евнухами, которые оказывались более опытными и удовлетворительными любовниками.
По словам того же опекуна, в суде был случай, когда две наложницы, вышедшие замуж за пашу, вскоре после этого подали на развод. Оказалось, что их мужья не в состоянии удовлетворить жен должным образом. По словам бывших наложниц, когда они еще жили в гареме, у них были романы с евнухами, которые оказывались гораздо более способными любовниками.
Black Power!
Пророк Мухаммад запретил мусульманам кастрировать людей, полагая это вмешательством в волю Аллаха. Бизнес, связанный с евнухами, принадлежал христианам. На протяжении первых ста лет после завоевания Константинополя большинство служащих в императорском гареме были белыми. Мальчиков привозили из завоеванных территорий на Балканах и Кавказе из семей, не способных платить цизию — налог на иностранных подданных.
Империя обогатилась, а требования женщин в отношении удобства и комфорта возросли, ведь султанствующим лицам нужно было больше наследников. Это только увеличивало спрос на кастратов. В конце XV века в гареме имелось 20 охранников и слуг, к началу следующего века их число увеличилось до 40, а впоследствии — до 600-800.
При султане Мурате III стали предпочитать чернокожих евнухов. У рабов, захваченных у границ Судана, гениталии отрезали православные в Эфиопии или копты в монастырях Египта. Кастрированный африканец мог стоить гораздо дороже, чем красивая христианская женщина. Благодаря этому африканские кастраты вскоре получили численное преобладание при дворе и важные должности. Белые же стали отвечать исключительно за внешние территории и мужские покои, а черные присмотрели за гаремом и личными покоями султана. Глава черных евнухов, кызлар-ага, формально отвечал за гарем и дворцовый персонал, но на практике занимал вторую по значимости должность в государстве после великого визиря и главного муфтия.