Восход популярности трамвайного транспорта произошел в восьмидесятые годы двадцатого века. К тому времени массовое использование автомобилей спровоцировало возникновение множества проблем, таких как пробки на дорогах, загрязнение воздуха в крупных городах и нехватка парковочных мест. Эти вызовы привели к необходимости переосмыслениия транспортной политики во многих странах.
Первый трамвай в России
Вы когда-нибудь задумывались о том, где именно в России появился первый электрический трамвай? Позвольте мне поделиться с вами этой историей, ведь первый электртрамвай в России был запущен в Нижнем Новгороде, городе, где я живу. И только недавно мы отметили его 120-летие. Интересно, почему Нижний Новгород, будучи не столицей, стал первым городом в стране, где появился такой новый вид городского транспорта? В данной статье я расскажу об этом и нескольких других увлекательных фактах, связанных с этим событием.
Недавно, проезжая по городу, я заметила огромный рекламный щит с надписью: «120 лет трамваю в Нижнем Новгороде — первому в России!».
Внезапно вспомнился момент, когда 20 лет назад, в 1996 году, моя семья и мой сын, которому тогда было всего 4 года, присутствовали на праздновании 100-летия нижегородского трамвая, который стал первым в России. Вернувшись домой, я переглядев старые видеокассеты (благо, мы уже тогда имели видеокамеру, на которую записывали все значимые события и поездки), с удовольствием отзывался на воспоминания о том отпуске. Как же мы были молоды за эти 20 лет! И вот снова нас ждет фестиваль, на этот раз посвященный 120-летию первого электрического трамвая в Нижнем Новгороде!
Нижегородский трамвай стал первым городским пассажирским трамваем непрерывного действия в России и был введен в эксплуатацию 8 мая 1896 года.
До этого, в 1895 года, в Санкт-Петербурге начал работу экспериментальный ледовый трамвай, однако он мог функционировать лишь сезонно.
Стоит отметить, что до Нижнего Новгорода, в 1892 году, первый трамвай достиг Киева, но в то время это уже была территрия другого государства — Украины.
В 1894 году трамвай был запущен во Львове, который в то время принадлежал Австрии и носил имя Лемберг.
Также в 1895 году он появился в Калининграде, который на тот момент находился в Пруссии и был известен как Кенигсберг.
Таким образом, получается, что Нижний Новгород — первый город в России, где был создан и продолжает эксплуатироваться электрический трамвай.
Почему именно в Нижнем Новгороде запустили первый трамвай?
В 1896 году Нижний Новгород удостоился чести принимать XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку, которая проходила с 28 мая по 30 сентября. Именно на открытии этой выставки была установлена первая трамвайная линия.
Эта выставка стала значительным событием в жизни России! Она даже затмила другие мировые выставки по своим масштабам, количеству посетителей и экспонатов. Нижегородская выставка превзошла по занимаемой площади Парижскую Всемирную выставку 1889 года и Московскую Всероссийскую выставку 1882 года более чем в три раза! Примерно около миллиона человек посетило это мероприятие!
Таким образом, Нижний Новгород стал первым и единственным нестоличным городом Российской империи, который удостоился возможности провести Всероссийскую выставку.
Причины выбора именно Нижнего Новгорода объясняются несколькими факторами.
Во-первых, выставка играла важную роль в экономической жизни России того времени, о чем свидетельствует старая пословица: «Петербург — голова России, Москва — сердце, а Нижний — карман».
Во-вторых, город удобно расположен в центре России, что обеспечивало ему хорошие коммуникации: речной транспорт (город находится на слиянии рек Волги и Оки), наземный и железнодорожный транспорт.
В-третьих, живописное расположение города, где реки разделяют город (левый берег представляет собой низменность, тогда как правый — высокие крутые склоны гор Дятлова, высота которых достигает 140 метров), привлекало дополнительные потоки посетителей.
Как это часто бывает в такие важные моменты, в Нижнем Новгороде проводились масштабные строительные и благоустроительные работы в преддверии выставки. Электрическое освещение было установлено, были построены трамваи и канатные дороги, которые перевозили пассажиров от верхней части города к нижней. Также были возведены гостиницы, городской театр, здания окружного суда и биржи, а также была запроектирована огромная площадь для выставки, на которой расположились 172 павильона.
Таким образом, организация Всероссийской выставки в нашем городе стала решающим фактором, который позволил Нижнему Новгороду стать первым городом в России, где был построен трамвай.
Также стоит отметить, что Нижний Новгород оказался единственным городом в стране, где сначала начали курсировать электрические трамваи, а лишь потом были введены конные — лишь в 1908 году появился единственный пассажирский трамвай. Это, как правило, происходило наоборот в других городах.
Кроме того, стоит упомянуть ещё один привлекающий внимание факт о нижегородском трамвае. Он снова показывает, что мы — первооткрыватели! Нижний Новгород стал первым городом в России, где трамваи были подняты на высоту около 100 метров, это событие произошло в 1924 году.
А в 1933 году было открыто регулярное сообщение на участке горы (Похвалинский съезд), где уклон достигает 9 см на 1 м пути (90 промилле). Этот участок до недавнего времени был самым крутым уклоном среди всех российских городов для трамваев. Самый крутой уклон в 120 промилле теперь существует только в городе Усть-Катав Челябинской области, но линия там используется не для пассажирских перевозок, а в деловых целях.
Рекомендации к прочтению
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта «Семья с первого взгляда»! Как я и обещал ранее, я продолжаю тему солнечных ожогов и загара. В сегодняшней статье мы внимательнее рассмотрим…
Уважаемые гости «Семьи на ноте»! Не за горами 1 апреля — день смеха! Знаете ли вы, что этот день также считается праздником Призрака?…
Считаете ли вы, что поцелуи — это просто весело, приятно и выражает ваши чувства друг к другу? На самом деле, это также…
This entry was posted on 02/06/2016 and tagged Интересное, Интересное. Закладка: ссылка. 43 Комментарии Не забудьте поделиться этим полезным материалом со своими друзьями в социальных сетях:
Ксюша, поздравляю с таким замечательным событием! У нас нет трамвая, это маленький город. Интересно было прочитать вашу историю. Здорово, что есть видеозаписи тех лет. Всегда приятно вспоминать прошлое.
Да, старые видео великолепны! Мой сын смотрел пленки с большим интересом, когда был маленьким, потому что не помнит их так хорошо.
Это замечательный город, в котором вы живете, Ксения. Жаль, что вы не разместили фрагмент старого семейного видео для нас.
Да, Хельга, у нашего города очень богатая история, множество событий и открытий, в которых Нижний Новгород был первым. Думаю, стоит писать отдельную статью на эту тему. А видео все еще 20-летней давности и очень личное для нас.
Было очень интересно прочитать об истории трамваев. Я никогда не задумывался об этом факте и не знал, что это был первый трамвай в вашем городе. Лично я редко ездил на трамвае, больше передвигался на автобусе или пешком, когда жил в Павлодаре. Но сейчас в нашем районе нет трамваев.
Да, трамвайные линии есть не во всех городах, только в крупных. Даже в нашем районе трамвай не доходит до нашего дома. Они продолжают обещать построить скоростной трамвай, но это пока только слова.
Я никогда не задумывался о городе, где был построен первый трамвай, но интересно узнать об этих фактах. Волгоградскому трамваю уже 100 лет, и я предпочитаю этот вид транспорта. Ксения, спасибо за интересную статью, фотографии и возможность прикоснуться к истории. Я никогда не был в Нижнем Новгороде, но ваш город мне всегда нравился.
Я тоже был в Волгограде несколько раз, когда мы исследовали Волгу. А однажды даже специально катались по вашему городу на трамвае. Это уникальный трамвай, он идет под землей, как метрополитен.
Ксения, вы знаете про скоростной трамвай?) Возможно, я вас разочарую, но наш ST не охватывает весь город. На деле это обычный трамвай, который прошел через центр города. Позднее, часть линии была перенесена под землю. Ранее она соединяла три района, но три года назад открыли еще три станции, и теперь она соединяет все пять районов. Единственное, что из этого минус в том, что добраться туда без пересадки на другой трамвай невозможно. Обещали продлить линию до конца пятого района, но пока нет никаких данных о том, сколько еще лет это займет).
У вас такой большой город, Евгения. Я помню, как спускался под землю, а потом опять поднимался над землей. Он вроде спустился к терминалу, а потом снова поднялся. Это была наша «поездка» — знакомство с трамваем. В нашем районе тоже обещают скоростные трамваи, так как не запланировано строительство станции метро. Но это все еще остается на месте.
Более того, падение цен на нефть привело к быстрому расширению производства автомобилей. В результате спрос на трамваи значительно уменьшился. Они перестали совершенствоваться, используемые материалы стали изнашиваться, а само средство передвижения устаревало.
2 Курский трамвай
Летом 1986 года в Курске начались работы по строительству электростанции и трамвайного депо для будущей трамвайной сети. Для этого на Херсонской улице было построено здание электростанции, имеющей красивые фасады из красного кирпича. Весной 1897 года была начата прокладка трамвайных линий на улицах Москвы и Херсона. Для выполнения строительных работ были сформированы две группы строителей, работающие соответственно на каждой улице. Основные строительные работы завершились в сентябре 1897 года.
Церемония открытия состоялась в субботу, 18 апреля 1898 года. Восемь карет, украшенных лентами и флагами, выстроились на Красной площади. После торжественного момента, когда губернатор перерезал красную ленточку, машины проехали по Херсонской улице.
Первая трамвайная линия проходила от ворот Херсона до ворот Москвы и имела длину 4,9 км. На линии было 13 остановок. Вся поездка заняла 25 минут. Каждый день на линию выходило от 8 до 9 вагонов. Прицепы использовались редко, лишь в летнее время.
Курский трамвай не испытывал нехватки в пассажирах. Плата за проезд составляла 8 копеек (за проезд туда и обратно по двум дорогам) и 5 копеек (за проезд в одну сторону по одной дороге), что было значительно ниже общей цены транспортной компании в 50 копеек.
3 Московский трамвай
Первый проект конного трамвая для Москвы был предложен в 1864 году, за ним последовал ряд других предложений, однако окончательное одобрение городской Думы на строительство сети конных трамваев было получено только в апреле 1872 года. Строительство первых линий проходило в летние и осенние месяцы 1874 года, и первая линия конного трамвая на Петровской улице (от Иверской часовни через Страстную площадь до Тверской Заставы) открылась 13 сентября 1874 года.
9 ноября 1875 года было основано первое в Москве общество конного трамвая с уставным капиталом в 1 миллион рублей для эксплуатации трамвайной сети. К концу 1876 года эта компания уже обладала сетью общей протяженностью 27 верст, 82 каретами и тремя конными сараями.
В 1880 году инженер А. Горчаков предложил концепцию второй сети конных трамваев, которые должны были пройти по городским переулкам, Садовому кольцу, Проспектному кольцу и некоторым пригородам. Екатерининская линия открылась 16 июля 1885 года, начиная от Трубной площади и до Екатерининского парка (близ бывшей площади Коммуны). В 1886 году была введена первая линия (от Бутырской Заставы до Петровско-Разумовского) и in 1887 году вторая линия (от Калужской Заставы до Воробьевых гор) парового трамвая.
В 1898-1899 годах с согласия городской администрации произошло электрификация первых трех опытных участков сети (Долгоруковская линия и пригородный участок Петровской линии). Первые электрические трамваи были введены в эксплуатацию 7 апреля 1899 года на пригородном участке Долгоруковской линии, через Масловку и Башиловку.
В 1902 году городской совет разработал план электрификации старых линий конного трамвая и строительства нескольких новых линий электрического трамвая (так называемая первая очередь городского трамвая). Первые линии были построены в два этапа в 1903 и 1904 годах. Первая из них (площадь Сухарева — Марьина Роща) была открыта для движения 22 сентября 1904 года.
4 Казанский трамвай
2 октября 1875 года в Казани был открыт конный трамвай. В это время были открыты две линии: Волжская — от Толчка до дебаркадера волжских пароходов и Проломная — от Толчка до церкви Святого Духа (в районе Суконной слободы).
В середине 1990-х годов городская Дума Казани предоставила концессию иностранным предпринимателям на дальнейшее развитие ипподромов, которые основали Бельгийское акционерное общество по ипподромам в Казани. В конце XIX века в городе функционировало пять линий конного трамвая, в четырех из которых пассажиры могли выбирать между двумя классами. Пассажиры первого класса оплачивали 5 копеек, а второго класса — 3 копейки.
В 1989 году бельгийская компания подписала контракт с муниципалитетом, согласно которому все трамваи в городе должны были быть переведены на электрическую тягу к 1917 году. В 1898 году была построена центральная станция электрического трамвая на берегу озера Кабан, которая была введена в эксплуатацию 15 октября 1899 года.
18 ноября 1899 года в Казани появился первый электрический трамвай. Торжественное открытие состоялось 20 ноября того же года. От главного вокзала автомобили отправлялись на Арское поле, а оттуда на Проломную, где для VIP-гостей был организован роскошный обед.
На момент открытия в городе функционировало 36 трамвайных вагонов, общая протяженность путей составила 15 километров. Также работали три трамвайные линии. В 1900 году был открыт электрический трамвай до Волжской пристани, и одновременно была запущена трамвайная линия на Екатерининской и Черножорской.
13 декабря 1900 года было прекращено движение конного трамвая в Казани — все линии были переведены на электрическую тягу.
Вы можете взглянуть на фотографии этого исторического периода и узнать больше о относительно недавней истории вашего города.
Деление на классы и разноцветные билеты
Первые трамваи выходили на маршрут в 07:30, а обслуживание завершалось в 23:00. В 1907 году в Санкт-Петербурге были введены 190 новых трамвайных вагонов, которые были произведены компанией Brush (Англия). Каждому из этих вагонов было запрещено перевозить более 34 пассажиров одновременно.
До 1908 года в каждом вагоне имелись два класса с разделением на пассажиров: первый и второй. Сиденья напоминали скамейки, находившиеся вдоль стен, однако первое классные сиденья были более удобными и мягкими. Стоимость проезда в первом классе составила 6 копеек для комфортной поездки, тогда как во втором классе оно стоило 4 копейки. Поскольку первый класс часто оставался пустым, вскоре от этой практики отказались, и стоимость проезда стала одинаковой для всех — 5 копеек вне зависимости от класса.
Маршрут был разделен на несколько зон, и за каждую зону пассажир должен был отдельно платить. Функцией кондуктора было запоминать границы всех участков и следить за тем, чтобы пассажиров не проехали лишнее расстояние. Чтобы удостовериться, кто когда выходил из трамвая, у кондуктора было несколько рулонов билетов разных цветов для каждой зоны.
Работа кондуктора была непростой; им приходилось не только собирать деньги с пассажиров и преследовать нарушителей, но и отвечать за безопасность пассажирского трамвая. Кондукторы проезжали только на остановках, а во время пересадок находились на специальной открытой платформе позади вагона. На этой платформе они также задерживали хулиганов, которые пытались вскочить в едущий трамвай. Кондукторы не допускали к посадке людей в грязной одежде или с домашними животными.
Позиция кондуктора находилась на открытой платформе снаружи от пассажирского вагона, и даже если проводник входил в вагон, ваговождатому запрещалось покидать свое место.
110 лет трамвайного движения
Трамвайный транспорт в Санкт-Петербурге быстро развивался, и к 1908 году в городе уже существовало 9 линий общей протяженностью 58 километров. К 1917 году протяженность линий достигла 200 километров, благодаря чему город получил титул трамвайной столицы России. Считается, что трамвай укрепил экономическое положение города, поскольку доходы от перевозок в итоге помогли ликвидировать дефицит в петербургском бюджете.
В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует более 60 трамвайных линий. Хотя метрополитен по-прежнему занимает первое место, трамвай остается одним из самых популярных видов общественного транспорта для горожан.
Во-первых, выставка в Нижнем Новгороде, о которой даже существует пословица, играла значительную роль в экономической жизни России того времени: «Петербург — голова России, Москва — сердце, а Нижний — карман».
Трамваи в США
Развитие системы трамвайного движения в США связано с именем ученого Лео Дафта. Его изобретения стали основой первого электрического трамвая в США в 1885 году, развивавшегося отдельно от Европы. Однако система не сразу завоевала популярность; она развивалась методом проб и ошибок, и к 1886 году в американских городах уже находились электрические трамваи сразу двух типов — параллельно с Дафтом свою конструкцию разрабатывал Чарльз Ван Депул.
Трамвай стал настолько успешным изобретением, что его началом пользовались почти во всех крупных городах. Более того, многие из городов были буквально покрыты сетью рельсов. Однако после Второй мировой войны начался заметный спад в истории трамвая. Это произошло отчасти из-за более экономичных и независимых троллейбусов, которые начали активно развиваться на городских линиях. Снижение цен на нефть также способствовало буму уличного транспорта. В результате этот интерес к трамваю ослаб, и транспортное средство больше не улучшалось, а оборудование изнашивалась, что способствовало его устареванию.
Города продолжали расширяться. Увеличение автомобильного движения не справлялось с увеличившимся потоком пассажиров и приводило к загрязнению окружающей среды, образованию смога и пробкам. Что еще хуже, цены на нефть снова растут. Однако в 1980-х годах интерес к трамваю вновь начал возрождаться. Открытие новых трамвайных линий и разработка новых типов трамваев, обладающих лучшей эргономикой и экономичностью, стали частью этого процесса. Вторая волна возрождения связана с ростом экологической осведомленности в 1990-х годах, поскольку трамвай является одним из наиболее чистых видов транспорта.
- Фраза «Я не такая, я жду трамвая» прославилась благодаря роману «Анна Каренина» Льва Толстого,
- В Азии широко распространены двухэтажные трамваи. Подобную идею хотели внедрить в России, однако она не прижилась,
- Система трамваев наиболее развита в Австралии, в Мельбурне.
Есть ли перспектива у трамвайного транспорта? Безусловно. Современный дизайн трамваев все чаще разрабатывается компаниями, специализирующимися на проектировании лучших автомобилей.
Электрический трамвай
Идеи, которые затем стали основой электрического городского транспорта, были изложены российскими учеными в 1840-х годах. Однако для реализации этих высоких замыслов прошло еще более полвека, и только в 1892 году в Киеве появился первый электрический трамвай. Позже этот вид транспорта стал доступен также в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Уже несколько лет до этого первые электрические трамваи начали маршруты в Европе. Тем не менее можно говорить о почти одновременно внедрении этого типа транспорта как в Российской империи, так и в европейских странах. Новый тип трамвая отличался более комфортными условиями и значительно большей скоростью по сравнению с конным транспортом.
Согласно истории трамвая, его введение в эксплуатацию произошло в конце 1970-х годов. До этого непомерная автомобилизация приводила к негативным последствиям, таким как пробки на дорогах, загрязнение воздуха и нехватка парковочных мест. Все эти факторы привели к переосмыслению транспортной политики в большинстве стран, и преимущества трамвая как экологически безопасного вида транспорта вновь стали очевидными. Также технические усовершенствования трамвайных сетей помогли уменьшить количество автомобилей и автобусов в городах, что, в свою очередь, привело к образованию большего числа парков и скверов в городах.
Трамвай в современном мире
Сегодня трамваи не только предназначены для транспортировки пассажиров по установленным маршрутам, но и могут применяться для организации экскурсионных поездок, привлечения туристов или как средство рекламы компаний. Двухэтажные и модульные трамваи, например, могут использоваться в автомобильном транспорте, а в некоторых городах также как кафе или гостиницы.
Также существуют трамваи, которых применяются для технических и сервисных целей, например, для ремонта путей, уборки снега или даже перевозки грузов.
Скоростные трамваи получили широкое распространение во многих городах. Вообще, любой городской транспорт, который превосходит скорость в 24 км/ч, считается высокоскоростным. На практике, скорость современных трамваев может достигать гораздо более высоких показателей. Во Франции, например, скоростной трамвай, соединяющий центр города с аэропортом, развивает скорость более 100 км/ч на некоторых участках своего маршрута. В нашей стране, в частности в Волгограде, была создана полноценная трамвайная система с 22 остановками, часть из которых располагается под землей, что позволяет обеспечить максимально возможную скорость.
Самые старые действующие трамваи в мире, вероятно, находятся в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Трамвай Санта-Тереза был переоборудован с конного трамвая на электрическую тягу еще в 1896 году и с тех пор без изменений курсирует по городским улицам. Он используется в основном для развлекательных целей и экскурсионных поездок по городу.
В Лиссабоне также существует музыкальный трамвай, который способен перенести вас в прошлое. Как и сто лет назад, он сделан на основе фанеры, а во время поездки местные артисты исполняют живую музыку. Когда пассажиру нужно сойти, он должен потянуть за специальный трос для остановки.
Во французских Альпах расположена самая длинная в мире надземная трамвайная линия. Она была построена в начале 20 века и изначально служила практическим целям — для перевозки местных крестьян между деревнями. В наши дни эта линия очень популярна среди туристов, поскольку поездка на трамвае позволяет насладиться чудесами природы и красотой Альп. Максимальная высота линии составляет около 2,5 километров над уровнем моря.
Как уже упоминалось, трамвай претерпел множество изменений за годы своего существования, и одна из его форм также варьировалась на протяжении времени. История трамвая привлекает внимание, поэтому как в России, так и в мире создано множество музеев, посвященных этому виду транспорта и электрическому транспорту в целом. Один из таких музеев находится в Нижнем Новгороде, что не удивительно, ведь нижегородский трамвай считается первым в России. В экспозиции представлено множество трамваев и троллейбусов, и поскольку музей ориентирован на семейную аудиторию с детьми, все экспонаты доступны для гостей касаться и детально исследовать.
Еще один музей, который занимается историей трамваев и троллейбусов, расположен в Екатеринбурге. Открытие этого музея совпало с 275-летием города и содержит подробную информацию о развитии электрического транспорта в этом северном регион.
Во-первых, выставка в Нижнем Новгороде, о которой даже существует пословица, играла весьма значимую роль в экономической жизни страны в то время: «Петербург — голова России, Москва — сердце, а Нижний — карман».
Первый паровой трамвай в России
Однако эта история неполная без упоминания о паровых трамваях. В 19 веке весь мир развивался с использованием паровой тяги, в то время как электричество считалось новой технологией, что привело к широкому распространению паровых трамваев. Несмотря на облачения пара и копоти, производимые ими, они оказывались значительно надежнее, чем конные трамваи и могли перевозить гораздо больше людей, особенно по сравнению с ранними электрическими трамваями. Такие трамваи существовали в России задолго до появления электрических. Первый такой транспорт был запущен в Санкт-Петербурге и Москве в 1886 году. Однако по всей стране «паровые трамваи», как их звали, эксплуатировались только в пригородах и пригородных областях, поскольку, несмотря на свои преимущества, они оставались довольно опасными.
Конструкция паровыми трамваями была несколько иной. В паровом трамвае почти всегда располагались первый и второй классы, а императорский (первый этаж) часто имел двери, которые закрывались, а если они были открыты, то билеты стоили дешевле, так как пассажирам приходилось вдыхать копоть из дымохода. Первоначально такие трамваи обладали явными преимуществами, однако с развитием электротехники постепенные изменения в их конструкции и переход на более чистые и безопасные виды транспорта полноценения новых электрических трамваев, даже на пригородных линиях, стали необходимостью.
Из этих фактов можно подвести итоги:
- Первая линия конного трамвая в России была запущена в Санкт-Петербурге в 1863 году.
- Первый трамвай с паровым двигателем появился в России в Санкт-Петербурге и Москве в 1886 году.
- Первая линия электрического трамвая на территории Российской империи была открыта в Киеве 13 июня 1894 года, ныне на территории Украины.
- Первая линия электрического трамвая, построенная в России, — Нижний Новгород, 1896 год.
- Старейшая линия электрического трамвая в России находится в Калининграде, 1895 год.
Мне бы хотелось, чтобы выставка в Нижнем Новгороде вновь возродила русские традиции с таким же блеском, как это было в 1896 году! И, возможно, вместе с трамвайными путями появится что-то новое!
Что означает это слово
Слово «трамвай» образовано от английских слов «tram» и «way». Это обозначает надземную электрическую железную дорогу и представляет собой общественный транспорт для пассажирских перевозок по установленным маршрутам. Первый в мире трамвай появился очень давно, однако не все точно знают, когда именно.
Появление данного вида транспорта относится к первой половине девятнадцатого века, хотя он претерпел множество изменений со временем.
Конка – эпоха до трамваев
В 1863 году появился новый вид общественного транспорта — конный трамвай. Изначально это транспортное средство использовалось в большей степени в пригородах Санкт-Петербурга. Они применялись для перевозки товаров из портовых доков на склады.
В 1860 году в самом городе была основана конная повозка. Наблюдалась трасса длиной 3 км, проходившая через Васильевский остров. В то же время в городской Думе обсуждали необходимость создания пассажирского общественного транспорта. Сначала противники нововведений утверждали, что новое средство передвижения станет причиной многочисленных травм. Тем не менее, в 1863 году был издан указ, который облегчил движение по Невскому проспекту для первых пассажирских вагонов.
Существовали строго установленные правила для использования конного трамвая. Например, пассажиры могли садиться и выходить из вагона только на остановках или когда вагон двигался с небольшою скоростью. Было рекомендовано выходить с правой стороны, чтобы защитить людей от наезда приближающейся лошади.
Постепенно открывались новые районы Санкт-Петербурга для проезда на конных трамваях. Длина первых линий достигала 8 км. На Лиговском проспекте был построен конный парк. На первом этаже находились мастерские, конюшни и кузница.
В первый год эксплуатации конного трамвая было перевезено 1,5 миллиона человек. В следующем году число перевозимых пассажиров возросло до 2 миллионов. По мере роста популярности данного вида транспорта прибыль компании также расти. Вскоре были изготовлены двухэтажные вагоны для увеличения вместимости.
В 1875-1877 годах длина конного трамвая значительно увеличилась. На это время функционировало уже 25 линий. Тем не менее, скорость оставалась невысокой — всего 8 км в час. В 1880 году на отдельных линиях были введены двухпутные линии для повышения скорости движения.
Несмотря на все усилия властей по предотвращению несчастных случаев, они все же происходили, особенно в темное время суток. Например, в 1900 году в результате нескольких происшествий с участием конного экипажа пострадали 95 человек. Кроме того, лошади не считались слишком надежными или прибыльными, так как часто болели и умирали. Поэтому возникла необходимость в новых средствах передвижения.
Появление первого трамвая
На самом деле первый электрический трамвай был изобретен практически одновременно тремя учеными в разных странах. Это изобретения американского исследователя Дафта, германского инженера Сименса и русского ученого Пироцкого.
Теоретические основы электрического транспорта разрабатывались еще в 1838 году такими известными исследователями, как Чикалев, Лочинов, Якоби и Яблочков. В 1876 году русский ученый Пироцкий провел успешные эксперименты по распределению энергии через рельсы.
Применение трамваев сегодня
Сегодня трамваи продолжают выполнять свою основную задачу — перевозить пассажиров по определенным маршрутам. Многие транспортные средства также создаются для экскурсионных поездок, путешествий по туристическим маршрутам или для рекламных кампаний. На улицах многих городов можно встретить двухэтажные или трамваи с откидным верхом. Эти конструкции также используются как кафе и гостиницы.
Часто трамваи применяются для технических нужд: они используются для ремонта путей, уборки снега и даже перевозки грузов.
Скоростные трамваи становятся все более популярными во многих городах. Все виды транспорта с скоростью выше 24 км/ч считаются высокоскоростными. Скорость современных трамваев может быть в разы выше. К примеру, во Франции скоростной трамвай, соединяющий город с аэропортом, разгоняется до более чем 100 км/ч на отдельных участках.
Возможно, самым старым действующим трамваем в мире является «Санта-Тереза» в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Он был переоборудован из конного трамвая на электрический в 1896 году и с тех пор без изменений курсирует по улицам города. Трамвай используется для развлекательных нужд и экскурсий по городу.
В Лиссабоне имеется уникальный музыкальный трамвай. Туристы могут ощутить атмосферу прошлого. Ведущие артисты выступают во время поездки, а сам трамвай, как и сто лет назад, изготовлен из фанеры. Когда пассажиру нужно сойти, он должен потянуть за специальный трос для остановки.
Самая высокая линия трамвая находит в французских Альпах. В начале 20 века рельсы были проложены с практической целью — для перевозки фермеров между деревнями. Сегодня эта линия стала известной среди туристов, позволяя насладиться красотой Альп с высоты, достигающей 2,5 км над уровнем моря.
С прочим, за годы своего существования трамвай изменился. Это делает историю трамвая очень интересной, поэтому во многих странах существуют музеи, посвященные этому виду транспорта. Один из них находится в Нижнем Новгороде. Здесь можно увидеть множество различных моделей трамваев и троллейбусов, а так как музей ориентирован на семьи с детьми, все экспонаты доступны для усмотрения и изучения.
Ещё один такой музей расположен в Екатеринбурге и был открыт к 275-летию города. Он подробно рассказывает о развитии электрического транспорта в этой местности.
Во-первых, выставка в Нижнем Новгороде, о которой даже существует пословица, играла важную роль в экономической жизни России в то время: «Петербург — голова России, Москва — сердце, а Нижний — карман».