Миф № 1: Это вредно для здоровья. Я обнаружила, что нет никакой разницы между бритыми и небритыми участками тела, если вы придерживаетесь регулярной гигиенической процедуры. Большинство людей имеют брови и волосы на голове — по какой-то причине их не нужно удалять для сохранения чистоты и ухоженности.
Как я перестала удалять волосы на теле и сколько я на этом экономлю
С бритвами я познакомилась, когда мне только исполнилось 12 лет и на ногах начали расти первые волосы. В то время у меня не было никакого варианта: гладкая кожа считалась важной нормой. Поэтому в течение следующих десяти лет я постоянно пользовалась кассетной бритвой и иногда депилятором, что доставляло неприятности.
Однако четыре года назад, когда мне было 22, я впервые задумалась о том, что удаление волос может быть необязательным. Это произошло во время поездки с моим бывшим парнем по Юго-Восточной Азии, когда я начала открываться новым идеям. Это также включало чтение блогов, которые побуждали к принятию своего тела, к самопринятию и любви к себе.
На протяжении всего этого путешествия мой молодой муж поддерживал меня в моем выборе, но я не сразу решилась полностью прекратить бритье. В следующие три года я продолжала удалять волосы, но делала это лишь тогда, когда у меня возникало такое желание. Полтора года назад я приняла решение больше не бриться вообще.
Что касается выбора — это дело каждого. Я приняла свое решение и не собираюсь никого заставлять следовать за собой. Я просто хочу поделиться, что стало причиной моего выбора, с какими сложностями я столкнулась и какие мифы развеяла. Кроме того, я подсчитаю, сколько денег я сэкономила на средствах для удаления волос. Однако, конечно, экономия денег не является ключевым аспектом моего рассказа.
Прошло 12 месяцев, и я до сих пор довольна своим решением. Автором всех фотографий в моем рассказе является моя подруга Евгения Карпенко.
Что подтолкнуло меня не бриться
Одной из причин, по которой я приняла это решение, стали частые раздражения и порезы на ногах, которые меня беспокоили. Это, вероятно, связано с тем, что моя кожа довольно чувствительна.
Я не смогла найти достоверную информацию о том, насколько часто подобные проблемы возникают у других людей и к каким последствиям это может приводить. Однако я наткнулась на одно исследование, посвященное удалению волос в области лобка. Оно проводилось среди американцев в возрасте от 18 до 65 лет, и результаты показали, что 25% респондентов получили травмы в результате бритья волос в этой области. Причем у женщин вероятность получения травмы была выше, чем у мужчин: 27,1% против 23,7%. Наиболее распространённые травмы включали раны, ожоги и сыпь. В результате 3% респондентов были вынуждены обратиться за лечением к врачу, а 2,5% даже нуждались в хирургическом вмешательстве.
Также было проведено другое исследование, в котором изучали, сколько американцев обращались за медицинской помощью из-за травм, вызванных эпиляцией в области лобка. За восемь лет в США таких случаев зафиксировали 11 704, и большинство из них пришлись на женщин. Бритвенные лезвия стали причиной 83% этих травм, при этом наиболее распространены были раны.
Разумеется, среди пострадавших могли быть те, кто использовал некачественные бритвы или просто неправильно проводил процедуры. Но у многих, вероятно, была такая же чувствительная кожа, как у меня. Я не хотела, чтобы моё бритье однажды закончилось визитом к врачу.
Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black
Я почувствовала необходимость в этом решении. Меня раздражало, что мужчины нередко не умеют бриться, и никто не объясняет им, как это правильно делать, в то время как женщины будто обязаны постоянно бороться с нежелательными волосами. Но это не совсем так: женщины, так же как и мужчины, не обязаны подстраивать свою внешность под чьи-либо стандарты. Каждый человек вправе самостоятельно решать, где и как часто он хочет ухаживать за своей внешностью. Не следует полагаться на мнение своих партнеров, родителей или друзей.
Стереотип о том, что у женщин не должно быть волос на теле, на самом деле является результатом рекламной агитации. Он начал формироваться еще в 1915 году, когда компания Gillette представила первую бритву для женщин с рекламным слоганом, утверждавшим, что «белые и гладкие подмышки теперь стали символом хорошего тона и ухоженности» — это произвело значительное влияние на восприятие красоты.
В 1920-х годах, с ростом популярности коротких платьев и чулок без бретелек, женщины стали вынуждены брить ноги, чтобы соответствовать моде. А с появлением бикини в 1946 году волос на лобковой зоне стало необходимо избавляться.
Я стремилась вернуть себе право самостоятельно решать, что, когда и в каком объеме мне следует брить.
Принятие своего тела. Волосы на теле у людей, как мужчин, так и женщин, начинают расти в период полового созревания. Я пришла к пониманию того, что волосы могут быть красивыми, и меня привлекают люди, которые не боятся их — они выглядят живыми и настоящими.
Мне также стали нравиться волосы на собственных ногах: они приобретают золотистый оттенок на солнце и вызывают улыбку, когда к ним прилипает песок или мелкие щепки. Я поняла, что у меня нет необходимости их удалять.
Забота об окружающей среде. В 1990-х годах Агентство по охране окружающей среды США сообщило, что ежегодно в стране утилизируется 2 миллиарда бритвенных лезвий и сменных картриджей. За 30 лет это число могло увеличиться ещё больше. Последние данные на 2020 год показывают, что в США было использовано свыше 158 миллионов одноразовых бритв.
Согласно рекомендациям, одноразовые устройства или картриджи следует заменять каждые 5-7 использований. В противном случае на них могут развиваться бактерии, которые с легкостью проникают в раны при случайном порезе во время бритья. Для одного человека за год может накопиться огромное количество использованных бритв или картриджей, а вот обычные бритвенные лезвия и картриджи не поддаются переработке и могут оставаться в земле на свалках долгие годы. Из всех используемых устройств переработать способны только металлические бритвы со сменными лезвиями.
Как проходил мой эксперимент
Когда я оказалась в Азии, где меня никто не знал, я была менее склонна к зажатости и страхам. Я рискнула и остановила процесс удаления волос на теле, и в то же время сбривала свои волосы на голове полностью.
Однако после возвращения в Севастополь, в знакомую среду, я снова начала испытывать дискомфорт. Летом мне стало стыдно поднимать руки в общественном транспорте, находиться на пляже в купальнике и выходить на улицу в короткой юбке. Я убедила себя, что, по крайней мере, надо сделать свои ноги гладкими, чтобы это не бросалось в глаза. Но со временем я полностью забросила удаление волос.
Я обсуждала свои чувства с психологом. Она спрашивала, почему меня это волнует, и я призналась, что прекращение бритья кажется мне настоящим заявлением. Да, я хотела, чтобы другие люди видели, что не удаление волос — это абсолютно нормально. Но для меня это было еще не совсем «нормально». Например, когда я занималась с тренером в спортзале, мне было некомфортно поднимать руки. Хотя он ничего не говорил об этом, я чувствовала, что он несколько смущен.
Самым непростым периодом для меня было лето. Я проводила время на пляже в компании друзей, которые приезжали из разных городов — Севастополя, Москвы, Воркуты и других мест. Каждый раз я испытывала страх, как кто-то воспримет мой выбор. Порой мне хотелось забросить все и сбривай все волосы, лишь бы избежать неудобства. Особенно когда я находилась на пляже с парнем, который мне нравился.
В итоге все сложилось так, что я даже перестала общаться с некоторыми парнями; поездка к морю показала, что они исчезают сами собой из моей жизни. С другими друзьями мы оставались в близких отношениях, и никто никогда не задавал мне вопросов, почему я не брюсь. Это еще раз подтвердило, что меня действительно ценят не за мой внешний вид, а за то, какой я человек.
Прохожие, отдыхающие и люди в общественном транспорте даже не обращали внимания на мой внешний вид. Именно поэтому в конце лета я почувствовала себя расслабленной. Теперь волосы на моем теле воспринимаются как естественная часть меня, а не как политическое заявление или акт протеста. Я просто ощущаю себя комфортно.
Волосы подмышками меня совершенно не беспокоят: я не чувствую какого-либо дискомфорта или неловкости с ними.
— Иногда ко мне подходят девушки и говорят, что хотят сделать то же самое, но у них есть страхи. Я не вижу причин для беспокойства. Если вы хотите сбрить голову — делайте это. И напишите мне, когда вы примете свое решение! Мне будет интересно прочитать вашу историю.
Меган
Мое решение больше не удалять волосы на теле не водило за собой никакой политической повестки; я просто приняла для себя такое решение. Я считаю, что отношение «не бриться — это нормально» стало ярким признаком новой волны феминизма для таких, как я. Я белая, натуралы, изучающая гуманитарные науки в колледже и уверенная в себе.
Мое решение не имеет никакого влияния на мои романтические отношения или личную жизнь. Конечно, в начале у партнеров возникает удивление, но, согласитесь, кто откажется целовать меня из-за волос подмышками? Существуют же гораздо более серьезные причины, чтобы не подходить к мужчине.
Есть множество других способов рассказать о своих феминистских взглядах, и для меня выбор не бриться — лишь мой личный выбор.
Николь
Когда я была младше, мама всегда говорила мне, что не стоит бриться, что это просто не стоит тех усилий, и на это не стоит обращать внимания. У нее никогда не было много волос. Когда я сказала ей, что собираюсь полностью прекратить бритье, она лишь ответила: «Да, пожалуйста».
Однако моё решение не поддерживают мои коллеги, которые говорят, что если у меня не так много волос, то почему бы их не сбрить. В старших классах одноклассники часто комментировали в раздевалках, что это выглядит отвратительно, и задавали вопросы, почему я не удаляю всё наголо. Но мне так удобно, что я решила оставить всё как есть.
Я музыкант, и мы часто должны демонстрировать себя как товар, чтобы люди ассоциировали наш сценический образ с нашим образом жизни, следуя общепринятым визуальным стереотипам, для комфорта всех участников. Для женщин-музыкантов эта ситуация дополнительно усложняется, так как стигматизация на основе внешности проявляется в больших масштабах.
Отказ женщин удалять волосы на теле часто воспринимается как политический акт, тогда как для музыкантов это может быть элементом сценического образа. Я просто не могу представить, как можно уделять столько внимания подобным мелочам.
Еще одна Сара
Я приняла решение прекратить брить тело только прошлым летом, хотя начала это делать еще в 9 или 10 лет. Для меня это было сочетанием положительного отношения к своему телу и осознания того, что рост волос требует значительных временных затрат. Мне было трудно прийти к этому пониманию в юности, когда контрастировал с ощущением, будто я объект насмешек окружающих.
Мои волосы — это неотъемлемая часть меня, они дарят мне силу и красоту. Волосатые ноги и подмышки не мешают мне заниматься любимыми делами, выглядеть привлекательно, краситься или одеваться стильно, даже если это считается гламурным. Я уверена, что индустрия эпиляции активно наживается на наших воображаемых комплексах, создавая образ несовершенства.
Иногда я сталкиваюсь с негативной реакцией, когда кто-то видит, как мои волосы выглядывают из-под рубашки, и приходится сталкиваться с недовольными взглядами и неодобрением. Но я говорю себе: «Пошли вы! Думайте, что хотите, меня это не останавливает, я буду делать так, как хочу!»