Мужской феминизм. Маскулизм и феминизм: понятие и примеры. Как называется мужской феминизм.

«Ты живешь в каменном веке, парень», — скептически скажет мне современник. Да, идеал своей веры неизбежен для христианина в эпоху Библии и святых отцов, чья эпоха, хотя и не является образцом, была далека от современного «topsy-turvy» состояния мира.

«Самцы — это ошибка природы» Как феминизм стал радикальным движением, решившим избавить мир от власти мужчин

Сексуальные домогательства и домашнее насилие, низкая заработная плата и нарушение основных прав человека — к сожалению, женщины во всем мире по-прежнему сталкиваются со всеми видами неравенства. Феминизм, движение за права женщин, возникшее в конце XIX века, стало реакцией на многовековую сексуальную дискриминацию. За свою более чем столетнюю историю феминизм претерпел множество трансформаций и распался на различные направления, охватывающие практически все сферы общественной жизни. Однако одна из тенденций выделяется на фоне других. Радикальные феминистки заявляют, что их целью является не только достижение равенства с мужчинами, но и борьба за всеобъемлющее господство женщин и новый порядок, в котором мужчины лишены всех исторических привилегий и власти. Активисты Radfem продвигают инициативы, которые бросают вызов и иногда оскорбляют другие социальные группы — и часто успешно. Проект Lenta.ru «Проблемы первого мира» исследовал, почему мужчины так ненавидят мужчин, почему они отвергают понятие «гендер» и чем они заслужили недоверие других правозащитных движений.

В Швеции мужчина с трудом мог устроиться на работу медбратом или воспитателем детского сада, даже если он хотел этого и имел соответствующую квалификацию. Также маловероятно, что их будут рассматривать на должность сторожа и не пригласят на собеседование. На эту проблему обратили внимание исследователи из Университета Линчепинга и Калифорнийского университета.

По заказу Шведского исследовательского совета исследователи изучили дискриминацию на рынке труда и обнаружили, что подавляющее большинство традиционно «женских» профессий недоступны для шведских мужчин. Шведские женщины без проблем находят работу сантехников, складских работников, механиков или в других типично мужских профессиях.

Не только шведские мужчины подвергаются дискриминации в сфере труда. В 2020 году суд оштрафовал городской совет Парижа на 90 000 евро: с тех пор как мэром стала Анн Индальго, большинство административных должностей в городе заняли женщины, хотя закон о равенстве предусматривает, что один пол не может занимать более 60% руководящих должностей.

В 2019 году в компании Google произошел еще один скандал, связанный с дискриминацией. Компания заказала исследование зарплат, чтобы выяснить, в каких случаях женщины и представители меньшинств находятся в невыгодном положении по сравнению с мужчинами, но обнаружила прямо противоположное. Оказалось, что за одну и ту же работу мужчинам платят меньше, чем женщинам. В результате более 10 000 работников получили компенсацию. Годом ранее бывшие сотрудники подали в суд на Google за «дискриминацию белых консервативных мужчин». Программисты, уволенные за критику гендерной политики Google, утверждали, что руководство компании прибегало к незаконным квотам, чтобы нанять как можно больше женщин и представителей меньшинств.

2

Марк Перри, профессор Университета Мичиган-Флинт и активист движения за права мужчин, говорит, что американские учебные заведения предоставляют гораздо больше преимуществ студентам и преподавателям женского пола, чем мужчинам. Это стипендии, гранты, исследовательские фонды, финансовая помощь — та поддержка, которая все чаще оказывается женщинам или представителям меньшинств. Ученый отмечает, что в среднем в университетах США существует 60-70 специальных стипендий для девушек и практически ни одной для юношей.

Борьба сквозь века

Феминизм возник в конце XIX века в Великобритании и США. Первыми сторонниками этого движения считаются суфражистки, которые боролись за избирательное право для женщин.

В 1945 году Устав Организации Объединенных Наций впервые на международном уровне установил гендерное равенство как одно из основных прав человека.

В 1960-х годах на Западе началась вторая волна феминизма. Новые активисты выступили против угнетения женщин в мире труда и семейной жизни и начали бороться против всех форм насилия, несправедливой разницы в заработной плате и карьерных возможностях. В то время феминистки также начали защищать репродуктивные права женщин и права ЛГБТ-сообщества.

В 1990-х годах представители третьей волны феминизма начали привлекать внимание к вопросам женской гендерной идентичности, сексуальной идентичности и сексуального желания. Межсекторность — борьба с дискриминацией по различным признакам, таким как пол, раса и сексуальная ориентация — с тех пор стала ключевым принципом движения.

Сегодня феминистское движение продолжает развиваться и расти, поскольку проблемы, с которыми сталкиваются современные женщины, остаются разнообразными. Во многих профессиях до сих пор существует стеклянный потолок для женщин. Даже в развитых странах они по-прежнему сталкиваются с домашним насилием, сексуальными домогательствами и преследованием — и общество по-прежнему несправедливо обвиняет жертв. По данным RAINN (Rape, Abuse & Incest National Network), каждая шестая женщина в США стала жертвой сексуального насилия. Более 90 % участников исследования, ставших жертвами сексуального насилия, не получили необходимой поддержки и теперь страдают от посттравматического стрессового расстройства.

Репродуктивное насилие и ограничение права женщин распоряжаться своим телом остаются проблемой даже в развитых странах. Например, некоторые штаты США запрещают женщинам делать аборт даже в случаях изнасилования или инцеста, а в прошлом году такие же ограничения планировалось ввести в Польше.

Это интересно:  Добро пожаловать в террор. Кого и как вербуют в ИГИЛ. Как вербуют людей в террористы

Чтобы привлечь внимание властей и общества к проблемам, феминистские активистки регулярно посещают общественные собрания, организуют образовательные программы и даже посылают своих представителей на выборы. Эти усилия приносят свои плоды: женщины все чаще занимают руководящие должности и высокие государственные посты, свободно говорят о своей сексуальности и чувствуют поддержку единомышленников, которые не боятся положить конец эмоциональному насилию и оскорбительному поведению. Но не все феминистки удовлетворены этими успехами

«Я ненавижу мужчин. Их литературное произведение с весьма провокационным названием «Я ненавижу мужчин» было опубликовано всего год назад, но уже признано манифестом радикального феминизма, сравнимым с «Лесбийским гением» Алис э Коффин. Авторы призывают женщин не только сместить мужчин с властных позиций, но и исключить их из общества в целом и привить им ненависть. По их мнению, эта ненависть должна помочь женщинам воспитать в себе любовь к себе и добиться большего в своей жизни. Авторы с гордостью заявляют, что они не смотрят фильмы, снятые мужчинами, и не слушают музыкантов-мужчин.

Я решила выйти замуж за человека и должна признаться, что до сих пор очень его люблю. Но это не мешает мне задаваться вопросом, почему мужчины такие, какие они есть: жестокие, эгоистичные, ленивые и трусливые.

Радикальные феминистки считают, что большинство современных социальных институтов сформированы патриархальными установками и исторически основаны на патриархальных принципах. А массовая культура, принятые нормы и гендерные роли диктуют, что делает женщина, как она выглядит и на кого работает. И даже когда женщина утверждает, что не хочет ничего менять, это воспринимается как иллюзия, навязанная мужчинами. Фактически, они не признают возможности свободы выбора для женщин.

По их мнению, правительства принимают решения, выгодные мужчинам, и голоса мужчин, находящихся у власти, имеют больший вес, в то время как женщины занимают рабочие места и услуги мужчин. Даже когда значительный процент государственных должностей в западных странах стали занимать женщины, а канцлер Германии Ангела Меркель открыто назвала себя феминисткой, радфем-активисты не изменили своей позиции.

Я феминистка. Раньше мне было немного стыдно говорить об этом. Но теперь я могу сказать: да, мы все должны быть феминистками.

Радикальный феминизм имеет схожее отношение к религии, поскольку женщины из консервативных религиозных общин рассматриваются активистками исключительно как пленницы и рабыни. Традиции, преемственность поколений и культура не учитываются. Согласно этой логике, мусульманка не может сама решать, носить ей хиджаб или нет — ее принуждают мужчины и религиозные учения. И такое убеждение приводит к дискриминации религиозных женщин, как это произошло, например, в Германии в разгар миграционного кризиса.

Согласно исследованию Университета Пенсильвании, коренные немецкие женщины с самого начала негативно относились к новоприбывшим, не участвовали в общественной жизни и отказывались помочь им интегрироваться в страну. В рамках эксперимента исследователи попросили женщин надеть традиционную мусульманскую одежду, пойти в оживленное место и попросить помощи у других женщин. Перед этим испытуемый должен был разыграть сцену: Ей якобы позвонила сестра, которая не могла решить, идти ли ей на работу или остаться с детьми. Испытуемый должен был вслух обсудить проблему с воображаемым абонентом так, чтобы ее услышали прохожие, и только потом попросить о помощи.

В зависимости от того, какой совет испытуемая давала своей сестре, количество женщин, согласившихся помочь ей, было разным. Если она придерживалась прогрессивных взглядов и говорила своему родственнику идти на работу, немцы с большей вероятностью связывались с ней. Если они советовали ей оставаться дома и заботиться о муже и детях, в большинстве случаев ее просьба оставалась без ответа.

3

Но, возможно, радикальный феминизм сильно критикует нуклеарную семью, брак и материнство. Женщины в этом движении ставят под сомнение традиционную модель, согласно которой муж и жена объединяются для сохранения семьи. По их мнению, женщина в семье эксплуатируется для выполнения домашней работы и ухода за детьми и несет двойное бремя основного труда и домашней работы.

Радикальные феминистки даже не рассматривают варианты здоровых семейных отношений, такие как разделение обязанностей между супругами, за которые выступают либеральные активистки. Вместо этого они призывают к полному отказу от института семьи. В качестве альтернативы Radfem предлагает женские сообщества, политическое лесбиянство и безбрачие.

Сообщество было основано в 2012 году и сейчас насчитывает более 16 000 членов. За годы своего существования мужское движение даже создало собственную сеть региональных отделений, например, в Санкт-Петербурге или Иркутске.

Экофеминизм

— Он связывает эксплуатацию и доминирование женщин с равным отношением к окружающей среде; экофеминизм настаивает на том, что между женщинами и природой существует связь, которая вытекает из их общей истории угнетения патриархальным западным обществом.

Условия:

Глубокая экология. Философия, согласно которой экологические проблемы вызваны принятой антропоцентрической идеологией. Они могут быть решены только в том случае, если потребности природы будут иметь приоритет или равное значение с потребностями человека.

Биоцентризм или экоцентризм. Признание того, что потребности природы более важны, чем потребности человека, или равны им.

Рекомендуемые авторы.

Анархо-феминизм

— Он рассматривает патриархат как проявление иерархии, навязанной принуждением, на смену которой должна прийти децентрализованная добровольная ассоциация. Анархо-феминистки считают, что борьба против патриархата является важной частью классовой борьбы и борьбы анархизма против государства. Фактически, эта философия представляет анархистскую борьбу как необходимую часть феминистской борьбы и наоборот.

Это интересно:  Первая помощь при химических ожогах. Что делать если брызнули перцовым баллончиком.

— Важным аспектом является противостояние анархо-феминизма традиционным представлениям о семье, воспитании и гендерных ролях; в более широком смысле это течение выступает против института брака.

Условия:

Свободная любовь. Общественное движение, которое не признает брак и представляет его как форму социального рабства. Его первоначальной целью было отделить общественные дела от сексуальных вопросов, таких как брак, контроль рождаемости и прелюбодеяние. Она отметила, что эти вопросы должны касаться только тех, кого они касаются, и никого больше.

Рекомендуемые авторы.

Чёрный феминизм

— Она утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой. То, как они связаны между собой, называется межсекторностью. Те формы феминизма, которые стремятся преодолеть сексизм и классовое угнетение, но игнорируют расизм, могут дискриминировать многих людей, включая женщин, через расовые предрассудки. Черная феминистская теория утверждает, что черные женщины принципиально отличаются от белых женщин с точки зрения структуры власти. Организации черных феминисток, возникшие в 1970-х годах, столкнулись с многочисленными вызовами со стороны как белых феминисток, так и черных националистических политических организаций, с которыми они вступили в конфликт. Эти женщины боролись с отчуждением от более широких движений, из рядов которых многие из них вышли.

Условия:

Интерсекциональность (также называемая «интерсекциональной теорией» — примечание переводчика). Изучение того, как различные биологические, социальные и культурные категории, такие как пол, раса, класс, инвалидность, сексуальная ориентация и другие маркеры идентичности, взаимодействуют на многочисленных и часто одновременных (параллельных) уровнях, что приводит к системному социальному неравенству. Интерсекциональность предполагает, что классические концепции угнетения в обществе, такие как расизм, сексизм, гомофобия и религиозная нетерпимость, не функционируют независимо друг от друга, но что эти формы угнетения взаимосвязаны, создавая систему угнетения, которая отражает «пересечения» многочисленных форм дискриминации.

Таблица доминирования. Социологический пример для объяснения проблем угнетения, связанных с расой, классом и полом, которые признаны как отдельные социальные классификации, но все они взаимосвязаны. Например, многие утверждают, что успех Колина Пауэлла (как одного чернокожего из миллиона) является доказательством того, что Соединенные Штаты уже устранили расовую дискриминацию или находятся на пороге этого. Сторонники теории матриархального доминирования, однако, сказали бы, что вопросы социального класса, пола и возраста были упущены из виду, потому что Пауэлл — мужчина среднего/старшего возраста из высшего класса.

Рекомендуемые авторы.

— Постколониальные феминистки тесно связаны с черными феминистками, поскольку колониализм обычно ассоциируется с расизмом. Обе группы боролись за признание не только со стороны мужчин в их собственной культуре, но и со стороны западных феминисток.

О современных ожиданиях от женщины

В то время как мнение мужчин меняется медленно, феминистская повестка дня среди женщин развивается давно и активно, хотя в России она менее развита, чем в европейских странах или США. Нормы маскулинности и представления о роли мужчины в жизни, в свою очередь, в определенной степени влияют на представления о том, какой должна быть женщина.

Получите представление о том, какой должна быть семья. На уровне нашего государства сейчас четко определено, что брак — это союз между мужчиной и женщиной. Это означает, что мужчины должны жениться только на женщинах, женщины должны выходить замуж за мужчин, а затем рожать ребенка или детей. Поэтому кто-то должен работать, а кто-то заботиться о детях. В большинстве случаев распределение ролей в семье происходит в соответствии с традиционными правилами. Под «традиционным» я подразумеваю, что мужчина ходит на работу, а женщина занимается домом и детьми или работает меньше и на низкооплачиваемой работе. Это вызывает множество проблем. Например, экономическая зависимость женщины от мужчины, что в свою очередь усугубляет проблему домашнего насилия, и взгляды на изменение гендерных норм в целом.

Когда мы говорим о том, как мужчины воспринимают феминизм, можно выделить два основных момента:

  1. Мужчины чувствуют угрозу со стороны феминизма, потому что он в основном угрожает их представлениям о традиционной семье.
  2. Если феминизм дает женщинам больше свободы, некоторые мужчины чувствуют, что эта свобода у них отнимается. В психологии это называется «вера в игру с нулевой суммой». Например, если женщинам предоставляется больше свободы для участия в профессиональной деятельности, то рабочие места, которые могли бы занять мужчины, могут быть отданы женщинам, что угрожает профессиональной идентичности мужчин, которые в первую очередь ориентированы на карьеру.

Но когда мы говорим о феминизме, мы должны понимать, что существует много видов феминизма: либеральный, радикальный, транс-инклюзивный, транс-эксклюзивный, социалистический. Все эти дисциплины формируют повестку дня совершенно по-разному. В целом, однако, феминизм — это достижение равенства между женщинами и мужчинами тем или иным способом. И это между всеми группами женщин и всеми группами мужчин.

О новых нормах мужественности и женственности

Существуют попытки систематизировать эти данные, но они подвергаются серьезной критике. Когда мы говорим о новой мужественности и новой женственности, мы все еще застряли в бинарном мировоззрении (мужественность/мужественность и женственность/женственность), которое на самом деле не отражает всей полноты реальности. Но эта точка зрения также основана на том, что мы предполагаем, что есть нечто общее, что объединяет всех мужчин и женщин и что позволяет проявиться этой мужественности и женственности.

Это интересно:  Китайский Новый год. Когда китайцы отмечают новый год.

Мы предполагаем, что маскулинность и феминность очень важны для организации нашей реальности. В этом кроется большая ловушка, потому что если мы начинаем строить из этого новую мужественность и новую женственность, то в итоге получаем ту, от которой пытаемся убежать.

Мне кажется, что новая норма, к которой мы движемся, — это свобода выбора способа выражения своего пола. Это также свобода выбора того, как организовать свою жизнь в целом. Например, если вы, однополая гетеросексуальная женщина, хотите создать нормальную нуклеарную семью, где у вас есть муж, дети и забота о домашнем хозяйстве, то почему бы и нет? Если вы однополая гетеросексуальная женщина и хотите сделать карьеру, вы можете это сделать: Никто не запрещает вам это делать.

То же самое справедливо и для мужчин. Если вы близки к определенному уровню мужественности и верите, что все мужчины должны служить в армии (своего рода церемония инициации, доказывающая, что вы стали мужчиной), то, по большому счету, никто вас не ограничивает. Но если вы разделяете феминистскую повестку дня и взгляды мужского движения, то в то же время вы не должны поддерживать идею традиционного разделения труда. Например, вы преданный отец и верите в генеративное отцовство, что означает, что воспитание происходит в ответ на актуальные вызовы современности. Отец участвует в воспитании таким образом, чтобы ребенок развивался эмоционально и его потребности удовлетворялись в рамках социальной реальности. Речь идет о воспитании следующего поколения. И вы хотите быть дома, заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей, независимо от того, кто ваш партнер — женщина, мужчина или несколько партнеров.

Когда мы говорим о гендерном переходе, я думаю, что сначала мы движемся по своего рода континууму, где нет четко определенной мужественности и женственности «в цементе», где мы либо усиливаем мужественность, либо женственность. Поворот в сторону или от комбинации мужественности и женственности дает нам определенную степень свободы и ведет к изменению пола.

О взглядах патриархального и прогрессивного мужчины на феминизм

Мне не нравится термин «патриархальный человек». Когда мы говорим о патриархате, мы имеем в виду определенную модель общества, в котором большая часть власти и ресурсов сосредоточена у определенной группы мужчин. Когда мы говорим о патриархате в контексте общества, где мужчины правят женщинами, это не совсем верно, потому что если вы спросите некоторых мужчин, они ответят примерно так: «Мною управляет женщина-начальник, а когда я прихожу домой с работы, мной управляют жена и дети. Как правило, у меня нет авторитетов, и я лишь следую указаниям других.

Но если вы хотите использовать какой-то термин, я бы использовал «мужчина, разделяющий традиционную идеологию мужественности» или «мужчина, поддерживающий традиционные гендерные нормы». Это ставит нас в несколько менее обобщенное положение.

Первая реакция такого мужчины на феминизм — это вышеупомянутая реакция угрозы и попытка как-то остановить этот феминизм. Это может принимать самые разные формы, от агрессии в интернете и социальных сетях до очень тонких форм. Например, существуют целые мужские движения, целью которых является дискредитация феминизма и унижение женщин. Типичным примером является «мужское государство», существующее в России.

Если говорить о мужчинах, разделяющих профеминистские взгляды, то здесь есть интересная история. С одной стороны, феминизм (особенно его первая и вторая волны) помог сформулировать требование, чтобы мужчины начали говорить о своей мужественности. И первые мужские движения возникли по аналогии с феминизмом. Идея была такой: «Дорогие мужчины, посмотрите, у женщин есть пространство, где они обсуждают свои женские проблемы, и у нас, мужчин, тоже много проблем, и кажется, что нам тоже нужно пространство. Некоторые мужские движения возникли таким образом в конце двадцатого века. С этой точки зрения, феминизм очень помог и продолжает помогать мужчинам с профеминистскими взглядами.

Возьмем проблему домогательств или домашнего насилия. Анализ исследований показывает, что тот факт, что женщины начали говорить об этих проблемах, стал для многих мужчин открытием: они никогда не задумывались об этом. Когда женщины начали говорить об этом вслух, мужчины начали думать о том, как они относятся к женщинам в целом, где они могли обидеться, что могло быть неправильно понято. Это была попытка осмыслить свое поведение и выработать новые модели мужественности и поведения.

Конечно, это также приводит к большой неопределенности, поскольку неясно, что это за нормы. Допустим, мужчина оскорбил женщину с сексуальным подтекстом в прошлом, в то время, когда это не считалось чем-то необычным. И теперь он понимает, что это проблема, что он, вероятно, причинил женщине боль таким образом, и что с этим нужно что-то делать. Но что? Он начинает думать: «Должен ли я извиниться? Но как именно? Лично? На публике? Или мне следует заверить ее, что я хожу к психотерапевту, чтобы проработать свои неадекватные модели поведения? Или сделать что-то другое?» Как мы видим, это вызывает много вопросов. Одним словом, все эти аспекты все еще находятся в стадии активной разработки и создания.

Оцените статью