«Ты живешь в каменном веке, парень», — может произнести современник с оттенком скептицизма. Действительно, идеал веры, который представляет собой христианство, неизбежен для верующего, живущего в эпоху, когда актуальны Библия и святые отцы, чья эпоха, хоть и не безукоризненна, все же была значительно удалена от нынешнего «topsy-turvy» состояния мира.
«Самцы — это ошибка природы» Как феминизм стал радикальным движением, решившим избавить мир от власти мужчин
Женщины по всему миру, к сожалению, продолжают сталкиваться с различными формами неравенства, включая сексуальные домогательства, домашнее насилие, низкие заработные платы и нарушения основных прав человека. Феминизм, как движение за права женщин, возникшее в конце XIX века, стало ответом на многовековую сексуальную дискриминацию, сгущающуюся в каждом уголке общества. На протяжении своей более чем столетней истории феминизм претерпел множество изменений и распался на различные течения, которые охватывают едва ли не все сферы общественной жизни. Однако среди всего этого разнообразия одно направление выделяется особенно ярко. Радикальные феминистки утверждают, что их амбиции выходят за пределы просто достижения равенства с мужчинами: они стремятся к созданию всеобъемлющего женского господства и новому порядку, в рамках которого мужчины теряют все свои исторические привилегии и власть. Активисты движения Radfem продвигают инициативы, которые оспаривают устоявшиеся социальные группы, и их порой противоречивая позиция вызывает значительные и неоднозначные последствия в общественной дискуссии.
Согласно исследованиям, проведенным учеными из Университета Линчепинга и Калифорнийского университета, в Швеции мужчинам крайне трудно устроиться на работу в такие профессиональные сферы, как медсестринство или воспитание детей, даже при наличии соответствующей квалификации и желания. Более того, они почти не рассматриваются на роли, такие как охранник, и редко приглашаются на собеседования. Это явление стало предметом изучения со стороны исследователей, работающих под эгидой Шведского исследовательского совета. Их исследования показали, что подавляющее большинство «традиционно женских» профессий недоступны для мужчин, в то время как шведские женщины легко находят работу в типично мужских сферах, таких как сантехника и механика, что также подчеркивает существующее неравенство на рынке труда.
Проблема дискриминации мужчин на трудовом рынке наблюдается не только в Швеции. Например, в 2020 году городской совет Парижа был оштрафован на 90 000 евро за то, что после прихода к власти мэра Анн Индальго, большинство административных должностей в городе заняли женщины. При этом закон о равенстве требует, чтобы в любом из полов было представлено не более 60% от общего числа руководящих позиций.
Еще одним ярким примером гендерной дискриминации стал случай с компанией Google в 2019 году, когда она заказала исследование заработных плат, чтобы выявить случаи дискриминации по отношению к женщинам и представителям меньшинств. Однако исследование выявило, что за ту же работу мужчины получают меньшую оплату по сравнению с женщинами, что повлекло крупные финансовые выплаты более чем 10 000 работникам. В прошлом году недовольные работники подали в суд на Google за «дискриминацию белых консервативных мужчин», утверждая, что компания действовала в обход законодательства, создавая незаконные квоты для найма как можно большего числа женщин и представителей меньшинств.
Марк Перри, профессор Университета Мичиган-Флинт и защитник мужских прав, указывает на то, что образовательные учреждения в США предоставляют значительно больше льгот и преимуществ студентам и преподавателям женского пола, чем мужчинам. Это касается таких видов поддержки, как стипендии, гранты и исследовательские фонды, которые все чаще направляются на помощь женщинам или меньшинствам. В среднем в американских университетах существуют 60-70 специальных стипендий, предназначенных для девушек, в то время как для юношей фактически нет подобных инициатив.
Борьба сквозь века
Феминизм появился в конце XIX века в таких странах, как Великобритания и США, проявив себя в виде суфражистского движения, которое боролось за получение женщинам избирательного права.
С введением Устава Организации Объединенных Наций в 1945 году гендерное равенство было учреждено на международном уровне как одно из основополагающих прав человека.
В 1960-х годах на Западе началась вторая волна феминизма, целью которой стало выступление против угнетения женщин и насилия в трудовой и семейной жизни, а также борьба с несправедливым распределением заработной платы и карьерных возможностей. В тот период феминистки также начали активно отстаивать репродуктивные права женщин и права сексуальных меньшинств.
В 1990-х годах представители третьей волны феминизма начали акцентировать внимание на вопросах женской гендерной идентичности, сексуальной идентичности и сексуального желания. Понятие межсекторности — борьба с дискриминацией по различным основаниям, включая пол, расу и сексуальную ориентацию — с тех пор стало ключевым принципом движения.
Современное феминистское движение продолжает эволюционировать и расширяться, так как проблемы, с которыми сталкиваются современные женщины, остаются весьма разнообразными. Во многих профессиональных областях еще сохраняется стеклянный потолок для женщин. Даже в наиболее развитых странах они продолжают страдать от домашнего насилия, сексуальных домогательств и преследований, и общество зачастую продолжает несправедливо обвинять жертв. Например, статистика RAINN (Национальная сеть изнасилований, злоупотреблений и инцеста) показывает, что каждая шестая женщина в США стала жертвой сексуального насилия. При этом более 90% опрошенных, подвергшихся сексуальному насилию, не получили адекватной поддержки и теперь страдают от посттравматического стрессового расстройства.
Репродуктивное насилие и ограничения в праве женщин распоряжаться своим телом остаются актуальными проблемами. Например, некоторые штаты в США запрещают женщинам делать аборты даже в случаях, когда это связано с изнасилованием или инцестом, а в определенный момент подобные ограничения обсуждались также и в Польше.
Чтобы обратить внимание властей и общества на существующие проблемы, феминистские активистки регулярно посещают публичные собрания, организовывают образовательные программы и даже выставляют своих представителей на выборы. Эти усилия все чаще приводят к успеху: количество женщин, занимающих руководящие должности и высокие государственные посты, возрастает, они становятся более открытыми по отношению к своей сексуальности и получают поддержку от единомышленников, которые готовы бороться с эмоциональным насилием и оскорбительным поведением. Однако, на данный момент, не все феминистки удовлетворены достигнутыми результатами.
«Я ненавижу мужчин». Это утверждение стало известным после публикации книги с таким названием всего год назад; это произведение уже получило признание как манифест радикального феминизма, сопоставимый с работой Алис э Коффин «Лесбийский гений». Авторы данной книги призывают женщин не просто сместить мужчин с властных позиций, но и исключить их из общества в целом, посеять в них ненависть. Они убеждены, что такая ненависть поможет женщинам обрести любовь к себе и добиться большего успеха в жизни. Авторы с гордостью сообщают о том, что отказываются смотреть фильмы, снятые мужчинами, и игнорируют творения музыкантов-мужчин.
Я вышла замуж и должна признаться, что все еще сильно люблю своего мужа. Однако это не мешает мне задаваться вопросом, почему мужчины такие, какие они есть: жестокие, эгоистичные, ленивые и трусливые.
Радикальные феминистки утверждают, что большинство современных социальных институтов формировалось под воздействием патриархальных установок и исторически основано на патриархальных принципах. Они полагают, что массовая культура, принятые нормы и гендерные роли диктуют женщинам, что они должны делать, как выглядеть и какие профессии выбирать. Даже когда женщина утверждает, что не хочет ничего менять в своей жизни, это считается иллюзией, навязанной мужчинами. На практике радикальные феминистки не признают возможность свободного выбора для женщин.
По их мнению, правительства принимают решения, выгодные мужчинам, и голоса мужчин, находящихся у власти, имеют гораздо большее значение, чем мнения женщин, которые в основном занимают низкооплачиваемые рабочие места и предоставляют услуги. Даже в тех случаях, когда значительное число административных постов в западных странах становятся доступными для женщин, как это произошло с канцлером Германии Ангелой Меркель, которая открыто заявила, что является феминисткой, радикальные феминистки остаются при своем мнении.
Я идентифицирую себя как феминистка. Ранее мне было немного стыдно об этом говорить, но теперь я могу с уверенностью утверждать: да, мы все должны быть феминистками.
Радикальный феминизм имеет схожее отношение к религии: женщины из традиционных религиозных общин часто рассматриваются активистками именно как жертвы патриархата, как пленницы и рабы. При этом традиции, культурное наследие и связь поколений не принимаются во внимание. Тем самым многие радикальные феминистки утверждают, что мусульманка не может сама решать, носить ей хиджаб или нет; по их мнению, ее выбор навязан мужчинами и религиозными учениями. Такие представления нередко приводят к дискриминации религиозных женщин, как это, например, случилось в Германии во время миграционного кризиса.
Согласно исследованиями Университета Пенсильвании, коренные немецкие женщины с самого начала негативно относились к новоприбывшим женщинам, не интегрировались с ними и отказывались помогать в их адаптации. В рамках одного эксперимента ученым удалось попросить женщин надеть традиционную мусульманскую одежду и пойти в многолюдное место, чтобы попросить других женщин о помощи. Перед экспериментом участницам было предложено разыграть сцену, в которой они якобы звонили сестре, которая не могла решить, идти ли работать или оставаться с детьми. Исследуемая должна была обдумать свою ситуацию вслух, так чтобы ее услышали прохожие, а затем обратиться с просьбой о помощи.
Зависимо от того, какое решение она предлагала своей сестре, это влияло на реакцию прохожих. Если испытуемая говорила прогрессивные вещи и советовала идти на работу, такое поведение привлекало больше внимания немецких женщин. В случае же, когда она рекомендовала остаться дома, заботиться о муже и детях, её просьба о помощи чаще всего оставалась без ответа.
Тем не менее, радикальный феминизм также сильно критикует институт нуклеарной семьи, брак и материнство. Женщины, идентифицирующие себя с этим движением, ставят под сомнение традиционную модель семьи, в которой муж и жена объединяются для сохранения единства. Они считают, что в рамках семьи женщина подвержена эксплуатации благодаря необходимости выполнять домашнюю работу и заботиться о детях, тем самым несет двойное бремя — труда на основной работе и домашних обязанностей.
Радикальные феминистки, как правило, не принимают в расчет возможные преимущества здоровых семейных отношений, таких как совместное распределение обязанностей между супругами, что является программной частью позиции либеральных феминисток. Вместо этого они призывают к полному отказу от традиционного института семьи в целом. В качестве альтернативы, радикальные феминистки предлагают создание женских коммун, политическое лесбиянство и жизнь без брака.
Сообщество было основано в 2012 году и в настоящее время насчитывает более 16 000 участников. На протяжении своей истории мужское движение создало сеть региональных отделений, включая Санкт-Петербург и Иркутск.
Экофеминизм
Экофеминизм связывает проблему эксплуатации и угнетения женщин с необходимостью уважительного отношения к окружающей среде; это направление настаивает на том, что между женщинами и природой существует глубокая связь, вытекающая из их совместной истории жертвы патриархального западного общества.
Условия:
Глубокая экология. Это философия, согласно которой экологические проблемы являются следствием принятой антропоцентрической идеологии. Решения этих проблем могут быть достигнуты только тогда, когда потребности природы будут иметь приоритет перед потребностями человека или будут равны им.
Биоцентризм или экоцентризм. Это признание того, что потребности природы имеют больший приоритет, чем потребности человека, или приравнены к ним.
Рекомендуемые авторы.
Анархо-феминизм
Анархо-феминизм считает патриархат проявлением иерархии, созидаемой принуждением, и утверждает, что ему на смену должна прийти децентрализованная добровольная ассоциация. Анархо-феминистки утверждают, что борьба против патриархата является важной частью классовой борьбы и анархизма против государства. Эта философия рассматривает анархистскую борьбу как неотъемлемую часть феминистской борьбы и наоборот.
Таким образом, одним из центральных аспектов анархо-феминизма является оппозиция к традиционным представлениям о семье, воспроизводстве и гендерных ролях; в более широком смысле это течение выступает против самого института брака.
Условия:
Свободная любовь. Это социальное движение, отвергающее брак и рассматривающее его как форму социального рабства. Первоначально целью движения было отделить вопросы общественного порядка от сексуальных, таких как брак, контроль рождаемости и прелюбодеяние. Они утверждали, что эти вопросы касаются лишь поверенных, и никого более.
Рекомендуемые авторы.
Чёрный феминизм
Чёрный феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм между собой неразрывно связаны. Эта связь является основой концепции межсекторности. Те формы феминизма, которые стремятся устранить сексизм и классовое угнетение, игнорируя расизм, могут дискриминировать многих людей, включая чернокожих женщин, на основании расовых предрассудков. Черная феминистская теория утверждает, что черные женщины принципиально отличаются от белых женщин в контексте структуры власти. Организации черных феминисток, созданные в 1970-х годах, сталкивались с трудностями как со стороны белых феминисток, так и черных националистических политических групп, и эти столкновения вылились в серьезные разногласия. Эти женщины боролись с чувством отчуждения от более широких феминистских движений, из ряда которых многие вышли.
Условия:
Интерсекциональность — это изучение того, как различные биологические, социальные и культурные категории, такие как пол, раса, класс, инвалидность, сексуальная ориентация и другие маркеры идентичности, взаимодействуют в многообразной и часто одновременной (параллельной) манере, что в итоге приводит к системному социальному неравенству. Интерсекциональность подразумевает, что традиционные концепции угнетения, такие как расизм, сексизм, гомофобия и религиозная нетерпимость, не существуют отдельно друг от друга, а взаимосвязаны и создают систему угнетения, которая отражает «пересечения» различных форм дискриминации.
Таблица доминирования. Этот социологический термин предназначен для объяснения взаимосвязей между различными факторами угнетения, связанными с расой, классом и полом, которые признаны как отдельные классификации, но все же являются взаимосвязанными. Например, некоторые утверждают, что успех Колина Пауэлла (одного чернокожего из миллиона) является доказательством того, что в Соединенных Штатах преодолевается расовая дискриминация или что она почти ликвидирована. Однако сторонники теории матриархального доминирования возразили на то, что факторы социального класса, пола и возраста были игнорированы, поскольку Пауэлл — мужчина среднего возраста, происходящий из высшего класса.
Рекомендуемые авторы.
— Постколониальные феминистки имеют тесные связи с черными феминистками, поскольку колониализм зачастую ассоциируется с расизмом. Обе группы боролись за признание не только со стороны мужчин в их собственной культуре, но и со стороны западных феминисток.
О современных ожиданиях от женщины
Хотя мнение мужчин меняется медленно, феминистская повестка среди женщин мартирует давно и активно, хотя в России она, безусловно, менее развита, чем в европейских странах или США. Принятые нормы маскулинности и представления о роли мужчин в жизни влияют на общественные представления о том, какой должна быть женщина.
Например, представление о семье. На уровне нашего государства четко определено, что брак — это союз между мужчиной и женщиной. Это подразумевает, что мужчины должны жениться только на женщинах, а женщины выходить замуж за мужчин и затем воспитывать детей. В большинстве случаев распределение ролей в семье происходит в соответствии с традиционными правилами. Под «традиционным» подразумевается, что мужчина является основным кормильцем, тогда как женщина заботится о доме и детях или же занимает низкооплачиваемую работу на неполный рабочий день. Это может приводить к множеству проблем, например, к экономической зависимости женщин и обострению проблемы домашнего насилия, что создает необходимость в пересмотре достигнутых социальных норм в области гендерных отношений.
Когда речь заходит о том, как мужчины воспринимают феминизм, можно выделить два основных аспекта:
- Мужчины могут ощущать угрозу со стороны феминизма, потому что он зачастую направлен против их представлений о традиционной модели семьи.
- Когда феминизм предлагает женщинам больше свободы, некоторые мужчины могут чувствовать, что эта свободная позиция отнимает у них собственные права. Это явление называется «игрой с нулевой суммой» в психологии. Например, если женщинам предоставляются дополнительные возможности для профессиональной самореализации, некоторые рабочие места, которые раньше могли занять мужчины, могут быть отданы женщинам, что создает угрозу для профессиональной идентичности мужчин, ориентирующихся на карьерные достижения.
Однако, говоря о феминизме, важно понимать, что он включает в себя разнообразные течения: либеральный феминизм, радикальный, транс-инклюзивный, транс-эксклюзивный и социалистический. Каждое из этих направлений формирует феминистскую повестку совершенно по-разному. Тем не менее, феминизм в целом можно рассматривать как движение за равенство между женщинами и мужчинами различными способами, охватывающее все группы женщин и мужчин.
О новых нормах мужественности и женственности
Существуют попытки систематизировать данные о новых нормах, однако их работа сталкивается с серьезной критикой. При обсуждении новой мужественности и новой женственности мы остаемся, по сути, привязанными к бинарному мировоззрению, которое подразумевает мужское и женское. Однако данная двойственность не охватывает всей многообразной реальности. В частности, такая точка зрения предположительно подразумевает, что существует нечто общее, объединяющее всех мужчин и женщин, что способствует проявлению участков мужественности и женственности.
Общество привыкло считать, что маскулинность и феминность являются важнейшими элементами, определяющими нашу реальность, что представляет собой определенную ловушку: если мы создадим новую мужественность и новую женственность на их основе, в конечном итоге мы получим ту же самую систему, от которой пытаемся избавиться.
Возможно, новая норма заключается в свободе выбора, как мы будем выражать свою идентичность и организовывать свою жизнь. Например, если вы — человек, который идентифицирует себя как гетеросексуальная женщина и стремится создать стандартную нуклеарную семью с мужем, детьми и заботой о домашнем хозяйстве, то почему бы и нет? Или, если вы — гетеросексуальная женщина, и хотите сосредоточиться на своей карьере — вы также имеет на это полное право; никто не может этого запретить.
То же самое касается и мужчин. Если вы придерживаетесь определенных точек зрения на мужественность и считаете, что служение в армии — это важный момент для доказательства своей мужественности, то, в принципе, никто не будет вас ограничивать в этом. Но если вы рассматриваете инициативы феминизма и взгляды на мужское движение, тогда вам не следует поддерживать идею о традиционном разделении труда. Например, если вы добрый отец, который считает важным генерирующее отцовство как способ воспитания, которое адаптируется к современным требованиям, то вы хотите активно участвовать в воспитании детей и пребывать дома, вне зависимости от того, к какому половой идентичности относится ваш партнер — женщина, мужчина или несколько партнеров.
Когда мы обсуждаем гендерный переход, на мой взгляд, сначала мы движемся вдоль континуума, где четкие определения мужественности и женственности не зафиксированы; вместо этого, есть возможность гибкого подхода к сочетаниям обоих этих признаков. Повороты в сторону или от каких-то комбинированных проявлений маскулинности и феминности предоставляют определенный уровень свободы и могут привести к изменению пола.
О взглядах патриархального и прогрессивного мужчины на феминизм
Я не одобряю термин «патриархальный мужчина». Когда мы говорим о патриархате, имеется в виду определенная социальная модель, где власть и ресурсы сосредоточены в руках определенной группы мужчин. Однако при рассмотрении патриархата в контексте общества, в котором мужчины имеют контроль над женщинами, можно заметить несостыковку. Многие мужчины могут ответить на вопрос, что на самом деле ими управляют их начальницы на работе, а дома контроль нередко находится в руках жены или детей. На практике мужчины не всегда могут считать себя авторитетами, и зачастую они просто следуют указаниям окружающих.
Если же вы хотите использовать определенный термин, я бы предпочла «мужчина, поддерживающий традиционные гендерные нормы» или «мужчина, разделяющий традиционную идеологию мужественности». Это сделает наше обобщение менее радикальным.
Первая реакция такого представителя на феминизм, как уже было упомянуто, представляет собой чувство угрозы и стремление каким-то образом справиться с феминистскими идеями. Это может проявляться в различных формах — от агрессивного поведения в интернете и социальных сетях до более тонких методов. Например, существуют целые мужские движения, целенаправленно дискредитирующие феминизм и унижающие женщин. Типичный пример — «мужское государство», функционирующее в России.
Что касается мужчин, поддерживающих профеминистские идеи, тут тоже можно выделить интересные моменты. С одной стороны, феминизм, особенно его первая и вторая волны, помогли многим формулировать вопросы о мужественности и выявили проблему, требующую обсуждения. Первые мужские движения появились по аналогии с женскими, выдвигая предложение: «Дорогие мужчины, обратите внимание, у женщин уже есть пространство для обсуждения своих проблем, нам тоже нужно такое пространство». Таким образом, некоторые мужские движения зародились в конце XX века в ответ на первые волны феминизма. В этом смысле феминизм играет важную роль в поддержке мужских (профеминистских) инициатив.
Примером может служить тема домогательств или домашнего насилия. Исследования показывают, что начало активных обсуждений этих вопросов женщинами стало откровением для многих мужчин, которые ранее не задумывались о этих проблемах. Когда женщины начали открыто говорить о насильственных ситуациях, мужчины начали осмысливать свои отношения к женщинам, замечая, где они могли причинить вред или где их поведение могло быть неправильно истолковано. Это дало возможность многим попытаться переосмыслить свое поведение и выработать новые модели мужественности и социального поведения.
Разумеется, такое осознание тоже вызывает множество вопросов и неопределенности. Легко представить, как мужчина, который ранее делал оскорбительные замечания с сексуальным подтекстом, вдруг осознает, насколько это неправильно, и начинает переживать за причиненный вред женщине, однако затем возникает вопрос: «Что делать дальше?» Он начинает задумываться: «Должен ли я извиниться? Если да, то как? Лично? Публично? Или мне лучше сказать, что я хожу к психологу для разрешения своих проблем?» Мы видим, что это ставит множество вопросов без четких ответов. Иными словами, многие аспекты мужского поворота по направлению к феминистским идеалам еще предстоит сформировать и обсудить.