Если ребенок правильно отвечает на 10 вопросов, он считается готовым к школе. Однако важно выяснить, как ребенок относится к школе и хочет ли он учиться.
Развивашки, персональные педагоги, танцы… Нужно ли всё это для психологической подготовки детей к школе?
Сейчас модно, чтобы ваш ребенок принимал участие в различных «развивающих занятиях», пока он еще в пеленках. В возрасте одного года вы показываете им карточки с буквами и пытаетесь научить их читать. В два года вы должны разговаривать с ними как взрослый. В три года вы ведете его в танцевальный класс. В четыре года у него есть свои «учителя». В пять лет его отправляют в местный центр развития ребенка. А в шесть лет психолог вдруг понимает, что он еще не готов пойти в первый класс и постичь гранит науки. В наши дни такая ситуация уже не редкость.
Есть и другая крайность — родители, выступающие за беззаботное детство. Они предоставляют малыша самому себе, считая, что скоро его погрузят в школу, то есть, по крайней мере, пока он ходит и отдыхает. Никакой развивающей деятельности, никакой социализации, никакого базового образования — и в этих случаях психолог приходит к тому же выводу.
Родители должны четко знать, в чем заключается психологическая подготовка к школе, когда она начинается и какова их роль в этом процессе.
Со скольких лет начинать
Когда должна начаться психологическая подготовка ребенка к дошкольному учреждению? Большинство родителей уверены, что за год до школы. Некоторые сомневаются, что немного раньше — 1,5-2 года. И уж точно все удивятся, услышав мнение детского психолога — о подгузниках.
Однако это не означает, что первые шесть лет жизни ребенка дошкольного возраста должны состоять исключительно из учебных занятий и регулярных уроков. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и постепенным. Без стрессов и чрезмерных требований — иначе бедный первоклассник потеряет желание учиться уже к 1 сентября.
Рекомендация родителям. Каждый год в жизни ребенка-дошкольника отмечен развитием определенной психической направленности. Изучите его. Например, в один год он должен начать активно тренировать мелкую моторику. В 2 — пополнить словарный запас. В 3 года — чтобы познакомить его с окружающим миром. В 4 года — нужно начинать вовлекать его в социальную адаптацию. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала. В 6 лет все это нужно привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.
Составляющие элементы
Специалисты выделяют 4 типа психологической готовности к школе.
Личностно-социальная
Готовность к общению и взаимодействию. Прежде всего, со взрослыми:
- Понимать авторитет учителя, уважать его и беспрекословно подчиняться ему,
- не бояться,
- принять их как личность,
- чувствовать и держаться на расстоянии,
- Делайте то, что он говорит.
Как построить эту готовность: Расширение круга общения с незнакомыми взрослыми, воспитание элементарного уважения к старшим. Приглашайте друзей к себе домой, вовлекайте ребенка в беседы с врачом в поликлинике, продавцом в магазине или другими родителями на детской площадке.
Во-вторых, будьте готовы общаться и взаимодействовать со сверстниками:
- Способность работать в составе команды,
- быть дружелюбным и неконфликтным,
- знают о поддержке друг друга,
- имеют представление о дружбе.
Как смоделировать эту готовность: не пренебрегайте детским садом, поощряйте общение с другими детьми на прогулках, приглашайте маленьких друзей к себе домой, учите их ролевым играм, берите их на общественные мероприятия.
Ребенок, посещавший детский сад, личностно и социально-психологически гораздо лучше подготовлен к школе, чем ребенок, оставшийся дома.
Эмоционально-волевая
Готовность к выполнению академических заданий. У тех, кто до школы много занимался с репетиторами и в коррекционных центрах, а также у тех, кто не сталкивался с репетиторством, также могут возникнуть трудности. Первые будут глубоко разочарованы, потому что им не будут интересны уроки. Для последних процесс обучения будет затруднен: они не будут понимать задания, а посещение 40-минутных занятий превратится в испытание.
Как организовать подготовку:
- Научите их уважать распорядок дня,
- Научите ребенка быть прилежным,
- Не перегружайте детей слишком большим количеством уроков,
- «Не перегружайте детей слишком большой нагрузкой,
- Помните, что игра — это самая важная форма деятельности в дошкольном возрасте.
Когда ребенок начнет ходить в школу, он должен привыкнуть к чередованию видов деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такая ротация готовит их к чередованию уроков и перемен.
Интеллектуальная
Готовность к умственному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Это не значит уметь читать и писать, говорить по-английски и знать наизусть цитаты из «Евгения Онегина». Речь идет об умении логически мыслить — к этому времени уже должна быть заложена основа аналитического мышления.
Какое это может быть образование:
- Обучение решению простейших логических детских головоломок,
- Разгадывайте вместе детские загадки, пародии и кроссворды,
- Чаще задавайте вопрос «Почему?»,
- Играйте вместе в развивающие настольные игры,
- купить Лего, строительные блоки и головоломки,
- Развивать мелкую моторику (лепка, рисование, декоративно-прикладное искусство, песочная терапия).
Тесты IQ для шестилетних детей показывают, насколько хорошо они интеллектуально и психологически подготовлены к школе.
Мотивационная
Это один из самых важных психологических аспектов готовности к школе. Это требует формирования позитивного отношения к:
Уважаемые родители первоклассников! Команда «Белый кролик» желает вам и вашим детям успехов в подготовке к школе, мы рады помочь!
Что нужно уметь к первому классу
Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок должен овладеть до начала обучения в школе. Ниже приведен их список:
- Уход за собой. Ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться и одеваться, а также содержать в порядке свои личные вещи. Очень важна личная гигиена, т.е. ребенок должен чистить зубы утром и вечером и быть опрятным в течение дня, т.е. поправлять свою одежду и прическу, когда это необходимо.
- Ребенок должен иметь возможность свободно говорить о себе, своих увлечениях и членах семьи.
- Будьте дружелюбны к другим детям и понимайте, что в общении со сверстниками и взрослыми для вашего ребенка действуют разные правила. Он должен знать, как обращаться к учителям, как здороваться и прощаться. Он должен знать основные правила этикета, т.е. говорить «спасибо» и «пожалуйста».
- Он должен уметь различать гласные и согласные звуки, писать печатные буквы и читать простые тексты.
- Он/она должен быть знаком с русскими народными сказками и знать имена великих русских поэтов и писателей.
- Он/она может различать утро, день и вечер, знает названия месяцев, дней недели и времен года.
- Способность пересказать услышанный или прочитанный текст или составить рассказ по картинке.
- Базовые знания основных геометрических фигур: Квадрат, круг, треугольник и т.д.
- Достаточная выносливость, чтобы ребенок мог сидеть и внимательно слушать учителя в течение 30-40 минут.
- Знание цветов и оттенков.
- Знать числа от 1 до 10. Называть числа в прямом и обратном порядке.
- Способность различать одушевленные и неодушевленные предметы.
- Способность сравнивать объекты по их размеру.
- Возможность найти лишнее (масло, сыр, колбаса, пластилин — что лишнее?).
- Ребенок должен сопоставить предметы в соответствии с определенными общими категориями. Например, чашка, кружка, вилка — это посуда и т.д.
- Знать части человеческого тела и уметь их рисовать.
- Должен вести себя одинаково по отношению к сверстникам и отстаивать свою точку зрения. Он не должен вести себя агрессивно по отношению к ним.
- Он должен адекватно реагировать, когда кто-то не согласен с ним.
- Он должен быть достаточно здоров, чтобы посещать школу.
Это означает, что ребенок уже овладел всеми навыками до поступления в первый класс. Конечно, большую роль в этом процессе играют детские сады и родители, поскольку они создают определенные рамки, в которых должно происходить дальнейшее обучение.
С какими стрессами ребенок может столкнуться
Когда ребенок поступает в первый класс, для него естественно волнение, потому что он находится в незнакомой и чужой среде.
Все дети, впервые поступающие в школу, испытывают следующие виды тревоги:
- Иммунитет. Ребенок попадает в большую группу детей и взрослых, которые страдают различными заболеваниями. Кто-то чихает, кто-то кашляет, и это происходит не на улице, а в помещении. Поэтому вполне естественно, что дети контактируют с различными вирусами в классе, в коридоре или в столовой.
- В социальном плане. Школа — это всегда новое сообщество, где каждый готов играть свою роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям и занять определенное место в обществе.
- Академическая. Это включает не только выполнение домашнего задания, но и необходимость тихо сидеть в классе в назначенное время и поднимать руку, если он хочет что-то сказать или ответить на вопрос учителя.
В этом случае полезной будет предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому вам следует отдать ребенка в ясли или детский сад как минимум за год до начала обучения в школе, если он еще не посещал их. Здесь он столкнется с теми же ситуациями, что и в школе (группа детей, разные социальные роли, та же учебная тревожность, только в более легкой форме).
Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически
Важно говорить не только об умственной готовности ребенка к школе, но и об уровне психологической зрелости, позволяющем ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и его благополучие.
Психологическая готовность к обучению означает, что у ребенка есть предпосылки для приобретения «школьных» качеств в дальнейшем.
Психолог О. А. Карабанова перечисляет различные характеристики и способности ребенка, которые показывают его психологическую готовность к обучению в школе:
- Способность ребенка выполнять учебные действия под руководством учителя, а затем самостоятельно.
- Наличие предпосылок для изучения системы научных понятий.
- Способность сотрудничать и взаимодействовать с другими детьми и учителями.