Как подготовить ребёнка к школе. Как подготовить ребенка к школе психологически.

Если ребенок правильно отвечает на 10 вопросов, он считается готовым к школе. Однако важно выяснить, как ребенок относится к школе и хочет ли он учиться.

Развивашки, персональные педагоги, танцы… Нужно ли всё это для психологической подготовки детей к школе?

Сейчас модно, чтобы ваш ребенок принимал участие в различных «развивающих занятиях», пока он еще в пеленках. В возрасте одного года вы показываете им карточки с буквами и пытаетесь научить их читать. В два года вы должны разговаривать с ними как взрослый. В три года вы ведете его в танцевальный класс. В четыре года у него есть свои «учителя». В пять лет его отправляют в местный центр развития ребенка. А в шесть лет психолог вдруг понимает, что он еще не готов пойти в первый класс и постичь гранит науки. В наши дни такая ситуация уже не редкость.

Есть и другая крайность — родители, выступающие за беззаботное детство. Они предоставляют малыша самому себе, считая, что скоро его погрузят в школу, то есть, по крайней мере, пока он ходит и отдыхает. Никакой развивающей деятельности, никакой социализации, никакого базового образования — и в этих случаях психолог приходит к тому же выводу.

Родители должны четко знать, в чем заключается психологическая подготовка к школе, когда она начинается и какова их роль в этом процессе.

Со скольких лет начинать

2

Когда должна начаться психологическая подготовка ребенка к дошкольному учреждению? Большинство родителей уверены, что за год до школы. Некоторые сомневаются, что немного раньше — 1,5-2 года. И уж точно все удивятся, услышав мнение детского психолога — о подгузниках.

Однако это не означает, что первые шесть лет жизни ребенка дошкольного возраста должны состоять исключительно из учебных занятий и регулярных уроков. Процесс подготовки должен быть максимально щадящим, плавным и постепенным. Без стрессов и чрезмерных требований — иначе бедный первоклассник потеряет желание учиться уже к 1 сентября.

Рекомендация родителям. Каждый год в жизни ребенка-дошкольника отмечен развитием определенной психической направленности. Изучите его. Например, в один год он должен начать активно тренировать мелкую моторику. В 2 — пополнить словарный запас. В 3 года — чтобы познакомить его с окружающим миром. В 4 года — нужно начинать вовлекать его в социальную адаптацию. В 5 — способствовать раскрытию творческого потенциала. В 6 лет все это нужно привести к общему знаменателю — психологической готовности к школе.

Это интересно:  Дельные советы, как удалить ржавчину с металла в домашних условиях народными средствами. Как убрать ржавчину с металла

Составляющие элементы

Специалисты выделяют 4 типа психологической готовности к школе.

Личностно-социальная

Готовность к общению и взаимодействию. Прежде всего, со взрослыми:

  • Понимать авторитет учителя, уважать его и беспрекословно подчиняться ему,
  • не бояться,
  • принять их как личность,
  • чувствовать и держаться на расстоянии,
  • Делайте то, что он говорит.

Как построить эту готовность: Расширение круга общения с незнакомыми взрослыми, воспитание элементарного уважения к старшим. Приглашайте друзей к себе домой, вовлекайте ребенка в беседы с врачом в поликлинике, продавцом в магазине или другими родителями на детской площадке.

Во-вторых, будьте готовы общаться и взаимодействовать со сверстниками:

  • Способность работать в составе команды,
  • быть дружелюбным и неконфликтным,
  • знают о поддержке друг друга,
  • имеют представление о дружбе.

Как смоделировать эту готовность: не пренебрегайте детским садом, поощряйте общение с другими детьми на прогулках, приглашайте маленьких друзей к себе домой, учите их ролевым играм, берите их на общественные мероприятия.

Ребенок, посещавший детский сад, личностно и социально-психологически гораздо лучше подготовлен к школе, чем ребенок, оставшийся дома.

Эмоционально-волевая

Готовность к выполнению академических заданий. У тех, кто до школы много занимался с репетиторами и в коррекционных центрах, а также у тех, кто не сталкивался с репетиторством, также могут возникнуть трудности. Первые будут глубоко разочарованы, потому что им не будут интересны уроки. Для последних процесс обучения будет затруднен: они не будут понимать задания, а посещение 40-минутных занятий превратится в испытание.

Как организовать подготовку:

  • Научите их уважать распорядок дня,
  • Научите ребенка быть прилежным,
  • Не перегружайте детей слишком большим количеством уроков,
  • «Не перегружайте детей слишком большой нагрузкой,
  • Помните, что игра — это самая важная форма деятельности в дошкольном возрасте.

3

Когда ребенок начнет ходить в школу, он должен привыкнуть к чередованию видов деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такая ротация готовит их к чередованию уроков и перемен.

Интеллектуальная

Готовность к умственному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Это не значит уметь читать и писать, говорить по-английски и знать наизусть цитаты из «Евгения Онегина». Речь идет об умении логически мыслить — к этому времени уже должна быть заложена основа аналитического мышления.

Это интересно:  10 правил ухода за стиральной машиной. Как ухаживать за стиральной машиной.

Какое это может быть образование:

  • Обучение решению простейших логических детских головоломок,
  • Разгадывайте вместе детские загадки, пародии и кроссворды,
  • Чаще задавайте вопрос «Почему?»,
  • Играйте вместе в развивающие настольные игры,
  • купить Лего, строительные блоки и головоломки,
  • Развивать мелкую моторику (лепка, рисование, декоративно-прикладное искусство, песочная терапия).

Тесты IQ для шестилетних детей показывают, насколько хорошо они интеллектуально и психологически подготовлены к школе.

Мотивационная

Это один из самых важных психологических аспектов готовности к школе. Это требует формирования позитивного отношения к:

Уважаемые родители первоклассников! Команда «Белый кролик» желает вам и вашим детям успехов в подготовке к школе, мы рады помочь!

Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок должен овладеть до начала обучения в школе. Ниже приведен их список:

  • Уход за собой. Ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться и одеваться, а также содержать в порядке свои личные вещи. Очень важна личная гигиена, т.е. ребенок должен чистить зубы утром и вечером и быть опрятным в течение дня, т.е. поправлять свою одежду и прическу, когда это необходимо.
  • Ребенок должен иметь возможность свободно говорить о себе, своих увлечениях и членах семьи.
  • Будьте дружелюбны к другим детям и понимайте, что в общении со сверстниками и взрослыми для вашего ребенка действуют разные правила. Он должен знать, как обращаться к учителям, как здороваться и прощаться. Он должен знать основные правила этикета, т.е. говорить «спасибо» и «пожалуйста».
  • Он должен уметь различать гласные и согласные звуки, писать печатные буквы и читать простые тексты.
  • Он/она должен быть знаком с русскими народными сказками и знать имена великих русских поэтов и писателей.
  • Он/она может различать утро, день и вечер, знает названия месяцев, дней недели и времен года.
  • Способность пересказать услышанный или прочитанный текст или составить рассказ по картинке.
  • Базовые знания основных геометрических фигур: Квадрат, круг, треугольник и т.д.
  • Достаточная выносливость, чтобы ребенок мог сидеть и внимательно слушать учителя в течение 30-40 минут.
  • Знание цветов и оттенков.
  • Знать числа от 1 до 10. Называть числа в прямом и обратном порядке.
  • Способность различать одушевленные и неодушевленные предметы.
  • Способность сравнивать объекты по их размеру.
  • Возможность найти лишнее (масло, сыр, колбаса, пластилин — что лишнее?).
  • Ребенок должен сопоставить предметы в соответствии с определенными общими категориями. Например, чашка, кружка, вилка — это посуда и т.д.
  • Знать части человеческого тела и уметь их рисовать.
  • Должен вести себя одинаково по отношению к сверстникам и отстаивать свою точку зрения. Он не должен вести себя агрессивно по отношению к ним.
  • Он должен адекватно реагировать, когда кто-то не согласен с ним.
  • Он должен быть достаточно здоров, чтобы посещать школу.
Это интересно:  Что подарить вместо букета цветов. Что подарить вместо цветов на день рождения.

Это означает, что ребенок уже овладел всеми навыками до поступления в первый класс. Конечно, большую роль в этом процессе играют детские сады и родители, поскольку они создают определенные рамки, в которых должно происходить дальнейшее обучение.

4

С какими стрессами ребенок может столкнуться

Когда ребенок поступает в первый класс, для него естественно волнение, потому что он находится в незнакомой и чужой среде.

Все дети, впервые поступающие в школу, испытывают следующие виды тревоги:

  • Иммунитет. Ребенок попадает в большую группу детей и взрослых, которые страдают различными заболеваниями. Кто-то чихает, кто-то кашляет, и это происходит не на улице, а в помещении. Поэтому вполне естественно, что дети контактируют с различными вирусами в классе, в коридоре или в столовой.
  • В социальном плане. Школа — это всегда новое сообщество, где каждый готов играть свою роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям и занять определенное место в обществе.
  • Академическая. Это включает не только выполнение домашнего задания, но и необходимость тихо сидеть в классе в назначенное время и поднимать руку, если он хочет что-то сказать или ответить на вопрос учителя.

В этом случае полезной будет предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому вам следует отдать ребенка в ясли или детский сад как минимум за год до начала обучения в школе, если он еще не посещал их. Здесь он столкнется с теми же ситуациями, что и в школе (группа детей, разные социальные роли, та же учебная тревожность, только в более легкой форме).

5

Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически

Важно говорить не только об умственной готовности ребенка к школе, но и об уровне психологической зрелости, позволяющем ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и его благополучие.

Психологическая готовность к обучению означает, что у ребенка есть предпосылки для приобретения «школьных» качеств в дальнейшем.

Психолог О. А. Карабанова перечисляет различные характеристики и способности ребенка, которые показывают его психологическую готовность к обучению в школе:

  • Способность ребенка выполнять учебные действия под руководством учителя, а затем самостоятельно.
  • Наличие предпосылок для изучения системы научных понятий.
  • Способность сотрудничать и взаимодействовать с другими детьми и учителями.

6

Оцените статью