Уважаемые читатели, если вы считаете, что эта статья неадекватна или написана плохо, и если вы обладаете большим количеством знаний по этой теме, мы очень рады будем, если вы поделитесь ими с нами. В случае, если представленный материал не удовлетворяет вашим ожиданиям, и ваш поиск информации продолжается, пожалуйста, вернитесь к нам позже и поделитесь открытием того, что вы нашли. Таким образом, вы предоставите ценную информацию тем, кто придет после вас, и они будут вам благодарны.
Сколько детей было у Адама и Евы
В соответствии с Библией, представляющей важные текстовые основы как в христианской, так и в иудейской традиции, Адам и Ева считаются первыми людьми на Земле. В книге Бытия, одной из ключевых частей христианской Библии, изложена основная история их существования, которая включает в себя моменты их сотворения, грехопадения, изгнания из Эдемского сада, и, что особенно важно, последующего распространения их потомков по всему миру.
Существует две основные библейские версии относительно появления первых людей на земле. Первая версия утверждает, что Адам и Ева были созданы одновременно, как творение, произошедшее сразу же после создания животных, птиц и рыб. Вторая версия предполагает, что сначала Бог создал только Адама, а затем, ставя его бок о бок с ним, создал первую женщину — Еву.
Два сына Адама и Евы
В Библии рассказывается, что в Эдемском саду, месте, где жили Адам и Ева, находилось дерево познания добра и зла. Бог строго запретил им вкушать плоды этого дерева, но, поддавшись влиянию змея, Ева приняла решение нарушить этот запрет и побудила Адама сделать то же самое.
Последствия их непослушания привели к изгнанию их из Эдемского сада.
Грех вошел в жизнь человечества, и вместе с ним пришли страдания и боль. Адам и Ева прожили в Эдемском саду всего семь лет, что является достаточно символичным в контексте их предстоящих испытаний.
На изображении представлено, как Адам и Ева находились в Эдемском саду.
После изгнания из рая Ева родила своего первого сына, Каина, который стал первенцем на земле, а затем родила Авеля. Согласно традиции Ветхого Завета, Каин занялся земледелием, в то время как Авель стал пастухом. Однажды оба принесли свои дары Богу, но жертва Авеля была принята с благосклонностью, что вызвало у Каина чувство зависти и вынудило его совершить злодеяние. В конечном итоге Каин убил Авеля, и за это получил жестокое наказание: его труд по земледелию более не приносил ему удовлетворения и успеха.
После этого Каин провел много лет в скитаниях и в конце концов женился. У него родилась семья, и у него появилось несколько сыновей:
Согласно некоторым источникам, существует мнение, что Каин взял в жены свою сестру, по имени Абана. Однако другие авторы утверждают, что у Каина была своя супруга даже до его преступления, поскольку представляется маловероятным, что кто-то согласился бы выйти замуж за братоубийцу.
На картине изображена смерть Авеля.
Другие дети первых людей на Земле
Согласно ветхозаветным источникам, люди тех времен жили от 800 до 900 лет. По прошествии времени, после изгнания Каина, Ева родила еще одного сына по имени Сиф. На тот момент Адаму исполнилось около 130 лет.
Сиф стал основой всей родословной человечества; именно через него в мир пришел Мессия, Иисус Христос.
Библия утверждает, что Адам жил 800 лет после своего создания, и за это время у Евы родилось 30 сыновей и 30 дочерей, что в общей сложности составляет 63 ребенке, которые впоследствии расселились по всей планете.
Как еврейские, так и христианские источники согласны с тем, что жены Каина, Еноха и других их потомков были их сестрами. Это объяснение не противоречит природе происходящего, поскольку когда Адам и Ева находились в Эдемском саду, Бог повелел им: «Плодитесь и размножайтесь».
С точки зрения теологии, необходимо было, чтобы человечество размножалось, и поэтому их браки с близкими родственниками были приемлемыми. Разделение понятий братской и сестринской любви пришло значительно позже в историю.
«Не хорошо быть человеку одному», — упоминается в Библии. Создав жену, Бог подтвердил свою важнейшую задумку — дать человеку возможность жить в любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Создание Адама и Евы.
На данной иллюстрации представлен образ Адама и Евы в интерпретации художника Александра Сулимова.
Адам и Ева были созданы Богом по его образу и подобию на шестой день творения. Согласно Библии, Адам был создан «из праха земного», и Бог наделил его душой. По еврейскому календарю, дату создания Адама можно отнести к 3760 году до нашей эры.
Бог поместил Адама в Эдемский сад, где он получил разрешение есть от любых деревьев, за исключением дерева познания добра и зла. Адам был предназначен не только для заботы о саде, но и для именования всех животных и птиц, созданных также Богом. Ева же была создана как его помощница.
Создание Евы одновременно с Адамом подчеркивает концепцию двойственности в человечестве. В книге Бытия акцентируется, что «не хорошо быть человеку одному». Следовательно, создание женщины отражает один из главных замыслов Бога — даровать мужчине жизнь, полную любви, поскольку «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Адам — это венец творения, созданного Богом, он обладает королевским достоинством и является правителем вновь созданного мира.
Где находился Эдемский сад?
В современности мы сталкиваемся с сенсационными новостями о том, что местонахождение Эдемского сада найдено. Тем не менее, место каждого нового «открытия» отличается от предыдущего. Библия описывает окружающий сад ландшафт и в ней, в частности, упоминаются конкретные географические названия, такие как Эфиопия и названия четырех рек, среди которых — Тигр и Евфрат. Это привело многих, включая библейских учёных, к выводу, что Эдемский сад расположен где-то в ближневосточном регионе, который в современности известен как долина рек Тигр и Евфрат.
В настоящее время существуют различные теории касательно расположения Эдемского сада, однако доказательств, подтверждающих какую-либо из этих теорий, нет.
Искушение.
Неизвестно, как долго Адам и Ева провели в Эдемском саду, но согласно Книге Юбилеев, они находились там около семи лет, пребывая в состоянии невинности и чистоты.
Змей, который был «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», обманул и убедил Еву попробовать плод запретного дерева познания добра и зла. Сначала Ева отказывала, ссылаясь на заповедь Бога, который предостерег их от употребления плодов этого дерева, утверждая, что на вкус они приведут к смерти. Но змей соблазняет Еву, обещая ей, что, если она употребит плод, она не умрет, а станет как Бог, зная добро и зло. Как известно, Ева не устояла перед искушением и совершила свой первый грех.
Почему именно змей выступает как символ зла?
Змей является важным символом в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают свою кожу, они часто ассоциировались с возрождением и циклом жизни и смерти. Поэтому образ змеи присутствовал в ритуалах плодородия, особенно связанных с сезонными циклами природы.
Для еврейского народа змея стал символом многобожия и идолопоклонства, воспринимаемым как естественный враг Яхве и монотеизма.
Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?
Сравнение — пусть и косвенное — между человеком и Богом породило в сознании Евы теофобию и любопытство. Эти чувства и стали основными факторами, приведшими Еву к сознательному нарушению Божьей заповеди.
Корни грехопадения Адама и Евы заключаются в их свободной воле. Нахождение в состоянии греха было предложением, а не принуждением. Оба, и мужчина, и женщина, по своей инициативе участвуют в собственном падении, так как без свободы воли не существует ни греха, ни зла. Дьявол лишь провоцирует на грех, но не заставляет совершать его.
История грехопадения.
На картине Лукас Кранах Старший изображает Адама и Еву.
Адам и Ева, поддавшись искушению дьявола (змея), совершили первый грех. Адам, соблазненный своей женой, нарушил заповедь Господа и съел плод с дерева познания добра и зла. В результате они оба испытали гнев Творца. Первые воздействия греха начали проявяться в их жизни как постоянное чувство стыда и тревоги, они безуспешно пытались скрыться от Бога. Когда их позвал Творец, они начали винить друг друга: Адам обвинил свою жену, а Ева, в свою очередь, обвинила змея.
На Адама и Еву легло суровое наказание после их грехопадения. Следует отметить, что природа человека была изменена: грех стал паразитом, в жизнь вошли болезни, вместо изначальной благодати человек начал испытывать страдания. Из-за грехопадения люди потеряли свою изначальную праведность и бессмертие. Грех, совершенный Адамом, был передан всем его потомкам, и именно поэтому он обрел название «первородный грех».
Падение Адама и Евы стало роковым в истории человечества. После этого греха порядок, установленный Богом, был нарушен, и на его место пришел дьявольский порядок; люди начали стремиться стать богами и перестали следовать Богу. Через грехопадение Адам и Ева впустили грех в свою природу и в природу всех своих потомков.
Первородный грех заключается в том, что, отвергнув данную ему Богом цель существования — стать подобным Богу, человек ушел от своей истинной сущности. Первородный грех включает в себя все будущие попытки греха человечества, его изначальную природу и начало проявления зла.
Последствия греха Адама и Евы коснулись всего человечества, которое унаследовало их греховную натуру.
На шестой день творения Бог создал человека из праха земного и назвал его Адамом. На иврите это имя буквально переводится как «красный». Вероятно, оно связано с adamah — землей (в данном случае красной земляной массой). Таким образом, имя первого человека непосредственно связано с его происхождением.
Общечеловеческое значение природы первого человека
Адам и Ева, как первые люди, являются прародителями всей человеческой расе. До и после них не было другого корня, из которого возникло бы человечество. В Бытии 2:5 упоминается, что до создания Адама не существовало человечества, способного обрабатывать землю. В Бытии 3:20 объясняется, как женщина получила свое имя Ева (на иврите хавва — «жизнь»), так как она стала матерью всех живых существ, являясь предками человеческого рода. Священные генеалогии Ветхого Завета подтверждают единство человеческого рода начиная с Адама до сегодняшнего дня (Быт. 5:1; 1 Пар. 1), а также в Новом Завете, где евангелист Лука в родословии Иисуса Христа указывает на то, что Христос не только Сын Божий, но и потомок Адама (Лк. 3:23-38). В Деяниях апостолов утверждается, что весь род человеческий был создан «из одной крови» (Деян. 17:26).
Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Коринфянам 15:47), но также и «образом будущего» (Римлянам 5:14), имея в виду Иисуса Христа, Который пришел в мир, чтобы «обновить» падшего Адама, «первого» и «перстного» человека (1 Кор. 15:47). Второй человек — это Иисус Христос, Который также носит титул «последний Адам» (1 Кор. 15:47, 45). Сравнивая первого и второго Адама, апостол указывает на то, что от «первого» человека христианин наследует природу, испорченную грехом и подверженную неизбежной смерти, а от «небесного» человека (1 Кор. 15:48) — обновленную природу, предназначенную к вечной жизни. «Как крылатые, так и крылатые; и как небесные, так и небесные». И как мы носили образ перстного, так будем носить образ небесного» (1 Кор. 15:48-49). Поскольку христианин является сыном Адама по рождению и рожден сугубо во Христе, он постоянно находится в отношении с первым и вторым Адамом. Он призваны, по словам апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22, 24).
Святой Ириней Лионский, ссылаясь на святого Павла, учит о двух Адамах, утверждая, что «в первом Адаме мы оскорбили Бога непослушанием Его заповеди» и что «во втором Адаме мы примирились с Ним, потому что были послушны Ему даже до смерти». При искуплении, по мнению этого святого, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество и открыл нам спасение, чтобы то, что мы потеряли в Адаме, вновь было обретено во Христе Иисусе.»
Идея универсальности первого человека относительно природы затрагивается в литургической традиции православной церкви. Святой Григорий Нисский считает, что «это имя Адам дано сотворенному человеку не как личности, а как виду в целом».
Некоторые христианские мыслители (например, В.С. Соловьев, протоиерей С. Булгаков), пытались постичь универсальную природу Адама, порой впадая в спекулятивные конструкции, в результате чего первый человек становился не ипостасью с универсальной природой, а многополюсным образом, в котором каждый конкретный человек уже волшебным образом присутствовал в своей индивидуальности. Ошибки в антропологии неизбежно приводят к неправильному пониманию и в области сотериологии, а также искажению учений о первородном грехе и искуплении через второго Адама, Иисуса Христа.
Предания об Адаме и Еве у разных народов
Сказания об Адаме и Еве сохранились в более или менее измененных формах в культурах большинства древних народов, а особенно среди семитских племен.
Библейские предания о первых людях имеют аналогии в персидской «Зед-Авесте». По этому тексту, Ормузд создал первого человека из различных природных элементов — огня, воды, воздуха и земли и вдохнул в него бессмертную душу. В Эдемском саду произрастает дерево жизни, Хом, плоды которого даруют бессмертие. Мстительный Ариман в обличии змея приходит к прародителям, соблазняет их и лишает их счастья бессмертного бытия. В соответствии с персидскими легендами, грифы охраняют загадочную золотую гору.
Как утверждает Брокгауз, как евреи, так и персы пользовались рассказами о первых людях из древних ассиро-вавилонских источников, поскольку аналогичные сказания находятся в клинописных надписях, датируемых около 2000 года до нашей эры, что предшествовало как Моисею, так и Зороастру. Эти материалы были найдены в последние годы в развалинах древней Ниневии. На фрагменте плитки из коллекции найденных табличек, хранящихся в Британском музее, можно прочитать: «После того как боги создали живые существа, скот, животных и пресмыкающихся на поле, бог (Хао) создал двух». Здесь, безусловно, имеется в виду создание первого человека, и, следовательно, ассирийский миф созвучен библейскому повествованию. Аналогичные параллели между библейским текстом и вавилонскими мифами можно обнаружить в ассирийских источниках, где даже изображены сцены грехопадения. На рельефе, хранящемся в Британском музее, представлены мужчина и женщина, сидящие под деревом и протягивающие руки к его плодам, а за ними, среди этого события, виднется змея. В другом рельефе изображено дерево, покрытое плодами, и вокруг него парящие крылатые фигуры. Первый рельеф явно изображает событие поедания запрещенного плода, а второй — изгнание из рая, на которое были назначены херувимы.
Позднейшие учения переняли идеи о сотворении у иудеев и христиан, однако степень «творческой переработки» различалась. Например, в Коране фиксируется, что Бог создал тело из глины, а душу — из огня. Все ангелы признали новое творение, за исключением одного, Еблиса, который отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. На небесах была создана Ева. В целях мести Еблис соблазнил первых людей и изгнал их на землю. Однако Бог проявил милосердие к покаявшемуся Адаму и послал архангела Гавриила, чтобы обучить его Божьим заповедям в том месте, где впоследствии был основан храм в Мекке. Адам, строго следуя заповедям, смог на протяжении двух тысяч лет вновь найти свою супругу на горе Арарат, после чего стал похороненным на горе Абукай, расположенной недалеко от Мекки.
Иконография
Спуск в ад. Дионисий. 1502-1503. |
Образы Адама и Евы в искусстве основаны на текстах книги Бытия (Быт 2, 7-25; Быт. 3, 1-24; Быт. 4, 1-2). Самый ранний и наиболее распространенный сюжет в памятниках христианского искусства — это грехопадение Адама и Евы, примеры можно видеть в росписях катакомб Сан-Дженнаро в Неаполе III века, а также святых Петра и Марцеллина в Риме, которые относятся к 2-й половине III — первой половине IV века; росписях синагоги Дура-Европос в Сирии, датируемой около 250 годом; росписи гробницы Аврелия в Риме III века и саркофаге Юния Басса, 359 года (Музеи Ватикана). В изображениях, как правило, Адам и Ева представлены обнаженными, стоящие у дерева познания добра и зла, вокруг которого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с Адамом изображен сноп колосьев, а рядом с Евой — овца, что символизирует их новая деятельность после изгнания из рая.
Сказания о Адаме и Еве также детально изображены на миниатюрах самых первых манускриптов.
Традиция сопоставления Христа с Адамом, а также предание о том, что Голгофа, место распятия Спасителя, также является местом, где был похоронен Адам, привели к изображению Адама или его головы в композитах распятия. Идея о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама, четко выражена в иконографии: капли крови из ран Христа падают на голову Адама. Изображение головы Адама в пещере под Голгофой рассматривается с IX века. В византийском искусстве можно найти композиции, где Адам и Ева, воскресшие из мертвых, изображены по обе стороны Голгофы. Эта деталь может быть объяснена влиянием иконографии сошествия в ад, известной с IX века. Адам изображается как седовласый старец в тунике, тогда как Ева как молодая жена, одетая в красное, держащая в руках швабру.
Адам и Ева также изображены стоящими на коленях по обе стороны от Этимахии (приготовленного для него трона) в композиции «Второй суд». Адам часто изображается на храмовых росписях как старейший среди праотцев и пророков Ветхого Завета.
В западной иконографии широко распространен тип «распятия», где полуфигура Адама находится у подножия креста.
На шестой день творения Бог создал человека из праха земного и дал ему имя Адам. На иврите это имя буквально означает «красный». По всей видимости, это слово является производным от adamah — земля (красная земля). Таким образом, имя первого человека имеет прямую связь с его происхождением.
Что было сразу после изгнания?
Библия не предоставляет обширной информации о жизни наших предков на земле, и детали их существования остаются довольно неясными. Есть только два факта: Адам нарек свою жену Евой, потому что она стала матерью всех живых существ (Бытие 3:20); и Господь послал с небес людей, наделив Адама и его жену кожаными одеждами (Бытие 3:21).
Имя «Ева» на иврите «хабба» означает «жизнь». Вызывает вопрос, как жизнеутверждающее имя подойдет женщине, приговоренной к исходу — смерти? Имя Ева, явно древнееврейское, становится пророческим, поскольку Ева станет матерью Спасителя, Богочеловека Иисуса Христа, второго Адама, которого апостол Павел называет животворящим Духом (1-е Коринфянам 15:45). Именно поэтому ей было дано имя, символизирующее жизнь.
Что касается «кожаных одежд», то библейские комментаторы обычно воспринимают их как символизирующие смертное тело, данное человеку после его изгнания с небес. Происхождение этих одежд было наполнено символизмом, поскольку они были сделаны из шкур убитых животных. Тела наших прародителей были уязвимы, подвержены болезням и старению. Бог предостерег: «В тот день, когда ты вкусишь от дерева познания добра и зла, ты непременно умрешь» (Бытие 2:17). Однако смерть не пришла мгновенно, а раскрывалась постепенно, уничтожая человека, который стал далеким от Бога. В своих трудах блаженный Феодорит Кирский, живший в пятом веке, утверждал: «Человек погруженный в грех, ожидает своей смерти ежедневно».
Чем занимались наши прародители в обычном мире?
Сложно не заметить, что мир вскоре стал непривычным и враждебным к человеку, который не выполнил своего предназначения, которое, как писал Максим Исповедник, заключалось в том, чтобы самим стать святыми и привести весь созданный мир к Богу. Адам и Ева оказались вынуждены адаптироваться к жизни в новой реальности, которая была холодной и беспощадной.
В поте лица твоего будешь есть хлеб твой (Бытие 3:19). Это определение Бога для падшего человека подразумевает, что Адам и его потомки теперь должны были много трудиться, обрабатывая землю, научиться пахать и сеять, а также выкорчевывать тернии и чертополох, которые препятствовали нормальному урожаю. Важность в наличии пищи, которая заменила бы древо жизни и стала бы новым источником жизненной энергии, была несомненно велика, ведь прежде этого источник жизни постепенно истощался.
Также им предстояло приручить тех животных, которых Бог привел к Адаму с целью их именования (см. Бытие 2:19). Адам и Ева должны были думать о защите от неблагоприятных погодных условий и других вызовов окружающего их мира.
Тем не менее, пожалуй, самым трудным испытанием для Адама и Евы оказалась необходимость смириться с тем, что прекрасная жизнь на небесах и радость близкого общения с Богом остались позади. В одном из стихов, который поется в церкви в субботу перед Великим постом, так и говорится:
«Адам сидел в Эдемском саду и плакал над своей наготой: «Горе мне, обманутому злом, которое прельстило меня и увело от славы!»
(Перевод: Адам сидел по ту сторону рая, печально думая о своем обнажении: «Скорблю о том, что зло обмануло меня и лишило блаженства Божьего.»).
Сколько детей было у Адама и Евы?
Тема детей в данной истории очень важна. Ведь для человека, обремененного смертью, есть только один способ сохранить себя в вечности — это усыновить детей, создавать новые поколения, которые будут сменять друг друга и также сталкиваться с теми же вызовами. Не случайно Библия больше не ставит Адама и Еву в центр повествования после их изгнания из рая. Они становятся именно предками, исходной точкой для следующих поколений, о которых продолжается основная повествовательная линия.
Адам и Ева возложили большие надежды на своего первенца Каина. «Я приобрела себе мужа от Господа» (Бытие 4:1), — произнесла Ева, когда родился Каин. Многие библейские комментаторы интерпретируют эти слова как надежду изгнанников на то, что этот ребенок станет «семенем женщины», которое, как обещал Господь, «сотрет голову змея» и вновь откроет ворота рая для всего человечества. Однако, Каин не смог открыть врата рая, а наоборот, углубил вину человека перед Богом, став первым убийцей. Жертва, принесенная его младшим братом Авелем, была более угодна Богу, чем собственная жертва Каина, что так возмутило его, что он убил Авеля. Как пишет святитель Филарет (Дроздов), Каин стал родоначальником «рода отверженных» — людей, которые постепенно деградировали, следуя по пути греховности. За 1500 лет они успели совершить множество злодеяний, что подстегнуло Бога к решению уничтожить все человечество Потопом, оставив лишь праведного Ноя и его семью…
Но у Евы и Адама родился третий сын, Сиф. Согласно библейскому повествованию, линия праведников Ветхого Завета начинается именно с него, а Ной становится его потомком.
Несмотря на это, у Адама и Евы было и много других детей. Из библейского текста предполагается, что их было достаточно много. В прошлом звучали предположения о Каине, который покинул свой родной дом после убийства Авеля и сумел построить город (Бытие 4:17), в котором явно проживало по крайней мере несколько десятков людей.