Власть женщин: что такое матриархат и существовал ли он на самом деле. Матриархат что это такое.

Этническая группа акан составляет большинство населения в республиках Гана и Кот-д’Ивуар. Социальная система аканов представляет собой типичный матриархат: в их семьях все, включая фамилии и имущество, наследуется по материнской линии, а женщины определяют направление развития всего общества.

Власть женщин: что такое матриархат и существовал ли он на самом деле

Изображение двух амазонок на лошадях (Фото Historical Picture Archive / CORBIS / Corbis via Getty Images)

«Было время, когда женщины руководили мужчинами. Это было очень хорошее время!» — говорит героиня фильма «Девочки». Когда фильм вышел на экраны в 1962 году, теории матриархата было уже сто лет, она была опровергнута историками и восстановлена психоаналитиками. И споры о том, было ли такое время в истории человечества или нет, не утихают до сих пор. Разъяснение результатов исследования матриархата

«Секс лучше с хромыми мужчинами» — так, согласно легенде, ответила царица амазонок Адианира скифскому правителю, который предложил ей и женщинам ее племени выбирать сексуальных партнеров из числа его воинов. Легенда описывает амазонок как жестокое племя, в котором мужчин калечили в детстве и держали в качестве слуг. Упоминания об амазонках встречаются во многих древних источниках, от Гомера до Страбона. Иезуитский миссионер Жозеф Франсуа Лафито упомянул о них в начале 18 века, когда говорил о «превосходстве» женщин над мужчинами в своей проповеди перед ирокезами Канады. Он обнаружил эту особенность у других индейцев и описал ее в своей книге «Нравы диких племен Америки в сравнении с нравами первобытных времен», в которой он использовал термин «гинократия» для обозначения власти женщин. В 1775 году другой автор, Джеймс Адэр, в своей «Истории американских индейцев» с нескрываемой неприязнью писал о чероки, живущих «под властью юбок».

Почти сто лет спустя Иоганн-Якоб Бахофен, швейцарский профессор римского права, сопоставил данные из древних источников и более поздних антропологических работ и выдвинул теорию стадий развития общества. По словам Бахофена, это выглядело примерно так:

  • стадия этернализма, на которой в обществе господствуют распущенность и насилие, без института брака и частной собственности,
  • переходный период, когда женщины активно сопротивляются посягательствам мужчин,
  • Демографическая гинократия, в которой преобладает культ материнства, полигиния (многоженство) и матрилинейность (происхождение и наследование по материнской линии).
  • С установлением моногамии, которая делает возможным отцовство и тем самым повышает статус мужчины, возникает патриархат — по мнению Бахофена, кульминация общественного развития.
Это интересно:  Кто зарезал Киру Иванову. Кира иванова за что убили советскую фигуристку.

Современник Бахофена, антрополог Льюис Генри Морган, изучавший традиции определения родства у индейцев, разработал аналогичную теорию о происхождении моногамной семьи из промискуитета. На основе этого он разработал теорию культурной эволюции, которую изложил в своей книге 1877 года «Древнее общество, или Исследование прогресса человечества от дикости через варварство к цивилизации». Фридрих Энгельс в 1884 году дал экономическое обоснование этой теории: в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он описал победу патриархальной частной собственности над матриархальной общей собственностью. К концу девятнадцатого века стало общепринятым мнение, что матриархат был необходимым этапом в развитии общества. Некоторые, как Адаир, описывали его с презрением, другие, как Бахофен, писали о нем поэтические строки, но все ученые соглашались, что это было нечто несовершенное, варварское, противоречащее цивилизации, а иногда и откровенно жестокое, как в мифе об Антианире.

Проблема в том, что все это были теоретические построения, основанные на древних мифах и рудиментарных теориях. Как пишет историк Саймон Пемброк в статье для Оксфордского словаря, и термин «гинократия», и легенды о странных племенах древних писателей были не столько описанием реальной социальной структуры древнего мира, когда правили женщины, сколько проекцией различных страхов — потери мужского статуса, встречи с неизвестным и странным. Что касается теории останков, которая предполагала, что «устаревшие» элементы культуры могут быть использованы для реконструкции прошлого, то идея постепенного развития различных обществ в соответствии с универсальным законом была опровергнута в 20 веке результатами полевых антропологических исследований.

Матриархат как экзотический обычай

Амазонки — это легенда (некоторые даже утверждают, что изначально они были безбородыми монгольскими кочевниками), но авторы, писавшие о матриархате, также ссылались на реальные племена, в которых статус женщин отличался от принятого в патриархальных обществах.

Это интересно:  Население Земли 2022: численность, состав, динамика. Сколько девушек в мире

Например, антрополог Эдвард Бернетт упоминает племя минангкабау в своей статье «Матриархальная семейная система Тайлора» (1896), где впервые было использовано слово «матриархат». Они до сих пор живут в горных районах острова Суматра. Они наследуют свое имущество по женской линии, их дети берут фамилию матери (матрилинейность), а после женитьбы муж переезжает в дом жены (матрилинейность). Подобные традиции существуют среди племени кхаси в индийском штате Мегхалая и в Бангладеш. Здесь женщины становятся главами семей, а мужчины борются за равенство и протестуют против дискриминации даже на языковом уровне: «Слово «дерево» в нашем языке мужского рода, а «древесина» — женского: как только что-то становится полезным, грамматический род слова меняется».

В некоторых обществах полиандрия или полигамия является обычным явлением: среди племен тода и кота в Индии, среди племени иригве в Нигерии, в Тибете, Непале и Бутане. Одной из причин полиандрии являются тяжелые условия труда и потребность в большом количестве мужчин-рабочих. Другой причиной является нежелание делить сельскохозяйственные угодья между наследниками: Если все братья женились на одной женщине, то все они сливались в одну семью, которая продолжала владеть участком земли. Следует отметить, что в данном случае наследование происходит по мужской линии. В некоторых случаях, как у кота, полигамия даже означает, что дэври может свободно вступать в сексуальные отношения со своей невестой. Все это не имеет ничего общего с «женской властью» и вряд ли может считаться признаком матриархата.

Эдвард Тайлор сам предупреждал своих читателей, когда вводил термин «матриархат» для метрических обществ, что не существует такого понятия, как женская власть. В племени кхаси, упомянутом ранее, например, ни одно решение в семье не принимается без участия кни, дяди по материнской линии. В сельских советах почти нет женщин — политическая власть сосредоточена в руках мужчин.

Это интересно:  Личная гигиена и досуг евнухов в султанском дворце. Как евнухи ходили в туалет.

Примером ситуации, когда женщина получает полную власть над общиной, являются албанские бурнеш, заклятые девственницы. На фотографиях они даже выглядят как мужчины — у них короткие стрижки, они носят мужскую одежду, не стесняются сидеть с открытыми ногами и курить. Традиция насчитывает почти пять веков и восходит к тому времени, когда в племени из-за войны или болезни не оставалось мужчин — их место занимала женщина. Приняв клятву безбрачия и став бурнеша, она освобождалась от традиционных женских домашних обязанностей и получала возможность общаться с другими мужчинами, управлять семейными финансами и носить оружие на равных. Однако бурнешам не разрешалось вести активную половую жизнь, и они должны были воздерживаться от брака и деторождения, чтобы сохранить свой статус.

Сегодня этот обычай постепенно исчезает: Отсутствие мужчины как главы семьи больше не является стигмой или угрозой для семьи, и женщине не нужно отказываться от личной жизни, чтобы реализовать свои амбиции. «Тогда, 60 лет назад, лучше было быть мужчиной, потому что женщина и животное считались одним и тем же, — объяснил Бурнеша Паша Кечи в интервью New York Times, — сегодня албанские женщины равны с мужчинами и даже имеют больше власти. Я думаю, что сегодня быть женщиной гораздо интереснее.

Оцените статью