Власть женщин: что такое матриархат и существовал ли он на самом деле. Матриархат что это такое.

Этническая группа акан составляет большинство населения в республиках Гана и Кот-д’Ивуар. Социальная система аканов представляет собой типичный матриархат: в их семьях все, включая фамилии и имущество, наследуется по материнской линии, а женщины определяют направление развития всего общества.

Власть женщин: что такое матриархат и существовал ли он на самом деле

Изображение двух амазонок на лошадях (Фото Historical Picture Archive / CORBIS / Corbis via Getty Images)

«Было время, когда женщины руководили мужчинами. Это было очень хорошее время!» — говорит героиня фильма «Девочки». Когда фильм вышел на экраны в 1962 году, теории матриархата было уже сто лет, она была опровергнута историками и восстановлена психоаналитиками. И споры о том, было ли такое время в истории человечества или нет, не утихают до сих пор. Разъяснение результатов исследования матриархата

«Секс лучше с хромыми мужчинами» — так, согласно легенде, ответила царица амазонок Адианира скифскому правителю, который предложил ей и женщинам ее племени выбирать сексуальных партнеров из числа его воинов. Легенда описывает амазонок как жестокое племя, в котором мужчин калечили в детстве и держали в качестве слуг. Упоминания об амазонках встречаются во многих древних источниках, от Гомера до Страбона. Иезуитский миссионер Жозеф Франсуа Лафито упомянул о них в начале 18 века, когда говорил о «превосходстве» женщин над мужчинами в своей проповеди перед ирокезами Канады. Он обнаружил эту особенность у других индейцев и описал ее в своей книге «Нравы диких племен Америки в сравнении с нравами первобытных времен», в которой он использовал термин «гинократия» для обозначения власти женщин. В 1775 году другой автор, Джеймс Адэр, в своей «Истории американских индейцев» с нескрываемой неприязнью писал о чероки, живущих «под властью юбок».

Почти сто лет спустя Иоганн-Якоб Бахофен, швейцарский профессор римского права, сопоставил данные из древних источников и более поздних антропологических работ и выдвинул теорию стадий развития общества. По словам Бахофена, это выглядело примерно так:

  • стадия этернализма, на которой в обществе господствуют распущенность и насилие, без института брака и частной собственности,
  • переходный период, когда женщины активно сопротивляются посягательствам мужчин,
  • Демографическая гинократия, в которой преобладает культ материнства, полигиния (многоженство) и матрилинейность (происхождение и наследование по материнской линии).
  • С установлением моногамии, которая делает возможным отцовство и тем самым повышает статус мужчины, возникает патриархат — по мнению Бахофена, кульминация общественного развития.
Это интересно:  Защитить, жертвовать собой и даже вырастить яблоньку в космосе. Подвиги женщин – Героев России. Женщины за мужество в каком году

Современник Бахофена, антрополог Льюис Генри Морган, изучавший традиции определения родства у индейцев, разработал аналогичную теорию о происхождении моногамной семьи из промискуитета. На основе этого он разработал теорию культурной эволюции, которую изложил в своей книге 1877 года «Древнее общество, или Исследование прогресса человечества от дикости через варварство к цивилизации». Фридрих Энгельс в 1884 году дал экономическое обоснование этой теории: в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он описал победу патриархальной частной собственности над матриархальной общей собственностью. К концу девятнадцатого века стало общепринятым мнение, что матриархат был необходимым этапом в развитии общества. Некоторые, как Адаир, описывали его с презрением, другие, как Бахофен, писали о нем поэтические строки, но все ученые соглашались, что это было нечто несовершенное, варварское, противоречащее цивилизации, а иногда и откровенно жестокое, как в мифе об Антианире.

Проблема в том, что все это были теоретические построения, основанные на древних мифах и рудиментарных теориях. Как пишет историк Саймон Пемброк в статье для Оксфордского словаря, и термин «гинократия», и легенды о странных племенах древних писателей были не столько описанием реальной социальной структуры древнего мира, когда правили женщины, сколько проекцией различных страхов — потери мужского статуса, встречи с неизвестным и странным. Что касается теории останков, которая предполагала, что «устаревшие» элементы культуры могут быть использованы для реконструкции прошлого, то идея постепенного развития различных обществ в соответствии с универсальным законом была опровергнута в 20 веке результатами полевых антропологических исследований.

Матриархат как экзотический обычай

Амазонки — это легенда (некоторые даже утверждают, что изначально они были безбородыми монгольскими кочевниками), но авторы, писавшие о матриархате, также ссылались на реальные племена, в которых статус женщин отличался от принятого в патриархальных обществах.

Это интересно:  Возвращение мучителя: скопинский маньяк выходит на свободу спустя 17 лет. Маньяк который держал девушек в подвале

Например, антрополог Эдвард Бернетт упоминает племя минангкабау в своей статье «Матриархальная семейная система Тайлора» (1896), где впервые было использовано слово «матриархат». Они до сих пор живут в горных районах острова Суматра. Они наследуют свое имущество по женской линии, их дети берут фамилию матери (матрилинейность), а после женитьбы муж переезжает в дом жены (матрилинейность). Подобные традиции существуют среди племени кхаси в индийском штате Мегхалая и в Бангладеш. Здесь женщины становятся главами семей, а мужчины борются за равенство и протестуют против дискриминации даже на языковом уровне: «Слово «дерево» в нашем языке мужского рода, а «древесина» — женского: как только что-то становится полезным, грамматический род слова меняется».

В некоторых обществах полиандрия или полигамия является обычным явлением: среди племен тода и кота в Индии, среди племени иригве в Нигерии, в Тибете, Непале и Бутане. Одной из причин полиандрии являются тяжелые условия труда и потребность в большом количестве мужчин-рабочих. Другой причиной является нежелание делить сельскохозяйственные угодья между наследниками: Если все братья женились на одной женщине, то все они сливались в одну семью, которая продолжала владеть участком земли. Следует отметить, что в данном случае наследование происходит по мужской линии. В некоторых случаях, как у кота, полигамия даже означает, что дэври может свободно вступать в сексуальные отношения со своей невестой. Все это не имеет ничего общего с «женской властью» и вряд ли может считаться признаком матриархата.

Эдвард Тайлор сам предупреждал своих читателей, когда вводил термин «матриархат» для метрических обществ, что не существует такого понятия, как женская власть. В племени кхаси, упомянутом ранее, например, ни одно решение в семье не принимается без участия кни, дяди по материнской линии. В сельских советах почти нет женщин — политическая власть сосредоточена в руках мужчин.

Это интересно:  Можно ли шлёпнуть непослушного ребёнка. Как правильно шлепать по попе ребенка

Примером ситуации, когда женщина получает полную власть над общиной, являются албанские бурнеш, заклятые девственницы. На фотографиях они даже выглядят как мужчины — у них короткие стрижки, они носят мужскую одежду, не стесняются сидеть с открытыми ногами и курить. Традиция насчитывает почти пять веков и восходит к тому времени, когда в племени из-за войны или болезни не оставалось мужчин — их место занимала женщина. Приняв клятву безбрачия и став бурнеша, она освобождалась от традиционных женских домашних обязанностей и получала возможность общаться с другими мужчинами, управлять семейными финансами и носить оружие на равных. Однако бурнешам не разрешалось вести активную половую жизнь, и они должны были воздерживаться от брака и деторождения, чтобы сохранить свой статус.

Сегодня этот обычай постепенно исчезает: Отсутствие мужчины как главы семьи больше не является стигмой или угрозой для семьи, и женщине не нужно отказываться от личной жизни, чтобы реализовать свои амбиции. «Тогда, 60 лет назад, лучше было быть мужчиной, потому что женщина и животное считались одним и тем же, — объяснил Бурнеша Паша Кечи в интервью New York Times, — сегодня албанские женщины равны с мужчинами и даже имеют больше власти. Я думаю, что сегодня быть женщиной гораздо интереснее.

Оцените статью