По завершении обучения в Школе-студии в 1957 году, Валентин Гафт начал свою карьеру в таких российских театрах, как Московский драматический театр, Театр имени Моссовета и Ленком. В 1967 году он сыграл одну из своих самых удачных ролей в Театре Сатиры — графа Альмавиву в спектакле «Женитьба Фигаро», где его партнёром был знаменитый Андрей Миронов.
Валентин Гафт
Валентин Иосифович Гафт — выдающийся актер советского и российского театра и кино, который стал символом культурного наследия РСФСР и блеском театра «Современник». Его артистизм завоевал сердца зрителей, особенно благодаря ролям в фильмах яркого режиссёра Эльдара Рязанова. Кроме того, он отличался остроумием и был известен как автор эпиграмм, которые часто посвящались его друзьям и коллегам. Валентин Иосифович всегда иронично относился к своему таланту и оказывал дань уважения педагогам русской театральной школы, которые помогли ему на пути к профессии.
Будущий актер увидел свет в Москве в сентябре 1935 года. Его родители, Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафт, были еврейскими мигрантами из Украины. Его отец работал прокурором, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Иосиф Гафт ушел на фронт, оставив шестилетнего сына, который запомнил этот момент навсегда. К счастью, его отец вернулся с войны целым и невредимым, что стало большой радостью для всей семьи.
Семья Гафт проживала на улице Матросская Тишина в Москве, в районе, где в непосредственной близости находились рынок, тюрьма и общежитие. Позже Валентин Иосифович шутил о том, что в детстве его воспринимаемая реальность была «всем миром в миниатюре».
Страсть к театру зародилась у юного Гафта ещё в детском возрасте. В четвертом классе он впервые посетил театральное представление — это был спектакль «Особое задание». Десятилетнему Валентину было настолько впечатляюще, что он даже не замечал актеров на сцене и считал, что действия происходят сами по себе. Позже он принял участие в любительском спектакле в школе, что окончательно убедило его в том, что актерское искусство — это то, чем он хочет заниматься в жизни. В старших классах юноша уже имел ясное представление о своей будущей профессии.
Валентин Гафт в детстве / @tatian_polyak
Подготовка к вступительным экзаменам в театральное училище была для него ответственным этапом. Несмотря на тщательные тренировки, он остался полон сомнений в своих актерских способностях. Решающую поддержку ему оказал Сергей Столяров, с которым Гафт познакомился совершенно случайно в парке «Сокольники». Встретив своего кумиров, Гафт собрался с духом и подошёл к нему с просьбой прослушать его. Столяров не удивился такой просьбе, а с добротой отнёсся к юному таланту.
Слава учителя помогла Гафту успешно пройти экзамены, и он поступил на первый курс. Однако его путь в Щукинское училище прервался на втором туре, но судьба благоволила — его немедленно приняли в школу-студию при МХАТ. Родители узнали о зачислении Валентина только после того, как он стал студентом театральной школы. Их реакция была скептичной, и впоследствии мама актера увидела всего два его выступления на сцене.
В 1957 году Валентин Гафт успешно окончил школу-студию. В числе его сокурсников были такие знаменитости, как Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков и другие будущие звезды театра и кино.
Театр
После окончания учебы Валентин Гафт не сразу нашел свое место в театре. Дмитрий Журавлев, известный советский актер и лауреат Сталинской премии, оказал ему поддержку в начале его карьеры. Благодаря ему Гафт попал в Театр имени Моссовета. Однако здесь он оставался всего год: предложенные роли были незначительными и не позволяли развивать свой потенциал. Актер осознал, что ему необходимо искать подходящее пространство для своего творчества и быть не на обочине, а в центре событий театра.
Следующим шагом в карьере Гафта стало приглашение от Эраста Гарина, который предложил попробовать свои силы в сатирическом театре. Несмотря на это, Валентин не задержался там, понимая, что ему по-прежнему не хватает признания, и вскоре вернулся на сцену, чтобы сиять в роли графа Альмавивы в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро». Его поиски «своего» театра продолжались.
Гафт даже успел поработать в Театре на Малой Бронной и в Театре имени Андрея Гончарова, но лишь в 1964 году, перейдя в Театр имени Ленинского комсомола (Ленком) под руководством Анатолия Эфроса, он почувствовал, что нашел свое место. В этом театре Валентин испытал настоящую радость и вдохновение, которые овладели актером, когда его игру вознаграждали аплодисментами. Он служил на этой сцене целых пять лет.
Валентин Гафт и Евгений Евстигнеев / ВКонтакте
В 1969 году, по приглашению Олега Ефремова, он стал частью театра «Современник», где почувствовал себя в родной стихии. На сцене этого театра у него наконец-то появились возможности для воссоздания своих лучших ролей. Он блистал в таких спектаклях, как «Из записок Лопатина, Баляйкина и К» и «Кто боится Вирджинии Вульф?». Его сотрудничество с театральным режиссером Галиной Волчек оказалось не только плодотворным, но и длительным. Валентин Гафт оставался ведущим актером «Современника» до конца своей жизни.
В 2013 году у артиста диагностировали болезнь Паркинсона, что потребовало от него отказаться от многих театральных ролей. К сожалению, в завершении своей карьеры он был прикован к инвалидному креслу. Однако в интервью 2018 года Гафт выразил надежду на возвращение к своей профессиональной деятельности. Эта мечта вскоре осуществилась: он вернулся на сцену «Современника» с авторским спектаклем «Пока есть место», который представил публике два раза в месяц.
Советский кинематограф
Кинобиография Валентина Гафта складывалась постепенно и поэтапно. В конце 1960-х годов он получал в основном незначительные роли. Его дебют в кино состоялся в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте», где он сыграл небольшой эпизод. Гафт обладал внешностью, которая не совсем подходила для образа советского киногероя, и такие роли, как правило, ему давали злодеев или отрицательных персонажей.
Ситуация начала меняться в 1970-х годах, когда начались первые успешные и блестящие роли. В фильме «Ночь на 14 апреля» он сыграл лейтенанта Стюарта, а в 1975 году — Лопатина в телевизионной программе «Из записей Лопатина».
Реальный успех пришел к Гафту благодаря сотрудничеству с легендарным режиссером Эльдаром Рязановым. Более того, он стал одним из любимых артистов Рязанова, который регулярно приглашал его для съемок в своих фильмах, вошедших в золотой фонд советского кино. Это сотрудничество сделало Гафта звездой первой величины.
В 1979 году на экраны вышла комедия Рязанова «Гараж», в которой Гафт исполнил роль Сидоркина, председателя гаражного кооператива. Его фразы стали настоящими афоризмами. Первоначально эту роль хотел сыграть Александр Ширвиндт, но на пробы Гафт оказался более убедительным, и вот так судьба изменила его карьеру.
В следующем году появился варьете «О бедном гусаре замолвите слово», где Гафт вновь сделал себя известным, играя полковника Покровского. Здесь основная работа в создании этого фильма легла на плечи Григория Горина и режиссера.
В 1987 году на широкий экран вышла трагикомедия «Забытая мелодия для флейты», в которой Гафт блестяще сыграл одиночного, торжествующего Одинокова. Однако в начале 90-х годов он также исполнил роль президента интеллигенции в фильме «Земля обетованная». Затем, в конце десятилетия, царь сковал свою судьбу, сыграв генерала в комедии Рязанова «Старые клячи».
Не только работы великого Эльдара Рязанова прославили Валентина Гафта. Он также стал известен благодаря другим незабываемым ролям. Например, в комедии Виктора Титова он сыграл лакея Брассера в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!». Многие поколения российских зрителей с радостью пересматривают новый год и его работы, среди которых крайне популярным является новогодний фильм «Чародеи», в котором Гафт предстает перед зрителями в обличии Аполлона Митрофановича Сатанеева.
Еще одна замечательная новогодняя сказка — «Казанская сирота» Владимира Машкова, в которой Валентин Иосифович сыграл одного из трогательных «отцов» Насти, почитаемой ведьмы. Особое место в его фильмографии также занимает фильм «Ночные развлечения», в котором актер снялся вместе с другим блестящим артистом театра «Современник» — Евгением Евстигнеевым.
Александр Митта задействовал Гафта в фильме «Затерянный в Сибири» в роли Берии, Александр Муратов — в «Гонках по вертикали» в роли Алексея Дедушкина, а Михаил Козаков — в «Визите дамы» в роли Альфреда Илла.
Общественно-политическая позиция Валентина Гафта
В январе 2010 года Валентин Гафт был частью группы известных российских деятелей культуры, включая таких как Елена Камбурова, Сергей Юрский, Инна Чурикова и Андрей Макаревич, которые обратились к властям с инициативой о создании офиса уполномоченного по правам животных.
Наступил 2015 год, когда Министерство культуры Украины внесло Гафта в так называемый «белый список» артистов, поддерживающих территориальную целостность и суверенитет страны. Актер связал это с публикацией стихов от его имени, критикующих российские власти, с чем он сам же не согласился. В скором времени, в интервью, Валентин Гафт охарактеризовал себя как «человека Путина», заявив о своем доверии к российскому телевидению и государству, а также о своём мнении, что передача Крыма Украине была несправедливой, и что он считал Киев ответственной стороной за войну на Донбассе. В результате, его деятельность была признана угрожающей национальной безопасности Украины.
Он отметил: «Это просто оскорбительно и отвратительно, поскольку невозможно так драться. Украина должна быть умнее и не запрещать изображения, независимо от того, кто их создает. Они нашли там что-то, чего стыдятся, правду о себе», — такое высказывание подтвердило его позицию.
Смерть Валентина Гафта
К сожалению, последние годы его жизни были омрачены серьезными заболеваниями, в частности, он перенёс тяжелый инсульт.
12 декабря 2020 года Валентин Иосифович скончался в своём доме в Москве. Причиной смерти стал инсульт, от которого актер восстанавливался в течение нескольких лет.
Рост Валентина Гафта составлял 187 см.
Лична жизнь Валентина Гафта осветила его разнообразные романтические отношения:
Актер был женат трижды.
Первой супругой Валентина стала актриса Елена Изергина. Их брак длился восемь лет, но распался, поскольку Елена влюбилась в кинокритика Даля Орлова.
Второй его женой была балерина Инна Елисеева. По воспоминаниям самого Гафта, Инна во время их совместной жизни занималась исключительно домашними делами, становясь домохозяйкой. Её родители были частью партийной элиты. В начале 1980-х годов они развелись, у супругов осталась единственная дочь Ольга, которая tragically покончила с собой в 2002 году. Эта трагедия стала тяжёлым ударом для актера.
Валентин Гафт и его дочь Ольга.
Третьей женой Гафта стала актриса Ольга Остроумова. Их знакомство произошло на съемках комедии Рязанова «Гараж», но близкие отношения начались гораздо позже. Официально женаты с 1996 года, Валентин Гафт также взял на себя опеку над сыном актрисы от предыдущего брака, Михаилом, с 10 лет. Под влиянием своей жены, он принял православие.
Валентин Гафт и Ольга Остроумова.
У актера был внебрачный сын — Вадим. Впервые он появился на публике вместе с ним на ток-шоу Первого канала в октябре 2014 года. Вадим был рожден в семье Елены Никитиной, художницы, с которой Гафт познакомился до своей звёздной карьеры на театральном вечере. Пара встречалась, однако, когда Елена забеременела, Гафт решил разорвать отношения и исчез из её жизни. Три года спустя они случайно встретились, и Елена сообщила, что у неё родился сын, которого она назвала Вадимом. Гафт, сильно заинтересовавшись, попросил её прислать фотографию мальчика, отложив её во внутренний карман своего пиджака. Позже Елена с Вадимом уехала в Бразилию, где жила её сестра, вышедшая замуж за иностранца.
Вадим последовал по стопам своего отца и работал актером в бразильском театре. В то же время он упомянул, что у Гафта есть внук Валентин, что внучок родился в один день с ним.
Валентин Гафт и его внебрачный сын Вадим.
Валентин Гафт — новости
Садальского возмутила организация похорон Валентина Гафта >>>
В Москве похоронили Валентина Гафта >>>
После смерти Валентина Гафта театр «Современник» закрывается навсегда >>>
Фильмография Валентина Гафта: отлична и обширна:
1956 — Убийство на улице Данте — Руже 1958 — Алеко Дудич — сербский солдат 1960 — Русский сувенир — Клод Жерар, французский композитор 1960 — Нормандия-Немман — Милле 1961 — Подводная лодка — Джим Темпл 1965 — Мы, русские люди — Бурре 1966 — Два года над пропастью — офицер в ресторане 1967 — Первый курьер — офицер жандармерии 1968 — Интервенция — Лонг, французский солдат 1968 — Новый — Константин Федорович, тренер сборной России 1968 — Халиф-аист — Кашнур, фокусник 1969 — Жди меня, Анна — клоун 1969 — Семейное счастье (фильм-антология, рассказ «Мститель») — торговец оружием 1970 — Удивительный мальчик — Др. 1970 — Дорога на Рубецаль — Аппанащенко 1970 — За любовь — Николай Николаевич, муж Веры 1971 — Ночь на четырнадцатой параллели — Дмитрий Степанов 1971 — Взлетай! — Азанчеев 1971 — Человек с того света — Андрей Извольский 1971 — Заговор — Кейси 1973 — Семнадцать мгновений весны — Геверниц, Семнадцать мгновений весны — соратник Даллеса 1973 — Цемент — Дмитрий Ивагин 1974 — Таня — Герман Балашов 1974 — Саженец — Иннокентий Зильцов 1974 — Иван да Марья — казначей 1974 — Москва, любовь моя — хореограф 1974 — Чудо с косами — интервьюер 1975 — Ольга Сергеевна — Троянкин 1975 — Здравствуйте, я ваша тетя! — Брассер, дворецкий 1975 — На всю оставшуюся жизнь — Крамин, парализованный лейтенант 1975 — Из записок Лопатина — Лопатин 1976 — Сумасшедшее золото — Гораций Логан 1976 — Дневной поезд — Игорь 1976 — Рассказ неизвестного актера — Роман Семенович Знаменский, режиссер 1977 — Девушка, хотите сниматься в кино? — Павел, кинорежиссер 1977 — Почти смешная история — пассажир поезда, снабженец 1977 — Драка в кустах — Поздний бандит Незнайка 1978 — Кентавры — Андрес, заговорщик 1978 — Короли и ростки — Фрэнк Гудвин, малыш 1978 — Азартный игрок — Степан Иванович Бекем 1979 — Гараж — Валентин Михайлович Сидоркин, Президент правления гаражного кооператива 1979 — Мужчины и женщины — Жорж 1979 — Сегодня и завтра — Рассолов 1979 — Объезд утром — Алик 1979 — Циркач — Жорж 1980 — Скажи слово о бедном гусаре — полковник Иван Покровский, командир кавалерийского полка 1980 — Черная курица или подземные жители — Дефорс, французский профессор / король 1980 — Тайна Эдвина Друда — Яшма 1980 — Три года — Ярчев 1982 — Когда враг никогда не сдается — Штеммерманн, 1982 — Приключения графа Невзорова — голос за кадром 1982 — Суббота и воскресенье (короткометражный) — психолог 1982 — Таможня — Владимир Никитин, начальник инспекционной группы 1982 — Шарады — Аполлон Сатанеев, заместитель директора НУИНУ 1982 — Гонки по вертикали — Леон Дедушкин, вор-рецидивист по кличке «Батон» 1984 — Восемь дней надежды — Игорь Белоконь, директор шахты 1985 — Контракт века — Смит, агент ЦРУ 1985 — Про кота. — монстр 1986 — Год теленка — Валериан Сергеевич 1986 — Мой нежно любимый детектив — Лестер, инспектор 1986 — С оркестром по главной улице — Константин Виноградов, музыкальный аранжировщик 1986 — Фуэ — поэт 1987 — Забытая мелодия для флейты — Одиноков 1987 — Путешествие М. Перрикон — майор Матье 1987 — Визит к Минотавру — Павел Иконников, 1987 — Жизнь Клима Шамгина — Валерий Трифонов, пьяный офицер 1988 — Воры в законе — «Начало» Артур 1988 — Любимое наслаждение — Вильям Тер-Иванов 1989 — Аэлита, не приставай к мужчинам — Василий Иванович Скамейкин 1989 — Жемчуг Бальтазара.
В 1987 году вышла трагикомедия «Забытая мелодия для флейты», в которой Гафт блестяще сыграл Одинокова. В начале 90-х годов зрители увидели Валентина в роли президента интеллигенции в фильме «Земля обетованная». В конце десятилетия актер сыграл генерала в комедии Рязанова «Старые клячи».
Театр
1987 год ознаменовался выходом трагикомедии «Забытая мелодия для флейты», в которой Гафт исполнил роль одиночки Одинокова. В начале 90-х годов он также появился в фильме «Земля обетованная» в образе президента бездомной интеллигенции. В заключительном десятилетии XX века замечательный актер сыграл генерала в комедии Рязанова «Старые клячи».
После получения диплома Гафт отправился на поиски работы в театрах. Однако на начальном этапе ему не удавалось достичь значимого успеха. Только благодаря протекции Дмитрия Журавлева он смог получить место в труппе театра Ленсовета, где прослужил всего один год. Причиной этого стали малые возможности для актерской самореализации — молодой артист почти не получал ролей и, осознав это, решил искать более перспективное место.
Эраст Гарин поддержал Валентина, предложив попробовать свои силы в сатирическом театре. Однако эта сцена не стала для Гафта домом. Впрочем, со временем его вернули на сцену, где он блестяще исполнил роль в постановке «Безумный день или Женитьба Фигаро». На протяжении нескольких лет он продолжал искать свое место под театральным небом.
На какое-то время Гафт также исполнял роли на сцене театра на Малой Бронной, а потом поступил в труппу театра Гончарова на Спартаковской. Но реальный взлет его карьеры произошел лишь в 1964 году, когда он стал частью «Ленкома» под руководством Анатолия Эфроса. Там Гафт нашел творческое вдохновение и азарт, который переживает каждый актер, когда его работа вознаграждается аплодисментами. Он оставался в «Ленкоме» пять лет.
В 1969 году он стал частью труппы «Современника», куда его пригласил Олег Ефремов. Актер чувствовал себя на этой сцене как дома, возвращаясь на неё после длительной разлуки и принимая участие в многочисленных постановках, сделавших его знаменитым и известным. Режиссер «Современника», Галина Волчек, смогла донести ценность его таланта до зрителей, и их плодотворное сотрудничество продолжалось на протяжении многих лет.
Могут быть знакомы
Валентин Гафт удостоился множества наград и премий за свою долгую и успешную театральную карьеру.
Кинокарьера Гафта начала развиваться не сразу. Слава и популярность пришли только спустя много лет. Его первые роли были небольшими и второстепенными. Его первое появление на экране состоялось в 1956 году, когда он сыграл эпизодическую роль в фильме «Убийство на улице Данте». Скорее всего, его внешность не ассоциировалась с положительным образом советского человека; возможно, именно поэтому в его ранних работах фигурировали исключительно злодеи и отрицательные персонажи.
Ситуация изменилась лишь в начале 1970-х, когда в его фильмографии появились работы с более как бы заметными сюжетами и ролями. В 1974 году он получил роль в фильме «Ночь на 14 апреля», а в 1975 году сыграл Лопатина в телевизионной программе «Из записей Лопатина».
Гафт обрёл неожиданную популярность, когда начал сотрудничать с Эльдаром Рязановым. Он стал одним из надежных и любимых артистов, и Рязанов почти всегда приглашал его в свои новые проекты, что положило начало звездной карьере актера. В итоге, Гафт, как и многие исполнители, которые принимали участие в этих фильмах, стали широко известными звёздами.
1979 год стал поворотным моментом для карьеры Гафта. Легендарная комедия Рязанова «Гараж» сделала его популярным после того, как он сыграл в ней Сидоркина, председателя кооператива. Его фразы стали настоящими афоризмами. Изначально на эту роль претендовал Александр Ширвиндт, но на кастинге Гафт был более убедительным и запоминающимся.
В 1980 году вышла экранизация «Слово о бедном гусаре», где Гафт великолепно сыграл полковника Покровского. Режиссёр фильма снова стал, естественно, Эльдар Рязанов.
В 1987 году Гафт получил роль Одинкова в драме «Забытая мелодия для флейты». И в 90-х годах актер продолжал занимать видные места на экране, снимаясь в таких фильмах, как «Земля обетованная» и «Старые клячи».
Не только продукция Эльдара Рязанова прославила Валентина Гафта. Он также принял участие в незабываемых проектах. К примеру, в комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!», где его роль лакея Брассера стала знаковой. Любимые новогодние фильмы, такие как «Чародеи», где Гафт сыграл Аполлона Митрофановича Сатанеева, стали классикой для многих знакомых россиян.
Еще один фильм, который заслуживает внимания, — «Казанская сирота» от Владимира Машкова, где Валентин Иосифович выступил в роли одного из «отцов» почитаемой ведьмы Насти. В его фильмографии также имеется затрагивающий фильм «Ночные развлечения» с другим блестящим артистом — Евгением Евстигнеевым.
На роли Гафта также можно заметить в фильмах «Затерянный в Сибири» (где он работал с Александром Миттой в роли Берии), в «Гонках по вертикали» (где он был Алексей Дедушкин) и в «Визите дамы» (где играл Альфреда Илла).
Общественно-политическая позиция Валентина Гафта
В январе 2010 года Валентин Гафт входил в группу известных деятелей культуры, таких как Елена Камбурова, Сергей Юрский, Инна Чурикова и Андрей Макаревич, которые обратились к властям с предложением создать офис уполномоченного по правам животных.
В 2015 году Министерство культуры Украины включило Гафта в так называемый «белый список» артистов, поддерживающих территориальную целостность и суверенитет страны. Актер не согласился с этим заявлением и связал включение в список с появлением в Интернете стихотворений, приписываемых ему с критикой российских властей. В результате, в одном из интервью, Валентин Иосифович назвал себя «человеком Путина». Он утверждал, что верит российскому телевидению и государству. Кроме того, он выразил мнение, что передача Крыма Украине была несправедливой, и что Киев несет ответственность за войну в Донбассе. Вследствие этого его деятельность вошла в черный список как угроза национальной безопасности Украины.
По его словам: «Это просто оскорбительно и отвратительно, потому что так не следует поступать. Украина должна быть более разумной и не запрещать образы, кем бы они ни были. Важно для них понять что-то, чего они стыдятся, самокритическая правда о себе», — так артист описывал свое мнение о ситуации.
Смерть Валентина Гафта
К сожалению, в последние годы своей жизни он страдал от серьезных недугов и перенес сложный инсульт.
12 декабря 2020 года он покинул этот мир у себя дома в Москве. Причиной смерти стал инсульт, от которого артист восстанавливался в течение нескольких лет.
Рост Валентина Гафта составлял 187 см.
Личная жизнь Гафта была довольно насыщенной:
Актер был женат трижды.
Его первой женой стала актриса Елена Изергина. Брак продлился восемь лет, после чего распался, когда Изергина влюбилась в других.
Второй супругой Гафта стала балерина Инна Елисеева. Гафт вспоминал, что Инна была домохозяйкой, а её родители находились в partijной элите. Они развелись в начале 1980-х, после рождения единственной дочери Ольги, которая совершила самоубийство в 2002 году. Этот трагический инцидент сильно ударил по психическому состоянию Гафта.
Валентин Гафт и его дочь Ольга.
Третья жена — актриса Ольга Остроумова. Познакомились они на съемках известной комедии «Гараж», но пришли к близким отношениям позже, и с 1996 году она стала его супругой. Гафт также принял заботу о её сыне от предыдущего брака, Михаиле, и поддерживал семью, при этом под влиянием жены он обрел веру в православие.
Валентин Гафт и Ольга Остроумова.
У актера был внебрачный сын Вадим, о котором он узнал три года после его рождения. Мальчик родился у художницы Елены Никитиной, с которой у Гафта были короткие, но яркие отношения. Спустя годы, в 2014 году, Вадим встретил отца на ток-шоу, и так началась их общение.
Валентин Гафт и его внебрачный сын Вадим.
Валентин Гафт — новости
Садальского возмутила организация похорон Валентина Гафта >>>
В Москве похоронили Валентина Гафта >>>
После смерти Валентина Гафта театр «Современник» закрылся навсегда >>>
Фильмография Валентина Гафта широка и разнообразна:
1956 — «Убийство на улице Данте» — Руже 1958 — «Алеко Дудич» — сербский солдат 1960 — «Русский сувенир» — Клод Жерар, французский композитор 1960 — «Нормандия-Немман» — Милле 1961 — «Подводная лодка» — Джим Темпл 1965 — «Мы, русские люди» — Бурре 1966 — «Два года над пропастью» — офицер в ресторане 1967 — «Первый курьер» — офицер жандармерии 1968 — «Интервенция» — Лонг, французский солдат 1968 — «Новый» — Константин Федорович, тренер сборной России 1968 — «Халиф-аист» — Кашнур, фокусник 1969 — «Жди меня, Анна» — клоун 1969 — «Семейное счастье (фильм-антология, рассказ ‘Мститель’)» — торговец оружием 1970 — «Удивительный мальчик» — Др. 1970 — «Дорога на Рубецаль» — Аппанащенко 1970 — «За любовь» — Николай Николаевич, муж Веры 1971 — «Ночь на четырнадцатой параллели» — Дмитрий Степанов 1971 — «Взлетай!» — Азанчеев 1971 — «Человек с того света» — Андрей Извольский 1971 — «Заговор» — Кейси 1973 — «Семнадцать мгновений весны» — Геверниц, семнадцать мгновений весны — сотрудник Даллеса 1973 — «Цемент» — Дмитрий Ивагин 1974 — «Таня» — Герман Балашов 1974 — «Саженец» — Иннокентий Зильцов 1974 — «Иван да Марья» — казначей 1974 — «Москва, любовь моя» — хореограф 1974 — «Чудо с косами» — интервьюер 1975 — «Ольга Сергеевна» — Троянкин 1975 — «Здравствуйте, я ваша тетя!» — Брассер, дворецкий 1975 — «На всю оставшуюся жизнь» — Крамин, парализованный лейтенант 1975 — «Из записок Лопатина» — Лопатин 1976 — «Сумасшедшее золото» — Гораций Логан 1976 — «Дневной поезд» — Игорь 1976 — «Рассказ неизвестного актера» — Роман Семенович Знаменский, режиссер 1977 — «Девушка, хотите сниматься в кино?» — Павел, кинорежиссер 1977 — «Почти смешная история» — Пассажир поезда, снабженец 1977 — «Драка в кустах» — Поздний бандит Незнайка 1978 — «Кентавры» — Андрес, заговорщик 1978 — «Короли и ростки» — Фрэнк Гудвин, малыш 1978 — «Азартный игрок» — Степан Иванович Бекем 1979 — «Гараж» — Валентин Михайлович Сидоркин, председатель правления гаражного кооператива 1979 — «Мужчины и женщины» — Жорж 1979 — «Сегодня и завтра» — Рассолов 1979 — «Объезд утром» — Алик 1979 — «Циркач» — Жорж 1980 — «Скажи слово о бедном гусаре» — полковник Иван Покровский, командир кавалерийского полка 1980 — «Черная курица или подземные жители» — Дефорс, французский профессор / король 1980 — «Тайна Эдвина Друда» — Яшма 1980 — «Три года» — Ярчев 1982 — «Когда враг никогда не сдается» — Штеммерманн 1982 — «Приключения графа Невзорова» — голос за кадром 1982 — «Суббота и воскресенье» (короткометражный) — психолог 1982 — «Таможня» — Владимир Никитин, начальник инспекционной группы 1982 — «Шарады» — Аполлон Сатанеев, заместитель директора НУИНУ 1982 — «Гонки по вертикали» — Леон Дедушкин, вор-рецидивист по кличке «Батон» 1984 — «Восемь дней надежды» — Игорь Белоконь, директор шахты 1985 — «Контракт века» — Смит, агент ЦРУ 1985 — «Про кота.» — Монстр 1986 — «Год теленка» — Валериан Сергеевич 1986 — «Мой нежно любимый детектив» — Лестер, инспектор 1986 — «С оркестром по главной улице» — Константин Виноградов, музыкальный аранжировщик 1986 — «Фуэте» — поэт 1987 — «Забытая мелодия для флейты» — Одиноков 1987 — «Путешествие М. Перрикон» — майор Матье 1987 — «Визит к Минотавру» — Павел Иконников 1987 — «Жизнь Клима Шамгина» — Валерий Трифонов, пьяный офицер 1988 — «Воры в законе» — «Начало» Артур 1988 — «Любимое наслаждение» — Вильям Тер-Иванов 1989 — «Аэлита, не тревожь мужчин» — Василий Иванович Скамейкин 1989 — «Жемчуг Бальтазара».
В 1987 году вышла трагикомедия «Забытая мелодия для флейты», в которой Гафт блестяще сыграл Одинокова. В начале 90-х годов зрители увидели Валентина в роли президента интеллигенции в фильме «Земля обетованная». В конце десятилетия актер сыграл генерала в комедии Рязанова «Старые клячи».
С каждым годом успех Гафта рос. Однако в последние годы его карьера значительно снизилась. Его последние фильмы включали «Опаленные солнцем 2: Неминуемость», «Ёлки 3» и «Ленинград».
Такая активная работа в театре и кино не могла не оставить своего следа. Валентин Гафт не только показал себя как талантливый актер, но и как автор острых сатирических эпиграмм, которые были посвящены его коллегам и друзьям.
Личная жизнь
Первый сборник его стихов был опубликован в конце 1980-х годов и имел пять изданий. Последняя работа называется «Красные фонари» и увидела свет в 2008 году.
Гафт пережил три брака. Его первая жена, актриса Алена Изергина, с которой они делили непростые условия жизни. К сожалению, среди кошек, собак и других питомцев, с которыми жила Алена, возникали разногласия, которые в конце концов привели к разводу, когда Алена влюбилась в другого.
Во второй раз Валентин женился на балерине Инне Елисевой, которая пришла из богатой семьи. Инна привыкла к комфорту и роскоши, и ее отец, лауреат Сталинской премии, часто поддерживал ее финансово. Это вызвало конфликты, так как тесть В. Гафта считал его бездарным, и он не раз запугивал мужа своей дочери. Люди считали его тупым и безработным, что стало причиной разрыва.
Сын Валентина, Оля, стала талантищем в танцах, но, к сожалению, ее жизнь закончилась трагично в 2002 году. Гафт долго переживал эту утрату и обвинял себя в ее смерти.
Изменения в личной жизни Гафта произошли только после встречи с Ольгой Остроумовой, которая стала его третьей законной супругой. Их знакомство произошло во время съемок «Гаража», но их отношения развились позже, и они поженились в 1996 году.
В 1987 году вышла трагикомедия «Забытая мелодия для флейты», в которой Гафт блестяще сыграл Одинокова. В начале 90-х годов зрители увидели Валентина в роли президента интеллигенции в фильме «Земля обетованная». В конце десятилетия актер сыграл генерала в комедии Рязанова «Старые клячи».
Звания и награды:
- Народным артистом РСФСР стал в 1984 году, а в 1995 году был награждён орденом Дружбы.
- Также Гафт стал лауреатом общественной премии «Национальная гордость России» газеты «Аргументы и факты» за выдающийся вклад в развитие культуры в 2004 году.
- В 2005 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
- В 2007 году он был удостоен театральной премии имени К.С. Станиславского за вклад в развитие актерского искусства.
- В 2007 году он получил премию «Золотой орел» за лучшую мужскую роль в фильме «12».
- В 2009 году был награжден премией журнала «Театр» «За лучшую сольную партию в спектакле» за спектакль «Сон Гафта, рассказанный Виктюком».
- В 2011 году получил премию Андрея Миронова «За заслуги перед театральной страной».
- В 2011 году получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
- В 2012 году он стал лауреатом премии «Золотой орел» за «Вклад в отечественный кинематограф».
- В 2012 году он был удостоен премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За честь и достоинство».
- В 2014 году стал лауреатом премии Олега Янковского за главную роль в фильме «Игра в джин».
В 2015 году он стал лауреатом премии «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены».
По материалам: КиноПоиск, канал «Россия», StarAndStar.ru, Kino-Theatre.ru, Википедия, РИА Новости и сайт театра «Современник».
Личная жизнь Валентина Гафта
В 2001 году Гафт дебютировал как режиссер на сцене «Современника». Вместе с Игорем Квашей и Анатолием Назаровым он восстановил постановку спектакля «Балалайкин и Ко» по мотивам романа М. Салтыкова-Щедрина, но уже в роли Глумова.
Первая любовь Гафта была студентка Дина Василенок, которая обитала в общежитии Московского государственного университета. Ее окна выходили на пустырь, где в детстве она играла в футбол. Как только Дина выглянула в окно, то увидела мальчика, который влюбил ее в себя. В итоге она узнала об этом осознании своего чувства лишь через много лет.
Его первая жена, манекенщица Елена Изергина, была так прекрасна, что люди теряли сознание на улице, когда видели её. Она объездила почти весь свет вместе с Домом моделей.
После их свадьбы молодая пара переехала к родителям Валентина и делила небольшую комнату на первом этаже. Окна этой комнаты постоянно дребезжали от проезжающих машин, но поначалу влюбленные ничего не замечали. Позже же Гафта стало беспокоить, что его жена так сильно увлекается животными.
Хотя Валентин также любил животных, это не мешало ему терять терпение из-за того, что каждый день Алена приносила к ним, попрощавшись с улицы, каких-либо котят или щенков. Запах в доме был ужасным, и со временем тараканы стали привычными жителями их квартиры. К сожалению, причина их расставания заключалась даже не в этом. Оба были слишком молоды, чтобы не замечать других женщин и мужчин. Елена верила в свою любовь к кинокритику Далю Орлову, и развелась с первым супругом, и вышла замуж повторно. Гафт был счастлив за свою бывшую жену, но избежал общения с ней.
Сразу после развода у него завязался яркий, но недолговечный роман с художницей Еленой Никитиной. Елена ничего не просила от Гафта, однако, когда она родила его сына Вадима в 1971 году, актер не узнал о рождении ребенка до тех пор, пока через три года Никитина не уехала с ним на постоянное место жительства в Бразилию. Лишь год спустя после их встречи, в 2014 году, Гафт узнал о существовании сына.
Вторая жена, Инна Елисеева, являлась дочерью лауреата Сталинской премии, что также сказалось на их жизни. Гафт шутил, что, несмотря на желание вести насыщенную жизнь, ему это так и не удалось. Инна была обеспеченной и часто получала от родителей финансовую помощь, что создало проблемы между сделками супругов.
После окончания семейной жизни у актера начались сложности с психическим состоянием после самоубийства дочки Оли, о которой он всегда беспокоился и оставил частичные угрызения совести о своем участии в её жизни.