И второе. Когда меня отправили в пионерский лагерь, я тоже не могла понять, как моя мама могла так поступить со мной: отдать в чужие руки, а сама остаться дома? В уходе матери от меня был воспитательный момент. Она, очень любя меня, хотела, чтобы я научился жить самостоятельно. Этот шаг был обусловлен желанием подготовить меня к жизни в обществе, где необходимо уметь полагаться на свои силы и самостоятельно преодолевать трудности.
Петр Мамонов
Петр Мамонов — выдающийся музыкант, который снискал широкое признание среди поклонников рок-музыки благодаря своей деятельности в культовой советско-российской группе «Звуки Му». Кроме того, он завоевал любовь зрителей как актер, сыгравший несколько значительных ролей в глубоких философских фильмах, а также как сольный поэт и перформансист, чьи выступления сочетали оригинальность и глубокое содержание.
Петр Мамонов появился на свет в апреле 1951 года в интеллигентной московской семье. Его детство прошло в доме на Большом Каретном переулке, рядом с будущим поэтом и актером Владимиром Высоцким. В семье также вырос брат от предыдущего брака матери, Олег Майстров, который стал охотником-биологом и разделил с Петром любовь к уединению и природу.
Детство Мамонова прошло в бурной атмосфере, характерной для поколений, стремившихся к самовыражению. С раннего возраста он проявлял бунтарский характер, и его столь оригинальное поведение привело к тому, что его исключали из 2 школы за «устроение цирка». В частности, Петра выгнали из одной школы после инцидента с взрывом в кабинете химии, который он устроил по неосторожности.
Творческий потенциал Мамонова стал проявляться с ранних лет. Известно, что в старших классах он основал детский ансамбль, который исполнял любимые хиты таких зарубежных групп, как «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Благодаря своему двоюродному родственнику, который работал переводчиком у Леонида Брежнева, Петя также познакомился с западной музыкой, что оказало значительное влияние на его дальнейшее творчество.
Среди музыкантов, которые оказали влияние на Мамонова, были такие известные исполнители, как Рэй Чарльз, Айк Тернер и Майлз Дэвис. Как отметил друг и биограф музыканта Сергей Гурьев, афроамериканские музыкальные мотивы стали основой той «звериной, ветровой русской дикости», которая нашла отражение в Петровых песнях.
После окончания средней школы Мамонов продолжил образование в полиграфическом училище, а затем в 1979 году поступил в Полиграфический институт. Он также свободно владел английским и норвежским языками, что является наследием от матери, которая преподавала скандинавские языки. Его лингвистические исследования были опубликованы в различных изданиях, что подчеркивает значимость языков в его жизни.
Мать Петра, Валентина Петровна, с раннего возраста приучала своих детей к самостоятельности. В программе «Судьба человека» Мамонов рассказывал, как после окончания школы его мама закрыла холодильник, чтобы он перестал бездельничать и таким образом привить ему дисциплину. Так, за три дня голодного существования, Петр нашел работу, что говорит о его упрямстве и способности выживать в любых условиях.
После школы Мамонов некоторое время работал в типографии, однако быстро нашел новые профессии: он прошел путь от грузчика до психиатра. Музыка его привлекала, и он вращался в кругу хиппи, хотя часто испытывал разногласия с их взглядами на жизнь. Эти разногласия порой приводили к серьезным дракам, после одной из которых, когда он получил ранения в легкое, он пережил моменты клинической смерти.
«Я потерял много крови и начал терять сознание. Я почувствовала, как проблемы отступают, все вокруг становится серым, а потом наступает покой. Я пережил клиническую смерть и вернулся к жизни, благодаря усилиям врачей. Мой первый вопрос был: «Почему?»
Петр Мамонов и Пьер Ришар / @pavel.markin.52. @лепепере
Несмотря на все переживания, в молодости он сделал выбор не служить в армии, притворившись сумасшедшим. Петр любил шокировать москвичей своим эксцентричным поведением, при этом носив нестандартные аксессуары, например, вместо сережки вставлял в ухо рычаг смыва унитаза. В психиатрической больнице, где проходил обследование, он познакомился с Артемием Троицким, впоследствии ставшим его другом и союзником в творчестве.
Музыка
В начале 1980-х Мамонов начал писать свои собственные песни, однако до этого он активно занимался стихосложением. В 1983 году он основал свою музыкальную группу — знаменитую рок-группу «Звуки Му». Изначально коллектив выступал только на квартирных концертах, что позволяло им пробовать разные форматы и получать отклики от слушателей. Как результат, они завели знакомства с другими значимыми артистами своего времени: «Браво», «Аквариум», «Кино» и другие.
Эти квартирницы стали настоящим культурным феноменом и открыли новые перспективы для артистов, которые, по сути, искали разнообразные пути самовыражения в системе, которая игнорировала альтернативную музыку. По мере рекламирования своих идей, «Звуки Му» под руководством ускользающего от стереотипов Петра Мамонова быстро обретали популярность среди участников андеграундной сцены.
Первое выступление группы перед широкой аудиторией состоялось в 1984 году, когда Мамонов вместе с командой выступил в большом актовом зале одной из московских специальных школ. Концерт привлек немало внимания со стороны больших масс меломанов, включая представителей столичного метро.
Артем Троицкий, близкий друг Мамонова, позже отметил, что в своих выступлениях музыкант всегда преувеличивал свои эмоции и самовыражение, создавая некую «гремучую смесь» из уличного шута и пьяницы, что привнесло дополнительный колорит в атмосферу их концертов.
В 1988 году в Лондоне был издан дебютный альбом «Звуки Му» под руководством английского продюсера Брайана Ино. Этот альбом символизировал новых героев на рок-сцене и сделал их именами нарицательными в музыкальном мире. Группа активно гастролировала по Европе и побывала дважды в Америке, однако возвращение в Россию с новым альбомом «Транснадежность» не принесло былого успеха, и коллектив распался.
После завершения своей деятельности группа оставила после себя почти два десятка записанных альбомов, что стало хорошим наследием. Как только группа прекратила свое существование, Мамонов успешно развивал свою самостоятельную карьеру. В 1995 году он переехал в деревню, где создал один из самых сложных для восприятия альбомов под названием «Amphibian Life As It Is», что также укрепило его статус как уникального артиста.
В России XXI века Мамонов продолжал занимать особое место в сердцах многих поклонников. Он активно выступал с творческими вечерами в крупных городах страны, где сочетал музыку и живое общение с поклонниками, рассказывая о своих киноработах и читая стихи.
3 ноября в 19:30 в киноконцертном зале ЦДХ Петр Мамонов и группа «Совершенно новые Звуки Му» с новой программой «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕ ЗНАЮ»
Разместил Петр Мамонов в понедельник, 2 ноября, 2015 г.
На таких встречах звезда делилась своими мыслями о любви, Боге, жизни и смерти. В своей популярной музыке он касался вопросов о смысле существования через песни «Мне мало» и «Leisure-Boogie».
В юности Мамонов попадал в разные детские сказки, участвовал в драках стенка на стенку. В одной из таких стычек в саду «Эрмитаж» он получил серьезное ранение. Удар напильником в область сердца едва не стоил ему жизни, на груди остался характерный шрам.
«Закончил школу – мама закрыла холодильник на ключ»
Петр Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве в интеллигентной семье, где отец работал инженером, а мать была переводчиком со скандинавского языка. Воспитание такого оберегаемого и чувствительного ребенка, как Мамонов, во многом определялось методом, свойственным его матери.
Говоря о своем детстве, Мамонов прежде всего отмечал воспитательный вклад матери: «В 4,5 года я стал тихим, а когда начал говорить, сильно заикался. У нас во дворе был логопедический ясли. И мама отдала меня в этот питомник. Это было одно из самых страшных воспоминаний: забор, я за ним, и моя мама в красивом платье уходит от меня. И вот я плачу и кричу, не могу понять, почему она уходит.
Кроме того, когда меня отправили в пионерский лагерь, я тоже не могла понять, как моя мама могла так поступить со мной: отдать в чужие руки, а сама остаться дома? В этом уходе матери от меня был важный воспитательный момент. Она, глубоко любя меня, хотела, чтобы я научился жить самостоятельно, смог преодолевать трудности процесса социализации.
Иногда методы воспитания становились довольно экстремальными: «Когда я в 16 лет окончил школу и месяц-другой бродил по улицам, мама заперла холодильник. На третий день я пошел на работу. Так что это было своего рода игру, схему, к которой она прибегла, чтобы подтолкнуть меня к действиям и обеспечить самостоятельность».
Петр Мамонов в молодости. Фото — личное дело
Однако не исключено, что такие суровые методы воспитания были вызваны буйным темпераментом мальчика. Петра исключали из двух гимназий за то, что он постоянно «устраивал цирк». Например, его выгнали из одной школы после взрыва, устроенного рядом с кабинетами химии, когда он по своей неосмотрительности не подумал о последствиях.
Мы с друзьями купили газировки, сели на тротуаре на Пушкинской площади, что уже являлось довольно сильным протестом, — вспоминает Мамонов. — Мы трясли эти газировки, наливали в рот воду и плевали на прохожих, что, несомненно, вызывало негодование. Проходил парень и спрашивает: «Ребята, зачем вы это делаете?» На что мы ответили: «Чтобы вывести непосвященных из состояния бездумной спячки». Это был наш девиз, который иллюстрирует, что нам хотелось выделиться и быть услышанными в серых буднях.
От лифтера до звезды кино
Буйный нрав подростка с самого начала сочетался с его творческими порывами. Во время учебы в средней школе Мамонов собрал ансамбль «Экспресс-площадка», который исполнял сильно искаженные хиты западных групп. Эти музыкальные эксперименты помогли ему развить музыкальное чутье, и помимо этого, юноша проявлял страсть к танцам, и, по воспоминаниям его спутниц, он был одним из лучших танцоров в своем круге.
Мамонов пытался получить нормальное образование, но быстро отвлекся: «Я пошел работать в Институт атомной энергии (чтобы избежать службы в армии) в отдел научно-технической информации, где были небольшие типографии. Я стал обучаться на печатника.
Однако вскоре меня оттуда выгнали, потому что по дороге на работу я занимался фарцовкой — менял русские армейские сапоги на импортные толстовки и джинсы, теряя много времени. Так продолжалось определенный период, пока полковник, глядя на меня, не закричал: «Вы предали Родину, и показал пальцем на ботинки».
В итоге Мамонов смог уйти от армии, симулируя психическое расстройство. С начала 70-х его жизнь была крайне бурной и запутанной: он сменил множество профессий — от массажиста до лифтера, корректора и переводчика зарубежной поэзии. Искусство всегда было ему близко, и в области литературы он искал подержки, вдохновляя и вдохновляясь творчеством других людей.
В то же время Петр приобретал все большую популярность на московских неформальных встречах, активно писал стихи. Их значимую роль в его жизни сыграли отношения с Артемием Троицким. Как-то Мамонов пригласил его в гости и сыграл на гитаре свои лучшие песни, что произвело сильное впечатление на Троицкого. Критик оказал высокую оценку его творчеству, отметив: «Это было невероятно смешно, сильно и необычно. Маниакально напряженная полька-рок в один-два аккорда, исполняемая с криками, хрипами, перемежающимися тишиной».
Позитивные отзывы оказали на Мамонова дескриптивный эффект — он организовал свою группу «Звуки Му», которая быстро стала ярчайшим явлением советской рок-сцены. Визитной карточкой коллектива был сам Петр, неутомимый и оригинальный лидер, полностью отдавший себя на сцене, что привлекало к нему огромное количество поклонников.
В конце 1980-х Артемий Троицкий свел Мамонова с британским музыкантом и продюсером Брайаном Ино. Тот был поражен оригинальностью работы художника и предложил подписать контракт на выпуск альбома и гастроли по зарубежным странам. В результате родился запоминающийся сборник «Звуки Му», и в начале 1989 года группа более чем на два года покинула пределы СССР, чтобы гастролировать по Франции, Германии, Великобритании и США.
Позже Мамонов распустил и возродил группу, ведь творчество всегда оставалось для него важным требованием жизни. Однако с первой половины 90-х годов он сделал акцент на актерское мастерство. В 1988 году он сыграл в фильме «La Aguja», а в 1990 году проявил свои актерские способности в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз». За свою роль Мамонов был номинирован на премию «Ника», что подчеркивает высокую оценку его работы фильмом и обществом.
Пленочный кадр
На рубеже 80-90-х годов началась театральная карьера музыканта. Ранее он уже неоднократно ставил полулюбительские моноспектакли, а в 1992 году в Московском драматическом театре им. Станиславского он сыграл в спектакле «Лысый брюнет», который пользовался популярностью у зрителей и успешно шел в театре несколько сезонов.
С 1995 по 2004 год у Мамонова наблюдается перерыв в актерской карьере: он стал ревностным христианином и считал, что актерство недостойно его покаянной и искренней жизни. Вернувшись к кино, в 2006 году он сыграл одну из самых известных ролей — священника в фильме Павла Лунгина «Остров», и за это был награжден премией «Золотой орел».
В результате Мамонов смог уйти от армии, симулировав психическое расстройство. С начала 70-х его жизнь была крайне бурной: он сменил множество профессий — от массажиста и лифтера до корректора и переводчика зарубежной поэзии.
Личная жизнь Петра Мамонова
История личной жизни Петра Мамонова олицетворяет его неординарный характер. Его умные родители — папа инженер, а мама переводчик, специалист по скандинавским языкам, с раннего возраста активно развивали своего сына, прививая ему любовь к знаниям и культуре. С детства и юности он оставался в атмосфере творчества и философии. Он провел свои юные годы на Большом Каретном переулке, 17, в одном дворе с будущим гением российской культуры — Владимиром Высоцким. В окружении артистов и хиппи Мамонов вплетал в свою жизнь разные идеалы и философии, хотя и не всегда соглашался с ними, развивая критическое мышление.
В юности преследование свободы и творчества привело к серьезным последствиям. Однажды в драке он получил острое ранение в область сердца, из-за чего врачи смогли остановить кровотечение, но чуть было не лишили его легкого. После операции на груди осталось памятное шрам.
Чтобы избежать службы в армии, Петр прошел обследования в психиатрической больнице и был отстранен от военной службы. Именно здесь он и встретился с Артемом Троицким, который стал не только другом, но и судьбоносным участвовать в его карьере. В конце 1970-х Мамонов женился, и вскоре у них родился первенец, однако брак оказался недолговечным, и семья рассталась. В 1979 году артист познакомился с учительницей иностранных языков Ольгой Гороховой. Между ними вспыхнула настоящая любовь, и они некоторое время прожили в гражданском браке, хотя затем этот союз также распался.
С тех пор Мамонов, часто жить в одиночестве и голодая, погрузился в музыку и творчество, написав более 80 песен в 1980 году. «Стали появляться какие-то грустные песни», — вспоминал он позже о том времени.
Однажды, когда Петр пригласил своего друга Троицкого, ставшего известным музыкальным критиком, к себе в гости, он начал исполнять створенные музыкальные композиции, аккомпанируя себя на гитаре. Вдохновленный положительным откликом друга, Мамонов решил основать рок-группу. Он начал репетировать со своим братом Алексеем Бортничуком, а потом пригласил в группу известных музыкантов, что и положило начало их деятельности как «Звуки Му». Этот коллектив быстро завоевал огромную популярность, и о них вскоре заговорила вся столица. В 1982 году Мамонов заключил официальный брак с Ольгой, которая была солисткой кордебалета, и между ними появилось трое детей и внуков.
Жена и дети Петра Мамонова
«Потом танцевала в варьете «Звездное небо» и в «Интуристе», — вспоминает Ольга. — С первым мужем, британцем, я познакомилась в отеле. Мы жили вместе недолго. Семейная жизнь меня не впечатлила. У нее не было диплома хореографического училища, поэтому она числилась «артисткой балета 3-го разряда» и стремилась поступить в первый. Мне пришлось много работать. А рядом был Эрмитаж с ресторанами, где пил Мамонов. Так что в суматохе мы встретились, полюбили друг друга и начали жить вместе».
Эту пару сложно было назвать традиционной семьей. Каждый из них проводил много времени независимо друг от друга. Петру не нравилось наблюдать, как его жена танцует в чулках и перьях, а она чувствовала себя лишней в компании артиста. Дома Мамонов творил в тишине, замыкаясь в своем пространстве; для его творчества необходимо было личное время и пространство. Ольга описывает их жизнь так: «Наша жизнь напоминала рок-н-ролл: мы танцевали вместе, потом расходились, сходились и снова расходились».
На фото: Петр Мамонов с супругой Ольгой
Любовь Петра к своей семье проявилась, когда у одного из детей возникли серьезные проблемы со здоровьем. В момент страха и горя за сына, он понимал: «Ведь Бог не может забрать нашего сына. Я не переживу этого и стал молиться. Сейчас сын здоров, а Петр Николаевич с гордостью упоминает о своих внуках и в интервью делится своим опытом отцовства.
Сын Петра Мамонова Иван (справа). Фото: Экспресс.Газета
Петр Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец был инженером, а мать — переводчицей со скандинавского языка.
Актерские работы Петра Мамонова
Мамонов обнаружил и развил свой интерес к кино. Он сыграл роль сержанта Алексея в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз», причем режиссер черпал вдохновение для образа из самой фигуры Мамонова, что способствовало естественности исполнения. Интересно, что в сюжете герой Мамонова оказывается в психиатрической больнице, где, как и он сам в жизни, прикидывался сумасшедшим, чтобы избежать призыва в армию.
Фильм «Такси-блюз» стал успешным и открыл новые горизонты для Мамонова. После этого он присоединился к труппе Театра Станиславского и начал активно принимать участие в различных спектаклях, однако не всегда находил общий язык с театральной труппой.
Он вспоминает: «Это был неудачный опыт, спектакль не получился. Именно тогда я понял, что работа в коллективе — это не мои сильные стороны, и что режиссурой я заниматься не намерен». Эти эксперименты не всегда давали желаемый эффект.
Из-за все растущей популярности, по мере роста внимания к его деятельности, Петр в 1995 году решил оставить Москву и перебраться в деревню, где он искал уединение и покой. По собственным словам, после краха проекта своей юности «Звуки Му» он пережил глубокий кризис и не видел смысла в дальнейшей жизни.
«У меня был полный крах жизни. После 45 лет, когда у меня были славные бабушки, дети и хорошая жена, я не видел реальный смысл в жизни», — откровенничал Мамонов в своих интервью.
В 2000-х Мамонову несколько раз поступали предложения поработать в кино, однако он отказывался от всех предложений. При этом он продолжал работать в театре и даже ставил несколько спектаклей, обстоятельства вынуждали его уходить.
После довольно долгого перерыва, в 2006 году Мамонов вернулся на экран благодаря известному режиссеру Павлу Лунгину. В фильме «Остров» он сыграл святого монаха, что привело к красоте и значимости его роли. Едва артист согласился на участие, он проконсультировался с духовником, что придавало дополнительную чувствительность его игре. Лунгин, с другой стороны, считал, что только Мамонов способен был передать своего рода проницательность на экран; в результате зрителям и критикам была представлена удивительная работа Мамонова, привлекшая внимание.
Петр Мамонов в фильме «Остров». Фото: kinopoisk.ru
В 2009 году новый фильм Павла Лунгина «Царь» представил Мамонова в роли Ивана Грозного. Зрители высоко оценили его актерский талант, несмотря на отсутствие образования в актерском мастерстве. Однако сам Мамонов остался недоволен своей интерпретацией персонажа, считая, что образ не удался: «Я слишком мал для царя России», — заметил актер.
После выхода фильма «Царь» Мамонов более заметен на театральной сцене, где продолжал выступать. Он делился с публикой своими размышлениями о вреде алкоголизма, в интервью открыто рассказывал о приходе к христианству, а также давал редкие сольные концерты.
Отшельничество в деревне
После переезда в деревню Ефаново жизнь Мамонова приняла абсолютно новый курс: он отдалился от всего, что его окружало, что создало условия для его духовного возрождения. С многих последующих альбомов он убрал характерные черты бурной жизни, вместо этого стал часто посещать церковь, исповедоваться и молиться. Это решение вызывало вопросы у журналистов, которые хотели понять, что привело к таким переменам в его жизни.
На вопрос о причинах изменений Петр отвечал просто: «Если голос совести в человеке не заглушить, рано или поздно он встанет на правильный путь». Пытаясь ответить, кто он такой и зачем пришел в этот мир, Мамонов обращался к духовникам и святым отцам, что подчеркивало его стремление к пониманию и своему внутреннему миру.
Петр Мамонов в последние годы жизни. Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
Он вел радиопередачу и продолжал записывать песни на своей студии до последних дней. Делая это, Петр объяснял своим поклонникам, что значит для него вера и как он живет. Будучи пожилым человеком, Петр Мамонов связывал распад группы «Звуки Му» с решением Бога и утверждал, что христианство для него — это не просто религия, а его совесть.
Актер Петр Мамонов прославился в 80-х, как основатель рок-группы «Звуки Му». Он колесил по стране, давал провокационные интервью и спустя несколько лет стал замечательно другим человеком, вызывающим умиротворение и покой.
Литературная деятельность
Первой попыткой Петра выразить свои философские устойчивые мысли стало издание книги «Птица Зу» в 2005 году. Склонный к декламации, в тот же год Мамонов также выпустил аудиоальбом «Сказки братьев Гримм», в котором в своем исполнении рассказывает одну из известных сказок. Первоначально планировалось провести сольное выступление, основанное на записях этого материала, однако реализация проекта натолкнулась на финансовые препятствия.
С 2008 года на прилавках книжных магазинов появилось несколько сборников афоризмов и рассуждений Мамонова, названных «Закорючки». Вышло пять изданий, раскрывающих сомнения и религиозные размышления автора.
Личная жизнь
Первый брак Петра Мамонова, в котором родился сын Илья, завершился из-за его злоупотреблений алкогольными напитками, что стало серьезным поводом для разрыва отношений.
В середине 80-х Мамонов увлекся известной артисткой Ольгой Гороховой и посвятил ей множество стихотворных произведений, среди которых «Вчера ты мне подарила», «Муха — источник заразы» и «Верни мне мои вещи». Их отношения развивались на фоне рок-музыки, творчества и взаимных увлечений, но, как и многие их союзы, их отношения также оказались непростыми.
Петр Мамонов уже много лет женат на Ольге, бывшей балерине кордебалета. Она стала не только верной супругой, но и его менеджером. В их семье растет трое взрослых детей и имеются внуки.
В программе Бориса Корчевникова «Наедине со всеми» музыкант рассказал о том, как укрепился в своей вере и переехал в деревню. Он считал, что семья — это его маленькая церковь, место, где он научился обращаться к Богу и находить смысл жизни.
Журналисты, как правило, посещали Петра, чтобы задать ему вопросы о жизни, а он отвечал, приводя много размышлений, которые понятны любому россиянину.
В это время Петр Николаевич неожиданно стал ярым сторонником православной веры, активно обратившись к Богу, и в итоге он избавился от алкоголя и наркотиков.
Личная жизнь Петра Мамонова
В первый раз Петр Мамонов женился еще будучи студентом. Художник не любил вспоминать этот период жизни, так как в результате его алкоголизма и потрясений этот брак не сложился. Родился сын, однако семья вскоре распалась, и Мамонов погрузился в депрессию.
В конце семидесятых, во время научной деятельности, он случайно встретил учительницу иностранных языков Ольгу Горохову. Прежде чем формализовать свои отношения, они некоторое время жили в гражданском браке. Однако она в итоге ушла, а позже, когда Мамонов стал известным, написала воспоминания о нем.
Новости о скандальном вокалисте новой рок-группы «Звуки Му» мгновенно разлетелись. Однажды в ресторане «Эрмитаж», где Петр находился в шумной компании, появилась тонкая и очень привлекательная танцовщица по имени Оля, работающая в варьете «Звёздное небо». При встрече с ней Мамонов был удивлен тем, что девушка вовсе не знала о его популярности и репутации.
«В результате нашей встречи мы полюбили друг друга и начали совместную жизнь», — так отозвалась позже Ольга о той судьбоносной встрече. У самого Петра была своя версия знакомства:
«Я стоял на сцене в клетчатой куртке и пел. С гитарой я чувствовал себя королем. Она посмотрела на меня, тогда я и воскликнул: «Ты самая главная, ты моя на всю жизнь!» С тех пор мы остались вместе. Или, возможно, это произошла немного не так. Может быть, я купил ей мороженое… Но важно, что мы старались уступать друг другу и понимали».
Петр и Ольга поженились в 1982 году. У них трое детей и несколько внуков. Поначалу окружающим было сложно воспринимать их как полноценную семью, так как днем они много времени проводили отдельно, а ночью Мамонов запирался от всех, чтобы творить. Их жизнь была полна взлетов и падений.
В 1995 году семья переехала на постоянное место жительства в деревню, где Петр нашел большую духовную опору. В доме был молитвенник, а художник стал регулярно посещать церковь. Ольга взяла на себя обязанности по ведению домашнего хозяйства и совмещала их с функциями личного секретаря своего мужа, который вскоре вернулся к творческой деятельности.
Дети из сельской местности ходили в школу одни, а в условиях лета на лыжах зимой. Позже шестилетний сын Иван (1983 г.р.) рассказал, что этот опыт закалил их — сделав сильнее как физически, так и духовно. Примечательно, что именно Иван стал режиссером и оператором снятой с участием отца картины «Топ-шоу».
На сегодняшний момент на счету Ивана Мамонова более пятнадцати фильмов, среди которых криминальная драма Дениса Карро «Горячая точка», премьера которой прошла в 2020 году. Средний сын Петра принял сан священника, а старший работает в сфере информационных технологий.
Последние годы жизни и смерть
В конце лета 2019 года по СМИ поползли слухи о смерти основателя «Звуков Му», а его жена выступила с официальным опровержением, однако вскоре отменили все предстоящие гастроли, объяснив это тем, что у Петра Николаевича произошел сердечный приступ. Поскольку они были за городом, Ольга сама отвезла мужа в Пироговскую клинику, где ему поставили диагноз «инфаркт миокарда». Это событие подействовало на всю семью, и они начали осознавать всю тяжесть ситуации и необходимость поддержки.
Уже через несколько дней артисту была сделана сложная операция на сердце, а позже установили второй стент. Ольга рассказала журналистам, что состояние Мамонова стабилизировалось, он начал читать Евангелие, внедряя уверенность и радость в свою жизнь. Ему удалось пообщаться с рядом священнослужителей, и его душевная сила помогла ему справиться с болезнью.
В 2020 году слова Ольги о выздоровлении подтвердились, когда в марте Петр посетил творческую встречу в Воронежском Доме актера. Позже он признался, что успел выполнить свои обещания до начала пандемии, поскольку воронежские поклонники долго ждали его выступления, которое должно было пройти в ноябре 2019 года.
Планировалось, что Мамонов выступит со спектаклем «Как я читал святого Исаака Сирийского», однако сердечный приступ разрушил все его планы. Врачи настоятельно рекомендовали ему не перегружаться. На его мероприятии он выступал в двух отделениях: в первой части исполнил несколько своих песен, а в другой части читал стихи и рассказывал о своей жизни, отвечая на вопросы зрителей. Он также поделился новостью о том, что в Германии выйдет его виниловый альбом «Шоколадный Пушкин», в который входят новые композиции, над качеством записи которых он сам заботился.
Однако в конце июня 2021 года Мамонов был госпитализирован с тяжелой коронавирусной инфекцией. По словам врачей, состояние артиста было тяжелым: 2 июля ему потребовалась искусственная вентиляция легких. Сообщения о состоянии Россо были противоречивыми. Например, 12 июля поступили новости, что он почувствовал себя лучше и даже смог открыть глаза. Однако на следующий день его жена сообщила, что он не смог выйти из медикаментозной комы, и у него развился сепсис.
Ольга обратилась ко всем, кто неравнодушен, с просьбой молиться за жизнь ее мужа, однако, увы, чуда не произошло. 15 июля Петр Мамонов скончался. 17 июля музыкант и актер были похоронены после отпевания в Донском монастыре. Гроб Мамонова оказался чрезмерно большим для раскопанной могилы. Этот факт многие восприняли как символизм, отражающий его необычную и неприлизанную жизнь.
Режиссер Рашид Нугманов начал снимать знаменитую «Иглу» в 1987 году. На роль злодея Артура Юсуповича Виктор Цой, который сыграл благородного героя Моро, рекомендовал взять Мамонова. Не имея актерского опыта, Петр блестящим образом справился с поставленной задачей, что подтверждает его природный талант.
«Я не люблю эту всю пьяную нашу молодость»
Сегодня молодому поколению сложно понять, почему их родители так стремились участвовать в андеграундных концертах группы. Если вы спросите современников Мамонова, они единогласно вспоминают с улыбку об этом времени. Его лирика была одновременно глубоко философской, пронзительной и трогательной, но и пропитана ненавязчивым юмором, который был понятен лишь избранной группе поэтов и музыкантов.
Вся жизнь, творческая деятельность, писательская работа, собственное присутствие на сцене Мамонова были полны особого смысла, совершенно независимого от существующих приисков. Он находился в состоянии болезненной пантомимы, щекоча умы исполнившихся ожиданий. Незнающий зритель вначале удивлялся, а затем восхищался этим магическим представлением: быстро «Звуки Му» обрели величайшую популярность, однако на стыке 80-90-х годов Мамонов все больше увлекался театром и кино, распустив группу. В «золотом» составе коллектив просуществовал недолго. Петр не раз менял составы и названия, пока не свел группу к дуэту «Мамонов и Алексей» со своим братом, гитаристом Алексеем Бортничуком.
«Мне не нравится вся эта наша пьяная молодежь, — откровенно делится музыкант в своем последнем интервью. Этот период принес ему массу как позитивных, так негативных воспоминаний. Мамонов не раз оказывается на грани смерти. В юности он подвергся резне — удар пришелся в область сердца. Пользуясь своим опытом, после больницы Мамонов, с помощью послушного дореволюционного поведения, смог оправиться, и на третий день, поддерживая обе стороны, пошел в бар, утверждая: «Инвалиду без хвоста».
Он больше любил искусство кино. Замечалось, что камера всегда отвечала ему взаимностью: сначала «Игла» с Виктором Цоем, затем роль саксофониста в «Такси-блюзе», который выиграл главный приз на Каннском кинофестивале и был удостоен награды «Ника» за лучшее актерское исполнение. В «Игле» Мамонов сыграл практически безмолвную роль, однако сумел передать на экран свою неповторимую пластику и живую выразительность — именно это показало, что Петру Николаевичу было не только свойственно быть поэтом и рок-исполнителем, но он также является уникальным и блестящим актером. Музыка постепенно уходит в тень, а ее место занимает театр и кино. Мамонов блистательно исполнил роли в спектакле «Лысый брюнет» в Театре им. Станиславского, что подтвердило его значимость как деятель искусства.
Мамонов продолжал выступать и давать концерты до своего 70-летия, который он отметил за несколько месяцев до ухода из жизни. Фото: © Владимир Зайцев/Global Look Press/globallookpress.com
Православный праведник, рассуждающий о философии незыблемых материй
В 45 лет в жизни этого эксцентричного и провокационного человека произошел качественный перелом. В его биографии произошел неожиданный поворот: он полностью избавился от алкоголизма, обратился к православной вере и фактически ушел от всего мирского, но при этом получил подлинное счастье в своем новом состоянии. Никаких демонов, никаких искушений, только блаженный покой, который длился долгие 10 лет. Однако позже он снова вернулся в кинематограф.
В 2005 году на экраны вышел черно-белый фильм-фэнтези «Пыль», а затем новая притча Павла Лунгина «Остров», рассказывающая о старом целителе, который отдает свою жизнь ради искупления грехов. За это Мамонов был удостоен премии «Ника» и «Золотой орел», а сам фильм собрал большое количество наград. Многие критики пришли к выводу, что именно в этой ленте русский актер исполнил своего рода автобиографическую роль.
В дальнейшем последовало еще несколько фильмов, однако успех «Острова» не имела ни одна из снятых лент. Все равно Мамонов не останавливался и продолжал работать: он сыграл историческую роль Ивана Грозного в фильме «Царь», участвовал в одной из новелл комедийного мини-сериала «Биг Топ Шоу» (младший сын Ивана стал оператором), а еще вернулся на сцену с моноспектаклем «Дедушка».
В 2015 году он сделал официальное заявление о создании «Совершенно новых Звуков Му» и продолжал записывать музыку до 2021 года. В 2019 году артист был госпитализирован с серьезным сердечным приступом. Мамонов заявил, что «приготовился к смерти, раздал все свои виниловые пластинки, стал размышлять о жизни и смерти», однако обратился к лучшему хирургу Москвы и несколько отсрочил свой уход. Он продолжал выступать и проводить концерты до своего 70-летия, который он отметил всего за несколько месяцев до своей кончины. Это уже не тот панковский хулиган, потерянный в алкогольной и наркотической зависимости из Большого Каретного, а праведный православный человек, который рассуждает о философских истинах и новых пониманиях мира. И, надо сказать, эта роль также удалась ему блестяще.