Кстати, важно отметить, что не только индийские фильмы о жизни в Индии создаются на территории самой страны. Во многих других государствах также делают интересные и познавательные картины, посвященные жизни, традициям и обычаям Индии. Сегодня мы представляем вашему вниманию десять фильмов, которые позволят вам глубже познакомиться с этой удивительной страной. Фильмы разнообразны по жанру и содержанию, и каждый из них открывает свой уникальный взгляд на индийскую культуру.
Анти-Болливуд: история индийского «параллельного кино»
В Советском Союзе и России индийское кино стало популярным в основном благодаря Болливуду. Эти два термина до сих пор вызывают у зрителей определенные ассоциации — нереалистичные сюжетные линии, яркие музыкальные номера и танцы, которые занимают значительную часть экранного времени, поиски потерянных родственников и другие зачастую маловероятные, но забавные повороты сюжета.
Тем не менее, существует множество других видов фильмов, которые были сняты в Индии и не так широко известны. Начиная с 1950-х годов в стране начало развиваться движение, получившее название «параллельное кино», которое возникло одновременно с итальянским неореализмом и французской «новой волной». Фильмы, созданные индийскими режиссерами, с восторгом принимались на европейских кинофестивалях. Многие из этих произведений были отсняты в Мумбаи (который сейчас называют современным Мумбаи), но не на хинди или английском, а на бенгали, который распространен в Калькутте и, на волне культурного обмена, также в соседнем Бангладеш. Илья Спектор, автор книги «Канал пробковых трущоб», анализирует рождение, взлет и падение конкурирующего с Болливудом кино.
Почему Бенгалия?
Способы взаимодействия между крупными городами Индии в некотором роде напоминают соперничество между Москвой и Санкт-Петербургом. В Дели сосредоточена власть, в Мумбаи — финансовые ресурсы, в то время как Калькутта, находясь на третьем месте, лишена и того, и другого, хотя и была столицей Индии до 1911 года. Местные музеи привлекают с большим интересом, чем их делийские аналоги, и Калькуттский университет был основан гораздо раньше столичных музеев и также не потерял своей значимости.
Как вы могли бы представить, индийский фильм в Калькутте в XIX веке был чуть ли не культурным феноменом!
Следует отметить, что вся Калькутта XIX века была центром британской власти и западного просвещения, местом зарождения современной индийской литературы и первой политической партии. Однако к началу XX века Бенгалия утратила свой статус культурной столицы, одновременно с тем, как в Индии начали создавать первые немые фильмы.
Влияли ли исторические события XX века на индийское кино? Этот вопрос требует детального анализа.
Калькутта славится своим множеством памятников колониальному наследию, которые значительно превосходят аналогичные сооружения в любом другом индийском городе.
Антиколониальные восстания начала ХХ века
Уже летом 1896 года — лишь спустя несколько месяцев после аналогичных показов в Париже! — жители Калькутты смогли увидеть «Политого поливальщика» и «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».
С этой поры впервые появляется индийский кинорежиссер — фотограф из Калькутты по имени Хиралал Сен. Сначала он снимал документальные фильмы о прибытии индийских поездов на железнодорожные станции. Однако с ростом ожиданий зрителей Сен начинает делать экранизации театральных представлений. В 1903 году он выпустил свой впечатляющий фильм «Али-Баба и 40 разбойников», который произвел настоящий фурор в городе.
В 1905 году Хиралал Сен становится первым индийским документалистом, запечатлевшим множество демонстраций, что также стало знаковым моментом для индийского кино. Этот год оказался насыщенным для многих стран Азии и Европы, и Индия не стала исключением.
Обычные вопросы о перераспределении сельских территорий неожиданно переросли в массовое антиколониальное движение. Люди начали бойкотировать британские товары, молодежь призывала к всеобщему восстанию и провозглашению демократии. В результате британские власти перенесли резиденцию регента в штат Дели, а Калькутта приобрела репутацию столицы свободомыслия на протяжении всего 20 века — как в политике, так и в искусстве.
К сожалению, судьба архивов Хирала Сена оказалась печальной, как и у многих фильмов начала 20 века: его коллекция полностью сгорела в 1917 году.
Тем не менее, в Мумбаи был снят знаковый фильм «Раджахаришчандра» (1913), который стал не просто первым известным индийским фильмом, но и одним из первых полнометражных индийских кинофильмов вообще. Эта адаптация мифа о благородном правителе, которому суждено было заслужить свою награду, была очень популярна и положила начало новой эпохе в индийском кино. Режиссер Дадасахеб Пхалке, которого принято считать отцом индийского кино, впоследствии создал множество фильмов на мифологические темы, таких как истории о Раме и Сите, Савитри и Сатьяваане.
Сюжеты из великих индийских эпосов, таких как Махабхарата и Рамаяна, по праву считаются бесконечными и значительно повышали спрос на экранизации этих произведений.
В 1988 году Болливуд выпустил 91-серийный сериал по Махабхарате, который вызвал так много интереса, что улицы пустели во время показа каждой серии.
Снимок из фильма «Раджахаришчандра»
С введением звукового в индийском кино, интрига и сложность сюжетов значительно возросли. Правила, которые мы сегодня ассоциируем с Болливудом, стали формироваться в это время. Фильмы начали снимать на множестве различных языков, а в таких городах, как Мадрас и Калькутта, открывались новые киностудии.
Неизменным остается внимание индийского кино к социальным вопросам, политике, а также борьбе за независимость. Большинство фильмов 1930-х годов уже не снимались в волшебных мирах, а переносились в реальные города и села. Однако следует отметить, что в то время индийское кино все еще было четко сегментировано по регионам, и нельзя утверждать, что Мумбаи и Калькутта были не связанными между собой.
На фотографии — Сита Деви, звезда немого индийского кино, в роли Яюдхары — жены Сиддхартхи Гаутамы (1925).
Характер бенгальского «параллельного кино» окончательно сократился в 1940-х годах, накануне колониальной независимости.
На этом фоне инспектор Дсилва пытается уговаривать простого человека по имени Виджай, который так похож на дона, чтобы поймать остальных членов банды. Процесс обмена завершается неудачно, и вскоре Дсилва убивают.
Что же делает Болливуд таким популярным? Он знает, как создать увлекательную историю, дополняя её всеми возможными элементами: экстравагантными песнями, пышными нарядами, живописными локациями и запоминающимися персонажами.
Все это выходит за пределы привычных деталей, которые мы часто встречаем в голливудских или азиатских фильмах. Болливуд зачастую не ограничивается рамками одного жанра: в упражнениях могут сочетаться драма с комедией, боевик с романтикой.
Поэтому мы с удовольствием представляем вашему вниманию 30 самых успешных фильмов Болливуда, которые удостоились множества национальных и международных наград. Все они помогут вам взглянуть на индийскую киноиндустрию совершенно новыми глазами.
Но прежде чем начать, давайте разъясним несколько важных моментов:
1) Не все болливудские фильмы длятся по три часа и не все они полны сплошного пения и танцев. Существуют множество болливудских лент, которые более реалистичны и правдоподобны.
2) Не все фильмы снимаются в самой Индии и, разумеется, не все из них касаются индийских проблем. Фильмы производятся по всему миру и затрагивают широкий спектр тем. В Болливуде можно найти все: от триллеров до боевиков, от ужасов до исторических драм. Другими словами, для каждого здесь найдется что-то интересное.
Несомненно, самой любимой темой Болливуда остается, конечно же, любовь. Все её аспекты — романтические, дружеские и семейные. Эмоции являются основополагающим элементом этих фильмов — ни одна другая киноиндустрия не играет с ними так, как это делает Болливуд!
Начнем с классики:
И в печали, и в радости… (2001)
Описание: У богатого бизнесмена и его супруги есть двое сыновей — приемный Рахул и родной Рохан. Рахул дружит с прекрасной Наиной, которая его безумно любит, и его отец предлагает им пожениться. Однако судьба решает иначе: Рахул встречает очаровательную девушку из бедного района по имени Анджали и влюбляется в нее. Несмотря на своё обещание отцу отвергнуть Анджали, Рахул тайно заключает с ней брак, что вызывает гнев и проклятие отца. Он уходит из дома и переезжает в Лондон. Проходит десять лет, и Рохан, превратившийся из неуклюжего и полного парня в атлетически сложенного и привлекательного мужчину, обнаруживает конфликт: его отец и брат не общаются, и он с решимостью клянется вернуть Рахула в семью.
Фильм стал неотъемлемой частью Болливуда, и нет поклонника индийского кино, который бы не слышал о нем. Индийские дети буквально вырастают под звуки музыки из этого фильма, так как в нем участвуют шесть популярных звезд Болливуда, а красивые запоминающиеся песни идеально дополняют динамичную историю о семейных ценностях, гордости, любви и предрассудках. Вряд ли можно найти более яркий пример индийского кино.
Интересный факт: Британская империя колонизировала Индию с 1858 по 1947 год. В это время Британцы способствовали технологическому развитию страны и увеличили долю образованного населения. Однако почти все высококвалифицированные рабочие места ушли в Великобританию.
«Разыскивается жених»
- Год выхода: 2010
- Режиссер: Мудассар Азиз
- В ролях: Шах Рукх Кхан, Сушмита Сен, Фардин Кхан
Описание: Главный герой, богатый мошенник и азартный игрок Дон Сай, мечтает жить на полную катушку и менять девушек как перчатки. Он утверждает всем, что брак не для него и он никогда не женится. Однако по завещанию его отца, если он свяжет себя узами брака с дочерью своего друга Самара Косички, он получит пять миллионов долларов. Эта скромная девушкой из деревни, не знающая о планах Дона, в итоге становится его женой. Молодой пройдоха, стремясь получить деньги, уезжает жить в США, оставляя жену на произвол судьбы. Но именно жизненные испытания готовят Дону такие сюрпризы, с которыми он и не мог бы быть готовы!
Интересный факт: Шах Рукх Кхан, принимающий участие в роли Дон Сая, является обладателем рекорда за наибольшее количество кинопремий Болливуда за звание «лучший актер». Его также наградили четвертой по значимости политической наградой Индии — Падма Шри, а также французским Орденом искусств и культуры и Орденом Почета.
«Месть и закон»
- Год выхода: 1975
- Режиссер: Рамеш Сиппи
- В ролях: Санджив Кумар, Дхармендра, Амитабх Баччан
Сюжет: Полицейские выслеживают опасную банду и арестовывают ее главаря Габбар Сингха. Преступник оказывается заключенным, но тюрьма не может сдержать его жажду мести. Он убегает из заключения и жестоко расправляется с родными полицейского инспектора. Чтобы отомстить кровавому насильнику и защитить свою мирную деревню от бандитов, инспектор Тхакур находит двух храбрых соратников. У бравого офицера есть свой зловещий план мести. Но будет ли эта месть безграничной?
Интересный факт: «Месть и закон» создал стандарт для мн