3 февраля 2014 года Сергей Гордеев, учащийся 10 «А» класса московской средней школы № 263, пришел в учебное заведение, прихватив с собой карабин и винтовку. Когда он вошел в класс, готовясь к уроку географии, он направил оружие на своего наставника Андрея Кирилова и выстрелил, что привело к смерти последнего на месте происшествия.
По мнению адвоката Торнова, Сергей Гордеев остается столь же опасным для окружающих, как и в те зловещие дни 2014 года. Защита утверждает, что Гордеев не страдает от психических расстройств и не подлежит лечению — настаивая на том, что лечение не имеет смысла, так как у обвиняемого нет диагностируемых заболеваний. Этот вывод основан на многократных интервью и многочасовых допросах, на которых адвокат мог наблюдать за состоянием Гордеева на протяжении полутора лет.
Торнов также отметил: «Посмотрите на его поведение во время захвата заложников: разве он выглядел неясно мыслящим? Обратите внимание, как точно он стрелял. Какое разумное поведение для психически нездорового человека: может ли такой, как ему, убить двух полицейских из винтовки на средней дистанции? Однако, когда стало очевидно, что ему некуда деться, он согласился сдаться», — добавил адвокат, подчеркивая странности в поведении Гордеева в тот момент.
20 января потерпевшие подали запрос в Генеральную прокуратуру, прося проверить законность решения об освобождении Гордеева. Тем не менее, после очередной смены руководства прокуратуры, защита и семья убитого Андрея Кирилова столкнулись с маловероятными шансами получить быстрый ответ на свои ожидания. Процесс может затянуться на неопределенное время.
Помимо этого, в трагедии оказалась вовлечена также запрещенная в России группа «Колумбайн», члены которой прославляли жестокость, происходившую на территории США, активно следили за приключениями в интернет-сообществах. Однако один из участников школьной резни, получивший диплом в Пермской школе под именем Реб Б, имел предысторию насилия и правонарушений, что добавляет к данной ситуации еще более мрачные детали.
Наталья, бывшая одноклассница Сергея Гордеева
В день трагедии начался четвертый урок — география. В тот момент Сергей отсутствовал на занятиях. Лишь через пять-десять минут, в класс вошел его одноклассник, который-то и являлся Сергеем Гордеевым. На этот раз у него в руках был пистолет. Когда Андрей Николаевич, учитель географии, увидел ситуацию, он попытался успокоить Сергея и выяснить, что происходит. Но вместо этого Гордеев начал стрелять. Точное число выстрелов в тот момент я не запомнила, вероятно, это было два. Я уже упала под стол, прячась от обстрела. Я видела, как Андрей упал, истекая кровью, и слышала его последние слова. Сергей заявил, что не собирался нас убивать, но при этом чувствовал, что теряет последнее, что у него есть в жизни. Он утверждал, что уже стал террористом-смертником, и призывал нас не бояться, уверяя, что все это происходит в каком-то кошмаре, что это не правда.
Свойственные страху чувства были обострены еще и тем, что он запутал нас запретом пользоваться мобильными телефонами, пригрозив пистолетом. Позже, во время всей ситуации, мы также слышали голос его родителей. На слушаниях он разговаривал с родителями по мобильному, общаясь в основном с отцом. Отец просил отпустить нас на свободу, на что Сергей, охваченный безумием, заявил, что он смертник и жаждет погибнуть. Он выражал негодование, прекращая разговор, жалуясь на тяжесть жизни дома и непонимание окружающими. Затем он несколько раз произвел выстрелы в окно, создавая обстановку страха и безумия.
Позже на место происшествия пришел его отец. Я не была свидетельницей их дальнейшего диалога, но, судя по всему, он выгнал Сергея из класса. Вскоре прибыли полицейские, которые сказали нам, что мы можем вернуться домой — мол, все уже закончилось.
Накануне трагического дня мне сказали, что Сергей отправил сообщение одноклассникам с намеком на то, что они увидят, что он сделает на следующий день. Я сама такого сообщения не получила и теперь не могу с полной уверенностью сказать, так ли это на самом деле.
Какой Сережа? Я не могу произнести о нем ничего плохого. У нас не было близкого общения; я знала его с детства. Он был умным, вежливым и добрым к большинству людей, пока мы не стали свидетелями сцены с пистолетом. В его глазах я увидела гнев и страх, или, возможно, что-то иное. Я не думаю, что он был психически больным. Скорее, он оказался эмоционально запутанным. Хотя я не могу простить его поступок, возникает вопрос о халатности — кто должен нести ответственность? Родители? Учителя? Мы сами? Это дело окружено множеством нюансов. Я видела по телевизору, как его родители ведут себя. И они вели себя странно. Я не думаю, что неожиданно получим ответы о том, почему он поступил подобным образом.
Алёна, ученица 9 класса 263 школы
В тот момент у нас был урок биологии, который вел директор школы. В один момент к нам стремительно прибежал менеджер и срочно позвал управляющего. Он сообщил нам, что надо сидеть тихо. Спустя несколько минут снова появился менеджер, теперь чтобы сообщить, что стреляют ученики из той же школы. На тот момент мы не знали, кто именно стрелял и с какой целью. Я испытывала ужас и страх. Некоторые ученики пытались спрятаться в углу класса, другие — под партами. Некоторые из нас плакали, дошло до того, что мы не знали, что делать, так как в этот момент учителя тоже не имели четкой информации о происходящем.
Позже появились спецназовцы, которые сказали, что выведут нас через запасной выход. Мы не взяли с собой ничего, даже верхней одежды. На улице было холодно, но в тот момент мы не чувствовали этого — страх переполнял нас.
Мы укрылись в соседней школе, в зале для мероприятий. Когда нас выводили, нам категорически запретили смотреть вправо или влево. Там находились психологи, которые пытались поговорить с нами. Когда я вернулась домой, то сразу почувствовала облегчение. Весь этот ужас наконец закончился, и я смогла забрать свои вещи, которые остались в школе. Мои родители приехали за мной и отвезли меня домой.
Виктор, бывший ученик 9 класса 263 школы
Я знал Сергея. Например, он не был частью какой-либо группы или клуба. Это не интересовало никого в классе. Я не бы назвал его особо тихим, но и не стал бы называть его странным или шизофреничным, как это говорится в СМИ. Я не вижу в нем проявления шизофрении. Он создавал запросы на Facebook для общения с нами, старшеклассниками, упоминает разные игры и шутеры, которые рода как раз интересовали и меня. Я же не хотела с ним пересекаться, поскольку мне его интересы были не близки.
И затем он убил своего учителя географии без причины. Андрей Николаевич был хорошим и интересным человеком, который всегда поддерживал нас как ученика. Многие из интернет-публикаций после трагедии клеветали на него, фабрикуя несуразные истории о том, что он преследовал Сергея или что они якобы были врагами. Я знаю Андрея Николаевича, он никогда не был конфликтным с нами. Напротив, он всегда находил подход к каждому нам и часто предлагал дополнительные возможности для подготовки. Лишь вскоре после трагедии кто-то заявлял, что «он не мог поставить оценку выше «F» своему студенту, поскольку это повредило бы собственному списку». Это совершенно абсурдно.
Все эти события были настоящим ужасом. Мы находились на третьем этаже в классе литературы, а учителя, вместо того чтобы нашему образованию помогать, лишь указывали нам спрятаться под партами. Так мы и поступили. Полицейский пришел и вывел нас на улицу. Сначала мы разместились в зале для мероприятий, затем нас перевели через другую дверь на улицу, а затем в ближайшую школу. Наконец, нас отправили по домам. Я увидел, как родители пришли за мной, и забрали меня без вещей. Тогда мой отец, наконец, стал действовать.
Молодые люди уже не интересуются литературой, наукой и изучением языков. Они стремятся понять смысл жизни, и если не могут этого достигнуть, впадают в отчаяние.
Мамина шуба и папины ружья
Ключ от сейфа его отца был найден в верхнем выдвижном ящике тумбочки. Подросток по своему усмотрению выбрал два из четырех вариантов оружия: малокалиберный Браунинг и Tikka T3. Он завернул их в ткань и положил в простую сумку вместе с патронами, а также ножом на случай, если ему понадобится самозащита.
Неизвестно, почему Сергей решил одеть длинное тонкое пальто своей матери, уже оснастив свой облик капюшоном. Сначала казалось, что он прятал там оружие, однако камеры наблюдения четко фиксировали, что он переносит его в свернутом состоянии, словно не был одет под кондицию. Возможно, это пальто наполнило его мужеством.
Подросток без особых колебаний и, беззвучно пройдя по школьному двору, бросил тряпку, в которую было завернуто его оружие — одно ружье висело за плечом, а другое было в руке. Он явно не переживал о постах охраны, которые стояли у входа в школу. Достоверно установить ход событий не удалось, но, возможно, в этот момент просто не было никого, кто бы мог его остановить. Стрелок прошел боком мимо крана, крепко держа винтовку за переднюю часть, а сумку, полную патронов, прижимая к груди, будто пытаясь что-то скрыть.
Дальнейшие события восстанавливались на основе свидетельств множества людей, порой противоречивых. Охранник успел активировать тревожную кнопку, но после этого ему пришлось сопровождать Гордеева в класс географии, под угрозой применения собственного оружия. Остается неясным, как именно общался мальчик с охранником. С одной из первичных версий получения поста, Гордеев должен был направиться к Татьяне Бабкиной, уважаемому преподавателю русского языка и литературы. Однако охранник вмешался и заставил мальчика сменить маршрут, отправив его на урок географии среди одноклассников.
Когда Сергей вошел в класс, он выстрелил в Андрея Кирилова, своего учителя. Некоторые свидетели утверждали, что звуки выстрела раздались одновременно, другие уверяли, что Кирилов, пытаясь образумить ученика, сделал шаг навстречу с пистолетом в руках. Сам же Гордеев пояснял, что именно этот жест послужил катализатором для его дальнейших действий.
Цветы и свечи, несенные москвичами к школе № 263.
Фотография: Алексей Сазонов / Риа Новости.
Некоторые свидетели утверждали, что сразу после этого звучал второй выстрел, который попал в голову учителя. Вторые же лица свидетельствовали, что между первым и вторым выстрелами прошла пауза, когда Кириллов застонал, и один из учеников предложил вызвать скорую помощь, полагая, что учитель уже мертв. Сергей, обрывая свою мысль, закончил фразу, произнеся: «Он действительно умер?»
После этого Гордеев начал рассказывать своим одноклассникам о своих переживаниях, своих проблемах и заботах. Некоторые из его одноклассников задавали недоуменные вопросы: «Дети, это сон или не сон? Я не могу проснуться!» Были и другие моменты, наблюдаемые ребятами, которые, возможно, останутся не понятыми.
Стрелок — ботаник
Журналисты искали всевозможные источники, чтобы восстановить, понять и представить внутренний мир 15-летнего преступника. Однако четкое представление о его личности так и не было сформировано.
Сергей был воспитан в семье специалистов секретного института EFIR, предоставляющего услуги для служб безопасности. Огромное внимание было уделено его образованию: с трех лет он должен был осваивать чтение и письмо, а в пять лет он уже пошел в школу. У мальчика проявились выдающиеся способности в точных науках, и он планировал продолжить образование в Московском физико-техническом институте (МФТИ). Он не стремился к развлечениям. По словам его одноклассников, Сергей проводил свои дни за изучением книг. Однако, помимо учебных материалов, он также исследовал технические характеристики различных видов огнестрельного оружия. В редкие свободные минуты он увлекался компьютерными играми.
Некоторые журналисты подчеркивали, что семья Гордеевых была очень религиозной. Говорили, что расслабленный Сергей часто сводил свои молитвы и посвящал время чтению. Другие исследователи акцентировали внимание на том, что у Сергея возникло желание жить как безжалостный правонарушитель. Тем не менее, некоторые придавали значение метафизике. По этой причине мальчик, по их мнению, впал в заблуждение, полагая, что внешний мир является лишь иллюзией. Возможно, в конце своего отчаяния он решил завершить свою жизнь в надежде на «второе пробуждение». Такие идеи и мечты нередко становятся объектом изучения школьных психологов, способствуя радикализации мировоззрения подростков и увлечению деструктивными философскими течениями, что приводит к различным антисоциальным действиям.
Все же не Колумбайн
Есть предположение, что подросток, возможно, случайно убил свою первую жертву. Трудно поверить, что он запланировал охоту на полицейских в условиях неразберихи и тревоги.
Гордеев стрелял в полицейских без колебаний и со всей беспощадностью, стремясь поразить жизненно важные органы. В результате он выпустил две пули, поразив двух полицейских, которые находились в бронежилетах и касках. Один из них, Сергей Бушуев, погиб на месте. Другого, Владимира Крокина, кто поддержки ножевых ранений в область груди и живота, удалось спасти лишь благодаря помощи врачей из Склифосовского института.
Сотрудники Следственного комитета Российской Федерации и полицейские на месте происшествия у школы в Москве номер 263.
Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ.
Похожий точный и беспощадный выстрел в 1966 году произвел Чарльз Уитмен, известный как «Техасский стрелок». Он занял позицию на башне Техасского университета и в течение полутора часов беспорядочно расстреливал случайных прохожих из своего оружия. В результате его действий 16 человек погибли, а 32 были ранены. Ранее он также убил свою мать и жену.
Тем не менее, Техас сильно отличался от российского стрелка. Уитмену было 10 лет; он служил в морской пехоте. Нельзя также проводить параллели с Адамом Ланзой, который, будучи 20-летним, убил 20 детей и 6 взрослых в начальной школе «Сэнди Хук» в 2012 году. Подобно Уитмену, Ланза также застрелил свою мать, прежде чем направиться в школу. Чо Сын Хи, кореец, устроивший массовое убийство в университете Вирджинии, имел 23-летний возраст и убил 33 человека, ранив при этом еще 25. В отличие от Гордеева, Чо был известен за свою жестокость и плохую успеваемость, что не соответствовало поведению его российского сверстка. Он даже составил список одноклассников, которые его, по его мнению, обижали. По мере достижения возрастного порога и интеллектуального воспитания между ними наблюдается множество различий. Ланза и его подельники, Дилан Криболд и Эрик Харрис, стоявшие за трагедией в Колумбине, имели проблемы с законом из-за алкоголизма и неоднократно были арестованы за кражу. В течение многих лет они создавали веб-сайт, где публиковали инструкции по производству взрывчатки, делая акцент на открытой агрессии и намерениях убить.
Согласно обвинению, московский областной военный суд оправдал Сергея Гордеева, старшеклассника, который устроил стрельбу в школе в Отрадном в 2014 году.
Безымянный преступник, Улан-Удэ
19 января 2018 года один из учеников средней школы «Б», чье имя скрывается из-за его несовершеннолетия, пришел в школу № 5, неся с собой топор и «коктейль Молотова». В 9:35 утра (4:35 по московскому времени), накинув маску, он ворвался в класс русского языка и литературы на третьем этаже, где находился семиклассник «А», поджег помещение и начал избивать учителя и учеников.
Злоумышленник ударил ученицу первого класса по голове, лицу и спине, в итоге отрезав ей пальцы на руке, а затем ударил ножом в грудь и выпрыгнул из окна, намереваясь покончить с собой. Его арестовали и обезоружили полицейские и пожарные, которые прибыли по тревоге.
Молодой человек, ранивший семь человек, в конечном итоге был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение. Его текущее состояние здоровья неизвестно.
Артем Тагиров, Стерлитамак
18 апреля 17-летний ученик школы № 1, вооруженный ножом для резки бумаги, вошел в компьютерный класс и напал на одну из своих одноклассниц, нанеся ей несколько оконечностей. Учитель отвлек ребёнка, дав возможность другим ученикам сбежать в лабораторию, тем самым оказавшись в ловушке.
Танилов также успел ранить учительницу, но ей удалось выбраться в коридор. Его одноклассники вошли в класс и попытались успокоить нападавшего, но тот вскоре сбежал сам.
В какой-то момент, находясь один в классе, он решил поджечь себя, полив всё вокруг горючей жидкостью. Как только сработала пожарная сигнализация, в лаборатории, где прятались девять детей, началась паника. Один из студентов, стремясь спастись, выпал из окна первого этажа, получив повреждения.
Учительница и ее ученики пришли на помощь и воспрепятствовали закрытию двери, выпуская детей из лаборатории. Пытаясь покончить с собой, Тагиров также был спасен. Все пострадавшие сумели выжить, а пожар был вовремя потушен.
Артем Тагиров. Фото — социальные сети.
Суд признал подростка невменяемым и отправил его на принудительное лечение.
Искандер Халфин, Казань
13 мая 2019 года ученику 10 класса одной из элитных школ города, средней школы № 7, удалось войти в класс и потребовать освободить место для учителя. Он угрожал оружием, представленным в виде пневматического пистолета и кухонного ножа.
В конечном счете, подросток сдался полиции, и никто из находившихся в классе не пострадал. Ученика признали невменяемым и отправили на принудительное лечение.
Студент проходил длительное лечение в Москве и выжил, однако преступники, которых считали благоразумными, часто осуждались за покушения на двух и более несовершеннолетних, что сказывалось на их сроках (до семи лет в исправительных колониях), как правило, из хулиганских побуждений.
Резня в Пермской школе № 127
Запрещенная в России группа «Колумбайн» была одним из источников вдохновения для этой ужасной истории: подростки, убившие учителей и старшеклассников, восхваляли жестокие преступления мужчин из США и следили за новостями в запрещенных интернет-сообществах. Однако среди участников резни был также и выпьющий характер случаев: один из участников, выпустивший ножевое ранение, обладал предшествующим опытом насилия.
Виновники трагедии в пермской школе. Фото: социальная сеть (KP.RU).
Дверь в 11 лет на области, по причине оборонного бдительного существования, состояла на учёте. Он неоднократно жестоко наказывал своих знакомых и проходил психологические обследования. Из-за настойчивости своей семьи он был переведен на домашнее обучение, однако иногда приходил в школу лишь для прохождения указанного обследования. На момент нападения он числился как ученик. В роли сообщника он взял аспиранта из школы № 127. По неподтвержденной причине, он расправился со своими знакомыми изза напряженных взаимоотношений с учителями и ненависти к учебному заведению. Подросток был приговорен к 7 и 9,8 годам лишения свободы.