Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами. Что делать если дети не слушают.

У детей есть потребность в независимости и желание сохранить некоторые аспекты своей жизни в тайне от взрослых. Это нормально и даже желательно. Требования в школе растут, нагрузка становится все тяжелее. Непослушание возникает как защитный механизм против требований, которые воспринимаются как ограничение свободы.

Как работать с «неуправляемыми» детьми — 9 советов от опытной учительницы

Что делать если дети не слушают 2

Мы все больше узнаем о психике ребенка и понимаем, что некоторым детям трудно сосредоточиться, высидеть 40-минутный урок или выполнить задание, следуя инструкциям. Но что делать, если такой «неуправляемый» ребенок не дает учиться другим и вредит себе? Наш блогер и учитель Майя Тараховская рассказывает о своем опыте работы с такими учениками.

Пожалуйста, не воспринимайте прочитанное как нравоучение или лекцию. Я не говорю о диагнозах — я не врач. Я лишь хочу обобщить свой личный опыт работы с этими детьми, которые не интегрированы в школьную жизнь, для которых нет социального контекста, для которых слово «правильно» имеет чисто формальный статус. Такие дети нуждаются не в порицании и тем более не в осуждении, а в элементарной помощи.

Как только в школах появилось слово «гиперактивность», мы все подумали о шумных, беспокойных детях, с которыми по каким-то причинам трудно ужиться дома и в школе. Такие дети существовали даже в наше время. Их называли непослушными или неуправляемыми детьми. Когда появлялись такие дети, мы, учителя, испытывали неловкость. Вся методология воспитания сводилась к одному: «Выйдите из класса и дайте остальным работать!». Это происходило не потому, что мы действительно хотели мира в классе. Просто иногда мы терялись, потому что с таким ребенком никакие аргументы не помогают.

Рассказывали ли нам в школе о таких детях? Я читала Макаренко и Сухомлинского, но только недавно поняла, что такие дети существуют и что это, прежде всего, серьезная проблема для семьи. Окончив школу, мы считали, что как только учитель входит в класс, все сидят прямо, не издают ни звука, внимательно слушают объяснения учителя, соблюдают порядок и аккуратно поднимают руки, когда нужно что-то сказать или спросить. Помните ли вы, уважаемые коллеги?

Сейчас в школах есть психологи, но этого недостаточно. Когда такой ребенок в классе, нам нужно, чтобы психолог сидел с нами весь день, потому что каждый урок под угрозой срыва. Я бы даже сказал, что это грозит взрывом. А когда такой ребенок «взрывается», я бы с удовольствием схватил ее за воротник и вышвырнул из класса. Когда ребенок неуправляем, слова не имеют никакого эффекта — он вас не слушает. Я пыталась не реагировать, но и это не помогло.

Когда я поняла, что нигде не могу найти помощи, я решила узнать все, что можно, о «неуправляемости», потому что если понять, с чем имеешь дело, можно найти выход. Я начала много читать. В Интернете сегодня много советов и рекомендаций от психологов и врачей, но как выбрать самое важное? И как все это запомнить и применить на практике, когда ты находишься в эпицентре такого «взрыва»?

Хотите верьте, хотите нет, но гуманистическая педагогика снова помогает

Я выяснила для себя самое главное, что нужно знать об этих детях, и считаю, что важно, чтобы это поняли не только учителя, но и родители, оказавшиеся в безвыходной ситуации. С одной стороны, родителям стыдно перед другими родителями, перед школой, перед обществом — мало кто может принять непонятное. С другой стороны, родители действительно не знают, что делать. Или они не хотят знать и замалчивают проблему, потому что считают своего ребенка ленивым и нерадивым. А родители других детей призывают: «Давайте заберем ребенка из класса! Учитель тоже не знает, что делать, потому что не может согласиться с родителями и не может пожалеть детей в классе. И тогда начинается кошмар.

Это интересно:  Не бей тревогу: 4 техники самоуспокоения, которые помогут отвлечься от навязчивых мыслей. Как избавиться от плохих мыслей в голове

Некоторые моменты, по которым вы можете определить, является ли ваш ребенок таким трудным ребенком:

Принимайте ребенка таким, какой он есть

Если вы его не принимаете, то как же общество? Кому он нужен, кроме вас? Может быть, какие-то другие учителя, которые принимают вашего ребенка и любят его, несмотря на все синдромы.

Не нужно ждать, что «гиперактивность» уменьшится или полностью исчезнет, когда ваш ребенок вырастет. Вы можете только наблюдать, как вашему ребенку плохо, и ничего с этим не делать, если вы не позаботитесь об этом. Я вижу таких детей в классах, и у меня разрывается сердце от жалости к ним и невозможности что-либо изменить.

Портрет «трудного» ребёнка

Что делать если дети не слушают 3

Отец приводит шестилетнего мальчика к психологу. Ребенок не может контролировать свое поведение: Он постоянно вскакивает, трогает игрушки на столе без разрешения, стучит в дверь. Когда ему надоедает, он подходит к жалюзи, дергает за них и в конце концов ломает. Отец говорит, что воспитатели не ладят с ребенком — он игнорирует их требования и продолжает заниматься своими делами: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. У ребенка нет друзей, дети держатся от него подальше, никто не хочет с ним играть или даже присоединиться к нему в танце.

Это типичный пример «трудного» ребенка. Такие дети:

  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.

Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?

Что делать если дети не слушают 4

Ошибки родителей в воспитании

Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»

Родители делают все для своего сына или дочери и выполняют каждое его или ее желание. Это часто происходит, когда ребенок единственный в семье или приходит очень поздно. В результате он привыкает быть центром вселенной и не реагирует на запреты и ограничения со стороны взрослых.

Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки

Ребенка оправдывают за плохое поведение и непослушание, потому что он еще маленький и не понимает, что делает, но он вырастет и все поймет.

Ошибка №3. Гиперопека

Как вседозволенность опасна, так и постоянные запреты и ограничения приводят к желанию преступить их. Это тем более верно, когда ограничиваются жизненно важные потребности ребенка: активность, общение, познание мира.

Чтобы дать ребенку больше свободы, перестать ограничивать его важные потребности и защитить его, где бы он ни находился, установите приложение «Где мои дети».

Ошибка №4. Неправильный пример родителей

Вы можете бесконечно рассказывать ребенку о вреде курения и пользе чтения, но если ваш отец курит, а книги используются как реквизит на гнутом столе, вы вряд ли научите ребенка этим навыкам.

Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»

Если мама сегодня строго запрещает есть сладости, а завтра бабушка тайком кладет их в сумку, или папа радостно возвращается с работы и не разрешает ложиться спать до 12 часов, ребенок быстро адаптируется к изменчивому настроению взрослых и учится манипуляциям, чтобы получить желаемое.

Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции

Позиция родителей в этой ситуации выглядит следующим образом: «Детский сад и школа должны воспитывать. У нас нет на это времени, мы только зарабатываем деньги, чтобы обеспечить своего ребенка.

Это интересно:  Почему замужнюю женщину тянет к другому мужчине. Почему тянет к мужчине.

Мотивы «плохого» поведения детей

Что делать если дети не слушают 5

Помимо ошибок родителей, существуют и другие причины, по которым спокойный и послушный ребенок вдруг начинает плохо себя вести.

1. Привлечение внимания

Мама и папа всегда на работе и видят своих детей только по утрам и вечерам; часто они не получают достаточно любви и заботы. Многие родители оставляют детей на выходные с бабушками и дедушками, чтобы те сделали всю необходимую работу по дому.

Для ребенка вполне естественно стремиться всеми способами привлечь внимание родителей. Самый быстрый и простой способ — сделать что-то такое, что мама или папа сразу же заметят: психануть, кричать на улице, топать ногами, спорить с кем-то.

Что должны делать родители:

  • чаще обращайтесь к ребёнку по имени, говорите ему ласковые слова;
  • если плохое поведение ребёнка вызвано именно недостатком родительского внимания, лучше его (плохое поведние) игнорировать;
  • если ребёнок начинает плохо вести себя, отвлеките его, дайте ему какое-нибудь поручение (полить цветы, протереть пыль, убрать со стола посуду) и обязательно похвалите за выполнение;
  • проводите свободное время с ребёнком, гуляйте, играйте. Пусть он чувствует себя нужным и значимым человеком в вашей жизни, а не досадной помехой в личных делах.

Как часто ребенок в ответ на свои просьбы слышит «нет»?

Речь идет о потребностях ребенка и о том, насколько хорошо они удовлетворяются. Если мы часто говорим «нет» на разумные просьбы, связанные с физическими потребностями, ребенок может ответить непослушанием. И снова происходит отказ от привязанности, потому что ребенок может подумать: «Если мои потребности игнорируются, то нужен ли я им вообще?».

Когда он устал — он не слышит!

Важно помнить, что в отличие от взрослого, у ребенка еще очень слабая, неразвитая воля, и поэтому он не может сознательно корректировать свое поведение. Его мозг еще не настолько развит. Говорят, что рудиментарные элементы воли появляются только в семилетнем возрасте, а полностью воля развивается только к четырнадцати годам. Да, шестилетний ребенок, в отличие от малыша, научился слушаться родителей, но только тогда, когда он не устал.

Усталость возникает при эмоциональной или физической «перегрузке» — тогда ребенок становится «ракетой». В таком состоянии ребенку практически невозможно что-либо объяснить.

Что может быть «перегрузкой» для ребенка? Эмоциональный фильм, обилие новой информации, большое количество людей или игрушек, яркое окружение. И это напряжение может привести к истерикам — если родители плохо ведут себя в эти моменты.

Шесть не равно семи!

Пятилетний и шестилетний дети довольно похожи, но между шестилетним и семилетним есть большая разница. В возрасте семи лет ребенок становится уверенным в себе. Если вы спросите шестилетнего ребенка: «Как дела?» — он ответит: «Большой», а семилетний — «Маленький», потому что в семь лет ребенок начинает понимать свое место в мире. Шестилетний ребенок играет в игры, в которых он — взрослый: настоящий врач или пожарный. Шестилетний ребенок уверен в себе, может делать наблюдения и быть своего рода наставником: «Мама, папа, надо делать вот так!

Что делать, если ребенок 6 лет не слушается?

Но хотя он чувствует себя взрослым, он не осознает ответственности за свои поступки. Ответственность — это очень высокий уровень рефлексии, который возникает только в подростковом возрасте. Даже если наш безответственный шестилетка считает себя взрослым и мудрым, родители по-прежнему являются для него большим авторитетом. Поэтому если он их не слушает, то это не потому, что он на них не рассчитывает.

Поскольку родители так много значат для шестилетнего ребенка, важно, чтобы он чувствовал поддержку. Если этой поддержки нет… Например, родители договариваются с сердитой соседкой по подъезду и ругают ребенка при ней. Для ребенка это настоящее предательство, он переживает и начинает снова испытывать привязанность непослушанием.

Дети до семи лет очень разные из-за незрелости мозга и могут вести себя по-разному. А трудное или легкое поведение зависит не столько от воспитания, сколько от особенностей нервной системы. Если нервная система стабильна, ребенок будет спокойным и условно «послушным», и наоборот: легко раздражаясь, он будет «ошарашен» любым новым переживанием. Также важна способность нервной системы к торможению и изменению.

Это интересно:  Как понять, простить и пережить измену жены. Как пережить измену жены

Методы воспитания непослушных детей: советы психолога

Что делать, когда ребенок не слушается? Прежде всего, учтите, что вы пытаетесь подменить понятия «хорошее поведение» и «поведение, удобное для родителей». Дети вообще ужасно «неудобные»: они не хотят спокойно сидеть в коляске, с аппетитом тянут в рот песок, просыпаются посреди ночи….. И это вполне нормально!

Важно различать простое непослушание, обусловленное возрастом или родительскими трудностями, и поведение, вызванное нарушениями в нервной системе и/или семье. Чтобы отличить одно от другого и принять своевременные меры, необходима профессиональная помощь (психологов и врачей).

Мы собрали советы психологов, чтобы помочь вам понять, что можно, а что нельзя делать с непослушным ребенком:

  1. Не требуйте от ребенка невозможного. Здоровый маленький ребенок будет шалить, шуметь и разбрасывать игрушки. Школьник не сможет постоянно держать письменный стол в порядке и будет забывать мыть за собой посуду. Подросток станет закрывать дверь в свою комнату и прятать личную переписку от родителей. И все это неправильно считать непослушанием! Порицание и наказания в таких случаях бессильны.
  2. Оптимизируйте количество запретов. Количество ограничений должно быть разумным. Дети, которых слишком строго контролируют, вырастают очень напряженными. Взрослые часто их одергивают: «Не сиди на снегу! Не клади локти на стол!». У таких малышей нет возможности выплеснуть энергию и делать то, что хочется. Они испытывают естественное раздражение, которое накапливается. Ребенок перестает реагировать на слово «нельзя», он специально нарушает запреты, отстаивая таким образом право на активное поведение.
  3. Переключите внимание. Если объяснения не работают, отвлеките малыша от желаемого. Можно переключить его на увлекательную игру, интересный предмет.
  4. Давайте возможность выплеснуть эмоции. Иногда переключить внимание ребенка не получается. Больше того, он начинает плакать, кричать и даже падать на пол, становясь как будто неуправляемым. В таком случае малыш уже не способен остановиться, и нужно переждать «бурю», не призывая его успокоиться. Обнимите ребенка и дайте ему почувствовать себя любимым, когда эта «буря» пройдет.
  5. Говорите с ребенком. Вещи и явления, которые кажутся нам очевидными, могут не являться таковыми для детей. Поэтому нужно объяснять им, что произойдет при нарушении правил поведения, как устроен мир, что угрожает его безопасности и т.д.
  6. Не допускайте перенапряжения нервной системы. Соблюдайте режим дня и питания. Не забывайте, что по рекомендации специалистов, как правило, следует включать три основных и два дополнительных приема пищи. В перекусы можно включить один из вкусных продуктов от детского питания «ФрутоНяня»! Малышей могут порадовать фруктовые пюре, детское печенье и соки, а детей старше года – натуральный фруктовый мармелад, кукурузные палочки или воздушные ФрутоПаффсы.
  7. Будьте гибкими. К примеру, если дети не слушаются, выполняя домашнее задание, сделайте перерыв. Способность контролировать свое поведение напрямую зависит от состояния ребенка. Так что, если он перевозбужден или устал, капризов не избежать.
  8. Подавайте хороший пример. Что нужно делать, если дети не слушаются? Присмотреться к себе! Дети часто копируют поведение родителей, поэтому нельзя требовать от ребенка выполнения правил, если вы сами их игнорируете.

Почему нельзя кричать на детей?

Не повышайте голос на ребенка вообще, потому что бывают ситуации, когда нужно сказать ему что-то быстро и четко. Например, если он выбежит на улицу! Но в те моменты, когда безопасности ребенка ничего не угрожает, кричать на него нехорошо. Прежде всего, задача родителей — дать ребенку представление о приемлемом поведении, научить его. Однако крик вызывает страх и оцепенение. Конструктивного обучения не происходит. Во-вторых, дети учатся не соглашаться со взрослыми и, когда вырастают, начинают использовать этот способ общения с теми, кто их учил.

Как наладить взаимоотношения с непослушным ребенком

Оцените статью