У детей наблюдается естественная потребность в независимости, что иногда сопровождается желанием скрыть некоторые моменты своей жизни от взрослых. Этот процесс является совершенно нормальным и даже желанным в рамках их развития. С требованиями в учебных заведениях происходит непрерывный рост нагрузки, и она становится все более значительной. Причиняющее беспокойство непослушание часто выступает защитным механизмом, возникающим как реакция на требования, которые воспринимаются как сдерживающие свободу.
Как работать с «неуправляемыми» детьми — 9 советов от опытной учительницы
С каждым годом мы углубляем наше понимание психики ребенка и осознаем, что некоторым детям сложно сосредоточиться, выдержать 40-минутный урок или выполнить задание, следуя предоставленным инструкциям. Но что делать в том случае, если такой “неуправляемый” ребенок мешает учебному процессу другим ученикам и, в конечном счете, вредит самому себе? В этом контексте блоги и рекомендации опытных учителей, таких как Майя Тараховская, становятся крайне полезными, потому что они рассматривают проблемы, с которыми сталкиваются учителя в повседневной практике.
Важно отметить, что данная информация не предназначена для нравоучений или в качестве лекции. Автор не является врачом и не ставит диагнозы. Моя цель заключается в обобщении моего личного опыта работы с детьми, которые не могут адаптироваться к школьной жизни. Часто такие дети оказываются вне социального контекста, и для них понятие «правильно» имеет чисто формальный характер. Эти дети нуждаются не в осуждении или порицании, а в поддержке и помощи, которая может действительно трансформировать их поведение и отношение к учебной среде.
С появлением термина «гиперактивность» в нашем лексиконе, многие начали ассоциировать его со шумными, беспокойными детьми, с которыми сложно находиться рядом как дома, так и в учебных заведениях. Безусловно, такие дети были и в наше время. Ранее их просто называли непослушными или неуправляемыми. В условиях появления таких учеников учителям зачастую приходилось испытывать неловкость, и вся методология воспитания сводилась к одному: «Выведите ребенка из класса, позволяя остальным сосредоточиться на учебе». Это происходило не из желания установить порядок, а из нехватки знаний и уверенности в том, как правильно взаимодействовать с таким учеником.
Существуют ли в образовательных учреждениях ресурсы, которые могут помочь в работе с трудными детьми? Да, на сегодняшний день в школах работают психологи. Однако их присутствие не всегда оказывается достаточным. Когда в классе находится «трудный» ребенок, необходимость постоянного присутствия психолога становится очевидной, так как каждый урок может оказаться под угрозой срыва. В такие моменты становится очевидно, что взаимодействие с детьми, которые ведут себя непредсказуемо, требует специального подхода, и без поддержки можно ощутить себя в состоянии полного отчаяния.
Когда я поняла, что не могу найти решения для данной проблемы в своих учебных заведениях, я решила углубить свои знания о «неуправляемости». Это устроило меня, так как понимание сути проблемы открывает двери к решениям. Я начала активно исследовать доступные материалы о психологии детей и были многочисленные источники в Интернете. Однако выбрать самое важное и запомнить это, особенно когда ты оказываешься в самом центре «взрыва», становится настоящей задачей.
Не зря мы снова обратились к гуманистической педагогике, чтобы вспомнить о важнейших аспектах взаимодействия с такими детьми, которые нуждаются в понимании и принятии не только со стороны учителей, но и родителей. Родители нередко чувствуются скованными страхом перед осуждением другими родителями или обществом в целом. Это зачастую приводит к тому, что они испытывают чувство стыда и не знают, как действовать, что в свою очередь может привести к игнорированию проблем или замалчиванию фактов. В результате этого, детское поведение только усугубляется. Вместо полученной помощи они сталкиваются с непониманием, что только усиливает напряженность в семье и образовательной среде.
Чтобы помочь выявить, действительно ли ваш ребенок относится к категории трудных, в первую очередь необходимо готовить к принятию его таким, каков он есть.
Принимайте ребенка таким, какой он есть
Это основной принцип, который необходимо осознать. Если вы не обеспечите своему ребенку принятие, как же может это сделать общество? Ведь кроме вас, родных, никто не сможет дать им ту любовь и поддержку, которая необходима. Интересно, что порой другие учителя могут стать теми, кто примет вашего ребенка, любя и понимая его, невзирая на все его особенности.
Не следует давать себе иллюзии о том, что «гиперактивность» (или другие расстройства) исчезнут сами собой, когда ваш ребенок вырастет. Отличие заключается лишь в том, что вы можете наблюдать за тем, как вашему ребенку становится все труднее, и ничего с этим не предпринимать, если не начнете справляться с этой ситуацией. Я видела таких детей в классе, и это ломает мой сердечный ритм, когда ты понимаешь, как трудно им.
Портрет «трудного» ребёнка
Наиболее яркий пример трудного ребенка — это ситуация, когда отец приводит своего шестилетнего сына к психологу. Ребенок не может контролировать своем поведение: он постоянно вскакивает, без разрешения трогает игрушки, стучит в двери. Если ему становится скучно, он подбегает к жалюзи и начинает их дергать, что может привести к поломке. Отец рассказывает о том, что воспитатели не могут найти общий язык с его ребенком, так как он игнорирует их требования и продолжает заниматься своими делами: бегает по группе, ломает игрушки, громко кричит во время тихого часа. У этого мальчика отсутствуют друзья, другие дети стараются держаться от него подальше, и никто не хочет с ним играть или даже танцевать рядом.
Это типичный случай трудного ребенка. Характерные черты таких детей заключаются в следующем:
- они не могут контролировать собственное поведение;
- часто не осознают своих и чужих чувств;
- не соблюдают правила поведения как в дошкольных, так и школьных учреждениях;
- игнорируют замечания как родителей, так и педагогов;
- часто устраивают истерики и могут вести себя неадекватно;
- иногда не понимают, как следует себя вести в общественных местах;
- вызывают раздражение у взрослых;
- могут стать изгоями в детском коллективе.
Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?
Ошибки родителей в воспитании
Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»
Как правило, такая ситуация возникает, когда родители делают все, чтобы удовлетворить все желания своего сына или дочери. Это чаще всего наблюдается, когда ребенок является единственным в семье или пришел в семью поздно. В результате ребенок начинает воспринимать себя как центром вселенной, что ведет к игнорированию запретов и ограничений со стороны родителей.
Ошибка №2. Отсутствие адекватного наказания и ответственности за свои поступки
Родители оправдывают подрастающего ребенка за плохое поведение, ссылаясь на его малый возраст и неправильное понимание происходящего. Но важно понимать, что с возрастом он все больше и больше осознает последствия своих действий.
Ошибка №3. Гиперопека
В то время как вседозволенность может навредить, постоянные запреты и ограничения могут привести к протестному поведению. Это особенно актуально, когда заметно ограничиваются жизненные потребности ребенка: необходимость в активности, общении и познании окружающего мира.
Чтобы помочь ребенку обрести больше свободы и воодушевления, а также защитить его, где бы он ни находился, можно установить приложение «Где мои дети», позволяющее быть в курсе его местонахождения.
Ошибка №4. Неправильный пример родителей
Вы можете бесконечно проповедовать о вреде курения и полезности чтения, однако, если один из родителей курит, а книги используются лишь как декор, то на практике внушить ребенку эти моральные принципы будет крайне сложно.
Ошибка №5. Неопределенные границы «нельзя» и «можно»
Может возникнуть ситуация, когда один родитель строго запрещает что-то, а другой в свою очередь позволяет это как будто ничего не происходит. К примеру, мама запрещает ребенку есть сладости, в то время как бабушка тайком кладет их в карман. Ребенок быстро усваивает манипуляции, чтобы получить желаемое.
Ошибка №6. Перекладывание ответственности
Некоторые родители могут считать, что ответственность за воспитание ребенка лежит исключительно на детском саде или школе, а они сами заняты лишь заработком средств для обеспечения его нужд.
Мотивы «плохого» поведения детей
Кроме ошибок родителей существуют и другие причины, способствующие ухудшению поведения ранее спокойных и послушных детей.
1. Привлечение внимания
Если родители постоянно заняты работой и имеют возможность видеться с детьми только по утрам и вечерам, то воспитанники могут не чувствовать достаточной заботы и внимания. Кроме того, некоторые родители оставляют своих детей на выходные у бабушек и дедушек, чтобы они занимались домашними делами.
Поэтому совершенно естественно, когда ребенок ищет способы привлечь внимание родителей. Самый быстрый и простой путь к этому — совершить какой-либо материальный или эмоциональный «взрыв», чтобы родители незамедлительно обратили на него внимание, например, закричать на улице или начать истерику.
Что должны делать родители:
- чаще называть ребенка по имени, добавляя ласковые слова;
- если плохое поведение ребенка непосредственно связано с недостатком внимания, лучше его игнорировать;
- при неуместном поведении отвлекать ребенка, давая ему полезные и интересные задания (например, помочь по дому), а затем обязательно хвалить за выполнение;
- проводите качественное время с детьми, организовывая совместные прогулки и игры, чтобы они не чувствовали себя обузой.
Как часто ребенок в ответ на свои просьбы слышит «нет»?
Это касается удовлетворения потребностей ребенка и понимания того, насколько они исполняются. Если мы часто говорим «нет» на разумные просьбы, это может довести до того, что ребенок начинает проявлять непослушание. Это происходит потому, что он может начать ощущать, что его потребности не важны, что в свою очередь ведет к отдалению от родителей.
Когда он устал — он не слышит!
Необходимо помнить, что у ребенка еще не достаточно развитая воля, и он не способен сознательно корректировать свое поведение. Его мозг находится на стадии формирования, и многие научные исследования говорят о том, что полноценное развитие воли происходит к 14 годам. На момент, когда ребенку шесть лет, он может следовать указаниям родителей, но только в тех случаях, когда не испытывает усталости.
Усталость может проявляться после физической или эмоциональной перегрузки, и в такие моменты ребенку очень сложно воспринимать информацию и выполнять команду. Примеры перегрузки могут включать в себя просмотр слишком эмоционального фильма, обилие новой информации или большое количество людей вокруг.
Все эти факторы могут привести к дисбалансу и проявлению истерик, особенно когда родители не умеют правильно реагировать в такой ситуации.
Шесть не равно семи!
Дети в возрасте пяти и шести лет могут выглядеть схожими, однако между шестилетним и семилетним детьми существует значительная разница. В семь лет ребенка становится проще воспринимать как уверенного в себе. К примеру, если вы спросите шестилетнего, как у него дела, он, вероятно, скажет: «Большой», а семилетний ответит «Маленький». Это происходит потому, что семилетний ребенок начинает осознавать свое место в мире.
Шестилетний ребенок может играть в различные игры, где он примеряет на себя роли различных взрослых: врача, пожарного и т.д. В этом возрасте многие дети начинают осознавать свои способности и даже выступают в роли наставника в своих высказываниях: «Послушайте, мама и папа, так делать неправильно!».
Хотя они действительно могут чувствовать себя взрослыми и самостоятельными, ответственность за их действия — это все еще очень высокий уровень осознанности, который формируется уже в подростковом возрасте. Даже если шестилетний ребенок, кажется, не слушается, это не ставит под сомнение тот факт, что родители остаются для него авторитетом. И вместе с каждым неуслушанным словом, он может ощущать предательство, особенно если родители обсуждают его поведение в негативном свете рядом с окружающими.
Понимание этой динамики очень важно, поскольку это не только влияет на то, как развиваются навыки самоконтроля, но и как ребенок воспринимает взаимосвязь с родителями, что так же важно для формирования его общей самооценки.
Методы воспитания непослушных детей: советы психолога
Что делать, когда ребенок не слушается? Прежде всего, важно понимать, что детям не нужно требовать невозможного. Они, как правило, ведут себя неудобно: они не хотят оставаться сидеть на месте, пробуют на вкус все подряд и даже могут проснуться среди ночи. Это абсолютно нормальное поведение, но оно требует определенной реакции со стороны взрослых.
Следует уметь различать простое непослушание, вызванное возрастом или сложностями в семье, и поведение, обусловленное серьезными нарушениями в нервной системе или напротив, в самой семейной среде. Чтобы правильно распознать и реагировать на данные факторы, крайне важно обратиться за профессиональной помощью к психологам и врачам.
Вот некоторые советы психологов, которые могут помочь вам стать более осведомленными о том, как обращаться с непослушным ребенком:
- Не ожидайте от ребенка невозможного. Здоровый ребенок будет вести себя активно, шалить и разбрасывать свои игрушки. Для школьников это нормально не уметь всегда поддерживать порядок на столе, а у подростков могут быть свои личные границы и даже тайны. Все это не следует воспринимать как непослушание!
- Снижайте количество запретов. Ограничения должны быть разумными и адекватными. Дети, которых родители чрезмерно контролируют, могут вырасти очень напряжёнными и тревожными, ощущая давление «нельзя» и бакта. Это вызывает у них естественное раздражение, когда накопленное начинает выходить наружу под давлением запретов.
- Светите на другие вещи. Если объяснения не помогают, попробуйте просто отвлечь ребенка и направить его внимание на игру или интересный предмет, который есть рядом.
- Дайте возможность выпустить эмоции. Когда ребенок начинает истерить, необходимо не пытаться тотально контролировать ситуацию, а просто переждать до того момента, пока «буря» не утихнет. В это время позвольте ребенку чувствовать вашу поддержку, обняв его и не отказываясь в любви даже в тяжелые моменты.
- Обсуждайте с ребенком правила. Важно объяснять ребенку, что является приемлемым, а что — нет, и какие последствия ожидают его действия.
- Соблюдайте режим. Памятуя о том, что соблюдение режима сна и питания — это важный аспект. Также желательно следить за тем, чтобы ребенок имел достаточное количество перекусов, увеличивая дни питания, чтобы избежать голода или усталости. Например, можно воспользоваться продукцией «ФрутоНяня», предлагая детям различные фруктовые пюре, соки и печенья.
- Будьте гибкими. Если ваш ребенок не слушается, когда он делает домашнюю работу, сделайте перерыв, так как зачастую его состояние может быть связано с усталостью или перевозбуждением.
- Подайте хороший пример. Важно помнить, что поведение детей часто копирует поведение родителей. Поэтому, прежде всего, для вас важно продемонстрировать соответствующее поведение, даже если это касается выполнения вами собственных правил.
Почему нельзя кричать на детей?
Не стоит повышать голос на ребенка вообще. Если возникает необходимость что-то сказать быстро и чётко, например, когда он выбегает на улицу, следует делать это спокойно. В другие моменты, когда безопасность не угрожает, крик может лишь вызвать у ребенка страх и шок, что, по сути, не является продуктивным методом взаимодействия.
Прежде всего, задача родителей заключается в том, чтобы помочь детям понять какие действия допустимы, а какие нет, а крик не способствует конструктивном обучению. Больше того, он может сформировать у ребенка отношение, при котором они начинают не доверять взрослым, и когда вырастают, могут использовать этот же метод общения со взрослыми, которые их учили этому.