Тупость или расстройство обучения? Что такое дислексия и дисграфия. Дислексик кто это простыми словами.

Это расстройство обучения проявляется по-разному, но всегда как комплекс многих симптомов. Дислексия может быть диагностирована в раннем возрасте, когда ребенок:

Дислексия: что это простыми словами, особенности нарушения

7-20% детей страдают дислексией различной степени. Однако трудности ребенка в обучении чтению в школе или дома часто остаются незамеченными или объясняются отсутствием усилий.

Чтобы узнать, что такое дислексия и чем она отличается от других явлений развития чтения, давайте обратимся к определению дислексии, данному Британской ассоциацией дислексии:

Дислексия — это специфическое нарушение способности к обучению чтению, которое нейробиологически обусловлено, является стойким и сохраняется на всю жизнь.

Другими словами, ребенок испытывает трудности с обучением чтению со всеми вытекающими отсюда последствиями (академическая неадекватность, низкая успеваемость, низкая самооценка, издевательства и т.д.). Эти дети нуждаются в ранней и эффективной помощи.

Дислексия – это одно из специфических нарушений школьных навыков

В группе трудностей обучения специфическое нарушение чтения означает, что ребенок имеет достаточный уровень развития языка и интеллекта, не имеет проблем со слухом или зрением, но не способен овладеть навыком чтения. Условия обучения являются оптимальными для успешного обучения чтению.

Важно отметить, что при дислексии обучение чтению нарушается гораздо сильнее, чем обучение письму или счету. Другими словами, дислексия избирательно нарушает способность учиться читать.

При неспецифических формах нарушения чтения отставание ребенка обычно носит неизбирательный характер: ребенок отстает в письме, счете и чтении примерно на одну и ту же величину. Неспецифические формы обычно возникают, например, когда ребенок умственно отсталый, имеет тяжелые нарушения речи или значительные нарушения зрения или слуха.

Поэтому очень важным критерием для диагностики дислексии является, с одной стороны, то, насколько упорно ребенок не может научиться читать в оптимальных условиях, а с другой — взаимосвязь между интеллектом ребенка и его языковым развитием. У детей с дислексией обычно наблюдается несоответствие между уровнем развития способности к чтению (обычно значительно нарушенным) и уровнем интеллекта (обычно в пределах нормы).

Дефицит когнитивных функций

Когнитивные характеристики дислексии следующие:

  1. Трудности в определении и воспроизведении информации,
  2. Неадекватная обработка серийно организованного материала, требующего последовательной обработки,
  3. Трудности в зрительно-моторной координации,
  4. дефицит рабочей памяти,
  5. Снижение адаптивности и повышенная восприимчивость к фрустрации, на основе чего часто развивается фобия чтения, которая может перерасти в школьную фобию (Корнев А.Н., 2019).

Интеллектуальное развитие в целом характеризуется неравномерностью при дислексии: Так называемый «вербальный интеллект», который тесно связан с развитием языка, обычно снижен. Невербальный интеллект, с другой стороны, находится на соответствующем возрасту уровне.

О дислексии простыми словами

В большинстве случаев первые признаки дислексии можно заметить уже в дошкольном возрасте. Повышенный риск развития дислексии обычно наблюдается в следующих случаях:

Как выглядит дислексия

Дислексия (от греческого dis — «потеря чего-то, разлад» и lexis — «язык») характеризуется трудностями в чтении даже простых и знакомых слов. Для чтения письменных текстов им требуется больше времени и усилий, чем другим. Они перемешивают буквы или читают их в зеркале. Есть также трудности с обучением: Дислексики могут не улавливать последовательности слов и цифр, которые они только что увидели в тексте.

Это расстройство обучения проявляется по-разному, но всегда как комплекс многих симптомов. Дислексия может быть диагностирована в раннем возрасте, когда ребенок:

1) читает или пишет слова наоборот; 2) пропускает отдельные слова или отрывки текста; 3) начинает говорить медленно и с трудом усваивает новую лексику; 4) делает повторяющиеся ошибки в произношении и письме; 5) меняет порядок букв при чтении; 6) с трудом распознает буквы и сопоставляет их со звуками; 7) имеет слабые навыки чтения для своего возраста.

Со временем могут появиться и другие характеристики: Человек испытывает трудности с формированием сложной речи, не владеет новыми языками и плохо понимает шутки с каламбурами. Взрослые с дислексией часто избегают чтения и находят решения, которые не требуют этого печального навыка. Многие даже не знают, что у них есть проблема.

Как выглядит дисграфия

Возможно, самым распространенным симптомом дисграфии (от греческого dis — «потеря чего-то, несоответствие» и grapho — «писать») является плохой почерк. Также часто встречаются ошибки, которые нельзя объяснить отсутствием грамматических знаний.

Другими распространенными симптомами (как и в случае с дислексией, ни один из них сам по себе не является достаточным для постановки диагноза) являются.

1) непоследовательный почерк (человек пишет и прописными, и заглавными буквами, в верхнем и нижнем регистре); 2) некоторые слова могут обрываться, сливаться с другими словами или вообще «исчезать»; 3) буквы часто пропускаются или путаются (особенно если они имеют схожую форму), например, П и Б; 4) необычные движения тела и поза при письме; 5) трудности при переписывании текста; 6) трудности при выражении мыслей на бумаге.

Причины трудностей с письмом при дисграфии неясны: они могут быть связаны с плохой моторикой или неприязнью к письму (обычно людям не нравятся занятия, в которых они слабы).

Сенсорные проблемы со звуками и буквами, наблюдаемые при дислексии, могут также влиять на письмо, поэтому трудно отличить одно от другого. Во-первых, нередко оба заболевания встречаются у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений терминов — а они могут различаться в разных странах, системах и у разных врачей. Некоторые люди относят дисграфию только к проблемам с рукой, вызванным, например, недостатком ловкости рук при письме.

Это интересно:  12 признаков плохой мамы. Мама говорит что ты плохой парень

О природе расстройств

Причины дислексии и дисграфии еще окончательно не выяснены. Однако большинство исследователей помещают специфическую структуру мозга и генетику между первыми двумя.

«Расстройства обучения могут быть связаны с условиями рождения ребенка, генетическими факторами и факторами окружающей среды», — объясняет психолог Инна Пасечник.

Гипотеза о том, что эти явления носят наследственный характер, подтверждается рядом фактов: Братья и сестры из одной семьи часто имеют одинаковые проблемы с устной и письменной речью; около половины родителей дислексиков сами страдают подобными расстройствами; у таких людей были обнаружены специфические гены; были найдены различия в структуре мозга и активности в областях, отвечающих за сопоставление звуков и букв и распознавание написанных слов.

Дисграфия менее изучена, но генетические факторы также рассматриваются. Это часто связано с проблемами рабочей памяти.

В зависимости от преобладающего аспекта различают буквальную дислексию (трудности с распознаванием конкретных букв) и вербальную дислексию (трудности с чтением слов).

Классификация

Классификация основана на нарушении конкретного механизма чтения, и существуют различные формы дислексии:

  • Фонетический. Это является следствием недостаточного развития процессов синтеза, анализа и восприятия фонетики. Ребенок в этой форме переставляет слоги (например, читает «кот» вместо «ручей»). Встречается в основном у детей младшего школьного возраста.
  • Семантический. Семантическая дислексия обычно является результатом плохого слогового состава, плохого понимания синтаксических связей и бедного словарного запаса. Ребенок воспринимает слова в отрыве от текста и поэтому не может уловить смысл прочитанного.
  • Аграмматический. Это приводит к ошибкам в построении и проявляется в неправильном использовании окончаний слов, времен и склонений (например, «белая чашка»).
  • Мнемоника. Вызвано проблемами в сопоставлении букв и звуков / нарушением слуховой/вербальной памяти.
  • Визуальный. Отмечается слабое развитие зрительно-пространственных представлений/ассоциаций — ребенок не может четко сфокусировать взгляд на строке чтения, что нарушает последовательность чтения, или видит слово вверх ногами, или испытывает трудности с написанием графически похожих букв (В-Н, Д-Л и т.д.).
  • Сенсорный. Характерен для слабовидящих людей, которые используют шрифт Брайля для чтения.

Однако фонематическая/семантическая/грамматическая дислексия обусловлена недоразвитием языковой функции, а мнемическая/визуальная/тактильная дислексия — недоразвитием когнитивной функции.

Причины

Этиология дислексии является многофакторной и включает в себя генетическое наследование и факторы риска, связанные с окружающей средой. К многочисленным причинам дислексии относятся.

  • Генетические нарушения чтения. Было показано, что гены, связанные с дислексией (DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319, C2orf3 и MRPL2), негативно влияют на регуляцию миграции нейронов, изменяя нормальный физиологический морфогенез коры головного мозга и приводя к нарушению на уровне клеточной сети связей между нейронами. Это приводит к нарушению процесса обучения, который требует своевременной, быстрой и точной интеграции нейронных систем.
  • История известных пре/перинатальных аномалий (гипоксические структуры мозга) — преждевременная плацентация, аномальное развитие пуповины, преждевременный отрыв плаценты, асфиксия при затяжных родах, черепно-мозговая травма при механических родах, травма в постнатальном периоде.
  • Токсические эффекты (алкоголизм матери, бесконтрольный прием лекарств, заболевания матери (диабет, болезни почек и т.д.), непереносимость крови плода/матери, ядерная желтуха новорожденного).
  • Инфекционное воздействие на структуры мозга плода/ребенка вследствие заболеваний беременной женщины или ребенка в постнатальный период (нейроинфекции, корь, паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп, инфекционный гепатит, ветряная оспа и другие бактериальные/вирусные инфекции).
  • Чрезмерная/поздняя леворукость.
  • Психологическая травма в раннем детстве.
  • Социальные факторы в виде языкового дефицита, неблагоприятной языковой среды, окружения, билингвизма, раннего начала/высокой обучаемости, школьной запущенности.

Ниже приводится схематическое изложение основных причин дислексии.

Дислексия

Симптомы

Симптомы дислексии у детей могут сильно различаться в зависимости от типа дислексии, возраста и когнитивных особенностей ребенка. Помимо симптомов, характерных для каждой формы дислексии, существуют общие симптомы, которые встречаются у большинства детей.

Основные признаки: плохие навыки чтения, неспособность запоминать буквы, нарушения произношения, плохое распознавание слов, низкий словарный запас, искажение звуко-слоговой структуры речи/письма (измененный порядок букв/слогов, пропуски слов, непоследовательность, отсутствие более длинных предложений), проблемы с пониманием текста, несоответствие капитализации, числа и рода, трудности с произнесением серии из 3-5 звуков/слов.

Дислексия у детей часто сопровождается другими признаками, такими как:

  • Быстрая утомляемость.
  • Жалобы на головные боли после чтения.
  • Плохая концентрация/проблемы с памятью, плохая координация.
  • Избегание чтения/письма.
  • Гиперактивность/высокая раздражительность.
  • Дезориентация/отвлечение внимания.
  • Сильные эмоциональные реакции.
  • Раздражительность.
  • Плохая организация.

Симптомы дислексии у взрослых практически одинаковы. Однако взрослые довольно успешно «маскируют» симптомы, характерные для дислексии. Дислексия у взрослых обычно сопровождается психологическими трудностями в виде эмоциональной неустойчивости, психологического стресса, рассеянности и склонности к мечтательности, трудностей с концентрацией на одной проблеме, склонности быстро терять интерес, желания уйти от реальности, неуверенности в себе, страха совершить ошибку и высокого уровня тревожности.

Чтобы поставить себя на место этого ребенка, прочитайте и просмотрите несколько глав из учебника по органической химии или макроэкономике. Он не поймет термин «анализ помойки» так же, как вы поймете термин «экзогенные переменные».

Классификация

Чтение использует различные структуры и процессы ЦНС. В зависимости от стадии расстройства обычно выделяют различные типы дислексии:

  • Фонетический. Это нарушает процесс формирования и распознавания фонем — минимальных семантических единиц языка — например: бок — бакс — бык — бук и т.д.
  • Семантический. Это проявляется в нарушении понимания слов, предложений и текстов, прочитанных технически правильно. Это связано с бедным словарным запасом.
  • Аграмматика. Это приводит к допущению ошибок в формировании структур и проявляется в неправильном использовании окончаний слов, времен и склонений (например, «белая чашка»).
  • Интеллектуальный. Это проявляется в ухудшении вербальной памяти, в результате чего возникают трудности с ассоциацией и запоминанием букв и звуков. Это приводит к перестановке и замене букв при чтении, уменьшению количества букв в слове и т.д.
  • Визуальный. Характеризуется слабо развитыми зрительно-пространственными представлениями/ассоциациями, что приводит к трудностям в изучении и комбинировании похожих графических букв и замене их друг на друга.
  • Оцифровка. Возникает у слабовидящих и слепых людей, которые пропускают буквы и слоги при чтении азбуки Брайля, переходят со строки на строку и искажают смысл прочитанного при пересказе.
Это интересно:  Отсутствие эмоций и чувств. Почему я не чувствую эмоций.

Как происходит процесс чтения?

Обычно в процесс чтения вовлечены несколько функциональных областей. В первую очередь это анализаторы, которые отвечают за восприятие зрительной информации, воспроизведение и слуховое восприятие языка: зрительный, речедвигательный и речедвигательный. Они активируются один за другим, поэтому чтение можно разделить на несколько этапов:

  • Зрительное восприятие, распознавание и различение букв.
  • Ассоциирование видимых букв с соответствующими им звуками.
  • Визуализация воспринимаемых звуков и их соответствие соответствующим звукам.
  • Слоги для образования слова и слова для образования предложения.
  • Понимание текста.

Осложнения дислексии

Осложнения языкового расстройства в основном связаны с социализацией и взаимодействием с обществом. Дислексия в детстве может привести к плохой успеваемости в учебе и воспитании. Это также может привести к насмешкам со стороны сверстников и социальной изоляции. В будущем эти факторы могут привести к депрессии, синдромам неполноценности и другим проблемам психического здоровья. У взрослых дислексия приводит к низкой работоспособности или неспособности выполнять определенную работу 3.

Дислексию часто трудно обнаружить до того, как ребенок начнет посещать школу. Однако первые признаки дислексии могут проявиться уже в дошкольном возрасте. Клиническая картина трудностей чтения варьируется в зависимости от возраста.

Дислексию следует подозревать, когда 3.5:

  • Ребенок начинает медленно говорить и медленно учит новые слова.
  • Есть проблемы с правильным образованием слов (путает звуки в словах или путает слова, которые звучат одинаково).
  • Они с трудом запоминают буквы, цифры и цвета и путают их.
  • Трудности с разучиванием детских стишков или участием в играх с детскими стишками.
  • Есть проблемы с мелкой моторикой (например, завязывание ниток) и чувством ритма.
  • Ребенок отстраняется, неохотно идет к сверстникам или избегает общения с ними без видимых причин.

Наиболее явные симптомы дислексии проявляются в школьном возрасте. К ним относятся 3.5:

  • Чтение ниже уровня, соответствующего возрасту, неспособность распознать границы предложения, замена букв в словах.
  • Проблемы с обработкой и пониманием услышанного и увиденного, различия между написанным и прочитанным вслух.
  • Проблемы с поиском нужного слова или формулированием ответов на вопросы и запоминанием порядка вещей.
  • Трудности в изучении рифм и таблицы умножения.
  • Трудности с восприятием сходства и различия букв и слов.
  • Орфографические трудности.
  • Тратить слишком много времени на выполнение заданий, связанных с чтением или письмом.
  • Избегание деятельности, связанной с чтением, и избегание чтения вслух.
  • Трудности с усидчивостью, концентрацией, терпением и организованностью.

Признаки дислексии у подростков и взрослых схожи с признаками дислексии у детей. Наиболее типичными являются следующие 3:

  • Трудности с чтением, включая чтение вслух.
  • Медленное и трудоемкое чтение и письмо.
  • Проблемы с правописанием.
  • Неправильное произношение имен или слов, проблемы с поиском слов при построении предложений.
  • Трудности с пониманием шуток или выражений, смысл которых трудно понять из-за некоторых слов (идиомы).
  • Неспособность кратко изложить историю или трудности с этим.
  • Проблемы с изучением иностранного языка.
  • Трудности с запоминанием.

Трудности в обучении тесно связаны с социальными и поведенческими трудностями. Влияние дислексии на эмоциональный мир ребенка, его мотивацию и общее качество жизни трудно переоценить.

Коррекция дислексии

На преодоление дислексии, даже частичное, могут уйти годы. Это сложно и для родителей, и для ребенка: учебники по биологии, химии, физике и обществознанию, а также тексты классиков XIX и XX веков для них — темный лес. Примите это как данность и не думайте, что ваш ребенок плохой или глупый. При работе с дислексией постарайтесь найти то, что легко дается вашему ребенку. Может быть, это спорт или живопись, музыка или киберспорт.

Не делайте самоцелью развитие тех аспектов личности ребенка, которые «западают в душу». Вы сами напрягаете и мучаете ребенка. Просто кажется, что у других родителей нет с этим проблем. У всех детей есть недостатки: кто-то эгоистичен, кто-то агрессивен, кто-то всего боится и полностью решителен….. В конце концов, чтение не было основным навыком на протяжении веков, и тысячи людей, возможно, страдали дислексией — но никто об этом не знал. Они умели обрабатывать дерево и металл так, что мы с вами даже не смели мечтать об этом…..

Любите своего ребенка, независимо от того, легко ему дается чтение или нет. Обычно с годами дети «нормализуются», и проблема теряет свою остроту. Но комплексы могут остаться. […]

Трудности в обучении тесно связаны с социальными и поведенческими трудностями. Влияние дислексии на эмоциональный мир ребенка, его мотивацию и общее качество жизни трудно переоценить.

Симптомы дислексии

[…] […] […]

[…] […]

Фонематическая дислексия

[…] […]

Семантическая дислексия

[…] […] […]

Аграмматическая дислексия

При неграмматической форме дислексии симптомы связаны с ошибками в построении языковых структур. При чтении пациент неправильно использует ударения и окончания и может путать времена. Дислексия аграмматического типа указывает на аналогичную картину в устной речи.

Мнестическая дислексия

Симптомы дислексии мнемонического типа обусловлены неспособностью связать визуальную форму символа с его слуховым эквивалентом. Пациенту трудно ассоциировать звук с печатным (рукописным) символом, который его обозначает. Он просто не может запомнить буквы.

Оптическая дислексия

Зрительная дислексия проявляется в чтении задом наперед, и ему трудно сконцентрироваться на заданной строке. Зрительная дислексия объясняется недостатком зрительно-пространственного восприятия.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия встречается у людей с тяжелыми нарушениями зрения и проявляется в смешении тактильно схожих символов при чтении по Брайлю. Пациент может путать буквы, выходить за рамки или пропускать речевые единицы и неправильно интерпретировать прочитанное.

Диагностика

Дислексия может быть диагностирована только при определенных условиях:

  • Отсутствие диагностированной умственной отсталости,
  • Отсутствие нарушений слуха и зрения,
  • Отсутствие психических расстройств, непосредственно влияющих на способность к чтению,
  • не ранее чем через 2 года активного обучения,
  • выбранный метод обучения чтению подходит ребенку и стимулирует его к обучению,
  • трудности возникают только при выполнении заданий, связанных с чтением.
Это интересно:  Как выражать эмоции: практические рекомендации. Эмоции человека. Как научиться выражать эмоции.

Для обследования ребенка можно обратиться за консультацией к логопеду, нейропсихологу или детскому неврологу. Специалисты клиники Исаева консультируют по вопросам дислексии и дискалькулии, общего недоразвития речи, нарушений когнитивного развития и расстройств внимания. Обследование включает сбор данных о памяти, оценку состояния артикуляционного аппарата и тестирование двигательных навыков. С помощью специальных тестов врач проводит диагностику устной и письменной речи, а также нейропсихологическую диагностику.

У взрослого человека дислексия должна быть сначала официально диагностирована психиатром. Запишитесь на прием к специалисту в нашей клинике.

Коррекция и лечение дислексии в клинике Исаева

Если признаки дислексии распознать в раннем детстве, можно быстро и эффективно устранить проблему. Для того чтобы приступить к коррекции, необходимо исключить другие заболевания, которые могут быть связаны с языковым расстройством. Лечение расстройства требует помощи дефектолога, клинического психолога и нейропсихолога.

В неврологической клинике доктора Исаева применяется комплексный подход к лечению, используются современные методики и учитывается весь спектр речевых и психических нарушений пациента. Не следует упускать из виду дислексию и дисграфию, связанные с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, тревожностью и недостаточностью высших когнитивных функций. В клинике работают врачи-специалисты, которые успешно лечат сложные когнитивные расстройства. Позвоните по телефону 8 (495) 463-09-45, чтобы поговорить с квалифицированным специалистом.

Вопросы:

— Исчезает ли дислексия с возрастом?

— Без коррекции и надлежащего лечения эта проблема не исчезает с возрастом. Дислексия в детстве всегда является признаком неуверенности в себе, социальной тревожности, депрессии и даже суицидальных мыслей во взрослой жизни. Помочь может только целенаправленная коррекция расстройства с помощью психологической поддержки и работы с семейной системой. Обратитесь за помощью в клинику Исаева.

— Почему реабилитация необходима для пациентов с двойным диагнозом?

— Современная клиническая психология подчеркивает необходимость реабилитации пациентов с психическими расстройствами и психологическими проблемами. В основе некоторых заболеваний лежат нарушенные психофизиологические процессы, поэтому лечение без реабилитации не принесет ожидаемых стойких результатов. В нашем центре успешно реализуются современные программы медико-социальной реабилитации для широкого круга групп пациентов.

— Вы можете просто получить справку для школы и спокойно жить дальше. Не зря говорят, что дислексия — это болезнь гениев, не так ли?

-Это правда, есть исследования, что дети с дислексией обладают исключительным интеллектуальным потенциалом. Но мы не должны ожидать, что ребенок с дислексией будет вести спокойную жизнь. Под негативным давлением реального мира ребенок может быстро утратить врожденную способность к познанию мира. Заботливые и ответственные родители обязательно обратятся за профессиональной помощью, чтобы вырастить ребенка с дислексией счастливым и, возможно, гениальным человеком.

Дислексия у детей — не единственная причина трудностей в обучении. У детей с такими трудностями наблюдаются эмоциональные расстройства, синдром дефицита внимания и гиперактивность, поэтому подход к лечению должен быть комплексным.

Диагностика

Логопедическое обследование заключается в характеристике уровня сформированности устной речи, письма, чтения и невербальных процессов. На предварительном этапе логопед изучает историю жизни и развития ребенка, формирование речи, состояние артикуляционного аппарата, моторику речи и рук, интересуется успехами ребенка в русском языке.

  1. Диагностика устной речи. Она включает оценку произношения, фонематического развития, формирования слоговой структуры слов, лексико-грамматических средств речи и связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Это включает копирование текстов, письмо на слух и самостоятельные письменные задания. Тест на чтение вслух и молчаливое чтение оценивает скорость и точность чтения, метод чтения, понимание прочитанного и специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной частью логопедического обследования на дислексию является определение уровня визуального познания, мнемоники, анализа и синтеза, а также визуально-пространственной ориентации.

При необходимости логопедическое диагностическое обследование дополняется блоком медицинской диагностики, который может включать консультацию детского невролога с проведением электроэнцефалограммы, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологического обследования.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедической работы при дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными аспектами вербальных и невербальных процессов.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется исправлению недостатков произношения, развитию полноценных фонематических процессов и формированию представлений о звукобуквенном и звуко-слоговом синтезе слов.
  2. Семантическая дислексия требует развития слогового синтеза, уточнения и расширения словарного запаса и усвоения ребенком грамматических правил языка.
  3. В случае неграмотной дислексии необходимо научить ребенка грамматическим системам образования и изменения слов.
  4. Когнитивная дислексия требует развития слуховой и зрительной памяти.
  5. Зрительная дислексия предполагает работу над развитием зрительно-пространственных представлений, визуального анализа и синтеза.
  6. Тактильная дислексия включает в себя различение объектов и паттернов, воспринимаемых на ощупь, и развитие пространственных представлений.

Нетрадиционный подход к коррекции дислексии предлагает метод Рональда Д. Дэвиса, который придает печатным словам и символам мысленное, метафорическое выражение, устраняющее пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Хотя дислексию сейчас часто называют «проблемой гениев», от которой в свое время страдали многие известные люди (Ганс Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), ее необходимо специально корректировать. Это влияет на успехи ребенка в школе и университете, его личную самооценку, его отношения со сверстниками и учителями, его амбиции и успешность в достижении своих целей. Чем эффективнее будут результаты, тем быстрее начнется коррекция недостатков устной и письменной речи.

Профилактика дислексии должна начинаться в раннем детстве с развития зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитической и композиционной деятельности, а также мелкой моторики. Важную роль играет лечение нарушений произношения, формирование лексико-грамматической структуры языка. Необходимо своевременно выявлять детей с нарушениями речи и проводить логопедическую работу по коррекции кариеса и ВРС и подготовке их к овладению письменной речью.

Оцените статью