Данное расстройство обучаемости проявляется в различных формах, однако всегда включает комплексный набор симптомов. Дислексия может быть диагностирована уже в раннем детстве, когда ребенок:
Дислексия: что это простыми словами, особенности нарушения
По статистике, от 7 до 20% детей страдают от одного из проявлений дислексии в той или иной степени. Однако затруднения, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения чтению, часто остаются незамеченными или неправильно интерпретируются как недостаток стараний со стороны ребенка.
Чтобы лучше понять, что именно представляет собой дислексия и какие отличия она имеет по сравнению с другими незаконченными процессами освоения чтения, следует обратиться к определению, приведенному Британской ассоциацией дислексии:
Дислексия определяется как специфическое нарушение способности к обучению чтению, которое обусловлено нейробиологическими факторами и имеет стойкий характер, сохраняясь на протяжении всей жизни.
Это означает, что ребенок сталкивается с серьезными трудностями в изучении чтения, что, в свою очередь, приводит к различным негативным последствиям (например, академическая несостоятельность, низкие оценки, ухудшение самооценки, а также возможность быть объектом насмешек со стороны сверстников и так далее). Такие дети нуждаются в ранней и адекватной помощи.
Дислексия – это одно из специфических нарушений школьных навыков
В рамках группы обучающих трудностей специфическое нарушение чтения подразумевает, что у ребенка присутствует достаточный уровень развития как языка, так и интеллекта, отсутствуют проблемы с восприятием слуха или зрения, в то время как освоение навыка чтения вызывает у него значительные затруднения. Среда, в которой проходит обучение, должна быть подходящей для успешного освоения чтения.
Стоит подчеркнуть, что при наличии дислексии трудности в обучении чтению могут проявляться гораздо интенсивнее, чем в освоении письма или счёта. То есть, дислексия имеет избирательный характер и затрагивает только процесс обучения чтению.
В случаях неспецифических форм нарушений чтения, как правило, отставание ребенка происходит более равномерно: он демонстрирует пониженную успеваемость как в письме, так и в счёте, и чтении, причем примерно в равной степени. Неспецифические формы возникают, к примеру, среди детей с умственной отсталостью, тяжелыми речевыми нарушениями, а также с выраженными проблемами со зрением или слухом.
Поэтому важным критерием для диагностики дислексии служит не только уровень настойчивости, с которым ребенок не может овладеть навыком чтения в оптимальных условиях, но и соотношение между фактическим уровнем интеллекта ребенка и его языковым развитием. В большинстве случаев у детей, страдающих дислексией, наблюдается несоответствие между ими развитыми способностями к чтению (которые часто значительно ослаблены) и уровнем их интеллекта (обычно в пределах нормы).
Дефицит когнитивных функций
Когнитивные характеристики дислексии зачастую включают в себя следующие проявления:
- Затруднения в идентификации и воспроизведении информации,
- Неэффективная обработка материала, организованного в последовательном порядке, что требует последовательного анализа,
- Трудности в координации зрительных и моторных действий,
- Дефицит рабочей памяти,
- Снижение адаптивности и повышенная склонность к фрустрации, что часто приводит к развитию фобии чтения, которая может перерасти в школьную фобию (по данным Корнева А.Н., 2019).
Интеллектуальное развитие у таких детей, как правило, характеризуется неравномерностью: «вербальный интеллект», который напрямую связан с развитостью речевых навыков, обычна оказывается на более низком уровне. В то же время невербальный интеллект, напротив, соответствует нормам для данного возраста.
Первые сигналы дислексии, как правило, можно выявить еще в дошкольном возрасте. Высокий риск развития дислексии наблюдается в следующих случаях:
Как выглядит дислексия
Согласно определению, дислексия (от греческого слова dis — «утрата чего-то, разлад» и lexis — «язык») проявляется в трудностях чтения, даже для простых и хорошо знакомых слов. На чтение текстов таким детям требуется значительно больше времени и усилий, чем для их сверстников без этого расстройства. Часто они могут путать буквы или читать их в перевернутом виде. Также затруднения в обучении очевидны: дислексики могут не полностью улавливать последовательности слов и цифр, которые они только что воспринимали в тексте.
Это расстройство проявляется разнообразно, однако оно всегда предстаёт как комплекс многих симптомов. Дислексия может быть диагностирована в раннем детском возрасте, когда ребенок:
1) читает или пишет слова в неправильной последовательности; 2) пропускает одни слова или целые отрывки текста; 3) начинает говорить медленно и с трудом осваивает новые слова; 4) делает одинаковые ошибки в произношении и написании; 5) меняет последовательность букв во время чтения; 6) испытывает трудности с распознанием букв и их соответствия звукам; 7) демонстрирует низкие навыки чтения для своего возраста.
С течением времени могут проявляться и другие характеристики, такие как трудности с формированием сложной речи, отсутствие успехов в изучении иностранных языков, а также недостаточное понимание шуток и каламбуров. Взрослые, страдающие дислексией, нередко избирают избегание чтения, находя альтернативные способы выполнения задач, не требующих этого навыка. Многие из них даже не осознают своего расстройства.
Как выглядит дисграфия
Наиболее заметным симптомом дисграфии (от греческих слов dis — «утрата чего-то, несоответствие» и grapho — «писать») является неаккуратный почерк. Также часто встречаются ошибки, которые нельзя объяснить недостаточными грамматическими знаниями.
К другим распространённым симптомам (при этом ни один из них сам по себе не может служить основанием для диагностики) относятся:
1) непоследовательный почерк (человек использует как прописные, так и заглавные буквы, также смешивает верхний и нижний регистры); 2) некоторые слова могут внезапно обрываться, сливаться с другими словами или вовсе «исчезать»; 3) буквы часто пропускаются или путаются друг с другом (особенно если они схожи по форме), например, буквы «П» и «Б»; 4) необычные движения тела и поза во время письма; 5) затруднения при переписывании текста; 6) проблемы при выражении мыслей на бумаге.
Причины трудностей с письмом при дисграфии до сих пор остаются неясными: они могут быть связаны как с плохой моторикой, так и с общим негативным отношением к письму — ведь занятия, в которых человек не проявляет успешности, обычно вызывают отвращение.
Некоторые сенсорные проблемы с восприятием звуков и букв, которые наблюдаются при дислексии, могут также осложнять процесс письма, поэтому бывает затруднительно отличить дислексии от дисграфии. Во-первых, довольно часто оба расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. Во-вторых, многое зависит от того, как именно определены медицинские термины — они могут варьироваться в разных странах, системах и от специалистов к специалистам. Некоторые специалисты рассматривают дисграфию только как проблемы, связанные с моторным контролем, вызванные, например, нехваткой ловкости рук при письме.
О природе расстройств
Причины возникновения дислексии и дисграфии до конца не изучены, однако большинство исследователей указывают на специфическую структуру мозга и генетические факторы как ключевые элементы, влияющие на развитие этих состояний.
Как объясняет психолог Инна Пасечник, «расстройства обучаемости могут быть связаны с условиями рождения ребенка, генетическими факторами и факторами окружающей среды».
Гипотеза о наследственном характере этих расстройств подтверждается многими фактами: братья и сестры из одной семьи часто имеют схожие проблемы с письменной и устной речью; около половины родителей детей с дислексией также испытывают аналогичные трудности; среди людей с дислексией были обнаружены специфические генетические маркеры; были выявлены различия в структуре и активности мозга, в тех областях, которые отвечают за сопоставление звуков и букв, а также за распознавание написанных слов.
Дисграфия пока изучена недостаточно, но также существует мнение, что генетические факторы в ее развитии играют важную роль. Часто синдром дисграфии связан с трудностями в работе рабочей памяти.
В зависимости от ключевого аспекта различают буквальную дислексию (трудности с распознаванием отдельных букв) и вербальную дислексию (трудности с чтением слов).
Классификация
Классификация дислексии основывается на нарушении различных механизмов чтения, и существует несколько форм этого расстройства:
- Фонетическая дислексия. Эта форма возникает как следствие недостаточного развития процессов синтеза, анализа и восприятия фонетического материала. Ребенок в такой ситуации часто перепутывает слоги, например, читая «кот» вместо «котик». Она, как правило, встречается у детей младшего школьного возраста.
- Семантическая дислексия. Эта форма, как правило, результат плохого слогового состава и недостатка в понимании синтаксических связей, а также бедного словарного запаса. В этом случае ребенок воспринимает слова вне контекста текста, и поэтому не может понять смысл прочитанного.
- Аграмматическая дислексия. Это проявляется в ошибках при построении конструкций, и связано с неверным использованием окончаний слов, времен и склонений (например, «белая чашка»).
- Мнемоническая дислексия. Данная форма обусловлена проблемами в сопоставлении букв и звуков или нарушениями слуховой и вербальной памяти.
- Визуальная дислексия. Она характеризуется слабым развитием зрительно-пространственных представлений и ассоциаций, что делает ребенку сложным фокусироваться на строках текста, нарушая последовательность чтения. Ребенок может видеть слова вверх ногами или испытывать трудности с написанием визуально схожих букв (например, «В» и «Н» или «Д» и «Л»).
- Сенсорная дислексия. Эта форма характерна для людей с ограниченными возможностями зрения, которые читают шрифт Брайля.
Тем не менее, фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексия чаще всего вызваны недоразвитием языковых функций, тогда как мнемическая, визуальная и тактильная дислексия связаны с недоразвитием когнитивных функций.
Причины
Этиология дислексии многогранна и охватывает как генетические аспекты, так и факторы риска, на которые влияет окружающая среда. К множеству причин возникновения дислексии можно отнести следующие:
- Генетические нарушения чтения. Исследования показали, что некоторые гены, связанные с дислексией, такие как DCDC2, DYX1C1, ROBO1, KIAA0319, C2orf3 и MRPL2, негативно влияют на регуляцию миграции нейронов, что в свою очередь приводит к нарушению нормального морфогенеза коры головного мозга и последующему сбоему в процессе обучения, который требует быстрой и точной интеграции нейронных систем.
- История известной пре- и перинатальной аномалий. Например, как преждевременное отслоение плаценты, аномальное развитие пуповины, асфиксия при затяжных родах, черепно-мозговые травмы при родах или травмы в постнатальном периоде.
- Токсические эффекты. К ним относятся употребление алкоголя матерью, бесконтрольный прием лекарств, медицинские заболевания матери (например, диабет, болезни почек и т.д.), а также несовместимость крови плода и матери и ядерная желтуха новорожденного.
- Инфекционное воздействие. Это может происходить через воздействие заболеваний на структуры мозга плода и ребенка, как в период беременности, так и в постнатальный период (например, нейроинфекции, корь, паротит, краснуха, герпес, полиомиелит, грипп и инфекции, вызванные бактериями или вирусами).
- Чрезмерная или поздняя леворукость.
- Психологическая травма в раннем детстве.
- Социальные факторы. Сюда можно отнести наличие языкового дефицита, неблагоприятную языковую среду, билингвизм или случаи, когда детей оставляют без внимания в связи с сопротивлением обучению.
Ниже приведено схематическое изложение основных причин дислексии.
Симптомы
Симптомы дислексии у детей могут значительно варьироваться и зависят от типа дислексии, а также возрастных и индивидуальных когнитивных особенностей ребенка. Помимо специфических симптомов, характерных для каждой формы дислексии, существуют и общие признаки, отмечаемые у большинства детей.
К основным признакам дислексии относят: плохие навыки чтения, отсутствие способности запоминать буквы, трудности с произношением, плохое распознавание слов, низкий словарный запас, искажения звуко-слоговой структуре речи/письма (например, неправильно упорядоченные буквы или слоги, пропуски целых слов, непоследовательные построения предложений), трудности с пониманием прочитанного текста, несоответствие сложной структуры языка, а также трудности с произнесением последовательности из 3-5 звуков или слов.
Дислексия у детей часто сопровождается такими дополнительными признаками, как:
- Увеличенная утомляемость.
- Жалобы на головные боли, возникающие после чтения.
- Низкий уровень концентрации внимания, плохая память визуального типа, нарушенная координация.
- Избегание занятий, связанных с чтением и письмом.
- Гиперактивность или высокая степень раздражительности.
- Отвлечение внимания или дезориентация.
- Сильные эмоциональные реакции, например, на критику.
- Кратковременная раздражительность.
- Недостаточная организованность.
Симптомы дислексии у взрослых, как правило, схожи с теми, что наблюдаются у детей. Однако взрослые значительно более эффективно могут «маскировать» те симптомы, которые им присущи. Дислексия у взрослого проявляется не только в обучении, но и часто сопровождается психологическими трудностями, такими как эмоциональная неустойчивость, стресс, рассеянность, трудности с концентрацией на одной задаче, потеря интереса, неприязнь к ошибкам и высокий уровень тревожности.
Попробуйте встать на место этого ребенка, прочитав и просмотрев несколько глав из учебника по органической химии или макроэкономике. Он не сможет понять выражение «анализ помойки» так же, как вы осилите термин «экзогенные переменные».
Классификация
Процесс чтения задействует разные структуры и функции центральной нервной системы. В зависимости от степени нарушения часто выделяют различные виды дислексии:
- Фонетическая дислексия. При этом нарушается процесс формирования и восприятия фонем — минимальных семантических единиц языка. Например, ребенок может путать слова, подобные: «бок», «бакс», «бык», «бук» и так далее.
- Семантическая дислексия. Это проявляется в трудностях с пониманием прочитанных слов, предложений и текстов, при этом читаются они технически верно. Это может быть связано с недостатком словарного запаса.
- Аграмматическая дислексия. Приводит к ошибкам в построении структур, что проявляется в неверном использовании окончаний слов, а также в путанице с временами и склонениями (например, «белая чашка»).
- Интеллектуальная дислексия. Выражается в ухудшении вербальной памяти, в результате чего возникают трудности с ассоциацией и запоминанием букв и звуков, что приводит к перестановкам и замене букв при чтении.
- Визуальная дислексия. Характеризуется недостаточно развитыми зрительно-пространственными представлениями и ассоциациями, что приводит к затруднениям в изучении и комбинировании похожих графических букв.
- Оцифровка. Это состояние обычно у слабовидящих или слепых людей, которые могут пропускать буквы и слоги при чтении на шрифте Брайля, переходить со строки на строку и искажать смысл прочитанного при пересказе.
Как происходит процесс чтения?
В чтении задействованы несколько функциональных областей. На первом месте стоит анализатор, ответственный за восприятие визуальной информации и воспроизведение, а также слуховое восприятие языка: обрабатываются зрительные, речедвигательные и звуковые массивы. Эти анализаторы активируются последовательно, поэтому чтение можно условно разделить на несколько этапов:
- Первичный этап — зрительное восприятие, распознавание и различение букв.
- Далее следует ассоциация видимых букв с соответствующими звуками.
- Затем происходит визуализация воспринимаемых звуков и их соответствие с соответствующими знаками.
- Затем изучаются слоги, образующие слово, и слова, формирующие предложение.
- Последний этап — усвоение текста.
Осложнения дислексии
Последствия языкового расстройства в большинстве случаев касаются аспектов социализации и взаимодействия с обществом. Дислексия в детском возрасте может привести к плохой успеваемости в учебах, а также высокому риску насмешек со стороны сверстников и социальной изоляции. Такие факторы, впоследствии, могут вести к депрессии, комплексам неполноценности и другим проблемам психического здоровья. У взрослых дислексия может проявляться в снижении работоспособности или неспособности выполнять определенные виды работ.
Дислексия часто бывает трудно определяема до начала школьного обучения, тем не менее, некоторые проявления могут наблюдаться уже в дошкольном возрасте. Следует быть насторожёнными, если:
- Ребенок начинает медленно говорить и медленно запоминает новые слова.
- У него возникают трудности с правильным образованием слов (например, путаница в звуках слов или путаница с одноимёнными словами).
- Он испытывает сложности с запоминанием букв, цифр и цветов, и путает их между собой.
- Трудности с разучиванием детских стишков или участием в играх, связанных с рифмовкой.
- Имеются проблемы с мелкой моторикой (например, завязывание шнурков) и осознанием ритма.
- Ребенок выглядит закрытым, неохотно общается со сверстниками или избегает общения без видимых на то причин.
Наиболее яркие симптомы дислексии обычно начинают проявляться в школьном возрасте. К ним можно отнести:
- Чтение на менее высоком уровне, чем обычно для их возраста, невозможность быстро распознавать границы предложений, замены букв в словах,
- Проблемы с обработкой услышанного и увиденного, различие между написанным и прочитанным вслух.
- Затруднения в поиске нужного слова или формулировании ответов на заданные вопросы и запоминании последовательности действий.
- Затруднения в изучении рифм и таблицы умножения.
- Сложности с восприятием сходства и различия между буквами и словами.
- Проблемы с правописанием.
- Потребность в большем времени, чем необходимо, для выполнения заданий, связанных с чтением или письмом.
- Избегание деятельности, связанной с чтением, и отказ от чтения вслух.
- Стоит обратить внимание на трудности с устойчивостью, концентрацией, терпением и организованностью.
Признаки дислексии у подростков и взрослых могут в значительной мере совпадать с ведением этого расстройства у детей. Наиболее распространенными являются:
- Трудности в чтении, включая чтение вслух.
- Медленное и трудоемкое чтение и письмо.
- Ошибки в правописании.
- Неправильное произношение имен или терминов, проблемы с нахождением слов для построения предложений.
- Сложности в понимании шуток или выражений, смысл которых сложно уяснить из-за использования отдельных слов (например, идиомы).
- Невозможность кратко изложить какой-то рассказ или трудности с формулированием такого изложения.
- Сложности с изучением иностранных языков.
- Затруднения с запоминанием.
Проблемы в обучении населения тесно связаны с социальными и поведенческими трудностями. Влияние дислексии на эмоциональный мир ребенка, его мотивацию и общее качество жизни сложно переоценить.
Коррекция дислексии
Очень важно понимать, что процесс преодоления дислексии, даже если он будет успешным, может занять много лет. Это непросто как для родителей, так и для самого ребенка, поскольку учебники по таким предметам как биология, химия, физика и обществознание представляются им трудными для понимания. Важно принять ту реальность, что это заболевание не отражает умственных способностей ребенка. Попробуйте найти занятия, которые даются ребенку проще. Это может быть спорт, живопись, музыка или другие увлечения.
Не стремитесь сделать самоцелью развитие тех качеств или навыков в ребенке, которые ему даются с трудом. Такой подход может только усилить стресс и страдания как вашего ребенка, так и вас. Каждому родителю следует помнить, что все дети имеют свои недостатки; кто-то может быть эгоистичным, кто-то — агрессивным, а кто-то — полным трусом. В конце концов, чтение не считалось основным навыком на протяжении всей истории человечества, и тысячи людей, возможно, страдали от дислексии — и никто об этом не догадывался. Многие из них были искусными мастерами, обрабатывая дерево и металл на уровне, который нам сложно представить….
Любите своего ребенка, независимо от того, легко ли ему дается чтение или нет. Обычно с годами дети «нормализуются», и проблема теряет остроту. Тем не менее, психологические комплексы могут остаться.
Трудности в обучении тесно связаны с социумом и поведенческими проблемами. Влияние дислексии на эмоциональную сферу ребенка, его мотивацию и общее качество жизни невозможно переоценить.
Симптомы дислексии
[…] […] […]
[…] […]
Фонематическая дислексия
[…] […]
Семантическая дислексия
[…] […] […]
Аграмматическая дислексия
При аграмматической форме дислексии симптомы связаны с ошибками в построении языковых конструкций. При чтении человек неправильно использует ударение и окончания, а также может путать времена. Эта форма дислексии аналогичным образом может проявляться в устной речи.
Мнемоническая дислексия
Симптомы дислексии мнемонического типа обусловлены неспособностью связать визуальную форму символа с его слуховым эквивалентом. Человеку сложно ассоциировать звук с печатным (или рукописным) символом, который ему соответствует, что приводит к трудностям в запоминании букв.
Оптическая дислексия
Зрительная дислексия проявляется в том, что человек может читать задом наперед, ему может быть трудно сосредоточиться на конкретной строке текста. Такое затруднение объясняется недостатками в зрительно-пространственном восприятии.
Тактильная дислексия
Тактильная дислексия наблюдается у людей с серьезными нарушениями зрения и проявляется в смешении символов, которые схожи на ощупь, затрудняя чтение по шрифту Брайля. Человек может путать буквы, выходить за пределы строки или пропускать речевые единицы, неверно интерпретируя прочитанное.
Диагностика
Дислексия может быть диагностирована только при соблюдении определенных условий:
- Отсутствие диагностированного уровня умственной отсталости,
- Отсутствие нарушений слуха и зрения,
- Нет психических заболеваний, которые непосредственно влияют на способность к чтению,
- Не ранее чем через два года активного обучения,
- Выбранный метод обучения чтению должен подходить ребенку и способствовать его обучаемости,
- Трудности возникают только при выполнении заданий, связанных с чтением.
Чтобы обследовать ребенка, можно обратиться за консультацией к логопеду, нейропсихологу или детскому неврологу. Специалисты клиники Исаева предоставляют консультации по вопросам дислексии и дискалькулии, общего недоразвития речи, когнитивных расстройств и расстройств внимания. Обследование включает в себя сбор данных о памяти, оценку состояния артикуляционного аппарата и тестирование двигательных навыков. С помощью специальных тестов врач проводит диагностику устной и письменной речи, а также нейропсихологическую диагностику.
У взрослых диагностика дислексии начинается с официального обследования, назначенного психиатром. Чтобы записаться на прием к специалисту в нашей клинике, позвоните нам.
Коррекция и лечение дислексии в клинике Исаева
Если признаки дислексии удалось распознать на ранних стадиях, коррекционные меры могут быть как быстрыми, так и эффективными. Для начала коррекции необходимо исключить другие заболевания, которые могут быть связаны с нарушениями в письме и чтении. В лечении таких расстройств необходима помощь дефектолога, клинического психолога и нейропсихолога.
В неврологической клинике доктора Исаева применяют комплексный подход к лечению дислексии; используются современные методики с учетом всего спектра речи и психологических нарушений пациента. Важно учитывать, что дислексия и дисграфия часто ассоциируются с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, тревожностью и недостаточностью высших познавательных функций. В нашей клинике работают высококвалифицированные специалисты, которые успешно помогают пациентам с когнитивными расстройствами. Звоните по номеру 8 (495) 463-09-45, чтобы получить консультацию специалиста.
Вопросы:
— Исчезает ли дислексия с возрастом?
— Без коррекции и надлежащего сопровождения эта проблема не исчезает с воспоминаниями. Дислексия в детском возрасте обычно является признаком неуверенности в себе, социальной тревожности, депрессии или даже суицидальных мыслей у взрослых. Эффективной помощью может стать целенаправленная коррекция нарушения в сочетании с психологической поддержкой и проработкой семейных систем. Обратитесь за профессиональной помощью в клинику Исаева.
— Почему реабилитация важна для пациентов с двойными диагнозами?
— Современная клиническая психология подчеркивает важность реабилитации для людей с психическими расстройствами и психологическими проблемами. В многих случаях заболевания обусловлены нарушением психофизиологических процессов, поэтому лечение без реабилитации не даст необходимых и долговременных результатов. В нашем центре успешно внедряются передовые программы социально-медицинской реабилитации для различных категорий пациентов.
— Могу ли я просто получить справку для школы и ни о чем больше не переживать? Разве не говорится, что дислексия — это болезнь гениев?
— Да, есть исследования, которые показывают, что дети с дислексией обладают отличительными интеллектуальными способностями. Однако это не значит, что у ребенка с дислексией будет безмятежная жизнь. Под воздействием реального мира у него может быстро возникнуть утрата тех врожденных способностей, которые были. Заботливые и ответственные родители обязательно обратятся к профессионалам, чтобы вырастить своего ребенка с дислексией в счастливого и, возможно, гениального человека.
Дислексия у детей не является единственной причиной учебных затруднений. У детей с такими проблемами наблюдаются эмоциональные расстройства, синдром дефицита внимания и гиперактивности, поэтому подход к лечению должен быть комплексным.
Диагностика
Логопедическое обследование фокусируется на измерении уровня развития устной речи, чтения, письма и невербальных процессов. На предварительном этапе логопед устанавливает историю жизни и развития ребенка, а также особенности формирования речи, артикуляционного аппарата и моторики речи и рук, интересуется успехами ребенка в области русского языка.
- Диагностика устной речи. Это включает в себя оценку произношения, уровень фонематического развития, формирование слоговой структуры слов, использование лексико-грамматических средств и связной речи.
- Диагностика письменной речи. Эта часть включает в себя копирование текстов, письмо по слуху и выполнение самостоятельных письменных заданий. Тест на чтение вслух и молчаливое чтение анализирует скорость, качество чтения, метод чтения, понимание прочитанного и определенные ошибки.
- Нейропсихологическая диагностика. Это важный аспект логопедического обследования дислексии и включает в себя определение уровня визуального познания, памяти, анализа и синтеза, а также визуально-пространственной ориентации.
При необходимости логопедическое обследование может быть дополнено медицинской диагностикой, которая может включать в себя консультацию детского невролога с проведением электроэнцефалограммы, ЭхоЭГ, консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологического обследования.
Коррекция дислексии
Традиционная система логопедической работы с дислексией предполагает индивидуальную и дифференцированную работу над различными аспектами вербальных и невербальных процессов.
- При фонематической дислексии акцент делается на исправлении недостатков в произношении, развитии полноценного фонематического восприятия и формировании знаний о звукобуквенном и звуко-слоговом синтезе слов.
- Семантическая дислексия требует работы над развитием слогового синтеза, улучшению и расширению словарного запаса, а также овладению грамматическими структурами родного языка.
- Для аграмматической дислексии необходимо обучить ребенка грамматическим системам образования и изменения слов.
- При мнемонической дислексии акцент делается на развитии слуховой и зрительной памяти.
- Ведение визульной дислексии должно включать работу над развитием зрительно-пространственного восприятия, визуального анализа и синтеза.
- Тактильная дислексия требует различения тактильно схожих объектов и паттернов, а также развития пространственных представлений.
Недавние подходы к коррекции дислексии содержат метод Рональда Д. Дэвиса, который придаёт печатным словам и символам метафорическое, мысленное выражение, устраняя пробелы в восприятии.
Прогноз и профилактика
Несмотря на то что дислексию иногда называют «проблемой гениев», с которой сталкивались многие известные личности (например, Ганс Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и так далее), ее необходимо специально корректировать. Это необходимо как для успеваемости ребенка в школе и университете, для его самооценки, так и для его отношений со сверстниками и преподавателями, что влияет на его амбиции и успешность в достижении жизненных целей. Чем быстрее будут достигнуты результаты корректировки, тем быстрее будут устранены трудности в устной и письменной речи.
Профилактика дислексии должна начинаться в раннем детстве и включать в себя развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитического и композиционного мышления, а также мелкой моторики. Немаловажным аспектом является исправление произносительных ошибок и формирование лексико-грамматических структур языка. Необходимо своевременно выявлять детей с нарушениями речи и проводить логопедические занятия, чтобы подготовить их к обучению чтению и письму.