У пары нет детей, но летом 2013 года папарацци заметили Анастасию и ее мужа в перинатальном центре, где они занимались искусственным оплодотворением.
Олег Меньшиков
Олег Меньшиков — советский российский актер театра, кино и телевидения, исполнявший комические и драматические роли. Этот человек скрытен, не любит говорить о своей личной жизни, но всегда производит впечатление «тусовщика», который умен, силен и решителен.
Олег Евгеньевич Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в Серпухове Московской области, вскоре после чего его родители переехали в квартиру в московской хрущевке. Будущий актер учился на бакалавра, любил музыку и оперу.
В юном возрасте Меньшиков учился в театральной академии имени Михаила Щепкина. На прослушивании он прочитал стихотворение и напомнил профессору Владимиру Монахову Жерара Филипа своей нежной красотой и способностью полностью перевоплощаться во время спектакля.
На последнем курсе училища Меньшиков выступил в дипломном спектакле «Вторжение». Блестящему студенту предложили главную роль, которая была написана специально для Олега, но он попросил роль второго плана — грубого, жестокого офицера Вернера — и этим выступлением поразил публику.
Фильмы
В 1980 году вышла картина Сурена Шахбазяна Украинские партизаны «Жду и надеюсь» Виктора Смирнова, в которой Меньшиков сыграл Шурку Доминиани по прозвищу Домок. Роман Балаян работал с актерами в качестве второго режиссера, и Олегу он сначала не понравился. Но потом в гримерке они выпили, поговорили, и режиссер понял, что все это время он был актером, в отличие от многих, кто под перевоплощением, а в реальной жизни федержали. Этот молодой художник даже напомнил ему испанского танцора Хосе Антонио.
В то же время фильмы Меньшикова расширили роль Кирилла, сына ее бывшего мужа Марии Васильевны в фильме «Родня» по сценарию Виктора Мережко. На эту роль претендовал и Дмитрий Харатьян, который в студенческие годы учился в Щепкинском училище. Нонна Мордюкова принесла режиссеру Никите Михалкову фотографию Олега Меньшикова и сказала, что хотела бы с ним работать.
Олег Меньшиков в фильме «Гоголь. Начало».
Управляемого актера поразило то, что на предложение о съемках было сказано: надо посмотреть, прочитать сценарий, а вдруг оно того не стоит. На съемочной площадке, где он был занят три дня, артист побрился налысо, после чего ему пришлось вернуться в «Надежду и ожидание» и надеть парик.
Меньшиков впервые получил известность благодаря комедии «Покровские ворота», в которой он предстал в роли нахального студента Константина Ромина. Взять Олега Евгеньевича режиссеру Михаилу Козакову рекомендовала его жена, но на пробы актер пришел в белой рубашке, на высоких каблуках и никого не впечатлил. Только после совместной репетиции с другими актерами все убедились, что молодой человек идеален.
Настоящая известность пришла к актеру с ролью в фильме «Сибирский цирюльник». Сейчас он также известен по работе в телесериалах «Статский советник» и «Психо». Олег Евгеньевич отличается тем, что может создать оттенок драматизма даже в комической картине.
Театр
Олег начал свою актерскую карьеру в Центральном театре Советской Армии, где он проходил военную службу, а затем решил остаться. В 1991 году Меньшиков воплотил образ Сергея Есенина в британской постановке «Айседора Дункан», которого сыграла Ванесса Редгрейв.
В 1995 году актер поставил спектакль «Горе от ума» и сыграл самого Чацкого, а в других ролях — Игоря Охлупина, Ольгу Кузину, Полину Агурееву, Алексея Завьялова и других. Постановка имела успех в Москве, Риге, Челябинске, Киеве, Тель-Авиве и Санкт-Петербурге; театр был заполнен до отказа, но закрылся на пике популярности.
В 2012 году Меньшиков стал директором Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой, где в конце каждого года награждает особо отличившихся артистов. В 2015 году премию получили Егор Харламов и Сергей Землянский за режиссуру пластического спектакля «Генеральный ревизор» и драматург Леонид Зорин, написавший сценарии к спектаклям «Покровские ворота» и «Варшавская мелодия». Олег Евгеньевич также вручил денежные призы в размере 100 000 рублей по результатам зрительского голосования; в этом году они достались Дарье Мельниковой, Александру Петрову и Кристине Асмус.
В ноябре 2020 года артист отсутствовал в течение месяца по болезни, и все билеты на его спектакли были возвращены зрителям. Они с пониманием отнеслись к отсутствию директора, потому что в его возрасте он имеет право беспокоиться о своем здоровье.
Зрители помнят его по ролям барона де Сигоняка из «Капитана Фракасса», Синицына из мелодрамы «Мой любимый клоун», НКВДшника Мити из «Утомленных солнцем» и прапорщика Сани из «Кавказской пленницы». Остап Бендер, Доктор Живаго, Эраст Фандорин… Какие еще важные роли сыграл Меньшиков в своей фильмографии и каков был его путь к славе?
Детство и юность
Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в подмосковном Серпухове. Его отец Евгений Меньшиков был военным инженером, а мать Елена Меньшикова работала невропатологом. Сразу же после рождения сына Меньшиковы переехали в Москву. Олег был увлечен музыкой с раннего возраста, и поскольку у него была идеальная подача, родители отправили его в музыкальную школу, расположенную прямо у них во дворе. Мальчик посещал уроки игры на скрипке.
В средней школе тоже не было проблем, Олег получал приличные оценки по точным наукам, хотя на самом деле он был гуманитарием. Он был самолюбив и не позволял себе чувствовать себя неполноценным. Его никогда не удовлетворяла удовлетворительная оценка, в его дневнике были только хорошие отметки. Художественные склонности мальчика также проявились с раннего возраста. Он очень интересовался опереттами и ходил в театр оперетты не менее двух раз в неделю. Если ему нравилась какая-нибудь передача, Меншиков мог смотреть ее несколько раз.
Еще до окончания школы он сам ставил пьесы, писал их тексты и музыку.
В девятом классе впервые был замечен актерский талант Меньшикова. Ее семья была приглашена на свадьбу. Невеста была дочерью актрисы Малого театра, а среди гостей был Владимир Монахов, учитель школы имени Шепкина. Меньшиков играл безумно и демонстрировал все свои умения — садился за рояль, брал в руки скрипку, играл с музыкантами и певцами, импровизировал и даже читал стихи. И все это время он находился под пристальным вниманием Монахова. После вечеринки учитель пригласил талантливого юношу на прослушивание в «Шепку».
И Меншиков пришел. Учитель попросил его прочитать текст, и он прочитал «Тоску по славе» Пушкина, что удивило и обрадовало Монахова. Он сразу же сказал мальчику, что у него, несомненно, есть талант, и посоветовал не зарывать его в землю, а продолжать совершенствоваться в этом направлении. Меньшиков прислушался к совету опытного наставника, и когда в 1977 году он получил школьный аттестат, то без колебаний пошел в «Шепку». Его родители не были рады решению сына, но не пытались его отговорить — мальчик достаточно взрослый, чтобы решать за себя.
Театр
Он с поразительной легкостью сдал вступительные экзамены и попал в мастерскую Николая Афонина, декана училища. Меньшиков привлек к себе внимание с самого начала учебы. Он участвовал в организации Капустников, о которых помнят и сегодня, потому что впоследствии они стали беспрецедентными. Ему удалось удивительным образом объединить импровизацию, юмор и артистизм, и результат был просто потрясающим.
За год до окончания школы Меньшиков уже участвовал в спектакле «Нашествие», поставленном его учителем Николаем Афониным. Он предложил Олегу сыграть главную роль, но тот отказался и получил только одну сцену. Но Меньшиков почему-то считался самым перспективным и талантливым, ведь его роли второго плана были самыми яркими и запоминающимися.
После окончания учебы актер поступил на службу в Малый театр. Через год ему пришел вызов, и молодой актер отправился на службу. Меньшиков был направлен в Театр Советской Армии, где в течение двух лет выступал на сцене. Самой яркой работой Олега была пьеса «Идиот» Достоевского, в которой он переродился в Иволгина.
После демобилизации Меньшиков попал в драматический театр имени Ермоловой, на сцене которого выступал в 1985-1989 годах. Самыми известными его пьесами были «Второй год свободы» и «Скажи!
В 1990 году Олег был приглашен в Театр имени Моссовета, где ему предложили роль в спектакле «Калигула» в постановке Фоменко. Актеру было всего тридцать лет, но он уже выступал не только на родине, но и за рубежом.
В 1995 году Олег стал организатором собственного театра, который он назвал «Театральный союз 814». Эта труппа, не имеющая репертуара, завоевала поклонников не только в столице, но и по всей России. Там Олег Меньшиков поставил свои пьесы «Игроки», «Кухня» и «Горе от ума».
Весной 2012 года Олег Меньшиков был назначен директором Драматического театра имени Ермоловой, где ранее сам выходил на сцену. Меньшиков с большим рвением принялся за работу, сразу и тщательно изучив репертуар театра, а затем, с не меньшим рвением, и ансамбль. Результаты его очень разочаровали. Он начал менять репертуар, в результате чего осталось только четыре пьесы, остальные он убрал, потому что они не привлекали зрителей. Так же безжалостно, как он расправлялся с труппой, он показывал дверь некоторым артистам, потому что они были зачислены в труппу, получали гонорар, но сами снимались в фильмах и не играли в театре десятилетиями. Среди кандидатов на исключение была Татьяна Догилева, с которой его связывали не только профессиональные, но и личные отношения (он был крестным отцом ее дочери).
Могут быть знакомы
Кинобиография Олега Меньшикова началась в 1980 году с роли Шурки в фильме «Жду и надеюсь» режиссера Шахбазяна. Эта лента стала хорошим началом, и через два года актера пригласили на съемки фильма «Покровские ворота», режиссером которого был Михаил Козаков. Меньшиков перевоплотился в Костю.
Все актеры уже были утверждены на роли, только Костю некому было сыграть. Режиссер перепробовал более десятка кандидатур среди потенциальных актеров, но ни одна из них ему не понравилась. И тогда жена посоветовала ему обратить внимание на Меньшикова, которого она увидела в картине «Жду и надеюсь». Ей так понравилась его роль в этой пьесе, что она запомнила его фамилию и предложила ее своему мужу. Наконец, все вздохнули с облегчением — Костиа нашел его. Эта роль сделала имя артиста популярным, люди стали узнавать его и просить автограф.
В следующих двух фильмах Олег появлялся в эпизодах, но популярность молодого актера продолжала расти. Речь идет о фильмах «Полеты во сне и наяву» и «Родня». Иногда во время съемок режиссеры пытались расширить и углубить незначительную роль Олега Меньшикова, показать какие-то жесты, монологи, новые сцены. 80-е годы были расцветом карьеры актера, он востребован и популярен, с ним хотели работать почти все известные режиссеры. В это время он сыграл в фильмах «Володя большой, Володя маленький», «Капитан Фракасс», «Моонзунд». Ни одна из его ролей не походила на другую, но Меньшикову удавалось органично приспосабливаться к каждой картине.
К 90-м годам Олег Меньшиков уже перестал тянуться к каждой работе и мог выбирать то кино, которое его действительно интересовало. Поэтому каждое появление на экране было настоящим праздником для любителей хорошего кино и критиков. Некоторые работы он действительно «вытянул» своим талантом и актерским мастерством. Одним из таких фильмов был «Дуба-Дуба», режиссером которого выступил Хван. Затем актер снялся в фильме Никиты Меньшикова «Утомленные солнцем», где ему предложили роль Дмитрия.
В 1996 году фильмография Меньшикова пополнилась фильмом «Кавказская пленница» режиссера Сергея Бондрова, в котором он сыграл главную роль. Его партнером по фильму стал сын режиссера Сергей Бодров-младший. Фанфары и похвалы артиста за эту работу стихли, когда экраны страны обратились к фильму Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Снова центральный образ Меншикова, снова ювелирная работа этого мастера своего дела.
Одной из самых важных работ для Меньшикова стала картина «Золотой теленок», в которой он попробовал себя в роли Остапа Бендера. Его характер несколько осовременен и заметно отличается от того, каким его изобразил на холсте художник Сергей Юрский в то время. Меньшиков говорит, что у этого персонажа есть одна общая черта с ним — авантюризм.
Другим сложным и глубоким персонажем был Меньшиков в фильме «Доктор Живаго». Вместе с Чулпан Хаматовой исполнительница ролей главных героев стала очень довольна и зрителями, и многочисленной армией критиков.
Его мать заметила, что у сына есть музыкальный слух, и отправила его в музыкальную школу, где он получал уроки игры на скрипке. В возрасте 6 лет (1967 год) мальчик поступил в среднюю школу № 688. Там он хорошо и прилежно учился.
Режиссура
В 1998 году Олег Меньшиков возглавил постановку «Театрального союза 814», где выступил режиссером и актером в спектакле «Горе от ума» (1995) Александра Грибоедова, в котором он сыграл Чацкого. Он также участвовал в более поздних постановках «Кухня Курозкина» (2000), «Игроки Гоголя» (2001) и «Демон после Лермонтова» Кирилла Серебренникова (2003). В 2008 году он поставил спектакль «1900» Алессандро Барикко в театральном товариществе 814.
С апреля 2012 года Олег Меньшиков является художественным руководителем и директором Московского драматического театра имени Ермоловой. В текущем репертуаре театра его собственные постановки: «Игроки Гоголя», «1900» Алессандро Барикко, «Оркестр мечты». Медь», «Из пустоты…». (Восемь поэтов) «.
Свою первую кинороль — шпиона Шурки в фильме Сурена Шахбазяна «Ждать и надеяться» — Олег Меньшиков сыграл в 1980 году, когда был студентом четвертого курса университета. Затем последовали небольшие роли в фильмах Никиты Михалкова «Семья» и Романа Балаяна «Полеты мечты и сны». На последнем курсе театрального училища Меньшиков сыграл главную роль в спектакле Михаила Козакова «Покровские ворота». Фильм вышел на экраны в 1982 году и принес актеру мгновенную популярность. Его Костик до сих пор является одним из самых популярных персонажей отечественного кино.
Затем последовал целый ряд различных ролей, в том числе в таких фильмах, как «Капитан Фракасс», «Полоса препятствий», «Михайло Ломоносов», «Володя большой, Володя маленький», «Мой любимый клоун», «По главной улице с оркестром», «Моонзунд», «Дуба-Дуба», «Брызги шампанского», «Жизнь на пределе», «Лестница», «Яма» и других.
В 1994 году Олег Меньшиков снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», одна из самых ярких ролей в его творческой биографии, принесшая ему множество наград: Государственную премию РФ, премию кинокритики — «Лучший актер года», профессиональную премию за лучшую мужскую роль «Зеленое яблоко — золотой лист».
Его следующая роль в фильме режиссера Сергея Бондрова «Кавказская пленница» 1996 года также получила несколько наград, в том числе: «Золотой Овен», Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль, Приз за лучшую мужскую роль III. Международный фестиваль «Балтийская жемчужина» в Риге, Профессиональная кинопремия «Ника» за лучшую мужскую роль, Государственная премия Российской Федерации.
В 1998 году актер вновь снялся вместе с Никитой Михалковым в фильме «Сибирский цирюльник», за который получил Третью Государственную премию России и премию «Золотой Витязь» за лучшую мужскую роль.
В 1999 году на экране появилась в фильме «Мама» режиссера Дениса Евстигнеева с участием многих российских звезд, таких как Нонна Мордюкова, Владимир Машков, Евгений Миронов. Персонаж Меньшикова — Ленчик — стал центром фильма, который рассказывает историю жены и матери, совершающей преступление в надежде на лучшее будущее для своих детей.
В том же году она была приглашена на главную роль в фильме «Восток-Запад» французского режиссера Варнье. Фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
В 2003 году Олег Меньшиков снялся в английском телесериале «Главный подозреваемый», затем последовали сериалы «Золотой теленок», «Статский советник», «Доктор Живаго» и «Утомленные солнцем 2».
Одна из последних его киноработ — роль тренера Анатолия Тарасова в фильме «Легенда №17». «После игры с тренером Тарасовым у меня появилось новое поколение поклонников — 15-летние мальчишки. Кто-то рассказал мне, что они проходили мимо мемориальной доски: «В этом доме жил великий кучер Анатолий Тарасов». Перед ними стояли два мальчика. Они прочитали его, и один сказал другому: «А подписать надо: «А в фильме его сыграл Олег Меньшиков». Это приятное чувство. Это счастливый момент.
Общественная деятельность
Меньшиков возглавляет Фонд содействия развитию русской культуры с 1998 года. Является постоянным членом независимого жюри литературно-художественной премии «Триумф».
Является председателем Общественного совета при Министерстве спорта Российской Федерации.
В 2002 году Олег Меньшиков учредил премию имени Александра Кугеля для российских театральных критиков за лучшую театральную критику сезона.
В 2013 году он стал учредителем Театральной премии имени Андрея Лобанова, которая вручается в конце сезона артистам и режиссерам, участвующим в постановке премьерных спектаклей в Театре имени Ермоловой.
Реклама
В 2001 году швейцарская часовая компания Longin выбрала Олега Меньшикова в качестве «символа элегантности». Актер подписал с компанией многомиллионный контракт. Олег Евгеньевич обязан носить только часы этой марки и участвовать во всех публичных мероприятиях и фотосессиях компании. Кстати, швейцарские часы когда-то рекламировали такие голливудские звезды, как Хамфри Богарт и Одри Хепберн.
Личная жизнь Олега Меньшикова всегда была тайной. Он считается частным лицом. Он никогда не рассказывал о своей личной жизни, поэтому новость о его женитьбе на молодой студентке ГИТИСа Анастасии Черновой в 2005 году вызвала в то время ажиотаж. В интервью «7 дней» Меньшиков не стал извиняться за свою скрытность, но подчеркнул, что встреча с Анастасией была одним из самых важных событий в его жизни.
«Встреча с Настей во многом дисциплинировала меня, многому научила и продолжает учить. Речь идет о том, чтобы взять на себя ответственность и контролировать себя. Перестаньте думать о себе. У меня было несколько историй любви, отношений, но я не брала на себя ответственность ни за кого, только за себя. Знаете, я думаю, что самое главное — это встречаться с людьми. Это многое изменило в моей жизни. Поэтому я бы сказал, что встреча с Настей стоит на первом месте.
По официальной версии, они познакомились через друзей на концерте Михаила Шванецкого. «Мы познакомились на концерте 14 февраля, в День святого Валентина. У Насти был букет роз, а я сидел перед ней, периодически оборачиваясь и поедая лепестки. У меня было очень хорошее настроение. После концерта вся группа отправилась в ресторан. Настя тоже. Я пригласил ее. И тогда я взял ее с собой, взял телефон с собой», — говорит Олег Меньшиков.
По словам Насти, Олег сделал ей предложение по телефону в день ее рождения, через два с половиной года после их первой встречи. Пара живет счастливо и старается сохранить свою личную жизнь в неприкосновенности.
Девочка родилась в 1983 году в Талнахе, на полуострове Таймыр. Учителя и друзья, которые помнят Настю ребенком, рассказывают о ее взрывном характере и мечте стать известной актрисой. В молодости Чернова не отличалась яркой внешностью.
Первые роли в кино
Кинодебют Олега Меньшикова состоялся в 1980 году, он сыграл Шурку в драме Сурена Шахбазяна «Ждать и надеяться». Во время съемок этого фильма режиссер Роман Балаян узнал о таланте Олега. По просьбе Сурена он посмотрел отснятый материал, остался очень недоволен игрой Меньшикова и почти убедил режиссера заменить актера, но перед этим решил навестить Меньшикова в гримерке.
«Я вижу, что там сидит молодой человек, играет на гитаре, поет и танцует. Он сделал это, надо сказать, замечательно», — вспоминает Балаян, поражаясь разнице между Меньшиковым «в динамике» и тем, каким он предстает в фильме: «Его просто плохо сняли. Так бывает в кино. А что, если бы я не увидел его в раздевалке?
Через десять дней после начала съемок «Жду и надеюсь» Балаян позвонил Никите Михалкову и попросил его отправить Меньшикова на съемки фильма «Родня» с Нонной Мордюковой и Светланой Крючковой.
Следующей ролью Олега Меньшикова стал Сергей Синицын в драме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Первоначально его роль была лишь смутно сформулирована в сценарии, но позже была расширена — он по-мальчишески заигрывает с девушкой Алисой (Елена Костина) и влюбляется в ее главного героя (Олег Янковский), чтобы приударить за ней.
«Покровские ворота»
Михаил Козаков почти утвердил актерский состав мелодрамы «Покровские ворота», рассказывающей о жизни таких разных людей в одной квартире. Они нашли Велюрова (Леонид Броневой), поэта и ценителя женской красоты, и Равиковича (Лев Хоботов), задумчивого интеллигента, но Козаков не смог найти никого на роль молодого «чудака» Кости.
Он уже перепробовал дюжину актеров, но ни один не подошел. Козаков уже отчаялся, когда на помощь ему пришла жена, и он случайно увидел по телевизору первый фильм с Меньшиковым — «Ждать и надеяться». Ей понравился молодой актер, она написала его имя и посоветовала своему мужу. И как только Олег появился на съемочной площадке, всем стало ясно: перед нами сам Костя.
Интересно, что в то время Меньшикова утвердили на роль в фильме «Частная жизнь» Юлия Райзмана, но режиссеры договорились, что Меньшиков останется в «Покровских воротах».
Фильм снят по одноименной пьесе Леонида Зорина — автобиографическому произведению, но даже самый внимательный зритель не смог бы найти ни единого разрыва между автором и персонажем Меньшикова. Долгое время после премьеры Олег воспринимался исключительно как Костя, беззаботный дух молодости. И сегодня многие считают эту картину одной из самых удачных в фильмографии Меньшикова.
После первого триумфа кинематографисты стремились заполучить Меньшикова в свои ряды. В 1980-х годах актер играл самые разнообразные роли: Он был и романтическим героем в фильме «Капитан Фракасс», и рассеянным бюрократом в фильме «Володя большой и Володя маленький», и морским офицером в фильме «Моонзунд».
Успешно в то время развивалась и театральная карьера. Меньшиков сыграл одну из самых важных ролей — Ганечку в «Идиоте», в 1985 году ушел из Театра Советской Армии, затем работал в театре Ермоловой, куда пришел вместе с Татьяной Догилевой и Александром Балуевым.
Олег Меньшиков никогда не боялся сложного материала, но его настроение нарушил театральный режиссер Валерий Фокин. Сразу после проблем с постановкой «Приглашения на спектакль» Набокова (Меньшиков, который хотел играть Цинцинната, отказался от роли Пьера и в итоге вообще не участвовал в спектакле), актер ушел из театра и разорвал отношения с бывшими коллегами. Позже он перешел в Театр имени Моссовета, где участвовал в постановке «Калигула» (1990).
90-е годы
В 1990-е годы Олег Меньшиков работал во многих театральных труппах. И здесь ему повезло: за роль Есенина в киноверсии «Когда он танцевал» актер был удостоен премии имени Лоуренса Оливье Британской академии искусств. Ему посчастливилось играть вместе с Ванессой Редгрейв. Кстати, когда в августе в России произошел государственный переворот, актеру предложили стать гражданином Великобритании, от чего он отказался.
Киноактер снимался реже. Он тщательно выбирал как сами роли, так и режиссеров, так что каждый новый проект становился событием. Именно он, по мнению многих критиков, поставил фильм Александра Хвана «Дюба-Дюба» (1992) — фильм даже был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля.
Два года спустя Меньшиков сыграл одну из своих самых сильных ролей — Митю в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» — бывшего интеллигента, затем солдата, невольного эмигранта, участника Белого движения и, наконец, сотрудника НКВД, который хотел арестовать Сергея Котова.
Олегу удалось нарисовать сложную и противоречивую картину человека, разрушенного местью: Его изгнали из дома, отняли у него любимую жену, разрушили его жизнь, ввергнув его в боль и отчаяние.
Фильм, в котором снялись Меньшиков, Никита Михалков, 7-летняя дочь режиссера Надя, Ингеборга Дапкунайте, Вячеслав Тихонов и многие другие выдающиеся актеры, получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
За этим последовал еще один бесспорный успех: офицер Саша Костылин в «Кавказском пленнике» Сергея Бодрова, современной адаптации одноименной повести Льва Толстого. Вместе со своим коллегой Иваном Жилиным (Сергей Бодров-младший) он оказывается в чеченском плену. Фильм был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус», режиссер и исполнители главных ролей были удостоены премии «Ника» (всего фильм получил пять статуэток «Ника» из семи номинаций), а Бодров и Меньшиков получили премию «Кинотавр» в номинации «Лучшая мужская роль».
Еще одно сотрудничество с Никитой Михалковым последовало в 1998 году, на этот раз Меньшиков снялся в фильме «Сибирский цирюльник». Как всегда — работа на высшем уровне. Роль курсанта Андрея Толстого Меньшиков и сценарист Рустам Ибрагибеков написали специально для него. В этом же фильме он сыграл героя на 20 лет моложе — 18-летнего американского кадета Эндрю МакКрэкена, потомка Андрея Толстого. По мнению зрителей, это была первая такая грандиозная и романтическая роль для актера.
Его ценность заключается в том, что речь идет о человеке, который сумел не предать себя. Может показаться, что слова ничего не значат, но они имеют огромное значение. Человек, который прожил свою жизнь так, как он должен был ее прожить. Лично я не знаю таких людей.
В 1999 году актер сыграл советского репатрианта Алексея Головина вместе с Катрин Денев и Сандрин Боннар во французско-российской драме «Восток-Запад». Фильм был номинирован на премию «Оскар».