Мода в годы существования СССР шла своим путем, в отличие от мировых тенденций. Модные тенденции отражали положение страны и ее народа. Эпоха СССР характеризовалась своими особенностями.
Пышные платья в горошек, джинсы-варенки и даже легинсы: 21 фото трендов советской моды в 1950-1990ые, от которой все равно веяло дефицитом
Я открываю альбом с черно-белыми фотографиями и вижу свою бабушку, красивую женщину в необычной одежде. Она работала менеджером в типографии, а в свободное время участвовала в различных театральных постановках в местном клубе.
А потом появилась моя мама, молодая девушка в брюках с высокой талией и толстом джемпере. Все это снова так современно!
Да, мода действительно является живым организмом, ведущим свою уникальную жизнь со своими правилами и законами, своими циклами роста. И у советской моды тоже есть своя история.
Конечно, она отставала от мировой моды примерно на десятилетие. То, что было на пике популярности на Западе в 1970-х годах, носили в Советском Союзе в 1980-х, и так далее.
Я не думаю, что это плохо, потому что советская мода обладала способностью менять тенденции. Поэтому я хотел понять все это! Давайте совершим этот тур вместе.
Что было модно в 1950-х
Я с улыбкой смотрю на фотографии моей бабушки 50-х годов. Молодые, беззаботные, после таких тяжелых военных лет.
Мода 50-х годов поражает воображение. В те времена перед модельерами стояла непростая задача превратить «солдата в юбке» в изящную женщину. Первая одежда была просто выкроена и сшита из простого материала.
Повседневный бант в стиле 50-х годов, я думаю, это мило, а вы?
Позже, во второй половине 1950-х годов, этот образ стал еще более изысканным. Элегантные, струящиеся платья, блузки с замысловатой кружевной вышивкой с множеством деталей, складок.
Вуаля! Новый взгляд Кристианы Диор пришел в СССР (конец 1950-х годов).
А затем в СССР появился New Look — икона стиля, сочетающая в себе женственность, изящество и утонченность. Это была, пожалуй, самая удачная форма, созданная модельерами за весь период существования модной индустрии.
Мужчины носили костюмы, как правило, строгого покроя или классические брюки с рубашками.
В 1950-х годах это был самый модный способ носить мужской костюм.
Но не все одевались в соответствии с классикой. В 1950-х годах появились стиляги. Они носили яркие цвета на своей одежде и комбинировали цвета, которые до этого никто не носил на одежде.
Они носили платья в крапинку, клетчатые пиджаки и разноцветные галстуки. Прически в стиле ретро были популярны как среди женщин, так и среди мужчин.
Эти стили хорошо показаны в одноименном фильме.
Что было модно в 1960-х
В 1960-х годах в СССР наконец-то появились туфли на высоком каблуке с острым носком: красивые, женственные и крайне неудобные!
Ноги многих женщин страдали от требований моды того времени.
Длина «мини» получила широкое распространение. Его носили самые смелые советские девушки.
Из-за неподходящей длины школьниц часто отправляли домой переодеваться.
Сапоги носили с короткими платьями и юбками, а также с пальто — настоящий тренд того времени!
Мода вступала в противоречие с правилами и требованиями. Например, женщинам не разрешалось ходить в общественных местах в брюках и шортах. Это чушь!
В мужской моде особых изменений не произошло, наряды стали более строгими, они приобрели форму.
При унисексе женщины могли носить мешковатые джинсы, рубашки и футболки, напоминающие мужскую одежду. Кожаные куртки, жесткие ботинки, рваные носки или колготки были вдохновлены роком и гранжем.
Бабетта
Жак Дессанж изобрел все это и был создателем многих других легендарных причесок, в частности, coiffe-decoiffe («волосы без расчески»), но все заслуги принадлежат Бриджит Бардо и ее героине.
Фильм «Бабетта идет на войну» был показан в СССР через год после премьеры и произвел еще более сильное впечатление, чем в Европе. Это была легкая романтическая комедия, обыгрывающая приключения светловолосой девушки в немецкой провинции, и зрителям она понравилась. Все советские мужчины восторгались актрисой, а женщины старательно копировали ее образ. Честно говоря, это сработало не очень хорошо. Советские учителя уже тогда уступали Дессанжу. Их работам не хватало легкости и точности, которые предлагает кино. Советская бабетта чаще всего напоминала форменную фуражку.
Батник
Рубашки с воротником появились в 1950-х годах, когда в СССР были очень популярны денди. За рубежом их называли «battundown», слово, которое позже превратилось в «batnik».
Мы не можем никого винить в возникновении этой тенденции.
Движение возникло спонтанно и захватило как золотую молодежь, так и девушек из пригородов. Однако в то время эта тенденция не была популярной. Даже после Фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.
Только в семидесятые годы, когда на Западе появился стиль унисекс, комбинезон по-настоящему закрепился в советском обществе. И даже с ним все сложно. Историки моды до сих пор не могут решить, кому должен достаться феникс: Коко Шанель и Руди Эрнрайх с его одинаковыми купальными костюмами для мужчин и женщин вошли в число победителей. СССР, конечно, не обошелся без хиппи Джона Леннона и Йоко Оно. Советские костюмы летучих мышей были очень красочными.
Платье-балахон
Популярности Пугачевой в Советском Союзе могли бы позавидовать все современные российские звезды вместе взятые. Но в начале ее карьеры ее трудно было назвать иконой стиля. Примадонна одевалась просто даже на сцене: длинные юбки, вышеупомянутый батик, скучные «формальные» платья…
Вячеслав Зайцев помог Алле стать первопроходцем в этом направлении. В конце семидесятых годов для выступления на фестивале в Сопоте он придумал платье-балаклаву, которое удачно скрывало все недостатки фигуры и было довольно ярким и экстравагантным. Нельзя сказать, что все были в восторге от этого, певица даже получала гневные письма от поклонников, но многим брючникам новый тренд пришелся по душе.
Дубленка вошла в моду в 1970-х годах. Дубленки носили короткие или длинные как мужчины, так и женщины, а модели светлых тонов, иногда с вышивкой, считались особенно элегантными. Дубленки никогда не продавались свободно, поэтому их покупали с рук или привозили из-за границы.
Самые популярные цвета в одежде
В моде для девушек
Самым популярным цветом одежды советских девушек был серый. Он считался универсальным цветом и подходил для всех возрастов, как для школьной формы, так и для взрослых женских костюмов. Черно-белый горошек, цветочные узоры и клетка также были популярными цветами для платьев и блузок для женщин.
Ближе к современности, девушки могли бы иметь более широкий выбор цветов, от белого до кислотных тонов.
В мужской моде
В цветовой палитре мужской одежды преобладали коричневый, серый и хаки. Мужская одежда была в основном темных цветов. Ближе к концу 21 века яркие цвета стали набирать популярность в мужской одежде.
Странные тренды, которые были бы непонятны современникам
- Разноцветные набедренные повязки надевались поверх купальников.
- Колготки и мини-юбки были ужасным сочетанием, но их носили.
- Баббетта.
- Капюшоны на голове стали очень большими, и для поддержания их объема использовали подручные средства, такие как носки и консервные банки.
- Бра торпедо — тренд, пришедший в СССР из Америки в 40-х и 50-х годах. Наши современники не поняли бы его, потому что он выглядел бы слишком вульгарно.
Интересные образы девушек с фото
Иметь красивую одежду и хорошо выглядеть — желание многих людей. В разные годы в стране существовали стили и модные тенденции, соответствующие тому времени. На следующих фотографиях вы можете увидеть несколько интересных снимков девушек того времени.
Эпоха СССР была очень противоречивой и неоднозначной в плане моды. Поэтому это взаимодействие можно описать как своего рода игру на шпагах между властью и советскими гражданами. По мнению эксперта по истории моды Елены Бутановой, одежда советских людей может многое рассказать об истории страны.
Стилист. Я работаю на ярмарке в столице. Я помогаю вам найти свой стиль и создать свой гардероб с нуля.
Популярность идеологически чуждых джинсов продолжала беспокоить советские власти даже после того, как они были официально ввезены из Индии и Болгарии. Несмотря на насмешки и поражения на партийных собраниях, джинсы оставались важным трендом, слегка изменившись от «клеш» до «бананов» на протяжении всего советского периода.
Советский мейк-ап
То же самое касается косметики и парфюмерии. Выбор советских косметических средств был очень ограничен. Наши мамы и бабушки помнят то время, когда даже лак и гель для волос было трудно купить.
Единый цвет лица советской женщины обеспечивал легендарный балетный фонд завода «Свобода». Он наносился толстым слоем на кожу, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной, маски. Тушь для ресниц в полоску помогла подчеркнуть выразительность взгляда. Она всегда была сухой: один плевок — и она снова «в строю». Советские женщины могли только мечтать о компактной пудре. Поэтому использовались такие порошки, как «Бархатный», «Театральный», «Красная Москва» и «Фиалка». В советское время тени для век были на вес золота. Польские тени для век можно было получить и через крупные «связи». Одному посчастливилось «наткнуться» на немецкие тени для век.
И, конечно же, нельзя забывать о парфюмерии. Выбор парфюмерии был намного больше, чем выбор декоративной косметики. Самым популярным парфюмом в Советском Союзе была «Красная Москва». Позже на рынке появилась косметика Dzintars. Знаменитый Chanel No. 5 могли купить лишь очень немногие дамы. Женщины могли наслаждаться дорогими и дорогостоящими эссенциями «Климат» и «Черная магия» от Lancôme, «Опиум» от YSL и «Фиджи» от Guy Laroche.
Но уже в конце 80-х и начале 90-х годов рынок был наводнен разнообразной косметикой от дешевых брендов, поэтому создать модный образ стало гораздо проще.
На фотографиях представлены предметы из ретро-галереи Татьяны Анюковой «Красота и мода ХХ века».
В каждом десятилетии наблюдалось несколько тенденций, отнюдь не последовательных. Красота заключается в том, что даже во времена дефицита люди находили способы выразить себя через одежду.
Одежда девушек после войны
Среди женщин были популярны такие предметы одежды, как тканые юбки, льняные платья, ситцевые блузки и красные платки с лентами на затылке.
Западное влияние достигло советских народов в 1960-х годах. Тогда состоялся первый показ мод в послереволюционной России.
Очень часто люди заказывали одежду у портных или шили ее сами. Тогда же в школах начали преподавать основы портняжного дела и продавать выкройки и другие швейные изделия.
Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве в 1957 году, выпустил лавочников, которые зарабатывали на продаже иностранных товаров. Их главными клиентами были стилисты, которые старались во всем подражать Западу. Молодежь завидовала иностранцам, но не из-за определенных предметов, а из-за атмосферы, которую они распространяли.
Одежда 80-х
В 1980-х годах в стране наблюдалась настоящая стагнация. Это также проявилось в индустрии моды. Был популярен стиль милитари. Одежда была неприметной. Просто не было никаких скачков в стиле. Был деловой стиль, который привлекал карьеристок.
Джинсы «Варенки» вошли в моду несколько лет спустя. Импортные пижамы считались редкостью. В моде были цветные ветровки, леггинсы и высокие носки.
Где-то в середине 80-х годов джинсы были модной тенденцией. Конечно, они были доступны не везде. Вареные джинсы можно было купить в розничных магазинах, но они стоили больших денег, и не каждый мог себе их позволить. Легкие брюки-бананы были мешковатыми в верхней части, со складками или плиссе на талии и сужающимися к низу. Они были либо однотонные (розовые, неоновые, желтые, салатовые), либо пестрые (с цветами, горошком, разными полосками). В магазине не было ничего подобного, поэтому нам часто приходилось шить их самим. Кто-то купил ткань для пошива наволочек, довольно прочную, обычно розового, голубого или салатового цвета, обычно продающуюся в магазине тканей, и сшил из нее такие брюки.
Позже появились джинсы «Mallvin», индийские «jammies», которые больше не нужно было шить самим.
В 80-е годы широкие пояса были очень модными. Ремни могли быть кожаными (из искусственной кожи) или резиновыми, их носили с платьями, блузками, джемперами и юбками.
Зимой куртки-ветровки были границей мечтаний.
Куртка дутик (дутая куртка) — стеганая куртка из капрона (капрон тонкий и мягкий, почти не ржавеет) с утеплителем, молния + кнопки, яркие цвета, от фиолетового до ярко-желтого, форма как будто надута воздухом, как у лыжного костюма. В Советском Союзе они появились в 1984 году, в основном финского производства, но были и «западные» экземпляры — японские.
Одежда 90- х
1990-е годы характеризовались изобретательностью и сочетанием различных стилей. Была популярна джинсовая ткань, как джинсы, так и юбки. Замшевая куртка также становилась все более популярной. СССР вот-вот должен был уйти в историю, и страна все больше ощущала на себе западные веяния.
При унисексе женщины могли носить мешковатые джинсы, рубашки и футболки, напоминающие мужскую одежду. Кожаные куртки, жесткие ботинки, рваные носки или колготки были вдохновлены роком и гранжем.
В 90-х годах началось активное движение за права животных, поэтому были предложены шубы из искусственного меха, обувь и сумки из искусственной кожи.
Девушки больше не стеснялись носить короткие юбки и шорты и яркую открытую одежду. Конечно, такую одежду носили люди с хорошей фигурой, но именно в это время произошел взрыв спортивной активности.
Мода 1990-х годов относила dungarees к одежде унисекс. Их носили все, даже те, кто не хотел заниматься спортом. Они состояли из прямых брюк и так называемых напульсников на молнии. Они были разного цвета — темные и светлые.
Поэтому одежда советских девушек сильно отличалась в зависимости от эпохи.
В каждом десятилетии наблюдалось несколько тенденций, отнюдь не последовательных. Красота заключается в том, что даже во времена дефицита люди находили способы выразить себя через одежду.
Советская мода
Конечно, одежда в СССР была совсем другой и гораздо менее дифференцированной, чем сегодня. В 1960-х и 1970-х годах джинсы можно было купить только у спекулянтов за сумму чуть меньше среднемесячной зарплаты. Брюки носили редко, а передвигаться по городу в спортивной одежде было невозможно. Они носили платья или юбки различной длины, от мини до макси. Примерно в половине случаев они шили их сами. Их можно было приобрести в магазинах, но в отличие от джинсов, выбор фасонов обычно был невелик. Кроме того, не всегда были доступны нужные размеры, поэтому купленную самостоятельно одежду часто приходилось подгонять по фигуре.
Фото.
Самой распространенной обувью для женщин были летние туфли и зимние сапоги. В то время не было спортивной обуви, и кроссовки надевали только для занятий гимнастикой и другими видами спорта. Кстати, форма популярных видов спорта долгое время оставалась простой. Чаще носили широкие брюки и футболки. Однако олимпийские рубашки, впервые сшитые для сборной СССР на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне, постепенно распространились в народе и к середине 1960-х годов попали в широкие массы. Незадолго до Олимпийских игр 1980 года в Москве олимпийские майки были модернизированы и стали полностью расстегиваться. Первоначально застежка-молния едва доходила до груди.
Сборная команда СССР по спортивной гимнастике на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене.
Фото.
Массовый спорт был, диеты — нет
В советское время спорт сам по себе был массовым явлением. Отчасти это произошло благодаря многочисленным бесплатным спортивным клубам. Кроме того, среди женщин были очень популярны коньки, лыжи и волейбол. Девочки, конечно, играли в футбол реже, чем мальчики, но это тоже был спорт, который не вытеснял прекрасную половину человечества.
В те времена почти никто не сидел дома, и возможностей провести время в помещении было гораздо меньше, чем сегодня. Телевизор имел два или три канала, и, конечно, не было ни компьютеров, ни мобильных телефонов. Не было и фастфуда: первый «Макдоналдс» в СССР открылся в 1990 году. В общем, возможностей для оздоровления было гораздо меньше.
Фото.
Девушки не стремились сознательно к худобе. Не было массового распространения диет, тренажерных залов, упражнений для похудения, пилатеса и других современных занятий. Производители не распространяли «таблетки для быстрого похудения», различные чудодейственные травы и другие, мягко говоря, весьма сомнительные продукты.
Внешний вид женщин, как правило, оставался вполне естественным. Косметика ограничивалась губной помадой, пудрой и тушью, обычно пудрой для ресниц, которую нужно было увлажнять влажной кисточкой. Однако в коробочках с пудрой не было компактной пудры. Коробки для него покупались отдельно и были многоразовыми. Сам продукт продавался в виде порошка, который можно было наносить на лицо с помощью ватного тампона. Также можно было приобрести лак для ногтей. На этом обычные «косметические» средства закончились. Но маловероятно, что многие люди были обеспокоены этим в то время. В то время существовавшие стандарты красоты были абсолютно едины, и девушки выглядели очень привлекательно.
Фото.
«100 килограммов мечты»
Не все девушки с избыточным весом были обеспокоены этим. Например, известная актриса Наталья Крачковская, сыгравшая мадам Грицацуеву в первой версии «12 стульев» и жену Бунши в «Иван Васильевич меняет работу», никогда не испытывала комплексов по поводу своей внешности. Женщина с удовольствием ела пироги, борщ и другие сытные блюда и вспоминала, как один из ее многочисленных поклонников сказал о ее «мечте в 100 килограммов».
Наталья Крачковская в роли мадам Грицуевой
Фото: Скриншот из фильма «Двенадцать стульев».
Конечно, такой вес был редкостью, но вероятность встретить девушку с такими размерами была даже выше, чем в случае с «Кожей и костями». Модели, напоминающие кукол Барби, вошли в моду после распада Советского Союза, но в советское время никто не стремился иметь такую фигуру. Если посмотреть на фотографии тех лет, в том числе на фотографии женской весенне-летней коллекции 1966 года, то легко понять, почему. И это совершенно не отразилось на внешности советских девушек.
В 1970-х и 1980-х годах нелегальная торговля процветала. Покупали не только вожделенные джинсы, но и модные сапоги, трикотаж, нижнее белье, косметику и верхнюю одежду.
Цвета и узоры
Республиканцы СССР выбирали одежду однотонных цветов, в то время как яркие цвета были более популярны среди молодежи. Темные цвета традиционно носили зимой и в межсезонье, а светлые оттенки и набивные ткани были популярны летом. Самым популярным узором были крупные и мелкие цветы, которые украшали летние платья, юбки и летние платья, но также были популярны горошек и полоска. Чешки также иногда входили в моду. Ткани купе были популярны в 1950-х годах, а стилизованные цветы и абстрактные узоры, иногда довольно яркие, появились в 1960-х годах.
Мужчины часто носили однотонные платья, а костюмы и рубашки могли быть и в полоску. В 1960-х годах произошел кратковременный всплеск цвета, когда появились яркие ковбойские и гавайские рубашки. Позже единственным ярким пятном в одежде стал галстук, который богема часто заменяла шелковым или хлопковым шарфом.
Чего хотят женщины: особенности советской дамской моды
Женщины довоенного периода и конца 1940-х годов одевались довольно скромно: Дефицит тканей оказал свое влияние. Одежда часто менялась: Книги и пособия по домоводству давали советы, как превратить поношенное платье в удобное платье или фартук, мужской пиджак — в пиджак для мальчика, а старые перчатки — в рукава. Большинство людей не могли носить ансамбль или дополнять каждое платье аксессуарами. Стильно одеваться могли только жены номенклатуры, актеры, артисты балета и актрисы.
В то же время платья были дорогими, но не очень модными: западные журналы мод не продавались, а советские дома моды предлагали модели, далекие от мировых тенденций. Женщины искали одежду в кино и следовали образам Орловой, Серовой, Марецкой и Целиковской.
Революция произошла после Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Девушки сразу же облачились по последней моде: белые нейлоновые блузки, пышные юбки с подъюбниками и приталенными талиями, перчатки и туфли-клош. Мода перестала быть новым стилем для Запада, «New Look», который продержался долгое время. В 1960-х годах его заменил более короткий, прямой силуэт: юбки выше колена носили не только девушки, но и знатные дамы. Рок-костюмы стали популярны не только для повседневной носки, но и для официальных мероприятий. Издавались журналы мод, в которых часто публиковались выкройки. Модельеры активно учились шить и вязать, навыки, которые помогли восполнить дефицит одежды.
Заметка для себя! В 1970-х годах синтетика была на пике своей популярности. Женщины выбирали платья и костюмы из k rymplen — однотонной или набивной плотной ткани, которая хорошо держала форму, не морщилась и не выгорала на солнце. Единственным недостатком было то, что одежда k rymplen была не очень удобной, так как накапливала статическое электричество и пропускала воздух.
В это же время в моду вошли брюки. Сначала их носили представители богемы, а общественность резко критиковала необычную одежду. К концу 1980-х годов многим женщинам запретили носить брюки на работу, считая, что эта одежда подходит только для походов и подводной деятельности.
В 1970-х и 1980-х годах одежда и аксессуары ручной работы пережили настоящий бум. Женщины брали пример с дизайнов и моделей в журналах мод «Работница» и «Крестьянка» и шили, вышивали и вязали макраме. Особенно популярным было вязание, сначала ручное, а затем, с появлением домашнего вязания, машинное. Этот вид вышивки поразил воображение швей, которые использовали технику вязания спицами и крючком для создания элегантных платьев, пляжной одежды, одежды для дома и отдыха, пальто и аксессуаров. Хороший трикотаж редко был доступен, и вязание было единственным способом одеваться красиво и удобно, а также модно.
Мужская одежда
Самым важным деловым нарядом для мужчин был костюм. Силуэт значительно изменился: в 1940-х и 50-х годах он был лохматым: пара широких брюк с поясом дополнялась пиджаком с хлопковыми подплечниками. В 1960-х годах мода изменилась: брюки стали короче и зауженнее, как и рукава пиджаков. В следующем десятилетии появились расклешенные брюки: Молодежь носила их в завышенном варианте с дополнительными клиньями, вшитыми в нижнюю часть брюк. Мужчины среднего возраста предпочитали чуть более широкие модели, которые они дополняли коротким и слегка приталенным пиджаком. В 1980-х годах костюм вернул себе часть утраченного объема, но выглядел гораздо гармоничнее. Акцент был сделан на плечи, а прямые брюки без лишних складок создавали стройный силуэт.
Важно! Костюмы дополнялись классической рубашкой, белой, светлой или в полоску. В 1960-х годах в моду вошли клетчатые пиджаки, которые сочетались с жакетами или носились без них. Ковбойки носили все, от студента до уважаемого семьянина. Интеллектуалы любили толстые джемперы а-ля Хемингуэй.
В семидесятые годы стали популярны ярко-оранжевые, зеленые, синие и фиолетовые футболки. Воротник был широко распахнут на шее и обнимал тело. В это время в мужских гардеробах стали появляться аксессуары, заимствованные из женских гардеробов: Рубашки с кружевами, пестрые шейные платки, пояса с броской металлической фурнитурой и даже броши. Позже мужчины полюбили трикотаж — разнообразные футболки, водолазки и рубашки-поло.
В позднем СССР представители сильной половины человечества одевались очень просто: они носили на работу темные костюмы: черные и серые, коричневые и синие. Костюм дополнялся рубашкой светлого цвета, однотонной или в полоску, и соответствующим галстуком. Жилеты были менее распространены, а кардиганы носили лишь изредка. Джинсы были популярным выбором для досуга, их дополняли джемперы ручной вязки или вязаные рубашки-поло. Дома большинство мужчин носили брюки для бега или леггинсы и футболку.
Интересно: В 40-х и 50-х годах полосатые пижамы были обычной одеждой для мужчин. Их носили в санаториях, спальных вагонах поездов и в больницах. Позднее пижамы превратились в ночную одежду и стали особенно популярны среди пожилых людей.
Джинсы
Настоящий фетиш мужской и женской моды — джинсы. Они вошли в моду в семидесятые годы с распространением зарубежных модных журналов и фильмов. Старшее поколение решительно осуждало «рабочие брюки», в то время как молодое поколение с энтузиазмом восприняло нововведение. Сам факт обладания парой джинсов возводил их владельца в более высокий социальный класс. Конечно, в мире джинсов существовала иерархия. Американские джинсы были самыми желанными (Levi’s был абсолютным фаворитом), но джинсы из других европейских стран, таких как Германия и Франция, также пользовались большим спросом. Тем, кто не мог достать «настоящие Levi’s», приходилось довольствоваться индийскими или польскими джинсами.