Дети начинают поступать в школы олимпийского резерва довольно рано, в возрасте от пяти до семи лет, что во многом зависит от специфики выбранного ими вида спорта. В этом возрасте маленькие спортсмены еще не способны принимать решение о своем будущем, и поэтому вся ответственность за выбор пути, получения образования и тренировок ложится на их родителей. Это требует осознанного подхода и поддержки со стороны взрослых.
«Отборовшись на турнире, они спят на литературе»: как учатся дети-спортсмены
Тысячи детей в России начинают заниматься профессиональным спортом уже в юном возрасте. Когда они поступают в первый класс, родители сталкиваются с важным выбором: либо сосредоточиться на спортивной карьере, включая занятия вне школы и частные уроки, либо продолжать посещение обычной школы, оставив мечты о выступлениях на олимпийских играх. В Москве одним из вариантов для юных спортсменов является знаменитая школа «Самбо-70», которая предлагает уникальную возможность совмещать учебу и спортивные тренировки.
Спортивная школа олимпийского резерва (СШОР) — это известное учреждение, сочетающее в своем названии слово «школа». Однако, несмотря на это, выпускники не могут получить обязательный аттестат о среднем образовании. В СШОР также приветствуются занятия различными видами спорта, включая гимнастику, фигурное катание и футбол, а также многие другие виды. Тем не менее, занятия в обычной школе требуют не только физической подготовки, но и изучения основ общеобразовательных предметов, таких как математика и русский язык.
Даниил Самсонов, тринадцатилетний чемпион России по фигурному катанию среди юниоров, делится своей реальностью: у него практически отсутствует свободное время для чтения, и он может открыть книгу только в пути между тренировками. Это общая ситуация для множества молодых атлетов, особенно тех, кто начинает тренироваться с шести лет и ранее. Примеры таких видов спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика и теннис, лишь подтверждают эту тенденцию.
Для этих детей, вынужденных заниматься спортом два-три раза в день и соревноваться каждую неделю, регулярное посещение традиционной школы становится практически невозможным.
Единственным способом решить эту проблему, объединяя образование и спорт, являются спортивные школы-интернаты и школы олимпийского резерва. Существует оптимальная программа, где дети учатся утром, а тренируются после обеда, и всё это в одном учебном заведении. Тем не менее, данная система имеет свои недостатки.
Хотя учреждения, такие как УОР, предлагают общее среднее образование, в большинстве случаев они не принимают учащихся первого класса. Прежде всего, они ориентированы на спортсменов, которые уже имеют достижения и потенциал. Школы-интернаты позволяют решить проблемы, связанные с обеспечением студентов всем необходимым, но создают новые вызовы, такие как необходимость жить одному вдали от родителей и конкурировать за внимание тренеров. В идеале, комбинирование образования и спорта кажется логичным, однако на практике сложно покинуть спортивную систему после пятого класса, не потеряв связей.
Как в Самбо-70 сочетают учёбу и тренировки
Спортивно-тренировочный центр «Самбо-70» в Москве — это уникальное учреждение, открытое для начинающих спортсменов всех уровней, начиная с первого класса. Здесь можно заниматься различными видами спорта, такими как боевые искусства, художественная гимнастика, фигурное катание и плавание. В дополнение к основному центру в столице открыты еще десять филиалов, среди которых особенно выделяется каток «Хрустальный», где тренировались последние годы все наши чемпионки, такие как Юлия Липницкая, Евгения Медведева и Алина Загитова.
Расписание занятий в этой школе выглядит достаточно необычно. Дети начинают с уроков общего образования, которые длятся несколько часов, после чего следуют два часа тренировок по выбранному виду спорта. Затем они продолжают учебные занятия на протяжении еще пяти часов, а в конце дня запланирована еще одна тренировка. В результате такие спортсмены могут проводить до десяти уроков в день. Хотя занятия завершаются примерно в 16:20, что может показаться поздним по сравнению с обычной школой, это все же считается ранним временем с точки зрения совмещения и учебы, и тренировок.
Те дети, которые серьезно занимаются индивидуальными видами спорта, чаще всего возвращаются домой лишь после девяти вечера.
Тамара Луговских, руководитель отдела среднего образования, комментирует: «Мы принимаем в первый класс всех желающих, если они обладают необходимым уровнем физической подготовки и не имеют медицинских противопоказаний. Для нас важно, чтобы ребенок занимался как спортом, так и учёбой в одном учебном заведении. Образование и спорт здесь идут нога в ногу, и посещение нашей школы бесполезно, если ребенок не интересуется спортом. С возрастом такой интерес может приводить к тому, что студентам нужно будет проходить до двух-трех практик в день.»
Наша образовательная система подразумевает очень тесное сотрудничество между преподавателями и тренерами. Здесь важно находить компромиссы. Например, если у детей, занимающихся спортом, назначены игры на выходные, то, соответственно, они не смогут посетить театры или музеи, но тренеры могут разрешить им пропускать спортивные мероприятия в будние дни.
Следует отметить, что никакие успехи в спортивной сфере не освобождают ребенка от обязательств по учебе. Это замечательный момент, когда юный спортсмен мечтает стать олимпийским чемпионом, но важнее осознавать, что спорт может закончиться в любой момент, и образование необходимо для того, чтобы у человека был выбор в будущем.
В прошлом учебном году у нас было 12 медалистов среди 92 выпускников, и семеро из них заработали 220 баллов и более на трех экзаменах. Наши выпускники продолжают обучение в различных вузах, таких как Российская государственная академия физической культуры (ныне Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма), как и в педагогических институтах, а также военных и правоохранительных учебных заведениях. Однако спектр учебных заведений довольно широк — среди них были вузы, такие как Высшая школа экономики и биологический факультет МГУ.
Дети не платят даже за школьное питание
Одним из ключевых отличий центра «Самбо-70» является то, что он находится в ведомстве Министерства спорта, а не Министерства образования. Хотя это напрямую не влияет на систему обучения, здесь, как и в других учебных заведениях, ученики сдают аттестации и экзамены (ГВЭ и ЕГЭ), следуя основной образовательной программе. Кроме того, в учреждении предлагаются спортивные курсы, включая лыжные занятия и другие активности.
[…] […] […] […] […] […]
[…] […] […] […] […] […]
[…]
Как оказаться в олимпийском резерве?
Олимпийский резерв является специальным учебным заведением, осуществляющим образовательные функции. Основная цель таких школ — подготовка физически одаренных детей к интеграции в состав сборной России, чтобы они могли представлять страну на предстоящих международных соревнованиях.
Как правило, в таких учреждениях работает высококвалифицированный медицинский персонал, а также формируется резерв спортсменов, которые уже известны не только на национальном уровне, но и имеют признание за пределами страны.
Как отбирают детей в подобные школы
При отборе в спортивные школы к кандидату предъявляются определенные требования: ребенок должен обладать хорошими физическими данными, демонстрировать нацеленность на достижение результатов, иметь способность к командной работе, устойчивый психоэмоциональный фон и искренний интерес к выбранному виду спорта.
Если ребенок успешно проходит отбор, от него ожидают продемонстрировать хорошие результаты, что в дальнейшем дает право на участие в резервной команде.
Для поступления в такие школы действуют определенные возрастные рамки. Вступить могут дети, которым от пяти до восемнадцати лет. Возможен небольшой возрастной коридор, но не более двух лет, что строго регулируется правилами, установленными Государственной комиссией по физической культуре и спорту.
Участие детей в таких учреждениях способствует развитию их иммунной системы, постоянному медицинскому наблюдению, а также формированию самостоятельности и выносливости.
Однако есть и некоторые недостатки: у ребенка существенно ограничивается время на общение с ровесниками, их успеваемость в школе может пошатнуться, если они уделяют преимущественное внимание тренировкам, а также возрастает риск получения травм в процессе тренировок.
С учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что, отдавая своего ребенка в школу олимпийского резерва, вы должны понимать, что приоритетом в его жизни станет спорт. Это дает шанс на международные поездки и известность, так как он будет иметь возможность участвовать в престижных соревнованиях. Поэтому важно заранее обдумать, готовы ли вы и ваш ребенок к такому образу жизни.
Раскройтесь во время танца! Да, вы можете танцевать — если захотите! Помните, что нужно стараться и не забывать о своей индивидуальности, ставьте перед собой цели, будьте счастливы и не сгибайтесь под давлением. Придерживайтесь своих мечт и поддерживайте окружающих — избегайте высокомерия.
СДЮШОР
ДЮСШ (детские юношеские спортивные школы) представляют собой форму дополнительного образования, существующую в России, странах СНГ и некоторых других частях мира. Основная цель ДЮСШ — подготовка юных спортсменов и вовлечение детей и молодежи в массовую спортивную деятельность в возрасте от шести до восемнадцати лет. Более того, практически все российские олимпийские чемпионы, а также чемпионы мира и Европы, начиная с 1917 года, сделали первые шаги в спорте именно в таких детско-юношеских спортивных школах.
Содержание
Система детско-юношеских спортивных школ стала уникальным явлением в России, возникшим ещё в 1930-е годы. В 1934 году в Москве был построен первый специализированный спортивный стадион для юных пионеров — первый подобный образовательный и досуговый центр в СССР. В том же году была основана первая детская команда, носившая название «Юный динамовец», которая впоследствии стала примером для спортивных школ, функционирующих при спортивных обществах «Динамо».
В 1935-1936 годах в столицах СССР, таких как Москва и Ленинград, были открыты первые спортивные школы, функционирующие на основе единых норм и положений, утвержденных Центральным советом спортивных клубов и организаций СССР. В 1940-х годах в стране существовали десятки спортивных школ, управляемых спортивными обществами «Динамо», «Спартак», и другими клубами и ассоциациями. По завершении войны в области детско-юношеского спорта происходили неоднократные реорганизации школ, которые переходили из одной системы в другую. Постепенно возрастало количество школ олимпийского резерва (СДЮШОР), занимающихся подготовкой юных спортсменов для высоких достижений в спорте. Со временем расширился и спектр предлагаемых видов спорта и дисциплин, включая не только олимпийские виды, но и национальные, такие как туризм и спортивное ориентирование. К 1991 году в СССР насчитывалось свыше 6 тысяч спортивных школ.
После распада Советского Союза система детско-юношеского спорта в России столкнулась с трудностями, однако сохранила сеть таких учебных заведений, наряду с новыми спортивными клубами.
К 2005 году в стране действовало более 4,951 детско-юношеской спортивной школы, среди которых 2,944 являлись школами физкультурно-спортивной направленности, и функционировало много центров физической активности, что создавало возможности для более 2 миллионов детей и молодежи заниматься спортом.
Типология спортивных школ в России
На сегодняшний день в России функционирует три типа спортивных школ:
- Спортивные школы для детей и молодежи (СДЮСШОР).
- Специализированные детско-юношеские спортивные школы, относящиеся к олимпийскому резерву.
- Специализированные спортивные школы, также относящиеся к СДЮСШОР.
Эти школы также классифицируются по следующим критериям:
- Форма собственности: государственные, муниципальные или общественные учреждения.
- Виды спорта, которые предлагаются для занятий.
Единственным способом оптимизировать подход к обучению и спорту становится создание спортивных школ-интернатов и олимпийских резервов. В таких учебных заведениях есть возможность совмещать обучение и тренировки, что представляет собой идеальный вариант для юных спортсменов. Но, в отличие от этого, также существуют и некоторые недостатки.
Роль и значение физической культуры в процессе дистанционного обучения
[…]
МБОУ «Беляевская СОШ» организовала школьный спортивный клуб под названием «Олимпийский резерв», который функционирует как структурное подразделение гимназии. Клуб объединяет усилия учителей, учащихся и родителей, стремясь к активному развитию физической культуры и спорта в образовательном процессе.
Процедура создания клуба была инициирована на совещании старшеклассников. Первичная встреча с родителями состоялась 20 мая 2015 года, и на ученической конференции было принято решение о создании клуба «Олимпийский резерв», что произошло 24 мая 2015 года. Открытие клуба прошло 1 сентября 2015 года.
Инициативная группа, разработавшая этот социально значимый проект, состояла из следующих участников: 1. Пустобаева Ольга Александровна — директор школы. 2. Акопян Галина Викторовна — заместитель директора по воспитательной работе. 3. Злубко Юрий Васильевич — глава местного самоуправления. 4. Десенко Никита, Попова Юлия, Безкоровайная Юлия, Акопян Павел — лучшие спортсмены школы.
Основные цели создания и назначения клуба включают: пропаганду здорового образа жизни и общественных ценностей; формирование ранней мотивации и продолжительного интереса детей к укреплению здоровья и достижениям в спорте; вовлечение учащихся в активные занятия физической культурой и спортом; улучшение организации физкультурной работы среди молодежи; воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу и развитие культурных и спортивных традиций команды; совершенствование общего подхода к физической активности учащихся.
Структура управления клубом включает директора школы и руководителя клуба «Олимпийский резерв», а также Совет клуба, в который входят члены клуба, обеспечивающие взаимодействие учащихся, родителей и педагогов.