Оксану отправили в интернат в Одессе, где началась ее реабилитация, и она научилась свободно говорить, помогать себе и общаться. Однако статус пациентки психоневрологического диспансера остался с ней навсегда, так как последствия ее раннего детства все еще оказывали влияние на ее жизнь.
Сочинение на тему Маугли, воспитанник джунглей
История «Маугли» — это не просто сказка, а глубокая поучительная повесть о мальчике, воспитанном волками. Этот рассказ раскрывает нам мир джунглей, где множество различных законов определяют порядок существования. Оказавшись однажды один среди диких животных, Маугли становится приемным сыном волков, что позволяет ему выжить и адаптироваться к жизни в дикой природе. Благодаря своей дружбе с верными друзьями он преодолевает трудности. В центре этого произведения стоят законы дикой природы, такие как забота о потомстве, который олицетворяют волки, заменившие Маугли его родителей. Волчица, познакомившись с мальчиком, с первых минут безусловно защитила его, как бы защищая своего собственного детеныша, что подчеркивает важность материнской любви и инстинкта.
Мальчик, ставший свидетелем бесчисленных приключений, взрослеет и находит новых друзей, таких как Багира, Акила, Балу и Каа. Каждый из этих персонажей привносит в его жизнь уникальные черты. Багира, свирепая черная пантера, воплощает в себе воинственность и силу, а также глубокую любовь. Акела, волк-вожак, представляет честь и благородство, став наставником для Маугли. Балу — добродушный медведь, который учит Маугли важным жизненным принципам, а Каа, мудрый питон, делится своими знаниями. Эти существа не просто персонажи; они олицетворяют жизнь природы и ее мудрость, поддерживая баланс между жизнью и смертью, добром и злом.
Наставники и друзья Маугли передают ему знания о том, как выживать в диких джунглях, и он в свою очередь стремится помочь своей новой семье. Так, например, он учится понимать различные языки животных, что становится его жизненно важной навычкой в опасных ситуациях. Его жизнь насыщена яркими событиями, и со временем он начинает доверять животным так же, как и они доверяют ему.
Тем не менее, на пути Маугли появляются не только дружелюбные создания. Один из основных антагонистов — Серкан, коварный и опасный тигр, который убил его родителей. Шерхан полагает, что он является хозяином джунглей и желает уничтожить Маугли, используя хитрые ловушки. Этот персонаж воплощает в себе всяческую злость и агрессию, что делает его опасным для всех обитателей джунглей. Однако, несмотря на все трудности и борьбу, благодаря своей смелости и решимости, Маугли обретает силу и становится настоящим лидером, победив Серкан и завоевав уважение своих сородичей-волков. Это положение не отразилось на его нравственных качествах; он остался добрым, чутким и сострадательным человеком. Тем не менее, вскоре после этого он осознает, что его место в джунглях — это не его истинный дом, и отправляется обратно к людям. Однако он по-прежнему чувствует связь со своими верными друзьями, которые стали частью его жизни.
Эта замечательная история о победе света над тьмой вдохновляет нас быть смелыми и верными, уважать старших, дружить, защищать близких и всегда ценить природу, что требует особого внимания в нашем быстро меняющемся мире.
Сочинение про Маугли (по сказке Киплинга)
Когда мы были детьми, мы познакомились со множеством вдохновляющих сказок, историй и стихов. Однако мне всегда особенно нравились произведения Дж. Редьярда Киплинга, особенно «Книга джунглей». При первом знакомстве с «Маугли», одним из центральных произведений этого сборника, у меня возникло непреодолимое желание прочесть всю книгу.
Сказание «Маугли» предстает перед нами как увлекательное и поучительное произведение, рассказывающее историю о заброшенном ребенке, воспитанном волками. Читатели погружаются в первозданную природу, восхищаются разнообразием животных и гармонией жизни дикой природы. Мальчик, известный как Маугли, оказывается в глухих лесах, где его находит и берет под свою опеку стая волков.
Моя фантазия была захвачена образом ребенка, потерянного среди дремучей природы, который не только выживает, но и находит свое место среди лесных обитателей, становясь их хозяином.
Каждый день Маугли растет, становится сильнее и мудрее. Его обучения и наставления проводятся волчицей Акелой, которая становится его опекуном, а также пантерой Багирой. Балу, добродушный медведь, и Каа, умный удав, выступают в роли его верных друзей. Они старательно передают юному герою ценные знания о правилах жизни в джунглях, а Маугли, в свою очередь, с большим увлечением вслушивается в их советы. Маугли проникается любовью к дикой природе, также заботясь о своих «родителях-животных», принимая их привычки и образ жизни как свои собственные. Эта связь с животными, ощущаемая как родственная, вызывает в его сердце мощное чувство любви и привязанности.
Однако жизнь в джунглях полна иссушающих испытаний. Как правило, в дикой природе всегда найдутся те, кто стремится установить собственные порядки, даже в густых лесах. Подобно многим другим детям-мугли, его жизнь оспаривает наиболее хитроумный хищник — тигр Серкан. Этот, по сути, воплощение зла, отец которого убил его мать на его глазах, мечтает вернуть свои доминирующие позиции в джунглях. Будучи диким, даже маленький Маугли дарит порядок и баланс, непосредственно противостоя силе Серкан. Но последствия борьбы с животным стали источником доблести для самого Маугли — противостояние стало символом его мужества и силы духа. Он осознает себя и находит свое истинное место, став вожаком волков и королем джунглей. Вернувшись к своим людям, он уже не остается прежним; теперь он сильнее и мудрее.
Эта история учит нас о важности настоящих добродетелей: быть смелыми и честными, любить своих близких и заботиться о своем окружении, уважая природу.
Дети-маугли
Дети-маугли представляют собой людей, которые с раннего возраста находились в условиях, лишенных общения с другими людьми и заботы. Они зачастую испытали недостачу любви и внимания, что привело к отсутствию опыта нормального социального поведения и общения. Оставленные своими родителями, эти дети нередко воспитываются дикими животными или живут в полной изоляции.
На практике подобными «приемными родителями» для детей-маугли становятся не только волки, но и собаки, обезьяны, иногда медведи и козы. Сообщалось также о случаях, когда детьми становились львы, газели и свиньи.
Существует несколько критических факторов, которые ученые рассматривают при идентификации так называемых Homo ferus (то есть детей Маугли). Обычные черты, присущие людям, такие как способность любить, выразительный спектр эмоций и даже элементарный смех, могут отсутствовать. Более того, такие дети часто привыкают к звукам, которые характерны для животных: они могут рычать, фыркать или выть, но не способны говорить. Их поведение дает основания предполагать, что у них может отсутствовать способность к нормальному общению, как это свойственно настоящим людям. Наконец, они могут передвигаться на четырех конечностях, имитируя привычки своих приемных родителей, и часто не могут адаптироваться к жизни среди людей, оставаясь на уровне жизни животных.
На протяжении всей истории человечества случаи «эффекта Маугли» наблюдались не единожды на каждом из континентов планеты.
Приведем несколько примеров детей, которые росли среди животных:
1) Миф об основании Рима включает легенду о Ромуле и Реме, близнецах-основателях города, которых бросили в детском возрасте и которые были воспитаны волчицей, пока их не нашел странствующий пастух. Несмотря на мифическую природу этой истории, существуют исторические свидетельства о реальных случаях, когда дети выжили и были воспитаны животными.
2) Украинская девочка по имени Оксана Малая была брошена родителями и провела свои детские годы в питомнике вместе с собаками. Когда ее нашли в 1991 году, она не могла говорить и вместо этого использовала собачий лай, а также передвигалась на четвереньках. Изучив основы общения, к 20 годам Оксана научилась говорить, однако умственные отклонения все равно сохранились. В настоящее время она ухаживает за коровами на ферме рядом с детским домом, где продолжает жить.
3) Ребенок-обезьяна из Уганды: После просмотра убийства матери, 4-летний Джон Ссебунья сбежал в джунгли, где его, согласно сообщениям, воспитывали зеленые обезьяны, пока его не нашли в 1991 году. Как и в других случаях с подобными детьми, он оказал сопротивление, когда местные жители пытались его забрать, и другие обезьяны бросали палки, чтобы защищать его. Позже, после поимки, Джон научился говорить и петь. Последнее, что о нем стало известно, это гастроли с детским хором «Жемчужина Африки».
4) В Волгограде был найден мальчик, оставленный матерью и который общался исключительно с помощью пения, как его друзья-попугаи. Когда его нашли, мальчика звали Гоша и ему исполнилось 6 лет — он не мог нормально говорить, однако не был поврежден физически. Он проявлял чувства, хлопая руками, как будто у него были крылья. Его переместили в центр психологической помощи, где специалисты начали процесс реабилитации.
5) Ван Сяньфэн, девочка из Китая, была найдена, когда ей было 9 лет. Она выросла в компании свиней и, когда ее нашли, показала интеллектуальное развитие, меньшее, чем у трехлетнего ребенка. Ей понадобилось два года в приюте, чтобы научиться хорошо есть палочками и адаптироваться к жизни в обществе. В конечном итоге девочка устроилась на работу уборщицей в зверинец в Шанхае.
В 1895 году Дина Саничар скончался от туберкулеза. Все время, проведенное среди людей, он так и не стал одним из них – он постоянно чувствовал себя в ловушке и стремился вернуться в свои «родные» джунгли.
Чепрачный тапир
В тропических джунглях, представляющих собой лесные и кустарниковые зоны, переполненные травянистыми растениями и укрепленными стеблями, чепрачные тапиры размножаются вблизи водоемов, находя условия для жизни. Эти животные прекрасно приспособлены к передвижению по земле.
Тапир, хотя и не на виду, приходит к нам незаметно. Его замечательная особенность — удлиненная верхняя губа, которая служит ему как бы сапогом, обеспечивая возможности по сбору водных растений и побегов, произрастающих вблизи водоемов.
Это крайними образы животных, которые описаны в книгах о джунглях: тапир с короткими ногами и коротким, но сильным туловищем. Эти животные являются сущностями, которые в разные геологические эпохи могут потерять свой зрение и стать почти слепыми.
Тапиры, между тем, считаются «динозаврами» джунглей и представляют собой одни из самых древних живых существ на планете. Их необыкновенно развитое обоняние позволяет им ориентироваться в мире, когда зрение не может служить помощником.
Животное тапир изображено здесь.
Носач
Эта уникальная обезьяна обитает на острове Борнео. Как и другие травоядные существа джунглей, большая часть своего времени он проводит на деревьях. Однако растительность тропического леса, к сожалению, недостаточна для всех травоядных и фруктоедов, что приводит к дефициту пищи.
Нехватка еды становится причиной того, что насекомые и хищники скапливаются в подлеске джунглей. Некоторые из них прячутся на верхних этажах, где их не атакуют хищники и находят пищу.
Из-за измененной формы морды носач канадский считается отдельным видом в семействе макак. У самцов наблюдается ярко выраженный опухший нос, который свисает вниз, напоминая водяной шар, в то время как у самок аналогичные черты имеют иной облик: нос удлинен и направлен вниз.
Носатые обезьяны также выделяются среди своих сородичей тем, что обладают способностью передвигаться на двух ногах, что чаще всего наблюдается у приматов с высокоорганизованной социальной жизнью в сообществах.
Одновременно с этим носачи могут уступать другим животным в эволюции — например, их длинный хвост утратил гибкость и не может служить вспомогательным средством для прыжков между деревьями.
На фотографии — носач.
Тевангу (тонкий лори)
Эти дикие животные, относящиеся к лемуром, обитают в джунглях Индии и Шри-Ланки, где и получили свое прозвище. За пределами их ареала они известны как тонкополосые рыбы. Они действительно выглядят стройными и изящными: их тонкие, заостренные носы придают им выразительное и озорное выражение.
Лорисы обладают большими круглыми глазами, которые излучают озорство. Когда животное при этом смотрит на вас, создается ощущение, что оно удивленно задает вопрос: «Разве это я?». Поведение тевангу довольно типично: они отмечают свою территорию, используя мочу, расчесывают свою шерсть острыми когтями и поедают фрукты.
Стоит отметить, что стиля жизни тонкого лори является ночным — дети в основном ведут свой образ жизни, прячась от жаркого солнца, чтобы избежать угроз со стороны крупных хищников. Следовательно, вечер для тевангу — это время активности, когда они выходят на охоту за листьями и фруктами. В то время как днем они предпочитают отдыхать.
Тонкий лори тевангу.
5. Ван Сяньфэн, китаянка, выросла со свиньями. Когда ее нашли в возрасте 9 лет, она была даже не так умна, как трехлетний ребенок. Бедную девочку поместили в приют, где взращивали ее в условиях заботы. Спустя два года она перестала рычать и научилась есть палочками. После детского дома она устроилась работать уборщицей в зверинец в Шанхае.
Читинская девочка, росшая среди собак
Саша Писаренко / © www.mirror.co.uk
Пять лет назад эта история оказалась в центре внимания как в России, так и за рубежом: пятилетняя девочка Наташа была найдена в Чите, где она долгое время вела себя как собака — пила воду из миски и лаяла вместо того, чтобы говорить. В процессе расследования выяснили, что большую часть своей жизни она провела взаперти в комнате с кошками и собаками. Родители девочки не жили вместе и выдвигали противоречивые версии произошедшего. Матери, 25-летней Яне Михайловой, на протяжении всего время сообщала, что девочку якобы похитил ее отец и с тех пор тот не заботился о ней. Отец, 27-летний Виктор Ложкин, настаивал на том, что мать Наташи вообще пренебрегала ею еще до того, как он взял девочку по просьбе своей тещи. Позже выяснилось, что семья была в кризисе, а квартира, где жила девочка с отцом, бабушкой и дедушкой, находилась в антисанитарных условиях.
Когда ее нашли, Наташа вела себя, как истинная собака — прыгала на людей и издавала звуки лай. После того как девочку забрали от родителей и поместили в реабилитационный центр, чтобы помочь ей адаптироваться к человеческому обществу, её «любящие» отец и мать были арестованы.
Волгоградский узник птичьей клетки
© www.mynikonlife.com.au
История маленького мальчика из Волгограда потрясла общество в 2008 году. Его мать заперла его в двухкомнатной квартире, где обитало множество птиц. Она кормила мальчика, но не проявляла к нему внимания. Поэтому до семи лет ребенок проводил все время в компании птиц, забыв о человеческом взаимодействии. При том, когда полиция нашла его, он лишь «чирикал» и «хлопал» в ответ на вопросы. Комната, в которой он жил, была заполнена клетками с птицами и переполнена фекалиями. По свидетельствам очевидцев, мама явно страдала психическим расстройством — кормя уличных птиц, она не уделяла должного внимания сыну, считая его одним из своих питомцев. Когда властям стало известно о «маленькой птичке», они отправили его в центр психологической реабилитации, а мать мальчика лишили родительских прав.
Маленький аргентинец, спасённый бродячими кошками
© www.demenglog.com
В 2008 году в аргентинской провинции Мисьонес полиция обнаружила бездомного годовалого мальчика среди диких кошек. Оказавшись несколько дней в обществе одичавших животных, он оставался под их защитой, что позволяло ему выжить: кошки заботились о нем, придавали ему тепло холодными зимними ночами. Отец мальчика, который был на сборах, рассказал полиции, что потерял сына во время своей работы, и тогда полицию привлекли к тому, что одичавшие кошки постоянно заботились о его сыне.
5. Ван Сяньфэн, китаянка, выросла со свиньями. Когда ее нашли в возрасте 9 лет, она была даже не так умна, как трехлетний ребенок. Бедную девочку поместили в приют. Через два года она перестала рычать и научилась есть палочками. После детского дома она устроилась работать уборщицей в зверинец в Шанхае.
Каким был реальный Маугли, ставший прообразом героя Киплинга: Дина Саничар и его трагическая судьба
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Читатели впервые познакомились с известным героем Редьярда Киплинга, таким как Маугли, в 1893 году. Сюжет о мальчике, воспитываемом волками в джунглях, полюбился многим. Можно сказать, что Киплинг черпал вдохновение в реальных случаях, когда дети оказывались в ловушках джунглей и могли выживать среди диких животных. Однако наиболее значимым примером, который лег в основу образа Маугли, является мальчик по имени Дина Саничар, которого обнаружили в диких лесах в 1867 году.
Захватывающая встреча
В тот день группа местных охотников, пробираясь через густые заросли джунглей, столкнулась с волками, которые уходили в пещеру. В те времена волки были настоящей угрозой, они часто нападали на людей и их скот, поэтому охотники решили устранить эту проблему. Таким образом, они придумали ловушку, чтобы убить животных. Поскольку пещера имела два входа, они решили разжечь огонь у одного из них, чтобы вывести зверей, а затем перехватить их с поперечным огнем.
Охотники начали убивать животных одного за другим, пока не услышали в пещере звук, который отличался от мохнатых нищет. И потом… оттуда выбежал мальчик. Ему было примерно шесть лет, он был весь в грязи, передвигался на четвереньках и издавал звуки, похожие на рычание.
Согласно другой версии, охотники сначала заметили, что в пещеру вошел человек, и решили спасти мальчика, прогнав волков.
Сначала ребенок был насторожен и не подпускал к себе никого — он рычал и лаял, но затем упал рядом с одним из мертвых волков, и стало видно, что он сильно опечален его смертью, как будто потерял близкого человека.
Из джунглей в заповедник
В конечном итоге охотникам удалось взять мальчика под контроль и привезти его в город. Они отвезли его в местный приют, где его назвали Диной, что в переводе с языка урду означает «суббота» — в тот день, когда его нашли. У него также появился и фамилия — Саничар.
К сожалению, жизнь в приюте не способствовала социализации волчонка. Он не мог ходить на двух ногах, передвигаясь как животное, и даже не понимал человеческой речи. Его привычки в еде напоминали животные: он ел из миски на полу, предпочитая сырое мясо и часто только с голодом. Хотя его умственные способности превосходили интеллект волка, сотрудники приюта не находили в нем никаких признаков человечности, и он, похоже, так и не научился говорить. Он воспроизводил только звуки, которые издавали дикие звери. Со временем стал очевиден его стойкий характери и малоизменяющийся образ жизни.
Низкая численность гаури объясняется особенностями развития. Взрослые самки дают жизнь только одному детенышу за раз, который остается на их молоке в течение года, становясь половозрелыми только в возрасте трех лет.
Дикие друзья
На следующее утро один из охотников посадил Дину на лошадь и отвез в небольшую пещеру в пригороде. Там, среди диких сафари, он оставил шестилетнего мальчика ухаживать за овцами. Старый пастух, который находился рядом, заботился о Дине, обучая его основным навыкам. Однако вскоре старик пропал без вести и больше не вернулся. Ему никто не пришел на смену, а иногда прибежал только богатый человек, чтобы проверить овец, но тот везде прятался.
Мальчику становилось сложно найти пищу: он пытался добывать молоко из овечьего вымени, стрелять фазанов и вылавливать рыбу в речках, но безуспешно. Однако со временем он стал мастерски обращаться с ловушками, наблюдая за дикой природой. Наблюдая за кабанами, он знал, какие корни являются съедобными. Когда Марк следил за птицами, он отметил, какие ягоды кажутся для них привлекательными. В конечном итоге Марк освоил технику охоты и научился убивать оленей.
Когда Марк впервые столкнулся с волками, ему было шесть или семь лет. Он искал укрытие от непогоды и наткнулся на пещеру, где лег спать. С возвращением волчицы, пришедшей с охоты, она рычит на мальчика, однако не трогает его, давая возможность отведать немного своей добычи.
Марк успел подружиться не только с волками. Он сообщал, что отлично ладил с лисами и даже со змеями. Его врагами были лишь свирепые дикие кабаны. «Я общался с ними, используя смесь рычания, воя и почти забытого языка. Я не знаю, как он называется, но я утвердительно могу сказать, что животные действительно понимали и меня, и я их», — с энтузиазмом вспоминает 72-летний Марк. Эта простота и честность животных вновь подтверждает важность жизни в природе: «Люди могут говорить одно, но подразумевать другое. Животные, в отличие от этого, открыты и простодушны».
Возвращение в общество
В начале 1965 года лесник сообщил полиции о длинно волосом мужчине, который, похоже, жил с оленями у подножья Сьерра-Морены. Для его поиска была отправлена группа из трех полицейских. Они нашли молодого мужчину, который ел фрукты в тени большого дерева. Мужчины спешили при большинстве лошадей и попытались поговорить с Марком, но он не мог ответить, так как после двенадцати лет молчания был не в состоянии произнести ни слова. Он чувствовал вопросы, но раневиги и за голодом — убегал от них.
Конечно, полицейские быстро поймали подозреваемого дикаря. Они связали руки Марку и посадили его в седло, повели от гор, которые стали для него домом. Марк помнит, как он громко кричал, покидая свою любимую землю. Полиция отвезла его в город Фуэнкалиенте, где в первую очередь подстригли его волосы. «Когда меня посадили в стул парикмахера, я посмотрел в зеркало и не узнал себя», — вспоминает Марко. Когда цирюльник начал точить лезвие, он испугался, уверенный, что его ведут на растерзание.
Затем молодого человека временно поместили в тюрьму Кардинье, пока полиция искала его отца. После того как это удалось, полиция не стала обвинять его в работорговле, а просто спросила, возьмет ли он своего сына. Мелькор совсем не оценил внешний вид ребенка и даже упрекнул его за отсутствие куртки, которая была на нем, когда он ушел из дома в возрасте шести лет. Мужчина отказался взять Марко, а полиция не увидела причин для его ареста и просто высадила его на главной площади Кардинии.
Два пастуха заметили мальчика и предложили ему полуофициальную работу. Через несколько дней Марк вновь вернулся в горы. Весной 1966 года молодой священник, Хуан Луис Гальвес, встретил его, когда тот пас коз у деревни совершенно неподалеку. Он был поражен, узнав, что пастух не может произнести и двух слов после того, как прошел год с возвращения к людям.
Несчастный Гальвес принял его к себе в семье и научил, как надевать одежду, вести себя за столом и говорить правильно. Кроме того, он организовал спортивные мероприятия, включая футбольные матчи, на которых Марко играл с другими детьми. Однако у мальчика оставалось стремление к жизни в горах. Приходский священник обратился за помощью к епископу Хоакину Пане. Епископ объяснил молодому священнику, что люди плохо относились к Маркосу, и что именно поэтому его привлекает свобода — «У него дух маленького обиженного ребенка».
В конце лета Гальвес решил отправить Маркоса в трудовой дом при монастыре в Мадрид. Здесь врачи приводили в порядок его ноги, обучая его движениям и возлагая перед ним задания грамматики и общения. Тогда ему приходилось зарабатывать на жизнь на стройке в Мадриде. Монахини надеялись, что такое окружение поможет Марку влиться в общество, однако это оказались заботы, полностью безуспешные: «Бедные монахини. Они проделали огромную работу, но не смогли подготовить меня к истинной жизни. Я так и не понял, что от меня ждут люди и что я должен делать дальше».
В начале 1967 года его призвали в армию в Кордове. Военная карьера не складывалась, так как во время учений он чуть не убил одного из своих сослуживцев. После всего этого он вновь вернулся в трудовой дом, где имел беседу с одним из своих новых знакомых, который убедил его поехать с ним на Майорку. Там началось развитие туризма, множества рабочих мест и перспективы существования на острове.
Конечно, когда они прибыли на остров, случайный путешественник похитил чемодан Маркоса с его скромными сбережениями и исчез. Владельцы гостиницы, где остановился испанец, сначала не верили ему и вызвали полицию, однако к счастью, монахини вовремя рассказали историю Марка.
Не хватает пищи для всех травоядных и фруктоедов. Поэтому насекомые и хищники концентрируются в подлеске джунглей. Другие прячутся на верхних этажах, где они в безопасности и находят свою пищу.
Настоящая история Маугли
В 1867 году охотники в Индии сделали необычное открытие. Они оказались глубоко в лесах Буландшахра на севере Индии, где обнаружили стаю волков, среди которых на четырех лапках бежал человеческий младенец. Затем группа исчезла в пещере. Охотники были настойчивы и решили добраться до истины, действуя противоположным путем, чтобы выманить зверей из пещеры, разжигали огонь у входа. Как только волки выскочили, они заманили их в ловушку и убили животных, чтобы спасти ребенка.
Они then seized him and transported him to the orphanage, where he was named Dina, which translates to «Saturday,» the day local residents found him. He was also given a last name — Sanichar.
Дина Саничар вошел в историю как шестилетний мальчик, воспитанный волками в индийских лесах Буландшахра, и это далеко не единичный случай подобной натуры. Индия имеет много историй о диких детях, включая детей волков, детей пантер, детей курицы, детей собак и даже детей газели. Эти легенды оказывают влияние на литературу и фольклор, но реальная жизнь таких детей, как правило, полна трагедий из-за изоляции от общества. Возвращение в цивилизованное общество становится заметным событием, но про диких детей быстро забывают. Это порождает вопросы, касающиеся того, что же делает нас людьми?
Глава детского дома, отец Эрхард, указывал на низкий интеллект мальчика: он казался либо слабым, либо глупым, но также проявлялись признаки разума. Иногда Саничар демонстрировал даже логику в своих действиях.
Известный детский психолог Уэйн Деннис разработал сектор модификации поведения детей с задержкой в развитии на основе бакии и родственных отношений: в своих трудах и статьях 1941 года он отмечал, что Саничар отличался плохой социализацией, будучи окруженным только волками, а также страдал от постоянного стресса, что дополнительно препятствовало его адаптации.
Однако его дружба с мальчиком из Манипури, также найденным в джунглях, показала, что через сложные испытания они обучали друг друга — учась пить из стакана, адаптируясь к новой жизни.
Одичавшие дети в Индии
Индийская культура веками лелеяла миф о диких детях. Легенды о мальчиках-волках и девочках, растущих вдали от цивилизации, стали обычной темой. Это было гораздо реальней, чем простые выдумки. В годы, когда дикий мальчик Саничар был найден, четыре случая существовали в Индии, и с каждым временем таких удивительных историй становилось больше. В период с 1843 по 1933 год зафиксировано как минимум 16 подтвержденных случаев, когда дети обоих полов выращивались различными животными. Наиболее известный случай произошел с двумя девочками, Камалой и Амалой, которых в 1920 году забрали у волков. Эти девочки ревели для луны, ходили на четвереньках и ели только сырое мясо.
Известно, что многие писатели вдохновлялись такими сказками и легендами. Редьярд Киплинг, прожив довольно долгое время в Индии, также был очарован историями о диких детях. Как только он узнал о случае Саничара, он создал «Книгу джунглей» – сборник рассказов, полюбившихся многим детям. Книга повествует о маленьком юноше Маугли, отвергнутом в лесу и усыновленном дикими животными. Неудивительно, что Дина Саничар также стал известен как «истинный индийский Маугли». Тем не менее сам Киплинг никогда не упоминал, что именно Дина Саничар стал его источником вдохновения для создания этого всемирно известного рассказа. Но между Диной и Маугли есть как видимые сходства, так и серьезные различия: например, герой реальной жизни никогда не покидал джунгли добровольно, в отличие от приключенческого героя.
Дальнейшая судьба Дины Саничара
Учитель Саничара, отец Эрхардт, постарался предоставить ему все необходимое для жизни, учил основам поведения и ценностей выбора. Однако даже после 20 лет взаимодействия с людьми он так и не смог развить полноценный человеческий характер.
Сказание о Ромуле и Реме, близнецах, брошенных на берегу реки Тибр и воспитанных волчицей, которые в конечном итоге основали Рим — это одна из самых известных историй о диких детях Запада.
Судьба Саничара, напротив, стала полной противоположностью этому романтическому мифу. Его жизнь указала на то, что возможно вывести мальчика из леса, однако лес, похоже, никогда полностью не покинет ребенка. Как и многие другие дикие дети, Саничар никогда не смог адаптироваться и интегрироваться в общество, обнаруживая себя в промежуточном состоянии. Хотя он и научился передвигаться на двух ногах, ему было трудно носить одежду. Он научился обращаться с посудой, но по-прежнему нюхал и ел только сырое мясо. Саничар также имел выдающиеся физические характеристики: рост всего 150 см, большие зубы и низкий лоб.
Так и не овладев языком, чтением или письмом, он старался общаться через звуки, напоминающие животные. Несмотря на неизменное нахождение среди людей, он оставался нервным и постоянно волновался. Пожалуй, еще более удивительным является его пристрастие к табаку, которое он перенял от окружающих. Дина, увлеченный этой привычкой, заядло курил. Как сообщается, его смерть произошла в 1895 году — он скончался от туберкулеза, вероятно, вызванного курением. После шести лет, проведенных в джунглях, он так и не смог социализироваться, оставаясь в своем сознании подобным животному, не став полноценным человеком. Возможно, для него было бы лучше остаться в дикой природе, где он рос, чем вернуться в общество.
Когда ее нашли, девочка вела себя как настоящая собака — прыгала на людей и лаяла. После того, как Наташу забрали у родителей и поместили в реабилитационный центр, чтобы девочка могла адаптироваться к человеческому обществу, ее «любящие» отец и мать были арестованы.
Виктор из Аверона
В 1794 году в лесах Аверона, регионе на юге Франции, был найден обнаженный мальчик семи или шести лет. Его поймали только в 1799 году, хотя, даже спустя время, подросток продолжал убегать от своих многочисленных охранников.
Те, кто имел дело с «дикарем из Аверона», обнаружили, что его мало интересует что-либо, кроме еды (он часто ел сырые овощи), сна и попыток побега. Аббат и профессор биологии Пьер Жозеф Бонатерр, у которого мальчик находился некоторое время, признал, что «дикий мальчик» совершенно не замечает низкие температуры и без ухода может спокойно играть даже в снегу.
Ученые, которые обследовали мальчика, пришли к выводу, что он, вероятно, глухонемой, а также безнадежно психически болен, что делает его социализацию крайне сложной. В 1801 году студент-медик Жан Марк Гаспар Итар взял его под опеку и назвал его Виктором (имя, как и его происхождение, установить не удалось).
Итар потратил целых шесть лет на то, чтобы социализировать Виктора, обучая его речи, языку и сочувствию. Результаты его усилий получили широкую известность и вскоре были интерпретированы как образовательная база для некоторых систем образования и воспитания. Система работы Итара повлияла на развитие будущих идей в образовании детей, что создало обязательства для нового поколения педагогов.
Научные материалы Итара невозможно обозначить как успешные в контексте социализации Виктора: он изучил лишь два слова: «молоко» и «о Боже», что могло показаться личной неудачей, так как бытие мальчика не подразумевало возможности однозначного понимания речи.
В 1811 году Виктора перевели на попечение экономки Итара, мадам Герен, которая ухаживала за ним на протяжении 17 лет. «Дикий мальчик» умер в 1828 году в возрасте около сорока лет. Врачи XIX века, анализирующие медицинские записи Виктора из Аверона, диагностировали у него умеренный аутизм, а также симптомы психического заболевания, которые усугублялись отсутствием адекватного ухода и нормализации.
Дети, выращенные собаками
История Оксаны Малой, девочки из Украины, которую IV даже I, воспитывали собаки, произошла совсем недавно. Архивы прессы 1990-х годов часто упоминали «собачью девочку» из украинского села Новая Благовещенка. Когда Оксане было три года, ее родители-алкоголики оставили ее на произвол судьбы среди собак, которые раскинули вокруг ее дом, социализируя ее.
Когда в 1991 году социальные службы начали появляться в округе, они нашли Оксану, ходившую на четвереньках, лаящую и спящую на полу, умывающуюся так же, как это делают собаки.
После реабилитации в интернате Одессы, где ей помогали восстановить навыки общения и самообслуживания, Оксана научилась говорить, но ее статус оставшейся на попечении психоневрологической службы продолжал сопровождать ее на протяжении всего будущего. Когда ей исполнилось 30 лет в 2013 года, она приняла участие в ток-шоу на украинском телевидении, рассказывая о своей жизни на ферме, где ухаживала за коровами и лошадьми.
Вместе с Оксаной на шоу также оказался Иван Мишуков, который в возрасте четырех лет сбежал от матери-алкоголички и Георгием. Он два года жил с дикими собаками, которые считаали его «своим» и защищали как своего.
Благодаря дружбе с «стаей» Иван смог сделать несколько попыток избежать полиции и социальных служб, которые пытались отобрать его от «опекунов». С четвертой попытки их усилия, однако, увенчались успехом – но, согласно Ивана, полицейским приходилось десятки раз ходить с ним, чтобы не дать собакам потерять его из вида.
Известно, что судьба Ивана сложилась чуть лучше, чем у Оксаны: как и она, он оказался в детском доме, так позже был усыновлен. Так как мальчик провел с собаками лишь два года, ему удалось быстренько восстановить свои языковые и социальные навыки и успешно окончить военную школу, затем отслужив в армии.
История Джини стала одним из значительных исследований в области духовного и интеллектуального развития «ребенка-маугли», подвергавшегося изоляции от общества. Эта теория была выдвинута Эриком Хайнцем Леннебергом в 1967 году, который на протяжении научных исследований сложил гипотезу «критического периода».
Его идея заключалась в существовании определенного возрастного предела, после которого человек уже не способен к освоению языковых навыков. Это критический период Леннеберг определил как промежуток между двумя годами и концом подросткового возраста. Он считал, что в этот период человеческий мозг должен быть полностью развит и способен говорить.
Тем не менее, Джини, которая начала реабилитацию в 13 лет, смогла научиться говорить, овладев некоторыми словами, хотя и не в совершенстве. Это лишь частично опровергает теорию Леннеберга. Совпадение исследований показывают, что ребенок с раннего детства, проведенного в изоляции от общества, теряет возможность обучения и социальной адаптации, что подтверждается множеством фактов.
Несмотря на то, что дети-маугли не всегда могут адаптироваться к обществу, это зависит от ряда факторов, включая возраст, в котором они были изолированы, продолжительность изоляции, психическое состояние, а также эффективность реабилитации. Однако подавляющее большинство таких «одичавших детей» могли стать таковыми от действий родителей, что предопределяет их судьбу в детских домах и интернатах, где зачастую невозможно получить должный уход и условия для полноценной реабилитации.